Кошки. Породы, стерилизация

Игры древних славян. Русские народные игры и забавы

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра…родители. Многие из них развивают способности: ловкость, внимательность, выносливость, смекалку и т.д.. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям?

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!
Хоровод останавливается, "водяной” встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного – определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной” при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень веселая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ
Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку). Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.
Выбирается один водящий - «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» («лес»).
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!
Последние две строки теперь часто заменяют на:
А медведь сидит
И на нас рычит!
После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой - осалить).
Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

Правила «Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива. Ловить можно только в установленных пределах площадки.
Вариант:
Рисуют два круга, один круг - «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы), другой - «деревня». Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:
Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой -
Бить медведя в спинку!
Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы. Кого Медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры. Когда всё же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы, тут все бегут в «деревню», а Медведь догоняет. Если Медведь догонит ребят и отберёт корзинку, то забирает ягоды и грибы себе. А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь, и игра продолжается.

Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.
В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.
Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).
Описание.
На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.
По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «от-салиться»).
Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко. Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.
Правила Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном. Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля». Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города». Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

Все люди, начиная с древности, создавали различные игры для развлечения и для проведения досуга. Древний русский народ, славяне, вкладывали в игры более глубокий смысл. Они создавали их не только для развлечений, но и для обучения и воспитания. Ведь все игры что-то развивают. Подвижные – ловкость и гибкость, воспитывают богатырский и командный дух, а некоторые даже развивают мыслительные процессы.

Обратимся к некоторым таким играм древних славян.

Очень популярной игрой была игра, которая имела название «Взятие городка ». На возвышенности народ строил укрепления из бревен и сучков, зимой, естественно, это были снежные постройки. Эти построения и считались городками. Все женщины были защитниками этой крепости и находились внутри ее. Мужчины же делились на всадников и коней. После того, как все роли были распределены, начиналось наступление. Задача этой игры была такая – нужно было проникнуть в городок противника и заполучить его знамя. На первый взгляд, игра очень простая и увлекательная, но в ней было много сложностей. Во-первых, всадники должны были всегда находиться на своем коне. Если же конь теряет всадника, или всадник теряет коня, то оба они выходят из игры. Задача дам – не дать украсть знамя. Они всячески отбивают его и защищают, используя при этом все подручные средства. Игра считается законченной, если знамя противника захвачена. Но такое состязание может затянуться, потому что приз за выигрыш очень привлекателен. Всадник, который захватил знамя, вправе расцеловать всех девушек-защитниц в крепости противника.

Еще одна не менее веселая игра«Моргалочки» . Игра заключается в том, чтобы переманить на свою сторону другого игрока, подмигнув ему. Люди становятся в два круга, внутренний и внешний, а один человек остается без пары. Он должен встать в середину и подмигивать остальным во внутреннем кругу. Если же человек из внешнего круга не заметил, что его паре подмигнут водила, то тот игрок встает на место водилы.

Возникновение народной игры на Руси

Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто придумал кататься на санках с горки и сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если внимательно понаблюдать за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, их прообразом служили реальные события - бытовые и культурно-исторические. «Сундучок с играми» - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарём для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Классификация игр древних славян

Рассмотрим типичные народные игры. В каждую из этих игр дети могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры полны смеха, радости и движения.

Народные игры можно разделить на несколько типов - с оговоркой, что деление это весьма условно:

  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры на силу и ловкость;
  • военные игры.
Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта или людям придётся голодать.

Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети в своём стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица. К примеру, «Волки во рву», «Волки и овцы», «Хромая лиса», «Медведь и вожак».

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, что составляло повседневные занятия людей в старину, дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на них, совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Игровой инвентарь для русских игр можно в избытке найти в любом доме. Примеры таких игр: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов».

Религиозно-культовые мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и в сюжетах игр. Детству свойственно особое мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими. Это «Водяной», «Черти в аду», «Дедушка-рожок» («Колдунчики»).

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям, но особенно привлекательными они становятся, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр на находчивость, быстроту и координацию. Например, «Горелки», «Свайка», «12 палочек», «Жмурки».

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - такое занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам свои лучшие качества. Примеры таких игр: «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов».

Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Кулачный бой», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Взятие крепости».

Далеко не все нынешние дети играют в народные игры, хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений - одна из главных целей нашей культуры, ведь именно играми наши предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Наталья Сафарова,

Анастасия Савельева,

Алина Костылева,

педагоги школы № 141, г. Москва

Познание мира начинается с игры. Мы, маленькие, ещё в неосознанном возрасте играем, чтобы познать мир. Поэтому то, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые. А если придерживаться выражения “дети – это настоящие люди, а взрослые – то, что от них осталось”– играйте и тогда, когда станете взрослыми, и не останавливайтесь. Лучше, если вы будете играть всю жизнь. Это полезно, и, к тому же, делает нас лучше.

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “ Пристеночки”), “Прятки”, поистине бессмертная игра всех без исключения детей, “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “ Двенадцать палочек”, “Лунки”, “ Ножички”, “ Классы”, в которые, кстати, раньше играли только мальчики, “ Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”.

Все эти игры популярны ныне разве только в детских садах и младших классах школы, но, тем не менее, они живут, и, надеемся, будут жить и дальше.

“Волк и дети”

Один из играющих — Волк, сидит в стороне, подперев лицо руками. Дети бегают перед ним, распевая песенку и делая вид, что собирают ягоды:

Щипаю, щипаю по ягодку,
По чёрною смородину.
Батюшке на вставчик,
Матушке на рукавчик.
Серому волку
Травки на лопату.

С последними словами дети бросают в волка траву и разбегаются. Он ловит, пойманный делается волком.

“Колдун”

В двух разных местах чертятся два города, шагах в сорока от играющих. Между ними — Колдун. Дети перебегают из одного города в другой, а Колдун их ловит и делает своими пленниками. Первого “запятнанного” Колдун делает Сторожем. Сторож следит за тем, чтобы играющие не освободили пленников, запятнав их. Играющие же, стараются завлечь Колдуна в другую сторону, чтобы он не знал, на кого напасть. Когда все играющие запятнаны, Колдуном становится последний пойманный.

“Горелки”

Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают:

“Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо!
Птички летят,
Колокольчики звенят!”

В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один — направо, другой — налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение, всегда занимали очень важное место. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.

Лапта

«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.

Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Горелки

«Горелки» - веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.

Прятки

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.

Ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и конечно приносит малышу массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.



Загрузка...