Кошки. Породы, стерилизация

Цивилизация выделяет три этапа развития общества. Стадии жизни цивилизации в концепции тойнби

Что такое цивилизация? Цивилизация – это материальная и духовная форма развития и существования общества. В историко-философском значении это понятие означает совокупность материальных и духовных достижений человечества в рамках определенного исторического периода.

Также цивилизацию можно воспринимать как само общество, которое было объединено исторической эпохой, событиями, которые в ней происходили. Таким образом, цивилизация – это целостная система, которая состоит из комплекса политических, экономических, духовных и социальных подсистем.

Возникновение цивилизации

Предпосылки возникновения первых цивилизаций проявлялись еще во времена первобытного общества. Именно тогда возникли первые зачатки духовной и материальной культуры.

Моментом зарождения первой цивилизации принято считать период, когда первобытный человек перестал быть варваром, и начал постепенно адаптироваться к социальной жизни. Первой ступенькой цивилизации стал коллективный образ жизни человека.

Находясь в составе племени, человек добросовестно исполнял свои социальные функции: поддерживал огонь, охотился в лесу, заботился о детях. Первые цивилизации носят название космогенные. Они охватывали Древний мир и эпоху средневековья.

Общество, которое жило в этих цивилизациях, было полностью зависимым от природных условий, отсюда и название «космогенные цивилизации» (зависимость от среды).

Этапы развития цивилизаций

На смену космогенным цивилизациям пришла техногенная (индустриальная) цивилизация. Основой этой цивилизации стало использование машин в качестве главных орудий труда, а также приобщение науки непосредственно к производственному процессу.

Для техногенной цивилизации характерным был наемный труд, что в сотни разы увеличило уровень производства. В сфере социальных отношений сохранилось неравенство, которое провоцировало восстания и революции.

В эпоху индустриальной цивилизации произошел огромный скачек в культурном и духовном развитии людей. Впервые общество научилось регулировать и реформировать общественные и экономические отношения.

В 70-х годах 20 века произошло зарождение нового типа цивилизации – постиндустриального (информационного). Это было обусловлено тем, что техногенная цивилизация полностью исчерпала свои способности и возможности дальнейшего общественного развития.

Наступление новой цивилизации сопровождалось глобальными кризисными проблемами человечества: угроза экологической безопасности, войн, исчерпания природных ресурсов.

Основой постиндустриальной цивилизации является информационное пространство и насыщенность технологических процессов. Наиболее масштабным достижением информационной цивилизации является возникновение интернет – пространства.

Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался, очевидно, на доступных всем и простых наблюдениях: жизненно-биологическая размеренность земного пути человека, лунные фазы, морские приливы и отливы, смена времен года Поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент мифов об умирающих и воскресающих богах, катастрофах и обновлениях мира Такие мифы есть у разных народов и культур. Так, в мифах о греческом Адонисе, шумерской И нанне, египетском Осирисе мы видим череду уходов и возвращений, смертей и рождении. Индийское учение повествует о четырех югах (уи д а - эпоха, эра, период времени, поколение), образующих вместе махаюгу - одну большую югу.

Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита, который называл трансформацию в направлении «земля - вода - воздух - огонь» «путем вверх», трансформацию в обратном направлении - «путем вниз». В понимании Эмпедокла все вещи состоят из четырех стихий, начал или корней: огня, воздуха, воды и земли. Движение этих начал определяется действием двух противоположных сил - Любви и Ненависти, доминирующих попеременно. П.К.Гречко в работе «Кон-дептуальные модели истории», вышедшей по программе «Обновлс- ше гуманитарного образования в России» (1995), сравнивает про-лсходящес с движением маятника: любовь - ненависть и т.д., ad in finit u m . Качнется в одну сторону Маятник Мира - начинаются восстановительные, соединительные процессы в универсуме, схождение «в один мирострой», в Одно; качнется в другую - распадается, разделяется прочное Одно. А четыре стихии остаются неизменными, «непрерывно и вечно тождественными» себе. Как бы про-оегая друг сквозь друга, они становятся тем или иным.

