Кошки. Породы, стерилизация

Роль кубанских казаков в чеченской войне. Какие чеченцы стали казаками 

Казаки воевали и в Первую и во Вторую Чеченскую Войну.
В начале 90-х годов XX века в республиках Северного Кавказа лавинообразным стал процесс роста псевдорелигиозного экстремизма и сепаратизма. Проявление постперестроечного всплеска национализма, а также демографические проблемы русского населения, с одной стороны, и демографический "взрыв" у народов Северного Кавказа, с другой стороны, спровоцировали серьезные изменения в этнической карте региона, и особенно в местах традиционного проживания терских казаков. Повсеместным явлением, особенно в Чечне и Ингушетии, стало тотальное изгнание, а нередко и физическое уничтожение русского населения этих республик.
На фоне происходящих на Северном Кавказе событий, ещё в 1991 году прозвучало требование казачьих организаций в регионе, которое сводилось к следующей формуле и повторялось затем неоднократно: "Дайте нам в руки оружие, и мы защитим себя и свою землю сами".
Казачьи Круги требовали от правительства Российской Федерации создания казачьих территориальных воинских подразделений для противодействия распространению негативных антирусских и антигосударственных тенденций в северокавказском регионе. Аргументом к казачьему заявлению служили и примеры участия казаков в качестве волонтёров в боевых действиях в Северной Осетии, Приднестровье, Абхазии и Югославии. Официальные власти всячески уходили от решения этого вопроса, ссылаясь на отсутствие правовой базы, и лишь в 1994 году, с началом военного конфликта в Чечне, командование Северо-Кавказского военного округа вспомнило о казачьем предложении.
В августе 1995 года в рамках эксперимента по привлечению казаков к комплектованию казачьих подразделений Российской Армии, из 27 казаков Минераловодского отдела Терского казачьего войска, возглавляемых походным атаманом Владимиром Зуевым, был сформирован взвод в составе 503-го мотострелкового полка, подразделения которого дислоцировались на тот момент вблизи города Грозный. Трехмесячный эксперимент был удачным - казаки показали высокую степень дисциплины, и этот результат был не последним аргументом в вопросе необходимости создания уникального явления современной казачьей истории - 694-го ОМСБ (отдельного мотострелкового батальона) имени генерала Ермолова.
Неоднократные встречи атамана Терского казачьего войска генерал-майора Владимира Константиновича Шевцова с представителями командования Северо-Кавказского военного округа, на которых атаман аргументировано отстаивал идею необходимости привлечения казачьих сил к выполнению боевых задач по поддержанию мира и стабильности на левобережье Терека, увенчались успехом. Стоит добавить, что идея создания казачьего подразделения не смогла бы материализоваться в полной мере без всецелой поддержки заместителя командующего СКВО генерал-майора Евгения Скобелева.
694-ый ОМСБ был сформирован в феврале 1996 года на базе 135-й мотострелковой бригады 58-й армии в городе Прохладный численностью около 500 человек, и состоял в основном из терцев. Были среди военнослужащих и несколько казаков с Дона, Урала, Сибири, Санкт-Петербурга, других регионов России, и даже из Болгарии. Почти все казаки батальона являлись солдатами-контрактниками, обмундированными и вооружёнными в соответствии с общеармейскими нормами. Отличительной особенностью являлись разрешённые командованием казачьи знаки различия - кокарды и шевроны, некоторые казаки даже в ходе непосредственных боевых действий носили папахи. В данном подразделении проходили службу и несколько волонтёров, например, в первом взводе второй роты таким бойцом был Владимир Прокопьев из Якутска.
Офицеры батальона, в большинстве своём, казаками не были, в том числе и уважаемый всеми ермоловцами командир батальона майор Владимир Стехов. Связующим звеном между офицерами и казаками являлся заместитель командира батальона по воспитательной работе подполковник Александр Волошин - походный атаман Терского казачьего войска.
Своё имя казачье подразделение получило в результате дискуссии, разгоревшейся на Совете атаманов ТКВ, ещё до начала своего формирования - в январе 1996 года. Было предложено назвать батальон Карауловским - в честь первого выборного терского войскового атамана, расстрелянного в декабре 1917 года революционными солдатами здесь же, на станции Прохладной, но большинством голосов атаманы утвердили второе предложение, высказанное одним из них - быть батальону Ермоловским. Имя знаменитого генерала - покорителя Кавказа, присвоенное создаваемому казачьему подразделению, явилось и проявлением исторической преемственности - ещё в 1904 году по Высочайшему повелению Алексей Петрович Ермолов был определён вечным шефом Терского казачьего войска.
В конце февраля на базе в/ч 01860 в Моздоке началось формирование казачьей усиленной роты (160 человек), приданной Ермоловскому батальону в 20-х числах марта под Ачхой-Мартаном.
При комплектовании батальона применялась упрощенная система - кандидату в военнослужащие для оформления личного дела в военном комиссариате по месту жительства не требовалось даже прохождения медицинской комиссии. Необходимо было только представить справку из милиции, подтверждающую, что данный человек не находится под следствием. Отменялись и возрастные ограничения. Так одному из старейших казаков батальона В.С.Метликину в день первого боя 8 марта 1996 года исполнилось 55 лет.
При комплектовании взводов учитывался старый казачий принцип землячества. Так во 2-ой роте Ермоловского батальона 1-ый взвод состоял в основном из казаков Минераловодского отдела, 2-ой взвод - Прохладненского отдела, 3-й взвод - Павловского отдела. Командирами взводов были не офицеры Российской Армии, но свои "полевые командиры" (походные атаманы). "Земляческая" спайка позволяла подразделениям наиболее эффективно выполнять поставленные командованием боевые задачи.
Нередкими были проявления героизма - 96 бойцов были награждены орденом Мужества. Есть несколько примеров того, как раненые в ходе боя казаки отказывались покидать подразделение, другие же после непродолжительного лечения в госпитале возвращались опять в строй.
