Кошки. Породы, стерилизация

Единоличный исполнительный орган председатель правления. Исполнительный орган юридического лица

Исполнительный орган юридического лица

Гражданский кодекс РФ не содержит явного определения исполнительного органа.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. (ГК РФ, ст. 54, п. 2)

Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор).


Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое "Исполнительный орган юридического лица" в других словарях:

    ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Юридическая энциклопедия

    Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями… … Википедия

    ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Энциклопедия права

    Коллегиальный исполнительный орган - (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Большой юридический словарь

    Орган управления - Орган (управления) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной… … Википедия

    Юридические лица - Юридическое лицо по российскому законодательству организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени… … Википедия

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Представительство (правоотношение) - У этого термина существуют и другие значения, см. Представительство. Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании… … Википедия

    РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖНИКА - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Корпоративные отношения, возникая и развиваясь внутри организации, представлены с одной стороны лицами - собственниками имущества организации (учредителями юридического лица), с другой - органами, осуществляющими руководство деятельностью образованного собственниками имущества юридического лица. Как известно, органы юридического лица являются субъектами, выражающими волю юридического лица вовне. При этом указанные органы осуществляют различные функции и призваны решать различные задачи. Так, например, основными функциями органа юридического лица являются, во-первых, функции по управлению деятельностью организации, во-вторых, функции по контролю за соблюдением в деятельности управляющих органов юридического лица законодательства Российской Федерации, актов и решений волеобразующих структур.

Исходя из указанных функций, общепринятым в литературе является деление органов юридического лица на две группы:

1. Органы управления.

2. Органы контроля.

При этом в соответствии с действующим законодательством к первой группе органов относятся:

1. Общее собрание.

2. Совет директоров.

3. Исполнительные органы юридического лица.

Ко второй группе органов относится ревизионная комиссия.

Органы управления юридического лица, выражая волю корпорации вовне, являются непосредственными участниками взаимоотношений, возникающих между ними и самим юридическим лицом. Следует отметить, что в научной литературе и правоприменительной практике отсутствует единство в понимании правовой природы указанных отношений. Одной из наиболее распространённых позиций является та, согласно которой отношения, возникающие между органом юридического лица и самой организацией, носят характер трудовых правоотношений. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее - Закон) в абзаце 3 пункта 3 статьи 69 закрепляет положение, в соответствии с которым на отношения между обществом и исполнительным органом действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Федерального закона. Особое внимание следует уделить также позиции, занимаемой Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 20.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса» Пленум указал, что «отношения между единоличными исполнительными органами обществ, членами коллегиальных исполнительных органов обществ, с одной стороны, и обществами - с другой, основаны на трудовых договорах». Другой распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой отношения между исполнительным органом и юридическим лицом носят гражданско-правовой характер. Некоторые авторы отмечают, что отношения, возникающие между юридическим лицом и органом, осуществляющим текущее управление деятельностью корпорации, носят характер корпоративного представительства. При этом основанием возникновения указанных отношений является не трудовой договор, а договор особого рода, офертой в котором является согласие кандидата на выдвижение в состав органа юридического лица, а акцептом - решение об избрании. Противоречие в понимании правовой природы отношений между исполнительным органом и корпорацией обусловлено и существованием неоднозначного похода к их определению и в законодательстве. Так, например, Арбитражный процессуальный кодекс содержит статью 225.1 в абзаце 1 пункта 4 которой говорится о том, что «споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц рассматриваются арбитражными судами». Подобная формулировка позволяет говорить о том, что между органом управления и юридическим лицом возникают гражданско-правовые, а не трудовые отношения.

Однако на наш взгляд существование указанных точек зрения не должно вызывать противоречия в понимании правовой природы органа юридического лица, осуществляющего управление деятельностью юридического лица. В настоящее время наиболее распространённой формой существования юридического лица является акционерное общество, поэтому дальнейшее исследование заявленной автором проблемы будет базироваться на решении вопросов, касающихся правового положения управляющего органа юридического лица, на примере акционерных обществ.

