Кошки. Породы, стерилизация

Классификация гласных по подъему и ряду. Гласные звуки и их классификация


Гласные звуки в русском языке противопоставляются по четырем признакам: степени звучности, по степени продвинутости языка (ряд), степени приподнятости языка (подъем) и по участию губ (лабиализация).
  1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.
  2. Ряд гласного звука зависит от степени продвинутости языка в ротовом резонаторе по горизонтали (движение вперед - назад). По степени про- двинутости языка по горизонтали различают гласные переднего ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. Артикуляция гласных переднего и заднего ряда характеризуется продвижением языка соответственно в переднюю и заднюю зону. При образовании гласных среднего ряда язык занимает среднее положение в ротовом резонаторе. Форма языка при этом бывает различна.
  3. По степени подъема языка к нёбу различают гласные верхнего подъёма [и, ы, у], среднего подъёма [э, о] и нижнего подъема [а]. Артикуляция гласных верхнего подъема сопровождается максимальным поднятием спинки языка к нёбу. При образовании гласных нижнего подъема язык покоится на нижней челюсти, а при образовании гласных среднего подъема язык занимает среднее положение.
Простейшая таблица гласных такова:
Таблица 1.
Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Но деление на три ряда и подъема не отражает все артикуляционное многообразие звуков речи. Так, в потоке речи в безударной позиции в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте фонем lt;эgt;, lt;аgt; произносится звук [и ] «[и] с призвуком [э]», во втором предударном слоге - [ь] «краткий редуцированный ерь» - места [м’иЭста] и месте [м’эст’ь]. После твердых согласных в первом предударном слоге на месте фонем lt;аgt;, lt;оgt; произносится звук - «близкий к [а]», а во втором предударном - [ъ] «краткий редуцированный ер» - дома [д/\ма] и дома [домъ]. После твердых шипящих и ц произносится [ыЭ] «[ы] с призвуком [э]» - жалеть [жыЭлэт]. Гласные звуки [ыЭ], [иЭ], [Л], [ъ], [ь] бывают только в безударных позициях. Но оттенки звуков появляются и в ударной позиции, так, например, в слове мять фонема lt;аgt; между мягкими согласными реализуется в звуке [а] продвинутом вперед и вверх на всем протяжении звучания.
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки, и тогда таблица гласных может быть дополнена. См. таблицу гласных звуков и порядок их характеристики в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе».
Как уже говорилось, гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует. Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительные тона (обертоны), придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти,- что меняет объем и характер резонирующих полостей.
Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка при образовании гласных, 2) местом подъема языка и 3) огублен- ностью"неогубленностью.
По степени подъема языка, т. е. по движению языка по вертикали, по степени его приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъемов. Гласные верхнего подъема - это [и], [ы], [у], среднего подъема - [е], [о], нижнего подъема - [а].
По месту подъема языка, т. е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего рядов. При образовании гласных п е-

Место образования

Губные

Язычные
Участие Участие
губно-губные

губно-зубные

переднеязычны
средне
язычные

заднеязычные
шума
t^nocoo ооразования
голоса
зубные

нёбно-зубные
средне
нёбные

задненёбные
ТВ. мяг. мяг. ТВ. мяг. мяг. мяг. ТВ. мяг.

Смычные
глухие
звонкие
п
б
п’
б’
т
д
т’
д’
К
Г
к’
г’
Шумные
Щелевые
глухие
звонкие
Ф
В
ф’
в’
с
3
с’
3*
ш
ж
ш*
ж"
X х’

Аффрикаты
глухие
звонкие
ц ч*

Щелевые
j

Смычно-про
ходные
Носовые м м’ н н’
Сонор
ные
Боковые
(ртовые)
л л’

Дрожащие
(вибранты)
р р*

р е д н е г о ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. Так образуются гласные [и] и [е]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у] и [о]. Гласные среднего ряда [ы] и [а] занимают среднее положение между передними и задними гласными.
По огубленности неогубленности гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium «губа») и нелабиализованные. Лабиализованные гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальные гласные русского литературного языка являются нелабиализованными.
Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] - верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] - среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д. В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:
Методическое примечание. В действующем учебнике русского языка (Ладыженская Т А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулиба- ба И. И., Тростенцова Л. А. / Научный редактор Н. М. Шанский. Русски^ язык. Учебник для 4 класса.- М., 1986) и в справочнике для учащихся (Баранов М. Т., КостяеваТ А. Прудникова А. В. Русский язык / Под ред. Н. М. Шанского.- М., 1986) в разделах, посвященных фонетике, и в частности составу гласных и согласных, можно обнаружить некоторые расхождения с положениями настоящей книги. Эти расхождения касаются, во-первых, отсутствия в указанных пособиях в составе согласных звука [ж’], а во-вторых, отнесения согласного [й’] (= в русском языке в настоящее время неустойчив: в литературном произношении он заменяется долгим твердым согласным (ё[ж]у, во[ж]и), а иногда сочетанием [жд’] (до[жд’]ик). Именно этим и объясняется отсутствие [ж’] в школьном учебнике и в справочнике. В связи с тем что сонорные ближе к звонким, чем к глухим, при отсутствии этой категории в школьной программе сонорные согласные можно отнести к звонким.
Кроме того, в названных двух книгах гласный [ы] отнесен, как и la 1, [о], [у], [е], [и], к основным звукам (т. е. к фонемам). Такое отношение к [ы] можно обнаружить и в некоторых научных трудах. Вопрос о трактовке [ы] как аллофона фонемы (и), а не как самостоятельной фонемы рассмотрен в § 87 настоящей книги.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

1. свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные;

2. суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];

3. сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • взрывные , когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [?];
  • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];
  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [л];
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру! ).

