Кошки. Породы, стерилизация

Как построили знаменитые башни-близнецы в нью-йорке. Кто взорвал башни-близнецы

Строительство четверг 25 августа 1966 - среда 4 апреля 1973 Использование среда 4 апреля 1973 - вторник 11 сентября 2001 Высота Антенна / Шпиль 1 ВТЦ: 526,3 м. Крыша 1 ВТЦ: 417 м.

2 ВТЦ: 415 м.
3 ВТЦ: 73.7 м.
4 и 5 ВТЦ: 36 м.
6 ВТЦ: 32 м.
7 ВТЦ: 186 м.

Верхний этаж 1 ВТЦ: 413 м.

2 ВТЦ: 411 м.

Технические параметры Количество этажей 1 и 2 ВТЦ: 110 этажей

3 ВТЦ: 22 этажа
4 и 5 ВТЦ: 9 этажей
6 ВТЦ: 8 этажей
7 ВТЦ: 47 этажей

Площадь внутри здания 1 и 2 ВТЦ: 400 000 м 2

4, 5, и 6 ВТЦ: 50 000 м 2
7 ВТЦ: 170 000 м 2

Количество лифтов 239 Архитектор Минору Ямасаки

Емери Рот и Сонс

Владелец Власти портов Нью-Йорка и Нью-Джерси

Всемирный торговый центр (англ. World Trade Center ), сокр. ВТЦ - комплекс из семи зданий, спроектированных Минору Ямасаки , американским архитектором японского происхождения, и официально открытый 4 апреля 1973 года в Нью-Йорке (США). Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей - Северная (высотой 417 м, а с учётом установленной на крыше антенны - 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен в результате террористической атаки . Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание Эмпайр-стейт-билдинг , которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка). Иногда эти башни называют «символом мирового господства США».

История и строительство

Вид на окно одной из башен-близнецов. Видно, что вся наружная обшивка состоит из огромных стальных прутьев.

Минору Ямасаки задумал проект Всемирного Торгового Центра в 1962 году, в январе 1964 года архитектор по заказу «Port Authority» создал чертежи зданий, чуть позже в этом же году представил на обсуждение макет в 1:130 натуральной величины, а уже через два года (5 августа 1966 года) мощные экскаваторы начали рыть котлован.

До близнецов небоскрёбы в Нью-Йорке возводились на естественной каменной основе. Манхэттен действительно каменный, у него под слоем земли камень, гранит, это видно, когда наблюдаешь за строительством новых домов: котлованы здесь не выкапываются, а вырубаются, выгрызаются стальными зубами врубовых молотков.

Первая проблема, с которой столкнулись инженеры, было то, что на том месте, где должны были встать близнецы, подножного камня не оказалось. Вместо этого там обнаружили искусственный, наносный грунт, который раньше «принадлежал» реке Гудзон . Этот грунт представлял собой большое количество искусственной земли, смешанный с пластами булыжника, песка, гравия, голышей, даже старые суда попадались в искусственной почве. Строители приходили в отчаянье: дополнительные трудности, дополнительные расходы, дополнительный бетон.

Это была не единственная проблема, подстерегавшая архитектора и инженеров. Следующей проблемой, постигшей их, оказались 164 больших и малых, узких и широких зданий, чаще всего каменных, которые стояли на месте будущего Всемирного Торгового Центра и должны были быть снесены. Снести их было нетрудно, но проблема после этого все же оставалась. Гораздо труднее было при этом оставить в целости, а потом и перенести насыщенную и сложную систему подземных коммуникаций, систему пожарной тревоги, многожильные телефонные и электрические кабели, газовые, тепловые, пневматические и водопроводные трубы, не задеть проходящую рядом скоростную автомагистраль и сохранить многочисленные пешеходные дороги и переходы.

Ещё одной проблемой оказалась станция подземной железной дороги, отсюда начинающей подводный путь в Нью-Джерси , которая везёт на работу и увозит с работы сотни тысяч людей. Если бы дорогу закрыли, Нью-Йорк и все Соединенные Штаты ожидали неизбежные экономические проблемы. Подземка перевозила людей до тех пор, пока в нижнем ярусе комплекса не построилась новая подземная станция.

Нельзя сказать, что работа строителей была легкой. Что только стоят 1,2 млн куб. ярдов земли, которую пришлось выкопать и вывезти. Вместо неё под близнецами была создана так называемая Плаза - подземное пространство, где расположились многочисленные рестораны и банки, туристические бюро, кассы авиалиний, магазины, новая станция нью-джерсийской дороги, гораздо лучше прежней, складские помещения, технические мастерские для обслуживания близнецов и подземный гараж для двух тысяч автомобилей.

Столкнувшись с трудностью построения здания беспрецедентной высоты, инженеры применили прогрессивную структурную модель: жесткая «полая труба» из близко расположенных стальных колонн, с фермами этажей, расширяющимися к центральной части. По наружной поверхности каждой из четырёх сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка, между которыми, тоже по всей высоте были натянуты тросы. Колонны, отделанные серебристым алюминиевым сплавом, были 476.25 мм шириной и устанавливались всего лишь в 558.8 мм друг от друга, из-за чего издалека казалось, что в башнях совсем нет окон. Несущие стены собирались из готовых стальных блоков, вес каждого из которых 22 тонны, высота 36 футов (высота 4 этажей), ширина 10 футов. Двести тысяч тонн в общей сложности весила сталь, заложенная в Близнецов.

По мере того, как росли близнецы, монтажники укладывали междуэтажные перекрытия из специальной, заранее приготовленной на заводах гофрированной стали и прочных бетонных плит. Перекрытия крепились к наружным несущим стенам с наружной стороны и к внутренним, единственным в близнецах стальным колоннам с сугубо полезной функцией - их возвели для крепления внутренних лифтов.

Лифтовая система, использованная в зданиях, тоже являлась уникальной. Башни близнецы были первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Беспокоясь, что интенсивное воздушное давление, создаваемое высокоскоростными лифтами, могло согнуть стандартные валы, инженеры разработали решение, использующее «сухостенную» систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Лифтам со стандартной конфигурацией для обслуживающих 110 этажей могла понадобиться половина площади нижних помещений для расположения шахт. Otis Elevators разработали быструю и компактную систему, в которой пассажиры должны были сменяться в «небесных вестибюлях» на 44-м и 78-м этажах, что уменьшило количество шахт вдвое. Всего в комплексе Всемирного Торгового Центра было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром из Port Authority. Каждый лифт грузоподъемностью 4536 килограмма мог поднять 55 человек со скоростью подъема - около 8,5 метров в секунду.

Закладка фундамента в вырытом котловане началась с северной башни в августе 1968 года в том числе и силами итальянских рабочих, которые приступали к работе в 8 утра и работали до 15:30 с 40-минутным перерывом на обед по нормальному тарифу, а после пол-четвёртого работали по двойному тарифу: бригадир получал 40 долларов в час или соответственно 80 долларов за час работы вечером, причём сверхурочные были правилом, а не исключением. Строительство шло быстро, несмотря на то и дело возникавшие трудности с финансированием. Бюджет Нью-Йорка в 1965 −1970 гг. составлял 6 миллиардов долларов. Чтобы добыть деньги для инвестиции в строительство Торгового Центра, город выпустил облигации с гарантией их погашения. Но в 1970 г. Нью-Йорк постиг финансовый кризис. Подошел и срок выплат по облигациям. Стройку едва не заморозили. Для спасения положения пришлось ввести новые, повышенные налоги в сфере предпринимательства. Был найден и другой источник поступления денег: начали сдавать в аренду под офисы будущие помещения Близнецов. А они ожидались огромными - 100 тыс. кв. м. Из всех затруднений удалось, наконец, «выкрутиться». Северную башню закончили строить в 1971 г., южную - в 1973 г. Торжественное открытие Всемирного Торгового Центра состоялось 4 апреля 1973 года .

В сечении башни были квадратные, со стороной в 65 м. Каждая башня - в 110 этажей. Фундаменты конструкций ушли под землю на 23 м. На каркасы зданий истрачено 200 тысяч тонн стального проката, а кабели электрических сетей, общей мощностью 80 000 киловатт, протянулись на 3 тысячи миль - половину расстояния от Нью-Йорка до Лондона, через Атлантику. Структура зданий была проста и разумна. Фасады выполнены в виде каркасов из стали и монтируемых на них модульных алюминиевых секций размерами 3,5×10 м, изготовленных заводским способом штамповки. Такая конструкция сейсмоустойчива и способна противостоять давлению ветра, очень сильного на большой высоте. По заверениям архитекторов, каждая башня Всемирного Торгового Центра могла выдержать столкновения с несколькими самолетами, однако 11 сентября 2001 года обе башни ВТЦ разрушились до основания.

Пожар 13 февраля 1975

13 февраля 1975 г. раздались три сигнала пожарной тревоги на 11-м этаже Северной Башни. Огонь распространился по центральным пустым трубам до 9-го и 14-го этажа из-за возгорания телефонных проводов в шахте, расположенной вертикально между этажами. Те области, куда огонь проник по проводам, удалось потушить практически сразу же, с очагом возгорания справились через несколько часов. Большая часть причиненного ущерба пришлась на 11-й этаж, где началось возгорание в кабинете, наполненном бумагой, жидкостью для печатных машин и другим офисным оборудованием. Противопожарная обработка стали против плавления спасла сам остов, и башне не было причинено никакого структурного вреда. На втором месте по причиненному ущербу оказались нижние этажи, пострадавшие не столько от огня, сколько от пожарной пены. На тот момент во Всемирном Торговом Центре не было системы для тушения пожара.