Двухмесячное нахождение в зоне военного конфликта (Червленная - Грозный - Ачхой-Мартан - Старый Ачхой - Орехово - Шали - Беной) показало высокие боевые качества батальона, который выполнил все поставленные задачи, но вместе с тем вскрылись и некоторые негативные факторы. Так на общее количество убитых и раненых (около 250 человек) приходилось чуть меньшее количество дезертиров. И явление это было не только следствием трусости, но и нередко ложного чувства казачьей "вольности". Дескать, "нас командование обмануло, и вместо службы на казачьем левобережье Терека бросило на Грозный, и там нас "подставило". Мы, казаки, - народ вольный, хотим - служим, хотим - не служим".
Самой яркой и самой трагичной страницей истории Ермоловского батальона стал штурм селения Орехово Ачхой-Мартановского района 29-30 марта 1996 года. В этой боевой операции батальону отводилась второстепенная роль, а штурм планировался силами двух мотострелковых полков, но задача поменялась в день выхода. Один из полков остался на исходных позициях, второй остановился на подступах к селению, а батальон был брошен в лоб на укрепления противника. Боевая операция, на которую отводилось две недели, была проведена за полтора дня, но выполнение задачи досталось дорогой ценой - двенадцать человек погибших и более пятидесяти раненых.
После этого боя мы окончательно поняли, что Ермоловский батальон - это реальность на территории Чечни, но фантом, призрак за её пределами. Многим чинам военного руководства было невыгодно вообще упоминание о нём. Так в официальных сводках говорилось, что Орехово взято подразделениями Внутренних Войск 4 апреля. О нас же, фактически выбивших боевиков несколькими днями раньше, ни слова. Такая вот правда...
В середине апреля, незадолго до вывода батальона из Чечни, в палаточном лагере под Шали казакам было вручено знамя с надписью: "1-й казачий полк им. генерала Ермолова". Тогда ещё жива была надежда на то, что батальон будет развёрнут, как задумывалось изначально, до полка. Но, увы...
В конце апреля горстка казаков - остатки батальона - были выведены в Прохладный и распущены по домам. Фактически, батальон был расформирован, но с удивлением, спустя несколько лет, перелистывая в военкоматах свои личные дела, мы оказались ошарашенными откровенной ложью. Все бойцы без исключения, в том числе и орденоносцы, были уволены с формулировкой: "по несоблюдению условий контракта со стороны военнослужащего". Вот так командование нас отблагодарило...
Обращение атамана В.К.Шевцова к казачьим отделам Терского казачьего войска о необходимости сформировать вторую очередь Ермоловского батальона осталось практически без внимания. Желающих набралось немного, всего около 150 человек, а политический резонанс довершил процесс разрушения идеи необходимости особенных казачьих частей. Появились оппоненты как среди региональных и федеральных политиков, так и среди военного руководства. Окончательно перечеркнула перспективу дальнейшего существования казачьего подразделения гибель в автокатастрофе генерала Скобелева - на тот момент нашего единственного покровителя.
Время течёт, уходят люди, забывается истинная суть случившихся уже давно событий...
Одна из самых загадочных страниц истории современной армии - казачий батальон имени генерала Ермолова за тринадцать лет подвергся неоднократному накату неправдоподобной информации. Здесь было всё: и ушаты грязи, выливаемые на память людей, отдавших жизнь за Родину, и красивенькие сказочки, делающие из батальона лубочную картинку. Повылазили из тёмных углов личности, которые или же были косвенно причастны к батальону, или же вообще негативно зарекомендовали себя в той ситуации. Теперь же они, расталкивая обывателей локтями, пыжатся своей, якобы, причастностью к батальону, рассказывая фантастические истории о своих геройских подвигах. Появились и самозванцы. Самому неоднократно приходилось наталкиваться на них, и, прикинувшись по началу несведущим, я выслушивал небылицы о выдуманной войне, существующей только в чьём-то больном воображении. Останавливал таких "казачков", но, сколько их ещё бродит по свету?
Встречал солдат и офицеров, которые были в Чечне в одно время с нами, и где-то как-то пересекались с Ермоловским батальоном. Очень часто слышал от них слова благодарности за ту "работу", которую мы делали, но и слышал напыщенные необоснованно нелицеприятные отзывы о казаках-ермоловцах от некоторых людей в погонах с большими звёздами, которые входят или же входили в состав военного командования.
Может быть, всё это и послужило толчком к тому, что бы взяться за работу над "Записками ермоловца".
Повествование попытался построить не на детальном отражении хронологии истории батальона, но на воспоминаниях о тех ярких и незабываемых личностях, событиях и чувствах, с которыми сталкивался во время службы в Чечне.
Писать о войне мне было сложно, поскольку боялся сделать ошибку в тех или иных датах и времени событий, в оценках действий как отдельных бойцов, так и батальона в целом, тем более что ту войну я видел с уровня максимум командира взвода, а фантазировать на заданную тему просто не мог. Но время уходит, и уходят люди - кого-то убили в Первую Чеченскую войну, кого-то во Вторую, кто-то умер от инфаркта или рака, а кто-то уехал в другой регион. Нас остаётся всё меньше...
Из сорока трёх казаков-минераловодцев, служивших в 694-ом ОМСБ, на сегодняшний день погибло или умерло тринадцать:
Белоусов Владимир Валентинович (25.11.1961 - 11.03.1996 гг.)
Перепелицын Валентин Иванович (25.11.1943 - 29.03.1996 гг.)
Юрченко Пётр Васильевич (12.07.1964 - 29.03.1996 гг.)
Николаев Сергей Александрович (31.07.1975 - 18.04.1996 гг.)
Котов Вячеслав Владимирович (25.03.1962 - 20.12.1997 гг.)
Резник Николай Лукьянович (08.09.1956 - 35.01.1998 гг.)
Ворончихин Владимир Александрович (23.04.1960 - 31.08.2000 гг.)
Зуев Владимир Семёнович (04.04.1954 - 16.10.2000 гг.)
Галинский Вадим Николаевич (14.05.1962 - 20.06.2001 гг.)
Губанов Владимир Валентинович (28.11.1946 - 21.06.2002 гг.)
Кейбалов Олег Иванович (20.03.1959 - 09.04.2005 гг.)
Романюк Виктор Семёнович (03.07.1957 - 20.04.2005 гг.)
Катаев Сергей Владимирович (17.12.1948 - 03.03.2006 гг.).
Пусть земля им будет пухом...

