Кошки. Породы, стерилизация

Ян вермеер в лувре - история искусств. Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»

Даже если вы не знаток искусства, как минимум, одну картину голландского художника Яна Вермеера вы точно знаете, если видели фильм «Девушка с жемчужной серёжкой» с неотразимой Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главной роли. А это уже «одна тридцатьчетвёртая» часть наследия художника. Ян Вермеер не был очень плодовитым, но считается величайшим живописцем Золотого века голландской живописи. И сегодня исполняется 383 года со дня его рождения.

Церковные книги утверждают, что Ян Вермеер (он же Вермеер Дельфтский) родился в 1632 году в городке Делфт неподалёку от Гааги в Нидерландах, в семье торговца. Информации об обучении Яна где-либо нет. Но известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки как торговец искусством. А принятию в гильдию должны были предшествовать шесть лет обучения у одного из мастеров той же гильдии.

Спустя несколько месяцев после принятия Вермеера в гильдию, он женился на Катарине Болнес, хотя её родители поначалу препятствовали браку католички и кальвиниста. У пары было 15 детей, четверо из них умерли ещё в младенчестве.

Ян Вермеер . У сводни. 1656

Живопись, очевидно не была основным источником дохода большой семьи, так как Вермеер писал не более двух картин в год. У него были богатые заказчики-меценаты, которые ждали картин долго, а платили за них много.

При этом Ян Вермер был авторитетным оценщиком живописи. Он был одним из экспертов, которых пригласили установить подлинность коллекции римских и венецианских полотен, которые курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I собирался купить за 30 тысяч гульденов. Ян Вермеер заявил, что полотна поддельные, и вся коллекция стоит не более 3 тысяч кульденов.

Ян Вермеер . Бокал вина. 1661

Авторитет Яна Вермеера распространялся и на гильдию Святого Луки. Дважды он занимал должность её декана, то есть, руководителя. Что означало регламентировать деятельность всех художников региона, так как в XVII веке любой художник и ремесленник обязан был состоять в гильдии.

Ян Вермеер . Молочница. 1657

Но к концу жизни Яна Вермеера (а прожил он всего 43 года) его материальное положение значительно ухудшилось. В 1672 году началась война с Францией, и торговля живописью приносила одни убытки. Искусствоведы допускают, что именно из-за нервных переживаний и стыда за угрожающую нищету Ян Вермеер заболел и скоропостижно умер в 1675 году. Его жена Катарина вынуждена была отказаться от наследства в пользу кредиторов.

Художественное наследие Яна Вермеера не впечатляет количеством, но достойно презентует Золотой век голландской живописи. Доподлинно известно лишь 34 картины Яна Вермеера . Об авторстве ещё нескольких продолжаются споры.

Ян Вермеер . Женщина, держащая весы. 1664

С жанром своего творчества Вермеер определился, едва ему исполнилось 20. большинство картин художника - это композиции в тщательно прописанном интерьере с одной или несколькими фигурами. Стоит также отметить небольшое число пейзажей родного Вермееру Делфта. Религиозные мотивы, вопреки традициям эпохи, отсутствуют в наследии художника почти полностью.

Ян Вермеер . Вид Дельфта. 1660-1661

Ян Вермеер . Маленькая улочка. 1657-1661

Существует также теория, что Ян Вермеер пользовался камерой-обскурой (или другим подобным оптическим устройством), чтобы проектировать изображения на холст. Некоторые искусствоведы аргументируют неестественной белизной и слишком ярким металлическим блеском некоторых деталей на полотнах Вермеера . Но иные художники и учёные подобную версию опровергают.

После смерти имя художника Вермеера было незаслуженно забыто. Вновь о нём вспомнили лишь в ХХ веке. Начались поиски утраченных картин, не обошлось из без фальсификаций.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657-1659

Сегодня работы Яна Вермеер а хранятся в музеях с мировыми именами - в Рейксмузее (Амстердам), в Маурицхёйс (Художественная галерея Гааги), в , в Старой Национальной галерее (Берлин), в Метрополитен-музее и в Коллекции Фрика (Нью-Йорк), в Национальной галерее искусств (Вашингтон), в Лувре, в Лондонской национальной галерее и в некоторых частных коллекциях.

Но найти эти работы «по месту прописки» порой непросто. Многие из них годами «гастролируют» с выставками по всему миру.

Такая популярность однажды привлекла и воров. В марте 1990 года преступники, переодевшись полицейскими, украли из Музея Изабеллы Стюарт в Бостоне 13 полотен, среди которых был «Концерт» Яна Вермеера (1670-1672). Картину так и не нашли, и сегодня её оценивают в 100 миллионов долларов. А за любую информацию о местонахождении картины ФБР назначило вознаграждении в размере 5 миллионов долларов. Может, вам что-либо о ней известно?

Ян Вермеер . Концерт. 1670-1672

Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского (Jan Vermeer van Delft ) «Концерт» (Het concert, The Concert ) размером 69 x 63 см, холст, масло, написана в 1665-1666 годах, до похищения 1990 года хранилась в музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, в настоящее время местонахождение неизвестно.

Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена.

У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Клавесин (франц. clavecin ), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с XVI века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало , вирджинал , спинет , клавицитериум . На нем играет сидящая в профиль молодая девушка. Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Женщина ведет голосовую партию. Незадействованные музыкальные инструменты, подобно изысканному натюрморту, появляются слева на тяжелом дубовом столе и на полу. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды), издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний.

Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Музыка ассоциируется с любовью, и в работах Мецу, Стена, Ван Меерца можно увидеть фигуру купидона или какой-либо иной намек на романтические отношения персонажей. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес.

Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки. Окружение персонажей указывает на эротический подтекст картины, но сами персонажи остаются отстраненно-нейтральными. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна. Картина Бабюрена и мирные пейзажи на стене и крышке клавесина в сочетании с персонажами, погруженными в музицирование, скорее подводят зрителя к весьма распространенному в те времена суждению о том, что музыка усмиряет страсти и создает душевную гармонию.

Музыкальные предпочтения самого Вермеера неизвестны, но его современники увлекались французской и итальянской поэзией, издавались сборники баллад на стихи Петрарки, любовная лирика была чрезвычайно популярна. По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки». Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, где находилась эта картина, представляет собой частный дом, в галереях которого размещены более 2500 предметов искусства, в частности, живописных полотен. «Концерт» Вермеера, приобретенный в Париже в 1892 году за 29000 франков при распродаже коллекции Теофиля Тора, был наиболее ценным объектом (по некоторым источникам - двести пятьдесят миллионов долларов). Сегодня на месте картины висит пустая рама с напоминанием о том, что картина была украдена.

Рано утром, в воскресенье, 18 марта 1990 года, двое неизвестных, одетых в форму бостонских полицейских, постучали в дверь музея. Служителю, открывшему дверь, была сказано, что полиция проверяет информацию о краже в музее. Неопытный служитель, впустивший «полицейских», был связан и брошен в подвал. 13 картин, в том числе «Концерт» Вермеера, две картины Рембрандта (в том числе «Буря на море Галилейском»), 5 рисунков Дега, картина Мане были вырезаны из рам. Общая стоимость украденного составила 300 миллионов долларов (по другим источникам - 500 миллионов), за информацию о нахождении картин объявлено вознаграждение 5 миллионов. К расследованию подключились сотрудники ФБР, в распоряжении которых была предоставлена видеопленка камер наблюдения. Результаты дали немного – грабители разбили объектив камеры, на пленке осталась только запись нескольких фраз, по которой было сделано заключение, что это были не американцы. Предполагалась связь воров с ИРА, был арестован арт-дилер, который за определенную сумму и гарантию неприкосновенности обещал вернуть картины, но переговоры зашли в тупик, арт-дилер отбывает срок по другому обвинению и отказался сотрудничать со следствием. Возможно, картина до сих пор находится в чьем-нибудь гараже или лежит свернутая под кроватью.

P.S. Представленные выше иллюстрации из английской и голландской википедий сильно разнятся цветовыми гаммами. Интересно, какой вариант ближе к оригиналу?

Живопись эпохи барокко
Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Концерт». Размер картины 69 x 63 см, холст, масло. Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена. У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Клавесин (франц. clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, вирджинал, спинет, клавицитериум. На нем играет сидящая в профиль молодая девушка.

Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Женщина ведет голосовую партию. Незадействованные музыкальные инструменты, подобно изысканному натюрморту, появляются слева на тяжелом дубовом столе и на полу. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды), издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний. Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Музыка ассоциируется с любовью, и в работах Мецу, Стена, Ван Меерца можно увидеть фигуру купидона или какой-либо иной намек на романтические отношения персонажей. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес. Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки.

Окружение персонажей указывает на эротический подтекст картины, но сами персонажи остаются отстраненно-нейтральными. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна. Картина Бабюрена и мирные пейзажи на стене и крышке клавесина в сочетании с персонажами, погруженными в музицирование, скорее подводят зрителя к весьма распространенному в те времена суждению о том, что музыка усмиряет страсти и создает душевную гармонию. Музыкальные предпочтения самого Вермеера неизвестны, но его современники увлекались французской и итальянской поэзией, издавались сборники баллад на стихи Петрарки, любовная лирика была чрезвычайно популярна. По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки». Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой.

Новость из мира искусства

Ян Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин

В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи". Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством - 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.

Выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи" в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.


Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам

Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.
В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины "Женщина с весами" символизируют предстоящий в конце жизни - Божий Суд, на котором будут "взвешены" все помыслы и поступки.


Женщина, держащая весы, между 1662-1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Среди работ мастера - "Астроном", "Кружевница", "Женщина с жемчужным ожерельем". Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин - обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.


Астроном, 1668. Лувр, Париж



Кружевница, 1664. Лувр. Париж


>
Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин

"Девушка с жемчужной серёжкой" - одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было "Девушка в тюрбане".


Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как "Гитаристка", "Географ", "Девушка, сидящая за вирджиналем".


Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон



Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне



Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея

Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664. Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664



Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670. Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.



Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672 . Франц ван Мирис. Дует, 1658

Загадочный Вермеер Делфтский

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине "Женщина с весами".
Тёща Вермеера - жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.


У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден

Считается, что персонаж на картине "У сводницы", стоящий слева - автопортрет художника.
Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.


Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656

После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что "Ян умер, потому что стыдился разорения". В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.


Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был "открыт" искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником "Золотого голландского века".


Урок музыки, 1662-1665

Вермеер был самым талантливым в "Гильдии Святого Луки" - самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них "Девушка с флейтой".


Девушка с флейтой, 1665-1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

Картина Вермеера "Концерт" была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для "коробочек" - популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.


Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.


Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.


Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них - безусловно талантливая "Христос в Эммаусе") не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом "подлинность" произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.


Картина Хана ван Меегерена "Христос в Эммаусе", выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Ян Вермеер Дельфтский жил недолго, написал мало, был открыт поздно, зато сейчас очень популярен. Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте. Они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей. Самая "гастролирующая" работа Вермеера - "Девушка с жемчужной серёжкой", принадлежит Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например по Японии и Америке, затягиваются на годы.
Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.



Загрузка...