Екатерина Потемкина
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа
Цель : Продолжать развивать математические представления у детей средней группы .
Задачи :
Образовательные :
Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами , добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет .
Продолжать учить сравнивать две группы предметов , разных по форме , определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине , ширине
Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.
Развивающие :
Развивать внимание, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Воспитывать интерес к занятию , отзывчивость, желание помогать другим, умение работать самостоятельно
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк.
В зоопарк идут ребята -
Школьники и дошколята,
Посмотреть зверей хотят,
Звери в клетках все сидят.
И несут им угощение :
Кто банан, а кто печенье,
1. Игровая ситуация «Дорога в зоопарк»
Ребята, добраться в наш зоопарк не так просто. Посмотрите, на дорожки перед зоопарком.
Давайте мы их с вами сравним. Дорожки одинаковые?
Чтобы добраться до зоопарка, нам нужно выбрать самую длинную и широкую дорогу. Посмотрите внимательно и выберете , какая нам нужна.
Дети : красная.
Воспитатель : Молодцы. Вот и пришли мы в зоопарк
2. «развесим платочки» - уравнивание групп предметов 2 способами
Воспитатель : Первым нас встречает кто? Обратите внимание на енота, который сушит на веревке платочки, Сколько платочков сушится на веревке?
Дети : Много.
Воспитатель : Какого они цвета?
Дети : Красные, желтые
Воспитатель : Одинаковые ли платочки по форме ?
Дети : Круглые, треугольные.
Воспитатель : Что можно сказать о количестве круглых и треугольных платочков : поровну ли их? Как это можно узнать?
А чтобы узнать мы выкладываем на верхнюю полоску круглые платочки столько же сколько у енота. Сколько круглых платочков? Давайте посчитаем. (5)
Теперь на нижнюю полоску выложим треугольные платочки. Сколько платочков у енота? (4)
Воспитатель : Каких платочков больше : круглой или квадратной формы ?
Дети : Платочков круглой формы больше .
Воспитатель : Каких платочков меньше : круглой или квадратной формы ?
Дети : Платочков квадратной формы меньше .
Воспитатель : Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну ?
(Вместе с детьми обговариваем способы уравнивания групп предметов ).
3. Физминутка.
Обезьянка предложила поиграть в подвижную игру с мячом «Скажи наоборот»
низкий - высокий,
длинный – короткий,
День-ночь,
узкий – широкий,
лёгкий – тяжёлый,
Слева – справа,
Далеко – близко;
Вверху – внизу,
Один – много,
Утро-вечер,
толстый – тонкий,
4. «лишняя фигура»
Воспитатель : Давайте посмотрим, кто же нас еще ждет в зоопарке? (попугай) . Он принес нам задание игру. Здесь на карточке изображены фигуры. Нужно внимательно посмотреть на карточку и найти лишнюю фигуру. Эту фигуру нужно будет выложить из счетных палочек. А потом мы посмотрим, правильно ли вы нашли лишнюю фигуру.
Воспитатель : Какие мы с вами молодцы!
5. «Распутаем дорожки»
Воспитатель : Но зоопарк уже закрывается и нам пора возвращаться в группу . Но что же делать все дорожки перепутались и чтобы вернуться обратно в группу нужно разложить дорожки от самой длинной до самой короткой. Возьмите ваши дорожки и разложите на столе от самой длинной дорожки до самой короткой дорожки. А теперь давайте проверим правильно ли мы, разложили дорожки.
Вот мы и в группе .
Где мы с вами сегодня побывали?
Какие животные нас встречали в зоопарке?
Что мы делали с енотом?
В какую игру играли с обезьяной?
Какое задание нам приготовил попугай?
Вот какие мы с вами молодцы!
Публикации по теме:
«Занимательная математика». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) Тема: «Занимательная.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (младшая группа) Программное содержание: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Приключение Дюймовочки» (средняя группа) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №3» Конспект ООД по образовательной области «Познавательное.
