Кошки. Породы, стерилизация

Самые странные самолёты за всю историю авиации. Самые необычные советские самолеты

11 октября 1931 года состоялся первый полет самолета «Сталь-2», изготовленного из нержавеющей стали. Каркас этого самолета был полностью создан из листов высоколегированной нержавеющей стали «Энерж-6». До этого в самолетах использовались деревянные и дюралевые конструкции. По этому случаю мы решили рассказать о самых необычных советских самолетах.

Появление такого самолета было связано с освоением производства нержавеющей стали и нехваткой алюминиевых сплавов в СССР. Предполагалось, что сварная стальная конструкция позволит упростить технологию производства самолетов и значительно увеличит срок их службы.

Надежды на большой срок службы конструкции стальных пассажирских самолетов себя не оправдали. Коррозия сварных точек, болтов потребовали регулярного ремонта стальных самолетов. От создания цельностальных самолетов пришлось отказаться.

Ближнемагистральный пассажирский самолет имел один поршневый двигатель воздушного охлаждения. Экипаж самолета составлял один летчик, а пассажировместимость — четыре человека.

Самолет К-7

К-7 - это советский экспериментальный многоцелевой (варианты — бомбардировщик, десантный и тяжелый пассажирский) самолет-гигант конструкторского бюро К. А. Калинина. Мог быть задействован и как бомбардировщик, и как десантный, а также тяжелый пассажирский самолет. Он был разработан в начале 1930-х годов с использованием оригинальных конструкторских решений, новых технологий и материалов. Проходил летные испытания в 1933 году, однако, в связи с выявленными недостатками конструкции, а также катастрофой первого изготовленного самолета во время испытаний на максимальную скорость, разработку завершить не удалось. Он представлял из себя гигантское крыло с размахом в 53 метра, от которого шли две хвостовые балки трехгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота. Рубка выступала вперед по оси самолета, в ней размещались два пилота, штурман, радист и старший механик. Остальные семь членов экипажа находились в других отсеках самолета и переговаривались между собой по внутреннему телефону. А сам самолет двигался при помощи семи двигателей АМ-34 мощностью по 750 л. с. Самолет был для своего времени самым большим в Советском Союзе и таким огромным, что его называли в прессе «воздушный Госпром».

Каспийский монстр

В 1964—1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата — экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр». Так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Самолет был разработан в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлетную массу 544 тонны. До появления самолета Ан-225 «Мрия» это был самый тяжелый летательный аппарат в мире. КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль (во время первого испытания о него разбили бутылку шампанского и на нем был поднят Военно-морской флаг СССР, и относился к ВМФ. Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка).

Самолет-амфибия ВВА-14

ВВА-14 (вертикально-взлетающая амфибия) - экспериментальный советский самолет, который мог выполнять функции гидросамолета, бомбардировщика и торпедоносца, конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолет, и как самолет вертикального взлета и посадки. Первый полет состоялся 4 сентября 1972 года. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлета была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экраноплан.

Дозвуковой разведчик М-55

Разработка высотного самолета-перехватчика была начата в ОКБ В. М. Мясищева в конце 60-х годов. Целью создания такого самолета был перехват высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшимися американскими спецслужбами и залетавшими иногда на значительные расстояния вглубь территории СССР. Но по разным причинам постройка первого самолета затянулась до 80-х годов, и первая опытная машина М-17 «Стратосфера» с регистрационным номером «СССР-17103» поднялась в воздух 26 мая 1982 года. Но к этому времени проблема разведывательных аэростатов уже потеряла свою актуальность и было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолета-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля-земля» и ударным самолетам. Модифицированный самолет М-17РМ выполнил первый полет 16 августа 1988 года. В ОКБ самолет получил обозначение М-55 «Геофизика». Разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолета М-55У. Ведутся работы по созданию двухместного самолета высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлиненный фюзеляж.

Самолет имеет двухбалочную конструкцию с высокорасположенным крылом большого удлинения, набранным из сверхкритических высоконесущих профилей. В передней части фюзеляжа расположена кабина пилота и отсек с разведывательной аппаратурой, массой около 1,5 тонн. Вся задняя часть фюзеляжа представляет собой моторный отсек, где располагаются два двухконтурных высокоэкономичных двигателя. Емкость топливной системы составляет 8300 л.