Вечная память казакам-ермоловцам, погибшим в бою, умершим от болезней и от ран, и всем тем солдатам и офицерам, кто, не задумываясь о чинах и наградах, служил России, и слава которых никогда не померкнет перед людьми и перед Богом...

(TXT 292Kb)

В начале 90-х годов XX века в республиках Северного Кавказа лавинообразным стал процесс роста псевдорелигиозного экстремизма и сепаратизма. Проявление постперестроечного всплеска национализма, а также демографические проблемы русского населения, с одной стороны, и демографический "взрыв" у народов Северного Кавказа, с другой стороны, спровоцировали серьезные изменения в этнической карте региона, и особенно в местах традиционного проживания терских казаков. Повсеместным явлением, особенно в Чечне и Ингушетии, стало тотальное изгнание, а нередко и физическое уничтожение русского населения этих республик.

На фоне происходящих на Северном Кавказе событий, ещё в 1991 году прозвучало требование казачьих организаций в регионе, которое сводилось к следующей формуле и повторялось затем неоднократно: "Дайте нам в руки оружие, и мы защитим себя и свою землю сами".

Казачьи Круги требовали от правительства Российской Федерации создания казачьих территориальных воинских подразделений для противодействия распространению негативных антирусских и антигосударственных тенденций в северокавказском регионе. Аргументом к казачьему заявлению служили и примеры участия казаков в качестве волонтёров в боевых действиях в Северной Осетии, Приднестровье, Абхазии и Югославии. Официальные власти всячески уходили от решения этого вопроса, ссылаясь на отсутствие правовой базы, и лишь в 1994 году, с началом военного конфликта в Чечне, командование Северо-Кавказского военного округа вспомнило о казачьем предложении.

В августе 1995 года в рамках эксперимента по привлечению казаков к комплектованию казачьих подразделений Российской Армии, из 27 казаков Минераловодского отдела Терского казачьего войска, возглавляемых походным атаманом Владимиром Зуевым, был сформирован взвод в составе 503-го мотострелкового полка, подразделения которого дислоцировались на тот момент вблизи города Грозный. Трехмесячный эксперимент был удачным - казаки показали высокую степень дисциплины, и этот результат был не последним аргументом в вопросе необходимости создания уникального явления современной казачьей истории - 694-го ОМСБ (отдельного мотострелкового батальона) имени генерала Ермолова.

Неоднократные встречи атамана Терского казачьего войска генерал-майора Владимира Константиновича Шевцова с представителями командования Северо-Кавказского военного округа, на которых атаман аргументировано отстаивал идею необходимости привлечения казачьих сил к выполнению боевых задач по поддержанию мира и стабильности на левобережье Терека, увенчались успехом. Стоит добавить, что идея создания казачьего подразделения не смогла бы материализоваться в полной мере без всецелой поддержки заместителя командующего СКВО генерал-майора Евгения Скобелева.

694-ый ОМСБ был сформирован в феврале 1996 года на базе 135-й мотострелковой бригады 58-й армии в городе Прохладный численностью около 500 человек, и состоял в основном из терцев. Были среди военнослужащих и несколько казаков с Дона, Урала, Сибири, Санкт-Петербурга, других регионов России, и даже из Болгарии. Почти все казаки батальона являлись солдатами-контрактниками, обмундированными и вооружёнными в соответствии с общеармейскими нормами. Отличительной особенностью являлись разрешённые командованием казачьи знаки различия - кокарды и шевроны, некоторые казаки даже в ходе непосредственных боевых действий носили папахи. В данном подразделении проходили службу и несколько волонтёров, например, в первом взводе второй роты таким бойцом был Владимир Прокопьев из Якутска.

Офицеры батальона, в большинстве своём, казаками не были, в том числе и уважаемый всеми ермоловцами командир батальона майор Владимир Стехов. Связующим звеном между офицерами и казаками являлся заместитель командира батальона по воспитательной работе подполковник Александр Волошин - походный атаман Терского казачьего войска.

