Кошки. Породы, стерилизация

От 1 года до 4. Развитие детей в год и четыре месяца

Спасибо огромное за недельку! Это оказывается так просто и не требует много времени!!!

Как казалось бы,а сколько счастья у ребёнка в глазах когда ты с ним играешь! Прошла 2 недельку игр и вижу изменения в ребёнке(1,6 года), начал выдумывать / фантазировать! Берет например деталь от конструктора и говорит, что это машина, показывает как она едет! Кушая хлебец, делает вид что едет паровоз и кричит «ту-ту» 😉

мама Виктория

Наталья, спасибо Вам большое за интересные и очень полезные материалы по играм с детками (я прошла Недельку полезных игр и Недельку первых игр).

Раньше я не понимала, как играть с ребёнком, сюжеты не придумывались и все ограничивалось чем-то вроде того, что одна игрушка спрашивает другую «Как тебя зовут?» и т.д. И это было ужасно скучно для меня. А почему-то додуматься, что можно разыгрывать все действия, которые в течение дня делает ребёнок, я сама не смогла 🙂 После недельки первых игр стали играть с дочкой с удовольствием и легкостью, а главное, я сама стала получать от этого удовольствие. И что немаловажно, в тренинге без лишней воды было дано психологическое обоснование необходимости игр с ребёнком, а когда понимаешь, что и зачем ты делаешь, это очень мотивирует. Наталья, я очень рада, что познакомилась с Вами и Вашими замечательными и полезными проектами.

мама Александра

Мой отзыв для мам, которые сомневаются, проходить ли недельку первых игр. Однозначно ДА! За символическую стоимость вы получите полностью всю информацию для начала игры с ребенком. Вы начнёте играть 100%!

Я пришла на Недельку за вдохновением и получила его сполна)) Открыла для себя стиль мама-фея! Для общения с ребенком -отличная находка!
Все задания даются с примерами и даются намётки, как детализировать сюжет. У меня фантазия не очень развита, поэтому для меня это важно.
Ещё понравилась обратная связь! Спасибо!

Я счастлива, что прошла эту Недельку с Натальей и её командой)
Огромная Вам благодарность от меня и дочери!
И спасибо всем мамочкам нашей Недельки, кто выкладывал свои отчеты, я все прочитала и забрала себе в копилку!

мама Анна

Наталья, огромное спасибо за организацию такой недельки.

1. Я пришла на нее за вдохновением и мотивацией. Честно говоря, методичка занятия с целлофаном уже давно лежит у меня. Но как-то неясно для меня было что с этим делать, не могла решиться. Неделька сдвинула ситуацию с мертвой точки.

2. Жизнь стала интереснее! До прохождения недельки я чувствовала, что игра с сыном стала меня тяготить, зашла в какой-то тупик. Мне хотелось развивать сюжет, а сын его еще не удерживает. Сейчас наши игры обновились, стало интересно играть, наблюдать за тем, как мой ребенок познает мир, и идти за ним в этом процессе , при этом предлагая новые материалы.

3. Стало развиваться мое личное творческое начало, отношения с сыном улучшились, мне опять стало интересно быть мамой!

4. Из того, что было в недельке, мне хватило всего. Не хватало немного времени (так сейчас сложились обстоятельства). И если бы не неделька, я бы на игру с сыном выделяла бы время по остаточному принципу.

Очень помогли отчеты других участниц. В них я нашла и варианты игр, и поддержку (что-то может пойти не так - это нормально).

Наталья, очень Вам благодарна!

мама Татьяна

Отдельное спасибо всем участницам, которые щедро делились своим опытом, своими идеями и находками. Это для меня очень ценно.

Очень понравилась конкретность и сжатость материалов . Для вечно спешащих мам - это большой плюс! Игры по результатам Недельки у нас получились! Сужу об этом потому, что сын неоднократно обращался к материалам и инициировал игры )

Для себя отметила, что формат Недельки неплох, но всегда хочется получить наставничество или подумать о том что могло бы быть лучше. Как способ самостоятельно задуматься о заданной теме, поискать самостоятельно идеи и напитаться со-творчеством с другими участниками - это здорово и эффективно.

Всех от души благодарю! И желаю интересных и творческих игр!

мама Надежда

Нас неделька захватила, увлекла. Мы с сыном замечательно и с пользой провели время. Огромный плюс для меня в данном проекте - это теоретический материал, который был представлен так легко и доступно. Второй плюс - это то, что к каждому заданию предлагался огромный перечень обыгрывания ситуаций, манипуляций с предметами. Третий плюс - настраивающие мини-советы. Например, отключить телефон и настроится на игру с ребенком и т.д.