Следуя Гераклиту, стоики довели «циклизм» до логического завершения: в космосе время от времени (через каждые 18 000 или 10 800 лет) происходит e k pyr o sis - всеобщее воспламенение, или «мировой пожар», за которым следует «период влаги», благодаря чему сохраняются «логосы» - семена всего существующего. Новый космос, в точности похожий на сгоревший, и вырастает из этих семян . Он поставил самую благородную и гуманную цель - слить победителей с побежденными, привить первым римскую цивилизацию. Что же оказалось? Готы, находясь в слишком близких отношениях с цивилизацией Рима, будучи подавлены ее блеском, не усвоили ее и потеряли и свою политическую силу. Еще около трех столетий продолжался мрак варварства в Европе, прежде чем исчезнувшая цивилизация стала воздействовать на новые ее типы.

Таким образом, вся история, по мнению Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому. Однако цивилизации воздействуют друг на друга. Во-первых, посредством колонизации. Таким образом финикияне передали свою цивилизацию Карфагену, греки - Южной Италии и Сицилии, англичане - Северной Америке и Австралии. Во-вторых, посредством «прививки»: греческим черенком была Александрия на египетском дереве; Цезарь привил римскую культуру к кельтскому корню. Есть и еще один способ воздействия цивилизации на цивилизацию: способ, которым Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция - на Рим, а Рим и Греция - на германо-романскую Европу.

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация аостигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская - в области права и политической организации. Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях . Таков вывод Данилевского.

Причину враждебного отношения Европы к России и славянству Данилевский видит в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

Данилевский пишет, что если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях - политической и научной, - то русско-славянская цивилизация будет трех- или даже четырехсоставной в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической.

Освальд Шпенглер (1880- 1936), чье имя занимает важное место среди философов истории и культуры, объявил себя уникальным и единственным создателем истинно научной схемы исторического процесса развития цивилизаций. По его словам, книгой «Закат Европы» был поставлен вопрос, который вообще никогда не ставился ранее: существует ли логика истории? Попробуем разобраться, каковы же новые методы исторического познания, предложенные О.Шпенглером .

Книга «Закат Европы» на русском языке вышла в 1923 г. с названием «Образ и действительность», снабженная предисловием профессора А.Деборина. Книга О-Шпенглера никого не оставила равнодушным: незаурядный талант и необыкновенная, подавляющая эрудиция автора, обрушивающего на читателя исторические события всех эпох, философские учения Греции, Китая, сведения о народе майя, математику Евдокса и Гаусса, пещерную живопись, архитектуру древнего Египта, картины мастеров фламандской школы, фуги Баха и т.д. - все для подтверждения своих рассуждений.

О.Шпенглер пишет: «Гибель Запада... представляет проблему цивилизации. Здесь перед нами один из самых основных вопросов истории. Что такое цивилизация, понятая как логическое следствие, как завершение и исход всякой культуры?». Поскольку всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, то цивилизация, по Шпенглеру, есть неизбежная судьба всякой культуры. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последней стадии развития. Цивилизация есть завершение... Она - неотвратимый конец; к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры», - таков вывод О.Шпенглера, утверждающего, что расцвет западноевропейской культуры завершился. Она вступила в фазу цивилизации и не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства. Наступил век чисто экспансионистской деятельности, которая лишена эвристической яркости, высшей художественной продуктивности.

Судьба европейской цивилизации не является исключением: каждая культура обособлена от всех других, и она последовательно проходит цикл развития от рождения к смерти.

Итак, история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые должны пережить рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Главное для Шпенглера - внутренняя жизнь культур, отсюда аналогия носит чисто внешний характер, поскольку сравниваются чисто внешние черты цикла развития.

Шпенглер в работе «Пессимизм ли это?» сетовал: «Мою книгу до сих пор почти никто не понял». Это не так. Достаточно многие философы разделяли и разделяют его позиции. Так, тезис об отсутствии смысла в истории лег в основу мировоззрения Сартра, Барта, Нибура, Поппера - философов различных направлений. Все они отрицали взаимосвязь исторических событий, а экзистенциализм - даже объективность метода исторической науки. По Хайдеггсру, человек, выброшенный в абсурдный мир, создает историю на основе собственных решений. Следовательно, и для экзистенциалистов, и для неопозитивистов история не имеет объективного смысла. Отсюда - устраняющаяся сама собой идея прогресса.