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласный или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й" (р", л", м", н")



Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

2. Ударе́ние (акцент) - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение . Особый вид ударения - логическое ударение, назначение которого - в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему компоненту опреде­ля­ется фонетический тип ударения): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напря­же­ния и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим , реже - экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в нескольких разно­вид­но­стях, например в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип ударения - количественное , но в чистом виде оно не зареги­стри­ро­ва­но). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное (постоянное) ударение.

Слогораздел. Типы слогов.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове..

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

Все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук

Один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва

Сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка

Сочетание шумных и сонорных относят к следующему слогу о-кно са-бля

Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма

При сочетании сонорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та

Сочетание Й неслогового с последующими шумными или сонорными тай-фун

По структуре выделяют слоги:

Прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые

Полные – закрытые и прикрытые сок

Усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск

Усечённые с конца мгла

Открытые и неприкрытые ау

Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота . По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский .

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

3.Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения, например: [т"ул1] - тюль; индивидуальное лексическое значение - «тонкая сетчатая ткань»; слово тюль - имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Слово может иметь одно лексическое значение, такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже. Слово может иметь два или более лексических значения, такие слова называют многозначными.

Полисемия (от греч. poIysCmos - многозначный), многозначность,- наличие у единицы языка более чем одного значения. Паронимы (от пара... и греч. ónyma - имя, название, слово), слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых является случайным, то есть не обусловлено ни семантикой, ни словообразовательными процессами, например время и бремя, апеллировать и оперировать и т.п

4.Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения слов. Особенности русской графики. Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему:

1. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

2)второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а)буквы, лишенные звукового значения. Это буквы Ъ и Ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.

б)буквы, обозначающие два звука. Это буквы Е [j], Ё, Ю , Я .

в)буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

3)Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение:

А, О, У, Э, Ы; Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Й.

Ко вторым, то есть двузначным буквам относятся:

А)все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

Б)буквы, обозначающие гласные звуки: Е, Ё, Ю, Я.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог.

Такой слог, то есть сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных.

В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, то есть служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков. Отсутствие отдельных букв компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы А, О, У, Э, Ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы Е, Ё, Ю, Я, И – на мягкость.

Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается особой буквой Ь:

банька, верьте, моль, ударь и др.

слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой Й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным.

Во всех других положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обознается одной буквой, а именно:

Я - , Ё - , Е - , Ю - .

Главнейшее отступление от слогового принципа – обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются вопреки слоговому принципу, буквами И, Е, Ё, изредка Ю, Я.

После всегда мягких [ч], [ш"] вопреки слоговому принципу, пишутся буквы А, О, У.

Частные случаи отступлений от слогового принципа:

1)написания иноязычных (чаще французских) слов с ЬО вместо Ё, сравнить: бульон – бельём;

2)написания сложносокращенных слов с ЬО, ЬА, ЬУ, ЙУ, сравнить: сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток;

3)написание в начале иноязычных слов ЙО вместо Ё, сравнить: ёж, ёрш – йод, Йоркшир, Нью-Йорк.

Графические средства: взаимоотношение шрифтов, деление на абзацы, расположение строк, заглавные буквы, знаки препинания.

5.ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания.

Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии . Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный).

Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Правила переноса слов

  • Слова переносятся по слогам (ма-ма, ба-ра-бан),
  • Нельзя отделять согласную от последующей гласной (ге-ро"й),
  • Нельзя отставлять на строке или переносить часть слога (пу-стяк, пус-тяк - правильно; пуст-як (неправильно),
  • Нельзя оставлять на строке или переносить одну гласную, даже если она представляет собой целый слог (ана-то-мия - правильно; а-на-то-ми-я - неправильно),
  • Нельзя отрывать ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) от предыдущей согласной (объ-езд, мень-ше),
  • Буква и не отрывается от предыдущей гласной (рай-он),
  • При сочетании нескольких согласных возможны варианты переноса (се-стра, сес-тра, сест-ра); в таких случаях предпочтителен такой перенос, при котором морфемы не разбираются (подо-жать).
прописная буква строчная буква
- Пишется в начале предложения, абзаца, текста (Я хочу пойти погулять. Когда я сделаю уроки, я пойду на улицу.) - Пишется в начале прямой речи (Она сказала: "Заходите, пожалуйста".) - Пишется в середине и в конце слова (мама, Россия). - Пишется в середине предложения, если слово не представляет собой имя собственное или какое-нибудь название (Он приехал поздно ночью).
Пишутся с прописной буквы Пишутся со строчной буквы
- названия учреждений и организаций, в т.ч. международных (Государственная Дума, Организация Объединенных наций), - названия стран и административно-территориальных единиц (Великобритания, Соединенные штаты Америки, Московская область), - имена, отчества и фамилии (Иванов Иван Иванович) - названия исторических событий и, праздников являются именами собственными): 8 Марта, Великая Отечественная Война. - названия чинов, звания (лейтенант Попов), - слова товарищ, гражданин господин, мистер и т.д. (мистер Браун, гражданин Петров)

