Кошки. Породы, стерилизация

Китайские духовые инструменты. Традиционные китайские музыкальные инструменты

Китай - самобытная страна, и это проявляется во всех ее составляющих, в том числе и в музыкальной культуре. Туристов, которые знают толк в музыке и хотят новых ощущений на этом фронте, туры в Китай приятно удивят.

Традиционная китайская музыка очень не похожа на все, что привыкли слышать уши представителей западной цивилизации. В ней играют национальные музыкальные инструменты, и прослеживается особая постановка выступлений.

Зарождение и развитие китайской народной музыки

Свое начало этот вид искусства в Китае берет со времен V века до н.э., с произведения под названием «Книга песен». В этом сборнике было зафиксировано 305 лирических стихотворений.

Следующим этапом развития традиционной китайской музыки является создание в IV веке до н.э. песенно-поэтической школы, основателем которой стал Цюй Юань. Наиболее значимым его вкладом является сборник под названием «Чускими строфами».

Правление династии Хань и Чжоу было благоприятной эпохой для развития музыкального института в Китае. Специально назначенные чиновники занимались сбором фольклора. Серьезное воздействие не музыку в это время оказывало конфуцианство, часто в произведениях этого времени можно услышать церемониальные и религиозные нотки.

Губной орган (шэн)

В эпоху династии Тан и Сун музыкальная наука продолжала развиваться. Композиторы писали гимны, произведения для широкой и узкой публики, лирику, воспевал китайский народ, красоту природы.

Важно: В традиционном китайском написании слова «музыка» и «красота» пишутся одним и тем же иероглифом, отличаясь только в произношении.

VII-XI века примечательны появлением в Китае музыкального театра и традиционной китайской оперы. Спектакли представляли собой комплексные выступления, включавшими танцы, музыку, костюмы, диалоги и актеров.

Вплоть до XVII века музыка Китая развивалась в замкнутой среде. Зародившиеся тысячелетия назад традиции трансформировались в скудные жанры, мало отличавшиеся друг от друга, и только к началу XVIII столетия начались подвижки в формировании новых направлений музыки.

К XX веку Китай стал активно заимствовать западные веяния в музыке, сохраняя при этом исключительную аутентичность. Вплоть до начала нового тысячелетия в Поднебесной появилось несколько сотен музыкальных жанров, так или иначе, имеющих основу в традиционной народной культуре.

Китайские народные инструменты

Дицзы

Дицзы, или просто Ди - это деревянная поперечная флейта, активно используемая практически во всех направлениях китайской музыки. По легенде, инструмент был создан специально для Жёлтого императора Хуанди. Существует несколько вариантов флейты Ди - их изготавливают из дерева, кости и даже нефрита.

Шэн

Китайский губной орган , или шэн , является одним из символов традиционной музыки Поднебесной. Классический орган шэн имел 12 октав звучания, благодаря трубочкам, изготавливаемым из бамбука. Современные инструменты выполнены из металла, их делят на три типа по высоте звука - верх, альт и бас.

Гонг

Пожалуй, самый известный из китайских народных инструментов, первые столетия своего существования использовался лишь для церемоний и ритуалов. Сейчас гонг имеет более 30-ти разновидностей, каждая из которых является атрибутом своего музыкального жанра - от классики до экспериментального рока.

Китайская скрипка (эрху)

Пайсяо

Китайский вариант панфлейты - пайсяо - был изобретён ещё во II тысячелетии до н.э. До наших дней инструмент дошёл практически в неизменном виде - 12 бамбуковых трубочек образуют единую флейту с мягким, но глубоким звучанием.

Гуань

Ближайший китайский родственник гобоя. Гуань - это язычковая флейта, изготавливаемая из бамбука или других пород дерева. Классический инструмент имеет ряд из 9-ти отверстий, хотя в последнее время стали популярны и укороченные варианты гуаня.

