Кошки. Породы, стерилизация

Основы предметной фотографии. Работаем с изделием

Все мы читаем обзоры самого разнообразного компьютерного железа в многочисленных онлайн и бумажных изданиях, а некоторые из нас эти обзоры пишут сами. Человек, мало-мальски знакомый со спецификой такой работы, знает, что одной из основных проблем при написании обзора становятся иллюстрации. В компьютерных журналах для этих целей в штате есть фотограф со специальным осветительным и фотографическим оборудованием. Добавлю: а также со своими секретами, позволяющими поставить съемку предметов на поток и иметь прогнозируемый и качественный результат на выходе.
Если же автор делает иллюстрации к собственной статье своими силами, с помощью цифровика и подручных средств, результат зачастую оставляет желать лучшего. Человек, отлично разбирающийся в технике, может просто не знать как правильно установить освещение и фон, какие параметры использовать при съемке, а самое главное - не подозревает о некоторых нюансах и приемах работы, которые позволяют здорово упростить процесс и повысить качество. Итог неудачных фотосессий - масса неплохих, по сути, обзоров (как правило, онлайновых), загубленных откровенно неудачными иллюстрациями. Ниже мы рассмотрим методику и приемы работы, позволяющие делать в домашних условиях предметную съемку почти профессионального качества. Если у вас уже есть ЦФК и штатив, то бюджет на доработку министудии составит около 30 долларов.

Исходные данные
Вот какое оборудование и материалы были использованы в нашем конкретном случае:

  • цифровая камера Canon PowerShot G5
  • штатив Manfrotto 728B
  • три настольные лампы ценой 270 руб каждая
  • три 100-ваттных лампы с отражающим покрытием (40 руб/шт)
  • семь листов ватмана формата А1 (8 руб/шт)

Как видите, три последних пункта, из которых и состоит собственно осветительная часть, стоят в сумме менее 1000 рублей. Кроме вышеуказанных инструментов и принадлежностей важную часть нашего комплекса составляет компьютерный стол, который выполняет роль своеобразного каркаса. Вот как он выглядит перед началом работы:

Ставим свет
После того, как вы очистили стол от кучи несомненно нужного барахла, завалив угол комнаты, начинается самое главное. Вся задумка в данном случае состоит в том, чтобы получить равномерное бестеневое освещение. В этом нам помогут четыре листа ватмана, которые мы поставим следующим образом:

Кстати, внимательный читатель наверняка обратил внимание на то, что сначала речь шла о семи листах ватмана, тогда как пока мы использовали всего четыре. Всё очень просто: ещё два листа подложим под сами лампы и один под центральный изогнутый лист для того чтобы устранить отсветы и просвечивание желтой поверхности столешницы.

Теперь можно установить штатив и приступать к съемке:

Снимаем
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и коснуться вопроса выбора камеры для предметной съемки. Автору представляется, что оптимальным по соотношению (качество + удобство работы)/цена для этих целей являются незеркальные цифровые камеры (т.н. цифромыльницы). Их преимущества перед зеркалками общеизвестны:

  • изначально большая ГРИП, обусловленная малым физическим размером матрицы
  • возможность визировать в процессе съемки по ЖК-экрану

Очень удачным выбором именно для специфических задач предметной съёмки выглядит серия PowerShot G3/G5/G6/Pro1 производства Canon (камеры перечислены в порядке возрастания цены и качества). Вот список их преимуществ перед большинством конкурентов:

  • поворотный по двум осям дисплей, с которым удобно снимать из любых положений, например, вертикально ориентированные кадры
  • датчик ориентации, позволяющий автоматически переворачивать вертикальные кадры при скачке через штатный софт ZoomBrowser EX
  • пульт ДУ в комплекте, заменяющий спусковой тросик
  • брекетинг фокусировки, позволяющий расширять глубину резкости при помощи склейки нескольких кадров
  • грамотно реализованный формат RAW, использующий сжатие без потерь (занимает меньше места на карте памяти) и позволяющий вести съемку без пауз

Разумеется, поклонники зеркальной техники могут оспорить некоторые аргументы, сказав, например, что аналогичной ГРИП на зеркалках можно добиться, зажимая диафрагму до величин порядка f32, тогда как у большинства цифрокомпактов пределом является f8. Этот выпад можно парировать тем, что при подобных значениях диафрагм и откровенно слабом освещении, использованном нами (300 ВТ), выдержки могут достигать десятка секунд. Соответственно снимать можно только полностью неподвижные объекты и запечатлеть какой-либо предмет в руке без смазов будет практически невозможно. Это осложняется ещё и невозможностью кадрирования в момент съемки по поворотному экрану (требуется помощник). Кроме того, цифрозеркалка с оптикой соответствующего класса (резкость, диапазон фокусных расстояний) стоит намного дороже компакта. Конечно, потенциально зеркальная техника позволяет достичь более высокого качества изображения, но в данном случае на ум приходит известная поговорка "из пушки по воробьям": для онлайн-публикаций и не очень больших иллюстраций в журналы качества хорошей "цифромыльницы" более чем достаточно.

