Кошки. Породы, стерилизация

Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству? Христианское отношение к богатству и бедности.

— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству?

— Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном.

— Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением?

— При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель? В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

— Порой нам кажется, что в изначальном распределении благ всегда есть определенная несправедливость: кто-то родился в богатой семье или высокоразвитой стране, кто-то, наоборот, — в бедной семье и слаборазвитой стране. Для чего дано такое неравенство? Что подразумевается под Промыслом Божиим в данном случае?

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе дает очень четкое и емкое определение. Он говорит, что Промысл Божий — непрестанные действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми сохраняются жизнь и сила творения. Даже если человек уклоняется от добра через совершение зла, то Господь способен это исправить. И в результате все равно получается, что жизнь направляется к благим целям. Мы верим в то, что Промысл Божий, премудрость Божия всегда присутствуют в нашей жизни, в человеческой истории. И поэтому мы рождаемся тогда и в тех условиях, которые наиболее способствуют нашей благой участи в вечной жизни, нашему спасению.

— Получается, что Господь, посылая достаток людям, предполагает: распределите его сами; богатые, поделитесь с бедными и таким образом достигайте спасения?

— Многим не дают покоя церковные богатства. Кто-то говорит, что позолота на куполах излишня. Порой манипулируют некими цифрами: дескать, вместо собора можно было построить два детских дома. Как реагировать на подобные выпады?

— Чаще всего такие вопросы задают те, кто ни копейки не пожертвовал ни на храм, ни нуждающимся, зато хорошо умеет считать чужие деньги. В Новом Завете описан подобный пример. Так, в Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Мария помазала ноги Господа драгоценным миром. Тогда Иуда Искариот возмутился: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12: 5-6). В ответ на этот незаслуженный упрек Иисус, в частности, сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12: 8).

Как показывает история, храмы чаще всего строились не в периоды общественного благополучия, а в периоды бедствий или в знак благодарности за преодоление этих бедствий. Церковный народ стремился украсить храмы, потому что они — отражение небесного рая. В человеческом восприятии рай — нечто прекрасное, что находится за пределами нашей обыденной жизни. Именно поэтому храмы всегда пышно украшались. Но, с другой стороны, каждый, кто дает жертву на храм, должен помнить: рядом есть люди, которым нечего есть или не за что купить лекарства. Подлинно верующий, подавая жертву на храм, не забудет и нуждающегося в его милостыни человека. Нужно помнить евангельские слова о Страшном Суде: Господь будет судить нас по тому, как мы отнеслись к нуждающимся.

Не стоит забывать, что во время бедствий и голода Церковь всегда не только помогала средствами и продуктами, но и использовала даже свои священные предметы для того, чтобы, продав их, накормить нуждающихся.

— В связи с этим хотелось бызатронуть еще одну тему, столь любимую многими СМИ: о якобы роскошной жизни священников, разъезжающих на дорогих авто. Как относиться к подобным упрекам?

— В большинстве случаев эта тема — надуманная. Я говорю из личного опыта. Выполняя свои архиерейские обязанности, часто бываю в различных епархиях. Служить приходится не только в больших и богатых соборах, но и на бедных сельских приходах. Многие иереи, особенно сельские, вынуждены выживать за счет собственного хозяйства. Поэтому нельзя утверждать, что все священники — люди зажиточные. Справедливости ради следует отметить: городской батюшка, нередко общаясь с людьми богатыми, пытается волей-неволей подражать их стилю жизни. Но такой внешней роскошью он собственными руками возводит искусственный барьер между собой и своей паствой. Ведь проповедь пастыря сильна не словами, а поступками и образом жизни. Если семья батюшки живет не по евангельским принципам, то, какие бы красивые слова он не говорил, вместо духовной пользы получится большой вред. Поэтому мы, архиереи, всегда призываем священников к тому, чтобы они боролись с искушением, связанным со стремлением к роскоши.

— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека?

— Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все.

Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33-34).