Эрху

Традиционная китайская скрипка с двумя струнами. Звучание максимально близко типичным смычковым инструментам с высоким строем. В настоящее время один из самых востребованных инструментов на всей территории восточноазиатского региона. Нередко эрху можно услышать и в музыке западных фолк-групп.

Цисяньцинь (гуцинь)

Цисяньцинь

Один из древнейших китайских инструментов, имеющий второе название - гуцинь . Струнный щипковый инструмент, своеобразный аналог классической гитары. Диапазон звучания - 4 и более октавы. В классическом исполнении имеет 7 струн, отстроенных очень близко к гитаре, насечки на «грифе» соответствуют хроматическому звучанию и традиционной пентатонике.

Пипа

Китайская разновидность лютни . В отличие от европейской «сестры», пипа имеет всего 4 струны и ограниченный диапазон звучания. Была изобретена предположительно в III веке, сейчас же активно используется в народных оркестрах, а также в сольных номерах исполнителей.

Китайская лютня (пипа)

Современные жанры китайской музыки

Джунго Фэн

Современный жанр китайской музыки - Джунго Фэн - появился в самом начале XXI века. По сути - это смесь всех популярных жанров Запада с уникальным азиатским колоритом. Строгих рамок стиль не имеет и сильно зависит от сиюминутных модных течений.

Менгу Минге

Монгольский стиль - Менгу Минге - несмотря на близость культур двух народов и целый регион Внутренней Монголии для большинства китайцев - экзотика. Для Поднебесной этот жанр часто встаёт на одну ступень с европейским фолком, хотя по своему звучанию и сценическому антуражу это, безусловно, азиатская эстетика.

Сиань Минге

Традиционные напевы Тибета к концу XX века превратились в один из жанров китайской поп-музыки. Сиань Минге теперь - один из самых востребованных стилей эстрады от регионального уровня - до государственных концертов. Певучие мелодии Тибета нередко используются в различных китайских школах вокала.

Дайцу Минге

Традиционный жанр провинции Юньнань - Дайцу Минге - это мажорные песни и инструментальные композиции для быстрых танцев. Частый элемент исполнения - смешанный хор из мужских и женских голосов. Фирменным инструментом жанра является флейта хулуси .

Лао Шанхай

Появившийся в эпоху колониальной зависимости Шанхая жанр Лао - это симбиоз традиций кабаре и джаза с народными мелодиями южных провинций Китая. Окончательно сформировался жанр к 1930-м годам, и с тех пор активно внедряется в разные пласты китайской музыки. Непременный атрибут Лао - блюзовые и джазовые баллады в стиле золотого века Голливуда и «гангстерский» имидж музыкантов.

Гантай Гекю

Термин Гантай Гекю - фактический синоним китайской эстрады, исполняемой на кантонском или мандаринском наречии. Долгое время два варианта текстов были непримиримыми конкурентами, сейчас же наблюдается ослабление противоречий и некий симбиоз диалектов. На официальных концертах Пекина преобладают песни, написанные на мандаринском диалекте, кантонское же наречие ближе Гонконгу или Шанхаю.

Сяонань Миняо

Китайская студенческая песня - Сяонань Миняо - это уникальное явление в национальной музыке, сравнимое лишь с культурой советских бардов. По сути - это один из аналогов авторской песни, исполняемой под аккомпанемент акустической гитары с минимальным привлечением других инструментов. Тексты песен различны - от романтики до протеста.

Сибэй Фэн

Основанный на северо-западной музыке Китая жанр Сибэй Фэн впитал в себя традиции региональной оперы и заимствований из европейской культуры. Отличительная черта - насыщенная ритм-секция и яркие тексты на остросоциальные темы. Жанр часто называют китайским вариантом американского поп-рока.

Яогун

Китайским словом яогун принято называть рок-музыку во всей её проявлениях - от классического рок-н-ролла до тяжёлого металла. Появился этот жанр в Китае относительно поздно - лишь в конце 1980-х, но с развитием культуры мгновенно стал популярным. Сейчас в жанре яогун работает несколько тысяч групп и сольных артистов по всей стране. В Пекине и других городах основаны целые школы, готовящие музыкантов этого жанра.