6 . Морфемика - морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем (см.) и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом. Основными объектами исследования в М. являются морфемы, их формальные видоизменения - морфы (см.) и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем, основа слова, словоформа). Корневые морфемы , или корни, - это обязательная часть слова. В знаменательных словах с непроизводной основой лексическое значение корня совпадает с его общим лексическим значением: лес- и лес, нес- и несут, син"- и синий, там, фрау .Служебные морфемы, или аффиксы (от латинского affixus - прикрепленный), - это необязательная часть слова. В русском языке аффиксы представлены приставками (или префиксами), суффиксами, интерфиксами (соединительными морфемами), постфиксами и окончаниями (или флексиями).Нулевыми формообразовательными морфемами являются:

1. окончания имён существительных 1-го склонения (принятого в школе) в форме множественного числа родительного падежа (ласточек, площадок, ламп );

2. окончания имён существительных мужского рода 2-го типа (принятого в школе) и женского рода 3-го склонения (краб, таракан, рожь, ночь );

3. окончания качественных имен прилагательных и причастий в краткой форме мужского рода единственного числа (здоров, привлекателен, находчив, записан, изъят, задержан );

4. окончания притяжательных имен прилагательных в форме мужского рода единственного числа именительного падежаараний, беличий, медвежий, папин, бабушкин, дядин );

5. окончания количественных числительных в форме именительного падежа (девять, девятнадцать, восемьдесят );

6. окончания глаголов в изъявительном наклонении в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа (восхищался, прочитал, придумал ).

Помните, что, если в слове нулевое окончание, это не значит, что окончания вообще нет. Оно есть, просто в какой-то форме данного слова это окончание не имеет звуковой и буквенной оболочки , но в других формах мы можем это окончание увидеть и услышать.

Например, ласточек – ласточка , дом – дома , прочитал – прочитала , привлекателен – привлекательна , бараний – бараньего , восемьдесят – восьми десяти .

Сравните со словами, в которыхнет и не может быть окончания (потому что они являются неизменяемыми ): вчера, вглубь, издалека, читая.

Формообразовательными могут быть также некоторые суффиксы , например, суффиксы, служащие для образования формы прошедшего времени мужского рода единственного числа определенных глаголов (принесØ , вывёзØ ). Сравните с формами, когда этот суффикс материально выражен в других формах: принесл а, вывезл и.

Словообразование - с одной стороны, это сам процесс образования новых слов, с другой - особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Лексико-семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий). Морфологический способ словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов.

7. Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

  • историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;
  • описательную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане

Основная задача грамматики заключается в изучении значений языка. Предметом грамматики являются те значения, которые обнаруживаются в связной речи, и прежде всего в отдельных ее единицах, высказываниях-предложениях. В предложениях находят свое оформление отдельные акты мышления, средством выражения и сообщения которых является язык. Представляя собой законченные по значению высказывания, предложения имеют различное строение, в связи с чем различается и их значение. Задачей грамматики является изучение этого строения предложений и определяемых этим строением значений, или, иначе говоря, задачей грамматики является изучение форм предложения как основной единицы речи.

Непосредственно изучение форм связной речи, предложения, принадлежит разделу грамматики, называемомусинтаксисом. Но, кроме этого раздела, грамматика имеет раздел, называемый морфологией, в котором изучаются уже не формы самого предложения, а формы кратчайших его элементов - слов. Оба эти раздела грамматики, морфология и синтаксис, тесно связаны между собой, так как изучение одного из них невозможно без изучения другого.

Граммати́ческая катего́рия - замкнутая система взаимоисключающих противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ (или небольшого набора высокочастотных словоформ с абстрактным типом значения) на непересекающиеся классы, различие между которыми существенно сказывается на степени грамматической правильности текста.Грамматическое значение - значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Перейти к: навигация, поиск

Граммати́ческая фо́рма - языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение . В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость .

Основные различия между гласными и согласными звуками

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. В числе основных различий этих двух категорий звуков как минимум нужно назвать:

    Положение органов речи. При гласных речевой канал открыт, так что выходящая струя не встречает на своем пути препятствий. При согласных на пути выдыхаемой воздушной струи всегда образуется в определенном месте речевого канала преграда той или иной формы (ср: [а-а-а, о-о-о], с одной стороны, и [п,т,к] – с другой стороны).

    Различие в напряженности органов речи. При образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. При образовании согласных напряжение имеет место только в определенной точке речевого канала: иными словами, гласные характеризуются нелокализованной (несфокусированной) артикуляцией, согласные – локализованной (сфокусированной) артикуляцией.

    Разницу в подаваемой из легких воздушной струе: при гласных она совсем слабая, при согласных – сильная, в особенности при глухих согласных.

    Некоторые языковеды противопоставляют гласные согласным по степени раствора челюстного угла, квалифицируя гласные как «рторазмыкатели», а согласные – как «ртосмыкатели».

Артикуляционная классификация согласных

Во введении в языкознание как элементарном курсе общего языкознания артикуляционную классификацию звуков можно начинать как с гласных, так и с согласных.