Террористический акт 26 февраля 1993 года

Разрушение в подвале

26 февраля 1993 г. в 12:17 дня на территорию Всемирного Торгового Центра заехал грузовик с 680 кг взрывчатки, за рулем которого был Рамзи Юзеф . Он взорвался в подземном гараже Северной башни. В результате взрывной волной через 5 подземных этажей была проделана дыра диаметром 30 м, причинив максимальный ущерб уровням В1 и В2 за всю их историю и существенный ущерб уровню В3. Шесть человек было убито (в том числе во время давки при выходе) и ещё 50 000 рабочих и посетителей не могли дышать из-за нехватки кислорода на 110 этажах башен. Многим людям, находившимся внутри Северной башни, пришлось спускаться вниз по тёмным лестницам, причём у некоторых на это ушло более двух часов.

Юзеф сбежал в Пакистан вскоре после взрыва, но был арестован в Исламабаде в феврале 1995 г. и экстрадирован в США для судебного процесса. Шейх Омар Абдел Раман в 1996 г. был обвинён в участии в организации взрыва и в других заговорах. Юсеф и Айд Измоил были приговорены к пожизненному заключению в 1997 г. за причастность к взрыву. Ещё четверым также за участие во взрыве был вынесен приговор в мае 1994 г. Согласно данным суда, целью заговорщиков была полная дестабилизация Северной башни, следом за ней должна была последовать Южная - то есть полное уничтожение обеих башен.

После взрыва потребовалось восстановление пострадавших этажей, особенно потому что они несли структурную нагрузку и являлись опорными. Стена из жидкого цемента после взрыва оказалась в опасности, также были утеряны металлические пластины, препятствующие давлению воды Гудзона с другой стороны. Охладительная установка на подуровне В5, снабжавшая воздухом весь комплекс Всемирного торгового центра, была выведена из строя.

После теракта портовые власти установили фотолюминесцентные указатели на стенах. Система извещения о пожаре должна была быть полностью заменена из-за того, что проводка и система сигнализации оригинальной системы вышли из строя. В память о жертвах был создан отражающий водоём с именами погибших в результате взрыва. В результате теракта 11 сентября мемориал был разрушен. Новый мемориал, общий для жертв взрыва и теракта появится в новом комплексе, строящемся на месте бывшего Всемирного торгового центра.

Разрушение 11 сентября 2001

11 сентября 2001 г. террористы захватили рейс 11 авиакомпании American Airlines и устроили преднамеренное столкновение его с Северной башней в 08:46 (со стороны северного фасада, между 93 и 99 этажами). Спустя семнадцать минут вторая группа террористов врезалась на таком же похищенном самолёте рейса 175 (United Airlines Flight 175) авиакомпании United Airlines в Южную башню (этажи 77-85). Вследствие разрушений, причинённых Северной башне корпусом самолёта , были полностью перекрыты все выходы из здания выше места столкновения, в результате чего в ловушке оказались 1 344 человека. Удар второго самолёта , в отличие от первого , пришёлся ближе к углу небоскрёба, и один лестничный колодец остался неповреждённым. Однако немногим людям удалось беспрепятственно спуститься по нему до момента обрушения строения. Но всё же, несмотря на то, что удар самолёта по Южной башне пришёлся ниже, здесь оказались заблокированными между этажами или погибли сразу менее 700 человек - гораздо меньше, чем в Северной. В 9:59 Южная башня рухнула из-за пожара, повредившего стальные элементы конструкции, уже и без того ослабленные столкновением с самолётом. Северная башня обрушилась в 10:28 утра, после пожара, длившегося 102 минуты.

В 17:20 11 сентября 2001 г. развалился восточный пентхаус седьмого корпуса Всемирного торгового центра (ВТЦ-7) , а в 17:21 рухнуло всё здание из-за того, что стихийно возникшие пожары необратимо разрушили его конструкцию. Третий корпус Всемирного торгового центра, отель Марриотт (ВТЦ-3), был задет падающими Башнями-близнецами. Три оставшихся здания комплекса серьёзно пострадали от упавших обломков и в конце концов были снесены, поскольку не подлежали восстановлению.
Здание Дойче банка на другой стороне Либерти-Стрит, напротив комплекса Всемирного торгового центра, позже было признано непригодным для нахождения в нём людей из-за высокого содержания токсичных соединений в помещениях; сейчас это строение разобрано. Фитерман-Холл Общественного Колледжа Манхеттена на Западном Бродвее, 30, также предназначен к сносу из-за обширных повреждений, полученных во время теракта.

Уже после теракта СМИ сообщили, что могли пострадать десятки тысяч человек, так как в обычные рабочие часы в комплексе могло находиться свыше 50 000 человек. В результате теракта 9/11 были выписаны 2 752 свидетельства о смерти, в том числе, на имя Фелиции Данн-Джонс, чья смерть была зарегистрирована только в мае 2007 г.; Данн-Джонс умерла спустя пять месяцев после теракта из-за ужасного состояния лёгких, вызванного тучами летающей пыли во время обрушения зданий Всемирного торгового центра. Ещё две жертвы были позднее добавлены в официальный список погибших: врач Снэа Анна Филип (Sneha Anne Philip), которую в последний раз видели за день до теракта, и Леон Хейуорд, умерший в 2008 г. от лимфомы, спровоцированной вдыханием воздуха, насыщенного пылью, поднявшейся при обрушении Башен-близнецов. Инвестиционный банк Кантор Фицджеральд Л. П., размещавшийся на 101-105 этажах Всемирного торгового центра, потерял 658 сотрудников - больше, чем любое другое учреждение, даже Компании Марш и МакЛеннан, расположенные непосредственно под помещениями банка на 93-101 этажах (куда врезался самолет террористов) и потерявшие 295 человек. На третьем месте по людским потерям (175 человек) - Корпорация Аон (Aon Corporation). Ещё погибли 343 пожарных Нью-Йорк Сити, 84 служащих Портового управления - Port Authority of New York and New Jersey , в том числе 37 сотрудников Департамента полиции Портового управления - Port Authority Police Department (PAPD) и 23 офицера Департамента полиции Нью-Йорка . Из всех тех людей, которые находились в башнях в момент их обрушения, живыми были извлечены только 20 человек, в том числе, полицейские PAPD - Уилл Джимено и Джон МакЛафлин (восемнадцатый и девятнадцатый выжившие).

Последствия

В результате все семь зданий комплекса были разрушены: три самых высоких строения (Северная Башня, Южная Башня и ВТЦ-7) обрушились, отель «Марриотт» был почти полностью уничтожен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2, остальным трём строениям был причинён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже снесены. Также в результате обрушения ВТЦ-2 был нанесён непоправимый урон 40-этажному зданию Дойче Банка , которое в настоящее время демонтировано.

На месте рухнувших башен-близнецов возведён мемориальный комплекс .

Здания нового комплекса

  • Freedom Tower (Башня 1 )
  • 200 Greenwich Street (Башня 2 )
  • 175 Greenwich Street (Башня 3 )
  • 150 Greenwich Street (Башня 4 )
  • 130 Liberty Street (Башня 5 )
  • Транспортный хаб Всемирного торгового центра

Примечания

  1. Строители: Башни ВТЦ разрушились из-за «эффекта блинов»
  2. 9/11 Commission Report . The National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States. Архивировано
  3. Dwyer, Jim , Lipton, Eric et al.. 102 Minutes: Last Words at the Trade Center; Fighting to Live as the Towers Die , The New York Times (May 26, 2002). Архивировано из первоисточника 10 октября 2008. Проверено 23 мая 2008.
  4. NIST NCSTAR 1-1 (2005), p. 34; pp. 45-46
  5. FEMA 403 -World Trade Center Building Performance Study, Chapter. 5, section 5.5.4 (PDF). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  6. Final Report on the Collapse of World Trade Center Building 7 - Draft for Public Comment xxxii. NIST (August 2008). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  7. World Trade Center Building Performance Study . FEMA (May 2002). Архивировано
  8. World Trade Center Building Performance Study - Bankers Trust Building . FEMA (May 2002). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 12 июля 2007.
  9. The Deutsche Bank Building at 130 Liberty Street Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 12 июля 2007.
  10. Fiterman Hall - Project Updates . Lower Manhattan Construction Command Center. Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 19 ноября 2008.
  11. DePalma, Anthony . For the First Time, New York Links a Death to 9/11 Dust , The New York Times (May 24, 2007).
  12. Official 9/11 Death Toll Climbs By One , CBS News (July 10, 2008). Проверено 29 августа 2010.
  13. Foderaro, Lisa W. . 9/11"s Litany of Loss, Joined by Another Name (September 11, 2009). Проверено 29 августа 2010.
  14. Siegel, Aaron . Industry honors fallen on 9/11 anniversary , InvestmentNews (September 11, 2007). Проверено 20 мая 2008.
  15. Lung Ailments May Force 500 Firefighters Off Job , The New York Times (September 10, 2002). Проверено 23 мая 2008.
  16. Post-9/11 report recommends police, fire response changes (August 19, 2002). Проверено 23 мая 2008.
  17. Police back on day-to-day beat after 9/11 nightmare , CNN (July 21, 2002). Проверено 23 мая 2008.
  18. В Нью-Йорке состоялась премьера фильма Оливера Стоуна , Радио Свобода (August 07, 2006). Проверено 5 марта 2011.