Проблема деления людей на богатых и бедных стара как мир. Казалось бы, в Евангелии несколько раз прямым текстом говорится, что богачам на том свете не поздоровится. Сам Иисус Христос учил людей не стремиться к земному богатству: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши , нежели богатому войти в Царство Божие». Так неужели всем людям надо стремиться к бедности? Но ведь и бедность многим ничего хорошего не приносит. Пропасть, лежащая между имущими и неимущими порождает зависть и ненависть, отзываясь бунтами, погромами, революциями и войнами. При этом Церковь всегда тепло и с уважением относилась к богатым благотворителям. Да и история знает святых праведников, бывших весьма состоятельными людьми, и тяжких грешников, осатаневших от нищеты…

Черная зависть

Строя особняк в тихой деревеньке под Иваново, столичный бизнесмен Валерий К. «попал» на непомерные расходы. Стройматериалы постоянно разворовывали местные жители. Окончив строительство, он отгородился от народа высоким забором и вздохнул с облегчением. Но не тут то было! Вскоре ему пришел многотысячный счет за электричество. Разгадывая сей «феномен», он обнаружил на своем заборе незаконные врезки - местные умельцы подключились к находящейся под высоким напряжением колючей проволоке, обеспечив деревню «халявным» электричеством.

Попытка судиться с ворами привела к новым проблемам. «Добрые люди» сделали подкоп, украв электрогенератор и… сторожевого пса. Теперь коммерсант ищет, кому бы продать свою фазенду, но желающих пока что не находится…

Но это еще «цветочки» из разряда курьезных случаев. Для провинциальной босоты и обычный человек среднего достатка может показаться «богачом». Главная язва многих бедняков - банальная черная зависть. Особенно к тем, с кем когда-то вместе росли и копались в одной грязи. «Как же это так, он богатый, а я бедный - где справедливость?!». Или как в известной песне Высоцкого: «У них деньги куры не клюют, а у нас на водку не хватает!» Особенно от народной зависти и ненависти достается тем, к то вряд ли сможет отомстить…

Уроженец Новгородской области Михаил Л. в годы войны был малолетним узником фашистского концлагеря. После освобождения вернулся на родину, учился, работал, создал семью. Основанный в Германии фонд компенсации жертвам нацизма выплатил экс-узнику сумму, эквивалентную трём тысячам евро. На них Михаил купил добротный дом в селе Рогозино, переселившись на старости лет в родную деревню.

Увы, земляки усмотрели в сем факте грубое нарушение «принципов равенства и справедливости». Мол, как же так - во время оккупации все село пострадало, но деньги заплатили одному лишь Михаилу за его личные страдания! На счастливчика косились, его проклинали и осыпали угрозами. Весной 1997 года земляки и вовсе подожгли его дом - чтобы стал «как все». Месяц спустя Л. умер (не выдержало сердце) а его жена бросив все уехала к детям в Сергиев Посад…

Несколько лет назад долго жившие и работавшие в Латвии русские семьи решили вернуться в Россию. При содействии властей Пскова своими силами они построили многосемейные дома. Некоторых горожан сей факт несказанно взбесил: «Мы здесь всю жизнь живем в «развалюхах», а эти «латыши» умудрились достать деньги и построили себе новенькие квартиры! Понаехали тут, так пусть в каких-нибудь времянках и жили бы! И почему это власти им помогают?!» В марте 2003 г. дома переселенцев были подожжены и они лишились крова над головой. «Справедливость по-босяцки» восторжествовала...

И таких печальных случаев - сотни по всей стране. Тяжело переживая успехи своих ближних, завистники снова и снова «восстанавливают справедливость», пуская по миру людей и беря тяжкий грех на свои души.

В прежние времена русский народ считался радушным и сердечным, умеющим с достоинством переносить лишения, радоваться благополучию ближних и Родины. Но видать, мутировали души многих людей. Современная «биомасса» предпочитает равенство в нищете и жестоко карает «выскочек».

Печально все это! - так прокомментировал ситуацию мой знакомый священник отец Александр. - Мне очень жаль не только тех, кто пострадал, но и самих поджигателей. Все светлое, заложенное в них Богом, не смогло проявиться и задавлено элементарной завистью. А зависть - это один из тягчайших грехов, разрушающих душу и закрывающих нам путь к Вечной Жизни…

Б едность надо преодолевать!

На одиннадцатом Всемирном Русском Народном Соборе православное духовенство совместно с представителями других религий, чиновниками и политиками, обсуждали проблемы богатства и бедности в России. Все пришли к единому мнению, что главным богатством нашей страны являются, прежде всего - люди, способные к труду, творчеству и созиданию Отечества. А их то как раз Россия стремительно теряет. Спивается и вымирает народ, многие молодые талантливые личности в поисках лучшей доли уезжают из страны. Необходимо беречь людей и воспитывать их в лучших духовных традициях!