Своё имя казачье подразделение получило в результате дискуссии, разгоревшейся на Совете атаманов ТКВ, ещё до начала своего формирования - в январе 1996 года. Было предложено назвать батальон Карауловским - в честь первого выборного терского войскового атамана, расстрелянного в декабре 1917 года революционными солдатами здесь же, на станции Прохладной, но большинством голосов атаманы утвердили второе предложение, высказанное одним из них - быть батальону Ермоловским. Имя знаменитого генерала - покорителя Кавказа, присвоенное создаваемому казачьему подразделению, явилось и проявлением исторической преемственности - ещё в 1904 году по Высочайшему повелению Алексей Петрович Ермолов был определён вечным шефом Терского казачьего войска.

В конце февраля на базе в/ч 01860 в Моздоке началось формирование казачьей усиленной роты (160 человек), приданной Ермоловскому батальону в 20-х числах марта под Ачхой-Мартаном.

При комплектовании батальона применялась упрощенная система - кандидату в военнослужащие для оформления личного дела в военном комиссариате по месту жительства не требовалось даже прохождения медицинской комиссии. Необходимо было только представить справку из милиции, подтверждающую, что данный человек не находится под следствием. Отменялись и возрастные ограничения. Так одному из старейших казаков батальона В.С.Метликину в день первого боя 8 марта 1996 года исполнилось 55 лет.

При комплектовании взводов учитывался старый казачий принцип землячества. Так во 2-ой роте Ермоловского батальона 1-ый взвод состоял в основном из казаков Минераловодского отдела, 2-ой взвод - Прохладненского отдела, 3-й взвод - Павловского отдела. Командирами взводов были не офицеры Российской Армии, но свои "полевые командиры" (походные атаманы). "Земляческая" спайка позволяла подразделениям наиболее эффективно выполнять поставленные командованием боевые задачи.

Нередкими были проявления героизма - 96 бойцов были награждены орденом Мужества. Есть несколько примеров того, как раненые в ходе боя казаки отказывались покидать подразделение, другие же после непродолжительного лечения в госпитале возвращались опять в строй.

Двухмесячное нахождение в зоне военного конфликта (Червленная - Грозный - Ачхой-Мартан - Старый Ачхой - Орехово - Шали - Беной) показало высокие боевые качества батальона, который выполнил все поставленные задачи, но вместе с тем вскрылись и некоторые негативные факторы. Так на общее количество убитых и раненых (около 250 человек) приходилось чуть меньшее количество дезертиров. И явление это было не только следствием трусости, но и нередко ложного чувства казачьей "вольности". Дескать, "нас командование обмануло, и вместо службы на казачьем левобережье Терека бросило на Грозный, и там нас "подставило". Мы, казаки, - народ вольный, хотим - служим, хотим - не служим".

Самой яркой и самой трагичной страницей истории Ермоловского батальона стал штурм селения Орехово Ачхой-Мартановского района 29-30 марта 1996 года. В этой боевой операции батальону отводилась второстепенная роль, а штурм планировался силами двух мотострелковых полков, но задача поменялась в день выхода. Один из полков остался на исходных позициях, второй остановился на подступах к селению, а батальон был брошен в лоб на укрепления противника. Боевая операция, на которую отводилось две недели, была проведена за полтора дня, но выполнение задачи досталось дорогой ценой - двенадцать человек погибших и более пятидесяти раненых.

После этого боя мы окончательно поняли, что Ермоловский батальон - это реальность на территории Чечни, но фантом, призрак за её пределами. Многим чинам военного руководства было невыгодно вообще упоминание о нём. Так в официальных сводках говорилось, что Орехово взято подразделениями Внутренних Войск 4 апреля. О нас же, фактически выбивших боевиков несколькими днями раньше, ни слова. Такая вот правда...

В середине апреля, незадолго до вывода батальона из Чечни, в палаточном лагере под Шали казакам было вручено знамя с надписью: "1-й казачий полк им. генерала Ермолова". Тогда ещё жива была надежда на то, что батальон будет развёрнут, как задумывалось изначально, до полка. Но, увы...

В конце апреля горстка казаков - остатки батальона - были выведены в Прохладный и распущены по домам. Фактически, батальон был расформирован, но с удивлением, спустя несколько лет, перелистывая в военкоматах свои личные дела, мы оказались ошарашенными откровенной ложью. Все бойцы без исключения, в том числе и орденоносцы, были уволены с формулировкой: "по несоблюдению условий контракта со стороны военнослужащего". Вот так командование нас отблагодарило...

Обращение атамана В.К.Шевцова к казачьим отделам Терского казачьего войска о необходимости сформировать вторую очередь Ермоловского батальона осталось практически без внимания. Желающих набралось немного, всего около 150 человек, а политический резонанс довершил процесс разрушения идеи необходимости особенных казачьих частей. Появились оппоненты как среди региональных и федеральных политиков, так и среди военного руководства. Окончательно перечеркнула перспективу дальнейшего существования казачьего подразделения гибель в автокатастрофе генерала Скобелева - на тот момент нашего единственного покровителя.

Время течёт, уходят люди, забывается истинная суть случившихся уже давно событий...