Шпенглер все-таки искал в европейской культуре еще не реализованные возможности, выявив творческий потенциал. От апокалипсиса может спасти только подлинное самосознание, трезвый взгляд на миропорядок.

Еще Гердер писал об отдельных стадиях человеческого развития, в чередовании которых каждая нация раскрывает себя как определенный смысл. Шпенглер ставит цель: заставить людей осознать значительность и своеобразие всех великих культур, существовавших на земле. Огромный интерес Европы к Востоку, который в конце XX в. воспринимается как богатейший культурный космос, подтверждает, что Шпенглер во многом оказался прав.

Поскольку каждая культура создает исторические феномены - символы своей души, она способствует общему развитию человечества. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве, стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства, границы путем создания символов, являющихся материальным выражением этой культуры. Числа, язык, архитектура и т.д. - символы души данного духовного космоса.

Объективизация души в пространстве исчерпывает ее творческие силы. Пройдя свой цикл, душа уходит в вечность. Поэтому образ пространства весьма значим для Шпенглера. Он подчеркивает, что о культуре мы можем говорить только тогда, когда обнаруживаем изменение и развитие форм человеческого бытия. Вот почему история преходяща и неповторима.

Историки и политологи делят мир на цивилизации (со времен Гизо), определив основные среди них: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, латиноамериканская, славяноправославная.

Цивилизация, по Шпенглеру, есть «воля к мировому могуществу, к устранению поверхности земли». «В основе мира лежит «Я» - человек, отсюда существует столько же миров, сколько людей и культур», то есть только субъективное, индивидуальное представление о мире. Отсюда знаменитая фраза - «научное познание есть само-познание».

Носителями и создателями культуры Шпенглер называет дворянство и духовенство - это творческая сила общества. Почему дворянство? Оно кровно связано с землей, а земля - основа человеческого бытия. В этом смысле дворянство - более высокая ступень крестьянства, «самая сущность крови и расы, поток существования в мыслимо современной его форме». Пролетариат - это безликая масса, а «масса есть конец, радикальное ничто». Цель пролетариата - разрушить культуру, а возродить же культуру, ее ценности пытаться бессмысленно. Культура происходит от «культа», она связана с культом предков, она невозможна без священных традиций. Шпенглер заключает, что философия, искусство существуют лишь в культуре, культура - аристократична и органична. Цивилизация - это мировой город, она проникнута стремлением к равенству, она демократична и хочет обосноваться в количествах. Культура национальна, цивилизация же - интернациональна.

Для более полного понимания проблем развития цивилизаций необходимо остановиться на «больших циклах» Н.Д.Кондратьева (1892-1938) и циклическом контуре пассионарной концепции Л.Н.Гумилева (1912-1993).

Известная теория «больших циклов» (48-55 лет) Н.Д.Кондратьева касается больше экономических проблем общества, однако их социально-исторические обобщения легли в основу теории волнового циклического процесса. Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. «Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего единения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку -- выбирают тех, кто им просто симпатичен» . Так вокруг Ромула и Рема на семи холмах объединились 500 человек, что положило начало Риму. Вокруг Чингисхана собирались люди «длинной воли».

Именно этносы являются феноменами, в коих осуществляется взаимодействие людей и природной среды, это системы, лежащие на стыке биосферы и социосферы. Природа этноса, по Гумилеву, его этногенеза - энергетична. Опираясыт В.И.Вернадского, Гумилев определяет природу этой энергии: биогеохимическая энергия живого вещества (энергия, накапливаемая растениями путем фотосинтеза и усваиваемая животными через пищу). Пассионарность - эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, члена того или иного этноса.

Пассионарность - антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Ради достижения взлелеянной цели пассионарная личность не жалеет ни своей, ни тем более жизни других людей, своих со-племешшков. Модусы пассиоиарности разные: тщеславие, алчность, гордость и т.д. Пассионарных личностей не много, но они создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность, на написание книг, ваяние скульптур, строительство городов.

