Кошки. Породы, стерилизация

Ученые степени и звания. Учёное звание

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Учёные звания

Учёные звания в настоящее время разделяются на звания доцента или профессора по специальности и доцента или профессора по кафедре. Первые присваиваются ВАКом , вторые - Минобрнауки России (более подробно см. «Положение о порядке присвоения учёных званий»). Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Учёные звания члена-корреспондента и академика признаются официально, только если их обладатели являются членами одной из 6 государственных академий :

  • Российской академии медицинских наук (РАМН),
  • Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН),
  • Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН),

Учёные степени и звания, существовавшие ранее

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. По своему статусу обладатели степеней бакалавра относятся к лицам, имеющим высшее профессиональное образование второго уровня, которое, в свою очередь, считается ниже высшего образования третьего уровня к которому относится степень магистра и квалификация дипломированного специалиста .

Таким образом, как с юридической, так и с практической точек зрения, статус и положение обладателей квалификации дипломированного специалиста и академической степени магистра - в современной России совершенно аналогичны и эквивалентны, то есть дают одинаковые права их обладателям на совершение профессиональной (в том числе научной и преподавательской (включая в высших учебных заведениях)) деятельности в соответствии с образованием и квалификацией, также как и равные права поступления на послевузовское образование (аспирантуру).

Тем не менее, несмотря на вышесказанное, нередки всё же случаи поступления дипломированных специалистов в магистратуру (как правило, на платной основе, так как получение высшего образования определённого уровня на бесплатной основе возможно только один раз), что, однако, следует рассматривать не как продолжение образования на более высокой ступени, а, скорее, как скрытую форму получения второго высшего образования (получение степени магистра по специальности/направлению, несколько отличному от диплома специалиста), профессиональной переподготовки или повышения квалификации (аналогично), а также повышения статуса образования (например в случае поступления в магистратуру ведущего университета дипломированного специалиста - выпускника менее известного вуза).

Номенклатура учёных степеней

В зависимости от специальности, по которой происходит защита диссертации, соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней . Ниже приведена номенклатура докторов наук ; номенклатура кандидатов наук её полностью повторяет.

  • Доктор архитектуры
  • Доктор биологических наук
  • Доктор ветеринарных наук
  • Доктор военных наук
  • Доктор географических наук
  • Доктор геолого-минералогических наук
  • Доктор искусствоведения
  • Доктор исторических наук
  • Доктор культурологии
  • Доктор медицинских наук
  • Доктор педагогических наук
  • Доктор политических наук
  • Доктор психологических наук
  • Доктор сельскохозяйственных наук
  • Доктор социологических наук
  • Доктор технических наук
  • Доктор фармацевтических наук
  • Доктор физико-математических наук
  • Доктор филологических наук
  • Доктор философских наук
  • Доктор химических наук
  • Доктор экономических наук
  • Доктор юридических наук

Почётная степень

Почётная степень доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa) выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т.д.), но достигшим больших успехов в бизнесе и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т.п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине.

Почётная степень может присуждаться и сниматься .

Негосударственные организации

Религиозные организации могут присуждать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д. Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика (см. Негосударственные академии). Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации. В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах. Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров.

Примечания

Ссылки по теме

  • Сайт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации

УЧЁНЫЕ ЗВАНИЯ, СТЕПЕНИ -

официально принятые показатели уровня научной или педагогической квалификации специалистов, их достижений в развитии науки, техники, культуры и подготовке кадров с высшим образованием. В Советском Союзе У. з., с. присуждаются специалистам с высшим образованием, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные работы в определенной отрасли науки.

В разных странах имеются своп исторически сложившиеся терминология и номенклатура У. з., с. В дореволюционной России существовали степени бакалавра (иозднелат. baccalaureus), магистра (лат. magister учитель), доктора наук. Степень магистра присуждали ф-ты ун-тов по специальностям, кроме медицинского, к-рый присуждал сразу степень доктора медицины, минуя степень магистра. Присваивались следующие ученые звания: ассистент (лат. assistens помогающий), доцент (лат. docens обучающий), профессор (лат. professor преподаватель), ординарный профессор (лат. ordinarius обыкновенный) - занимающий кафедру, экстраординарный профессор (лат. extraordinarius своеобразный) - не занимающий кафед-РУ*