Одна из самых загадочных страниц истории современной армии - казачий батальон имени генерала Ермолова за тринадцать лет подвергся неоднократному накату неправдоподобной информации. Здесь было всё: и ушаты грязи, выливаемые на память людей, отдавших жизнь за Родину, и красивенькие сказочки, делающие из батальона лубочную картинку. Повылазили из тёмных углов личности, которые или же были косвенно причастны к батальону, или же вообще негативно зарекомендовали себя в той ситуации. Теперь же они, расталкивая обывателей локтями, пыжатся своей, якобы, причастностью к батальону, рассказывая фантастические истории о своих геройских подвигах. Появились и самозванцы. Самому неоднократно приходилось наталкиваться на них, и, прикинувшись по началу несведущим, я выслушивал небылицы о выдуманной войне, существующей только в чьём-то больном воображении. Останавливал таких "казачков", но, сколько их ещё бродит по свету?

Встречал солдат и офицеров, которые были в Чечне в одно время с нами, и где-то как-то пересекались с Ермоловским батальоном. Очень часто слышал от них слова благодарности за ту "работу", которую мы делали, но и слышал напыщенные необоснованно нелицеприятные отзывы о казаках-ермоловцах от некоторых людей в погонах с большими звёздами, которые входят или же входили в состав военного командования.

Может быть, всё это и послужило толчком к тому, что бы взяться за работу над "Записками ермоловца".

Повествование попытался построить не на детальном отражении хронологии истории батальона, но на воспоминаниях о тех ярких и незабываемых личностях, событиях и чувствах, с которыми сталкивался во время службы в Чечне.

Писать о войне мне было сложно, поскольку боялся сделать ошибку в тех или иных датах и времени событий, в оценках действий как отдельных бойцов, так и батальона в целом, тем более что ту войну я видел с уровня максимум командира взвода, а фантазировать на заданную тему просто не мог. Но время уходит, и уходят люди - кого-то убили в Первую Чеченскую войну, кого-то во Вторую, кто-то умер от инфаркта или рака, а кто-то уехал в другой регион. Нас остаётся всё меньше...

Из сорока трёх казаков-минераловодцев, служивших в 694-ом ОМСБ, на сегодняшний день погибло или умерло тринадцать:
Белоусов Владимир Валентинович (25.11.1961 - 11.03.1996 гг.)
Перепелицын Валентин Иванович (25.11.1943 - 29.03.1996 гг.)
Юрченко Пётр Васильевич (12.07.1964 - 29.03.1996 гг.)
Николаев Сергей Александрович (31.07.1975 - 18.04.1996 гг.)
Котов Вячеслав Владимирович (25.03.1962 - 20.12.1997 гг.)
Резник Николай Лукьянович (08.09.1956 - 35.01.1998 гг.)
Ворончихин Владимир Александрович (23.04.1960 - 31.08.2000 гг.)
Зуев Владимир Семёнович (04.04.1954 - 16.10.2000 гг.)
Галинский Вадим Николаевич (14.05.1962 - 20.06.2001 гг.)
Губанов Владимир Валентинович (28.11.1946 - 21.06.2002 гг.)
Кейбалов Олег Иванович (20.03.1959 - 09.04.2005 гг.)
Романюк Виктор Семёнович (03.07.1957 - 20.04.2005 гг.)
Катаев Сергей Владимирович (17.12.1948 - 03.03.2006 гг.).

Пусть земля им будет пухом...

Я понял, что просто не имею морального права на молчание, поскольку этим самым развязываю руки "фантазёрам" и проходимцам. С моей стороны это было бы не порядочно по отношению к тем, кто уже не сможет сам защитить своё честное имя.

Вечная память казакам-ермоловцам, погибшим в бою, умершим от болезней и от ран, и всем тем солдатам и офицерам, кто, не задумываясь о чинах и наградах, служил России, и слава которых никогда не померкнет перед людьми и перед Богом...

Одна из нерешенных проблем Чеченской республики -- русские беженцы. В годы конфликта регион покинули сотни русских семей. Вернулись единицы..

Сейчас в Чечне проживают около 40 тыс. русских по национальности (население региона, по последним данным, оценивается в 1,2 млн человек). В столице республики живут 7 тыс. русских, но на улицах города они почти незаметны (население Грозного -- 228 тыс.). Большинство русских (в основном терские казаки) живут в так называемой надтеречной Чечне, в Наурском и Шелковском районах.

Русские при Кадырове

Русские в Чечне В Российской империи территории нынешних Наурского и Шелковского районов были частью Терской области и входили в казачьи отделы, а не в национальные округа горцев. Советская власть некоторое время сохраняла казачьи районы в кавказских республиках. Наурская оставалась частью Терской области, затем Ставрополья. Шелковской район в 1920-х годах был передан в Кизлярский округ Дагестанской АССР.

Станица Наурская была частью Азово-Моздокской линии еще в 70-х годах XVIII века. Сейчас это самый русский населенный пункт в Чечне. Из 8 тыс. жителей станицы каждый десятый -- русский по национальности. Глава Наурского района -- Владимир Кошлюнов.

В казачьих станицах Наурской, Мекенской, Калиновской, Ищерской нет русских улиц или кварталов, казачье население разбросано среди чеченского. Но в Чечне действует терско-сунженское казачье общество, являющееся частью Терского казачьего войска. Атаман казачьей общины в Чечне Анатолий Черкашин -- советник президента Рамзана Кадырова по делам казачества.

В реестре одного только Наурского отдела состоят 135 казаков. В Наурской же находится и казачья управа -- своеобразная штаб-квартира. Терцы участвовали в боевых действиях и в первой, и во второй чеченских войнах. Сейчас многие казаки работают в МВД Чеченской республики.