Конспект по формированию элементарных математических представлений «Цветик-семицветик» (старшая группа) Цели: Оценка полученных знаний, представлений, умения, детьми в течение учебного года. Задачи: Обучающие: Выявить и закрепить ЗУН у детей,.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Цели: продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты словами "широкий - узкий",.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Возрастная группа: младшая Тема: В гости к белке и медведю» Ведущая образовательная деятельность: познание (формирование элементарных математических.
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Волшебный теремок»
Программные задачи:Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
Закрепить умение соотносить количество предметов с числом;
Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла бибабо - мышка, карточки с цифрами и предметными картинками, геометрические фигуры , игрушки (пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, Маша и медведь, один ежик) , четыре обруча, бубен.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , карточки с цифрами.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?
А задания такие:
Задание № 1.
«Назови геометрические фигуры»
Что это? (Квадрат)
А кто может назвать эту фигуру? (Прямоугольник)
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей)
- Как можно проверить? (Наложить их друг на друга)
- Что теперь мы видим? Что можем сказать? (Две стороны у прямоугольника длиннее, чем квадрата, а две другие одинаковые)
- А чем отличается квадрат от треугольника? (У треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны)
- Чем отличается круг от квадрата? (У круга нет углов и сторон)
Задание № 2.
«Покажи правильно»
(Воспитатель называет геометрические фигуры, а дети поднимают ту геометрическую фигуру, которую называет воспитатель).Задание 3.
«Найди место фигуре»
(На полу лежат четыре обруча, в центре каждого геометрическая фигура.Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре)
Воспитатель: Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит, вам надо найти обруч с вашей геометрической фигурой и встать вокруг него. (Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются своими фигурами)
Задание № 4.
«Ударь в бубен столько раз, сколько показывает цифра»
(Воспитатель поднимает карточку с цифрой, ребенок должен ударить в бубен столько раз, сколько показывает цифра).Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так
(поднять руки вверх и делать наклоны в стороны)
Дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по- медвежьи)
И из речки воду пили:
Вот так, вот так (наклоны туловища вперед)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, («пружинки»)
Лапы выше поднимали:
Вот так, вот так (прыжки, хлопая вверху руками)
Лапы выше поднимали.
Задание № 5.
«Посчитай правильно»
(Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки. Дети должны правильно соотнести количество предметов с числом).Задание № 6.
«Найди домик каждому числу»
(Воспитатель раздает карточку с цифрой каждому ребенку.На пяти столах лежат игрушки: пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, два героя из сказки «Маша и медведь» и один ежик. Воспитатель раздает детям карточки с цифрой и показывает пять домиков, где живут игрушки.
По сигналу дети находят домик своей цифре и встают возле него. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли все нашли свой домик.
Можно поменяться карточками и поиграть еще несколько раз).
Воспитатель: Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку. А если Мышке-норушке опять будет нужна наша помощь, то мы ей обязательно поможем. Правда, ребята?
Мышка: Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости? Какая история с ней приключилась? Как мы смогли ей помочь? Какие задания мы выполняли? Вам понравилось помогать Мышке-норушке? (Ответы детей).
I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой. Математика (греч. mathematike, от máthema знание, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. «Чистая …
Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
СССР. Естественные науки - Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Соединённые Штаты Америки - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Великобритания - I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия
Великобритания (государство) - Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика - (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
Вселенная - Крупномасштабная структура Вселенной как она выглядит в инфракрасных лучах с длиной волны 2,2 мкм 1 600 000 галактик, зарегистри … Википедия
Украинская Советская Социалистическая Республика - УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия
Индия - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия
Испания - (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия
Ирина Баканова
Конспект занятия по ФЭМП (средняя группа)
Литература:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС/Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Новиковская О. А. «Математика в играх и картинках» (94-96)-СПб. : Паритет, 2007.
3. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5лет. ФГОС - М. : Мозаика-Синтез, 2014
Задачи:
Образовательные:
Количество и счет:
Закрепить знание количественного счета.
Закреплять умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры и их свойства: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ориентировка во времени:
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Закреплять знания детей в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др.
Развивающие:
Развивать мышление: учить видеть закономерности.
Воспитательные:
Вырабатывать у детей личностные качества - самостоятельность, аккуратность.
Активизация словаря:
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, утро, день, вечер, ночь.
Наглядный материал и оборудование:
Демонстрационный:
Магнитная доска, картинка- изображение Незнайки (на доске, игрушка Незнайка, игрушка старик-лесовик с часами, схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток, изображения деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный:
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона на каждого ребенка.
Организация детей:
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Рассаживает детей за парты по двое, с учетом индивидуальных особенностей.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.
На магнитной доске прикреплена картинка Незнайки и игрушка старик Лесовик с часами.
1. Математическая разминка
Ребята, сегодня ваша помощь нужна Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старичку - Лесовичку, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Лесовичок рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Для этого нужно ответить на все задания Лесовичка.
Первое задание. Назови все части суток по порядку, начиная с утра.
(Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал)
А сколько их всего? Давайте посчитаем. (4)
Молодцы, справились с заданием. Второе задание, определите по Солнцу, какое время суток наступило, с помощью схемы местоположения Солнца.
Когда Солнышко встает, наступает … (утро)
Солнце высоко в небе … (днем)
Солнце садится… (вечером)
Темно и появляется на небе Луна и звезды … (ночью)
И с этим заданием вы тоже справились!
2. Работа с раздаточным материалом
Старичок приготовил следующее задание. Перед вами лежат геометрические фигуры.
Назовите их? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Посчитайте, сколько перед вами лежит геометрических фигур? (4)
Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы)
Столько сторон и углов у квадрата? (4 стороны, 4 угла)
Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы)
Столько сторон и углов у треугольника? (3 стороны, 3 угла)
Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы)
Сколько сторон и углов у прямоугольника? (4стороны, 4 угла)
Что вы знаете про круг? (У круга нет сторон, нет углов)
Обозначим круг- утро, день- квадрат, вечер- треугольник, ночь- прямоугольник.
Я загадываю Вам загадку, а Вы должны отгадать, какое это время суток и показать соответствующую геометрическую фигуру.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже. (Ночь).
Поднимают прямоугольник.
Дети вышли на прогулку,
Наблюдение ведут.
Солнце в небе ярко светит,
Птички весело поют. (День).
Поднимают квадрат.
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
(Утро). Поднимают круг.
За окном уже темнеет.
Посмотри скорей в окно:
Огоньков полным-полно.
(Вечер). Поднимают треугольник.
3. Физкультминутка
А сейчас пришло время немного отдохнуть, но с пользой.
Нам на месте не сидится,
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу. (Наклоны вперед- назад)
Корпус крутим влево-вправо -
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловища.)
Хорошо мы отдохнули,
И к занятиям вернулись. (Дети садятся)
4. Дидактическая игра
Последним заданием волшебника будет игра – «Закончи предложение».
Давайте поиграем!
А как называется игра, в которую мы будем играть? (Закончи предложение)
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Давайте попробуем.
Завтракаем мы утром, а вечером мы … (ужинаем).
Ночью спим, а утром… (просыпаемся).
Играем днем, а ночью (спим).
Солнце светит днем, а Луна (ночью).
Обедаем мы (днем).
Солнце встает утром, а садится (вечером).
Луна светит (ночью).
В детский сад идем (утром).
Молодцы. Вы выполнили все задания волшебника, и он готов расколдовать Незнайку.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает игрушку Незнайку.
Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит Вас за помощь и хорошие знания.
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. Практически все справились с заданиями. Давайте вспомним:
О чем мы сегодня говорили? Во что играли?