На недельку мы пришли с ознакомительной целью - попробовать поучаствовать в проектах именно данного автора. Результат отличный! Будем принимать участие и в других проектах автора! Ждем продолжения!

Отдельная благодарность участникам за подробные отчеты и подсказки.

Мама Юлия

Наталья, большое спасибо за организацию недели предметных игр! Надеюсь, что они будут проходить регулярно (и по другим играм тоже будут). Мы поиграли с удовольствием!
Мне не скучно играть с ребенком и очень нравится, но, всегда кажется, что можно играть ещё интереснее, полезнее и больше. Сюда я пришла, чтобы почерпнуть новые идеи для игр, понять возможности предметной деятельности (я, наверно, ее недооценивала), проанализировать свои игры и найти пробелы, а также понять, как происходит переход от одного вида игры к другому.
Цели достигнуты))).
Мне понравилось, что:
1. Кроме игр были предоставлены методические материалы об играх и раннем развитии, написанные простым и понятным языком.
2. Были предоставлены игры разной сложности, материал дан от простого к сложному (от исследования к игре с предметом). Можно выбирать под возраст и интересы ребенка.
3. Игры не требуют длительной, какой-то особой подготовки, а проходят при этом очень живо и интересно.
4. Игр много, не на неделю. Можно продолжать играть дальше.
5. Есть простор для собственного творчества! Начиная играть с предметом, понимаешь, а как и в каких играх ещё его можно использовать. И понимаешь — вариантов море!..

А самое классное то, что ребенок игры запоминает, воспроизводит и просит повторить!!!
Ещё раз спасибо!

Мама Юлия

Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.

Особенности психического развития

Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.

В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».

Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.

Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся - не хочу! Пойдем гулять - не пойду. Чистить зубы - не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».

Причин такого поведения две:

  • глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
  • перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.

В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.

«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком. Если не выполняется, не повторять его тут же . Иначе последует эскалация» - советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети...».

Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге - то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:

– Маша, пора спать.
– Я еще поиграю!
– Ты не доиграла и тебе нужно еще время...
– Да!
– Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
– Ладно!

3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.

В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки - делать все наперекор.


Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Социализация

Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит – не любит», это очередной этап взросления и становления личности.

Познание

Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.


Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице

Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.

Психическое развитие
Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление – ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие
Хорошо развиты предметные действия - может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие
Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие
Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая - грустная, громкая - тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание)
Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой – маленький, высокий – низкий и т.д.
Развитие речи
Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа – он, мама – она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация
Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки
Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.

Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.

Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук - это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.

Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.

Как развивать ребенка 3-4 лет

Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.

Относитесь к ребенку с уважением

Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.

Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это - не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.

Стараться чувствовать своего малыша

Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.

Обеспечьте малыша общением с ровесниками

Милые беседы с вами или бабушками – это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.


Показывайте личный пример в общении с другими людьми

Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.

Занимайтесь с ним физическими упражнениями

Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.

Развивающие занятия обязательны

Развивающие занятия – лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку - выбирайте их.


Общайтесь с ребенком, как можно больше

Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.

Видео по теме

Организм ребенка растет, совершенствуются его функции, увеличивается познавательная и двигательная активность малыша, возрастает потребность в энергии. Все эти причины влияют на рацион ребенка, который уже существенно отличается от питания детей первого года жизни.

Что происходит с организмом ребенка от года до полутора лет?

В этом возрасте у детей продолжает развиваться жевательный аппарат, появляется достаточное количество зубов – к 1,5 годам у малышей должно быть уже 12 зубов. Также нарастает активность пищеварительного сока и ферментов, но их функции все еще не достигают полной зрелости. Увеличивается объем желудка – от 200 до 300мл. Опорожнение желудка происходит в среднем через 4 часа, что позволяет принимать пищу 4-5 раз в день.

Суточный объем пищи (без учета выпиваемой жидкости) для малышей от года до полутора лет равен 1200-1250 мл. Этот объем (в том числе и по калорийности) распределяется по кормлениям примерно в следующем соотношении: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Объем разового приема пищи может составлять 250 мл с учетом 5 разового кормления, и 300 мл при 4-х разовом кормлении.

Как кормить ребенка от года?