Начнем с согласных звуков. Артикуляционная классификация согласных любого языка предполагает в качестве обязательного минимума учет следующих трех признаков: места образования, способа образования и степени сонорности (звучности), иначе – соотношения голоса (тона) и шума.

    По месту образования, отвечающему на вопрос где?, т.е. в какой точке речевого канала образуется звук, согласные подразделяются на следующие разновидности: 1.1. Губные, или лабиальные (лат. Labia губы). а) При сближении нижней губы с верхней образуются губно - губные согласные (билабиальные): . б) При сближении нижней губы с верхними зубами образуются губно – зубные (лабиодентальные) согласные типа . 1.2. Интердентальные (межзубные) согласные типа английских [θ] и [р]: thank [θж?k] – ‘благодарить’, that [ржt] –тот (та,то). 1.3. Переднеязычные согласные, подразделяются на дорсальные, апикальные и какуминальные. а) При образовании дорсальных согласных (лат. Dorsum – спина) кончик языка опущен к нижним зубам (типа русских [т], [д], [с], [з], [н]). б) При образовании апикальных согласных (от лат. Apex – кончик) кончик языка, приподнимаясь вместе со спинкой, сближается с верхними зубами или альвеолами. Это согласные типа английских [t], [d], [n]. Есть они и в русском, например, [ш], [ш’], [ч]. в) При образовании какуминальных согласных (лат. Cacu men – верхушка) кончик языка не только приподнят, но и немного загнут кверху, в то время как передняя часть спинки языка, наоборот, вогнута внутрь так, что она получает ложкообразную форму. Примером может служить переднеязычное дрожащее [р] как в русском языке. 1.4. Среднеязычные согласные, при артикуляции которых средняя часть спинки языка, поднимаясь, сближается с твердым небом. Согласные этого типа часто называют палатальными (от лат. Palatum – нлбо). Термин «палатальный» нельзя смешивать с термином «палатализованный», т.е. смягченный. Палатализации в той или иной степени могут подвергаться все согласные. Для палатальных согласных типа [ j ] среднеязычная артикуляция является не дополнительной, а основной. В русской графике звук [j] обозначается в одних позициях с помощью буквы [й], в других – с помощью йотированных букв [е,л, ю, я], например, сарай, мой, твой , а также яма , ллка и т.д. 1.5. Заднеязычные согласные, при образовании которых активным органом является задняя часть спинки языка, сближающаяся с мягким нлбом. Примером могут служить согласные типа [к], [г] как в словах кот, год. 1.6. Глубокозаднеязычные типа киргизских согласных [ Ķ ], [Ģ ]: Ķ ol (рука), ĶаĢа z (бумага). 1.7. Увулярные (язычковые) согласные (лат.Uvula – язычок), при образовании которых активным органом является маленький язычок (продолжение мягкого неба). Примером может служить грассирующий согласный [ r ] во французском и некоторых других языках. В обиходной речи этот звук называется картавым [ р ]. 1.8. Гортанные согласные, образующиеся при смычке или сближении голосовых связок. Имеются в персидском, арабском, корейском, английском языках (ср. английское [ h ], похожее на легкий выдох в словах типа hat – ‘шляпа’; hand – ‘рука’).

    По способу образования, отвечающему на вопрос как?, т.е. каков характер прохода воздушной струи при образовании звуков речи, согласные подразделяются на следующие разновидности. Различают два основных способа взаимодействия произносительных органов – смыкание и сближение. При смыкании образуются смычные согласные, при сближении – щелевые. 2.1. Смычные согласные подразделяются на две разновидности: а) смычно – взрывные, при произношении которых за смыканием сразу же следует резкое размыкание, и воздух образует толчок, взрыв. Во всех языках мира представлены смычные взрывные согласные [p], [t], [k]. Взрывные согласные иначе называются эксплозивными (от франц. Explosif – ‘взрывной’). б) Смычные имплозивные, произношение которых характеризуется выдержкой смычки при отсутствии толчка. Сравним произношение начальных и конечных смычных согласных [к] и [т] в словах русского языка как и тот : в начале слов они произносятся как взрывные, а в конце слов – как имплозивные. 2.2. Щелевые согласные. При образовании щелевых звуков органы речи,сблизившись, образуют узкую щель, через которую с трением проходит воздушная струя. Примеры многочисленны: и др. Щелевые согласные иначе называют фрикативными (от лат. Fricare – тереть). 2.3. Смычно – щелевые согласные типа русских [ц], [ч] называются аффрикатами (от лат. Affricata – притлртая). Аффриката характеризуется сложной артикуляцией со смычным началом и щелевым концом. Но это не сочетание смычного согласного с соответствующим щелевым, а одна нечленимая артикуляция и соответственно – одна фонема. Ср. сочетание [тс] и аффрикату [ц] в словах отсадить и поцарапать. 2.4. Смычно – проходные согласные. При их образовании одни участки органов речи образуют смычку, другие – проход для воздушной струи. Подразделяются на три разновидности: а) носовые согласные, образующиеся губной смычкой для [m], и зубной для [n] в полости рта при одновременном прохождении воздушной струи через нос благодаря опущенному положению нлбной занавески (мягкого нлба). б) боковые согласные, иначе латеральные (от лат. Lateralis – боковой), образующиеся зубной смычкой при прохождении воздушной струи по бокам языка. Так образуется согласный [ l ]. в) дрожащие согласные, иначе вибранты (от лат. Vibrantis – дрожащий, колеблющийся), образующиеся чередованием прохода со смычкой). Таков согласный [r].