См. также

  • Мемориал Всемирного торгового центра
  • Список всемирных торговых центров (англ. List of world trade centers )

Ссылки

  • Официальный сайт (англ.)
  • Генис , Александр . 11 сентября: образы трагедии (о книге: David Friend, Watching the World Change) , Радио Свобода (September 13, 2006). Проверено 5 марта 2011.
  • Генис , Александр . 11 сентября: «День Близнецов» , Радио Свобода (September 08, 2008). Проверено 5 марта 2011.
  • Копейкин, Анатолий . Я все гляжу куда-то в небо, как будто ищу ответа, или Удивительная история , Русская мысль (June 06-12, 2002). Проверено 5 марта 2011.

В США боевики-смертники террористической организации "Аль-Каида" захватили четыре пассажирских самолета, направив два из них на символ делового Нью-Йорка — башни Всемирного торгового центра, а два других — на Пентагон и, предположительно, на Белый дом или Капитолий. Все самолеты, кроме последнего, достигли целей. Четвертый захваченный самолет рухнул в поле недалеко от города Шанксвилл в штате Пенсильвания.

Федеральный окружной судья Нью-Йорка Джордж Дениэлс вынес заочное решение суда, согласно которому Иран должен выплатить 7,5 миллиарда долларов родственникам и другим представителям лиц, погибших во Всемирном торговом центре и здании Пентагона. Судья определил, что иранские власти должны выплатить еще три миллиарда страховщикам, покрывшим имущественный ущерб и другие материальные потери. Ранее судья Дениэлс постановил, что Тегеран не смог доказать свою непричастность к оказанию помощи организаторам теракта, в связи с чем власти Ирана несут долю ответственности за нанесенный в ходе него ущерб.

На месте разрушенных башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2011 года был Мемориал Всемирного торгового центра. Он представляет собой два квадратных бассейна-фонтана, расположенных прямо в основаниях бывших башен-близнецов, по внутренним стенам которых каскадом спадают потоки воды, уходящие в квадратные отверстия, расположенные на дне каждого из бассейнов.

Имена 2983 жертв терактов (в том числе шесть человек, погибших при теракте во Всемирном торговом центре в 1993 году) высечены на бронзовых плитах, которыми выложены парапеты обоих фонтанов.

Был открыт новый комплекс Всемирного торгового центра. Он является четвертым по высоте в мире небоскребом — его высота составляет 541 метр. Строительство началось в апреле 2006 года на углу участка площадью 65 тысяч квадратных метров, где ранее стояли башни-близнецы разрушенного торгового центра.

Отмечается в США, как День патриота, с 2009 года , после утверждения акта 111-13 Всеобщего закона США, эта дата именуется также как общенациональный День служения и памяти.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В этом году событиям 11 сентября 2001 года исполняется 15 лет. Утром, в Нью-Йорке после ударов угнанных (по официальной, разумеется, версии) пассажирских самолётов рухнули башни Всемирного торгового центра. По сообщениям СМИ, вечером в Вашингтоне ещё один пассажирский самолёт врезался в одну из башен Пентагона.

Именно с этим самолётом впоследствии у следствия было больше всего проблем, так как не были найдены его фрагменты и останки пассажиров, а дыра в стене была значительно меньше, чем размах крыльев этого самолёта.

Это далеко не единственные странности, связанные с крушением башен-близнецов.

Официальная цифра погибших - 2843 человека. В Нью-Йорке колоссальные разрушения, однако посреди этих разрушений находят совершенно целую машину, в которой лежат нетронутые и чистые Коран и паспорта угонщиков. Сразу вспоминается фраза главного героя фильма «Берегись автомобиля» Деточкина: «Пиво только что привезли, а воблу только что поймали».

Уже 11 сентября президент Буш заявил, что это акция арабских террористов. Шеф ЦРУ Джордж Тенет заявил о перехвате связи «Аль-Каида» 11 сентября. Вдруг оказалось, что всё перехватывалось, но ничего не удалось предотвратить!

Расследование выявило очень много несоответствий официальной версии. Например, в течение 40 минут после захвата самолётов не было связи между Федеральным агентством гражданской авиации и командованием обороны аэрокосмического пространства Северной Америки. Журналисты отмечали путаницу в показаниях ДикаЧейни, Дональда Рамсфелда. Власти признали, что их предупреждали по линии спецслужб о готовящемся теракте, однако предпринято ничего не было. Также 11 сентября по иронии судьбы проводились военные учения, в ходе которых планировалась имитация захвата самолётов. В рассказе Гилберта Честертона «Сломанная шпага» на вопрос: «Где умный человек прячет камешек?», - патер Браун отвечает: «Среди камешков на морском берегу». Что может быть лучшим прикрытием, чем учения?

Тем не менее, несмотря на всю эту путаницу, комиссия Кина-Зеликова пришла к абсолютно железному выводу - это теракт, в котором виновата «Аль-Каида». Комиссия не смогла ответить на целый ряд вопросов. Почему башни упали ровно? Почему пожарные слышали взрывы внутри башен?..

Есть ещё некоторые странности. Например, представитель организации FEMA - американский аналог нашей МЧС - Том Кенни в интервью 12 сентября сказал, что бригада спасателей прибыла в Нью-Йорк в понедельник, 10 сентября, чтобы 11-го утром спасатели могли сразу приступить к работе. Мэр Джулиани также сообщил, что 10 сентября спасателей разместили на 92-м причале, который после взрыва стал командным центром спасательной операции. Спрашивается - это тщательная подготовка к неожиданному теракту?!

Журнал «NewsWeek» от 24 сентября 2001 года написал о том, что 10 сентября группа офицеров Пентагона отменила свои перелёты на следующее утро. А в феврале 2002 года стало известно, что группа бизнесменов, которая обычно проводила свои встречи в торговом центре в башнях, провела их 11 сентября на базе ВВС аж в штате Небраска.

По наблюдению Виктора Фридмана, автора очень интересного исследования о теракте, в первые дни сентября на бирже царила целенаправленная активность. По его мнению, кое-кто был прекрасно осведомлён о будущих взрывах, потому что соотношение пут-опционов и колл-опционов было таково, что кое-кто разом заработал 10-15 миллиардов долларов. А владелец башен, большой друг Израиля Ларри Сильверстайн, получил 5 миллиардов долларов страховки.

Были свидетельства и до теракта. Одно из поразительных событий случилось в июне 2001 года, когда уфолог Уильям Купер, знаменитый автор книги «Конь бледный», сделал заявление о том, что в сентябре, или самое позднее в октябре, в США произойдут серьёзные теракты, и вину за них возложат на человека по имена Усама бин Ладен. Этот человек обладал уникальной информацией, поэтому неудивительно, что в конце 2001 года Купера застрелили полицейские, обвинив в том, что сначала он оказал сопротивление полиции, а затем пытался убежать. Полицейским не сообщили, что Купер - ветеран-инвалид Вьетнама, и вместо одной из ног у него протез - не побегаешь. Чтобы закончить полицейскую тему: по свидетельствам очевидцев, после того, как рухнула первая башня, ко второй срочно была направлена полиция, которая начала отгонять людей от башни («а воблу только что поймали»).

Также, безусловным свидетельством является тот факт, что уже в июле 2001 года на переговорах с Пакистаном американцы откровенно заявили, что в октябре они захватят Афганистан. В сентябре, ещё до взрывов, Великобритания в ежегодных манёврах Essential Harvest провела самые значительные сосредоточения военно-морских сил у берегов Пакистана. В это же время натовские манёвры в Египте заканчиваются тем, что 40 тысяч солдат перебрасываются в Пакистан.

У американцев вообще есть замечательная традиция - для разрешения геополитических проблем создавать ситуации, похожие на 11 сентября. Например, 15 февраля 1898 года, на рейде в Гаване на американском броненосце «Мэйн» произошёл взрыв. Команда броненосца: 266 человек, из них 260 - чернокожие и 6 - белые офицеры. Есть сведения, что когда произошёл взрыв, белых офицеров на корабле не было. В гибели своего корабля американцы обвинили испанцев, что стало поводом для американо-испанской войны. Как результат, Куба стала американской полуколонией.

Следующий номер в программе американского самострела - инцидент с лайнером «Лузитания». Хотя «Лузитания» была потоплена 7 мая 1915 года, а США вступили в Первую мировую войну 2 апреля 1917 года, тем не менее, именно потопление этого парохода стало переломным моментом в создании воинственного настроения у американцев. Об этом интересном историческом событии следует рассказать поподробнее. Хотя «Лузитания» была пассажирским судном, на борту которого находилось 1200 человек (из них 195 - американцы) перевозило оно - в нарушение всех правил военного времени - 6 миллионов боекомплектов для стран Антанты, проплаченных домом Моргана. Немцы, узнав об этом, внесли предоплату пятидесяти американским газетам и попросили опубликовать объявление о том, что они не рекомендуют американским гражданам плыть на «Лузитании», поскольку судно везёт боекомплекты и по правилам военного времени автоматически становится мишенью. Но только одна американская газета в городе Де-Мойн, штат Айова, опубликовала это объявление, 49 остальных газет воздержались, потому что Госдепартамент США рекомендовал им подождать до выяснения обстоятельств. Обстоятельства, естественно, выяснены не были, и «Лузитания» отправилась в плавание. Она пересекла Атлантику, так как немцы топить её не стали, вошла в Ла-Манш и стала ожидать судно-лоцман «Джуно». После продолжительного ожидания капитан «Лузитании» неожиданно получил сообщение, что первый лорд адмиралтейства Черчилль отправил лоцманское судно «Джуно» очень далеко, и ждать им его придётся долго. Наблюдающие за пароходом немцы понимают, что дальше ждать нельзя и нужно лайнер топить, потому что 6 миллионов боекомплектов - очень серьёзно. Отдаётся приказ «уничтожить». Англичане перехватывают этот приказ, но абсолютно никаких действий не предпринимают. «Лузитанию» благополучно топят, что становится одним из казусов белли для вступления США в войну.