Как уже было сказано, управление делами организации осуществляется разнообразными органами: советом директоров, общим собранием акционеров, исполнительным органом юридического лица. При этом следует отметить, что в соответствии с Законом общее собрание акционеров является высшим органом, осуществляющим управление деятельностью корпорации, совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью организации, исполнительный орган, в свою очередь, призван решать вопросы текущего руководства. Взаимоотношения между юридическим лицом и указанными органами могут носить как характер гражданско-правовых отношений, так и характер трудовых отношений. Так, например, общее собрание акционеров является уставным органом юридического лица, соответственно состав общего собрания, его компетенция, порядок подготовки и проведения общего собрания, круг решаемых вопросов определяются Уставом акционерного общества. Следовательно, осуществляя свою деятельность на основании Устава общества, общее собрание акционеров вступает с самим обществом в гражданско-правовые отношения. Основным документом, в соответствии с которым осуществляет текущее руководство деятельностью общества исполнительный орган юридического лица, является договор, заключаемый между обществом и указанным органом. При этом в научной литературе и практике правоприменения общепризнанной является мнение о том, что указанный договор является трудовым. Следует отметить, что в определённых случаях между обществом и исполнительным органом может заключаться и гражданско-правовой договор. Это те случаи, когда в соответствии с Законом полномочия исполнительного органа по решению общего собрания акционеров передаются управляющей организации или индивидуальному предпринимателю. При этом наиболее распространённой ошибкой является отнесение указанного договора к договору доверительного управления имуществом. Доверительное управление устанавливается в отношении имущества, но никак не в отношении организации. Следовательно, если в доверительное управление передаётся предприятие, то оно рассматривается в данном случае не как организация, а как имущественный комплекс, который по своей сути не будет являться юридическим лицом. При этом субъект, осуществляющий доверительное управление, является не исполнительным органом, а «управляющим по договору доверительного управления». Таким образом, договор между обществом и управляющей организацией или индивидуальным предпринимателем является договором особого рода и вполне возможна ситуация заключения не гражданско-правового, а трудового договора с указанными субъектами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правовая природа взаимоотношений, возникающих между органами управления юридического лица и самим юридическим лицом, действительно носит двойственный характер. При этом особую сложность вызывает определение правовой природы взаимоотношений, возникающих между обществом и его исполнительным органом.

Во-первых, в настоящее время действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не даёт нам легального определения исполнительного органа юридического лица. В ст. 54 имеется лишь указание на то, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Во-вторых, в современной цивилистической литературе под исполнительным органом принято понимать единоличный или коллегиальный орган волеобразования и волеизъявления юридического лица. При этом возможность волеобразования не приравнивается в функции управления в чистом виде. Данная возможность предоставляется исполнительному органу юридического лица не для целей управления, а в целях реализации управления. Выступая в качестве субъекта корпоративных отношений, исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества.

В-третьих, как уже было сказано, исполнительный орган юридического лица может осуществлять свои функции как на основании трудового договора, так и на основании гражданско-правового договора особого рода, заключаемого между указанным органом и обществом.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение исполнительного органа юридического лица: «исполнительным органом юридического лица является единоличный или коллегиальный орган волеобразования и волеизъявления организации, осуществляющий текущее управление деятельностью корпорации на основании заключённого между ним и юридическим лицом договора».

Общепризнанной является позиция, в соответствии с которой исполнительный орган юридического лица призван решать следующие задачи: отвечает за каждодневную работу общества и её соответствие финансово-хозяйственному плану; добросовестно, своевременно и эффективно исполняет решения совета директоров и общего собрания акционеров.

В соответствии с Законом возможны два варианта существования в обществе исполнительного органа:

1. Единоличный исполнительный орган.

2. Одновременное существование единоличного и коллегиального исполнительного органа.

При этом Закон определяет, что возможность одновременного существования единоличного и коллегиального исполнительного органа должна быть прямо предусмотрена Уставом общества, в котором в обязательном порядке определяется компетенция коллегиального органа. Компетенция же единоличного исполнительного органа вне зависимости от существования коллегиального исполнительного органа формируется по остаточному принципу.

