Кошки. Породы, стерилизация

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы — Гипермаркет знаний. Характеристика экономических районов центральной россии

>> Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

§ 41. Волго-Вятский и

Центрально-Черноземный районы

Волго-Вятский район. Важный узловой район сформировался на востоке Центральной России вокруг города Нижний Новгород, основанного в 1221 г. как крепость в месте слияния Оки с Волгой.

Благодаря выгодному географическому положению он приобрел значение одного из крупнейших торговых центров России («карман России») после перевода в 1817 г. знаменитой Макарьевской ярмарки. Его промышленная и транспортная роль была связана с судоходством на Волге и Оке (судостроительная, мукомольная промышленность).

Население города за последние сто лет выросло в 15 раз (в 1897 г. - 95 тыс. человек, в 2007 г. - 1281 тыс. человек). Город имеет радиально-дуговую структуру и разделен Окой на две части - нагорную (административный центр, старинный кремль) и речную (крупные промышленные районы, территория ярмарки).

После образования федеральных округов Нижний Новгород стал центром Приволжского округа.

Современный Нижний Новгород - один из крупных центров машиностроения (70% промышленной продукции), в том числе оборонного. Город известен, прежде всего, автомобильной промышленностью (объединение «ГАЗ»), заводами по производству самолетов, дизелей, телевизоров. Главная судостроительная база Волжского пароходства - завод «Красное Сормово». Важнейшая проблема города связана с конверсией оборонного комплекса .

Выгоды ЭГП повлияли на дальнейшую концентрацию производств вокруг Нижнего Новгорода. Близ него созданы нефтеперерабатывающая промышленность (Кстово), химическая (Дзержинск), целлюлозно-бумажная (Балахна), ГЭС на Волге и ряд тепловых электростанций (рис. 81).

К Нижнегородской области с юга полукольцом примыкают три республики: Чувашская, Марийская (Марий Эл) и Мордовекая.

В Чувашской Республике коренное население - чуваши - составляет около 70%. Столица - Чебоксары, вместе с новым промышленным центром Новочебоксарском (возникшим при строительстве Чебоксарской ГЭС) концентрируют основную промышленность: машиностроение, химическую , оборонную, текстильную и пищевую.


В чебоксарской агломерации проживает 600 тыс. человек - почти 45% населения республики. Республика Марий Эл расположена преимущественно на левом, покрытом лесом берегу реки Волги. Столица - Йошкар-Ола (бывший Царевококшайск и Краснококшайск) - основной промышленный центр с преобладанием машиностроения, в том числе оборонного, центр культуры и образования марийцев.

Столица Республики Мордовия - Саранск - центр точного машиностроения, приборостроения и светотехники.

Во всех трех республиках развито сельское хозяйство: земледелие (производство зерна, овощей, картофеля, технических культур: льна, конопли) и мясо-молочное животноводство , птицеводство.

Лесной северо-восток Нижегородской области соседствует с Кировской областью - важным регионом машиностроения, военного производства, лесоперерабатывающей промышленности.

В Волго-Вятском районе сохранились художественные промыслы - хохломская роспись, дымковская игрушка, изготовление ножей, деревянных изделий.

Главные направления развития района связаны, во-первых, с техническим перевооружением промышленности на основе новейших технологий и конверсии оборонных предприятий; во- вторых, с уменьшением загрязнения атмосферы в городах и решением проблемы загрязнения Волги; в-третьих, с развитием туризма на Волге, в исторических городах.

Центрально-Черноземный район (Черноземный центр) - южная часть Центральной России. Название района определяет его главное богатство. Не менее важное богатство района - ресурсы крупнейшей железорудной базы - Курской магнитной аномалии. Здесь созданы металлургические заводы - Новолипецкий и Старооскольский. В районе находятся крупные АЭС. (Найдите их на карте атласа.) С Черноземным центром связаны имена известных деятелей науки и культуры - географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, писатель А. В. Кольцов, пианист К. Н. Игумнов.

Территориальная структура хозяйства и расселения Центрально-Черноземного района решетчатая, т. е. транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения.

В местах их пересечения находятся крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов (табл. 44). Территориальная структура хозяйства динамично менялась в связи с формированием ТПК на базе ресурсов Курской магнитной аномалии.

Крупнейший город на юге Центральной России и Российского Черноземья - Воронеж. Этот старинный русский город основан в XVI в. как крепость для защиты от нападения кочевников. До революции в городе преобладали мукомольная и маслобойная промышленность. Ныне Воронеж отличается разнообразным машиностроением. Здесь работают заводы: авиационный, сельскохозяйственных машин, радио- и электротехнической аппаратуры, оборудования для горнодобывающей, химической промышленности, производят синтетический каучук, лекарства . На левобережье р. Воронеж вырос новый промышленный район.