- Ни богатство, ни бедность сами по себе не являются ни грехом, ни добродетелью, - сказал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . - Все зависит от устремлений человека, от того, чем наполнен его внутренний мир. Мы благодарны тем богатым людям, которые помогают Церкви строить храмы, создавать богадельни и детские приюты. Но мы каждый день встречаемся с людьми, живущими за порогом бедности, и их боль - наша боль. Нельзя забывать, что не только богатство, но и бедность может стать сильным искушением, озлобить и ввергнуть человека в отчаяние, и даже подтолкнуть на преступный путь! Вот почему преодоление бедности - наша задача… Печально, что в России за самоотверженный труд люди получают во много раз меньше, чем в других странах, а честно трудившиеся на благо страны пенсионеры подчас лишены самого необходимого. Нищета соседствует с кричащей роскошью. Для искоренения бедности необходимо построить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности… Богатство должно быть результатом созидательного труда, а труд - это долг перед Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к материальному достатку уравновешивается влиянием духовно-нравственных принципов…

Тогда же митрополит Кирилл (ныне ставший Патриархом) высказал искреннее возмущение: почему в обладающей богатейшими природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом России, в отличие от других стран, такой вопиюще низкий уровень жизни и один из самых высоких в мире разрывов между богатыми и бедными?! Он призвал власть направить часть Стабилизационного фонда на преодоление нищеты, и при этом, активно стимулировать развитие инновационных технологий и инфраструктуры.

Правильное распоряжение богатством всегда считалось на Руси искусством и даром Божиим, - считает митрополит Кирилл. - Стыдно перед всем миром, когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения, в то время как на их Родине люди получают мизерные зарплаты. А потом они еще и имеют дерзость оправдываться за свое расточительство перед народом, используя телевидение…

По-божески делиться надо! - вторит православным иерархам председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. - А если кто не отдаст, с кишками брать надо… Если Всевышний кому-то дает богатство, это означает, что Бог выбрал его своим «завхозом», и надо оправдать оказанную честь добрыми делами…

Богатство и спасение души

Евангельский диалог между Христом и богатым юношей, призыв Спасителя раздать богатство и идти за ним, и Его слова о том, что трудно богатому спасти свою душу (Мф. Гл 19; 16-26 ) смущают многих. Неужели Христос против всех богатых состоятельных людей, и хочет, чтобы все стали неимущими? Конечно же нет! Спаситель просто предлагает всем нам не привязываться к земному богатству и не видеть в имуществе источник нашего бытия и достоинства. Ведь Он даёт нам не только всё необходимое для земной жизни, но и гораздо больше, то, что превышает любое земное богатство - блаженство в Жизни Вечной.

В Иерусалиме были тесные ворота, называвшиеся в народе «Игольные уши». Пройти сквозь них навьюченный верблюд мог разве что проползая на коленях. Слова, сказанные Иисусом ученикам после ухода юноши, полны скорби. Спаситель скорбит о том, что земное богатство загораживает людям Небо, привязывает к бренному, топит в пустой мирской суете. Если вдуматься, даже у людей умеренного достатка их малое богатство может заслонять от них Небо не меньше, чем капиталы миллионеров. Если человек морально не готов при необходимости расстаться с обладанием имуществом, обрести свободу во Христе и пойти за Ним - значит он раб своего достатка. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» - вот основа и смысл христианской жизни.

На пути богатого христианина великое множество ловушек, на нем лежит ответственность за людей, которые от него зависят. Сытость и пресыщение зачастую уносят из сердца веру и ощущение присутствия Божия, плохо идет молитва, одолевают искушения . Но слова Христа о невозможности служить Богу и маммоне - вовсе не означают, что богатство и спасение души несовместимы.

Царство Божие открыто любому, кому чужд культ стяжательства и кто не порабощен тем, что имеет. Если человек не привязан к деньгам и направляет их не на самоуслаждение, а на добро и милосердие - он идет правильным путем. Полезно помнить, что все, что мы имеем - дано нам Богом лишь как «управляющим», чтобы мы правильно и достойно им распорядились. Используя богатство во благо людям, мы пребываем в любви и свете Божьем, и получаем добрые плоды.