Действующее законодательство не закрепляет перечня требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим текущее управление деятельностью организации. Однако следует отметить, что, как правило, генеральным директором или членом правления организации являются физические лица, обладающие полной дееспособностью, имеющие гражданство Российской Федерации и не лишённые по суду права занимать соответствующие должности. Указанные лица не обязаны владеть акциями общества. При этом Закон содержит ряд ограничений, в соответствии с которыми лицо не может замещать должность исполнительного органа юридического лица:

1. Членом коллегиального органа юридического лица может быть только физическое лицо.

2. Генеральный директор не может быть председателем совета директоров.

3. В состав исполнительных органов не могут входить члены ревизионной комиссии и члены счётной комиссии общего собрания акционеров.

4. Совмещение генеральным директором и членом коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров.

В литературе также указывается, что физическое лицо, занимающее должность исполнительного органа юридического лица, для исполнения своих обязанностей должно обладать профессиональной квалификацией, опытом работы в сфере деятельности общества, а также в сфере управления. Необходимо отметить, что в соответствии законодательство не содержит запрета на включение в Устав общества конкретных требований к лицам, которые избираются на должность исполнительного органа юридического лица.

Единоличный исполнительный орган – орган юридического лица (генеральный директор, директор, президент и т.д.), который уполномочен приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности организации.

Комментарий

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).

У любого юридического лица должен быть руководящий орган – лицо (группа лиц), которое осуществляет оперативную деятельность, контроль и организацию деятельности юридического лица. Именно руководящий орган приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности организации.

Руководящий орган юридического лица может быть единоличным (когда решение принимает одно лицо) или коллегиальным (решение принимается группой лиц).

Особенности руководящего единоличного органа юридического лица определяются нормами законодательства, в зависимости от выбранной организации.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает правила:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества (п. 4 ст. 32).

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников (ст. 40).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества(ст. 40).

Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества (ст. 40).

Образование единоличного исполнительного органа ООО

По общему правилу, в компетенцию общего собрания участников общества входит образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним (п. 4 ст. 33). Решение по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37).

Уставом общества решение указанных вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 4 ст. 33).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа ООО управляющему

По общему правилу, в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо (ст. 40 Закона). В то же время, ст. 42 закона предусматривает, что общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. В этом случае, функцию единоличного исполнительного органа выполняет управляющий, которым может выступать иная организация или индивидуальный предприниматель.

До 1 июля 2009 года, было установлено правило, что передача полномочий управляющему возможно, только если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. С указанной даты, это требование было отменено (Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Для акционерных обществ Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах» устанавливает правила:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров (п. 1 ст. 69).

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) (п. 1 ст. 69).

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 69).

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (п. 2 ст. 69).

Образование единоличного исполнительного органа АО

По общему правилу к компетенции общего собрания акционеров относится образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий (пп. 8 п. 1 ст. 48). Решение общего собрания акционеров по этому вопросу принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49).

Уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 49)

Передача полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 1 ст. 69).

Сведения об органах управления в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре юридических лиц)

Сведения об органах управления указываются в ЕГРЮЛ. Соответственно, изменение руководителя организации должно быть соответствующим образом зарегистрировано. Так, ст. 5 федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, указывает:

Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

Трудовые отношения с руководителем

Особенность трудовых отношений с руководителем организации регулируется главой 43 ТК РФ.

Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с нормативными актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации установлены статьей 278 ТК РФ:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

В то же время, для руководителя устанавливается дополнительная гарантия. Так, в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

В случае расторжения трудового договора с руководителем организации (а также его заместителями и главным бухгалтером) в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц (ст. 280 ТК РФ)*.

* для других работников этот срок установлен в 2 недели (ст. 80 ТК РФ).

Вопрос о том, кто может быть единоличным исполнительным органом на наш взгляд, остается открытым. Считается, что единоличным исполнительным органом может быть любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью. Следует обратить внимание на то, что Закон об акционерных обществах об этом прямо не говорит*. В отличие от акционерного закона, Закон об обществах с ограниченной ответственностью прямо предусматривает, что в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

Участие юридических лиц в органах управления обществом известно и зарубежному законодательству. Например, Торговый кодекс Франции 1999 года допускает, что «администратором может быть назначено юридическое лицо. При своем назначении оно обязано определить постоянного представителя, на которого распространяются такие же требования и обязанности и который несет такую же ответственность, тражданскую и уголовную, что и администратор, независимо от солидарной ответственности юридического лица, ко"юрое он представляет. Если юридическое лицо отзывает своего представителя, оно обязано одновременно принять меры к его замене» (ct.L. 225-20).