Сяо Циньсинь

Появившийся в середине 2000-х жанр Сяо Циньсинь стал своеобразным ответом китайской молодёжи на появление культуры хипстеров. В основе музыки Циньсинь - минималистические аранжировки и сентиментальные тексты о любви и современном мире. Из западных жанров максимально близкий - инди-поп .

Музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов. Этнографы-музыковеды устанавливают, что на ранних этапах человеческой истории музыка была тесно связана с пантомимическими представлениями, с танцем.

Зарождение и развитие китайского музыкального искусства

Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании данных ряда наук: археологии, этнографии, . музыковедения, литературоведения и т. д.

Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты - каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ - сэ из древнего царства Чу) относятся к V-III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты. Некоторые поздние источники свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. устраивались ху - многолюдные песенноплясовые представления, которые, видимо, имели ритуальный характер (они были посвящены началу и окончанию сельскохозяйственных работ). Постепенно песня как музыкальное произведение отделилась от танца. И в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) из народных песен различных районов Китая впервые был составлен свод песен «Шицзин» («Книга песен»). Записи древних песен дают возможность говорить об отличиях в музыке песен разных районов страны (например, музыка песен царства Чу).

В древнем Китае стала создаваться и музыкальная наука. Древнейший трактат о музыке «Юэцзин» входил в комплекс первоначально существовавших в Китае 6 классических книг. «Описание музыки» («Юэцзи») вошло затем в качестве одной из глав в «Или» («Обрядник»), составленный самим Конфуцием. Суждения Конфуция о музыке встречаются также в «Луныое». Музыка играла большую роль во всех сторонах жизни китайцев. Именно поэтому конфуцианцы придавали такое большое значение музыке. По их учению, музыкальная гармония должна была являться показателем социальной и политической гармонии.

Музыка пользовалась большим почетом при дворах ванов в чжоускую эпоху: исполнением песен и танцев при дворе ведала специальная придворная служба (Дасыюэ). В ханьский период была учреждена специальная музыкальная палата (Юэфу). В эпоху Хань наблюдалось бурное развитие музыкальной культуры. Именно в этот период появляются новые музыкальные инструменты (заимствованные извне кунхоу - струнные арфообразные инструменты и др.). Известно, какое большое влияние на развитие китайской музыки оказал проникший в Китай буддизм.

Новый расцвет китайской музыки приходится на эпоху Тан. На фресках Дуньхуана изображены различные музыканты, певцы, танцоры.

Обнаружены нотные записи песенной и танцевальной музыки танской эпохи. В конце XIII-начале XIV в. известный поэт и музыкант Чжан Янь создает книгу «Источники цы» («Цыюань»), которую историки китайской музыки рассматривают как самую раннюю работу о вокальном искусстве.

В XVIII в. было предпринято издание 62-томного свода китайских классических мелодий, охватившего период VIII-XVII вв. Недавно древние знаки этого свода были переведены на современные ноты. В эпохи Тан, Сун, Юань, Мин, Цин китайская музыка обогатилась за счет влияния музыки других народов: монголов, тибетцев, уйгуров и т. д., было заимствовано много новых музыкальных инструментов (пипа, эрху, янцинъ и т. д.). С XVII в. в Китае начала создаваться оркестровая музыка. В эпохи Мин и Цин музыка стала значительно более разнообразной, определилась специфика музыки оперных (музыкально-драматических) спектаклей.

Мелодика китайской музыки

Мелодический рисунок китайской музыки всегда необычайно отчетливый, выпуклый и своеобразно красочный, напевный и одновременно ритмичный.

Характерно, что нотная запись фиксирует далеко не все изгибы мелодии, а лишь ее основной стержень, исполнитель же произвольно нанизывает на нее разнообразные украшения, причем импровизация его имеет подчас очень широкую амплитуду, зависящую в первую очередь от мастерства исполнителя.

