Кошки. Породы, стерилизация

Признаки грамматической основы. Практикум по русскому языку: что такое грамматическая основа

Скачать материал

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основакаждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).

    В двусоставных предложениях грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое .

    В односоставных предложениях есть только один главный компонент - он и будет грамматической основой (назывные предложения (с подлежащим ), а **определнно-личные , неопределнно-личные, **обобщнно-личные и безличные (со сказуемым ).

    В первую очередь нужно найти подлежащее в предложении. Подлежащее обозначает, о ком или о чм идт речь. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?. Следует помнить, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи (местоимением, прилагательным, причастием, числительным) неопределнной формой глагола (инфинитивом)...)

    Далее нужно определить сказуемое . Сказуемое отвечает на вопросы глаголов и обозначает действие, совершаемое подлежащим. По своему составу сказуемое может быть простым и составным (именным и глагольным) и сложным.

    Для того, чтобы правильно определить грамматическую основу предложения, нужно внимательно прочитать его и определить, простое это предложение или сложное, которое может состоять из двух и более простых предложений. Если предложение простое , то у него будет одна грамматическая основа. Если оно сложное , то несколько .

    Сначала опредилите, простое или сложное предложение перед вами. Простое предложение - это односоставное, а сложное, это двухсоставное. Далее определяем подлежащие в первом предложении (при варианте сложных предложений)с помощью вопросов кто?, Что?, потом выделяем сказуемое с помощью вопросов что делал? что сделал?, что такое?. После этого проделываем ту же процедуру в следующем предложении.

    В простом предложении выделяем подлежащие и сказуемое только один раз.

    Подробнее посмотрите на предложенной картинке -

    Пример из головы - Собака съела мясо, которое купила хозяйка. Подлежащие в первом предложении - Собака, сказуемое - съела; подлежащие во втором предложении - хозяйка, сказуемое купила.

    Прежде всего надо понять, что такое грамматическая основа. Грамматическая основа предложения является его ядром и определяет основной смысл преложения.

    Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    Попробуем определить грамматическую основу предложения на простом примере:

    Я отвечаю на этот вопрос.

    В этом предложении подлежащим выступает я, а сказуемым - отвечаю.

    Грамматической основой этого предложения есть словосочетание я отвечаю.

    Гляжу с момента моего окончания школы ничего не изменилось в это вопросе. Это радует. В качестве основы предложения выступают подлежащее и сказуемое. Самый распространенный случай - в предложении есть и подлежащее и сказуемое. Сказуемое глагол, а подлежащее существительное или местоимение. Например: Я сделал уроки. Сказуемое сделал, подлежащее местоимении я. На часто бывают и такие предложения: Проснулся. Сделал уроки. В них как мы видим нет подлежащего. Бывает что и нет сказуемого, например: Утро. Для начала определяем ест ли в нашем предложении подлежащее и сказуемое, потом определяем какими частями речи они являются, от них выстраивает связь к остальным словам.

    Грамматическую основу найти в предложении не составит труда, если знать, что это такое.

    Подлежащее + сказуемое. сколько найдете таких сочетаний, столько основ и будет в предложении. Должно быть или одно подлежащее или одно сказуемое.

    Грамматической основой предложения является его важная структурная часть. И вот эта часть по сути и определяет важный и весь смысл данной фразы.

    И такую грамматическую основу именно в лингвистике называют как- предикативное ядро.И такие грамматические явления имеются во многих мировых языках.

    вот это вам в помощь самые простые правила о том,как научиться выделять такую основу:

    И вот несколько примеров,каким образом и какие части речи могут выражать подлежащие.

    Нужно всегда анализировать предложение,чтобы понять его суть и смысловую нагрузку.И тогда будет несложно определять его грамматическую основу.

    Грамматическая основа-это главная часть предложения и практически в каждом предложении, данная основа состоит из двух главных членов предложения. Грамматическую основу предложения, иногда называют предикативным ядром или предикативной основой.

    К главным членам предложения, относятся сказуемое и подлежащее, в некоторых случаях,в предложении может быть только один главный член.

    Для того, что бы выделить грамматическую основу предложения, необходимо выделить сказуемое и подлежащее данного предложения.

    Тут вс просто как в английском. Есть в предложении подлежащее (отвечает на вопрос кто и что), затем сказуемое (что делал, что сделал), Определение (для чего, для кого), и дополнение (это остальное). Вот таким образом можно разобрать предложение

    Грамматическая основа предложения в двусоставных предложениях состоит из подлежащего и сказуемого . Видео ниже представляет собой объяснение темы для тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, - для пятиклассников .

    Это просто, а дальше начинаются сложности, потому что подлежащее часто ассоциируют с именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, а сказуемое - с глаголом, поэтому любые отклонения от этого упрощнного преставления вызывает недоумение.

    Подлежащее называет то или что, о чм идт речь в предложении, а выражено оно может быть как отдельными словами, так и целыми словосочетаниями, см. таблицу ниже:

    Здесь важно обратить внимание на то, что в конструкции

    числительное / несколько, множесто, часть, большинство, меньшинство + существительное

    сказуемое согласуется со словами множество, часть, большинство, меньшинство, а не за идущим за ним существительным, поэтому должно стоять в единственном числе ! Обо всех сложных или запутанных случаях такого рода можно прочитать здесь.