Нельзя не вспомнить и события 7 декабря 1941 года, когда 3,5 сотни японских самолётов обрушились на американскую базу в Перл-Харборе, уничтожили 200 самолётов и 4 линкора, в том числе линкор «Аризона», погубив более 2 тысяч американцев. В результате у США появился повод для объявления войны Японии. С тех пор американские исследователи сделали многое для прояснения этой ситуации. Сейчас практически доказано, что за год с небольшим до событий в Перл-Харборе американцы взломали японские коды. Это говорит о том, что они были прекрасно осведомлены о планах Японии. Однако Рузвельт и пальцем не пошевелил, потому что ему нужен был повод для вступления Америки в войну.

Говоря о Рузвельте, не лишним будет упомянуть следующее: схема «новый курс Рузвельта решил все проблемы США» - всего лишь миф. Да, какие-то проблемы он решил, но он же создал новые проблемы. Эти проблемы были столь серьёзны, что в середине 30-х годов у Рузвельта на американской политической сцене появился очень опасный соперник - губернатор Луизианы Хью Лонг. Именно Хью Лонг стал прототипом главного героя романа Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать» Вилли Старка. Хью Лонг был левым популистом, он создал по всей Америке общества перераспределения собственности. К 1935-му году в них записалось 8 миллионов человек. В 1935-м же году Хью Лонга убивает, как и положено - одиночка. Эта калька известна нам из истории убийств братьев Кеннеди, Мартина Лютера Кинга, Линкольна. К концу 1930-х годов Америка оказалась перед выбором: либо серьёзные социальные реформы, способные, однако, привести к потрясениям, либо мировая война (кстати, Рузвельт стал использовать термин «мировая война» на полгода раньше, чем Гитлер).

Несомненно, Перл-Харбор решал проблемы объявления войны Японии - ведь Рузвельт шел на выборы с твердым обещанием не дать втянуть Америку в войну. В то же время и он, и те силы, которые стояли за ним, прекрасно понимали: чтобы стать гегемоном мировой капиталистической системы, Америка должна вступить в войну, точнее, нужны обстоятельства непреодолимой силы, которые заставят США начать «ответную войну». По иронии истории одна из последних комиссий, которая разбирала проблему Перл-Харбора в Америке, закончила свою работу именно 11 сентября 2001 года. Эксперты пришли к выводу, что японские торпеды были слишком устаревшими и слабыми, чтобы пробить броню «Аризоны». Произошло что-то другое. Скорее всего, был взрыв на самой «Аризоне». Но поскольку 11 сентября произошёл взрыв башен, события в Перл-Харбор - «дела давно минувших дней» - уже почти никого не волновали.

В списке американских казусов белли можно вспомнить и инцидент в Тонкинском заливе в 1964 году, ставший поводом для вступления США в войну во Вьетнаме. Американцы кричали на весь мир, что северо-вьетнамцы обстреляли их в нейтральных водах. Потом выяснилось: моряки ДРВ открыли огонь по вторгшемуся в территориальные воды их страны судну, но это потом, когда США уже использовали этот спровоцированный ими инцидент для начала военных действий.

Как мы видим, у американцев очень богатая история самострелов. Кто захочет узнать истинную историю - без труда её узнает. Кто не захочет, тот искренне будет верить, что за взрывами стоит «Аль-Каида» и человек по имени бин Ладен.

Об этом персонаже уже много написано, но вкратце сказать о нём стоит, потому что эта фигура наглядно показывает, как структурирована явная и в еще большей степени тайная американская политика.

Бин Ладен родился в 1957 году. В декабре 1979 года по предложению его покровителя - принца Турки аль-Фейсала, который более 20-ти лет возглавлял спецслужбы Саудовской Аравии, бин Ладен начал управлять финансовой стороной секретных операций ЦРУ в Афганистане. Управлял он с помощью систематизированной информации, матрицы, которая по-арабски называется «Аль-Каида» (в переводе «база данных»). Впоследствии так стала называться та призрачная организация (в её существование многие исследователи не верят), на которую американцы возложили вину за взрыв башен-близнецов.

После окончания войны в Афганистане исламисты раскололись на тех, кто считал, что Америка - это враг, и тех, кто считал, что с Америкой надо дружить и контактировать. Бин Ладен оказался в лагере Хасана Аль-Тураби, лидера антиамериканистов. В 1996 году Усама объявляет джихад против США и Израиля. В 1998 году после терактов в Дар-эс-Саламе и Найроби, где было убито почти 300 человек и ранено 4500 человек, США обвиняют во всём бин Ладена и объявляют его в розыск. Затем на него начинают вешать все теракты, включая события 11 сентября. В 2011 году нам сообщили, что Усама был убит в результате спецоперации. По мнению очень авторитетных людей из западных спецслужб, бин Ладен не был жив уже после 2007 года. Говоря о расправе 11-го года, хотелось бы обратить внимание на нравы современной американской верхушки. СМИ показывали, как в Белом доме у экрана телевизора, чтобы посмотреть шоу, как будут убивать человека, собрались первые лица государства. Только «Вау!» не сказали, как в случае с Каддафи, в остальном идентичная картинка - радостное созерцание кровавого убийства. Кстати, все американские спецназовцы, участвовавшие в этой операции, через 1,5 или 2 месяца, выполняя задание, попали в засаду при довольно странных обстоятельствах, и почти все были убиты. То ли их действительно убрали, чтобы спрятать концы в воду, то ли просто спрятали таким образом от возможной мести.

В истории «террориста № 1» удивительно и то, что семья бин Ладенов имела привилегированное положение и давнишние связи и с семьёй Бушей, и с семьёй Саудов. Достаточно одного примера. В 1979 году исламисты устроили взрыв, захват мечети в Мекке. Постреляли паломников, захватили мечеть. Грузовики и план мечети террористам доставил один из старших братьев бин Ладена. Всех участников этого теракта схватили и казнили. Кроме одного, того самого, который обеспечил их грузовиками, потому что он из семьи бин Ладенов. По сути дела, Буши, Сауды, бин Ладены - это одна экономическая ячейка. Показательно, что финансами группы бин Ладена в Америке ведала CarlyleGroup, которая занимала 11-е место в американском ВПК. Группа была создана в 1987 году и в ней работали такие люди как бывший шеф ЦРУ Фрэнк Карлуччи, бывший премьер-министр Великобритании Мейджор, Джордж Буш-отец. Сам Буш-младший неоднократно пересекался с представителями семейства бин Ладенов. В частности, когда он делал деньги на нелегальных экономических операциях в HarkenEnergyCorporation, он занял очень большую сумму у одного из старших братьев бин Ладена и отдать её не мог. Этот старший брат потом погиб на самолёте, когда летел над территорией США. Некоторые журналисты полагают, что это могло быть сделано по приказу отца незадачливого должника - тогдашнего президента Буша-старшего.

Вернёмся, однако, в сентябрь 2001 года. События сразу после теракта развивались в бешеном темпе. Уже 12 сентября выпускается резолюция Конгресса №1368 «Право США на самооборону», фактически легализуется право на агрессию. 13 сентября, чтобы подогреть население, производится эвакуация Белого дома - якобы опасность взрывов сохраняется. 14 сентября Конгресс разрешает Бушу «прибегнуть к использованию любой силы против любой страны, организации или личности, которая подготовила, совершила или облегчила проведение терактов 11 сентября». 7 октября Буш объявляет о том, что приказал атаковать лагеря террористов и талибов в Афганистане. Так начинается американская военная операция «Незыблемая свобода».

Интересно, что в записке высокопоставленного американского аналитика Вонга Институту стратегических исследований армии США говорится: «Нынешняя общественная поддержка военных действий сопоставима по уровню с той, которая последовала за нападением в Перл-Харборе. Американцы утверждают сегодня, что они считают военные действия уместными, что они за длительную войну и что у них хватит воли перенести все отрицательные последствия войны».

Ещё раньше, 11 сентября, Генри Киссинджер написал: «Правительству должна быть доверена миссия обеспечить систематические ответные меры, которые привели бы, как мы надеемся, к тому же результату, что последовал за нападением на нас в Перл-Харборе - к разрушению системы, ответственной за это нападение. Эта система - сеть террористических организаций, которые скрываются в столицах определённых государств».

Что очень показательно и символично, и Киссинджер, и Вонг вспоминают Перл-Харбор. Киссинджер-то не может не знать, что Перл-Харбор - это провокация. Он уравнивает Перл-Харбор и 11 сентября, и таким образом косвенно проговаривается. Не странно ли, что уже 11 сентября он знает, какие террористы это сделали, и увязывает их с Багдадом и Кабулом.