Итак, попробуем в качестве примера сделать качественный снимок оказавшегося под рукой сотового телефона. На камере Canon PowerShot G5 были установлены следующие настройки:

  • режим приоритета диафрагмы Av
  • диафрагма f8 для достижения максимальной глубины резкости
  • фокусное расстояние 140 мм (максимальный зум) для уменьшения перспективных искажений
  • формат файла RAW
  • баланс белого по листу бумаги
  • центровзвешенный экспозамер
  • положительная компенсация экспозиции +1EV
  • спуск с пульта
С указанными настройками были сделаны несколько кадров (для интересующихся скажу что выдержки составили порядка 1/2 сек):

Понятно, что в таком виде публиковать изображения нельзя: это всего лишь "сырой материал" из которого мы сделаем нормальные иллюстрации. Прежде всего, откроем RAW-файлы заново в конверторе и установим баланс белого более точно, по точке белого. Сохранив файлы в 48-битный TIFF, можно повозиться в Фотошопе с уровнями и получить почти пристойное качество. Одна беда: дисплей телефона резко контрастирует с остальным изображением, он либо пересвечен и имеет неестественную цветовую температуру, либо совершенно нечитабелен. Попробуем исправить ситуацию, ведь в нашем распоряжении "волшебный" формат RAW.
Возьмем снимок номер 3 и сконвертируем его еще раз, но уже с другими установками цветовой температуры и отрицательной цифровой экспокоррекцией. С подобными фокусами лучше всего справляется встроенный конвертор Adobe Photoshop CS:

От пересветов мы избавились, но цветовая температура явно не та. Попробуем установить её на Daylight (5500 К):

В принципе, это уже нормальное качество и такую иллюстрацию не стыдно выложить на всеобщее обозрение. Однако, придирчивый критик заметит, что передняя панель освещена недостаточно, а на блестящих овальных кнопках вызова/отбоя и пимпочке джойстика заметны неаккуратные отражения темной части комнаты. Попробуем снять телефон в другом ракурсе и наложим на него наш экран. Это делается очень просто: прямоугольник экрана трансформируем по месту командой Skew и накладываем один слой на другой методом Overlay чтобы оставить блики защитного стекла, увеличивающие достоверность:

Итог двухчасовой работы вы можете видеть на двух последних иллюстрациях. Половину времени заняло развертывание министудии, постановка света и собственно съёмка. Ещё час - обработка изображения на компьютере. Как кажется автору, овчинка вполне стоит выделки, особенно если учесть, что на написание текста этой статьи времени потребовалось чуть больше.

В этой статье описаны основные принципы предметной съемки, необходимые для достижения профессионального уровня. Статья (в англоязычном варианте) опубликована для стоковых фотографов на сайте фотобанка Dreamstime.

Важнейшую роль для съемки предметов играет освещение. Существует два основных вида съемки: на изолированном фоне (однородный, чаще белый фон) и на естественном фоне (стол, интерьер, другое окружение). Условия освещения для каждого из этих видов съемки могут сильно отличаться, возможны как применение одного источника света, так и сложные схемы, предусматривающие несколько источников света и разные фоны.

Мы остановимся на первом виде съемки, а именно, съемке предметов на изолированном фоне, поскольку это самый простой, самый эффективный и самый дешевый способ ознакомиться с этим направлением в фотографии.

Изолированные объекты могут быть освещены как сильным рассеянным светом (объект практически без теней или с минимально заметными тенями), так и прямым светом (у объекта могут быть глубокие тени, а фон останется белым).

Для первого варианта нет конкретных схем освещения, чем больше используется источников рассеянного света, тем лучше. Ниже будут даны некоторые советы, которые вы сможете использовать при съемке изолированных на фоне предметов. Постановка света может быть очень простой: белая картонная коробка с прикрепленным к ней сверху рассеянным источником света (софтбокс средних или больших размеров, свет падает на объект сверху), вспышку также можно отразить в потолок. Постановка света также может быть сложной: несколько источников света на стойках плюс световые панели.

Большинство приспособлений для предметной съемки можно смастерить самостоятельно. В изготовлении световой панели нет ничего сложного: вам понадобится органическое стекло, металлическая или деревянная рама либо картонная коробка, верхнюю часть которой нужно вырезать, оставив только ее грани. Поверх такой основы размещается оргстекло, а внутрь помещается источник света. Чтобы понять принцип создания панели, обратите внимание, как она выглядит в первозданном виде:

Из числа профессиональных установок для съемки предметов чаще всего используются предметные столы:

…и лайткубы:

Лайткуб можно также изготовить из подручных материалов:

Направление света выбирают в зависимости от предмета и необходимости. Хорошую фотографию можно получить и с одним источником света, здесь не работает принцип «чем больше, тем лучше». Свет нужен для того, чтобы придать предмету соответствующий вид на фотографии.

Простые схемы освещения:

Вне зависимости от того, что вы используете - стол или лайткуб, основной источник света (рисующий свет) должен падать со стороны камеры, сверху.

Если стоит задача снять предметы без теней, лучше всего использовать лайткуб с двумя источниками света. Можно также использовать контровый свет, один источник которого должен быть расположен под объектом, при условии, что поверхность для предмета прозрачна (оргстекло), и еще один источник должен быть размещен сзади объекта: он обрисует контуры предмета и высветлит тени, образованные основным источником света. Контровой свет также создает интересное отражение на поверхности, где установлен предмет, если эта поверхность отражающая.