Для детей 1-1,5-летнего возраста предпочтительными являются блюда кашицеобразной консистенции. Если у ребенка к этому возрасту прорезались жевательные зубы (молочные моляры), ему можно предлагать цельные куски пищи размером не более 2-3 см. У ребенка развивается вкусовое восприятие, начинают формироваться отношение к пище, первые пристрастия и привычки. У малыша начинает вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточную, ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. Именно поэтому важно соблюдать режим питания, расширять пищевой рацион введением новых продуктов и блюд.

Увеличивается познавательная и двигательная активность ребенка, а вместе с ней увеличиваются энергозатраты организма. Физиологическая потребность в энергии в возрастной группе от 1 года до 1,5 лет составляет в среднем 102 ккал на 1кг массы тела. При средней массе тела 11 кг она составляет 1100 ккал в сутки.

Главные требования к рациону питания ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам, витаминам). Необходимы комбинации блюд из овощей, творога, сыра, молока, мяса животных и птиц, яиц, крупяных и мучных изделий.

Основа пищевого рациона малыша от 1 до 1,5 лет - это продукты с большим содержанием животного белка: молоко, молочные и кисломолочные продукты, мясо, птица, яйца. Блюда из этих продуктов, а также из овощей, фруктов и круп, ребенок должен получать ежедневно.

Молочные продукты для детей от года

В питании малыша в возрасте старше 1 года большая роль принадлежит молоку, молочным и кисломолочным продуктам . В их состав входят легкоусваиваемые белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Кисломолочные продукты содержат молочнокислые бактерии, которые регулируют работу желудочно-кишечного тракта, положительно влияют на микрофлору кишечника, улучшают пищеварение, повышают иммунитет ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания здорового ребенка, а сливки, творог, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня.

Для детей с нормальной массой тела не приемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10%жирности. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 550-600 мл в сутки с учетом приготовления различных блюд. Из них 200 мл кефира, предназначенного для детского питания, ребенок может получать ежедневно. Малышам с непереносимостью белков коровьего молока лучше всего отложить знакомство с цельным молоком на более поздний срок (до 2-2,5 лет), а вместо этого продолжать использовать смеси для второго полугодия жизни (они производятся из сухого цельного молока без добавления молочной сыворотки).

Годовалые малыши могут получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов в объеме до 100 мл в день. Творог, как источник белка и кальция, необходим детям в пределах 50 г в день. Сметану или сливки 5-10 г можно использовать для заправки первых блюд, твердые сорта сыра до 5 г в измельченном виде используются в питании малыша второго года жизни через 1-2 дня.

Можно ли детям яйца?

Однозначно да, если нет медицинских противопоказаний, таких как пищевая непереносимость, дискинезия (нарушения сокращений) желчевыводящих путей). Яйца дают малышу сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда, в суточном объеме 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре.

Какое мясо можно ребенку?

С возрастом в рационе питания постепенно увеличивается количество мяса. Мясные консервы, мясное суфле, фрикадельки, фарш из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, конины, кролика, курицы, индейки в количестве 100 г можно давать ребенку ежедневно, желательно в первой половине дня, учитывая их длительный период усвоения. Расширение рациона происходит за счет введения субпродуктов – печени, языка и детских сосисок (на упаковках указывается, что они предназначены для детей раннего возраста). Колбасные изделия - не включаются в список «разрешенных» продуктов.

Рыбный день: какую рыбу выбрать для детского меню?

При хорошей переносимости и отсутствии аллергических реакций в рацион ребенка вводятся маложирные морские и речные сорта рыбы (минтай, хек, треска, пикша) в виде рыбных, рыбно-овощных консервовдля детского питания, рыбных суфле по 30-40 г на прием, 1-2 раза в неделю.

Кашу маслом не испортишь

Растительное масло в суточной норме 6 г желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной и сливочным маслом (суточная норма до 17 г). Кстати, в питании детей старше года по-прежнему рекомендуется широко использовать безглютеновые каши (гречка, рис, кукуруза), постепенно вводя овсянку. Кашу рекомендуется давать один раз в день в объеме 150 мл. До 1,5 лет не стоит предлагать ребенку богатые углеводами макаронные изделия.

В набор продуктов для детей 1-1,5 лет должен входить хлеб различных сортов из ржаной муки (10 г/сутки) и пшеничной грубого помола (40 г/сутки)Печенье и галеты можно давать 1-2 штуки на прием пищи.