Важным опорным центром района становится Липецк, расположенный на берегу р. Воронеж. При Петре I здесь были построены металлургические заводы, производившие пушки для Азовской флотилии. И сегодня лицо Липецка определяет металлургия; здесь находится один из крупнейших в стране комбинатов полного цикла - Новолипецкий. Близ города создается центр информационно-технологического развития и производства бытовой техники.

В начале XIX в. в Липецке на базе местных минеральных источников был создан курорт, действующий и в настоящее время.

Курск - один из древнейших городов, крупный железнодорожный узел, центр машиностроения и химической промышленности. Известен не только курскими соловьями, но и Курской дугой, где произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором фашистские войска были разгромлены.

Белгород, расположенный на берегу р. Северский Донец, - узел железных и автомобильных дорог близ границы с Украиной. Через него проходила линия оборонительных укреплений - Белгородская Засечная черта - на Тамбов и далее в Поволжье. Современный Белгород - центр производства строительных материалов, энергетической и радиоэлектронной промышленности и проектных работ по освоению Курской магнитной аномалии.

Вопросы и задания

1. Центрально-Черноземный район - важная агропромышленная база России. Пользуясь картами атласа, подготовьте характеристику АПК района.
2. В чем особенности производства стали на Старооскольском комбинате в сравнении с Новолипецким?
3. Чем отличается территориальная структура Черноземного центра от структуры Центрального района?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Планирование по географии, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по географии для 9 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Район обладает выгодным географическим положением, находится на пересечении Волги и ее притока Оки железнодорожными и автомобильными магистралями. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется машиностроительной продукцией, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью.

Природно-ресурсный потенциал

Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные — ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные почвы — серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

На территории района имеются запасы фосфоритов — Волго- Камское месторождение в Кировской области с запасами 2 млрд т (20% общероссийских). Залежи торфа находятся в Кировской области, а также в Нижегородской области и республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Население и трудовые ресурсы

Средняя плотность населения — 29,1 человек на 1 км 2 . Территория района заселена неравномерно, например, в Чувашской Республике она составляет 69.9, а в Кировской области — 11,6 человека на I км 2 .

Индустриализация района и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, примыкающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также поселки городского типа.

Население района многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производства относится обеспеченность района трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны.

Экономический кризис привел в настоящее время к росту безработицы, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью, но негативные последствия реформирования экономики привели к снижению объемов промышленного производства, показателей жизненного уровня населения, нарушению хозяйственных связей.

Основной отраслью специализации района является машиностроение и металлообработка. На общероссийский рынок район поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Особенно развито в районе транспортное машиностроение, чему способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы.

В Нижнем Новгороде находится ОАО «ГАЗ» — основное предприятие крупнейшего автомобилестроительного холдинга России «Группа ГАЗ». В деятельности «Группы ГАЗ» выделены 7 направлений, представленных дивизионами компании:

  • дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» — ОАО «ГАЗ»;
  • дивизион «Автобусы» — Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Голицинский автобусный завод (ГолАЗ), Курганский автобусный завод (КАВЗ), Канашский автоагрегатный завод (КААЗ);
  • дивизион «Грузовые автомобили» — автомобильный завод «Урал» (УралАЗ). Саранский завод автосамосвалов;
  • дивизион «Спецтехника»;
  • дивизион «Силовые агрегаты»;
  • дивизион «Автокомпоненты»;
  • ООО «Технопарк».

В Волю-Вятском регионе развито судостроение, представленное ведущим предприятием страны «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения расположены также в городах Нижегородской области.

В 2004 г. создана группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты (МНП)». которая осуществляет управление проектами в области судостроения. В составе группы три взаимосвязанных направления: судостроение — завод «Красное Сормово», проектирование судов — Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро, машиностроение — ООО «Сормовское машиностроение».

Предприятия электротехнической промышленности находятся в столицах республик: в Саранске — завод «Электровыпрямитель», предприятие по производству кабельных изделий; в Чебоксарах — электроап гтратн ы й завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство.

Среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод (ОАО «Промтрактор»).

Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Химическая и нефтехимическая промышленность использует как местное, так и привозное сырье. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, которая имеет тесные экономические связи с автомобилестроением.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная промышленность, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Развитие лесной промышленности имеет большое значение для прилегающих районов, особенно для Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар- Олы, Нововятска. Крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности является целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

В топливно-энергетическом балансе региона значительный удельный вес занимают дорогостоящие угли, поступающие из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Основная часть электроэнергии вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. На территории района функционируют две крупных гидроэнергетических станции — Чебоксарская и Нижегородская, входящие в состав Волжско-Камского каскада.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят черную металлургию, которая представлена передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде, и малую металлургию крупных машиностроительных предприятий.

Pei ион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия но производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает значительным потенциалом. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве.

Внутрирайонные различия

Производственный профиль Нижегородской области определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ним предприятия других отраслей промышленности.

На территории района сформировались промышленные узлы: Саранско-Рузаевский на базе производства светотехники, приборостроения и машиностроения; Чебоксарский промышленный узел на основе Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами; Волжский промышленный узел на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения (Республика Марий Эл).

Основные проблемы и перспективы развития

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономика и хозяйство Волго-Вятского экономического района

Состав района (пять субъектов федерации) — республики: Марий Эл, Мордовия, Чувашская; Нижегородская, Кировская области.

Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с пятью другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет река Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района. Район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь района составляет 50% территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км 2 , но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км 2 в Чувашии до 13 чел/км 2 в Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75%. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8% и 47,5%), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8%, что является одним из самых высоких показателей в европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн человек, или 70% от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью населения более 2 млн человек.

Район имеет избыток трудовых ресурсов. Экономический кризис последних лет привел к росту безработицы, она более характерна для малых и средних городов с моноотраслевой структурой хозяйства.

Промышленность. В экономике района определяющими являются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола. В конце 1980-х годов в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени работает на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в районе, следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хох- ломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен- долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

Основные проблемы и перспективы развития. Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.

Стимулирование развития экспортных и импортозаме- няющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.

В состав Центральной России выделяют три экономических района: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский.

Самый большой по площади – 486 тыс. км2 - Центральный район, включающий 12 областей (в том числе Московскую область и город федерального значения – Москву), самый мелкий - 167 тыс. км2 - Центрально-Черноземный. Наиболее выгодное столичное ЭГП имеет Центральный район, расположенный в междуречье и Оки на перекрестке важнейших магистралей.
Природные условия районов в целом похожи, они расположены в центре Русской .

В Центральном и Центрально-Черноземном районах выделяется , в Волго-Вятском - Приволжская возвышенность.

Районы расположены в умеренно-континентальном , территория Центрально-Черноземного районы находится в области неустойчивого увлажнения и подвержена периодическим засухам.
В Центральном районе преобладают смешанные леса, Центрально-Черноземный район расположен и с большими массивами . Волго-Вятский район делит на лесное Заволжье и лесостепное Правобережье.

Природные ресурсы достаточно скудные. Главное богатство м крупные железорудные месторождения КМА и Центрально-Черноземного района. Волго-Вятский район имеет большие запасы елово-пихтовых и водных ресурсов (Волга, Вятка, Ветлуга). Наиболее беден ресурсами Центральный район, есть небольшие запасы , фосфоритов, известняка, песка.

Население. Исторически большая численность (более 20% населения страны) и концентрация высококвалифицированного населения сложилось в Центральном районе, имеющем самый низкий и высокий уровень . В автономных республиках Волго-Вятского районах - , Мордовии, Марий Эл, а также в Центрально-Чернозёмном районе велика доля сельских жителей: 40 - 60%.

Хозяйство. Центральной России базируется на и . Центральный район занимает ведущее положение, являясь политическим, экономическим и культурным центром России. Район лидирует в наукоёмком, точном машиностроении, электроники, вычислительной техники, приборостроении, а также . В преобладает продукция органического синтеза.

Старейшая традиционная отрасль -текстильная промышленность. В Центральном районе хорошо развита сеть, имеющая радиально-кольцевую структуру, а также отрасли нематериальной сферы: наука, образование, здравоохранение, культура. Ведущая отрасль принадлежит московской агломерации и областным центрам. Центрально-Чернозёмный район специализируется на чёрной металлургии и производстве металлоёмкого оборудования для горнодобывающей, металлургической промышленности и сельского хозяйства.

Разнообразную продукцию выпускает . Одна из ведущих отраслей — , производящее 60% сахарной свеклы, 20% подсолнечника,15% зерна страны; хорошо развита . Крупные центры: Курск, Воронеж, Липетск, Белгород. Волго-Вятский район — ведущий в транспортном машиностроении, производит автомобили, суда, вездеходы и др.