В Советском Союзе У. з., с. введены постановлением СНК СССР от 13 января 1934 г. в целях поощрения научной работы и повышения квалификации научно-исследовательских и научно-педагогических кадров. Установлены ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания - профессора, доцента, старшего научного сотрудника, ассистента, младшего научного сотрудника.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1975 г. установлен строгий порядок присуждения У. з., с. Согласно этому положению ученая степень доктора наук «присуждается решением президиума ВАК СССР на основании ходатайства специализированного совета при высшем учебном заведении или научно-исследовательском учреждении (научно-производственном объединении), принятого после публичной защиты докторской диссертации и заключения соответствующего экспертного совета ВАК СССР по представленной диссертации». Ученая степень кандидата наук присуждается решением специализированного ученого совета высшего учебного заведения или научно-исследовате-льского учреждения (научно-произ-водственного объединения) лицам, имеющим, как правило, соответствующее высшее образование, успешно сдавшим кандидатские экзамены и публично защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата (медицинских, экономических, педагогических и др.) наук (см. Диссертации медицинские). Соискатели ученых степеней кандидата и доктора наук должны проявить способность к самостоятельным научным исследованиям, умение разрабатывать актуальные научные проблемы, имеющие важное теоретическое и практическое значение. Соискатель ученой степени доктора наук, кроме того, должен проявить себя творческим исследователем. способным на высоком научном уровне ставить и решать теоретические проблемы и крупные народнохозяйственные задачи, представляющие собой значительный вклад в науку и практику.

УЧЕНЫЙ МЕДИЦИНСКИИ СОВЕТ 159

Высшая аттестационная комиссия (ВАК СССР) в порядке контроля рассматривает все защищенные в специализированных ученых советах кандидатские и докторские диссертации, после чего коллегия ВАК СССР принимает решение о выдаче диплома кандидата наук, а президиум ВАК - о выдаче диплома доктора наук. ВАК СССР на основании заключения соответствующего экспертного совета имеет право отменять решение специализированного совета о присуждении ученых степеней.

Ученая степень доктора наук присуждается, как правило, лицам, имеющим степень кандидата наук по соответствующей отрасли науки. Лицам, получившим ученые степени доктора наук или кандидата наук, выдается от имени ВАК СССР диплом единого образца.

Ученые звания профессора, доцента, старшего научного сотрудника присваивает ВАК СССР по представлению ученых советов вузов или научно-исследовательских учреждений (научно-производственных объединений), к-рым дано право возбуждать ходатайство о присвоении соответствующих ученых званий лицам, имеющим ученую степень доктора (для присвоения звания профессора) или кандидата наук, необходимый стаж научной и педагогической работы в соответствующей должности и проявившими себя высококвалифицированными педагогами, учеными и создателями научных школ и направлений. Ученое звание профессора присваивается решением президиума, звания доцента и старшего научного сотрудника - решением коллегии ВАК СССР. По учреждениям АН СССР и академий наук союзных республик ученые звания старшего научного сотрудника лицам, имеющим ученые степени доктора или кандидата наук, присваиваются президиумом АН СССР по представлению ученых советов научно-исследовательских учреждений. Профессорам, доцентам, старшим научным сотрудникам выдаются аттестаты единого образца.

В СССР, как и во многих других странах, имеются почетные ученые степени и звания. Так, напр., почетный доктор (определенной отрасли науки), почетный профессор какого-либо учебного заведения, заслуженный деятель науки и др. Эти ученые степени и звания присваиваются ученым за выдающиеся достижения в науке, технике, в т. ч. и иностранным ученым.

В СССР имеются и высшие академические научные звания: член-корреспондент и действительный член АН СССР или союзных республик и нек-рых отраслевых академий, в т. ч. Академии медицинских наук СССР. Члены-корреспонденты избираются соответствующими отделениями академии наук и утверждаются общим собранием академии. Действительные члены АН СССР, союзных республик и отраслевых академий избираются общим собранием академии.

В нек-рых социалистических странах система аттестации научных работников и перечень ученых степеней отличается от принятых в СССР. Так, напр., в Венгрии первая ученая степень - доктор университета (присваивается выпускникам ун-та, сдавшим 2-3 специальных экзамена и защитившим работу в комиссии ун-та), вторая степень - кандидат наук и третья степень - доктор наук. Они присуждаются Академией наук. Ученая степень доктор университета дает право занимать должность ассистента-преподавателя, а ученая степень кандидат наук - доцента и заведующего кафедрой. Утверждение в должности профессора осуществляется постановлением Совета Министров.

В ГДР ученая степень доктора соответствующей отрасли эквивалентна степени кандидата наук соответствующей отрасли в СССР, доктора-ха-биля (лат. habilitas пригодность, способность) - должности доцента или профессора.

Принятая в ПНР ученая степень доктора эквивалентна степени кандидата наук в СССР. В вузах приняты такие научно-педагогические звания, как ассистент, профессор (экстраординарный, ординарный). В должности профессора научных работников утверждает Государственный совет, и с этого момента они считаются имеющими звание профессора.