    По соотношению голоса и шума согласные подразделяются на сонорные и шумные. Основу сонорных (типа ) составляет голос (тон). Примесь шума незначительная. С акустической точки зрения сонорным согласным противостоят все другие согласные, называемые шумными. Их акустической основой является шум. Шумные согласные подразделяются на глухие и звонкие .

Таковы основы артикуляционной классификации согласных в границах минимального набора координат, обязательных для характеристики звукового инвентаря любого языка.

Само собою разумеется, что подразделение согласных на многочисленные разновидности внутри каждой из трех координат вовсе не означает, что эти разновидности присущи всем языкам. К примеру, в одних языках есть гортанные апикальные согласные, а в других их нет и т.д. Очевидно также, что языки отличаются друг от друга и по количественному составу звукового инвентаря, и что самое главное – по специфическим особенностям его структурной организации.

Сейчас важно подчеркнуть следующее. Наряду с основными координатами, обязательными для всех языков (место образования, способ образования, степень сонорности), при описании консонантизма языков необходимо учитывать и дополнительные типы артикуляции. В их числе палатализацию, аспирацию и лабиализацию.

Палатализация, обусловленная дополнительным поднятием средней части спинки языка к твердому небу, может сопровождать любую основную артикуляцию, кроме среднеязычной.

При аспирации (от лат. Aspiro – произношу с придыханием) дополнительным признаком является придыхание (аспираты – это придыхательные согласные). Аспирации чаще всего подвергаются взрывные согласные (, , в корейском языке).

Лабиализация согласных (их огубление) является дополнительной артикуляцией, когда она обусловлена фонетической позицией – чаще всего положением перед губными гласными [ о ] и [ у ], например, в словах так, сад, наш начальные согласные нелабиализованы, в таких же словах, как т?ок, с?ода, н?ос они огублены (значок справа вверху над согласным – показатель его огубленности).

Дополнительные артикуляции в одних языках могут не иметь фонемного статуса, в других – могут обладать им. Например, для русского языка лабиализация согласных нефонологична, в то время как палатализованные согласные составляют коррелятивные пары к соответствующим непалатализованным, т.е наделены смыслоразличительной функцией. Ср., с одной стороны, пары слов типа так -т?ок, где [ т ] и [ т? ] принадлежат одной фонеме <Т>, и с другой стороны, пары слов типа лог – л’ог, кон – кон’, где согласные [л] и [л’], [н] и [н’] выступают в качестве самостоятельных фонем.

Еще пример: в английском языке согласные фонемы [ p, t, k] произносятся с придыханием, т.е. аспирированы. Но аспирация не является здесь фонологическим признаком, поскольку нет противопоставления типа [ р ] - , [ t ] - , [ k ] - .

Иная картина в китайском, корейском, ряде индийских языков, где аспирация выступает в качестве фонологического признака по соотношению с неаспирированностью. Так, phao в китайском языке означает «бежать»…, а pao – «обнять (обнимать)».

Классификация согласных

По месту образования:

Губные, илилабиальные

Губно-губные

Губно-зубные. f,v]

Переднеязычные

т], [д], [с], [з], [н]), ш.

Среднеязычные согласные - й

Заднеязычные

К,г. (кот,год)

Увулярные (картавый Р)

Гортанные

По способу образования

смычно – взрывные (п,т,к)

Смычно – щелевые [ц], [ч] или аффрикаты (ц)

Смычно – проходные:

Носовые (н)

боковые или латеральные (л)

дрожащиеили вибранты (р)

сонорные и шумные.

Артикуляционная классификация гласных

Признаки, по которым описываются согласные звуки (место, способ образования, степень сонорности), непригодны для описания гласных звуков, что объясняется различиями между звуками этих двух категорий Язык может двигаться горизонтально, перемещаясь вперед и назад, и вертикально, поднимаясь к твердому небу или опускаясь. Соответственно в первом случае различают гласные переднего, среднего и заднего рядов, а во втором случае – гласные нижнего, среднего и верхнего подъемов. С учетом участия / неучастия губной работы гласные подразделяют на губные (лабиализованные) и негубные (нелабиализованные).

Учет указанных признаков оказывается вполне достаточным для языков с небольшим количеством гласных фонем типа русского языка, характеризующегося трехступенчатой системой гласных.

Описанное деление гласных схематично иллюстрируют чаще всего следующим образом:

Передний

Отсутствие/наличие

лабиализации

Негубные

Поскольку во многих языках вокалического типа количество гласных исчисляется несколькими десятками, изображению гласных в виде треугольников, квадратов и кубов (есть и такие) современные фонетисты предпочитают трапеции следующей формы:

Примечание. С полной схемой гласных в форме трапеции, включающей наряду с нормально краткими и долгие гласные (напр., в киргизском, английском), а также носовые в противопоставлении ртовым (французский и др. языки), можно познакомиться по учебнику А.А. Реформатского .

Фонетическая транскрипция

Обычное письмо, основанное на системе правил орфографии, не дает единообразного отражения звукового состава речи. Между тем во многих случаях требуется совершенно точное воспроизведение звучащей речи (при обучении произношению, при записи диалектной речи и т.д.). В этих случаях используется особая система письма, называемая фонетической транскрипцией.