Немало предостережений и советов можно найти в поучениях святых отцов Церкви. Святитель Василий Великий призывает всех людей не преступать пределы умеренности и помнить, что любостяжательность (жажда наживы, скупость и т.п) - является тяжким грехом идолопоклонничества. Святой Серафим Саровский критикует людские желания приобретать деньги и награды, советуя обретать иной капитал, благодатный и вечный - стяжание Духа Божия. Его можно получить только добрыми делами Христа ради, искоренением своих недостатков и молитвенной жизнью.

«Как богатство не возвышает человека, так и бедность его не унижает, - пишет великий богослов ХХ века святитель Николай Сербский. - Кто думает иначе - тот живет не в христианской вере, а в древнем многобожии, при котором человек ценился по цене своего золота. Потому Христос и соизволил быть распятым на Голгофе, чтобы уничтожить это варварское мерило людей и дать новое, духовное, моральное. По мерилу Христову то, что составляет ценность человека, не увеличивается богатством и не умаляется бедностью… Православные знают, что неправедник преуспевает не за счет своего ума или силы, но лишь потому, что Господь наш несказанно милостив и попускает ему преуспеяние, чтобы он вспомнил о Боге, застыдился неправедных дел своих и исправился. Творец ждет, когда заблудший сам вернется на правый путь. Невиданна мудрость Его и непревзойденна милость Его…»

Безгрешных людей нет (святые тоже признавали себя грешниками, видя и искореняя в себе даже малейшие негативные проявления), и Бог посылает многим из нас скорби для очищения души от пороков и страстей. Однако, Господь может призывать к себе людей и через радость и земное изобилие. Если же богатый так и останется слеп и глух к духовной жизни, то его земное благоденствие отнимет у него шансы на оправдание на Страшном Суде, в то время как бедный грешник еще может рассчитывать на Божье снисхождение.

А значит, спасение человеческой души зависит не столько от уровня жизни, сколько от умения каждого человека любить ближних и преодолевать любые искушения.

Такие разные богачи

Любопытные результаты принес недавний интернет-опрос на тему «Нужны ли России богатые люди?» Лишь 15% ответивших сказали «Нет!».48% согласны, чтобы были богатые, если они не воры и заботятся о бедных. А 37% посчитали, что моральный облик человека не зависит от количества денег.

История знает немало положительных примеров жизни богатых людей - верующих русских промышленников и предпринимателей. Непревзойденным образцом для подражания может служить судьба купца Василия Муравьева. С раннего детства работавший на самых низших должностях, честный целеустремленныймолодой человек со временем открыл собственное дело и всего за несколько лет стал крупнейшим мехоторговцем Петербурга. Его предприятие славилось не только в России, но и во многих европейских столицах. Несмотря на огромные доходы, Василий был равнодушен к деньгам и роскоши, и большую часть своих капиталов жертвовал Церкви и неимущим людям. По праздникам в его гостеприимном доме накрывалось множество столов, с улицы зазывались толпы неимущих, которых кормили, наделяли деньгами, вещами и продуктами.

После революции купец Муравьев закрыл свое дело, щедро заплатил всем работникам и пожертвовал свои капиталы Александро-Невской Лавре и другим обителям. Давно мечтавший стать монахом, он наконец, смог исполнить свое заветное желание. В годы открытых гонений на Церковь он стал духовником крупнейшей в России монашеской обители и великим святым старцем - отцом Серафимом Вырицким. По его молитвам духовно и физически исцелялись люди, а пророчества о. Серафима сбывались и сбываются поныне…

Благоденствие неверующих недолговечно и призрачно. При всей внешней привлекательности, богатая жизнь часто бывает тосклива и безпросветна.

Один мой знакомый, который сам себя в шутку называл «продажным журналистом», зарабатывал заказными материалами в газетах. Эта работа неплохо оплачивалась. Он, прямо скажем, ни в чем себе не отказывал. Менял машины и любовниц, был вхож в великосветскую тусовку, регулярно ездил в путешествия, словом, вел жизнь, о которой мечтают многие. Но лишь самые близкие знали, как скверно было на душе у этого «баловня судьбы». Он сам говорил, что «хочется уснуть и не проснуться». Каким-то чудом ему пришла в голову мысль посетить храм. Дальше происходило нечто вроде наркотической ломки: он поменял работу на гораздо ниже оплачиваемую, хотя отказаться от высокого уровня жизни - это, может быть, самая трудная вещь на свете. Он стал православным. Ночные кошмары и утренняя тошнота исчезли. У него наступила умиротворенная осмысленная жизнь. Ему пришлось отказаться от всего, что противоречило законам чистой совести. Это сказалось на его финансовом состоянии и популярности, но он ни о чем не жалеет.

