Кошки. Породы, стерилизация

Понятие социальной дезадаптации. Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Признаки социальной дезадаптации это:

§ Нарушение норм морали и права;

§ Асоциальные формы поведения и деформации системы ценностных ориентаций;

§ Утрата социальных связей с семьёй, школой;

§ Резкое ухудшение нервно-психического здоровья;

§ Увеличение ранней подростковой алкоголизации;

§ Склонность к суициду.

В числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение семей, относящихся «к группе повышенного риска» и дающих наибольшее число дезадаптированных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные, способствующие возникновению социальных отклонений в поведении детей и росту их дезадаптации.

Дополнительным фактором риска становится безработица родителей. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляют более 50% общего числа безработных. На рынке труда поисками работы заняты около 60 000 матерей-одиночек Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001. с.145..

Мощным фактором детской безнадзорности помимо неблагополучной семьи, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей.В последние годы появилась еще одна категория несовершеннолетних, относящихся к «группе повышенного риска», - дети беженцев и вынужденных переселенцев, которые появляются по причине распада СССР и многочисленных вооруженных конфликтов.

Дезадаптированность тесно связана с ухудшением психического здоровья детей. Психологическая патология среди социально дезадаптированных несовершеннолетних достаточно велика и достигает 95% Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001. с.146.

Существует тенденция роста числа подростков, госпитализированных из-за наркологических заболеваний. Безнадзорным детям с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев необходима наряду с социальной реабилитацией серьезная медицинская помощь.

В последние годы в детской среде наблюдается устойчивый рост числа венерических заболеваний, особенно среди социально дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. По данным социальных служб, только 75% претерпевших насилие обращаются в правоохранительные органы, реальное же количество случаев сексуального насилия в десятки раз превышает статистические данные, поскольку очень многие посягательства остаются «тайной» детей. Они калечат их психику, негативно отражаются на дальнейшем развитии личности, приводят к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни.Серьезной социальной проблемой остается суицид в детской среде. Его причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью.Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, на протяжении длительного времени (порой нескольких лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как проблема их жизнеустройства решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Эта категория детей наиболее склонна к бродяжничеству, подвергаясь при этом опасности стать жертвой насилия и преступлений или быть вовлеченной в преступную деятельность.

Безнадзорность среди подростков наблюдается на фоне пьянства, наркомании, безработицы как среди родителей, так и у самих несовершеннолетних.

Одним из проявлений социальной дезадаптации детей и подростков является злоупотребление психоактивными веществами. Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них характерны низкая успеваемость и систематические пропуски занятий, многие остаются на второй год или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать школу, либо другие учебные заведения.Среди причин, влияющих на распространение алкоголя, наркотических и токсикоманических средств в подростковой среде, далеко не последнее место занимает их доступность.

В зависимости от «природы» характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии). Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 - 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В. Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А. И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов Там же. с. 12. . Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей. Как мы уже отмечали, у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость. Психосоциальная дезадаптация требует индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка,

В данном случае дезадаптированность проявляется в кризисные периоды психофизиологического развития, которые характеризуются качественно новыми психологическими образованиями, что требует перестройки характера отношений взрослых, родителей, воспитателей, педагогов с ребенком, подростком, а также изменений всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития. Л. С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года - с освоением ребенком прямохождения, трех лет - с овладением речью, семи лет - с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет - кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является одним из самых «сложных» переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости, как уже отмечено выше, происходят серьезные изменения, как в организме, «психике» так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 2002. с.78..

Однако кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста, как и трудновоспитуемость других возрастных кризисных периодов развития, могут быть преодолены, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия, характер отношений с педагогами, родителями будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей развития ребенка, подростка.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, эмоциональное неконтролируемое состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. Для социально запущенных подростков характерны серьезные различные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.). В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки, о которых мы подробнее поговорим далее.

Итак, существуют два обстоятельства, которые являются важнейшими предпосылками дезадаптации:

1. семейный фактор. Для ребенка, находящегося в самом раннем возрасте, пьянство родителей, их безразличие, граничащие с жестокостью, - факторы, способствующие его патологическому развитию. Для детей более позднего возраста неблагоприятная семейная обстановка - лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка дезадаптации;

2. врожденная патология: выраженные в довольно стертом виде дисфункция мозга, обусловленная родовыми или послеродовыми травмами, повышенной психической возбудимостью самих родителей Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001 с. 145..