В сентябре 2000 года правительство США обнародовало проект для «нового американского века» - «Перестройка обороны Америки». Среди его авторов - Дик Чейни, Джеб Буш (брат Буша-младшего), Дональд Рамсфелд. В проекте говорится: «Процесс преобразования (мира. - А. Ф.), даже если он принесёт революционные изменения, скорее всего, будет долгим, если не случится какое-нибудь катастрофическое и ускоряющее событие, наподобие нового Перл-Харбора» (подч. мной. -А.Ф.) И опять - Перл-Харбор как модель, как подход. Люди, прекрасно знающие, чем был Перл-Харбор, говорят о том, что им нужен новый Перл-Харбор. Примерно так же в начале XVII века Иван Болотников, уже окружённый войсками Василия Шуйского, рассылает по стране грамоты с просьбой объявить какого-нибудь нового Дмитрия. Он-то знает, что Дмитрий - лжецаревич…

В 2003 году начинается американо-британская агрессия против Ирака. И если Афганистан - это геополитика и наркотики, то Ирак - это геополитика, нефть и курс на перекройку арабского мира, на создание в интересах американских ТНК лоскутного одеяла под названием «Большой Ближний Восток». Нужно сказать, что наркотрафик и интересы кланов, контролирующих наркотики, играют очень большую роль во всех изменениях на Ближнем Востоке, начиная от американской агрессии против Афганистана и заканчивая так называемой «арабской весной». До американского вторжения талибы сократили производство героина в Афганистане, а после вторжения оно резко выросло. Американское вторжение в Ирак обеспечило американский военный истеблишмент весьма существенным источником дохода. Причём не только американский, но и английский истеблишмент, поскольку зона производства героина в Афганистане, как проговорился один из американских генералов - это зона ответственности МИ-6. Вообще, по мнению аналитиков, занимающихся наркотрафиком, 90% производства наркотрафика находится под контролем трёх спецслужб: МИ-6, ЦРУ и Моссад, и 10% - в руках различных мафиозных структур. Вольно сегодня Блэру каяться и говорить, что ввод войск в Ирак был ошибкой, но дело-то сделано, и никто за это не ответил.

Из серии оговорок по Фрейду: в сентябре 2002 года администрация Буша обнародовала документ под названием «Национальная стратегия безопасности США». В нём есть просто замечательная фраза: «События 11 сентября открыли перед нами новые гигантские возможности». Поразительная вещь: США открыто говорят о своих планах и возможностях, а мировые СМИ молчат!

Когда Советский Союз сбил вторгшийся на его территорию южнокорейский «Боинг», мировая пресса сошла с ума. Она почём зря клеймила Советский Союз. Я не буду здесь и сейчас обсуждать вопрос о том, действительно ли СССР сбил пассажирский «Боинг» или какой-то другой «Боинг», а пассажирский посадили на Окинаве, взяв с южнокорейцев подписку о 25-летнем неразглашении, действие которой закончилось в 2008 году. Вспомню другое: через пять лет в 1988 году над территорией Персидского залива (не над территорией США!) американский авианосец сбил иранский «Боинг». Погибло 300 человек. Рональд Рейган сказал, что жаль, что погибли люди, но капитан авианосца хоть и ошибся, но действовал абсолютно правильно, так как посчитал, что самолёт несёт угрозу. Мировые СМИ не стали критиковать ни Рейгана, ни США - понятно: одно дело, когда СССР что-то сбивает, это недопустимо; другое дело, когда «демократическое и свободное государство США» делает то же самое - это допустимо.

То, что 11 сентября позволило американцам решить целый ряд внешнеполитических задач - это одна сторона дела, внешняя. Не менее важна внутренняя сторона. Нельзя не согласиться с теми журналистами-аналитиками, которые полагают, что взрывы 11 сентября стали прологом к смене политического режима США. Нет, фасад остался прежним, но произошли кардинальные изменения внутри страны. Исполнительная власть создала новые структуры, позволяющие распространить на внутреннюю политику методы, которые в 1990-е годы и ранее ЦРУ и вооружённые силы использовали вне страны. Америка де-факто превратилась в военную империю. Об этом очень хорошо рассказано в трилогии Чалмерса Джонсона «Blowback» («Отдача»), «The sorrows of empire» («Печали империи») и «Nemesis» («Немезида»). Странным образом только последнюю часть трилогии перевели на русский язык. Чалмерс Джонсон - известный аналитик, человек ЦРУ. В конце 1990-х годов, он, озабоченный тем, что происходит в США, написал эту трилогию, в которой показал, что в период президентства Клинтона за улыбающимся во весь деловой рот моникалевинским фасадом произошли очень важные изменения в США. По мнению Чалмерса Джонсона, военные де-факто взяли США под контроль. А события 11 сентября позволило это де-факто превратить в де-юре. Каким образом?

8 октября 2001 года в США было создано Бюро безопасности Родины (Office of Homeland security). Возглавил его Тим Ридж. Данное событие положило начало глубинной реформе американского госаппарата. Это Бюро стало равноценно Совету национальной безопасности, и, по сути, превратилось в нечто похожее на Бюро военной мобилизации времён Второй мировой войны. Принятый 26 октября 2001 года «Patriotic act» («Патриотический акт») резко расширил полномочия следственных органов, усилил контроль над американским населением, благоприятствуя полицейскому произволу. Так именем террора в США институциализировали и юридизировали полицейское государство.

В ноябре 2002 года под предлогом защиты от терроризма Буш подписал ввод в действие программы «Total information awareness» («Тотальная информационная осведомлённость»). Эта программа позволяет правительству США без каких-либо ограничений собирать любую информацию обо всех, кто интересует его, во всех мировых базах данных. Ответственным за эту программу был назначен адмирал Джон Пойндекстер. На русском языке о таких людях говорят: «клейма негде ставить». Этот человек был замешан в скандале Ирангейт, разгоревшемся в 1986—1987 годах в ходе ирано-иракской войны в связи с тайным ввозом оружия в Иран из таких стран как Израиль и США.... Расследование длилось очень долго, и только в 1999 году он получил 18 месяцев тюрьмы за уничтожение документов, которые свидетельствовали о его вине.

Кроме этой «Тотальной информационной осведомлённости» американцы запустили ещё одну программу информационного контроля - «Матрица» (каково название!). Под видом сбора антитеррористической информации эта программа собирает сведения о всех гражданах США и их пристрастиях. Недаром многие аналитики говорят, что если в 1990-е годы США из республики превратились в военную империю, то после событий 11 сентября они стремительно превращаются в новый Рейх, в фашистское государство. В статье «Возникновение фашистского американского теократического государства», вышедшей в феврале 2002 года, журналисты Джон Стентон и Уэйн Мэдсен пишут: «Историки вспомнят, что между ноябрём 2001 года и февралём 2002 года демократия, такая, какой она представлялась составителям Декларации независимости и Конституции США, умерла. И пока демократия испускала дух, появилась на свет фашистское и теократическое американское государство».

Как говорят англичане: «Every acquisition is loss and every loss is an acquisition» («Каждое приобретение есть потеря, и каждая потеря есть приобретение»). Русские говорят по-другому: «Не буди лихо, пока оно тихо». Американские неоконы в период президентства Буша разбудили на Ближнем Востоке такие силы, которые теперь не в силах контролировать. Америка перенапряглась. Американцам нужно уходить с Ближнего Востока в старом качестве и приходить в каком-то другом. На период пересменки им нужен управляемый хаос, его и создают теперь исламисты, которых Р. Лабевьер назвал «цепными псами глобализации по-американски». Как это часто бывает в истории - некое событие, решая краткосрочные меры, создаёт среднесрочные проблемы. Чтобы решить среднесрочные проблемы, нужны среднесрочные меры, а они порождают долгосрочные системные проблемы, которые уже не решишь без изменения системы. Сегодня понятно: ситуация на Ближнем Востоке вышла из-под американского контроля, хаос становится неуправляемым и оборачивается против «господ хаосогенов», споткнувшихся на Сирии, точнее, на позиции России (а также Китая, Ирана и некоторых других сил). В этой ситуации нельзя исключить нервного срыва уходящего гегемона, особенно если президентом станет женщина, которую в Штатах прозвали «Киллари Клинтон» (to kill - убивать). Американские журналисты насчитывают за четой Клинтонов около 400 странных смертей. Если это так, то перед нами просто второе издание Бонни и Клайд, только уже не киношное. Нужно помнить, что люди, не склонные сдерживать нервные порывы, будь то повседневная жизнь или внешняя политика, хорошо понимают язык силы. Тогда они держат свои обещания. Каддафи поверил, не имея силы - и поплатился. По поводу таких персонажей, которых ныне нередко называют «партнёрами», шекспировский Гамлет в своё время высказался так: «…которым я как двум гадюкам верю» (“whom I will trust as I will adders’ fanged”). Вот так и мы должны верить в предложения перезагрузки и во многое другое.