Другой вариант: световая панель, на которую предмет поставлен сверху, и один источник света над предметом – лучше всего использовать софтбокс, чем больше его размер – тем лучше.

Более сложная схема освещения может выглядеть так: основные источники света (два) размещены по бокам от камеры на 70 градусов (положение можно менять в зависимости от нужд фотографа). Если съемка предметов происходит в комнате с белыми стенами, свет от этих источников можно отразить от стен комнаты, направив его в стены или в углы помещения: таким образом можно получить более рассеянный свет. Если у вас нет вспышки, которую можно было бы разместить под прозрачным столом, вместо нее можно использовать белый лист бумаги, но убедиться, что отраженный от стен свет достигает этой поверхности.

Освещение

Оборудование для освещения – важный выбор. Можно использовать либо студийные вспышки/головки, либо постоянный свет (лампы накаливания или люминисцентные лампы). Однако смешивать различные типы света не рекомендуется, поскольку у них различная температура света и, соответственно, разный баланс белого. Если вы используете несколько ламп накаливания, перед съемкой убедитесь, что они имеют одинаковую температуру по Кельвину.

Софтбоксы отлично заменяют лайткубы и позволяют использовать меньше источников света, потому они должны быть у каждого фотографа. Софтбоксы можно использовать как для съемки предметов на изолированном фоне, так и для съемки предметов в естественном окружении.

Виды света

Вне зависимости от вида предметной съемки: будь то съемка на изолированном фоне или в естественной среде, существует несколько типов света, каждый из которых используется в конкретных условиях.

Рисующий свет – это основной источник света, который обрисовывает форму объекта и задает основное направление света.

Заполняющий свет подсвечивает тени, которые остаются при освещении основным источником, снижает контраст и делает общее освещение более мягким – без резкого перехода между светом и тенью. Чаще всего для этого вида света используется софтбокс.

Контровой свет располагают сзади объекта, при этом предмет находится между камерой и источником света. Используется для подсветки контура предмета.

Фоновый свет используется для подсветки фона, позволяет отделить от него объект.

Сам процесс фотографирования неживых объектов отличается от фотосессии с моделью и создания портретов . Предметная фотосъемка проходит размереннее, спокойнее. Согласитесь, яблоко не будет приставать к вам с просьбой показать полученные снимки, не будет вредничать. Вы можете сами расположить объект, как считаете нужным, подобрав фон и освещение на свой вкус. Здесь не стоит торопиться. Помните одну истину, какой бы банальной она вам ни показалась: нет ничего сложного в том, чтобы фотографировать красиво. Достаточно выполнить ряд нехитрых действий и не спешить.

Во-первых, рассмотрите вещь, которую вам нужно сфотографировать. Выберите в ней самое яркое качество, которое непременно нужно подчеркнуть. Что это: цвет, фактура, форма? Только продумав акценты, берите в руки камеру.

Немного о помещении

Бывает, что съемка проходит вечером, ночью или в пасмурный день, и тогда без дополнительной подсветки не обойтись. А еще осветительные приборы и отражатели позволяют убирать нежелательные тени, которые неизбежно возникают при ярком солнечном свете.

Поговорим подробнее о различных моментах, которые касаются освещения.

Регулируем баланс белого

Выдохните: на самом деле, это очень просто. Все, что вам нужно, – дать фотоаппарату указание, какой свет вы используете в кадре. Вариантов здесь немного: яркий дневной свет, пасмурно, лампочка накаливания или люминесцентная лампа.

Фотограф: Дмитрий Елисеев.

Камера может подбирать баланс белого и автоматически, но слепо доверять ей в этом вопросе нельзя. Техника часто ошибается, и тогда ваши снимки приобретают нежелательные оттенки: синий, желтый, красный. Если вовремя не подправить баланс, придется долго возиться в фоторедакторе и выравнивать тон. Уж лучше потратить секунду на ручную настройку камеры, не так ли?

Управляем резкостью теней

Слишком отчетливые тени нравятся далеко не всем фотографам. Если вы из числа тех, кто любит мягкий рассеянный свет , воспользуйтесь обычной салфеткой, поместив ее между лампой и предметом. Но не забывайте, что это пожароопасно! Салфетки нужно менять почаще, чтобы они не успевали перегреться или, не ровен час, воспламениться.

Что такое лайткуб и как им пользоваться?

Предметная съемка – дело хлопотное. Фоны , предметный стол, куча осветительных приборов... Многим начинающим фотографам это кажется слишком сложным. Поэтому они предпочитают купить лайткуб и не мучиться.

Лайткуб (или лайтбокс, или еще проще – «домик») – это упругий каркас, который обшит белой тканью-фоном. Обычно эта конструкция бывает складной.

Цель лайтбокса – помочь фотографу легко и быстро получить сносное освещение даже вне студии. «Домик» избавляет от необходимости долго подготавливать место для съемки, возиться с массой оборудования.

Как он работает? Внутрь короба помещается объект съемки. Камеру можно просунуть в отверстие, а можно просто убрать переднюю загородку. Но работать в таком «домике» тесно и неудобно. Снаружи фотографу почти ничего не видно.