В совокупности с первым фактором они создают те особые, отягощенные по сравнению с нормальными условиями, в которых изначально появляются и формируются отклонения в психике, способствующие дезадаптации.

Уже в раннем такие дети демонстрируют быструю утомляемость, трудности общения в детских дошкольных учреждениях, затруднения при включении в характерные для их возраста игры и занятия. Однако настоящие сложности возникают у них, как правило, после поступления в школу. Во-первых, они плохо подготовлены и в состоянии наверстать упущенное только при создании для них благоприятных условий, поэтому учиться им, как правило, трудно. Во-вторых, они быстрее, чем другие устают, пресыщаясь деятельностью, более раздражительны, не способны к длительным и систематическим нагрузкам.

И все же, было бы грубой ошибкой, что ранняя трудновоспитуемость и ослабленная нервная система, а потому и начальная дезадаптация с ее отклонениями в поведении - непосредственные причины асоциальной направленности личности. Следует рассмотреть личность ребенка на протяжении всего пути становления феномена дезадаптации и при этом строго разделять физиологические условия и собственно психологический процесс, протекающий в этих рамках. В качестве наиболее значимых можно отметить следующие моменты.

По мере усложнения требований и школьных программ таким Деям в силу указанных нарушений все труднее становится достигать успеха. Им обычно не по силам в течение долгого времени (15-20минут) концентрировать свое внимание, поэтому на уроке они отвлекаются, отвечают невпопад, раздражают учителя, становятся объектами насмешек сверстников. Без организующей и мобилизующей помощи взрослых (которую им не могут предоставить родители в неблагополучной семье) они не в состоянии преодолевать трудности, терпят обвинения в неполноценности, подвергаются наказаниям (зачастую весьма суровым), лишениям. Важнейшие потребности ребенка в этом возрасте - одобрение, уважение со стороны окружающих - не удовлетворяются, что создает у него глубокий внутренний дискомфорт.

Иными словами, легкая или стертая наследственная патология в совокупности с отсутствием педагогической и психологической помощи обусловливает постепенное отчуждение ребенка от общества. Этому способствует и неблагоприятная обстановка в семье, пьянство и жестокость родителей.

По мере перехода к подростковому возрасту, подразумевающему формирование новых потребностей, превалирование коммуникативной деятельности, общение со сверстниками, потребность познать себя, самоутвердиться, появляется необходимость выработать собственную точку зрения на те или иные явления и события.

Конечно, было бы ошибкой предполагать, что «трудный» подросток ввиду своего отягощенного психического развития склонен выбирать в качестве новых потребностей только «дурное» и «плохое». Однако, как правило, они подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми (в отличие от школы или семьи) можно самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить (наконец-то, уважение к себе).

С началом доминирования у подростка ценностей такой группы неизбежным становятся его конфликты с педагогами, родителями, соседями. Педагогическая неграмотность родителей, убежденных, что лучшее средство воспитания - грубая ругань и рукоприкладство, и вызов участкового, препятствует удовлетворению истинных интересов, эмоциональных запросов подростка.

Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственным подросткам лабильностью, возбудимостью, которые крайне ускоряют формирование стремления жить беспечно, шумно, весело. Пристрастие к алкоголю и наркотикам, бездумное участие в уличных драках компенсируют подростку все ущемления и притеснения, которые он претерпевает в повседневной жизни.

Однако участие в драках и совершение других мелких правонарушений, все более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее, - подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного появления их, следуя требованиям и кодексам группы. Так складывается делинквентная личность (от лат. delinquens - правонарушитель, преступник) личность, еще не совершившая, но готовая совершить крупное правонарушение. У подростка, личность которого еще не сформировалась, негативный опыт вызывает подлинные отклонения, склонность к правонарушениям. На развитых стадиях девиации и дезадаптации наблюдаются искажение и глубокая деформация личности делинквента, который опускается до самого примитивного состояния. Таким образом, дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно, ее развитию предшествует целый ряд этапов, которые можно считать стадиями онтогенеза негативных психологических новообразований.

1. трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента. Наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития.

2. нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми.

3. «трудные» подростки, не имеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми.