…Что же касается событий 11 сентября, то всю правду о них, скорее всего, мы не узнаем никогда. Да, собственно, вся детальная правда на данный момент и не обязательна. Практически всё было ясно с самого начала - есть замечательный проясняющий вопрос: cui bono? (кому выгодно?). Думаю, что теперь, когда Америка оказалась в положении намного худшем, чем в конце ХХ века, нам опять стоит ждать войны. ЦРУ наготове. Единственное, что в отличие от Моссада и МИ-6 работают они очень грубо, коряво, с помощью белых ниток. Но на то и нужны их СМИ, а точнее - СМРАД (Средства массовой рекламы, агитации и дезинформации), которые эти белые нитки закрашивают чёрным. Журналисты США настолько преуспели, что даже значительная часть их профессуры - интеллектуальная элита страны - верит в то, что башни 11 сентября взорвал бин Ладен. Я в таких случаях им отвечаю: «А Кеннеди убил Ли Харви Освальд. Причём, действовал он, конечно же, в одиночку - как ранее Бут, убивший Линкольна, и Сирхан Сирхан, застреливший Роберта Кеннеди». Следствие окончено - забудьте. Но мы едва ли забудем события 11 сентября, поскольку именно с этой провокации началось, похоже, последнее отчаянное наступление наиболее агрессивного сегмента англо-американской верхушки, стремящегося спасти себя ценой большей части человечества.

Сегодня исполнилось 12 лет со дня целой серии крупных терактов в США. Версий их происхождения несколько. Официальная версия «вашингтонского режима» гласит, что несколько десятков бородатых моджахедов, прячась в пещерах Афганистана разработали, а затем осуществили сложнейшую ювелирную операцию по захвату самолетов и врезались на них в небоскребы и здание Пентагона. Версия красивая и понятная, если бы не множество нестыковок в ней. И если бы не законы физики.

Прежде чем перейти к подробностям того трагического дня, хотелось бы несколько слов сказать о состоянии мировой экономики. Сложности в ней начались не вчера, не в 2008 году. Словно пожар на торфяном поле, горящий под поверхностью земли, проблемы финансово ориентированной экономической системы, незримо тлели уже в конце 90-х. И если для широкой общественности «огонь» вырвался на поверхность и стал видимым совсем недавно, то для мировой политической элиты проблема была видна давным-давно. Скажу больше – предательство Горбачева спасло «мировую экономику» от краха. Инфляция, которая в 70-е годы была в США ДВУЗНАЧНОЙ, наглядно показывала – у больного жар. Температура высокая. Не уничтожь Михаил Горбачев СССР, Западная экономика впала бы в сегодняшний штопор в конце 80-х годов. Но это к слову.

Рецепт решения проблем у Запада всегда один – война. И США начали готовить войну уже 12 лет назад. А что нужно для глобальной войны? Нужен глобальный повод. Глобальная провокация. И тут случилось 11 сентября 2001 года.

В чем был замысел? В качестве запала нового мирового конфликта был запланированы организации исламских радикалов, которые были взращены самими Штатами в ходе афганской войны против советской армии. После масштабных терактов 2001 года Вашингтон точно также точно «знал», кто в них виноват. Равно, как сегодня Штатам точно «известно», что химоружие в Сирии применил Башар Асад.

Для нас ключевой вопрос – где планировалось начать войну. Ответ таков – рядом с нами, у нас, с непосредственным нашим широчайшим участием. Для выздоровления мировой экономики её хозяева собирались (в который раз уже!) пустить большую кровь. Где? Все равно где. Главное, чтобы её было много. Потому Россия-СССР и оказывалась в перекрестии крупнейших военных конфликтов, что у нас этой крови много. Поэтому мировая закулиса так любит пускать её именно нам.

В 2001 году ещё в полный рост тлел конфликт в Чечне, неспокойно было в Средней Азии. Что сделала Россия? Мы выпихнули нестабильность за границы своей страны. И война к нам не пришла. А её организаторам пришлось начинать её заново, готовя под плацдарм её начала уже Ближний Восток.

Расцвет карьеры Рамзана Кадырова, который железной рукой навел порядок в родной Чечне, означал закат карьеры Мубарака и Муаммара Каддафи. Это не парадокс – это мировая геополитика.

А вот теперь – с сегодняшним пониманием ситуации, стоит вернуться к фактам о событиях 11 сентября 2001 года. Вот фрагмент моей книги « ».

«Сначала освежим в памяти события тех дней. Четыре пассажирских «Боинга» в течение часа были захвачены 19 арабскими террористами, вооруженными ножами для резки картона. Пилоты-смертники взяли на себя управление самолетами и изменили курс на Нью-Йорк и Вашингтон. Два «Боинга» были направлены в башни-близнецы Всемирного торгового центра. В небоскребах начался пожар, вызвавший их полное разрушение. Третий «Боинг» врезался в Пентагон. Пассажиры четвертого самолета вступили в борьбу с угонщиками, что привело к падению самолета в штате Пенсильвания. Такова общепринятая версия событий. Она окончательно оформилась в течение нескольких дней после катастрофы, став официальной.

А теперь вспомним самые вопиющие нестыковки этой версии. Начнем с самых малоизвестных .

1. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке рухнуло не два, а три здания. Гибель третьего небоскреба тщательно замалчивается. Официальная Правительственная Комиссия созданная по событиям 11 сентября вообще не включила этот факт в свой отчёт. Тому есть две причины — это здание было нью-йоркской штаб-квартирой ЦРУ, налоговой службы, комиссии по биржам и ценным бумагам, а также оперативный центр и бункер нью-йоркской мэрии по чрезвычайным ситуациям. А главное – в 47 этажный небоскреб, известный как здание №7 Всемирного торгового центра (World Trade Center 7), расположенный рядом с башнями-близнецами никакой летающий объект не врезался. Но здание ни с того ни с сего взяло и рухнуло около 17 часов 11 сентября 2001 года. И никто при его разрушении не пострадал. Ни один человек. При этом дом обрушился «по форме» абсолютно также, как и башни, в которые врезались «Боинги» (с 6:17 ):

2. Проектировщики уничтоженного здания в один голос говорят, что вариант попадания самолета учитывался при строительстве и потому не мог привести к таким последствиям. Разрушение башен было удивительно единообразным, симметричным и абсолютным. Огромные небоскребы аккуратно сложились, словно карточный домик. Разрушились полностью, превратившись в кучи мусора и тучи пыли — даже без остатков вертикальных стальных колонн. Так красиво и правильно дома складываются лишь при направленном взрыве, применяемом при сносе отслуживших свой срок зданий. Для его осуществления не требуется много взрывчатки, но ее нужно разместить в нужных местах (в прямом контакте со структурными элементами) и подорвать в строгой синхронизированной последовательности.

3. В Северную башню самолет врезался в 8.45 под прямым углом и теоретически мог повредить несущие стальные опоры здания, расположенные по центру. В 9.03 был нанесен второй удар по Южной башне, но столкновение произошло под острым углом, а значит, обломки самолета не должны были задеть опор. Между тем, несмотря на разницу в повреждениях обе башни «сложились» абсолютно симметрично, этажи аккуратно «схлопывались», именно так, как бывает в случаях контролируемого сноса высоток. Причем первой — в 9.59 упала менее поврежденная Южная башня, а в 10:29 рухнула получившая более серьезные повреждения Северная. А в 17.00 третья – в которую вообще никто не врезался.

4. Официальное объяснение обрушения — горящее топливо расплавило стальные колонны. Температура плавления стали — 1538°C. В каждой из башен было 200 тыс. тонн стали. И вся эта масса разогрелась и расплавилась от горючего из топливных баков одного самолета? Ведь и количество горючего в башни попало разное – если первый самолет влетел внутрь, то часть топлива второго взорвалось огромными огненными шарами вне здания, что прекрасно видно на записях и фотографиях. Башни одинаковые, количество стали в них одинаковое, топлива от самолетов разное количество, стиль падения и разрушения одинаковые. И первым падает здание, куда попало меньше топлива?

5. Максимальная температура, которая достигается при горении чистого авиационного топлива — 825°C. В башне горело не только керосин, но и все, что могло гореть. Температура от этого должна была снижаться, а не повышаться. Возможность пожаров, естественно, учитывается при проектировании зданий. Максимальная температура для незащищенных стальных конструкций во время тестовых пожаров [в Великобритании, Японии, США и Австралии]была 360°C. Неужели террористы отменили законы физики и сумели расплавить сталь при меньшей, чем необходимо, температуре? Или непонятным образом повысили её до нужных 1538°C? Один из американских исследователей тайны 11-го сентября МакМайкл (J. McMichael) пишет по этому поводу: «Применение авиационного топлива для плавки стали — это изумительное открытие, честное слово... Специалисты по обработке металла возятся с ацетиленовыми горелками, кислородом в баллонах, электрическими дугами от генераторов, электропечами и другими сложными устройствами, но что использовали эти гениальные террористы? Керосин, стоимостью 80 центов за галлон по рыночным ценам».

6. В страшном пожаре, согласно официальной версии, расплавились сотни тысяч тонн стали, в пыль превратились сотни тонн бетона. От пассажиров Боингов не осталось практически ничего, только обугленные фрагменты тел. Между тем, паспорт одного из угонщиков, врезавшегося в башню самолета, Мохаммеда Атты (Mohammed Atta) целехоньким спланировал вниз и был найден при расследовании.