Предметная фотосъемка в лайтбоксе – это вариант, что называется, «дешево и сердито». Если вы ищете недорогое решение и не предъявляете к качеству снимков слишком строгих требований, то попробовать это изобретение можно, почему и нет.

Фотограф: Дмитрий Елисеев.

Но постоянно снимать с помощью лайткуба вам вряд ли захочется. Этот вариант годится на один-два раза. Тому, кто намерен далее расти в профессиональном плане, очень скоро потребуется полноценное рабочее место. Ведь лайтбокс ограничивает творческие возможности фотографа и существенно снижает качество снимков.

Нужна ли вспышка?

Опытные фотографы советуют отключить вспышку и не мучиться. Дело в том, что встроенная вспышка почти всегда сделана ужасно и может погубить все ваши старания. Да и пользоваться ей правильно нужно уметь, а это, к сожалению, весьма трудная наука. Так что лучше уж заняться вопросами качественного освещения объекта, чтобы никакая вспышка вам не понадобилась. Вот увидите, что без нее получается естественнее.

Выбираем фон

Чтобы сфотографировать устойчивый предмет, который не нужно чем-либо крепить, в качестве фона подойдет какой угодно материал. Но удобнее всего будет, если вы заранее запасетесь листами, имеющими разный цвет, фактуру и размер.

Фон может быть выполнен из полистирола или оргстекла. Профессиональная предметная фотосъемка обязательно потребует молочно-белого и черного фонов. Листы этих оттенков лучше купить в нескольких экземплярах: со временем они теряют вид. За покупкой отправляйтесь на оптовый склад стройматериалов и промышленной продукции.

Выбирая пластик, не покупайте чересчур толстый: это не принесет вам никакой пользы и только утяжелит лист. Лучше всего остановиться на 5 мм для фона, который подкладывается снизу, и на 3 мм для отражателя. Кстати, недорогие обрезки, которых много бывает на складе, тоже можно пустить в дело в качестве, например, подставок.

Не желая тратить время на поиск пластикового фона, некоторые фотографы пользуются обычным стеклом с подложкой из белой или цветной бумаги. Но это не лучший вариант: снимок будет испорчен двойным отражением и бликами.

Обычные зеркала тоже непригодны для использования в роли фона. Если уж вы не любите пластик, попробуйте поэкспериментировать с полированным металлом (например, со стальными пластинами).

Съемка в режиме макро

Макросъемка бывает хороша, когда вы работаете с мелкими предметами. Эффект получается как раз такой, как нужно: фон размыт, а сама вещь находится в фокусе и играет всеми своими гранями. Это позволяет привлечь дополнительное внимание к главному объекту, а также показать его предельно четко, до мельчайших деталей. Снимая ювелирные украшения, сувениры, косметику смело прибегайте к помощи режима макро.

Зачем нужен штатив?

Штатив в ряде случаев – лучший друг фотографа, и предметная съемка не исключение. Советую активно им пользоваться.

Главный плюс – четкие кадры без риска смазать. Даже если руки у вас не дрожат, при слабом освещении камера ведет себя очень капризно. Воспользуйтесь твердой опорой, чтобы избежать неудачных снимков.

Жесткая фиксация камеры имеет еще одно преимущество: единожды все настроив и раскадрировав, вам не придется каждый раз заново наводить камеру. Можно спокойно заниматься тем, что в кадре. Особенно это удобно, когда нужно снять один и тот же предмет со всех сторон: поворачивайте его и нажимайте на спуск, только и всего.

Фотограф: Алексей Фурсов.

Штатив может быть и не самым дорогим, но он обязательно должен быть устойчивым и качественным. Экономить на нем опасно. Убедитесь перед покупкой, что штатив сможет удержать вашу камеру в любом положении и на разном уровне высоты. Перед тем как отправляться в магазин, прочтите внимательно инструкцию по выбору штатива .

Правда, иногда случается так, что штатив еще не куплен, а фотографии нужны срочно. Как выйти из положения? Есть несколько хитростей. Попробуйте поставить камеру на стопку толстых книг, а, возможно, и прямо на съемочную поверхность. Еще можно пользоваться автоспуском или нажимать кнопку затвора на выдохе, чтобы руки меньше дрожали.

Предметная фотосъемка – это просто!

Вот мы и заканчиваем наш разговор о съемке предметов. Как вы могли заметить, правил здесь много. В интернете вы найдете массу статей на эту тему, и моя – только одна из точек зрения. И, знаете, вам совсем необязательно во всем следовать предложенным советам ! Побольше доверяйте интуиции и профессиональному чутью фотографа – уверен, оно вас не подведет.

Помните, что главное для хорошего фотографа – наличие вкуса и ежедневная тренировка. Не стесняйтесь подглядеть за работой других, рассматривайте и анализируйте чужие снимки и задавайте сами себе вопросы по поводу того, что видите.

Все снимают по-разному. Кто-то любит сделать серию снимков одной вещи с разных ракурсов, чтобы потом выбрать лучший. Кто-то снимает вещь крупным планом, а затем пускается в детали. Некоторые используют свет для акцента на фактуре. А кто-то специально поворачивает камеру, чтобы предмет разместился на снимке по диагонали. Все это – дело вкуса.