Пассионарии появляются, по Гумилеву, в результате «пассионарного толчка», который длится приблизительно от 1 до 5 лет. За последние 3 тысячи лет на территории Евразии зафиксировано много таких толчков: в XVIII, XI, VIII и III вв. до н.э.; в I, VI, VIII, XI, XIII и XIV вв. н.э. .

По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200 - 300 км) в результате «вариабельного космического облучения», возможно, от вспышки сверхновой звезды возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляются через 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идет по фазам (являясь энергетическим процессом, этногенез подчиняется второму началу термодинамики, или закону энтропии).

Первая фаза этногенеза - подъем. Человеческий коллектив, впервые восходящий на историческую арену, вдохновляется императивом: «Надо исправить мир, ибо он плох». Люди больше занимаются собой, чем природой.

Вторая фаза - акматическая, это наибольшая, предельная активность этноса, его пассионарных особей. Этническая система набухает энергией, выливающейся в войны (междоусобица в XI - XIV вв. в Западной Европе). Люди самоутверждаются, природой заняты еще меньше.

Третья фаза - переход к императиву: «Мы устали от великих». Надлом, пассионарное оскуднение, завоевания сменяются занятиями наукой, творчеством (фаза надлома в Европе совпала с эпохой Возрождения). В этой фазе давление на природу деструктивно и проявляется в наибольшей степени.

Четвертая фаза - тяга к спокойной и нормальной жизни с императивом: «Будь таким, как я!» Верх берут особи «золотой посредственности». Теория прогресса дает «санкцию» на безжалостное уничтожение природы, которая мстит за себя: пустынями, мертвыми морями, катаклизмами разного рода.

Пятая фаза - обскурация - это сумерки этноса, фактически это конец с императивом: «Будь таким, как мы!» - высмеивай трудолюбие, презирай интеллект, не стесняйся невежества. Примерно через 1 500 лет конец неизбежен.

Осколки распавшегося этноса, их группы, отдельные персоны впадают в состояние гомеостаза (статичности). Тревоги и заботы творческой жизни позади, императив - «Будь сам собой доволен» (примеры - североамериканские индейцы, эскимосы, алеуты, пигмеи Центральной Африки, аборигены Австралии). Гумилев считает, что все подобные народы - это не начальные, а конечные фазы этногенеза, этносы, растерявшие свой пассионарный фонд. Люди превращаются, по сути, в элемент ландшафта. Гумилев считает, однако, что реликтовый этнос - не единственный вариант завершения этногенеза: отдельные представители могут стать субстратом для формирования нового этноса.

Конечно, в этой концепции многое еще не совсем ясно, возникает множество вопросов, вокруг которых не прекращаются дискуссии.

Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество», 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884).

Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение расхождений (вплоть до противоречий) между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека (или иного разумного существа), прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.

Также признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п.

Академик Б.С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:

  • 1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном и вертикальном (социальная стратификация);
  • 2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ;
  • 3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг;
  • 4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу политической системы.
  • 3. Локальные цивилизации

В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизационного развития, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях.

Впрочем, представления о культурных различиях между европейской и неевропейскими культурами появились ещё раньше: к примеру, российский исследователь И.Н. Ионов трактует заявления итальянского философа Джамбаттисты Вико (1668-1744) о том, что «император китайский в высшей степени культурен», как зародыш представлений о существовании особой китайской цивилизации, а значит, и о вероятной множественности цивилизаций. Тем не менее, ни в его работах, ни в сочинениях Вольтера и Иоганна Готфрида Гердера, выражавших идеи, родственные идеям Вико, понятие «цивилизация» не было главенствующим, а понятие «локальная цивилизация» не употреблялось вовсе.

Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением.

Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократий. Поэтому его философская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое - к идеологии консерватизма.

Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и германский историк Генрих Рюккерт, который пришёл к выводу, что история человечества - это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Он впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных взаимоотношений внутри них.

Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы (т. е., Европейской цивилизации как ведущей), что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности.

Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не центрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому, который в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей западноевропейской цивилизации молодую восточноевропейскую - славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа германского философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Неизвестно доподлинно, был ли знаком Шпенглер с работой русского мыслителя, но тем не менее основные концептуальные положения этих учёных сходны во всех важнейших пунктах. Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Как и Данилевский, он выступает с критикой центризма и исходит не из нужд исторического исследования, а из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур этот германский мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры. Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского, однако она имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны, вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европейского центризма.

Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934-1961 гг.) Тойнби подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ, уход и возвращение. Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. У Тойнби же эти отношения хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим или наоборот обосабливаясь, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса.

Российский исследователь Ю.В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию «мировых цивилизаций» как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура». История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере.

Безусловно, любая цивилизация – динамичное явление. Она постоянно развивается, проходя при этом определенные этапы. Любая цивилизация с течением времени либо видоизменяется, порождая новую, отличную от предыдущей цивилизацию, либо становится реликтовой – то есть погибает.

В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую, раннеклассовую, античную, средневековую, индустриальную и, наконец, постиндустриальную цивилизации.

Условия формирования античной цивилизации

Античная цивилизация приходится на пик первой цивилизационной волны развития человечества. Она зародилась на периферии влияния двух локальных раннеклассовых цивилизаций – египетской и месопотамской. Безусловно, их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации, тем не менее, античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим, политическим и духовным институтам. Это обусловлено сочетанием следующих факторов.

Во-первых, географический фактор . Формирование античной цивилизации проходило в рамках равнинной, плоскогорной местности, разделенной горными хребтами (Древняя Греция), и в непосредственной близости к океану - на территории Балканского (Древняя Греция) и Апенинского (Древнеримская Империя) полуостровов, в рамках средиземноморского бассейна. Во-вторых, немаловажную роль сыграл экономический фактор. Состоялся переход к железному веку , что в определенной мере можно назвать технологической революцией. Это привело к окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, что породило дальнейшее разделение труда и специализации отраслей производства.

Основные этапы развития античной цивилизации.

Хронологические рамки античной цивилизации охватывают действительно внушительный временной период – тринадцать веков, с VIII века до н.э. вплоть до V века н.э. В рамках античной цивилизации выделяют две локальных – цивилизацию древней Греции и древнего Рима, а также сравнительно недолго просуществовавшую империю Александра Македонского.

    Зарождение античной цивилизации.

Для этого периода характерно формирование автономных городских гражданских общин путем превращения объединений сельских и родовых общин в однотипные гражданские коллективы. Этот сложный и длительный процесс растянулся на VIII-VI вв. до н.э. и приходится на Архаический период древней Греции. В это время происходит:

- формирование основ товарного производства;

- распространение элементов частной собственности;

- переход от аристократического строя общества (так называемой раннегреческой тирании) к демократии (полисной республике);

- великая греческая колонизация, вызванная демографическим ростом, развитием торговли и обострением социально-политической борьбы.

    Первый подъем античной цивилизации.

Первый подъем приходится на Классический период истории древней Греции . Его временные рамки V IV вв. до н.э. В это время происходит:

- окончательное формирование и укоренение древнегреческого полиса;

- победа греков в греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.) и, как следствие, возвышение Афин;

Наблюдается общий подъем экономики, стабилизация политического устройства и небывалый расцвет культуры (особенно ярко это заметно во время правления Перикла с 443 по 429 гг. до н.э.).

    Первый кризис античной цивилизации.

Первый кризис вызван кризисом полисной системы древней Греции и утратой ею независимости . Это связано с резким контрастом вызванным развитием товарно-денежных отношений и, как следствие, резкой социальной дифференциацией . Это приводит:

К междоусобной Пелопонесской войне (431 – 404 гг. до н.э.), нанесшей огромный ущерб сельскому хозяйству, истощившей финансы и вызвавшей кризис политической системы;

К общему спаду культуры;

К усилению раздробленности полисов и, как следствие , невозможность унификации внутреннего устройства и создания единого государства;

К потере независимости под властью Александра Македонского.

    Второй подъем и период зрелости античной цивилизации.

Рамки этого периода можно обозначить следующим образом: IVв. до н.э. – I в. н.э.

В 334 г. начинаются завоевания Александра Македонского (высадка его войск в Малой Азии). Постепенно Александр подчиняет себе всю Малую Азию, завоевывает державу Ахеменидов и подчиняет себе все территории вплоть до западных областей Индии, при этом под его властью оказываются весь бассейн Эгейского моря и значительная часть Балканского полуострова.