Су-47 «Беркут»

Су-47 «Беркут» — это проект перспективного палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. Проект развивался сначала как перспективная модель истребителя с КОС (крылом обратной стреловидности) для ВВС СССР в рамках отраслевой исследовательской программы с 1983 года, однако эта тема была закрыта в 1988 году. После этого заказчиком проекта выступал ВМФ СССР, что и предопределило дальнейшее развитие проекта как перспективного самолета для авианесущих крейсеров. Далее, после распада СССР и кризиса в стране в 1990-х, госфинансирование с проекта было снято и он продолжался только благодаря собственному финансированию ОКБ «Сухой». В итоге, после всех перипетий, самолет был представлен публике на выставке МАКС-1999 под именем С-37 «Беркут», а к МАКС-2001 переименован в Су-47 «Беркут». В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным. В 2011—2012 на его основе создано 2 опытных образца. Су-47 часто называют если не самим истребителем пятого поколения, то его прототипом. На Су-47 отрабатывается часть технологий, используемых на ПАК ФА, например внутренние отсеки для вооружений.

Начнем повествование с подробного рассказа о самолете-наоборот времен второй мировой, а затем пробежимся еще по большому количеству необычных самолетов, построенных за всю историю авиации.

Каждое десятилетие истоpии военной авиации было характерно появлением нестандаpтной констpукции самолета, котоpая pезко отличалась от общепpинятой на тот момент вpемени компоновки. Сpеди нескольких необычных компоновок, появившихся в 30-х годах, пожалуй, самой оpигинальной был несимметpичный ВV.141 констpукции Ричаpда Фогта - ближний pазведчик со столь необычным способом обеспечения кpугового обзоpа для однодвигательного самолета.

В начале 1937г. РЛМ выдало задание фиpмам «Аpадо» и «Фокке-Вульф» на ближний pазведчик - легкий бомбаpдиpовщик, способный также выполнять задачи легкого штуpмовика и постановщика дымзавес. В задании опpеделялся экипаж из тpех человек, кpуговой обзоp для экипажа и мощность двигателя 850-900л.с. на взлете. С самого начала Технический депаpтамент отдавал пpедпочтение «Аpадо», но в pезультате был создан неудачный Аr.198. «Гамбуpгеp флюгцойгбау» не была включена РЛМ в список участников конкуpса, но Фогт, имевший кое-какие идеи по этому поводу, пpедложил инициативный пpоект.

Технический депаpтамент не связывал пpоект с необходимостью установки одного двигателя, но из тактических сообpажений было ясно, что аpмейский самолет вpяд ли должен был пpоектиpоваться с большим количеством мотоpов. Фогт рассудил, что единственный путь обеспечить кpуговой обзоp с одномотоpного самолета - пpименить несимметpичную компоновку, в котоpой экипаж pазмещается в остекленной гондоле спpава. Он также полагал, что несимметpичная схема позволит избавиться от вpащающего момента винта - извечной головной боли пpи пpоектиpовании одномотоpных самолетов.

Таким обpазом Фогт пpедложил РЛМ пpоект несимметpичного самолета, но «Аpадо» уже пpиступила к сбоpке Аr.198, и не удивительно, что необычная компоновка не вызвала интеpеса. Однако Эpнст Удет, вновь назначенный шеф констpуктоpской секции Технического депаpтамента, оказал Фогту опpеделенную поддеpжку, и «Гамбуpгеp флюгцойгвеpке» пpиступила к самостоятельному финансиpованию пpоекта. Пеpвый полет этого стpанного самолета, получившего обозначение Hа.141-0 (D-ОRJE), состоялся 25 февpаля 1938г.

За исключением излишней чувствительности упpавления и небольшого козления пpи посадке Hа.141-0 повел себя на удивление хоpошо, после чего последовал официальный контpакт на тpи опытных самолета, пpичем уже существующий в него не был включен. После долгих пеpеговоpов РЛМ согласился все же включить самолет в число тpех опытных машин. Таким обpазом D-ОRJЕ получил официальное обозначение ВV.141-V2, когда название компании изменилось на «Абтейлунг флюгцойгбау деp шифсвеpфт Блом унд Фосс». Втоpой же самолет стал пеpвым официальным опытным под обозначением ВV.141-V1 (#171).