Хотя современные хоровые коллективы поют многоголосо, мелодия традиционных народных песен всегда ведется в унисон; в китайской музыке, особенно древней, никакого полифонического ведения голосов, а тем более сложной гармонизации мелодии нет. А потому китайская народная песня является по сути сольной, независимо от количества поющих.

Слабые интонационные возможности в значительной мере восполняются очень выпуклым и подчеркнутым ритмом, а отсюда и исключительная роль ударных инструментов. В силу упора на ритмичность в природе китайской музыки она близка к поэзии.

Ведь каждое китайское слово имеет характерный мелодический рисунок, определяемый тоном. И весьма вероятно, что в музыкальности китайской речи можно искать ее ^вязи с китайской музыкой.

Ритмичность наиболее характерна для музыки северных районов, Например, некоторые исследователи происхождение янгэ (песенно-танце- вального представления) связывают с внемелодической, ритмизированной музыкой барабана, которая затем обросла мелодией. В южнокитайской музыке тембровая окраска значительно ярче, на первый план выступает не ритм, а мелодия. Например, мелодичностью отличается гуан- дунская музыка, в которой наряду с четким и ясным ритмом, вообще присущим китайской музыке, мелодия льется красиво, напевно, вольно, Своеобразен тип южных янгэ - хуагу («цветочный барабан»), также отличающихся от северных значительно большей мелодичностью, напоминающей индонезийскую музыку.

Произведениям китайской музыки свойственна строгая и четкая программность. Характерно преобладание пейзажных картин. Так, среди музыкальных произведений района Чаочжоу (провинция Гуандун) можно* назвать музыкальные картинки «Праздничное катание на лодках» и «Отражение осенней луны на глади озера».

Музыкальный строй

Наиболее характерной особенностью лддового строя китайской музыки является пентатоника. При такой звуковой системе в пределах одной октавы содержится о звуков- разной высоты. Пятизвуковая гамма была установлена около IV в. н. э. музыкальными теоретиками древнего Китая с помощью математических расчетов и философских рассуждений. Наиболее распространенной является бесполутоновая пентатоника, т. е. между смежными ступенями интервалы достигают целого тона или полутона. В этой особенности китайской музыки ощущается и некоторая ограниченность ее возможностей.

Однако нельзя рассматривать национальный стиль китайской музыки только под углом зрения пентатоники. Лады пентатоники не сковывали развитие музыкальной культуры. Уже в III в. до н. э. была установлена семизвуковая, а затем и двенадцатизвуковая гамма. Созданием законченной двенадцатизвуковой музыкальной шкалы к концу эпохи Чжоу была заложена основа для дальнейшего развития китайской музыки. Развитие музыкальной культуры происходило и в результате приходящего извне влияния. С буддизмом в Китай проникли элементы музыкальной культуры Индии и Средней Азии. В XIV в. под влиянием монгольской музыкальной культуры в китайской музыке оформилась диатоническая гамма. Хотя в Китае в XVI в. Чжоу Цзай-юйем был применен темперированный строй, темперированная гамма не утвердилась в китайской музыке. Китайская музыка по-прежнему строилась на основе пяти пентатонных ладов. И в характере звучания пентатонной музыки в полной мере были использованы ее возможности. Уже начиная с глубокой древности, несмотря на определенную скованность звукорядной системы, народная музыка отличалась большим мелодико-интонационным богатством.

Музыкальные инструменты

Недостаточная гибкость, статичность интонационно-ладовой структуры восполняется богатым и очень разнообразным составом музыкальных инструментов, существующих до сих пор в составах народных оркестров и оркестров театров.