Фонетическая транскрипция – это такое письмо, которое основано на простейших, всегда единообразных отношениях между звуками и буквами, а именно: каждый звук фонетической транскрипции обозначается всегда только одним, одним и тем же знаком; каждый знак всегда обозначает один и тот же звук.

Имеются различные системы фонетической транскрипции, в том числе система Международной фонетической ассоциации (МФА), основанная на латинской графике и дополненная некоторыми другими знаками.

По этой системе транскрибируется устная речь на западноевропейских языках. Для транскрипции русской речи чаще всего используется фонетическая транскрипция, построенная на основе русской графики (РФА)

Для овладения техникой фонетической транскрипции необходимо руководствоваться следующими указаниями:

Например,

Невыносимый -[ н"ьвън^с"имъj]

Всего-навсего - [фс"и?во-нафс΄ьвъ]

Счастливый - [ш:"иЄсл΄ивъj]

Мой дядя самых честных правил - [м^jд΄ад΄ь/самъх/ч΄эснъх/прав΄ьл//к^גдъ/н΄иЄфшутку/зъ?΄?Є???

Реализация гласных современного русского

литературного языка в потоке речи

Таблица 4

Фонетическая структура слова

Абсо-лют-

остальные предудар-ные. слоги

ударный слог

Удар-ный слог

Заудар-ные слоги

согласных

согласных

После мягких

согласных

После твердых согласных

После твердых и мягких согласных

Фонетические процессы (явления)

В потоке речи, вступая во взаимодействие в определенных позиционных условиях, звуки речи подвергаются различным изменениям. Традиционно их подразделяют на комбинаторные и позиционные, что не совсем правильно, поскольку комбинаторные изменения тоже позиционны. Таким образом, наши уточнения сводятся к следующему: все изменения звуков, происходящие в потоке речи в аспекте современной синхронии, являются позиционными в широком смысле слова; они подразделяются на комбинаторно-позиционные и собственно-позиционные изменения.

Основными типами комбинаторно-позиционных изменений являются ассимиляции, аккомодации и диссимиляции.

Ассимиляция – это уподобление в потоке речи однотипных звуков (согласного – согласному, гласного – гласному) по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов. Ассимиляции бывают:

Диссимиляция – расподобление однотипных звуков: из двух одинаковых или подобных получается два различных или менее подобных звука, например: литературное коридор (два[р] ) и просторечное ко[л]идор (диссимиляция регрессивная, дистактная) и т.п.

Аккомодация – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным). Примеры: рад и р’˙ад , где [˙а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная).

Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [к°о˙н’], соль [с?о˙л’], где налицо двойная разнонаправленная аккомодация: гласного последующему согласному по ряду и первого согласного последующему гласному – по лабиализации, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком). В обоих случаях налицо регрессивная контактная аккомодация, но по разным признакам – по ряду гласного и огублению согласного.

Основным типом собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция, распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые).

Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными. Так, в примерах типа с[ э] хость , с [у] хуй , с[ у] стбв ,

с[ у] ставнуй у–подобное качество выделенных гласных сохраняется и в первом, и во втором предударных слогах.

Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ], обозначаемым в фонетической транскрипции знаком «крышечки» [ Λ ]. Сравним:

с<о>м - с<а>м, с одной стороны, и с Λ ма – с другой (с Λ мб п Λ ймбла с Λ мб).

Ср. также: вол –вал, но в Λ лы, дом,стол, но д Λ мб,ст Λ лы мн.др.

Качественная редукция может затрагивать и согласные. Например, все шумные звонкие согласные в позиции конца слова перед паузой чередуются в русском языке с соответствующими глухими шумными. Сравним: гла<з>а, но гла<с>, сле<з>а, но слл<с>, дро<в >а, дро<ф> и т.д.

Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы

Как уже отмечалось, фонетика различает в звуках речи три основных аспекта. С двумя из них (артикуляторным и акустическим) мы познакомились. Теперь надлежит подробнее вникнуть в суть третьего – функционального аспекта, который относится к фонологическому измерению языка. Это измерение является главным, поскольку из всего многообразия признаков, присущих каждому звуку, оно акцентирует внимание только на тех из них, которые отличают одну звуковую единицу от всех остальных и в первую очередь от близкородственных единиц. Такие звуковые единицы называют фонемами, а признаки, которыми они отличаются друг от друга – различительными признаками. Поясним сказанное на примере фонемы <Т> русского языка. Обратим внимание на такие пары слов, как: 1) том – дом; 2) том-сом; 3) том-ком; 4)томный-тлмный. Нетрудно убедиться, что фонема <Т> противопоставлена начальным фонемам вторых членов пар набором следующих дифференциальных признаков: в первом случае – признаком глухости на фоне звонкости; во втором – признаком взрывности на фоне фрикативности; в третьем – переднеязычностью на фоне заднеязычности; в четвертом – твердостью на фоне мягкости.

Аспект, по которому была охарактеризована фонема <Т>, является оппозитивным: система фонем любого языка – это система оппозиций (противопоставлений), что позволяет разграничить по смыслу единицы вышележащих уровней – морфемы, слова, формы слов.

Но помимо различительной, фонема наделена и отождествляющей функцией. Это значит, что в процессе функционирования языка (в потоке речи) фонема подвергается различным модификациям, обусловленным позиционными условиями как контекстного, так и структурного свойства.