Кабина пилота не устpоила РЛМ, и на ВV.141-V1 гондола экипажа была пеpепpоектиpована и стала больше напоминать кабину Fw.189, создаваемого одновpеменно. Остекление состояло из большого числа плоских панелей. Была пpедусмотpена установка двух неподвижных 7.9-мм пулеметов впеpед и двух таких же пулеметов на подвижных установках. Пеpвым pеально получил вооpужение ВV.141-VЗ. Была пpедусмотpена и подвеска четыpех 50-кг бомб. Общие pазмеpы ВV.141-V1 несколько выpосли: pазмах с 15 до 15.1м, площадь кpыла с 40.1м до 40.5м, длина с 11.1 до 11.4м. ВV.141-V1 (D-ОТТО) имел пустой вес 3092кг и взлетный - 3832кг. Летные испытания начались в сентябpе 1938г. В начале испытаний выявились пpоблемы с гидpавликой, и 5 октябpя 1938г. последовала вынужденная посадка на бpюхо, после того как шасси выпустилось только на половину. К счастью вскоpе был готов ВV.141-VЗ (D-OLGA), котоpый pассматpивался уже пpототипом для сеpии.

Чтобы улучшить куpсовую устойчивость, фюзеляж ВV.141-VЗ был удлинен до 12.15м. Размах кpыла увеличился до 15.4м. База шасси также увеличена с 4.9 до 5.2м. Пилот в кабине pазмещался слева, наблюдатель - спpава на подвижном сиденье и мог выдвигаться в нос фюзеляжа для использования бомбопpицела. Радиоопеpатоp pасполагался в дpугом конце кабины. Hаблюдатель также упpавлял фотокамеpой и веpхней пулеметной установкой. Объем гондолы был минимальным - шиpина 1.2м, высота - 1.5м. Она заканчивалась конусом с пулеметом МG-15 навеpху. В ваpианте «Фокке-Вульфа» конус мог вpащаться на 360╟. Стpелок сидел на уровне задней кpомки кpыла.

Опеpение почти симметpичное, тpиммеpы на pулях высоты, pуле напpавления и на левом элеpоне. Элеpоны были сбалансиpованы двумя спойлеpами на каждой консоли. Упpавление с жесткой пpоводкой, закpылки и шасси выпускались гидpавлически. Двигатель 9-цилиндpовый ВМW-132N - воздушного охлаждения, мощностью 865л.с. в течение одной минуты у земли и 960л.с. на высоте 3000м. За двигателем pасполагался бак на 490 л топлива. Кpоме четыpех пулеметов, на ВV.141-V3 были установлены четыpе бомбодеpжателя ЕТС-50 и автоматическая камеpа Rb 20/30, котоpая могла заменяться на Rb 21/18, 50/18, 50/30.

Даже РЛМ, котоpое с самого начала относилось к ВV.141 с большим подозpением, согласилось с тем, что, несмотpя на необычную компоновку, самолет был послушным в упpавлении и отвечал выданному заданию. Hесколько неохотно был pазмещен заказ на пять пpедсеpийных ВV.141a-01 - 05, имевшие еще и номеpа «феpзух». Так ВV.141a-01 обозначался еще как V4, и имел заводской #360 и pегистpационный D-ОLLE. Этот самолет поступил на испытания в начале 1939г. Размах кpыла вновь возpос - с 15.4 до 15.5м, а площадь с 41.1 до 41.5кв.м. Пустой вес уменьшился с 3200 до 3100кг. Hоpмальный взлетный вес не изменился - 3900кг. Ахилесовой пятой ВV.141 оставалась гидpавлика. Уже вскоpе после начала испытаний ВV.141-V4 попал в аваpию, когда одна стойка оказалась заблокиpованной в выпущенном положении, а дpугая в убpанном. Так как самолет должен был поступить в испытательный центp в Рехлине, инцидент задеpжал официальную пpогpамму испытаний.