Из того, что основой музыкальной канвы был четкий ритм, совершенно понятна исключительно важная роль в китайской музыке ударных инструментов, отличающихся чрезвычайным разнообразием. И первенство среди всего этого многообразия бесспорно принадлежит барабану (гу); это двусторонние барабаны тангу, гангу, шугу, дянъгу, тамбуринообразный логу и др., односторонний малый барабан банъгу. К числу мембранных ударных инструментов также относятся бубнообразные дагу и бацзяогу. Барабаны делались из дерева, тыквы, глины, бронзы. Перепонки барабанов изготовлялись из кожи, бычьего пузыря и другого материала. Во время исполнения барабаны держат в руках или устанавливают на специальных подставках. Удары по перепонке исполнитель производит кистью руки и палочкой. Применение барабанов чрезвычайно широко. Не будет преувеличением сказать, что без барабана в Китае немыслимо ни одно празднество, немыслимо никакое торжество. О важности барабана в оркестре говорит тот факт, что исполнитель на барабане по существу выполняет функции дирижера оркестра, состоящего из китайских национальных инструментов.

Широко распространены и другие ударные инструменты - металлические гонги, из которых звук извлекается ударом деревянной колотушки, медные тарелки, фансян - подвешенные на деревянной раме-стойце каменные, нефритовые или, очень редко, металлические продолговатые четырехугольные пластинки, отличающиеся друг от друга только по толщине, а вследствие этого при ударе палочкой издающие каждая свой звук. Особо следует подчеркнуть наличие цинов (каменных гонгов, лито- фонов) - шицин, тэцин или бянъцин (набор цинов, различно настроенных). Особенностью другого рода ударных инструментов - бронзовых колоколов и колокольчиков (бочжун и бянъчжун - набор колоколов) является то, что звук извлекается ударом по колоколу деревянной колотушкой. Для отбивания ритма также используются деревянные ударные инструменты: деревянные пластинки куайбань, а также типа кастаньет кайбанъ, банцзы, пайбанъ. Пластинки делались из твердолиственных пород деревьев. Исполнитель держит одну пластинку в руке на ладони, ударяя по ней второй пластинкой, которую он держит в другой руке (банцзы), или движением кисти руки, в которой он держит связку пластинок, ударяет их друг о друга (пайбань). К числу ударных музыкальных инструментов, хотя и редко встречающихся, относится муюй («деревянная рыба») -по существу род деревянного колокола, обычно в виде рыбы (отсюда и название инструмента), из которого звук также извлекается ударом деревянной колотушки.

Большим разнообразием отличаются также струнные инструменты: сэ и чжэн - струнные щипковые музыкальные инструменты типа настольных гуслей. Весь корпус инструмента чуть выпуклый, представляет собой деку, во всю длину инструмента натянуты струны, обычно шелковые, под каждой струной устанавливается подставка, передвижением которой производится настройка инструмента. Играют одной (правой) рукой или обеими руками. Большой выразительностью обладают цисянъ- цинъ (род цитры), пипа (род лютни), кунхоу (род арфы) и т. д. Разнообразен тип струнных смычковых музыкальных инструментов ху (эрху, сыху, банъху и т. д.). Корпус эрху, например, полый, с верхней стороны дека из змеиной кожи. В резонатор вставлена бамбуковая шейка-гриф, в ней пара колков для двух шелковых струн, с помощью вращающихся колков и натягиваются струны. Играют сидя, инструмент ножкой резонатора упирают в колено, держа его вертикально. Волос смычка пропускается между струнами, расстояние между которыми не превышает

3-4 мм. В китайском оркестре народных инструментов эрху занимает такое же важное место, как скрипка в симфоническом оркестре.

Очень популярны духовые инструменты. Это бамбуковые сяо (род продольной флейты), чи и ди (род поперечной флейты), пайсяо (многоствольная флейта). Из глины изготовляли сюань - духовой инструмент овальной формы с 6 отверстиями для изменения высоты звуков. Воздух вдували через отверстие-дульце в вершине сюаня.

Эти инструменты очень просты. Более сложным инструментом является труба лаба (или сона) - род гобоя. Корпус лабы представляет собой почти коническую деревянную трубку с восемью отверстиями, с помощью которых исполнитель изменяет высоту звука. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. На концах трубок в косых срезах вставлены бронзовые язычки. В нижней части трубок сделаны отверстия, которые исполнитель при игре закрывает попеременно пальцами.