Один древний мудрец говорил: «Не называй ни одного человека счастливым, пока не увидишь конца его». Библейская притча о святом Иове Многострадальном напоминает нам, что даже праведник может в один день потерять все земное богатство, но вера и молитвы спасут его от отчаяния и приведут к еще большей святости. Далекий же от Бога грешник рискует потерять все, включая свою безсмертную душу.

Лишившись богатства, многие накладывают на себя руки, спиваются, мучительно и тоскливо доживают свою жизнь. Да и дожившим до старости преуспевающим миллионерам не очень-то сладко приходится. Тяжело осознавать, что жизнь утекает как песок сквозь пальцы, впереди - пугающая неизвестность, а богатство в могилу не заберешь…

Настоящая свобода

В конце 90-х бизнесмен Иван Т. разорился подчистую. Квартиру, дачу и машины пришлось продать в счет возврата долгов. Оставшихся денег хватило, чтобы купить домик в тверской деревне. Бывший коммерсант стал простым работягой. У него свое хозяйство и счастливая православная семья. Он посменно подрабатывает охранником на предприятии в райцентре, жена учительствует в местной школе. Они живут скромно, но их дети сыты, обуты, одеты и свободны от столичной суеты и соблазнов. Иван считает себя счастливым человеком и ничуть не жалеет о былой жизни. По его словам, богатство, при всей кажущейся свободе, на самом деле очень связывает и мешает духовно расти. Только теперь он обрел настоящую свободу - свободу духа и совести, и возможность до конца быть самим собой…

А дружная многодетная семья Кузнецовых из подмосковного Щелково изначально не стремилась к богатству. Супруги живут, уповая на Бога - что Он всегда в любой момент жизни поможет им. Их девиз - «Слава Богу за все!». И действительно, несмотря на довольно скромные заработки главы семьи, язык не поворачивается назвать их бедными или нищими. У них много друзей, помогающих в трудные моменты. Дети Кузнецовых как на подбор добрые, послушные и трудолюбивые. Можно быть уверенным, что этой доброй семье не страшны никакие кризисы и житейские шторма.

К сожалению, чаще нам встречаются семьи, «осатаневшие» от бедности. Причем в прямом смысле. Они живут завистью и ненавистью и озабочены лишь тем, чтобы никто по соседству не жил счастливее них. И не надо говорить, что в этом виноваты только обстоятельства

Кому молиться

Покровителем всех добрых бедных и богатых людей издавна слывет святитель Николай Чудотворец. Молятся православные и его современнику, Спиридону Тримифунтскому, десница которого недавно была на месяц привезена в Россию с греческого острова Корфу. Святитель Спиридон почитается верующими как покровитель бездомных, больных и бедняков. Помогает он и тем, кто честно, по совести занимается торговлей и финансовой деятельностью. Им же покровительствует и живший в XIV веке великомученик Иоанн Сочавский, при жизни бывший благочестивым торговцем. Многие православные бизнесмены молятся святым родителям Сергия Радонежского Кириллу и Марии, и конечно же, упомянутому выше святому ХХ века Серафиму Вырицкому.

Еще из покровителей бедных можно выделить святую III века Татьяну (она же в большом почете у студентов) и самую известную сестру милосердия, великую княгиню преподобномученицу Елисавету Феодоровну.

Достаточно и просто регулярно молиться Богу молитвой, которую людям дал Сам Христос - «Отче наш». В ее словах «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» заложена просьба к Отцу Небесному дать нам все необходимое на сегодняшний день. Бог сам знает, что нам надо для земной жизни и спасения души, и нам остается лишь с миром принимать все, что он нам дает. Главное - стараться никому не завидовать и использовать свою бедность, достаток или богатство для благих дел и духовного совершенствования.

Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству, может ли он быть, например, банкиром?

И может ли он своим богатством спасти душу? Эти нравственные вопросы часто волнуют современных .

Бедность порождает зависть?

Деление людей на касты, на богатых и бедных существовало всегда. И всегда люди стремились быть богатыми.