Предметную фотосъемку можно и разнообразить. Ювелирные украшения иногда лучше снимать прямо на модели. Вазы дополнять цветами , а рамки – фотографиями.

А еще помните, что снимков много не бывает. Не переживайте, что снимаете много и долго. Лучше удалить неудачные кадры после фотосессии, чем недобрать хороших. И, поверьте, с опытом процент удачных снимков будет неизбежно расти!

Что ж, теперь предметная фотосъемка для вас – не такая уж туманная область. Мы собрали вместе все необходимые тонкости, а, значит, теперь вы можете смело отправляться в студию и творить, экспериментировать, жить. Тщательно подготовьте рабочее место, проверьте системы освещения, настройте и установите камеру. Готовы?

© 2013 сайт

В настоящей статье я не ставлю себе задачу осветить все без исключения нюансы предметной съёмки во всём её многообразии. Скорее, я стремлюсь помочь начинающему фотографу, который впервые задумывается о предметной съёмке (в коммерческих или же в каких-то иных целях), но не знает, как к ней подступиться.

Речь пойдёт о съёмке изолированных объектов на белом фоне, поскольку именно этот сорт предметной съёмки наиболее востребован в фотобанках и, по счастливому совпадению, предельно прост в освоении. От вас потребуются, прежде всего, аккуратность и внимание к мелочам.

Удобные и неудобные предметы

Далеко не все предметы одинаково удобны для изоляции на белом фоне. Я не хочу сказать, что вам стоит ограничиться съёмкой исключительно простых объектов – сфотографировать можно практически всё, что угодно. Однако съёмка некоторых вещей сопряжена с немалыми трудностями, как непосредственно при съёмке, так и при постобработке .

Рассмотрим свойства идеального объекта:

  • Он заметно темнее фона и не имеет белых участков. Это позволяет легко подобрать экспозицию таким образом, чтобы объект был проэкспонирован нормально, а белый фон был слегка передержан.
  • Объект имеет чёткие границы. Мех, пух и тому подобные вещи очень затрудняют избирательное выбеливание фона в Фотошопе.
  • Объект имеет простую форму. Сложные ажурные конструкции, сквозь которые просвечивает фон, изолировать непросто.
  • Поверхность объекта матовая. Глянцевые блестящие объекты отражают всё вокруг, включая вас и вашу студию, требуют отдельного внимания к бликам и их форме. С прозрачными предметами работать ещё труднее.
  • Объект неподвижен. Съёмка домашних животных чрезвычайно увлекательна, но требует сноровки и проворства. Натюрморты же позволяют работать не спеша.
  • Объект не велик, но и не слишком мал. Мелкие объекты непременно нуждаются в макрообъективе и очень требовательны к чистоте рабочего места. Большие объекты попросту слишком громоздки для домашней студии.

Таким образом, идеальными объектами для съёмки на белом фоне являются: грецкий орех; неглазурованный глиняный горшок; деревянная шкатулка и т.п. Примером же наихудшего объекта может служить, скажем, белый длинношерстный кот, пытающийся выудить золотую рыбку из круглого стеклянного аквариума.

Чистота

Позаботьтесь о чистоте снимаемых предметов. Незаметная на первый взгляд пыль будет прекрасно видна при внимательном просмотре снимков на компьютерном мониторе. Если вы снимаете маленький объект с тем, чтобы на фотографии он вышел больше своего реального размера, то будьте готовы к тому, что любая грязь и пыль станет назойливо очевидной при стопроцентном увеличении.

Для приведения объектов съёмки в товарный вид лучше всего использовать кисточки для оптики и салфетки из микрофибры, т.е. те инструменты, которые не оставляют следов и волокон.

На гладких и особенно глянцевых поверхностях прекрасно заметны отпечатки пальцев, которые также требуют устранения. Чтобы не оставлять новых отпечатков иногда целесообразно перед работой надеть медицинские перчатки из латекса или нитрила.

Разумеется, пыль, небольшие пятна грязи и отдельные отпечатки пальцев можно удалить и в Фотошопе, Другой вопрос, сколько времени это займёт? На мой взгляд, проще и быстрее единожды позаботиться о должной чистоте, чем потом раз за разом удалять одни и те же пылинки на каждом из сотни обрабатываемых снимков.

Оборудование

Камера

Мне доводилось заниматься предметной съёмкой даже на свежем воздухе, установив стол посреди лужайки у себя на даче. В умеренно пасмурный день затянутое облаками небо является источником идеально рассеянного света вполне пригодного для предметной съёмки.

Обычно снимаемые для фотобанков изоляты имеют под собой лёгкую размытую тень. Если же требуется полная изоляция безо всяких теней, то объекты кладут на матовое стекло или тонкий белый пластик и дополнительно подсвечивают снизу.

Для изоляции без теней я положил кусок стекла на четыре прозрачных стакана, приподняв, таким образом, чашку над бумагой.
А если бы я не поленился найти матовое стекло,
исчезло бы и отражение.

Экспозиция

Общие сведения об экспозиции можно почерпнуть в статье «Экспозиция: теория ». Про экспозицию при работе со студийными вспышками написано в статье «Студийные вспышки ».

Если вы используете студийные вспышки, вам следует предпочесть ручной режим определения экспозиции, а для постоянного света сгодится режим приоритета диафрагмы.