По словам атамана станицы Наурской Александра Повесина, конфликтность в регионе резко снизилась.. В годы конфликта Повесин не покидал станицу. Хотя его машину не раз обстреливали. Уже после войны он возглавлял сельскую администрацию. По его словам, отношения казаков и надтеречных чеченцев всегда были добрососедскими. Поэтому часть русских все же остались в Чечне.

Сложности

Общая проблема и русских, и чеченцев -- безработица. Молодежи трудно найти работу с достойной оплатой. Самый привлекательный вариант трудоустройства -- силовые структуры. Многие подрабатывают на многочисленных стройках республики. Старшему поколению русских трудоустроиться легче. Традиционно для национальных республик русские работают в школах, в системе здравоохранения, на производстве и в местных органах власти.

Русская молодежь учится в чеченских школах. Часто в классах только один-два русских ученика. Но за высшим образованием стараются уехать в другой регион России. Чаще всего вуз выбирается в близком Ставропольском крае.

Другая проблема -- религиозного характера.

В Наурском районе не осталось ни одного населенного пункта без мечети. В самой Наурской их пять. У православных дела обстоят иначе: в районе только молельный дом в Шелковской и храм Рождества Христова в Наурской (переоборудован из здания клуба за счет правительства Чечни). При этом на все приходы -- один священник, который командируется в Чечню специальным указом архиепископа Ставропольского и Владикавказского.

Сейчас настоятель храма в Наурской -- отец Сергий (Малышев). За восемь месяцев служения он объездил всю республику (транспорт выделил президент Чечни Рамзан Кадыров). По словам отца Сергия, в обычные дни, как и в целом по России, в церковь приходят в основном пожилые люди. Но на пасхальную службу храм посещают до сотни человек, включая военнослужащих из соседних частей.

Перспективы

В обе военные кампании местное население практически не оказывало сопротивления федеральным войскам. Надтеречные чеченцы, поселившиеся в Наурском и Шелковском районах после реабилитации, сблизились с местным казачьим населением. Но после последних войн структура населения районов вновь меняется. Все больше домов в станицах покупают переселенцы из Веденского района Чеченской республики. Новым соседям не рады даже сами надтеречные чеченцы: у горцев иной характер. Трудно сказать, сохранится ли баланс в межнациональных отношениях.

Русские жители надтеречных районов Чечни, проживавшие здесь в период конфликта, не получали компенсаций. Туманны и перспективы возвращения русских беженцев. Многие не хотят возвращаться, опасаясь за жизнь. Другие уже обжились в регионах России. Местные жители считают, что возвращение русского населения возможно, но только при принятии специальной государственной программы. Но нужно ли это власти, да и самим русским, вопрос спорный.

В казачество вступали представители многих народов. Но самое удивительное, что казаками становились те, с кем российские подданные вынуждены были вести непримиримую войну - чеченцы.

Обоюдное влияние

Быт казачества, заселявшего левый берег Терека с XVI века, во многом складывался под влиянием соседних горских народов - чеченцев, ингушей, кабардинцев. Например, казачьи избы мало чем отличались от горской сакли, особенно внутренним устройством и убранством. Живший в молодые годы в Чечне Лев Толстой писал, что гребенские (терские) казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Горская одежда максимально приспособленная к местным условиям охотно была принята и освоена казаками. Обыденными для казака стали кавказская бурка, бешмет, папаха, башлык и черкеска. Они также с удовольствием украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев считает, что процесс взаимопроникновения казацкой и горской культур был взаимным. Так, по его мнению, спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и лихому молодечеству.

Породнились

Терские казаки уже с середины XVI столетия устанавливают добрососедские отношения с чеченцами. Живя бок о бок друг с другом иначе поступить было нельзя. Особенно близким для казаков оказался чеченский тейп варандой, часто принимавший крестьян, бежавших от крепостной зависимости. По свидетельству очевидцев, почти вся артиллерия имама Шамиля обслуживалась беглецами. Неслучайно и сегодня варандой называют «русским тейпом».

Но был и обратный процесс. Чеченцы, пытавшиеся скрыться от исламской экспансии, переправлялись через Терек и оказывались в казачьих селениях. Многие из них обосновались в станице Червленная (сегодня Шелковский район Чечни).

Терские казаки часто являлись кунаками чеченцев, они гордились такой дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Толстой писал, что вплоть до второй половины XIX столетия «казацкие роды считались родством с чеченцами, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной, между ними традиционно был высокий процент смешанных браков. «Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», - писал один из современников Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, в начале XX века практически в каждой новогладковской женщине текла чеченская кровь.

«Свиноеды»

С XVII столетия началась активной исламизации Чечни. Источники отмечают, что процесс этот проходил чрезвычайно болезненно. Нередко дагестанские мюриды приказывали целыми селениями вырезать тех, кто противился воле Аллаха.

Многие чеченцы, не пожелавшие принимать новую веру, стали постепенно заселять свободные левобережные территории и окрестности терских поселений. Некоторые из них в итоге оказались основателями будущих казачьих станиц. Так, основателем станицы Дубовской считается чеченец из тейпа садой по имени Дуба. Со временем многие левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Утихающие и вновь возобновляющиеся волны переселения продолжались вплоть до эпохи Петра I. К этому времени чеченцы вошли в тесное соприкосновение не только с бытом казаков, но и с обычаями христиан-староверов, с которыми были вынуждены покидать обжитые места правобережья Терека.

В начале XIX века уже непосредственно мусульманские старейшины способствовали выселению за Терек чеченцев, не желающих исполнять предписаний ислама. Находясь в положении мусульманских протестантов, они были чужими и среди христиан, и среди магометан. Единственным местом, где их прияли оказались казачьи станицы.