Составляем фруктово-овощное меню для детей

Овощи важны, как источник углеводов, витаминов, минеральных солей, пищевых волокон, и должны широко использоваться в питании детей от 1 до 1,5 лет в виде овощных пюре. Суточный объем овощных блюд из капусты, кабачков, моркови, тыквы с добавлением лука и зелени равен 200 г. А блюд из картофеля – не больше 150 г, т.к. он богат крахмалом, который замедляет обмен веществ. Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

При отсутствии медицинских противопоказаний (например, пищевая аллергия) дети должны получать 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод . Им также полезны различные фруктовые, ягодные (желательно без сахара) и овощные соки, отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. Не рекомендуется в питании детей раннего возраста использовать кисели, так как они излишне обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их низка.

Компот не заменит воду

Не стоит забывать о том, что ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Норм объемов дополнительной жидкости не существует, поить малыша нужно по требованию (во время кормления, в перерывах между кормлениями). Лучше всего предлагать ребенку кипяченую воду, детскую питьевую воду, некрепкие чаи или детские чаи. Сладкие напитки – компоты, морсы, соки не компенсируют недостаток жидкости, а сахар, входящий в их состав снижает аппетит, увеличивает нагрузку на поджелудочную железу ребенка . Следите за тем, чтобы жидкость была доступна вашему малышу в перерывах между кормлениями.

Приготовление еды для детей должно быть правильным

И несколько слов об обработке пищи: для ребенка до 1,5 лет. Каши, супы готовятся в протертом виде, овощи и фрукты в виде пюре, мясо и рыба в виде мягкого фарша (пропущенные 1 раз через мясорубку) или в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Все блюда готовятся путем варки, тушения, приготовления на пару, без добавления специй (перца, чеснока и пр.). Кормите малыша из ложечки, а пить давайте из чашки.

Суточный объем пищи – 1200-1250 мл. Калорийность суточного рациона – 1200 ккал.

Завтрак : Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)

Обед : Суп (50 г); мясное или рыбное блюдо (50 г); гарнир (70 г); фруктовый сок (100 мл)

Полдник : Кефир или молоко (150 мл); печенье (15 г); фрукты (100 г)

Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)

Примерное меню на 1 день:

Завтрак : Молочная каша с фруктами; Хлеб

Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.

Полдник : Йогурт или биокефир; печенье детское.

Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.

На ночь : Кефир.

Цельное молоко – молоко, при переработке которого не был изменен качественно и/или количественно ни один из его компонентов – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли и пр.

Безглютеновые каши – каши, не содержащие глютен - растительный белок некоторых злаковых: ржи, ячменя, овса, пшеницы (из которой делают манную крупу), способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки - целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

Принимая во внимание, что у ребенка к году имеется только 6-8 зубов, пища его по-прежнему должна быть приготовлена в виде пюре или каши. С начала же 2-го года жизни следует систематически давать немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и пр. До полутора лет можно кормить ребенка 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Однако многие дети в этом возрасте отказываются от 5-го кормления. В таком случае можно ограничиться 4 кормлениями.


С полутора лет детей уже, как правило, следует кормить 4 раза в сутки. Развитие пищеварительных органов, их функции, а также возросшая емкость желудка позволяют увеличить объем пищи, принимаемой ребенком в каждое кормление, и тем самым уменьшить число кормлений. Постепенно питание ребенка усложняется: мясо можно давать в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы еще больше развить жевание у ребенка.

С появлением коренных зубов - в 1,5 года - 1 год 8 месяцев — необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с непротертыми овощами и крупой, овощи в виде винегретов, поджаренные котлеты, фрукты не в виде соков и пюре, а кусочками и целиком, хлеб, сухари и т. д. Этот переход проводится постепенно, но настойчиво.


Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не перевели на непротертую пищу, у них даже маленький комочек пищи вызывает отказ от еды; у некоторых детей это сопровождается даже рвотой.


Однообразное, чаще всего молочное питание приводит к развитию малокровия, недостаточному нарастанию веса и т. д. Чем шире набор продуктов питания, тем полнее и полноценнее покрывается пищевая потребность ребенка.

В течение первого полугодия жизни ребенок, питаясь материнским молоком, получает белок только животного происхождения. Со второго полугодия жизни, с введением прикорма, в питании ребенка появляется немного растительного белка; количество его с возрастом ребенка и расширением диеты возрастает.


Однако, принимая во внимание высокую потребность организма ребенка в белке, необходимо в этом возрасте заботиться о получении главным образом животного белка .