7. До сих пор нет ответа на вопрос, почему башни близнецы не развалились на куски, а распались, превратившись в пыль. Если бы пожар был причиной обрушения зданий, то неравномерности повреждений и неравномерности горения в разных частях зданий, привели бы к тому, что обвал пошел бы по-своему в каждом из зданий. Тогда куски бетона и стальные балки разлетелись бы по большой территории, причинив огромный ущерб и приведя к многочисленным жертвам среди жителей. Этого не произошло. Крупных обломков, как это обычно бывает, не оказалось.

8. Согласно официальной версии, третий из угнанных самолетов, Боинг 757 компании American Airlines (AA), рейс 77, врезался в Пентагон. Чтобы нанести максимальный ущерб угонщики направили самолет по горизонтальной траектории. То есть постарались «въехать» в здание, как будто они были на машине, а не на самолете. Высота Боинга 757 – 13 метров, Пентагона – 24 метра. То есть высота полета лайнера должна была составлять буквально несколько метров над землей, что является невероятно сложным маневром. Зачем было его делать? Значительно больший ущерб можно было нанести, просто обрушив самолет сверху на здание. При этом промахнуться сложно — Пентагон занимает площадь 117 363 кв. м. Террористы же выбирают самый сложный и менее эффективный вариант. При этом, летя в нескольких метрах над землей, самолет сорвал провода, протянутые через улицу. Но каким-то образом умудрился протиснуться между столбами, расстояние между которыми меньше размаха крыльев Боинга 757.

9. Любому человеку видевшему хоть раз в жизни самолет должно быть понятно, что при его горизонтальном столкновении со зданием, на последнем неизбежно останутся повреждения, как от корпуса, так и от крыльев. Однако американских следователей не смутил тот факт, что, судя по фотографиям с места катастрофы, Боинг 757 перед столкновением аккуратно сложил крылья, так как на здании Пентагона следов от крыльев нет. Не было обнаружено никаких обломков самолета внутри Пентагона. Согласно официальной версии все детали «испарились» в ходе пожара, равно как и стальные опоры башен Всемирного торгового центра. Между тем, в каждой из авиакатастроф, которые переживало человечество, все без остатка никогда не сгорало. Например, когда «Конкорд» под Парижем врезался в гостиницу сразу после взлета, он был под завязку заправлен керосином, но обломков было хоть отбавляй.

Не осталось удара никаких обломков на лужайке перед местом удара самолета в здание. А ведь от удара должны были отломиться крылья и их обломки вместе с тяжелыми двигателями и частью хвоста были бы видны прямо на месте катастрофы. Но рядом с пожарными машинами не видно ни одного винтика, который мог свидетельствовать о том, что в Пентагон врезался самолет.

Стена, в которую по официальной версии врезался самолет, тоже долго не простояла. Хотя её просто не могло сохраниться при столкновении с самолетом, минимальная скорость которого около 400 км в час. Но стена сохранилась и стояла, как вкопанная пока пожарные тушили пожар. На ней было замечательно видно входное отверстие, принадлежность которого самолету мог приписать только трехлетний ребенок. А сверху над местом, куда врезался огромный самолет, в нескольких метрах видны целые окна, в которых даже стекла разбиты не полностью. Поэтому наружная стена Пентагона «рухнула» через пару часов после атаки.

10. Разрушения двух башен-близнецов были вызваны, как утверждает официальная версия, разливом топлива и страшным пожаром. Однако на траве перед Пентагоном нет следов горения керосина. Лужайка вполне зеленая. Между тем, при ударе самолета во вторую башню произошел сильный взрыв топлива с образованием огненных шаров вне здания. Ничего подобного в Пентагоне никто не видел. Да и сами разрушения этого здания несравнимо менее катастрофичные, чем получились от такого же удара в Нью-Йорке.

11. Правительство США заявило, что пассажиры и члены экипажа, находившиеся на борту рейса 77, были опознаны по остаткам ДНК. После пожара уничтожившего без следа 100 тонн авиационного алюминия, внутреннюю и внешнюю отделку лайнера?

12. Несмотря на сохранившиеся чудом «остатки ДНК», черные ящики всех самолетов, согласно официальной версии сгорели. Аналогичные приборы практически во всех авиакатастрофах остаются целыми и их записи расшифровывают и изучают.

13. Четвертый захваченный самолет United Airlines рейс UA93 разбивается рядом с городом Шенксвилл (Shanksville) в штате Пенсильвания в 10:37 утра, почти через два часа после того, как он вылетел из аэропорта. Согласно официальной версии пассажиры этого самолета вступили в борьбу с угонщиками и не дали им осуществить задуманное (удар по Белому Дому). В результате борьбы террористов и пассажиров самолет упал. Однако некоторые обломки самолета были найдены на расстоянии до 8 миль от места катастрофы в жилых кварталах. Многие жильцы района Indian Lake сообщили о падающих с неба пылающих обломках самолета.

14. Пассажирами 4 захваченных самолетов было более двухсот пятидесяти человек. Они сумели совершить 13 звонков к своим родным и близким прямо с борта. Это невероятно. В 2001 году вероятность успешного соединения с сотового телефона из реактивного авиалайнера, летящего на огромной скорости и высоте, была близка к нулю. Только в 2004—2005 годах целый ряд компаний занялся разработкой оборудования для обеспечения устойчивой мобильной связи в авиалайнерах – «Боингах» и «Аэробусах». Вероятность дозвониться при снижении самолета также крайне мала. На меньшей высоте реактивный самолет покидает пределы одной соты в течение 1-8 секунд. За это время телефон успевает установить с ней контакт, однако уже находится в зоне другой соты. Разговор неминуемо прерывается, так и не начавшись.

Но если дозвониться с борта самолета невозможно, как же родственники погибших смогли опознать их голос на автоответчике? Есть ответ и на этот вопрос. В последнее время в России появился новый вид мошенничества. Жулики звонят домой и говорят близким какого-либо человека, что он попал в милицию (за ДТП, драку и т.п.) и для его вызволения требуются деньги, чтобы замять неприятную ситуацию. Чтобы жертва не сомневалась, трубку дают «пострадавшему», но буквально на пару секунд и он успевает сказать несколько слов. Суть в том, что все жертвы мошенников слышат голоса своих близких, находящихся в совершенно другом мести, и покорно несут деньги. По телефону разговаривают не пародисты и не умельцы – жулики звонят по простой базе номеров и не могут знать тембр голоса и особенности разговора неизвестного им человека. А родственники слышат то, что «хотят» услышать…

В материалах расследования есть текст одного из состоявшихся звонков. Этот Mark Bingham, звонит своей матери и говорит: «Здравствуй, мама, это я — Mark Bingham»…

15. Никто из позвонивших с борта захваченных самолетов не сказал, ни в одном из предполагаемых телефонных разговоров об угонщиках арабского происхождения. Никто не сказал простой и важной в таких условиях фразы: «Арабы захватили наш самолет».

16. Президент США Джордж Буш не только долго отвергал приглашение выступить перед членами комиссии по расследованию событий 11 сентября, но и, уже согласившись на встречу, выставил свои условия.

— Он настаивал на ограниченной по времени беседе – один час.

— Показания глава США соглашался давать только совместно с вице-президентом - Диком Чейни.

— При этом от комиссии должны быть только 2 человека – председатель и его заместитель.

После тяжелых переговоров стороны согласились, что беседа состоится в Белом доме, и в ней будут участвовать все 10 членов комиссии. Ограничение по времени тоже было снято. Казалось бы, комиссия сможет получить исчерпывающую информацию от президента. Однако не все так просто. Для получения одобрения Буша на эту «беседу» пришлось согласиться, что:

— не будет вестись ни ее видео, ни аудиозаписи, ни даже стенограммы;

— при этом ни Буш, ни Чейни, не должны были принимать присяги.

Что сказали руководители США своим конгрессменам неизвестно и по сей день, хотя «беседа» состоялась в апреле 2004 года. Чтобы понять абсурдность такой ситуации, представьте себе, что в суд вызывают свидетеля, но он согласен говорить только в присутствии другого свидетеля. Зачем? Чтобы слышать его показания и избежать разночтений. Затем показания свидетеля засекречиваются. А самое главное никто не обязывал его говорить правду – ведь присягу свидетель не принимал…

Есть официальная версия американского правительства, есть факты её опровергающие. Правду мы явно узнаем не скоро. Меня же волнует один вопрос.

Что же стало с пассажирами самолета, якобы атаковавшего Пентагон, если по всем выкладкам этот удар произвел не Боинг 757?».

Настоящая история взорванных в Нью-Йорке башен-близнецов, и что они на самом деле символизировали


Пятнадцать лет назад, 11 сентября 2001 года, в Нью-Йорке был взорван комплекс Всемирного торгового центра. Погибли 2996 человек, свыше 10 тыс. получили ранения различной тяжести. Оба небоскреба-близнеца (Twin Towers) перестали существовать. Ещё одно здание комплекса — отель «Мариотт» — было погребено под обломками первой башни. Каркасы четырёх остальных устояли, но они были признаны не подлежащими восстановлению и снесены.

Идея

С идеей построить на Манхэттене Всемирный торговый центр (ВТЦ) еще в конце 1950-х годов выступили знаменитые братья-миллиардеры Дэвид и бывший в то время мэром Нью-Йорка Нельсон Рокфеллеры . Их поддержала местная Администрация Порта. Строительство комплекса началось в 1966 году и обошлось по некоторым оценкам в $1,5 млрд.