Одной из причин непринятия чеченцами ислама стали традиции свиноводства, от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские», говорили они, - «мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Исследователь Александр Гапаев отмечает, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения».

Точно установлено, чеченцы целыми семьями и даже родами принимали христианство - так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки стали уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда уже терцы обращались в ислам.

Об исламизации терских казаков, в частности, говорит историк Виталий Виноградов , который на научных конференциях и в печати неоднократно заявлял, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. В доказательство он приводил то, что в селении Гуни проживают потомки терских казаков, которые в свое время приняли ислам и «очеченились».

Устойчивый этнос

Чеченский писатель Халид Ошаев вспоминал, как он в 20-х годах в качестве командующего для ликвидации «казачьих банд» был направлен на Левобережье Терека. Он тогда одним из первых обратил внимание на то, что пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы.

Увлеченный Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с лидерами «казачьих банд». На встрече советский командир объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии «банда» оказалась расформирована. Тогда в ЧК возмущенные братанием Ошаева с «белоказачьими» бандами едва не расстреляли будущего писателя. Однако судьба оказалась благосклонна к нему.

Впоследствии став директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские и русские названия полностью не вытеснили левобережные чеченские топонимы. Он, к примеру, заметил, что местечко Гунашка, многие казаки называли и по-ногайски - Карногай, и на русский лад - Черногай.

Объяснение этому может быть следующее. Оказаченные чеченцы были более адаптированы к местному климату, чем переселенцы из глубин России, среди которых фиксировался большой процент заболеваемости и смертности.

Отмечались случаи, когда почти все русское население, к примеру, Каргалинска, Кизляра, Святого Креста покидало уже обжитые места, спасаясь от болезней. А некоторые станицы, в их числе, Святой Крест, неоднократно подвергались полному опустошению. Это и способствовало устойчивости как нахской антропологии, так и преобладанию чеченской топонимики.

Не отличить

Казаки-гунойцы всегда хорошо знали свою родословную, и, приезжая в село Гуной, безошибочно показывали дома своих предков. Жители Гуноя расскажут туристам легенду о том, как исламскийпроповедник шейх Берса сбросил с горы гунойский котел со свининой (и покажут это место), после чего значительное количество представителей этого тейпа выселилось на Левобережье.

Сегодня родословные связи с казаками больше частью сохранили тейпы гуной и варандой. Только в одной станице Червленной в середине XX столетия проживало несколько десятков фамилий казаков гунойского происхождения, среди которых Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Тихоновы, Метрошкины, Рогожины.

Совместно с группой экспертов антропологом Л. П. Шерашидзе и этнографом И. М. Саидовым были обследованы терские казаки, расселившиеся от Алпатова до Кизляра. Ученые подтвердили их этнографическую и антропологическую близость чеченцам. Любопытно, что порой внешнее сходство представителей обоих этносов было настолько сильным, что исследователи не могли отличить чеченских детей от казачьих.

Отдельный казачий батальон имени генерала Ермолова создавался в январе-феврале 1996 года в городе Прохладном. Это напоминало давние времена, когда бросался клич, и казаки поднимались в поход. Шла война, и терцы говорили о том, что пора бы вернуть себе исконные свои земли: Наурский, Шелковской и Надтеречный районы, которые Хрущев сорок лет назад отдал Чечено-Ингушетии. Приказ о формировании батальона поступил от командующего Северокавказским военным округом генерала Квашнина после событий в Дагестане и селе Первомайском. По штатам эта часть в восемьсот человек проходила как 694-й батальон 135-й мотострелковой бригады 58-й армии СКВО и "ермоловской" называлась условно.
Батальон организовывали по старинной традиции семейного сбора. "Свой взвод мы создали из близких друг другу людей, - рассказывал один станичник. - Я пошел на фронт с сыном Константином, племянниками Алексеем и Сергеем. Кумовья, сваты. Это хороший сплав. Люди проверяли друг друга всей жизнью, сдружились, знают, чем кому помочь надо и какую помощь можно ждать от идущего рядом". В основном бойцы были из Ставрополья, но ходоки появились даже из Якутии. Снайпер Иван Иваныч, когда-то в тайге охотником промышлявший, в пятьдесят пять лет бабку свою бросил и пошел воевать. С Кубани добрался парень - без денег, без вещей, с одной зубной щеткой в кармане - мстить за убитого друга.