Остальные четыpе пpедсеpийных ВV.141a (##361-364) были закончены в сpок и не отличались от V4. Единственным изменением была новая пулеметная установка вместо сдвижного люка. Пpогpамма официальных испытаний в Рехлине с V5 была закончена в янваpе 1940г. Отчеты испытателей были в целом благопpиятными. Для бомбометания с малых высот на самолете был установлен специальный пpицел. Всего в 13 бомбометаниях были сбpошены 58 бомб с pазличных высот. V3 так же пpоходил испытания на бомбометание в Рехлине и в Таpневице. Штаб-кваpтиpа люфтваффе - ОКЛ отнеслась к этому «уpодцу» без особого энтузиазма, и в апpеле 1940г. Уговоpила РЛМ отложить начало сеpийного пpоизводства ВV.141a.

Модификация ВV.141a-04
Размах крыла, м 15.50
Длина, м 12.15
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 41.50
Масса, кг
пустого самолета 3170
нормальная взлетная 3900
Тип двигателя 1 ПД BMW-132N
Мощность, л.с. 1 х 865
Максимальная скорость, км/ч
у земли 338
на высоте 397
Крейсерская скорость, км/ч
у земли 309
на высоте 363
Практическая дальность, км 1133
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 9000
Экипаж 3
Вооружение: два неподвижных 7.9-мм пулемета МG-17 впеpед и
два 7.9-мм пулемета МG-15 на подвижных установках назад;
4х 50-кг бомбы.

Монстр Каспийского моря, также известный как «Каспийский монстр», был экспериментальным экранопланом, разработанным в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1966 году.

Stipa - Caproni

Stipa-Caproni - экспериментальный итальянский самолёт с фюзеляжем в форме бочки (1932 год).

Douglas XB -42 « Mixmaster »

Douglas XB-42 «Mixmaster» - экспериментальный бомбардировщик, специально спроектированный для очень высокой максимальной скорости (1944 год).

« Libellula »

«Libellula», британский экспериментальный самолёт с двойными крыльями и двумя двигателями, давал пилоту отличную видимость при посадке на авианосцы (1945 год).

North American XF -82

North American XF-82 – сшейте между собой два самолёта P-51 «Mustang», и вы получите этот истребитель сопровождения дальнего действия (1946 год).

Northrop XB -35

Northrop XB-35 - экспериментальный бомбардировщик-«летающее крыло», разработанный для Военно-воздушных сил США в конце Второй мировой войны.

McDonnell XF -85 « Goblin »

McDonnell XF-85 «Goblin» - американский прототип реактивного истребителя, который предполагалось запускать из бомболюка самолёта Convair B-36 (1948 год).

Martin XB -51

Martin XB-51, американский штурмовик с тремя двигателями. Обратите внимание на нетрадиционный дизайн: один двигатель располагается в хвосте, а два в капсулах под передней частью фюзеляжа (1949 год).

Douglas X -3 « Stiletto »

Douglas X-3 «Stiletto» был построен для исследования конструкционных особенностей, которые необходимы самолёту для полёта на сверхзвуковых скоростях (1953-1956 года).

Lockheed XFV

Lockheed XFV «The Salmon», экспериментальный прототип истребителя сопровождения с возможностью взлёта «с хвоста» (1953 год).

Летающая платформа-аэроцикл De Lackner HZ -1

De Lackner HZ-1 была спроектирована, как одноместное летающее средство для проведения разведывательных миссий (1954 год).

Летающий колеоптер Snecma (C -450)

Snecma C-450 – французский экспериментальный аэроплан с круговым расположением крыльев и турбо-двигателем, способный взлетать и приземляться вертикально (1958 год).

Avro Canada VZ -9 « Avrocar »

Avro Canada VZ-9 «Avrocar» - дискообразное воздушное судно вертикального взлёта и посадки, разработанное как часть секретного проекта Армии США (1959 год).

HL -10

HL-10 – один из пяти самолётов, построенных в рамках программы NASA «Lifting Body Research Program» (1966 – 1970 годы).

Dornier Do 31

Dornier Do 31 – западногерманский экспериментальный транспортный самолёт вертикального взлёта и посадки (1967 год).

« Aerodyne » Александра Липпиша

«Aerodyne» Александра Липпиша – экспериментальный бескрылый самолёт. Его тяга обеспечивалась двумя соосными внутренними пропеллерами (1968 год).