Небоскребы ВТЦ создавались по проекту американского архитектора-модерниста Минору Ямасаки , который, как считается, выиграл конкурс потому, что предложил построить башни быстро и дешево. Он работал совместно с Антонио Бриттайочи и фирмой Emery Roth & Sons. Прежде чем приступить к возведению двух гигантов из стали, стекла и бетона, Ямасаки создал сотни моделей. Возможно, он чувствовал, что самое грандиозное и современное на тот момент сооружение в мире станет его лебединой песней и поэтому постарался выразить в нем свою идею. «ВТЦ должен являть собой символ веры в могущество человека», — не раз говорил архитектор.

При создании проекта Ямасаки смешал свои готические пристрастия и архитектурно-этические идеи великого Ле Корбюзье . Впоследствии некоторые критики называли архитектонику башен ВТЦ ограниченной и скучной, а скудость формы, по их мнению, служила «индикатором внутренней катастрофы». Кто-то считал эти здания олицетворением существующей в США общественной системы.

Когда первый из колоссов появился в Нью-Йорке, критики нарекли его «самым большим пальцем в небо». А специалист по технической истории Льюис Мамфорд расценил Twin Towers как «пример непреднамеренного гигантизма и технологического эксгибиционизма, который сейчас потрошит живую ткань каждого большого города». Не нравились многим и узкие (только 46 см шириной) окна офисных помещений башен. По бытовавшим тогда суждениям, архитектор сделал их такими, потому что страшно боялся высоты.

Однако было и мнение, будто небоскребы Всемирного торгового центра олицетворяли собой мужчину и женщину. В качестве подтверждения при этом указывали на то, что Ямасаки подчеркнул мужскую башню упругой антенной, а женскую — шлюзом обзорной площадки. Он и Она находились как бы в движении к Гудзону и всей Америке. Женщина, как всегда, на полшага отставала. Возможно, это было архитектурное изображение Адама и Евы, покидавших Рай? Сам архитектор определенно по этому поводу не высказывался.

Конструкция

Чтобы очистить место для грандиозного строительства в районе городского порта, были снесены десятки малоэтажных зданий. 1,2 млн кубических ярдов земли вынули и вывезли для создания под небоскрёбами фундамента в 21 метр глубиной и Плазы — подземного пространства, где потом расположились магазины, рестораны, банки, кассы авиалиний, туристические бюро, новая станция метро, мастерские для обслуживания башен-близнецов, склады и подземный гараж на 2 тыс. автомобилей.

При постройке небоскребов была использована инженерная идея, впервые примененная при создании офисного центра IBM в Сиэттле. В данном случае конструкторы также применили структурную модель жесткой "полой трубы" из близко расположенных колонн диаметром 990 мм, с фермами этажей толщиной 83 см, расширяющимися к центральной части. Множество стальных колонн внутри здания и стали несущей частью, которая держала все здание. «Ребрами жесткости» при этом служили сложнопрофильные стальные полы. Такая концепция позволила создать внутри просторные, не загроможденные лишними конструкциями пространства.

Фасад зданий шириной 64,5 м представлял собой сборную стальную решетку с колоннами шириной 476,25 мм. Они предохраняли всю конструкцию от ветра и других внешних опрокидывающих нагрузок. Расположение «ветряных подпорок» вне поверхности здания препятствовало передаче усилий через мембрану этажей к центру. По каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка. Между ними по всей высоте были натянуты тросы. Они, а также пакет тросов внутри лифтовых шахт обеспечивали гибкость конструкции. В целом башни представляли собой соединение стальных клеток из произведенных на заводе модулей размером 10х3 м и весом в 22 т. Внешние колонны зданий были отделаны серебристым алюминиевым сплавом. Это создавало впечатление, что в небоскребах совсем нет окон. Хотя их было целых 43 тыс.

Близнецы стали первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Для них разработали специальную «сухостенную» систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Этажи поддерживались сериями легких ферм на резиновых панелях, располагавшихся между наружными колоннами и лифтовой частью. Оба «братца», как утверждали проектировщики, были способны выдержать ураганный ветер и должны были устоять даже в случае тарана самолетом среднего размера, например такого, как «Боинг 707».

Сооружались они в основном из стекла, стали и бетона с использованием дюрали и прочного титана. Всего для строительства понадобилось около 400 тыс. куб. м цемента, 200 тыс. т стали и 20 тыс. кв. м стекла.

Эксплуатация

Первая башня была построена к 1970 году. Но официально ВТЦ в Нью-Йорке был открыт только 4 апреля 1973 после ввода в эксплуатацию второй. В комплекс входили еще пять наземных сооружений. Среди них — высотный «Мэриотт-Отель», товарная биржа и 8-этажный дворец Американской таможни. По 8 этажей в обеих высотках (7—8, 41—42, 75—76 и 108—109) были техническими. Все остальные, общей площадью более 1 млн кв. м, сдавались в аренду.

Высота небоскребов ВТЦ (Северная башня — 110 этажей, 417 м, Южная — 104 этажа, 415 м) была в то время постоянной темой шуток и анекдотов. Вот один из них. На пресс-конференции после церемонии открытия ВТЦ у Ямасаки спросили: «Почему два здания по 110 этажей? Почему не одно в 220?». Его ответ: «Я не хотел потерять человеческий масштаб».

В 1990-х годах в башнях Всемирного торгового центра располагалось 10% всех контор нижнего Манхеттена. Там находились офисы почти 500 компаний. Так, в Южной башне 25 этажей под головной офис арендовала управляющая капиталами в $487 млрд инвестиционная корпорация Morgan Stanley, 5 этажей занимал фонд Oppenheimer со «скромными» $125 млрд в управлении. На четырех этажах располагался Fuji Bank. По 3 этажа занимали Нью-Йоркская биржа, страховая фирма AON, телекоммуникационная компания Verizon (капитализация $17,5 млрд), архитектурная контора Manciani Duffi (признана лучшим дизайнером интерьеров по итогам 2000 года) и юридическая фирма Thacher, Proffit&Wood. Скромно, всего по 2 этажа, имели компьютерная корпорация Sun Microsystems, департамент налогов и финансов штата Нью-Йорк, страховое агентство Frenkel&Co.

В обычный день на работу в ВТЦ приходили 50 тыс. служащих и 200 тыс. посетителей и туристов. На 107-м этаже Северной башни существовал фешенебельный и дорогой ресторан «Окна в Мир». Там американцы любили справлять свадьбы и отмечать разные знаменательные события. В 1990-х годах на смотровую площадку Южной башни ежедневно поднимались десятки тысяч туристов. В ясный день сквозь забор от самоубийц они могли обозревать окрестности в радиусе 78 км.

Система из 99 лифтов в небоскребах была устроена таким образом, что снизу скоростные подъемники шли к началу 2-й и 3-й секций здания начинавшимся на 44-м и 78-м этажах. Оттуда «местные» лифты поднимали пассажиров на нужный этаж. Каждый межсекционный лифт мог поднимать 55 человек со скоростью около 8,5 м в секунду. Всего в комплексе ВТЦ было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром. Мытье окон в двух башнях происходило автоматически 3 раза в неделю с помощью спецмашин на стальных подвижных тросах.

Разрушение

Огромным конструктивным плюсом нью-йоркских близнецов было то, что стальные балки зданий соединялись с расположенными менее чем в метре друг от друга опорами, формирующими наружные стены здания. Тогда как вертикальные опоры большинства других американских небоскребов располагаются на расстоянии до 6 м друг от друга, а основная нагрузка в них переносится на комбинированные диагональные стойки, повреждение которых, как правило, приводит к немедленному разрушению всего здания.

А недостатком являлось отсутствие пенных противопожарных систем, которые могли бы справиться с горящим авиационным топливом. Бетон гарантированно выдерживает пламя час-два. Но 91 тыс. л авиационного топлива, которым были заправлены оба направленных террористами в здания ВТЦ самолета, превратили крылатые машины в термобомбы. Когда температура горения превысила 800 °С, стальные опоры начали плавиться. Однако впоследствии обнаружилось, что основная причина обрушения Близнецов была не в этом.

Через несколько лет после трагедии специалисты однозначно установили, что причиной обрушения стало постепенное смещение в результате пожара в зданиях центра тяжести. Внешние колонны не выдержали экстраординарного напряжения.

Олег КЛИМОВ

(по материалам зарубежной печати)

СПРАВОЧНО : Минору Ямасаки американский архитектор, сочетавший интернациональный стиль с чертами неоклассики. Родился в Сиэтле, США, 1 декабря 1912 года в японской семье, имевшей американское гражданство.

В 1949 году основал собственную фирму. В 1951-м получил премию Американского института архитектуры за жилой комплекс в Сент-Луисе, США. Правда, уже в 1972-м эти здания были разрушены как «морально устаревшие и социально обременительные».

Среди наиболее известных зданий, построенных по проектам Минору Ямасаки, — консульство США в Кобе, Япония (1955), аэропорт Ламберт в Сент-Луисе, США (1956), Мемориальный общественный центр МакГрегора в Детройте, США (1958), аэропорт в Дахране, Саудовская Аравия (1961) и аэропорт Восточной провинции в Эр-Рияде (1985).

Он строил небоскребы и при этом панически боялся высоты. Работая над зданиями ЦМТ, Минору Ямасаки развелся с супругой, женился на другой, потом еще раз развелся и женился, потом еще раз. В конце концов снова развелся и вернулся к первой жене.



Загрузка...