Точно так же ребенку необходимы животные жиры (масло сливочное, сливки, рыбий жир, жир молока и желтков). Растительное масло, говяжий и бараний жиры пригодны в питании детей после 5-6 лет. Ребенок должен ежедневно получать 500-600 г молока. Молоко является весьма ценным продуктом питания.


0,5 л молока в большой мере обеспечивает потребность ребенка в животном белке; кроме того, молоко является источником жиров и солей.

Мясо, рыб а - также весьма ценные продукты питания, но они должны входить в рацион ребенка не ежедневно, а 4-5 раз в неделю. Ребенку можно давать различные сорта мяса: курицу, говядину, телятину, нежирную свинину. Мясо целесообразно давать с овощами.


Яйца являются очень ценным пищевым продуктом. Наиболее питательная часть яйца - желток; он богат полноценным белком, жирами, содержит фосфор, витамины и пр. Ребенку старше 1 года 3 месяцев - 1 года 8 месяцев можно давать яйцо целиком, но не ежедневно (3 раза в неделю); хорошо чередовать яйца с творогом.

Необходимо в ежедневное питание ребенка вводить овощи в виде пюре, овощных супов, винегретов, салатов, соков и т. д., очень желательны фрукты и ягоды. Овощи и фрукты вносят разнообразие в питание ребенка, способствуют регулярной функции кишечника; с ними ребенок получает витамины и минеральные соли. Ассортимент овощей должен быть по возможности шире.


Необходимо давать также листовую зелень - салат, шпинат и т. д. Ветчину, колбасу, не острый сыр, икру можно давать детям с 2 лет в небольшом количестве.


Острые закуски и пряности ребенку давать не следует.

При составлении меню необходимо следить за тем, чтобы не было однообразного питания. Супы, как вегетарианские, так и мясные, следует давать ребенку не чаще 1 раза в день в небольшом количестве; на 2-м и 3-м году жизни - 100 мл (полстакана), детям более старшего возраста - не более 200-250 мл в сутки (1 стакан). Принимая во внимание, что калорийность его обычно невысока, супа нужно давать немного, чтобы ребенок охотно съел более питательное второе блюдо.


Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как иначе у ребенка падает аппетит, и он часто отказывается от всего остального. Детям в возрасте до полутора лет следует давать белый хлеб или сухари по 50-70 г в сутки.


В возрасте от полутора до 4 лет можно давать 50-70 г черного и 100-150 г белого хлеба, включая в это количество и сдобную булку или печенье; в возрасте от 4 до 7 лет можно давать 100 г черного и 150-200 г белого хлеба.

Фруктовый мармелад, джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды; во избежание потери аппетита ни в коем случае нельзя давать их беспорядочно.

Детей раннего возраста (первых 3-4 лет жизни) не следует кормить острыми закусками, поить крепким чаем или настоящим кофе. Нельзя давать им уксус, горчицу, перец и другие пряности.

Но иногда родители теряются, не зная, все ли правильно и вовремя осваивает их чадо.

Конечно, каждый ребенок развивается по-разному, в свои собственные часовые рамки, но самое важное в развитии навыков речи - говорить с ним. Ребенок изначально черпает словарь и учится говорить, слушая разговоры родителей.

В качестве приблизительного ориентира, по которому можно судить о навыках речи вашего ребенка, ниже представлены по возрастам. Если вас беспокоит, что у ребенка задержка или трудности в развитии, обратитесь за советом к специалисту.

1 год

Ребенок только начинает общаться, не считая плача. В этом возрасте он уже может уметь:

Говорить пару слов. весьма ограничен в этом возрасте, но читая и разговаривая с ребенком каждый день, вы будете его увеличивать. Самые главные слова в этом возрасте - «мама» и «папа» действительно отвечают своему значению, ведь ребенок, произнося их, не имеет в виду собаку или чашку.

Имитировать ваш голос. Даже, если говорить много слов малыш еще не умеет, он много тараторит на «своем» языке, пытаясь изобразить похожие на человеческую речь звуки. К 8-9 месяцам родители уже должны слышать от ребенка бормотание гласных и согласных до того, как бессвязные звуки к 1 году превратятся в слова.

Правильно реагировать. Узнает ли ребенок ваш голос? Поворачивает ли голову на звук? Смеется ли, когда смеется кто-то рядом? - это язык восприятия, который также развивается у ребенка. В таком возрасте малыши общаются своими желаниями и намерениями, просто показывая на предмет или глядя на него. Он должен также уже уметь следить за вашими глазами и смотреть туда, куда вы указываете. Такая реакция намного важнее количества произнесенных малышом слов.