Командиром назначили майора Владимира Стехова, до того не имевшего никакого отношения к казачеству, а заместителем его стал казак Александр Волошин. Кадровые офицеры составляли управление батальона и командовали ротами, нижние звенья командиров комплектовались казаками. Почти половина "ермоловцев" имела боевой опыт, полученный в "горячих точках". С самого начала в подразделении попытались ввести старинные традиции; вместо поверки читали утренние и вечерние молитвы. Уже в Чечне, если возникало какое-то недовольство, как правило, из-за интендантского снабжения, собирали сходы. Вспомнили даже старое положение, что казак на войне не имел права употреблять спиртное. Впрочем, последнее не прижилось.
В конце февраля батальон перебросили в станицу Червленная Шелковского района, а через десять дней поступил приказ выдвинуться на Грозный. 8 марта генерал Квашнин лично поставил казакам задачу войти и закрепиться в Заводском районе, где "духи" обложили блокпост внутренних войск. Времени разведать местность, полную подземных коммуникаций и бетонных заборов, не дали. Чеченцы поджидали сидящую на броне казачью колонну, и попавший в засаду батальон занял круговую оборону в каменном мешке. За два часа был израсходован почти весь боезапас. Потеряв двоих убитыми и семнадцать ранеными, казаки включили задымление и кое-как отошли. Лишь Божья милость спасла подразделение от уничтожения.
Через день снова пошли в наступление, двигались ползком и перебежками под прикрытием бронетехники, но сопротивления уже не встретили. Вечером прошел сход, после которого батальон покинуло девяносто человек. Может, и к лучшему. Ушли люди случайные, а те, кто остался, безоговорочно верили друг другу. Появилось ощущение настоящего боевого братства. По чеченскому радио стали проходить сообщения о полчищах казаков, которые орудуют в городе. За это время опять было двое убитых и много раненых в ночных стычках и под снайперским огнем. В ходе боев вспыхнули нефтяные скважины, и запылало все, что могло гореть. Из Грозного батальон вывели через неделю под давлением поднявшей шум местной, завгаевской власти.
Наверху о батальоне вообще старались не распространяться. Нет никаких казаков, есть воинская часть из контрактников. С военной точки зрения она представляла собой горно-стрелковое подразделение, имевшее минометную батарею, подразделения огнеметчиков и АГС-17. Разведвзвод укомплектовали шикарно: три автомата с приборами бесшумной стрельбы, бесшумные пистолеты, очки ночного видения, трубки разведчиков для наблюдения из-за укрытия. С бронетехникой дела обстояли хуже: сначала дали старенькие БТР-70, потом заменили их и вовсе никудышными МТЛБ. После Грозного был "мирный" Шали, откуда по позициям казаков велся минометный и снайперский огонь. Отвечать запрещали, угрожая накрыть своей же артиллерией.
Потом "ермоловцев" бросили на Орехово. В небольшом селении засело более четырехсот "духов" с танками, артиллерией и минометными батареями. Три линии обороны были оборудованы окопами, перекрытиями, ходами сообщения и "лисьими норами" - одиночными убежищами. Разведгруппа через лес подобралась к чеченским позициям метров на триста, но батальону здесь было не пройти. Тропка оказалась слишком узкой и на некоторых участках хорошо простреливалась. К тому же по пути насчитали штук сорок растяжек. Сначала обозначали их тряпичными лоскутками, когда порвали последний носовой платок, стали отрезать пальцы у перчаток. Идея обходного маневра не срабатывала, оставался лобовой штурм.
"В ночь перед операцией никто не спал, - вспоминал Владислав Ивницкий, заместитель командира разведвзвода. - Было нехорошее предчувствие, и пьянка продолжалась до рассвета. Все кричали, веселились. Было страшно. Мужики говорили обо всем, кроме завтрашнего дня. Руслом реки Орехово разделено на две части. По правому берегу наступали федералы, левый брали казаки. Мы использовали тактику "ловли на живца". Впереди шла четверка разведчиков во главе со мной, которая провоцировала противника открыть стрельбу. Обнаруженные огневые точки уничтожали уже основные силы. Затем пехота подтягивалась, а разведка снова уходила вперед. Таким образом батальон почти без потерь дошел до середины села.
Но возле мечети одна МТЛБ выскочила вперед разведки прямиком на группу боевиков. Чтобы помочь бедолаге, мы выпустили по "чехам" несколько очередей. Тут какой-то гад из гранатомета влупил - всю нашу четверку снесло. Очнулся, в ушах звенит, в глазах пелена. Пролетел метра три, но автомат из рук не выпустил. Дальше мною словно кто-то свыше руководил. Сразу начал ребят тормошить. Одного поднял, вместе мы остальных перетащили в большую воронку. Едва перенесли последнего, как дворик накрыли из минометов. Из боя вышли - у меня началась задержка речи. Шапку потрогал, она вся в крови. В горячке даже не заметил, как голову осколками посекло. Рука начала чесаться, смотрю - и в ней дырка".
На второй день казаки полностью овладели Орехово, потеряв убитыми двенадцать человек. Противник потерял в шесть раз больше и, кроме того, около сотни пленными. Три месяца батальон кочевал по Чечне - из боя в бой. Если не считать первой схватки в Грозном, "ермоловцы" не отступили ни разу. Когда перед ними была поставлена задача седлать ущелье на Ведено по правому предгорью и контролировать дорогу, в батальоне оставалось менее половины состава. 1 июня 1996 года оставшиеся от подразделения полторы роты вывели из Чечни на переформирование, вручив казакам как признание их боевых заслуг темно-синее "ермоловское" знамя. А потом перед строем им зачитали приказ о том, что весь личный состав батальона уволен.
За время боев казачий батальон потерял убитыми двадцать семь человек и почти триста ранеными, еще сто тридцать по разным причинам покинули подразделение. Желающим остаться в армии следовало заново пройти медкомиссию и собрать все положенные документы. Для абсолютного большинства это оказалось невозможным. Деньги, выплаченные без промедления, были пропиты. Люди разъехались кто куда. О батальоне забыли, словно его никогда не существовало. Но "ермоловцы" не потеряли связь друг с другом. Спустя полгода подразделение собралось почти в полном составе на большом круге Терского войска. И позже им самим и их врагам не раз приходилось убеждаться, что боевая дружба по-настоящему крепкая.

По воспоминаниям участников событий

При перепечатывании этого материала обязательна ссылка на



Загрузка...