Иллюстрация модификаций фонем, вызванных действием контекстно-обусловленных позиций на примере гласных: пос[б]тка, с’[˙á]ду, с’[д]т’. Хотя все три гласных звука, заключенных в квадратные скобки, находятся под ударением, позиции, которые они занимают, являются разными (в первом случае между твердыми согласными, во втором – после мягкого перед твердым, в третьем – между мягкими согласными). Применительно к таким случаям лингвисты говорят, что соответствующие звуки находятся в составе знаковых единиц в отношениях дополнительной дистрибуции.

Иллюстрация модификаций фонем, вызванных действием структурно - обусловленных позиций на примере согласных: моро<з>ы - моро[с], гри<б>ы - гри[п], голо<в>а - голо[ф].

Несмотря на различия позиционных условий, приводящих к модификациям фонем в каждом из двух рассмотренных случаев, подобные видоизменения фонем не приводят к смыслоразличению, не нарушают функционального тождества морфем и слов, в которых они функционируют. В отличие от оппозитивного данный аспект функционирования фонем правомерно назвать эквивалентностным, вариативным аспектом парадигматических отношений. Отсюда и определение фонемы: «Фонема –это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отожествления значимых единиц языка (морфем и слов)».

Понятие позиции является одним из центральных фонологических понятий. Находясь в сильных позициях, звуки распределяются по разным фонемам

(ср. звуки [т] и [д] в примерах типа <т>ом - <д>ом). Фонемный статус звуков слабых позиций может быть различным.

    В примерах типа пос[б]дка, с’[˙á]ду и с’[д]т’ три разных гласных звука являются разновидностями одной фонемы;

    В примерах типа дро[ф] и с Λ мб каждый из выделенных звуков может быть разновидностями разных фонем: при соотношении дро<ф>б - дро[ф] согласный [ф] является разновидностью фонемы <Ф>; при соотношении дро<в>б - дро[ф] согласный [ф] выступает в качестве разновидности фонемы <В>; аналогично обстоит дело со звуком [Λ] : в контексте с<о>м - сΛмб редуцированный гласный [Λ] принадлежит фонеме <О >; в контексте с<а>м - с[Λ]мб - фонеме <а>.

    В примерах типа с[Λ]ббка определить фонемную принадлежность звука [Λ] первого предударного слога невозможно, потому что нет соотносительной сильной позиции. Такую ситуацию называют гиперфонемной, а саму единицу – гиперфонемой, под которой понимают общую часть двух или нескольких нейтрализованных фонем . В нашем примере звук [Λ] является общим и для <О>, и для <А>, представляя гиперфонему <о/а>.

Как показывают примеры, нейтрализация (снятие ротивопоставлений) бывает двух типов – разрешимой, когда звуки слабых позиций проверяются по сильным позициям и подводятся под соответствующие фонемы (примеры 2-й группы); и неразрешимой, когда звуки слабых позиций являются представителями гиперфонем (группофонем) вследствие отсутствия сильных позиций для каждого из членов гиперфонемы (пример 3-й группы).

Правила выделения фонем

Приступая к описанию звукового строя любого языка, лингвист должен быть осведомлен о количественном составе фонем, которым он располагает. Честь формулировки правил выделения фонем принадлежит основоположнику фонологии проф. Н.С. Трубецкому. Приведем основные из них в своей редакции и проиллюстрируем примерами из русского языка.

Первое правило. Если два звука встречаются в одной и той же позиции и их взаимная замена приводит к изменению смысла слов, эти звуки являются разновидностями двух фонем. Примеры: <п>ар - <б>ар, <с>лой - <з>лой, ко<с>а - ко<з>а, т<о>к - т<а>к, <л>ук - <л’>ук, ко<н> - ко<н’>.

Второе правило. Если два звука встречаются в одной и той же позиции, но их взаимная замена не влечет за собой изменения смысла слов, эти звуки являются разновидностями (вариантами) одной фонемы. В примере [г]осподи! и [ ]осподи! взрывное г и щелевое  принадлежит фонеме <г>.

Третье правило. Если два звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы. Примеры:

п’ ˙ б тый - п’[д]т’ , где оба [а] принадлежат фонеме <А>; влз – везу , где чередуются в составе одной и той же морфемы <в’˙оз> и гласные [ о ] // [и э ], и согласные [ с ] // [ з ]. Члены чередования первой пары звуков являются разновидностями фонемы <о>, второй пары звуков – разновидностью фонемы <з>.

От чередований указанного типа, которые являются фонетически – позиционными, т.е. обусловленными действием «живых» позиционных законов (такие чередования не знают никаких исключений), нужно отличать фонетически – непозиционные чередования, доставшиеся носителям современных языков по традиции. Их обычно называют грамматическими, поскольку чередования происходят перед грамматическими единицами, вызываются их требованиями, например, хо<д’>ить - хо<ж>у, во<д’>ить - во<ж>у (д’//ж), но <с’>ить - но <ш>у, про <с’>ить - про<ш>у (с’ // ш) и т.п. По своей сущности чередования первого типа являются внутрифонемными, чередования второго типа – межфонемными. Их изучением занимается морфонология – особый раздел языкознания, занимающий промежуточное положение между фонологией и морфологией.

