Кошки. Породы, стерилизация

Функции социальных институтов. Контрольная работа

Во-первых, институты отношений , которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т.п.

Во-вторых, регулятивные институты , которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

В-третьих, культурные (духовные) институты , устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т.п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т.п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т.п.).

Социальные институты являются элементами разнообразных систем (сфер) общества: демосоциальной, экономической, политической, духовной, - в рамках которых приобретают свою специфику. Системы общества различаются: 1) общественными потребностями, которые они удовлетворяют; 2) характером статусов и ролей; 3) регуляторами этих статусов и ролей; 4) характером социальной деятельности (связи), в которой реализуются общественные потребности, статусы и роли, субъективные и объективные регуляторы.

Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них - родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т.п., символами - брачный ритуал, обручальное кольцо и т.п.; а институциональным регулятором - семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.

Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т.п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т.п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т.п. Материально-культурные признаки здесь - заводы, транспортные предприятия и т.п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т.п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т.п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т.п.

Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т.п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т.п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т.п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т.п., а также правовые и административные нормы.

Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т.п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т.п. Основная форма деятельности здесь - политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т.п.

Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т.п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере - производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т.п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т.п.), научных (математических, социологических и т.п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т.п.

Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней - без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т.п. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.

Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется дисфункцией. Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.

Каждое общество - например, американское и российское - имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) - например, США - обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое

11 отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т.д.

В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые - чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.

Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальности людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.

Юрий Левача отмечает институциональный дефицит постсоветской России, который преодолевается очень медленно и остается угрозой для дальнейшей стабильности: «Слабости, противоречия, нерешенные проблемы неизбежны, особенно в нестабильных условиях. Вопрос в другом - в наличии институциональных средств для цивилизованного, наиболее рационального решения проблем. «Конъюнктурная» примитивность нынешнего общественного устройства побуждает к простейшим, накатанным вариантам - госмонополистическим, запретительным, просто силовым. Сюда можно добавить и дефицит адекватного понимания ситуации. Именно отсюда возникает реальная, в перспективе - возрастающая, угроза стабильности государства и общества».

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, 12 наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

  • - экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;
  • - политические - институты власти;
  • - семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
  • - военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
  • - религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого.

Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

  • - потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
  • - потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).
  • - потребность в добывании и производстве средств существования (Экономические институты).
  • - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
  • - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имя наречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства И т.д.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на открытые и 13 закрытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, сторнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делится на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное существо, состояло из локальных родственных групп (трип). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют спортобществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первообразной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется нелогической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.

В аналитических целях все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, разделяют на главные (их именуют также основными, фундаментальными) и неглавные (неосновные, частные).

Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушение правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

Экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;

Политический – институты власти;

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства и другие политические институты);

Потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования – в широком смысле, включая науку и культуру);

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Производство, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком, насчитывает 2 млн лет. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия (включая полигинию и полиандрию), моногамия, парное сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5–6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появляется приблизительно 30–40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа матери-земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось выше, главные институты включают в себя частные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще общественными практиками. Что они собой представляют? У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д.

Общественные практики называют также обычаями. Например, у определенных народов целибат (безбрачие) и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь основной институт включает в себя и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, наследования социального статуса родителей, имянаречения, родовой мести, побратимства и т. д. Обычай назначать свидание является элементом общественной практики ухаживания.

Бывает, что культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому родился институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невесту необходимо давать приданое, отсюда берет начало институт приданого, имеющий достаточно длительную историю и множество региональных особенностей.

Однако не будем спешить и полностью отождествлять общественную практику и частный (неосновной) институт. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных институтов. Они были учреждены сверху государством, а не возникли из общественных потребностей как естественное продолжение народных традиций и обычаев. А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к общественным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, но во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Частный институт можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т. д.

Напротив, исповедь, к примеру, всегда была социальной практикой, а не учреждением или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей отстранения от власти являлось поедание вождя. Современная же его форма – импичмент президента. Сравнивая начальный и современный этапы развития исторической эволюции этого института, установим различие:

поедание вождя – социальная практика, а импичмент – частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Вместе с тем социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае, как можно заимствовать их и переносить на другую почву, допустим из Европы в Россию?