4. подростки - делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле Технологии социальной работы с детьми и подростками. СПб, 2001. с.175..

В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем данных, убедительно свидетельствующих о том, что на формирование дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:

· запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

· депривация как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых, близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития;

· фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению жизненно важных потребностей ребенка препятствует непреодолимые трудности;

· внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001 г. с.311.

Мы перечислили несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков, которые указывают на необходимость социальной работы с дезадаптированными подростками. Рассмотрим основные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.

Процесс социализации – это введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального - девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.


Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности - это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.

Этот термин прочно вошел в жизнь современного человека. Удивительно, но с развитием информационных технологий множество людей чувствуют себя одинокими и неприспособленными к внешним условиям действительности. Некоторые теряются в совершенно обыденных ситуациях и не знают, как им лучше поступить в том или ином случае. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности. Получается, что взрослому человеку приходится заново учиться радоваться жизни, потому что он стремительно утрачивает этот навык. То же касается и , у которых отмечается дезадаптация. Сегодня подростки предпочитают , реализовывать в интернете свои потребности в общении. Компьютерные игры и социальные сети отчасти заменяют нормальное человеческое взаимодействие.

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности. Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Социальная дезадаптация наступает тогда, когда конкретный человек перестает замечать, что происходит во внешнем мире и полностью погружается в придуманную реальность, частично заменяя ею отношения с людьми. Согласитесь, ведь нельзя полностью сосредоточиться только на самом себе. В таком случае утрачивается возможность личностного роста, поскольку негде будет черпать вдохновение, делиться с окружающими своими радостями и печалями.

Причины социальной дезадаптации

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность

Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.

Утрата привычного коллектива

Конфликт с окружением

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация, к счастью, происходит с человеком не молниеносно. Требуется время для развития неуверенности в себе, для того, чтобы в голове поселились значимые сомнения по поводу внешности и выполняемой деятельности. Выделяют две основные стадии или виды дезадаптации: частичную и полную. Первый вид характеризуется началом процесса выпадения из общественной жизни. Например, человек в результате болезни перестает ходить на работу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с родственниками и, возможно, друзьями. Второй вид дезадаптации отличается утратой веры в себя, сильным недоверием к людям, потерей интереса к жизни, любым ее проявлениям. Такой человек не знает как вести себя в обществе, не представляет ее норм и законов. У него создается впечатление, что он постоянно что-то делает не так. Нередко обоими видами социальной дезадаптации страдают люди, имеющие какую-либо зависимость. Любая аддикция предполагает отрыв от общества, стирание привычных границ. Девиантное поведение всегда в той или иной степени сопряжено с социальной дезадаптацией. Человек просто не может оставаться прежним, когда его внутренний мир разрушается. Значит разрушаются и многолетние выстроенные связи с людьми: родственниками, друзьями, ближайшим окружением. Важно не допустить развития дезадаптации ни в каком виде.

Особенности социальной дезадаптации

Говоря о социальной дезадаптации, следует иметь в виду то обстоятельство, что имеются некоторые особенности, которые не так легко победить, как это может показаться на первый взгляд.

Устойчивость

Человек, подвергнувшийся социальной дезадаптации, не может быстро опять войти в коллектив даже при сильном желании. Ему необходимо время для выстраивания собственных перспектив, накопления положительных впечатлений, формирования позитивной картины мира. Чувство ненужности и субъективное ощущение разорванности с обществом – главные особенности дезадаптации. Они будут еще долго преследовать, не отпускать от себя. Дезадаптация на самом деле причиняет много боли личности, поскольку не дает ей расти, продвигаться вперед, верить в имеющиеся возможности.

Сосредоточенность на себе

Другой особенностью социальной дезадаптации является чувство замкнутости и опустошенности. Человек, у которого наблюдается полная или частичная дезадаптация, всегда крайне сконцентрирован на собственных переживаниях. Эти субъективные страхи формируют чувство ненужности и некоторой отстраненности от общества. Человек начинает бояться бывать среди людей, строить определенные планы на будущее. Социальная дезадаптация предполагает, что личность постепенно разрушается и утрачивает все связи со своим ближайшим окружением. Потом становится трудно общаться с любыми людьми, хочется куда-то убежать, спрятаться, раствориться в толпе.