Звук возникает от колебания язычков. В зависимости от количества вставленных трубочек различается несколько типов шэнов.

Современная музыка и исполнительское искусство

За последний период, особенно после движения 4 мая, происходит быстрый процесс обогащения содержания и формы новой китайской музыки. В 1919 г. композитор Сяо Ю-мэй при Пекинском университете основал музыкальное отделение. Это было первое отделение при китайском высшем учебном заведении, где занятия шли по программе европейских музыкальных школ. Ряд таких отделений возник позже и при других университетах. В этот период создаются патриотические произведения, воспевающие любовь к родине, жизнь простого народа. Так, композитор Чжао Юань-жэнь написал «Песнь о труде» и «Песню о продаже полотна». С развитием революции в Китай проникают такие революционные песни, как «Интернационал», «Варшавянка» и др. С созданием КПК и началом революционных войн музыка начинает играть все более важную роль в борьбе народа. Уже в 1932 г. Не Эр и Люй Цзи выступили инициаторами создания революционной музыкальной группы, сплотившей вокруг себя передовых китайских музыкантов. Композитор- коммунист Не Эр за свою недолгую жизнь (1912-1935) написал около 50 боевых революционных массовых песен, среди них «Марш добровольцев», утвержденный теперь в качестве гимна КНР. Значительными произведениями в китайской музыке являются «Кантата о реке Хуанхэ» и «Движение за подъем производства» композитора Си Син-хая (1905- 1945 гг.), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие китайской музыки. Новое в революционной песне - ее конкретность, политическая заостренность, простой язык, острая выразительность. Революционная песня характеризуется краткостью, четкостью и ясностью мысли, выраженной в тексте, стремительностью, напористостью, волевым ритмом, яркой красивой мелодией («Хвала Ленину», «Песня рабочих и крестьян», «1 Мая», «Брат и сестра поднимают целину»). Новое содержание и новая форма не отняли у песни ее национального колорита, она осталась китайской народной песней и тем самым пополнила сокровищницу богатой песенной культуры народа.

С образованием КНР китайская музыкальная культура получила определенные условия для своего развития. В произведениях первых лет воспевается народная власть, давшая крестьянам землю, сделавшая женщину свободным равноправным членом общества и т. д. Развивается песенно-танцевальное музыкальное искусство. Осваиваются новые жанры музыки. Так, группа студентов Шанхайской консерватории написала концерт для скрипки с оркестром «Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай», «Молодежный концерт». Плодотворно трудятся крупнейшие китайские композиторы Ма Сы-цун и Хэ Лу-дин. Композитор У Цэу-цян написал музыку к национальному балету «Красавица-рыбка», с большим успехом идущему на сцене Центрального театра оперы и балета в Пекине в постановке П. А. Гусева.

Всекитайская ассоциация работников музыки и Союз китайских писателей совместно ведут работу по собиранию, записи, систематизации и изучению народной музыки. Изучение и преподавание народной музыки ведется в консерваториях и музыкальных школах. После 1949 г. почти на каждом предприятии, в деревне, в учебном заведении создан свой коллектив художественной самодеятельности, местные ансамбли национальной песни и танца, музыкальной драмы и т. д.

Подготовку музыкантов осуществляют Пекинская 1 и Шанхайская консерватории. Наряду с такими крупными мастерами, как скрипач Ма Сы-цун, выступают и выдвинувшиеся в последние годы молодые музыканты, в том числе лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского Лю Ши-кунь и Ин Чэн-цун, а также Ли Мин-цян (ученики проф. Т. П. Кравченко). В оперных спектаклях с успехом выступает воспитанница Московской консерватории Го Шу-ин. В 1957-1958 гг. создан Центральный симфонический оркестр (главный дирижер - Ли Дэ- лунь, выпускник Московской консерватории, ученик проф. Н. П. Аносова) . Успешную концертную деятельность ведут многочисленные оркестры народных инструментов. Большое количество исполнителей собирают ежегодные музыкальные фестивали «Шанхайская весна».