Более того, если акционерный закон допускает передачу полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то почему же единоличным исполнительным органом не может быть юридическое лицо.

Акционерный закон, в отличие от Закона об обществах с ограниченной ответственностью также не устанавливает, должен ли единоличный исполнительный орган или член коллегиального исполнительного органа быть акционером данного общества либо это могут быть лица, не являющиеся акционерами.

Ограничения, которые устанавливает Закон об акционерных обществах в отношении единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа, заключаются в следующем. Во- первых, генеральный директор не может быть председателем совета директоров, что прямо предусмотрено статьей 66 Закон» об акционерных обществах. Вместе с тем, каких-либо препятствий для того, чтобы генеральный директор вошел в состав совета директоров, не установлено.

Во-вторых, r состав исполнительных органов не могут входить члены ревизионной комиссии и члены счетной комиссии общего собрания акционеров. В-третьих, члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 144 состава совета директоров общества.

У членов правления и генерального директора не должно быть конфликта интересов, вызванного их участием в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах - конкурентах общества. Поэтому закон содержит положение о запрете конкуренции: «совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества» (статья 70 Закона об акционерных обществах).

Аналогичные положения содержатся и в зарубежном акционерном законодательства.

Так, Акционерный закон Германии содержит положение о том, что членам правления без согласия наблюдательного совета запрещено заниматься торговым промыслом и совершать сделки за свой или чужой счет в предпринимательской отрасли общества. Им без согласия также не разрешается быть членом правления, или управляющим, или участником, несущим личную ответственность, в другом торговом обществе. В соответствии с Торговым кодексом Франции, «никто не может одновременно состоять более чем в двух дирекциях или осуществлять функции генерального директора более чем в двух акционерных обществах, местонахождение которых расположено на территории Франции». Кодекс корпоративного поведения рекомендует включать в устав положение о том, что генеральным директоров или членом правления не может быть назначено (избрано) лицо, являющееся участником, должностным лицом или иным работником юридического лица, конкурирующего с обществом. Это также должно быть закреплено в договоре с генеральным директором или членом правления.

Директор (генеральный директор) - единоличный исполнительный орган коммерческой организации,- это лицо, которому акционеры доверили руководство текущей деятельностью общества, то есть ежедневное решение вопросов, связанных с повседневной хозяйственной деятельностью. В связи с этим значение имеют не только профессиональные и деловые качества генерального директора, но и наличие у него достаточного времени заниматься делами общества. Поэтому совмещение генеральным директоров должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров. Более того, Кодеке корпоративного поведения рекомендует включать в устав положение о том, что генеральный директор не имеет права осуществлять никакую иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью общества.

Число членов коллегиального исполнительного органа должно быть оптимальным для продуктивного и конструктивного обсуждения вопросов, а также для принятия своевременных и взвешенных решений. Как правило, коллегиальный исполнительный орган российского акционерного общества состоит из генерального директора и 5 - 7 членов.

Таким образом, образование единоличного исполнительного органа в акционерном обществе происходит на основании решения общего собран ня акционеров, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров. В обществе с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников в соответствии со статьей 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Вопросы прекращения полномочий единоличного исполнительного органа детально урегулированы Законом об акционерных обществах (статья 69). В соответствии с пунктом 3 «Образование исполнительных органов, общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества». Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, Дирекции), управляющей организации или управляющего.

Если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного сонета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.

Одна из проблем, связанных с деятельностью исполнительных органов - это регламентация отношений, возникающих между обществом и единоличным исполнительным органом, а также между обществом и членами коллегиального исполнительного органа. Глава 43 Трудового Кодекса РФ регламентирует особенности труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций.222 Если акционерный закон исходит из понятия исполнительною органа (единоличного и (или) коллегиального) как органа юридического лица, через который юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (статья 53 1К! РФ), то трудовое законодательство использует понятие руководитель организации. В соответствии со статьей 273 ТК РФ, «руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Акционерный закон предусматривает", что права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального дирекгора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров общества или лицом, уполномоченным еовегом директоров общества.