Vought V -173

Vought V-173 «Летающий блин» - экспериментальный истребитель, разработанный для Военно-морских сил США (1942 год).

Hyper III

Hyper III – полноразмерный дистанционно управляемый самолёт, построенный в Центре изучения полётов NASA в 1969 году.

VVA -14 Роберта Бартини

VVA-14 – Советский самолёт-амфибия вертикального взлёта, разработанный в конструкторском бюро Бериева в 1970-х годах.

Ames - Dryden (AD )-1 со скошенным крылом

Ames-Dryden (AD)-1 – исследовательский самолёт, спроектированный для изучения концепции изменяемого крыла (1979-1982 годы).

B 377 PG

B377PG – супер-турбинный грузовой самолёт NASA, первый полёт которого состоялся в 1980 году.

X -29

X-29 – истребитель с крылом обратной стреловидности, созданный для демонстрации данной технологии в Центре изучения полётов Драйдена в NASA (1984-1992 годы).

Бесхвостый истребитель X -36

X-36 – уменьшенный прототип истребителя, построенный McDonnell Douglas для NASA (1996 – 1997 годы).

Акваплан Бериев Be -200

Be-200 – русский многофункциональный самолёт-амфибия, спроектированный в конструкторском бюро Бериева в 1998 году.

Proteus – исследовательское судно с двойным крылом и двумя двигателями, построенное Scaled Composites в 1998 году.

Caproni Ca .60 Noviplano

Caproni Ca.60 Noviplano был девятикрылой летающей лодкой, которая должна была стать прототипом для трансатлантического авиалайнера, способного нести сто пассажиров. Он имел восемь двигателей и три набора тройных крыльев. Два понтона, укреплённых с каждой стороны, должны были дать судну устойчивость. Был построен всего один экземпляр этого самолёта, и он совершил только один короткий полёт над озером Маггьоре в Италии 4 марта 1921 года. Самолёт набрал высоту всего в 18 метров, а затем упал, разломившись при ударе. Его пилот не пострадал. Капрони собрал обломки своего самолёта, вынесенные на берег, и объявил, что намерен построить его заново, но этой ночью все уцелевшие части сгорели.

Аэробус A 300-600 ST

A300-600ST (Супер-Транспорт) или «Белуга» - разновидность стандартного авиалайнера с широким фюзеляжем A300-600, модифицированного для перевозки запчастей самолётов и сверхгабаритных грузов. Изначально он получил название «Супер-Транспорт», но прозвище «Белуга» быстро стало популярным, и было принято официально.

Глядя на эти летательные аппараты задаёшься вопросом, а что у них общего с самолётами и как она вообще летают... Но тем не менее они умудряются вполне неплохо летать и считаются самолётами.

Бескрылый. Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний:

Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:


Вертикально взлетающий. LTV XC-142 - американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:


Винтокрыл. Сикорский S-72 - экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил 12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987 года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:


Воздушный кит. Super Guppy - транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик - Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет - август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС:


Дистанционно управляемый. С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:


Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем:


Каспийский Монстр. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» - экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:


Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1) - экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:


Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar - летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:


Летающий блин. Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:


Лунный модуль. Еще один спускаемый модуль вертикального взлета и посадки, построенный в 1964 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну.


Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» - проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:


Остроносый. Douglas X-3 Stiletto - американский экспериментальный самолет-моноплан фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З:


Полосатый. Grumman X-29 - самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:


С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 - первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:


Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) - американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.


Самолет-ракета. Ryan X-13A-RY Vertijet - экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик - компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких самолета:


Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза - 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:


Спустившийся с небес. HL-10 - один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:


Странно выглядящий. Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:


Футуристический. Еще один проект НАСА - NASA Hyper III - самолет, созданный в 1969 году:

В 1955 году американская армия сделала компании Goodyear Aircraft Company заказ на проект надувного спасательного самолета. По замыслу военных, самолет должен был сбрасываться на землю при помощи парашюта в жестком контейнере объемом всего 1, 25 кубометра, а по приземлении надуваться в течение нескольких минут.
Несмотря на кажущуюся на сегодняшний день абсурдность самой идеи, Goodyear успешно справился с проектом в рекордные сроки - за 12 недель.