Следовать простым указаниям. Кроме реакции ребенок должен слушать и понимать простые команды и просьбы, например, поднимать ручку, когда вы просите «вверх», отдавать вам игрушку по вашей просьбе, пить молоко, когда вы говорите или соответствующе реагировать, если вы произносите «нет» (хотя, разумеется, он снова попробует сделать то, что вы ему запретили).

2 года

В этом возрасте становится отчетливо видно, своевременно ли развитие речи у ребенка или он отстает. Вероятно, в этом возрасте ваш малыш сможет:

Расширять свой словарный запас. К 2 годам словарный запас постоянно используемых слов у ребенка должен достичь около 50 слов - дай, баба, пить и т.д. Вообще, в отношении языка этот возраст самый захватывающий и смешной, так как ребенок повторяет все, что слышит и запоминает многое из этого разнообразия лексики.

Связывать слова. Уже в этом возрасте ребенок способен связывать смысловые цепочки - мой мяч или машинка едет. Не волнуйтесь, если произношение на этом этапе немного отстает - вам будет понятна лишь половина из того, что тараторит ваше чадо.

Использовать местоимения. К 2 годам ребенок начинает понимать значение слов «я» и «ты», хотя и не всегда правильно ими оперировать. Например, папу он может назвать «она», а себя - «ты». Это нормально, просто требует времени и практики.

Идентифицировать объекты и части тела. Ребенок в таком возрасте уже может указать на нос, глаза, рот и так далее, называя части тела, хотя показывать поначалу проще, чем вербализировать. Малыш также должен уметь указывать на правильные картинки, когда вы спрашиваете его, где мячик или собачка.

3 года

В три года малыш превращается в настоящего болтуна. Ему по силам:

Ясно выражать мысль простыми предложениями. В этом возрасте вы уже должны легко понимать, что говорит ребенок - хотя бы 75 процентов его речи. Вы вполне можете вести диалог, отвечая на его вопросы, и слушая, как прошел его день.

Составлять более длинные ряды слов. Малыш будет поражать вас своим умением соединять в предложении от 3 до 6 слов, при том, что предложения будут оконченными и логическими, например: «Мама сейчас кушает».

Подбирать правильное слово. Дни, когда на желаемый предметы можно было просто указать, прошли. Теперь, малыш знает слово практически для всего, что ему нужно, поэтому с легкостью должен уметь об этом попросить.

Выполнять указания, состоящие из двух частей. Еще одна веха в развитии - понимание и реакция на более сложные команды и запросы. Ребенок должен уметь реагировать на такие команды, как «Сними туфли и положи на полку». То есть, просьбы должны быть достаточно простыми и банальными, чтобы ребенок понял, что ничего нового от него не хотят. А вот, если речь идет о незнакомой задаче, тут может потребоваться объяснение.

4 года

Все, это официально территория больших мальчиков и девочек. Малыш растет не по годам, а по часам, и речь развивается не менее стремительно. Итак, в этом возрасте ребенок способен:

Выражать свои мысли в более сложных предложениях. Теперь ребенок сможет рассказать вам целую историю - например, о приключениях в садике - а вы сможете понять каждое слово (или почти каждое). В 4 года ребенка будут понимать не только члены семьи, но и незнакомцы.

Определять цвета, формы и буквы. Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребенок должен знать хотя бы несколько цветов, форм и буков. В любой момент, даже за завтраком, вы можете заняться изучением нового, например, объяснив, что хлеб - это короткое слово, а вот яичница - уже более длинное.

Иметь представление о времени. Вероятно, ребенок еще не умеет называть время, но понимать общую идею (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин) вполне способен. Детям важно обеспечить своего рода рутину, повторяющееся расписание, так как в таком случае они способны сконцентрироваться на изучении новых предметов и слов вокруг себя, а не на ознакомлении с новыми заданиями.

Реагировать на более сложные команды. В 4 года ребенок должен уметь выполнять просьбы или указания, состоящие из 3-4 частей, например «Отложи книгу, почисти зубы и иди в кровать». Он также должен уметь выражать и свои желания более сложным путем, например «На ужин хочу пиццу и потом посмотреть перед сном». Восприятие очень важно, поэтому если ваш ребенок не понимает и не воспринимает то, что вы говорите, возможно, вам следует обратиться к специалисту.



Загрузка...