В соответствии с трудовым законодательством права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Но акционерный закон прямо говорит, что «на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиальною исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона "Об акционерных обществах"».

Отсюда вопрос - можно ли договор с единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) рассматривать как трудовой договор с учетом особенностей, установленных Главой 43 Трудового кодекса РФ? Или такой договор должен регламентироваться нормами акционерного законодательства, и к такому договору трудовое законодательство будет Применяться лишь в част и, не противоречащей акционерному законодательству?

Пока же трудовое законодательство старается «приспособиться» к положениям акционерного законодательства, в частности, в отношении досрочного прекращения полномочий исполнительного органа. Закон «Об акционерных обществах» допускает, что общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиальною исполнительного органа общества (правления, дирекции). С позиции трудового законодательства досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа является прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным статьей 278 ТК РФ, в частност и, в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора или по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором. Поэтому если общее собрание (или совет директоров, если образование исполнительных органов отнесено к его компетенции) принимает решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, то одновременно с этим решением следует принять и решение о прекращении трудового договора. С позиции трудового законодательства принятие уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора по существу является увольнением по инициативе работодателя. Поэтому у уволенного генерального директора или члена коллегиального исполнительного органа появляется право обратиться в суд с признанием увольнения незаконным и о восстановлении в прежней должности. Н связи с этим возникает вопрос - должен ли генеральный директор (директор) заявлять иск о признании недействительным решения общею собрания акционеров (или решения совета директоров)? Какой суд рассматривает подобные споры? Понятно, что индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора рассматриваются непосредственно в судах общей юрисдикции. Но исходя из того, что речь идет о прекращении не просто трудового договора, а о прекращении полномочий исполнительного органа общества, было бы разумнее отнести такие индивидуальные трудовые споры руководителя, членов коллегиального исполнительного органа на рассмотрение арбитражного суда. Другая проблема, связанная с образованием исполнительных органов общества - особенно единоличного исполнительного органа - это момент приобретения лицом полномочий единоличного исполнительного органа и соответственно, момент их прекращения. С одной стороны, сведения о единоличном исполнительном органе общества включаются в состав сведений, подлежащих включению в Единый государственный реестр юридических лиц. С другой стороны, отношения между единоличным исполнительным органом и обществом регулируются корпоративным законодательством и, в части не противоречащей ему, трудовым законодательством.

Коль скоро вопрос об образовании исполнительных органов общества отнесен к компетенции общего собрания акционеров или к компетенции совета директоров, если это предусмотрено уставом общества, то, соответственно, с даты принятия решения общего собрания акционеров (или решения совета директоров) у единоличного исполнительного органа появляются полномочия действовать от имени общества.

Однако Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»223 требует, чтобы сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, были внесены в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Поэтому, по мнению налоговых органов, единоличный исполнительный орган приобретает полномочия не с даты принятия решения общего собрания (совета директоров), а с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Данная позиция налоговых органов аргументируется целым рядом доводов и была выражена в Письме Федеральной налоговой службы от 26.10.2004 № 09-0-10/"1223.""t Несмотря на это, Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2006 г. № 2817/06 положения данного Письма ФНС признаны недействующими как не соответствующие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговые органы продолжают стоять на своей позиции. Выходом из такого противостояния акционерных обществ (равно как ООО) и налоговых органов могло бы быть включение в акционерный закон

223 СЗ РФ. 13.0X.2001. №3 (часть I). Ст. 3431.

Кулибаба Ю.А. Порядок предоставлении в регистрирующий орган документов для «несения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением его учредительных документов // Акционерный вестник, сентябрь № 9(36) 2006. С. 52.

положения о том, что полномочия единоличного исполнительною органа возникают (и соответственно прекращаются) с даты принятия решения общего собрания акционеров (или совета директоров) общества.



Загрузка...