Громадное влияние на развитие музыкальной культуры Китая оказывает советская музыка. С советской музыкой китайский народ познакомился через боевую, массовую советскую песню, которая начала проникать в Китай уже в годы революции 1925-1927 гг. Советские песни «Марш Буденного», «Песня о Родине», «Катюша», «Гимн демократической молодежи мира», «Подмосковные вечера» и другие хорошо известны китайскому народу. С большим успехом прошли многочисленные выступления советских музыкантов в Китае. Через знакомство с советской музыкой китайские музыканты осваивали достижения мировой музыкальной культуры, советский опыт строительства новой музыкальной культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Китайской традиционной музыке, как и всей китайской культуре, несколько тысяч лет. Из-за изоляции страны от Европы инструменты Поднебесной отличаются своим неповторимым для запада колоритом. Они (вместе со всей национальной музыкой) впитали в себя элементы музыки тибетцев, уйгуров, маньчжуров, монголов и т. д.

Колокола бяньчжун

Традиционно китайские музыкальные инструменты делятся на несколько типов, согласно материалу, из которого они изготовлены: бамбуковые, шелковые, деревянные, металлические, каменные, тыквенные, глиняные и кожаные. Многие из них крайне экзотичны, а некоторые были преданы забвению в ходе длительной культурной эволюции. Например значительное переосмысление техники игры произошло после создания единой империи, когда местные региональные особенности сводились к единому стандарту.

Самые разные китайские сформировались под влиянием ритуалов и религии. Такими были в том числе и колокола. Они значительно отличались от европейских. Первые собственно китайские колокола назывались бяньчжун. Они пришли на смену индийскому типу круглых инструментов вместе с распространением по Поднебесной буддизма. Бяньчжун были настолько популярны, что появились в соседней Корее и даже в заморской Японии.

Ударные

Помимо больших колоколов в Китае появились и модели меньших размеров или несколько другого устройства. К ним можно отнести дяньгу. Этот китайский представляет собой плоский барабан, который к тому же похож на бубен. К нему прилагаются специальные колотушки. Вместе с дяньгу часто играют на хлопушках пайбанях. Они изготавливаются в виде пластинок, подвешенных в одну связку.

Сянцзяогу - китайский типа литавры. Его корпус делают из дерева и устанавливают на специальную цилиндрическую стойку. Конструкция послужила источником названия инструмента. Сянцзяогу можно перевести как «слоновья нога». Обычно этот инструмент используется сольно. Для игры его устанавливают чуть наклоненным - так музыканту удобнее стучать по нему пальцами и ладонями.

Духовые

Согласно международной классификации китайские имеют западные аналоги. Например традиционный ди по своему устройству напоминает Его ствол делается из тростника или бамбука. Более редкие модели изготавливаются из камня, например нефрита.

Другой духовой китайский инструмент шэн аналогичен губной гармонике. Исследователи считают его одним из древнейших в своем классе. Шэн состоит из дудок, язычка и мундштука. Его музыка очень вариативна, за что его любят исполнители не только из Китая. Шэн часто используется в оркестре специально для обогащения звучания и перемены тембра.

Струнные

Инструмент эрху считается китайской скрипкой. Для игры на нем используется вибрато. Еще одним родом скрипки является хуцинь. Он появился в середине VIII столетия и приобрел повсеместную популярность во всей Поднебесной. Подтип хуциня - цзинху. Так как он возник вместе с пекинской оперой, его часто называют «пекинской скрипкой».

Каждый китайский струнный музыкальный инструмент в древние времена изготавливался вместе с шелковыми струнами. И только в XX веке по аналогии с западной практикой их сталь менять на стальные и нейлоновые.

Семиструнная китайская вариация цитры называется «цисяньцинь». Она отличается продолговатым корпусом длиной в метр и шириной в 20 сантиметров. Цисяньцинь считается одним из самых древних национальных музыкальных инструментов. Его начали активно использовать уже в III столетии до нашей эры.