Признаки социальной дезадаптации

По каким признакам можно понять, что у человека имеется дезадаптация? Существуют характерные признаки, указывающие на то, что личность является социально изолированной, переживает некоторое неблагополучие.

Агрессия

Самым ярким признаком дезадаптации является проявление негативных чувств. Агрессивное поведение свойственно для социальной дезадаптации. Поскольку люди находятся вне всякого коллектива, они со временем утрачивают навык общения. Личность перестает стремиться к взаимопониманию, ей становится гораздо проще получить желаемое с помощью манипуляции. Агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для того человека, от которого она исходит. Дело в том, что постоянно проявляя недовольство, мы разрушаем свой внутренний мир, обедняем его до такой степени, что все начинает казаться безвкусным и блеклым, лишенным смысла.

Уход в себя

Другим признаком дезадаптации человека к внешним условиям становится ярко выраженная замкнутость. Человек перестает общаться, рассчитывать на помощь других людей. Ему становится гораздо проще потребовать чего-то, нежели решиться попросить об одолжении. Социальная дезадаптация характеризуется отсутствием прочно выстроенных связей, отношений и стремлений завязать новые знакомства. Человек может долгое время находиться один, и чем дольше это продолжается, тем сложнее ему становится вернуться в коллектив, суметь восстановить прерванные связи. Уход в себя позволяет личности избежать ненужных столкновений, которые могли бы негативно повлиять на настроение. Постепенно человек привыкает прятаться от людей в привычной для него обстановке и не хочет ничего менять. Социальная дезадаптация коварна тем, что поначалу никак не замечается личностью. Когда человек сам начинает осознавать, что с ним что-то не в порядке, то становится уже поздно.

Социофобия

Она является следствием неправильного отношения к жизни и почти всегда характеризует любую дезадаптацию. Человек перестает строить социальные связи и со временем у него не остается близких людей, которым было бы интересно его внутреннее состояние. Общество никогда не прощает личности инакомыслия, желания жить только ради себя. Чем больше мы склонны замыкаться на своей проблеме, тем труднее впоследствии становится выходить из своего уютного и привычного мирка, который уже функционирует, казалось бы, по нашим законам. Социофобия является отражением внутреннего уклада жизни человека, подвергнувшегося социальной дезадаптации. Страх перед людьми, новыми знакомствами обусловлен необходимостью менять отношение к окружающей действительности. Это признак неуверенности в себе и того, что у человека наблюдается дезадаптация.

Нежелание подчиняться требованиям общества

Социальная дезадаптация постепенно превращает личность в раба самого себя, который боится выйти за рамки собственного мира. У такого человека существует огромное количество ограничений, которые мешают ему почувствовать себя полноценным счастливым человеком. Дезадаптация заставляет избегать всяческого контакта с людьми, а не только выстраивать с ними серьезные отношения. Иногда доходит до абсурда: надо куда-то сходить, а человек боится выйти на улицу и придумывает себе различные оправдания, чтобы только не покидать безопасного места. Происходит это еще и потому, что общество диктует личности свои требования. Дезадаптация заставляет избегать подобных ситуаций. Человеку становится важно только защитить свой внутренний мир от возможных посягательств со стороны других людей. В противном случае он начинает чувствовать себя крайне некомфортно и неуютно.

Коррекция социальной дезадаптации

Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека. Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций. Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.

Социальные контакты

Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой. Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу. Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.

Проработка страхов и сомнений

У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог. Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности. Вы и не заметите, как проблема вас покинет.

Профилактика социальной дезадаптации

Лучше не доводить до крайности и не допускать развития дезадаптации. Чем раньше будут предприняты активные меры, тем лучше и спокойнее вы начнете себя ощущать. Дезадаптация – это слишком серьезно, чтобы можно было с этим шутить. Всегда есть вероятность того, что человек, уйдя в себя, больше никогда не вернется к нормальному общению. Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении себя позитивными эмоциями. Следует как можно больше взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться адекватной и гармоничной личностью.

Таким образом, социальная дезадаптация – это сложная проблема, требующая к себе пристального внимания. Человек, который избегает общества, обязательно нуждается в помощи. Поддержка ему необходима тем сильнее, чем больше он чувствует себя одиноким и ненужным.

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов .

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций .

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям .

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников .

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский .

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) :

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности .

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки .

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок .

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма социальной дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека .

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят :

· индивидуальные;

· психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

· социально-психологические факторы;

· личностные факторы;

· социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации .

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Оказание профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая общетеоретические концептуальные подходы к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного коррекционного инструментария, который может быть использован в работе и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекция социальной дезадаптации - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков социально значимых качеств и поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.

В настоящие время существуют различные психосоциальные технологии коррекции дезадаптированных подростков. При этом основной упор сделан на методы игровой психотерапии, графические техники, используемые в арт-терапии и социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционально-коммуникативной сферы, а также на формирование навыков бесконфликтного эмпатийного общения. В подростковом возрасте проблема дезадаптации, как правило, связана с неблагополучием в системе межличностных отношений, поэтому развитие и коррекция коммуникативных умений и навыков важное направление общей коррекционно-реабилитационной программы .

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом положительных тенденций развития по «сотрудничающему-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам межличностных отношений, выявленных в «Я-идеальное» подростков, которые выступают как личностные копинг-ресурсы, необходимые для овладения более адаптивными стратегиями совладающего поведения при преодолении критических ситуаций существования.

Таким образом, социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

«Социальная дезадаптация подростков и способы ее преодоления»

, МОО «Социально-волонтерский центр»

В настоящий момент большая часть населения нашей страны живет в условиях экономической и бытовой неустроенности, устойчивых психологических стрессов, личной растерянности. Изменениям подверглись не только экономическое и политическое состояние государства, но и культура, нравственные ценности, отношение к семье и подрастающему поколению. Это основная причина столь неприглядной картины в дестабилизации общества и семьи. Нестабильность экономики привела к резкому обнищанию населения, расслоению общества на бедных и богатых. Наиболее уязвимым слоем стали дети и подростки, которые более остро отреагировали на данные изменения. В условиях школы возникает необходимость дифференциации степеней трудности и активной помощи и реабилитации.

В обществе можно выделить 3 типа неблагополучных семей, где чаще появляются «трудные подростки»:

Первый - криминогенный тип семьи, где отношения строятся таким образом, что они приносят вред духовному и физическому развитию ребенка : систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, криминальный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, частое их избиение. Такая семья имеет нередко несколько детей. Воспитательный процесс в этих семьях полностью отсутствуют.

Второй тип - «внешне спокойные» семьи, где за «благополучным фасадом» скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства родителей друг к другу, нередко наступают длительные периоды плохого настроения, тоски, депрессии, когда супруги не разговаривают друг с другом. Воспитательный процесс формализован и ограничивается увеличением требовательности к подростку и острой эмоциональной реакции на его поведение.

Третий тип - семьи с низким социальным статусом. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. В этих семьях тяжелое материальное положение, слабая забота о детях, отсутствие полезной организации жизни и деятельности. Дети из этих семей стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых и школьных компаниях.

Эти отношения нередко сопровождаются серьезными нервно-психическими расстройствами подростков, осложняются проблемами возрастного кризиса. Понятие «возрастного кризиса», введенное, обозначает своеобразную поведенческую реакцию самого ребенка на возникающую у него потребность перемен. Подросток «проговаривает» все это открытым текстом своего поведения. Первыми с проявлениями возрастного кризиса сталкиваются родители подростка. В криминогенном типе семьи одобрительно относятся к асоциальным формам поведения ребенка. Семья, где «внешне спокойные» отношения, встречает «взрывом» отношений, конфликтами и отторжением от проблем подростка. В семьях с низким социальным статусом проявления возрастного кризиса часто остаются незамеченными.

Для смягчения проблем переходного возраста необходимо, по мнению, вовремя взрослым обратить внимание на позитивное содержание кризисного сообщения подростка. Для этого необходимо рассмотреть опыт других государств. Маргарет Мид показала, что в некоторых человеческих сообществах нет и следа подросткового кризиса. Например, в традиционном обществе Самоа вместо подросткового кризиса существует плавный переход, отроков 10-15 лет постепенно включают во взрослую трудовую деятельность. В Западной культуре ребенка начинают готовить к процессу социализации очень рано. Проблемы «трудных подростков» решаются путем более глубокой дифференциации «трудности». Их рассматривают с позиции устойчивых эмоциональных состояний, в которых представляются идеалы, ценности, жизненный стиль, социальная роль и поведение. Все эти представления подросток еще проверяет на «прочность» в условиях реальной жизни, координирует с ценностями своей семьи, которая готова к изменениям .