Обычно я использую значение диафрагмы в районе f/16, но иногда вам может потребоваться и бо́льшая глубина резкости.

Используйте гистограмму для оценки экспозиции. Ваша цель – хорошо проработать объект, не допустив при этом его передержки. Белый фон можно передерживать совершенно свободно, при условии, что область пересвета не залезает на объект. Не стоит пытаться сделать весь фон совершенно белым – вам всё равно придётся вытравливать его в Фотошопе. Просто постарайтесь максимально приблизиться к конечному варианту, чтобы упростить последующее редактирование .

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Здравствуйте, друзья!

Давно я не писал про свои каждодневные занятия, а именно про предметную съемку. Так уж получалось... А тут есть повод. Я (Евтифеев Дмитрий) вместе с моим другом, Андреем Орловым (тоже большим любителем холодного оружия), целый год продумывали свою систему приспособлений для предметной фотосъемки и наконец реализовали её!
Я давно мучился с фиксацией объектов съемки и придумывал свои приспособления. Мои прототипы хоть и работали, но внешний вид был так себе и до совершенства я их не продумывал. Но познакомившись с Андреем я нашёл партнёра, который также загорелся идеей сделать всё хорошо и доступно и верил в наши способности изобретать и воплощать в металле.
Наша система полезна будет не только для тех, кто фотографирует ножи, но для всех предметных фотографов вообще т.к. там есть и тяжелые штативы и подставки под ноутбук и многое другое, что профессионалу обязательно хочется иметь, чтобы сделать свою работу более эффективной. Назвали мы свою систему OnE . Какие-то изделия будут совсем уникальными и еще никто о них не слышал даже на Западе. Какие-то давно известны, но улучшены. А какие-то банально намного дешевле, при сохранении высокого качества. Важный момент заключается и в том, что OnE будет совместима с существующими приспособлениями от других брендов (Manfrotto, Foba, Falcon Eyes, Kupo. Cullman и т.д.) по резьбе и коннекторам, т.е. у вас будет свобода дополнять одну систему другой.

Вступление от Андрея

Приветствую друзья. Меня зовут Андрей Орлов. Я работаю инженером на российском производственном предприятии, занимающимся металообработкой.
Фотография всегда была одним из моих любимых увлечений и в моей профессиональной деятельности навыки предметной фотосъемки приходится применять достаточно часто.
Как и многим фотографам, мне часто приходилось сталкиваться с необходимостью надежной фиксации предметов для съемки и правильной расстановке отражателей и осветительных приборов. Конечно у меня не было (и нет) профессиональных присполоблений для предметной съемки, но было большое желание облегчить свой труд и сэкономить время и нервы во время съемки выпускаемых нами изделий. Ну и самое главное, у меня был доступ к технической базе и большому парку различных станков. Однако, несмотря на большие возможности по производству, мысль о самостоятельном изготовлении необходимых инструментов для предметной съёмки мне в голову как-то не приходила. Все изменилось после того, как летом 2016г. я наконец-то попал на курсы по предметной съёмке к моему, теперь уже, хорошему другу и большому энтузиасту своего дела — Дмитрию Евтифееву. Оказалось, что не только я испытываю большую потребность в хороших инструментах для съемки предметов. Конечно, к тому времени у меня были некоторые идеи и начальные образцы изделий которые только сейчас приобрели законченный вид. Посовещавшись, мы решили совместить мои навыки
инженерного дела и большой практический опыт и знания особенностей съемки различных предметов Дмитрия. В результате получился новый бренд OnE. Нашей задачей является разработка и выпуск интересных и уникальных инструментов для предметной съемки.
Честно признаться, в детстве я очень любил различные конструкторы (особенно металлический с болтиками и гаечками). Потому что из него можно было собрать любую игрушку, какой не было в магазине, главное чтобы хватило фантазии. :-) По тому же принципу я разрабатывал новую систему инструментов OnE, чтобы каждый мог собрать для себя именно тот инструмент, в котором он более всего нуждается. Конечно же мы с Дмитрием будем постепенно вводить вас в курс дела и показывать как пользоваться нашим конструктором. Но самое главное, основная цель нашего бренда, сделать инструменты для съемки доступными не только для именитых фотографов, но и для только что сделавших свой первый шаг в предметной съемке.

Это наша торговая марка. Под ней мы собираемся выпустить большое число (уже ассортимент около 20шт, многие сейчас уже существуют в альфа и бета версиях и проходят «обкатку») полезных и доступных по цене изделий для предметных (и не только) фотографов.

Я буду рассказывать о предметной съемке на примере наших приспособлений, чтобы вы увидели как заниматься предметной фотосъемкой особенно эффективно.
На самом деле я горд, что первым расскажу о том как сделать жизнь предметного фотографа приятнее:) Жаль Андрей здесь не присутствует сейчас, но мы потом вместе запишем видео как пользоваться всеми нашими приспособлениями.

Самое важное в предметной съемке

Итак, что же в предметной съемке самое сложное и на что тратится довольно много времени?