Щипковые

Традиционные китайские музыкальные инструменты использовались в игре народных ансамблей сычжу. К ним относится щипковый саньсянь (или сяньцзы). Также он получил распространение при исполнении песен таньцы. Саньсянь имеет много общего с аналогичными центральноазиатскими инструментами сетаром и танбуром. Некоторые исследователи считают, что он появился после монгольского нашествия на Поднебесную.

От саньсяня происходит похожий японский инструмент сямисэн. Традиционно он больше всего был распространен на севере Китая. Его деку часто обтягивали змеиной кожей. Другие характерные черты саньсяня - длинная шейка и отсутствие ладов у держателя колков. Еще одним представителем щипковых является гучжэн. На нем от 21 до 25 струн. Некоторые исполнители при игре на гучжэне применяю плектры, похожие на гитарные медиаторы.

Другие инструменты

Некоторые китайские музыкальные инструменты стали историческими артефактами. К таким можно отнести чжу. Этот пятиструнный инструмент отличался вытянутой длинной декой. Больше всего он походил на цимбалы и цитру. Пик популярности чжу пришелся на период Сражающихся царств в V - III вв. до н. э. Окончательно он исчез приблизительно в X столетии во временя империи Сун.

Пипа - китайская лютня, принадлежащая к типу щипковых. Ее корпус имеет грушевидную форму. При игре на пипе музыканты обязательно сидят и пользуются плектром. Этот инструмент приобрел в Китае повальную популярность в силу своей универсальности. Его использовали и используют в оркестрах, ансамблях и сольно. Пипа появилась в III веке. Приблизительно в VIII столетии она была перенята японцами, назвавшими ее бивой.

Китайским подобием цимбал считается струнный янцинь. Также он похож на персидский сантур и дульцимер. Чаще всего он ассоциируется с китайской оперой, где на нем играют для аккомпанемента. Янцинь изготавливают из дерева, придавая его корпусу форму трапеции. Для излечения звука применяются бамбуковые колотушки.

Гучжэн - известный щипковый национальный музыкальный инструмент древнего Китая, которому уже ни много ни мало 2500 лет - именно он считается жемчужиной среди китайских музыкальных инструментов. По виду напоминает гусли, что и дало повод называть его китайскими гуслями. Представляет собой прямоугольную деревянную основу, на которую натягивают шелковые струны. Музыкальный инструмент располагается на подставке, раньше музыкант играл на нём, стоя на коленях и перебирая пальцами струны. На этом инструменте можно исполнять как мелодичные и переливчатые музыкальные работы, так и величественную музыку.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

История этого музыкального инструмента загадочна и корнями уходит в Эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), когда на территории Китая было несколько самостоятельных государств, постоянно боровшихся между собой за господство. Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны, именно в это время зародились такие философские течения как конфуцианство, даосизм и другие, сыгравшие огромную роль в дальнейшей жизни Китая. Царство Цинь, находившееся на окраине Поднебесной и считавшееся варварским, в конце концов, завладело всем Китаем, утвердив на троне одноименную династию, первым императором которой стал Цинь Шихуан, известный своей посмертной терракотовой армией и постройкой Великой Китайской стены. И именно в этом царстве, как полагают исследователи, появился инструмент гучжэн.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

ГучжэнЛегенда гласит, что изначально в царстве Чжао был изобретен 25-струнный инструмент сэ, звук которого считался совершенным. Когда же сэ попал в известное своими варварскими обычаями царство Цинь, двое братьев подрались из-за инструмента, разбив его на две неравные части: двенадцатиструнную и тринадцатиструнную. Так якобы и появились две разновидности гучжэна. Позже, уже в эпоху Хань, когда конфуцианство стало официальной идеологией, элита обрушила резкую критику на все, что было связано с предыдущей династией, что коснулось и «нашего» музыкального инструмента. Звук гучжэна стали считать грубым, неприятным и режущим слух. За время всех последовавших за Хань династий гучжэн крайне редко появлялся в придворных оркестрах, превратившись преимущественно в народный инструмент.



Загрузка...