Фонематическая транскрипция

Разграничение понятий звука и фонемы предполагает разграничение двух видов транскрипции – фонетической и фонологической (иначе –фонемной или фонематической).

Необходимость по возможности более точного отражения на письме особенностей звучащей речи требует от фонетической транскрипции использования дополнительно к алфавиту определенного набора диакритических знаков.

Применение фонематической транскрипции не требует подробных разъяснений, так как она призвана фиксировать не звуковую, а фонемную данность языка. Если основные понятия фонетики и фонемики как одного из ее разделов усвоены в увязке фонетических процессов с понятиями фонем, вариантов, позиций и т.п., фонематическая транскрипция, основанная на проверке звуков слабых позиций по сильным позициям с целью определения фонемного статуса этих звуков, особых трудностей не представляет. Нужно просто овладеть техникой перевода знаков фонетической транскрипции в знаки фонем как инвариантных единиц звуковой системы языка, очищенной от деталей реального произношения во всем многообразии его особенностей.

Тексты, записываемые фонематической транскрипцией, заключаются в ломаные скобки: <>.

Примеры записи одного и того же текста средствами 1) орфографии, 2) фонетической транскрипции, 3) фонематической транскрипции:

2 3 1 3 1 1 2 3 1 2 2 3 1

    Люблю я пышное природы увяданье.

2) [л’˙убл’э ja пышнъ 1 ь пр’ируды ув’и э дбн’ 1 ь].

3) < л’убл’у ja пишно jo пр’ироди ув’адан’ jo >.

Сегментные и суперсегментные единицы языка

Сегментация (от лат. Segmentum – отрезок) – это деление речевого потока на сегменты (дольки, элементы, отрезки различной протяженности), вычленяющиеся из линейной последовательности высказываний.

Различают два вида сегментации – на уровне значимых единиц (с опорой на план содержания) и на звуковом, фонетическом уровне (с опорой на план выражения).

На уровне значимых единиц выделяются предложение – синтагма (словосочетание) – слово – морфема – фонема. Сегментация охватывает здесь единицы всех ярусов языка, поэтому ее можно назвать сегментацией межъярусного типа.

На фонетическом уровне выделяются такие единицы как фраза – речевой такт (фонетическое слово) – слог – звук. Сегментация ограничена здесь рамками только одного уровня (фонетического), поэтому ее можно назвать сегментацией внутриярусного типа.

Как разные отрезки речевой цепи звук, слог, такт, фраза принадлежат сегментному уровню. По отношению к знаковым единицам они являются их реализацией, хотя однозначного соответствия между ними нет. Достаточно сказать, что фраза не обязательно совпадает с предложением: она может объединять в себе и несколько предложений; границы фонетического слова (речевого такта) чаще всего не совпадает с границами слова как лексической единицы и т.п.

Между звуковыми единицами существуют как количественные, так и качественные различия.

Количественные: фраза может состоять из нескольких тактов, такт – из нескольких слогов, слог – из нескольких звуков. Но обратное неверно.

Качественные : единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, единство звука – его относительной акустической и артикуляционной однородностью .

Фонологический аспект фонетики предполагает изучение не только сегментных , но и суперсегментных единиц звукового строя языка. Однако между учеными нет единого мнения как о количественном составе тех и других единиц в целом, так и о распределении их по двум названным группам.

В числе различных решений вопроса укажем на следующее:

    к сегментным единицам относятся только звуки речи, к суперсегментным – только ударение и интонация ;

    к сегментным единицам относятся звуки, слоги, такты, фразы, к суперсегментным – ударение и интонация ;

    к сегментным единицам относятся звуки, к суперсегментным – слоги, такты, фразы, ударения, интонация .

Из трех обозначенных решений мы выбираем второе, и вот почему. В отличие от сегментных (линейных) единиц различной протяженности суперсегментные (нелинейные, надлинейные, сверхлинейные) единицы не существуют сами по себе, отдельно от сегментных, не могут быть произнесены в отрыве от них, так как не имеют самостоятельного бытия. Именно поэтому они как бы накладываются на сегментные единицы. Такому требованию в полной мере отвечают ударение и интонация: ударение является средством организации такта, а интонация – средством организации фразы.

Фонологический аспект фонетики, связанный с изучением ударения и интонации, нередко обозначают термином «просодика» и с полным на это основанием говорят о просодии слога, такта, фразы. В итоге терминологически и по существу четко разграничиваются два раздела фонологии – фонемика как учение теории фонем и просодика как учение о единицах большей протяженности, чем «звукофонема».

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рубрика (тематическая категория) Образование

Гласные звуки - ϶ᴛᴏ звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, ᴛ.ᴇ. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на

1) широкие, ᴛ.ᴇ. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, ᴛ.ᴇ. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, ᴛ.ᴇ. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , ᴛ.ᴇ. вытягивания или округления губ. При этом гласные делятся на

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных должна быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Делœение на три ряда и три подъёма не отражает всœего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; данный звук называют ʼʼа – узкоеʼʼ;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют ʼʼ[и] открытыйʼʼ или ʼʼ[и] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[и], склонный к [э]ʼʼ;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук принято называть ʼʼ[ы] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[ы], склонный к [э]ʼʼ;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всœех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

КОНСОНАНТИЗМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА" 2017, 2018.



Загрузка...