Развита химическая промышленность. Один из ведущих — , базирующийся на собственных ресурсах. Отрасль выпускает пиломатериалы, фанеру, мебель, бумагу. Центры: , Киров, Чебоксары.

Районы Центральной России — главное экономическое ядро страны, их дальнейшее развитие связано с решением топливно-энергетической проблемы и интенсификацией всех отраслей хозяйства.

Состав Волго-Вятского района Состав района: (5 субъектов федерации) Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Нижегородская обл. , Кировская обл. Площадь - 265, 4 тыс. км 2, население - 8, 2 млн чел. (5, 5 % от РФ).

Условия развития хозяйства Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с 5 -ю другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет р. Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района.

Выгодное ЭГП ВВР позволило стать одним из самых крупных торговых центов России, а так же удачно сформировать хозяйственную сферу.

Население Плотность населения сравнительно высокая - 31 чел/км 2 , но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км 2 в Чувашии до 13 чел/км 2 Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75 %. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60, 8 % и 47, 5 %), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67, 8 %, что является одним из самых высоких показателей в Европейской части страны). По всей территории района расселились татары. Численность городского населения составляет примерно 5, 9 млн чел, или 70 % от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью более 2 млн чел.

Промышленность Выделяются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово» , автомобильный завод «ГАЗ» . Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ» , теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола.

Центр машиностроения -это Нижний Новгород. Он производит около 70% промышленной продукции. Но в первую очередь город основывается на автомобильной промышленности (ГАЗ), производстве дизелей, телевизоров и самолетов.

Из-за выгоды положения Нижнего Новгорода около него были созданы химическая (Дзержинск), целлюлознобумажная(Балахна) нефтеперерабатыва ющая(Кстово) промышленности.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают 2 крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

В Чувашской республике занимаются основной промышленностью: химической, оборонной, текстильной и пищевой. В конце 1980 -х гг. в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Лесной комплекс - один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район - третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в району следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия).

Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хохломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс Особо развито сельское хозяйство. Волговятский район благоприятен для земледелия. Там производят зерно, овощи, лен, картофель, технические культуры. Так же мясо-молочное животноводство и птицеводство.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен-долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

Экономико-географическое положение района ЭГП одно из самых выгодных в стране. Он граничит с ведущим промышленным районом страны - Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа, Украины. Район обладает богатыми природными ресурсами, являющимися основой для развития промышленности (железные руды, глины, фосфориты) и сельского хозяйства (почвы), а также крупными трудовыми ресурсами, которые подпитываются притоком мигрантов из-за рубежа. Густая сеть разнообразных транспортных магистралей: железнодорожных, автомобильных, трубопроводных покрывает небольшую территорию ЦЧР.

Природные условия и ресурсы ЦЧР расположен в центре Восточно-Европейской равнины, на покрытой осадочным чехлом Русской платформе. Рельеф района выражен Окско-Донской низменностью и Среднерусской возвышенностью. Здесь в условиях умеренно континентального климата сформировались уникальные по своим сельскохозяйственным качествам почвы - черноземы. Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития. 89% земельного фонда принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, причем 82% из них занимает пашня. Из минеральных ресурсов района прежде всего выделяются запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА). В месторождениях КМА сосредоточено около 3/5 разведанных запасов железной руды в России. В основном в этой железорудной провинции добывают высококачественные (с содержанием железа до 62%) железные руды, а также бокситы. Имеются также месторождения медно-никелевых руд. Из нерудного сырья в районе добываются огнеупорные глины, мел. фосфориты. Важным недостатком ресурсной базы является отсутствие топливных ресурсов, поэтому район практически полностью использует привозное топливо.

Население района В период становления Русского государства территория ЦЧР была «граничной» между славянскими племенами на севере и западе и кочевниками на юге и востоке. Неоднократно славянское население было вынуждено уходить в более безопасные районы Волго. Окского междуречья. С XV в. активно заселяется выходцами из других областей Центральной России. Средняя плотность населения - 46 чел. на 1 км 2. Коэффициент урбанизации - 62%.

Основные отрасли промышленности: горнорудная промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, а также производство строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность.

Хозяйство Исторически район складывался как сельскохозяйственный благодаря своим исключительно благоприятным почвенноклиматическим условиям. В настоящее время специализация района определяется сочетанием высокоразвитого сельского хозяйства, а также развитием металлургии, машиностроения, химической и пищевой промышленности. Черная металлургия развивается на базе КМА. В районе сложился важный ТПК по добыче, обогащению железных руд и металлургическому переделу. Крупные центры черной металлургии: Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства металла в Старом Осколе.