Но христианская религия учит нас не стремится к материальному богатству (маммоне), а ценить духовное, Христос призывал не служить двум господам, он говорил, что богатому не удастся войти в царство Божие. Так как же должен думать христианин, к чему он должен стремиться - к бедности? Бедность, конечно, не порок, но что она приносит людям? Ничего хорошего. Кроме того, бедность неизбежно порождает разрыв, пропасть между неимущими и богатыми, а из этого часто рождаются зависть, ненависть, что в свою очередь ведет к настоящим общественным катаклизмам (войнам, бунтам и революциям).

При этом церковь всегда с уважением и теплотой относилась к благотворительству и благотворителям, а истории известны случаи святых, бывших очень богатыми людьми, и грешников, шедших на преступления от своей нищеты. Много есть случаев, когда бедные из зависти и ложном чувстве справедливости разрушали, крушили и громили нажитое добро более богатых людей, беря на душу грех. Когда-то русские считались радушными, сердечными, умеющими радоваться за других и переносить свои лишения стойко и с достоинством. Современные же бедняки предпочитают равенство в бедности и жестоко наказывают всяких по их мнению выскочек.

Что же по этому поводу говорят православные священнослужители? Они заявляют, что зависть есть величайший грех, разрушающий душу и не дающий возможности попасть в царство Божие. Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй говорил, что ни бедность, ни богатство не являются сами по себе ни добродетелью, ни грехом, и все зависит от того, чем наполнен человек, от его внутреннего мира.

Патриарх подчеркивал, что Церковь благодарна тем меценатам, которые помогают в строительстве храмов, создании богаделен, детских приютов. Однако никому нельзя забывать о том, что бедность - это искушение, она может озлобить человека, ввергнуть его в отчаяние, а порой и подтолкнуть на преступление. Поэтому, отмечал Алексий второй, задачей православных христиан и священников является преодоление бедности. Печально, что нищета находится рядом с вызывающей роскошью, а настоящий честный труд оценивается неадекватно - пенсионеры подчас лишены самого необходимого для жизни.

Что же делать?

Патриарх Московский и Всея Руси предлагает создать для искоренения бедности экономику, ориентированную на этические ценности, а также поработать над отлаживанием системы ответственности общества перед своими гражданами. Только при таких условиях, когда богатство станет результатом созидательного и самоотверженного труда, стремление к материальным благам будет уравновешиваться духовно-нравственными принципами. Ведь труд является долгом и перед людьми, и перед Богом. Митрополит Кирилл, ставший Патриархом, высказывал возмущение по поводу того, что в богатейшей интеллектуальным потенциалом и природными ресурсами стране России возмутительно низкий уровень жизни простых граждан, что порождает практический самый высокий в мире разрыв между бедными и богатыми. В связи с этим он призывал власти применить часть Стабилизационного фона на то, чтобы преодолеть нищету в стране, при этом активно стимулируя развитие инфраструктуры и инновационных технологий.


Наше время предлагает христианину ответственное и тяжелое испытание – испытание богатством и бедностью. Помня о том, как «трудно богатому войти в Царствие Небесное», мы зачастую с готовностью решаем, кто именно – богатый или бедный – ближе ко Христу. Решаем, судим, забывая о том, что материальный достаток и социальное положение вовсе не являются свидетельством того, какова душа человека.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), переживший и времена безбедные, «достаточные», как говорили прежде, и годы настоящей бедности, лишений, размышляет о том, как во всех испытаниях сохранить существо христианского духа, истинную – во Христе – духовную свободу.

Бедность и богатство

Бедные могут обогащать богатых... Богатые – обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во Христе люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только «за всех виноват», но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются друг через друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы дьявольской.

Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения.

Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь «управляющим» (см. ) этого богатства, принадлежащего Творцу, и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через него, конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что горе им. Нет, таким богатым – не горе, а радость, и – радость вечная.

Никакая материальность и никакое отсутствие материальности не есть само по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра и нравственного зла (тем выявляя религиозный по существу, хотя и отрицательный характер своих утверждений). Для христиан зло и добро – не во внешнем, но все в мире делается добром или злом в зависимости от внутренних побуждений и намерений человека, ибо как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лишь периферия проявления человека, и, конечно, если светел человек, то и периферия его жизни будет светить.

Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальное, но «надежду на богатство», т.е. устройство своей жизни вокруг идеи материального благополучия. В Евангелии всячески подчеркивается непрочность, ненадежность такого богатства и такой надежды. Это и «дом, построенный на песке», и «богач, светло празднующий» свои дни и не понимающий, что его подстерегает внезапная смерть. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: «Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять»... Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее отношение к ценностям земли. Эти земные ценности, перестав быть высшими, сделались бы настоящими.

Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности пролетаризирует бедность, но и богатый – своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других – также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову.

Путь современного христианского сознания должен быть определенным идеологическим и – более того – пневматологическим, духоносным действием против пролетаризации бедности, как со стороны самих бедных, так и со стороны богатых. Это действие должно быть священной борьбой за величайшую ценность мира – душу человеческую, и вестись только через живую человеческую личность, чрез единение таких живых во Христе личностей человеческих и утверждение на собственном примере исповедуемых основ жизни.

В мире не два лагеря – капиталистов и пролетариев, – как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря: 1) безбожные бедняки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира. Христиане не делятся на «бедных» и «богатых», ибо бедные осознают преимущества своей бедности, богатые – стеснительность своего богатства и, во всяком случае, его непрочность и оттого – незначительность. И все остаются на своем пути, несут свое служение... Для этих третьих только и может быть, в собственном смысле, «социальная проблема». Для первых она не существует и не может существовать, ибо там действует принцип борьбы и решительной непримиримости, т. е. либо войны, либо чисто дипломатического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая в мире, ибо небесно-почетная принадлежность к ней есть выражение не словесной и даже – считаем нужным подчеркнуть – не идеологической, но духовно-реальной, конкретной христианской веры. Только из этой подлинной реальности духа может вырастать идеология общественной христианской жизни.

Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности. Во всяком своем социальном и имущественном положении христианин есть труженик в деле жизни. В поте лица добывает свой хлеб физический и – хлеб духовный: вечную жизнь во Христе. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» , – говорит апостол Павел (), и его заповедь есть Божия заповедь для всех христиан. Кто имеет для себя хлеб физический без усилий (например, имеющий ренту), без борьбы с терниями земли, тот, если он христианин, не бездействует, но добывает хлеб для других людей, и тем самым приобретает хлеб духовный для себя и для других. Христианин, владеющий имуществом, никогда не празден, он всегда – «трудящийся»... Если же он не трудящийся, то он и не христианин.

Оттого христиане все – в одном лагере: богатые и бедные, знатные и незначительные по своему земному положению, и иначе и быть не может. Христиане лишены как зависти, так и пренебрежения. Высший и низший находят себя равными в плане вечности, и оттого невозможна зависть к высшему и пренебрежение к низшему. По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного.

Пусть вокруг бушуют страсти потерявших облик Божий людей, пусть пытаются завлечь христианина в свой тот или другой человеческий лагерь, где вместо любви спайкой является солидарность, основанная на преследовании низших и часто преступных интересов... Христианин не продает своей духовной свободы, возвышающейся над миром, за чечевичную похлебку скоропреходящего мира. И не строит свое счастье на страдании других.

Для Церкви Христовой «нет ни богатых, ни бедных»... Правильнее сказать, они есть, но лишь – в другом плане. Качества иные богатства и бедности в Церкви. «Богатые» – это нищие духом, «бедные» – богатящиеся своими земными ценностями. В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит. Бедные почитаются таким образом достойными помощи, богатые – достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное. Примечательно, что и вне пределов земли осуществляется этот закон Церкви: святые, отошедшие с земли, молятся за грешных людей, живущих на земле, и тем служат их спасению. Живущие же на земле верующие люди, как более богатые, чем усопшие грешники, потерявшие земное время для творения добра, могут помогать молитвою этим последним, служить их спасению.

Как в этом духовном смысле служение есть по преимуществу дело «богатых», так и в чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а никак не вящего наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства).

Философия собственности

1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду – владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое... Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И – что слышит от Премудрости Божией? – «Ты не имел бы... никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также – на Источник всякой власти, всякого владения.

2. Можно закрыться от Бога, от лицезрения Владыки. Так, например, закрылся от Бога, спрятавшись в кусты. – Наивная психология всякого грешника. «Адам, где ты?» – «Я...скрылся» ... (). Сколько прошло с тех пор лет, а сыны по-прежнему думают, что могут от Бога скрыться. И «скрываются» кто, где и как может – в глубине кустов своих идеологических, ветвистых, запутанных кустов культуры века сего: «частная собственность», «общественная собственность», «государственная собственность», «коммунизм», «капитализм», «социализм», «свобода», «рабство», «богатство», «бедность», «имение», «экономические законы» и т.д., и т.д.

