Кошки. Породы, стерилизация

Чем отличается институт от университета. Чем отличается институт от университета: преимущества при выборе последнего

Каждый год тысячи абитуриентов стоят перед самым главным выбором в своей жизни – выбором профессии. Множество ВУЗов предлагают свои услуги по одним и тем же специальностям. Но что предпочесть: университет или институт? Где будет учиться интереснее? Какое образовательное учреждение предоставит возможность получения более глубоких и практиконаправленных знаний? Найти ответ на этот вопрос настолько же важно, как и не прогадать с выбором будущей деятельности.
Первые университеты возникли еще в 12 веке и представляли собой общность профессоров и учащихся. В наше время университетом называются такие высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку специалистов по дисциплинам, являющимся основой научных знаний.
Институт – заведение достаточно молодое. Реализует подготовку студентов по программам для высшего образования.

Слово «университет» переводится с латинского как «совокупность». И на самом деле, подготовка в университете ведется по различным профилям. Кроме того, что под крышей университета объединены учебные программы в самых разных областях знаний, студент изучает помимо специальных предметов и общеразвивающие.
Чтобы учебное заведение получило статус института достаточно осуществлять подготовку специалистов одной направленности.

Научно-исследовательская деятельность

И в институте и в университете обязательной составляющей учебного процесса является научная работа. Однако направленность исследовательской работы может институтом выбираться, в то время как университет должен проводить как фундаментальные исследования, так и прикладные. Причем исследовательская работа должна охватывать широкий спектр наук.

Послевузовское образование

Если институту не возбраняется осуществлять деятельность по послевузовскому образованию, то университет обязан предоставлять такую услугу. Однако институт может заниматься повышением квалификации лишь работников-практиков, в то время как университет готовит научно-педагогические и научные кадры.

Обеспеченность кадрами и средствами обучения

Чтобы институт смог получить статус университета, необходимо не только развивать образовательную базу, но и иметь в штате значительное количество научных работников, большую библиотеку по всем предлагаемым научным направлениям, техническую обеспеченность учебного процесса.

TheDifference.ru определил, что разница между университетом и институтом заключается в следующем:

Институт является цельной образовательной единицей, а университет может включать в себя несколько институтов.
Институт готовит специалистов только по одному направлению, обучение в университете разнопрофильное.
Научная деятельность университета должна быть разноплановая и развиваться в нескольких направлениях.
В отличие от института, университет обязан осуществлять программы переподготовки кадров и повышения квалификации.

Мы говорим об учебных заведениях, каждое из которых относятся к категории высших. Институт ориентирован на подготовку студентов в узкой профессиональной области. Университет – многопрофильный ВУЗ, готовит специалистов по большому числу учебных программ. Академия ориентирована на подготовку широкого круга специалистов в определенной отрасли деятельности (экономика, образование, сельское хозяйство, военное дело и другие).

Какой ВУЗ выше по статусу? Сказывается ли статус учебного заведения на качестве образования? Поговорим об этом далее.

Характерные черты университета

Университет – это многопрофильный ВУЗ, проводящий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по большому числу специальностей. В его компетенции также находится переподготовка и повышение квалификации, научная работа не менее чем в 5-ти областях, соответствующих деятельности учебного заведения.

Ключевые черты:

  • Широкий круг специальностей, по которым проводится подготовка обучающихся студентов.
  • Большой состав преподавателей, соответствующий критериям и естественным образовательным потребностям.
  • Возможность включения в состав ряда институтов, их преобразование в факультеты.

Именно университет (а не академию, как многие считают) принято считать наиболее статусным ВУЗом в сравнении с остальными.

Закон при этом о статусах ничего не говорит, лишь обуславливает критерии градации. И одновременно с этим многие академии стремительно преобразовываются в университеты.

Данный факт обуславливается не столько стремлением повысить свой «статус» и привлечь студентов, сколько желание получить максимально широкие возможности для осуществления подготовки по непрофильным специальностям (по образовательным программам, выходящим за пределы компетенции и выбранной ВУЗом области).