Машиностроительные предприятия выпускают горное оборудование, сельскохозяйственные машины, химическую аппаратуру, станки, приборы, электротехнические изделия (телевизоры, холодильники), оборудование для пищевой промышленности. Центрами машиностроения района являются Воронеж, Курск. Липецк. Тамбов, Белгород, Мичуринск, Елец.

Химическая промышленность развивается, в основном, на привозном сырье в Тамбове (производство красителей), Воронеже (синтетический каучук, шины), Курске (химическое волокно). Промышленность строительных материалов представлена, главным образом, цементными заводами и производством железобетонных конструкций. Топливно-энергетический комплекс - слабое звено хозяйства района. Электростанции работают на привозном топливе; действуют также две мощные АЭС - Курская и Нововоронежская.

Агропромышленный комплекс района АПК высоко развит. В районе сложились две сельскохозяйственные зоны. На севере (в основном Курская, Липецкая, Тамбовская области) выращиваются преимущественно зерновые культуры (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и картофель. На юге с зерновыми сочетаются технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник) и разнообразное животноводство. Направление животноводства - мясомолочное; развито также свиноводство, птицеводство, овцеводство. Вокруг областных центров сложилось пригородное хозяйство. Агропромышленный комплекс поставляет разнообразное сырье для пищевой промышленности. В районе построены мощные мукомольные маслобойные, сахарные, консервные и табачные заводы. В перспективе значение аграрного секто ра и его доля в хозяйстве района еще больше возрастет

Территориальная структура хозяйства и расселения Центрально-Черноземного района решетчатая, т. е. транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широкого протяжения. В местах их пересечения находятся крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Тамбов, Белгород.

Поволжский:

Особенность географического положения района – его протяженность вдоль Волги. Волга – его главная экономическая ось, влияющая на хозяйственную деятельность, размещение и функции городов и населенных пунктов на всех этапах развития.

Соседи района на западе – Северный Кавказ, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы, на востоке – Уральский район РФ и Казахстан. Хорошо разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для активного хозяйственного взаимодействия с ними.

В настоящее время в районе наблюдается спад производства, превышающий среднероссийские показатели. Падение производства объясняется общими для страны экономическими причинами. Однако Поволжье имеет свою специфику обвала, которая связана со структурой промышленности: в районе была очень велика доля машиностроения, особенно относящегося к ВПК.

Центрально-Черноземный:

Центра́льно-Чернозёмный экономи́ческий райо́н (Черноземье) - один из 11 экономических районов Российской Федерации, в который входят регионы южной части Центральной России. Крупнейший город -Воронеж.

Черноземье - от слова чернозём, что указывает настепной характер этих мест.

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н - один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов.

Центр экономического района находится в Нижнем Новгороде.

Главная отрасль специализации района - машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, выпускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической - полимерной химии (полиакрилатов, капралактама, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожезаменителей, шин, каустической соды, минеральных удобрений).

Комплексная характеристика Северо-Кавказского и Уральского экономических районов.

Уральский район:

Расположен между старыми промышленными районами европейской части России, Сибирью и Казахстаном.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекающие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей промышленности – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.



Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий.

На Урале добывают медь, никель, магний. Особенно ценными являются комплексные руды. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

В прогибе у западного склона сосредоточены полезные ископаемые осадочного происхождения – нефть, природный газ.

Национальный состав неоднороден.

Транспортное машиностроение представлено в Нижнем Тагиле(вагоностроительные заводы), в Ижевске (автомобильные заводы).Развито сельскохозяйственное машиностроение.

В настоящее время на севере района создана современная деревообрабатывающая промышленность.

Северо-Кавказский:

Северо-Кавказский экономический район - один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 10 федеральных субъектов.

Наличие в названии района слова «Кавказ» наводит на мысль о горном характере этого района. На самом же деле северный склон Кавказского хребта занимает незначительную часть района. Преобладающий равнинный рельеф в сочетании с долгим жарким и солнечным летом и плодороднейшими чернозёмами создают здесь наиболее благоприятные в стране условия для ведения сельского хозяйства. Не случайно этот район называют Европейским Югом. Минеральные ресурсы относительно невелики. Хозяйственное значение имеют уголь в Ростовской области, нефть Чечни и природный газ Ставрополья. В Северной Осетии - Алании - разрабатываются месторождения полиметаллических, в Кабардино-Балкарии - вольфрамово-молибденовых, а в Карачаево-Черкесии - медных руд.



Загрузка...