    Определение сказуемого также вызывает ряд сложностей. Чего бы проще один глагол - простое глагольное сказуемое, ан-нет, в форме будущего времени сказуемое состоит из двух слов, но при этом остатся простым! Следуя данному ниже простому алгоритму, можно определить сказуемое правильно:

    Приведнные ниже видео наглядно представляют виды сказуемого и способы его правильного определения:

    А также это видео (нужно пойти по ссылке, потому что видео не вставляется в текст ответа).

    В неполных предложениях грамматическая основа теряет подлежащие или сказуемое, потому что оно подразумевается, но не произносится. Неполные предложения всегда нужно рассматривать в контексте , потому что именно по нему восстанавливаются грамматическая основа.

    Подразумевается, что гуляет именно Димка, смысл восстанавливается по предыдущему предложению. С объяснение особенностей неполных предложений и простым, но интересным тестом на усвоение материала можно ознакомиться здесь.

    От неполных предложений нужно отличать односоставные . В них грамматическая основа изначально выражена либо подлежащим (назывное предложение), либо сказуемым (определнно-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное предложение). Односоставные предложения часто могут быть логически изменены в двусоставные, например:

    Тебе передали книгу

    • это неопределнно-личное предложение, которое можно трансформировать в Кто-то передал тебе книгу, но при этом подлежащие придумывается, а не восстанавливается из контекста (вместо кто-то может стоять другое слово), и сказуемое при этом изменяет грамматическую форму (со множественного числа в единственное).

    Подробнее об односоставных предложениях можно узнать здесь.

    Грамматическая основа предложения или предикативное ядро состоит из подлежащего и сказуемого (в двусоставных предложениях) или одного из них (в односоставных предложениях).

    Соответственно, чтобы выделить грамматическую основу предложения необходимо найти подлежащее (отвечает на вопрос Что? / Кто? и обозначает о чм или о ком идт речь) и связанное с ним сказуемое (как правило, глагол, обозначающий действие подлежащего или его характеристику).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить подлежащее, нужно помнить о том, что: 1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 2) подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п. 3) подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием: - слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п. На съезд прибыло около двухсот делегатов. - слово в Им.п. + предлог ИЗ + слово в Род.п. Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе). Сестра с братом учатся в разных школах. ПОМНИ:Обращение не является подлежащим.

4 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что: 1) сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? КАКОВ предмет? ЧТО с ним ПРОИСХОДИТ? КТО ТАКОЙ предмет? ЧТО ТАКОЕ предмет? 2) сказуемые бывают простыми и составными. Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено: 1) глаголом в форме изъявительного наклонения, условного: + БЫ повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) 2) инфинитивом 3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

5 слайд

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое (СГС) СГС 1 = вспомогательный глагол + инфинитив со значением 1) начала, конца,продолжения действия Он начал кашлять. 2) желательности, необходимости, возможности действия Надо учиться языку. 3) эмоциональной оценки действия В знойный день хорошо бродить по тенистой аллее. СГС 2 = краткое прилаг. + инфинитив Она согласна выйти за него замуж.

6 слайд

Описание слайда:

Составное именное сказуемое (СИС): СИС = глагол-связка + именная часть 1) быть -имя сущ являться -имя прилаг казаться -имя числит. становиться -местоимение стать -причасти сделаться -наречие оставаться остаться считаться выглядеть 2) со значением движения, положения в простанстве Примеры: Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.). На улице становится холодно (становиться + наречие). Осень пришла дождливая (глагол движения + имя прил.).

7 слайд

Описание слайда:

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ 1. Выделите грамматические основы в предложении. 2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН; ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ; НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО. 3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

8 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. 2.Заходите, товарищ лейтенант. 3.По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

9 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества. 2. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад. 3. Все сразу начали бы глядеть на него.

10 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт. 2. Он был как все. 3. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

11 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах. 2. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками. 3. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

12 слайд

Описание слайда:

1.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 2. И моя работа делает меня молодым и счастливым. 3. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

13 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения: выпишите грамматическую основу) 1. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр? 2. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы. 3. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

14 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.И положил на её ладонь маленькую золотую медаль. 2.. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей. 3. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.

Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 - 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Отметим сразу, что научить детей правильно определять грамматическую основу предложения можно только в полной мере выполняя один из важнейших принципов дидактики, а именно - принцип перспективности обучения.

Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.

Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое - глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.

Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?

Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи - это одно, а классификация членов предложения - это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!

Учитель должен был спросить: Где сказуемое?

В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.

Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.

Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения (пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).

Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»

Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.

Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.

Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»

Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.

Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.

Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.

Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.

Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

Детей смущает, что и в том и в другом случае - два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.

Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 - 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 - 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.

К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два - четыре») и т.д.

Если мы в 5 - 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.

Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).

Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) - это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.

Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать - значит жить), (Любить природу - потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).

Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»

Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»

Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям

Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить - ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.

Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений - односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.

Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.

Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах - важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 - 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).



Загрузка...