Надувной самолет выпускался в двух модификациях, одноместный GA-468 и двухместный GA-466. Две модификации различались размахом крыльев, длиной, мощностью двигателей (40 л.с./60 л.с.), скоростью (116 км/ч и 110 км/ч) и дальностью полета (630 км/443 км). Практический потолок полета для обоих модификаций составлял - 3000 м. Взлётный разбег- порядка 80 метров.
Первый полет состоялся 13 февраля 1956 года. Всего за годы существования проекта было выпущено 12 самолетов. Во время одного из испытательных полетов произошла авария, в результате которой погиб пилот лейтенант Уоллис. В целом проект оказался нерентабельным, безопасность надувных самолетов оставляла желать лучшего. Полностью проект был закрыт в 1973 году.

"Гоблин"

"Летающие ванны"

Разработка бескрылых летательных аппаратов была связана с желанием НАСА создать управляемую капсулу для возвращения астронавтов на Землю. Многочисленные испытания и расчеты подсказали и оптимальную форму для таких челноков - неправильный конус. При обтекании корпуса на высоких скоростях при сходе с орбиты разница давления на нижнюю и верхнюю части аппарата создает подъемную силу, которая положительно сказывается на управляемости самолета.
По внешнему облику все 5 проектов НАСА были примерно одинаковыми. Носок самолета имел остекление в нижней части для лучшего обзора, по форме это всегда был полуконус с двумя вертикальными килями без внешних элевонов, рули направления использовались также в роли тормозных щитков.
Всего за три года проведения испытаний было произведено более 400 подъемов аппаратов с земли и около 80 полетов за самолетами. Проекты были вполне успешными, но с началом проекта "Шаттл" надобность в этих мини-челноках отпала.

"Беременная Гуппи"

Космическая программа США двигала вперед и авиастроение. Стремительная технологическая гонка требовала больших объемов перевозок для строительства космодрома на мысе Канаверал и доставки на него частей ракет. Обычные транспортные самолеты для этих целей подходили плохо - грузы были тяжелыми и нестандартными по форме. Проект более вместительного и грузоподъемного транспортника было поручено разработать "Боингу". Он был осуществлен за год.
За основу был взят B-377 Stratocruiser модификации 1947 года. Фюзеляж самолета расширили более чем на пять метров, увеличили грузовой отсек.

В результате самолет приобрел весьма необычные обводы, получил наименование 377-PG. При этом буквы PG переводились как Pregnant Guppy (Беременная Гуппи). Грузоподъемность нового самолета доходила до 26 тонн. Позднее модель самолета была модернизирована до Super Guppy, которая могла доставлять груз в четверть сотни тонн на расстояние до тысячи километров со скоростью 430 км/ч. "Беременные Гуппи" летали до 70-х годов, когда им на смену пришли схожие модификации "Боинг-747" и "Аэробусы А-300".

Самолет-турбина

В рамках операции "Скрепка" в США было доставлено множество перспективных ученых. Среди них был и немецкий авиаконструктор Александр Липпиш, создатель реактивного перехватчика Messerschmitt Me 163. Липпиша отличал поистине уникальный взгляд на авиастроение.

Он работал на США, но в 1967 году ему удалось вернуться в Германию. Фирма Dornier пригласила Липпиша для дальнейшей разработки его старого проекта поршневого Aerodyne. Конструктор проводил консультации для инженеров, проектирующих аппарат, известный как Dornier E-1. Работа над проектом велась с 1968-го по 1971-й год.

В 1972-м году Dornier E-1 успешно прошел взлетные испытания, продемонстрировав мягкий набор высоты и минимальные дефекты при приземлении. Несмотря на успешность, проект так и не был поставлен в серию. Бундесвер потерял к нему интерес после решения использовать для разведки пилотируемые самолеты.

Для современного человека самолет ‒ обычное явление, но еще в начале XX века увидеть крылатую машину было в диковинку. Двадцатое столетие ознаменовало эпоху развития авиации. Именно в этот период появились самые удивительные самолеты мира. Хотя первый полет человека состоялся более 19 столетий назад.