Характерные черты академии

Академия – это ВУЗ, готовящий студентов по широкому кругу специальностей в одной из отраслей общественной деятельности. Он также может проводить переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Ключевые черты:

  • Широкий круг образовательных программ.
  • Подготовка студентов в одной отрасли.
  • Преподавательский состав меньше в сравнении с университетским.

Академия также проводит научные исследования, но только в своей отрасли. Поэтому научная работа не является столь же масштабной, как в университетах.

Акцент на одну область может накладывать отпечаток и на число студентов, и на объемы научной работы. В теории ВУЗ ориентирован на обеспечение одной из отраслей человеческой деятельности специалистами высокого класса за счет акцентирования программ подготовки именно на эту сферу.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Различия между институтом, университетом и академией

При определении вида устанавливается соответствие ВУЗа примерно 13-ти критериям. Ключевые из них:

  • Программы подготовки.
  • Соотношение аспирантов и студентов-очников.
  • Степени профессоров, преподавательский состав.

Соответственно, здесь важно соблюсти формальности. После нововведений, инициированных экс-министром образования РФ, в России должно было сократиться число университетов. По мнению законодателей, это должно было повысить качество образования в стране и обеспечить четкую градацию высших учебных заведений. Тогда же представители Рособрнадзора стали подходить к определению вида ВУЗа более строго. В результате были сформулированы многие дополнительные критерии, на основании которых и выявляются различия.

Чем отличается институт от университета

В институте меньше специальностей. Соответственно он готовит студентов по узкому кругу специальностей. Важные различия:

  • Число аспирантов на 100 студентов-очников – менее 2-х человек, а в университете не менее 4-х.
  • Финансирование (учитывается объем средств, переданных государством за 5 лет) – 1.5-5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей и более.
  • Минимум 60% профессоров имеют научные степени, а вот институтские показатели могут быть существенно ниже.

Еще одно важное отличие университета от института заключается в числе прошедших защиту аспирантов. В случае если через год после выпуска ее проходит не менее 1/4 выпускников, то ВУЗ может быть классифицирован как университет. Соответственно показатели института могут быть ниже заветных 25%.

Чем отличается академия от института

Тогда как институт проводит подготовку студентов в 1-й области профессиональной деятельности, академия – готовит специалистов в 1-й области человеческой деятельности. А значит, существует и разница в числе специальностей, а также в образовательных возможностях. Ключевые различия:

  • На 100 студентов-очников в академии приходится от 2-х аспирантов, в институте соотношение бывает ниже.
  • Финансирование 5-10 миллионов рублей против институтских показателей 1.5-5 миллионов.
  • Академия имеет в преподавательском составе минимум 60% профессоров с научными степенями, а институтский процент может быть существенно ниже.

Здесь также важно говорить о традициях. Те же знаменитые сельскохозяйственные академии были на первых полосах газет еще во времена СССР. А вот институты начали приобретать известность намного позже. Но со временем классификация стиралась – сегодня о ключевых различиях большинство абитуриентов даже не догадываются.

Отличие академии от университета

Если университет готовит студентов по широкому кругу специальностей, то в академии их число ограничено подготовкой кадров для одной области. Другие важные различия:

  • На 100 студентов очного отделения в университете приходится минимум 4 аспиранта, в академии – не менее 2-х.
  • Финансирование академии составляет 5-10 миллионов рублей, университета – минимум 10 миллионов рублей.

Данные критерии установлены законодательно. Но стоит понимать, что помимо Федерального закона комиссии руководствуются и рядом других нормативно-правовых актов. Именно поэтому ВУЗам так сложно переходить из одного вида в другой.

Вместо заключения: где лучше учиться

Казалось бы, ответ очевиден, ведь выстраивается четкая статусная иерархия: сначала университет, потом академия и только потом институт. На практике все выглядит иначе. Многие различия в показателях, в частности в профессорско-преподавательском составе и в финансировании, не говорят о качестве образования. Прежде всего, ввиду численности студентов: в тех же институтах она почти всегда ниже, чем в университетах. Соответственно огромные суммы денег и десятки профессоров со степенями институту попросту не нужны.