Если бы я говорил на курсах по фотографии, то сделал бы тут большую паузу, чтобы послушать разные наивные и неправильные ответы. Но я пишу всё текстом, чем экономлю ваше время:)

Кто-то подумает, что самое сложное это поставить правильно свет. Кто-то решит, что самое сложное — это ретушь фотографии. В каких-то случаях это действительно так, но на самом деле самое сложное — это правильно зафиксировать предмет съемки и все аксессуары, которые нужны в процессе съемки.

С вопросом как закрепить объект съемки и как установить вокруг него осветители, отражатели, рассеиватели и флаги сталкивается каждый фотограф, будь он гуру в предметной съемке или только начинающий. Начинающие предметные фотографы и их более опытные коллеги испытывают массу неудобств из-за того, что у них нет хороших приспособлений.

Объясню на примерах почему важно именно то, что я сказал выше.

Поскольку я много снимаю ножей и коллекционного холодного оружия, то первый пример будет из этой области.

Как можно сфотографировать нож?

На реквизите

Большинство фотографов, которые снимают ножи кладут их на медвежьи шкуры, камни, армейскую амуницию и проч. Я не буду тут приводить примеры из творчества своих коллег, достаточно открыть любой журнал о ножах. Но вот «ранние» фото моего друга Андрея. Обратите внимание, как он «запарился» с реквизитом.

В целом мне его фото нравится. Особенно, если бы оно было на обложке книги про сталкеров. Иначе как объяснить тушенку, автомат, противогаз и чемодан с ураном? :)

Здесь на защитной ткани кроме фонаря и ножа есть пистолет и патроны для автомата. Поверьте, примеры в журналах намного показательнее, я себя сдерживаю чтобы их не опубликовать.

Почему фотографы предпочитают класть нож на какие-то часто не относящиеся к делу объекты? Ответ просто — тогда не нужно нож «вырезать» с фона и не нужно чистить фон от пыли. Глаза разбегаются, если нож лежит на камуфляже, вокруг раскиданы патроны, шкуры зверей и прочие атрибуты мужественности в простом понимании.

Но само изделие на таком фоне теряется. Совсем не факт, что зрителю будет интересно смотреть на ваш нож, возможно, он, наоборот, подумает о поголовье медведей и вспомнит свою службу в армии. Надеюсь, кто-нибудь озадачится зачем нужны шкуры и патроны на фото с ножами и перестанет генерировать этот винегрет.

На фоне другой картинки

Фирмы, где много сотрудников не поленятся и вырежут нож с фона, чтобы поместить его на другой. Используют фото замков, леса, гор и водопадов. Чтобы отделить снимок ножа от его активного фона используют нарисованные тени, что выглядит не слишком изящно. Впрочем часто также делают и с ножами на однородном фоне. Съемке на правильном фоне мешает невозможность закрепить изделие. Снимают на чем получится, а потом «вырезают» и помещают на фотошопный фон с нарисованными тенями. Так делают и многие уважаемые мастерские, которые фотографируют свои изделия сами.

Проблема в том, что такие снимки смотрятся искусственно. Человеческий мозг хитрая штука и он легко замечает нафотошопленные тени и пятна света, которые расположены там их быть не может.

Всё-таки рука не поднялась приводить такие фото. Обидятся коллеги, не поймут, что я моя цель улучшить положение в отрасли, а вовсе не поругать их.

На однородном фоне

Сфотографировать на однородном фоне вроде бы хорошая идея, ничто не отвлекает от самого изделия. Но дело в том, что ножи бывают очень разного размера и формы и далеко не всякий нож можно красиво положить. Хорошо, если у него красивые ножны, которые помогут сделать красивую композицию, а если ножны не нужны в кадре? А сколько времени нужно протратить, чтобы очистить этот псевдооднородный фон?

Хотите потроллить тех, кто снимает на якобы однородном фоне? Используйте метод указанный (где показаны пятна на фоне с шаром).
Очистить однородный фон на 100% от пыли и неоднородностей крайне сложно. Всегда останется где-то пятнышко из-за пыли, царапин или складок / помятостей в зависимости что взято за однородный фон.

Казалось бы чистый фон, но...

Как нужно фотографировать нож

Желательно фотографировать нож так, чтобы внимание было на ноже. А также желательно снимать его на чистом фоне, без всяких пятен которые могут быть видны на некоторых мониторах разного качества и на которые вам рано или поздно укажут (знаю весьма неприятные случаи с известными фотографами и сочувствую. У любого фотографа можно найти пятна, стойки-отражатели и прочие лишние детали на отдельных фото, если хорошо поискать). Хуже, если так напечатают каталог.

Вариант съемки на однородном фоне

На белом фоне

Казалось бы, что может быть проще съемки на белом?

Но, как выяснилось, у 90% предметных фотографов это вызывает затруднения, потому что их вводят в заблуждения различные бесплатные уроки по предметной фотографии, где предлагается вырезать объект с фона. Ребята, запомните — вырезать долго и нудно. По-возможности, нужно обходиться в работе без вырезаний и фотошопа. Чем меньше фотошопа, тем больше времени на съемку и отдых:)

Проблема, которая возникает перед фотографом, который кладёт на стол нож, который он будет снимать в том, что стол, как правило белый, а объект съемки нет. Еще хуже, если это «классический» предметный стол с изгибом задней стенки.

На картинке самый дорогой и самый лучший стол такого типа — стол Foba .