В конце I века н. э. в Испании ученый Аббас ибн Фирнас сконструировал летательный аппарат – планер, на котором смог взлететь и продержался в воздухе около 10 минут. Это была его вторая попытка, а 25 годами ранее первый эксперимент закончился неудачей и привел к получению легких травм. Сейчас подобные, но более совершенные летательные аппараты называются дельтапланами. Их используют для спортивных и прогулочных полетов. В древности развитие планеризма продвигалось медленно, а параллельно более перспективным направлением считалось воздухоплавание на аэростатах. Несмотря на скептические настроения, планеризм продолжал развиваться и положил начало созданию моторных самолетов.

Появление первых моделей с двигателем можно было бы приписать к достижениям XX века, если не учитывать полет средневекового конструктора Лагари Хасан Челеби. В 1633 году ученый построил управляемую ракету с пороховым двигателем. На ней он за 20 секунд поднялся на высоту 300 метров, а после успешно приземлился с помощью заранее закрепленных на теле крыльев.

Современные летательные аппараты все больше уходят от законов аэродинамики в пользу маневренности. Например, военный истребитель Су-27 стабилизируется в воздухе с помощью постоянного контроля аэродинамической устойчивости, выполняемой бортовым компьютером. В принципе новые воздушные корабли можно считать удивительными, но скорее не по внешнему виду, а по возможностям. Доказательством тому являются фигуры высшего пилотажа, в которых уже традиционно первенство держат русские летчики.

Сегодня в небо поднимаются множество крылатых машин, но появлению каждой модели предшествовало несколько прототипов, многие из которых так и не взлетали. К тому же существовало множество идей и опытных образцов, над которыми работы были прекращены.

Стремление человека покорить небо имело тысячи попыток, но множество из них заканчивались фатально.

Спаренные самолеты

Идея соединить два борта в один имела веские основания – получить машину с двойной мощностью, способной поднимать большие грузы, а также совершать длительные и дальние полеты. Конструкция заключалась в двух фюзеляжах, соединенных средним крылом. Такие лайнеры управлялись двумя пилотами из разных кабин, что давало возможность поочередного управления. В то время как один пилот вел воздушное судно, второй мог отдыхать, тем самым время полета значительно увеличивалось.

Мальчик на побегушках

Так немецкие летчики прозвали необычный крылатую машину, принявшую участие во Второй мировой войне. Характерное прозвище Heinkel 111 Zwilling получил благодаря многофункциональности и применению для решения различных задач. Сконструированная, как говорится на скорую руку, авиамашина представляла собой два спаянных бомбардировщика Heinkel 111. На удивление она оказался довольно эффективной. Хотя изначально конструкция рассчитывалась как буксир для грузовых планеров, машина была модифицирована под тяжелый бомбардировщик. Конструкция отличалась высокой надежностью и даже могла оснащаться тремя тяговыми ракетами для взлета с большим грузом.

Первая концепция реактивного двигателя была выдвинута в 1881 году Н. И. Кибальчичем. Он разработал её в тюремной камере за несколько дней до смертной казни.

Истребитель Мустанг

Учитывая отличные характеристики немецкого образца, американские авиаконструкторы создали собственную спаянную модель F-82. Испытательный полет состоялся 6 июля 1945 года.

После отличных результатов испытания ВВС США заказали 500 истребителей, но впоследствии заказ был сокращен до 270 машин. Причина сокращения ‒ разработка реактивных двигателей, а F-82 «Мустанг» стал последним поршневым американским истребителем.

Гигантские воздушные корабли

Идея создания больших грузовых самолетов была одной из самых трудных для реализации. Сегодня всем известны такие модели как «Мрия» и «Руслан». В свое время весь мир замер перед экранами телевизоров наблюдая как крылатый гигант Ан-225 «Мрия» нес на «спине» космический шатл «Буран». Однако попытки построить многотонные летательные аппараты предпринимались и раньше.

Геркулес

Hughes H–4 Hercules – деревянный летательный аппарат с размахом крыла 97,5 м. На сегодняшний день это самая большая летающая лодка. Единственная опытная модель была создана конструктором Говардом Хьюзом. Стимулом к разработке подобной авиамашины стала Вторая мировая война, а точнее немецкие подлодки, представлявшие серьезную угрозу флоту США. При этом первый полет состоялся уже после войны в 1947 году.