Студентам рекомендуется основывать выбор не на виде высшего учебного заведения, а на его рейтинге, опыте студентов этого ВУЗа, на основе данных о популярности выпускников среди работодателей и других практических показателях.

Иначе вы рискуете погнаться за высоким статусом ВУЗа и получить образование низкого качества. Помните, что в вашем дипломе не будет указан статус вашего учебного заведения. Работодателю может быть известна лишь его репутация – а к какому виду относится ВУЗ ему абсолютно все равно.

Соответственно вы не можете делать выводы о перспективности и качестве образования на основании одного только вида из классификации. Заранее узнайте, как выбрать ВУЗ для обучения, на что обратить внимание. Это поможет вам не путаться в формальностях и организационных формах, а учитывать только по-настоящему важные для образования и трудоустройства критерии. Изучайте рейтинги, читайте отзывы и выбирайте самое перспективное место для обучения из всех возможных.

Чем отличается институт от университета и академии

5 (100%) 1 vote

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

Подать заявку на обучение

Понятие университет

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Основные точки отличия института от университета

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

Осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

Занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

Ведут курсы повышения квалификации.

Структурные образовательные отличия

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

На 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

Не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

Вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

Вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

Учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

Имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

Имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

Осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

Использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Подать заявку на обучение

Отличия в преподавательском составе между университетом и институтом

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

Институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

Университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Прием на работу по диплому университета или института

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

Подать заявку на обучение

Абитуриент из года в год впадает в ступор: среди высших учебных заведений кроме названий ему встречаются столь желанные и одновременно незнакомые слова «университет», «академия» и «институт». Тут возникает и разумный вопрос, чем же отличаются типы заведений и какому отдать предпочтение.

Все три определения призваны разграничить все вузы по виду получаемых знаний (узкоспециальные и фундаментальные) и по структуре (университет состоит из институтов).

Университет готовит специалистов самых различных направлений, начиная от дизайнеров, и заканчивая физиками-ядерщиками. Как и в любом другом вузе, в университете ведется научная работа. Как правило, она носит фундаментальный характер, то же касается и знаний с навыками. Таким образом, университет призван не только помогать в освоении конкретной специальности, но и развивать студента как личность. Поэтому в университетских программах встречаются предметы общеобразовательного характера.

Академию принято называть промежуточным звеном от института к университету. Как правило данный тип вуза готовит специалистов в одной отрасли. Например, в Белорусской государственной академии физической культуры готовит работников физической культуры и спорта. Студенты же обучаются по специализациям, связанных с конкретным видом спорта. В структуре академии также как и в университете могут состоять институты.

Институт, как правило, отвечает за подготовку узкоспециализированных кадров. То есть программа этих вузов отвечает только требованиям по получению профессии. В качестве структурной единицы институт разделяет сферы обучения на специализации.

В теории, разделение вузов на типы логично и понятно. Однако действительность выглядит несколько иначе. Разделение на университеты и институты носит только номинативный характер и может служить показателем лишь численности профессуры, а также увеличенным набором студентов. К сожалению, все вузы страны должны следовать единой программе, разработанной в Министерстве образования, которая придерживается золотой середины. В итоге студенты абсолютно всех вузов учат высшую математику, медицину и ряд других обязательных дисциплин.

Ярким примером может служить недавнее образование Института журналистики БГУ из факультета журналистики. Принципиальных изменений студенты так и не увидели: преподаватели те же, программа - прежняя. Перефразируя известную поговорку - те же пары, только в профиль.

Именно поэтому абитуриенту так сложно выбрать место будущей профессии. Тут вступают в игру такие критерии как престижность вуза, конкурс и качество образования в целом. Кстати, ошибочно принято считать, что вузы «второй волны» поступления менее престижны, чем «первой», на самом деле, при нынешних условиях любой вуз может дать необходимые знания и навыки для будущей работы. А вот какой карьерный рост вы получите из почвы высшего образования, зависит только от собственных усилий. Сегодня в стране действует более полусотни вузов разной формы собственности.

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.



Загрузка...