Типология социальных институтов

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья я - также один из важных социальных институтов. ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, охрана здоровья я, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Р. Миллс различал главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследство;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Николай Шульга разделял социальные институты на слаборесурсни и сильноресурсни.


Типы социальных институтов * 200

* 200: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19. }

В. Ильин социальные институты разделяет на:

o институты-субъекты - это организации разного типа и масштаба (государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы и т.д. Они обладают способностью действовать как над индивидуальным субъекты, стремящиеся конструировать окружающий мир своими проектами);

o институты-механизмы - это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, капитал, религия и т.д.). * 201

* 201 {Ильин В. И. Социальное неравенство. - М., 2000.}

Признаки и структурные компоненты социальных институтов

К. Панунзио различает четыре подсистемы в структуре социального института:

1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т.п.) * 202;

* 202: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19.}

2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т.п.);

3) подсистемы обычаев и правил жизни и привычек (брачная церемония, обязательное посещение в школе, выборная кампания и т. П.);

4) подсистемы идей, верований, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т.п.).

Похожим является подход С. Фролова, который различает пять признаков (составляющих компонентов) социальных институтов.

Проблема СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (С. Фролов) * 203

* 203: {Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. - М., 1996. - С. 161-190.}


2. Символические КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Флаг Герб Печать Национальный гимн

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема

Школьные песни

Школьная форма

Крест Иконы Святыни Гимн

3. утилитарные КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Квартира Мебель

Общественные

Общественные

Магазины Фабрики Оборудование Бланки и формы

Классы Библиотеки Спортивные залы

Церковные

строения

Церковный

реквизит

Литература

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы Указы Президента Постановления

правительства

Контракты Лицензии

Правила учеников

Церковные запреты

5. ИДЕОЛОГИЯ

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля Право на труд

Академическая свобода Прогрессивная образование

Равенство при обучении

Греко-католическая Православная Протестантизм

Дополнительно можно назвать следующие признаки социального института:

o объективность (социальный институт существует независимо от наших желаний)

o принудительность (обязательность)

o историчность (социальный институт должен пройти определенный путь для возникновения и закрепления).

Конфуций говорил, что для успешного правления нужно три вещи: достаточное количество продовольственных ресурсов, достаточно средств защиты, а также доверие к власти. В крайнем случае можно жертвовать чем угодно, но не доверием к власти.

В нашей стране государственным институтам доверяют значительно меньше, чем семь "й или согражданам.

Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил и символов, которые регулируют определенную сторону человеческой деятельности и организуют их в систему статусов и ролей.


К общим признакам социального института принадлежат * 204

* 204: {Гавра Д.П. "Понятие социального института" // Регион. Экономика, политика, идеология - 1999. - № 1-2.}

Социальные институты и социальные организации: общее и отличное * 205

* 205: {Гавриленко И. Н. Социология. - Кн. 1. Социальная статика: Учеб. пособие. - М., 2000.}

Социальные институты

Социальные организации

Совместное

регламентируют, координируют, перемешать, схематизирует, стереотипизують и интегрируют общественную активность людей, придают ей целесообразности и большей эффективности.

Отличное

Социальные институты объединяют глобальные человеческие сообщества.

Социальные организации объединяют относительно локальные сообщества.

В них отличные ресурсная и действующее мощности

По социальным институтов, то цель их деятельности - скорее что-то формальное и внешнее. Они не только не достигают поставленной цели, но и не могут определить, реализована она или нет. Поэтому, например, большинство государств вообще не определяют своих целей, а производят лишь общую стратегию движения, перспективную ориентацию. Ставят перед собой цель преимущественно тоталитарные государства: нацистские - достичь мирового господства; советские - построить коммунизм; некоторые современные арабские государства сочетают техническую цивилизацию с религиозным фундаментализмом. Но такие цели не только не достигаются, но и заранее не определяются их конкретные содержание, время и пространство, а также четкие эмпирические признаки, по которым можно узнать, что цель достигнута.

Социальные организации способны не только определять границы своей деятельности, но в большинстве случаев достигать их. Для этого у них есть четко определенные критерии достижений - деньги, власть, престиж.