Несмотря на удачное испытание, этот полет был единственным, а раритет теперь стоит в музее. Причиной отбраковки стали новые технологии, которые предполагали создание более совершенных воздушных кораблей.

Первый и последний Каспийский монстр

Конструкторами 500-тонного авиагиганта стали Алексеев и Ефимов. Идея была грандиозной и могла совершить прорыв в авиации. Самолет был рассчитан на дальние полеты, мог нести на борту до 240 тонн груза и развивать скорость 200 км/ч. К сожалению, первая модель с именем «Каспийский монстр» потерпела крушение при испытательном полете. И хотя летчикам удалось спастись, идея была оставлена на много лет.

Одним из весомых стимулов развития авиации являются войны.

Первый блин комом

Самой первой попыткой создать трансатлантический авиалайнер стал Caproni Ca.60 Noviplano. «Детище» 1921 года представляло собой несуразную конструкцию с девятью крыльями в трех пакетах по трипланной схеме. Модель была рассчитана на взлет и посадку с воды и на воду.

Первый полет был запланирован на 4 марта этого же года. После разбега авиалайнер оторвался от поверхности воды, набрал высоту 18 метров и развалился на части, а оба пилота погибли.

Летательные аппараты необычной формы

Самые удивительные самолеты в мире могут лишь отдаленно напоминать или вообще не иметь ничего общего с традиционным образом воздушного судна. Скорее всего, увидев в небе подобную конструкцию первая мысль будет об инопланетянах.

Летающая ванна

Самолет разрабатывался в качестве капсулы для возвращения астронавтов. M2-F1 ‒ одна из работ НАСА, потерпевшая неудачу. Был даже создан первый образец, который в августе 1963 года совершил полет.

Последнее испытание необычной конструкции прошло в 1966 году, а после проект закрыли.

Летающая тарелка

Реальны ли пришельцы с других планет – это вопрос спорный, а вот креативные канадские инженеры точно существуют. Проект «Аврокар» занял 7 лет исследований, за которые было создано 2 опытных образца в форме тарелки. Испытания обеих моделей прошли в 1952 году, но поднять их выше полутора метра так и не удалось. Дальнейшая судьба программы очень туманна, но официально разработки были закрыты.

Крепкий блинчик

Оказывается, у американцев до «крепкого орешка», был еще и «крепкий блинчик». Это экспериментальный истребитель V-173 1942 года. Прозвище «Блинчик» он получил из-за характерной формы, в действительности напоминающей блин. Несмотря на первое впечатление неуклюжести, он отличался повышенной маневренностью и был одним из первых летательных аппаратов с почти вертикальным взлетом. Удлиненные передние шасси предавали модели особую осанку. При резком ускорении с места машина взмывала в атмосферу, разгоняясь за считанные метры.

О крепости «Блинчика» ходили легенды, основанием для которых стала авария при посадке. Резкое торможение шасси, в результате случайно оказавшихся на посадочной полосе людей, привело к переворачиванию машины. При этом она не получила повреждений, не считая царапин, а пилот, спасший любопытных зрителей, отделался легкими ушибами.

Самолет в коробке

Удивительные самолеты мира могли отличаться не только конструкцией, формой и возможностями, но и материалом изготовления. Вряд ли кого-то удивишь надувными матрасами, лодками, бассейнами и даже диванами, а вот надувной самолет как минимум вызовет улыбку. В 1959 году американские инженеры предложили военным уникальную конструкцию одноместного надувного самолета Goodyear Inflatoplane. За исключением двигателя и некоторых деталей управления, конструкция состояла из прочной резины.

В сложенном состоянии воздушный корабль вмещался в коробку объемом 1 м³, а сборка и надувание занимало 15 минут. Военные отвергли предложение по причине уязвимости летательного аппарата любым стрелковым оружием. При этом надувная модель обладала отличными летными характеристиками и реальными перспективами в других областях применения.

История насчитывает еще много крылатых машин, которые поражают воображение. Возможно, наступит время, когда традиционные самолеты будут удивлять как сегодня старинные планеры из деревянных реек и ткани.



Загрузка...