Несмотря на то, что в организации управления империи смешиваются элементы восточной деспотии с элементами политического строя греческих государств-полисов, его империя оказывается заведомо нежизнеспособной. После его смерти начинаются междоусобные войны, которые приводят к распаду империи.

Тем не менее, Александр Македонский заложил основные экономические, политические и культурные черты эллинистических государств:

Создание укрепленных, сравнительно автономных городских центров, которые не обладали независимостью;

- эксплуатация земледельческих цивилизаций, находящихся вне города;

Постепенное внедрение царского культа;

Проведение программ, направленных на экономическое, сельскохозяйственное развитие.

Раздробленные эллинистические государства не оказали достойного сопротивления новому игроку на античной арене – Римской империи.

753 г. до н.э. считается годом основания Рима. Древний Рим проходит эпоху Республики, характеризующуюся:

Военными завоеваниями, широкой экспансией (установление римского господства в Средиземноморье в результате Пунических войн – 246 – 146 гг. до н.э.);

Формированием гражданской общины, называемой цивитас , ориентированной на использование рабов-иноплеменников.

В 27 г. до н.э. Рим провозглашается империей и на смену периоду республики приходит эпоха Империи. Во время периода Ранней Империи или Принципиата (30 г. до н.э. – II в. н.э.) древнеримская локальная цивилизация достигает своего наивысшего расцвета и этот же период, как мне кажется, можно считать пиком развития античной цивилизации. Этот этап характеризуется:

Всесторонним, то есть не только территориальным, но и духовным объединением древнего Рима, что подтверждается ассимиляцией завоевателей и покоренных ;

Прецедентом создания государственной администрации , что позволяло эффективно распределять ресурсы между центром и провинциями, и, как следствие, привело к экономическому развитию;

- формирование римского гражданства и системы римского права.

    Период дряхления античной цивилизации, второй кризис и постепенный переход к Средневековью.

Кризис намечается уже во время правления Диоклетиана (с 284 г. н.э.) , который вводит тетрархию (четверовластие), и, несмотря на то, что император Константин отменяет ее в 324 году, это дает первые предпосылки к делению Римской империи на западную и восточную, к сепаратистским, центробежным течениям. Империя окончательно делится на две части после смерти Феодосия между двумя его сыновьями . Кризис достигает своего пика 4 сентября 476 года, когда командующий имперской армией свергает малолетнего императора . Именно это событие считается рубежом, отделяющим античный мир от средневековой эпохи. Восточная Римская империя продолжает существовать еще на протяжении тысячи лет, ее главной отличительной чертой можно назвать преобладание греческого наследия.

Основные достижения античной цивилизации.

    В экономической сфере – формирование многоукладной экономики , при которой удельный вес каждого из укладов меняется со временем и в зависимости от особенностей локальной цивилизации.

    В политической сфере – формирование демократии (безусловно не в нашем современном понимании, а демократии для избранных, исключая женщин, рабов,чужеземцев), отработка в Риме сложного механизма функционирования государственного строя, который в тех или иных модификациях дошел до нашего времени.

    В духовной сфере – приоритетность человеческой личности , ее раскрепощение, формирование абстрактных наук (таких как философия, история, право), появление теоретической основы естественных наук, развитие искусства в сфере ваяния и зодчества, поэзии, драматургии, развитие духовной сферы, упорядочение идеологической сферы, переход от политеизма к монотеизму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античная цивилизация – один из самых ярких периодов истории человечества. Как мне кажется, из всех достижений этой глобальной цивилизации самыми значимыми являются достижения духовной сферы , так как духовный мир (или общественное сознание) находится на самой вершине структурной пирамиды цивилизации. Экономическое развитие и появление прибавочного продукта дало сильнейший толчок к развитию духовного мира людей той эпохи. Влияние античного искусства и философии в той или иной степени ощущается на всех этапах дальнейшей истории человечества. Многие идеи дошли до нас, пусть и в измененном виде, и легли в основу современной культуры.