В капиталистических странах, как правило, в каждом высшем учебном заведении существует своя система присуждения ученых степеней; все эти системы не унифицированы. Однако основными системами аттестации научных кадров являются англо-американская и французская. Англо-американская система предусматривает ученые степени бакалавра, магистра наук, доктора философии или доктора наук. Ученая степень бакалавра наук (или искусств) присваивается окончившим английские или американские высшие учебные заведения и сдавшим специальные экзамены, а иногда и защитившим небольшую по объему реферативную работу. Ученую степень магистра наук (искусств) получают лица, имеющие степень бакалавра и прошедшие дополнительный курс обучения в течение 1-2 лет, а в нек-рых ун-тах, кроме того, защитившие диссертацию типа дипломной работы. Ученая степень доктора философии или в нек-рых ун-тах доктора наук присваивается лицам, защитившим соответствующие диссертации. В Бирме, Индии, Иране и во многих других странах лицам, окончившим высшие учебные заведения с 4-6-летним сроком обучения без защиты работ, присваивается степень бакалавра. Французская система аттестации предусматривает степени бакалавра, лиценциата, агреже, доктора наук. Степень бакалавра свидетельствует об окончании средней школы. Степень лиценциата получают лица на 2-4-м годах обучения в высшей школе, сдавшие экзамены и выполнившие курсовую работу. Эта степень дает право работать учителем в средней школе. Степень агреже присваивается выпускникам ун-тов, сдавшим дополнительные экзамены и защитившим диссертацию. Степень агреже дает право быть преподавателем в лицеях. Ученая степень доктора присваивается лицам, защитившим соответствующие диссертации. Ученые звания в капиталистических странах, как правило, присваиваются лицам, занимающим должности профессора или заведующего кафедрой.

Эквивалентность дипломов об об-разовании, ученых степеней, научной квалификации определяется специальными межправительственными конвенциями. г.Н. Соболевский.

УЧЁНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ СОВЁТ (УМС) - орган управления в составе Министерства здравоохранения СССР (министерств здравоохранения союзных республик), обеспечивающий научно-методическое руководство медицинскими научно-исследовательскими учреждениями союзного (республиканского) подчинения. УМС взаимодействуют с президиумом АМН СССР, осуществляющим общее руководство мед. наукой в стране, с главными управлениями и управлениями Министерства здравоохранения СССР (см.) и мин-в здравоохранения союзных республик.

По мере становления и развития здравоохранения в союзных республиках при их наркомздравах создавались УМС. Так, напр., в Азербайджанской ССР УМС был организован в 1922 г., в Украинской

ССР - в 1929 г., в Армянской ССР - в 1944 г. Типовая структура аппарата республиканских УМС была определена в 1974 г. Типовое положение об УМС министерства здравоохранения союзной республики утверждено М3 СССР в 1975 г. В этом положении УМС рассматривается как самостоятельное структурное подразделение мин-ва здравоохранения союзной республики, действующее на правах Главного управления.

В 1936 г. был сформирован УМС при Наркомздраве СССР, в 1965 г. он получил права главного управления М3 СССР.

Его основные задачи, предусмотренные «Положением об Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения СССР» (1982), включают: организацию научных исследований по важнейшим проблемам клинического, эпидемиологического, гигиенического характера и контроля за результатами этих исследований; руководство учеными медицинскими советами мин-в здравоохранения союзных республик; планирование и организацию мероприятий по внедрению достижений мед. науки в практику здравоохранения; совершенствование сети и структуры научно-исследовательских учреждений системы М3 СССР; руководство системой научно-медицинской информации и пропаганду достижений советской мед. науки и здравоохранения.

УМС созывает 1 раз в год пленум, к-рый рассматривает основные итоги развития мед. науки в СССР и планы мероприятий по внедрению ее достижений в практику здравоохранения, в том числе по использованию научных достижений в практике диспансеризации, совершенствования различных видов оказания медпомощи населению.

Решения пленумов УМС, утвержденные министром здравоохранения СССР, являются обязательными для всех учреждений и органов здравоохранения.

В периоды между пленумами УМС вопросы планирования и внедрения результатов научных исследований рассматриваются президиумом и бюро президиума УМС. Президиум УМС М3 СССР дает разрешение на применение в установленном порядке новых методов профилактики, диагностики и лечения, определяет круг учреждений, в к-рых должны быть применены эти методы. Бюро президиума УМС рассматривает и утверждает планы и отчеты подчиненных УМС научно-исследовательских учреждений.

Ё системе мед. службы Вооруженных Сил СССР функционирует Ученый медицинский совет ЦВМУ МО, объединяющий крупных специалистов в различных областях военной медицины (см. Центральное военномедицинское управление Министерства обороны СССР).

Библиогр.: Ленинские декреты по здравоохранению, 1917 -1921 гг., сост.

А. И. Нестеренко, с. 49, М., 1970; П о-т у л о в Б. М., В. И. Ленин и охрана здоровья советского народа, М., 1980.

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно...

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям :

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени :

1. Кандидат наук - первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук - более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил...

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней . Так, различают звания по специальности и по кафедре . Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания - и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания , подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность . Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность , не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание .

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью . Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания .

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания - аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК , точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения...

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне , на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН) , в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии , такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных , общественных академий , а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус...

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание "доцент". Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин "доцент" - это форма латинского слова, в переводе она обозначает "обучать" или "учить", что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент - это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент - это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора - это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент - это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания "доцент". Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность "доцент по кафедре". Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент - это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность "доцент". Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский "ассистент профессора" или европейский "лектор".

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.



Загрузка...