Жизнь социальных институтов - вечно. Они лишь меняют свой структурно-функциональный вид.

Социальные институты продолжают существовать дальше, не выполняя своих основных функции: Нет мощной структуры, которая могла бы наказать их за недостаточную функциональность.

Жизнь социальных организаций ограничено. Не достигнув цели, социальные организации прекращают свое существование: закрываются, банкротятся, самоликвидовують-ся, сливаются с другими организациями и т. Д.

У них разные не только организмы, но и болезни

Самые распространенные болезни социальных институтов - деспотическое перерождение (чрезмерная управляемость), нефункциональность (неспособность удовлетворить те коллективные потребности, ради удовлетворения которых они создаются), отчуждение (от удовлетворения коллективных потребностей и общественного контроля за их деятельностью).

Самыми распространенными болезнями социальных организаций неэффективность, потеря управляемости, бюрократизация.

Социальные институты - результат дальнейшего усложнения и развития структурно-функциональной организации общества. Их составными компонентами являются собственно социальные организации и административные органы.

Итак, социальные институты можно еще определить как упорядоченную совокупность социальных организаций и административных органов, целевым назначением которых является реализация социальных функций (удовлетворение коллективных потребностей).

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Политический – институты власти;

Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.



Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

Тема: Социальные институты

Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: комбинированный урок.

Ход уроков

I. Организационный момент

Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.

«Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное... «Все добро происходит от мужчин, а все зло - от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) - иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное».

Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.

Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

Тема урока: «Социальные институты».

План уроков

1. Понятие «социальный институт».

2. Типы социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальная инфраструктура.

II. Изучение нового материала

1. Понятие «социальный институт»

Социальный институт - это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

На основании приведенных определений выделите:

1. Главные черты социального института.

2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

(По ходу работы составляется схема.)

Авторы учебника предлагают вам провести маленькое исследование - пронаблюдать и проанализировать один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)

По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

Возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

Постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

Создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

Возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

Создание материальной базы социального института;

Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

2. Типы социальных институтов

Работая с пунктом 2 § 2, ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов.

2. Что лежит в основе типологии социальных институтов?

3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов:

экономического института;

политического института;

института семьи;

социально-культурного института;

института религии.

4. Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные институты?

5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов:

института собственности;

института брака;

института президентства;

института монархии.

6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность.

7. На примере школы проследите эволюцию данного социального института.

8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой?

9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры.

10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения?

3. Функции социальных институтов

Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности.)

Выполнение данных функций зафиксировано:

В законах;

Программах;

Уставах.

Давайте познакомимся более подробно с функциями социальных институтов. Обратите внимание на таблицу.

Функции социальных институтов

Явные функции

Скрытые функции

Производство предметов потребления

Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

Возникновение крупных промышленных предприятий

Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары - более дешевыми

Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника

Средства массовой информации

Освещение сведений о событиях

Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения

В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере.

Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Разрастание бюрократического аппарата

Не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г. - 61,5 тыс. и в 1857 г. - 86 тыс.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том, что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор), а всей административной машиной в целом. Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную. Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело - вольно или невольно - глазами министра. Но и министр не сам писал доклад. Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику. Однажды в минуту прозрения Николай I сказал: «Россией правят столоначальники» (т. е. среднее чиновничество).

Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.

1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?

2. Была ли она реализована? Почему?

3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.

4. Дисфункция социального института может проявляться:

В падении его престижа в обществе;

Неопределенности;

Размытости целей;

Потере такого качества, как деперсонализация.

Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример, демонстрирующий процесс дисфункции социального института в виде деперсонализации.

4. Социальная инфраструктура Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструктура». Как вы его понимаете?

(После ответов учеников выстраивается схема.)

Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?

Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?

Что способствует этому процессу, а что мешает?

Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности?

Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей.

Что конкретно мы можем сделать в этом направлении?

Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует представить наглядно.

III . Итог урока

Назовите основные признаки понятия «социальный институт».

Что такое институциализация?

Что лежит в основе типологии социальных институтов?

Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?

Домашнее задание

Выучите § 2, выполните задания 3, 6.



Загрузка...