Главным трудом Л. И. Мечникова стала книга «Географическая теория развития современных обществ», в которой Мечников проводил свою идею о том, что на всём протяжении истории цивилизации развивались в течение трёх периодов, для каждого из которых характерен свой тип развития, общественные отношения, государственный строй, культура и г. д. Эти периоды он назвал речной, морской и океанической цивилизациями. Тем самым Л. И. Мечников проводит мысль о том, что путь исторического развития неразрывно связан с водой и водными ресурсами. И действительно вода для человека даже в наше время - это уникальная субстанция. Благодаря воде человек живёт, живёг вся живая среда человека, вода помогает человеку легко перемещаться, вода источник энергии и г. д. В конце концов человек сам на 90% состоит из воды. Многие особенности воды, которые я выше перечислили, легли в основу его теории.

До сих пор достоверно не известно, в какой гео1рафической среде, г. е. в каких физико-географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории человеческого рода. Сейчас считается, что прародиной человечества является территория между Тигром и Ефратом, гам, где возникла древнейшая Шумерская цивилизация. Л. И. Мечников же говорит, что связей между древнейшими цивилизациями Запада (Египетская и Ассиро-Вавилонская) и цивилизациями Востока (Индия и Китай) не было: между ними мы видим как бы пропасть в 10 - 15 столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой об общем происхождении культуры на земном шаре.

Если теперь, оставив в стороне неразрешимый вопрос о происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю историю человечества, то мы легко можем наметить в ней три последовательных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали каждый в своей собственной гешрафической среде. Четыре древнейших великих культуры зародились на берегах больших рек. Хуан-Хе и Янцзы - Китай, Нил - Египет, Тиф и Евфрат - Вавилон, Инд и Ганг - Индия.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился но его побережью. Так наступила вторая эпоха - морская, главным образом эпоха средиземноморских стран. Начиная от Афин, Сиракуз, Карфагена, Александрии и до Венеции, Константинополя длилась эпоха морских цивилизаций С открытием Америки Христофором Колумбом началось быстрое падение средиземноморских наций и государств и соответственный быстрый рост стран расположенных на побережье Атлантического океана, т. е. Португалии, Испании, Франции, Англии.

По Л. И. Мечникову историю человечества можно разделить на следующие периоды:

1. Древние века, Речной период. Египет, Месопотамия, Индия и Китай. История этих цивилизаций не синхронична. Индия и Китай с самого начала своего возникновения несколько запаздывают в развитии по сравнению с западными - Ассиро-Вавилонией и Египтом.

В эпохе древних речных цивилизаций можно различить две эпохи:

I. Эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII веку до начала нашей эры.

II. Эпоха первоначальных международных отношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций - 800 г до н. э.

2. Средние века, средиземноморский период. Этот период охватывает 25 веков, с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется в свою очередь, на две следующих эпохи:

I. Эпоха Средиземного моря, во время которой главные очаги культуры, одновременно или поочерёдно представлены крупными олигархическими государствами Финикии, Карфагена, Греции и, наконец, Рима при цезарях, вплоть до Константина Великого.

II. Эпоха Морская, начинающаяся со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черное морс, а затем Балтийское. Эга эпоха охватывает собою весь период Средних веков.

III. Новое время или период океанический, характеризующийся заметным перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики.

  • 1. Атлантическая эпоха, от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии
  • 2. Всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни.

Эго разделение человеческой истории, представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует также и трём последовательным фазисам социальной эволюции и трём восходящим ступеням органической эволюции в природе.

Темы и вопросы для повторения

  • 1. Назовите основные этапы развития социологической мысли в России.
  • 2. В чем состояла сущность позитивистской социологии?
  • 3. Каковы основы натурализма в социологии позитивизма в России?
  • 4. Какова основа органического направления в социологии позитивизма?
  • 5. Какова сущность основных положений органического направления П. Ф. Лилиенфельда?
  • 6. В чем состояли взгляды Я. А. Новикова - представителя социал - дарвинизма?
  • 7. Какова сущность механического направления позитивизма но А. И. Стронину?
  • 8. В чем состояли основные положения географической школы в социологии позитивизма Л. И. Мечникова?


Загрузка...