Он служит в основном для одного — создания градиента на фоне за установленным на нём простым предметом.

Хороший очень фон (градиент мне лично нравится), но не подходит, например, для плоских предметов, которые мы хотим снимать спереди или под 45 градусов.

С ним нельзя взять и просто сфотографировать объект на белом. По той простой причине, что для этого сам объект должен быть белее (говорю простыми словами), чем стол. Вслушайтесь в слова: «белее, чем белый стол...». Сложная задача, да?

Но если хорошенько подумать, то решается задача просто правильной постановкой вопроса. Любой из фотографируемых объектов, будь то стол или нож могут быть любой освещенности, в зависимости от того как сильно мы на них посветим. У нас только проблема в том, что объект (возьмём в пример нож) лежит на столе и потому стол первый уходит в пересвет / переэкспонирован.

Ок, кэп, а как разнести эти два объекта, если нож лежит на столе? Он же не может висеть в воздухе? Или может?

Леска? Ноу!

Может, конечно. И на многих продвинутых курсах по предметной съемке вас будут агитировать снимать ножи подвешивая их на леске.

Но кто хоть раз пробовал подвесить нож на такой растяжке будет вспоминать об этом с горечью. Потому что нож будет всяко шевелиться покачиваясь, да и не всегда его удобно привязывать леской за гладкие поверхности.

Стекло — Йес!

Представляю тот вид предметного стола, к которому я пришёл с опытом работы и который мы сконструировали с моим другом, Андреем Орловым.

В основе стола лежит столешница 8 мм из каленого стекла. То что стекло калёное и толстое придаёт изделию бОльшую твердость и безопасность. У меня был случай, когда снимаемый металлический предмет «клюнул» стол из обычного стекла и оно сложилось как гильотина.
Вы вольны выбирать обычное стекло или калёное т.к. калёное значительно дороже. При металлических и прочих твёрдых объектах съемки я рекомендую калёное.

Белый фон, будь то бумажный белый фон или пластиковый размещается под столом. Освещение для предмета лежащего на столе и фона, лежащего под столом разной интенсивности.

Снято под углом 45 град. Автомобильные тормозные колодки просто лежали на стеклянном столе.

Таким образом легко добиться того, чтобы ваш предмет был на однородном чистом белом фоне.
Отвечая на очевидные вопросы скажу, что никакие царапины на стекле не будут видны. По белому можно рисовать только тёмным цветом и потому видны могут быть только непрозрачные пятна. По этой причине стол достаточно немного протереть перед съемкой, а о мелких царапинах, которые неизбежны, не беспокоиться.

Подсказка: Если вы снимаете под 45 градусов примерно к объекту съемки, то белый фон под столом нужно освещать немного впереди за объектом, а не вертикально под ним.

Съемка ножа в плоскости и в плоскости под углом

А что делать, если вы хотите ваш нож (например, нож) снять в плоскости перпендикулярной оси объектва? Если он лежит на поверхности, то будучи округлым нож проворачивается немного то в одну сторону, то в другую. Можно что-то подкладывать, но это что-то часто будет видно и придётся ретушировать. Даже если вы его ровненько зафиксировали в таком положении, например, ювелирным воском, то сфотографировать его сможете только на белом. Если вы сфотографируете его на черном фоне, то будет видна вся пыль на фоне, на котором он лежит. Придётся «вырезать» с фона. Плюс фон даст рефлекс на сам нож.

Как вы думаете, поступают гуру фотографирующие ножи? Я без понятия:) Они не любят делиться секретами. «Два источника света», «три источника света»... Я вам далее расскажу почему это ровно ноль информации о том как сделан снимок.

Именно поэтому мы с Андреем разработали совершенно уникальное изделие и назвали его MagFix (Магфикс).

Название отражает суть изделия — в основе фиксации магниты.
Основание изготовлено из стали, центральный стержень тоже. Сам MagFix изготовлен из авиационного алюминия.

Иллюстрация как нож фиксируется на MagFix . Как видите, виден только стержень на ножом. Его стоит располагать так, чтобы он выходил из-за однородного участка ножа, где нет деталей. Ровная грань заточки — хороший выбор в данном случае.

В результате нож висит в воздухе и его можно фотографировать с любой стороны. Если на фон не светить, то он будет абсолютно чёрным. Если светить ярче чем на сам нож, то белым. Если освещение какое-то промежуточное, то будет серым.
Я использую белый фон для белого т.к. его легче увести в переэкспонирование. А чёрный для черного т.к. он прощает небольшие огрехи, когда немного света всё-таки долетает до фона. Хотя в целом можно и из белого сделать черный и наоборот.
Если поставить фолиевый цветной фильтр на вспышку, которая светит на фон, то тёмный фон станет цветным. И... Он будет идеальным! Без пыли! И он не будет давать рефлекс на нож, если нож находится достаточно далеко от него или экранирован чёрными флагами. Любые варианты с черным фоном на котором нож лежит не дадут идеального черного фона, даже чёрный бархат, который поглощает свет лучше всего.
Нож должен висеть в воздухе и точка.

Черная палочка легко закрашивается черным цветом и всё — нож на идеальном черном или белом фоне.

На этом я заканчиваю первую часть по предметной съемке и скоро будет вторая.



Загрузка...