Таким образом, негативизм подростка рассматривается как асоциальная или антисоциальная реакция на рассогласованность личных и общественно одобряемых ценностей. «Трудных подростков» необходимо рассматривать не изолированно, а как значимую составную часть семейной структуры и стремиться к максимальному изменению специфики семейных отношений. Для этого необходимо просвещать родителей о трудностях протекания подросткового возраста.

Негативистические реакции подростков проявляются не только в семье, но и в школе. Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, проявляющими негативизм, нежелательные поведенческие реакции. В современной школе сформировался устойчивый заказ учителей и родителей на индивидуальную работу с тем или иным «трудным подростком». Поэтому в практической деятельности возникает необходимость дифференциации «трудных подростков». Условно можно разделить таких детей на следующие группы:

1. Дети с асоциальным поведением. В эту группу попадают подростки, стоящие на внутришкольном учете или на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей;

2. Дети с нервными и психическими расстройствами, проявляющиеся на поведенческом и эмоциональном уровнях.

3. Особую группу составляют подростки, употребляющие наркотические вещества.

Такое разделение на группы «трудных подростков» делает проблему выбора и применения адекватной коррекционной работы более целенаправленной. Для предотвращения проявлений негативизма в подростковом возрасте необходимо специально создавать условия, где ребенок имел бы возможность стать другим: более успешным, уверенным в себе и т. д.

1. Детям с асоциальным поведением необходимо, прежде всего, организовать конструктивную занятость во внеурочное время (секции, кружки, клубы по интересам); проводить для них тренинги личностного роста, эмоциональной устойчивости, эффективного общения, в содержание которых включаются упражнения типа: упражнения: «доброта», это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы; упражнение «тростинка на ветру» дает великолепный опыт взаимного доверия.

Желательно, чтобы мини-тренинг проходил в группе 10-16 человек и длился 60-90 минут. Интервал между занятиями - 1-2 дня. В тренинговую группу входят подростки по желанию, не только «трудные», но и дети с нормализованными формами поведения.

2. Группа детей с нервными и психическими расстройствами. Психологу важно постоянно проводить мониторинг состояния здоровья этих подростков. Для этого необходим постоянный контакт с родителями, которые в зависимости от состояния здоровья подростка проходят медицинскую реабилитацию 1-2 раза в год. В условиях школы необходимо проводить мини-тренинги по развитию стрессоустойчивости, формированию эмоциональной стабильности, профилактике неврозов, психотерапию психосоматических заболеваний, которые могут включать задания следующего типа:

Упражнение «Пресс» нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, тревожности, агрессивности .. Упражнение «Настроение» снимает осадок от травмирующей ситуации.

3. Группа подростков, употребляющих наркотические вещества. Если такие дети выявляются, то наиболее оптимальным решением будет направление их в наркологический или социально-реадаптационный центры. А после этого необходимо активно включить их в конструктивную занятость и работать с ними, как с детьми первой группы.

Таким образом, учитывая рост социальной дезадаптации подростков в обществе, возникла необходимость создания широкой сети центров социально-психологической помощи детям и подросткам, с которыми активно должен сотрудничать школьный психолог.

Практика работы школьного психолога показывает необходимость расширения круга людей, которые помогают преодолеть проблемы возрастного кризиса, опираясь на учителей, родителей, значимых и авторитетных взрослых для подростка людей.

В работе с такими подростками важно шире применять групповые формы работы, в которых дети «заражаются» позитивными формами поведения и устойчивыми адекватными реакциями.

Список использованной литературы:

1. Захаров Ю. «Подростки «группы риска» » // Воспитание школьников №4 "00;

2. Красновсий Л. «Когда «трудным» трудно» // Воспитание школьников №9’02;

3. Лушагина И. «Детям риска требуется помощь» // Воспитание школьников №4’97;

4. , «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб’ 01;

5. «Игры, в которые играют…» Дубна’00;

6. , «Психология саморазвития» М’ 95 ;



Загрузка...