3. В основе всякой сложности должна быть простота. Если нет этой первичной простоты, сложность будет хаосом. Если основная простота есть – сложность будет уже гармонией. Представить собою гармонию оркестра, где нет лишних инструментов, или хотя бы целое машины, где нет лишних винтиков, сложная культура века сего может лишь в свете познания первичных законов жизни, вложенных в мир Творцом.

Только пользуясь этим знанием абсолютных законов, можно взвесить все понятия человеческие, определить их настоящий смысл.

4. Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире.

Неужели это значит, что у человека нет никакой собственности и быть не может? Наоборот. Собственность человеческая имеет свое непреложное основание в том, что есть собственность вообще, и есть Хозяин всего вообще. Значит, собственность может быть дана, если есть ее истинный Хозяин... Какой простор, какое глубокое основание всякого истинного владения! В свете этого обоснования делается понятным, почему нельзя ничего красть, присваивать и – ничем нельзя «богатиться», ни через что нельзя возвышать себя.

Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь.

5. Человеку дается «талант» – круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее, эту Божью землю – жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей земли. «Верный в малом и во многом верен будет» (). И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди – оно остается очень малым по сравнению с тем, образом чего оно является. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Оттого богатые люди, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение».

«Мое только то, что я отдал», – говорит св. Максим Исповедник . Отдал... кому? – Богу, людям... Есть люди, не пользующиеся своим богатством. Среди них есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Различно выражается это благодатное управление богатством. Иные раздают его сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, и задачей их является уже только правильное его распределение. Оно может быть и обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия. По виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия... Так, А.С. Хомяков имел землю и даже прикрепленных к себе крестьян, но по существу являлся не хозяином земель своих и людей, а заботливым отцом и даже слугой их. Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов... Таково было и владение истинно православных царей.

Говоря миру: «Больший... да будет всем слуга" (), Господь под «большим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом... «Больший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.

6. Всякая собственность этой земли кратковременна и пресыщена печалями (), ибо, приходя и привязывая к себе человека, сейчас же уходит, оставляя в человеке недоумение, боль, скорбь, смерть. Оставляет пустоту вместо себя и прах вместо человека. Но, пока не осталась пустота вместо собственности, имение может приносить «плод мног»; даже малое имение бедного человека, ибо лепта вдовицы явилась большею ценностью, большей энергией добра, чем сокровища фарисеев ().

7. Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную... Разве это все не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души – высшее счастье?

8. Если же посмотреть с другой стороны, собственности у человека гораздо больше, чем он думает... Каждый глоток воздуха, попавший в его легкие, есть его собственность, и притом гораздо большая, чем монета, лежащая в его кармане, ибо делается непосредственным поддержанием его жизни. Каждый луч солнца, согревший человека, есть его тепло, соединившееся всецело с ним... И так во всем, во всех мельчайших проявлениях жизни, человек окружен собственностью, дарами Божьими, изливающимися на человека, превращающимися в самую жизнь человеческую. Велик и славен этот закон, делающий из всякого человека богача.

9. Чтобы войти в гармонию расстроившегося, но ныне настраивающегося мира, человек должен по совести (а не умом лишь) признать над собою власть Бога, сам сделаться собственностью Божьей, так как весь мир этою собственностью уже является. Бесчисленные мириады миров, звезд, солнц, неисчислимые септиллионы жизней вращаются в пределах, положенных Творцом. Камни, вода, воздух, земля, огонь – подчиняются непреложным законам, в которые человек может заглянуть, которые ему дано «открывать»... Для чего? Для научения себя правильной жизни по этим законам. Подчинение физическим законам есть лишь образ подчинения духовным законам Бога. Как физическая природа открывается в естествознании, физике, химии, механике, космографии и других науках, так духовная природа открывается в Евангелии. Глядя на подчинение Богу физической природы, человек должен научиться подчинению Богу своего духа.

10. Трезвому, непредубежденному человеку естественно думать и видеть, что его земная «собственность» – более чем относительное явление... Как исчезают века, так исчезает всякая собственность человеческая на земле. Словно пар в воздухе, растворяются все «права» на землю, на имущество, на самую жизнь, – права отдельных людей, городов и народов.

Неразрушима во всей Вселенной только сила Божия, творящая миры. Все остальное хрупко и разрушимо. И именно для того разрушимо, чтобы разрушимое не считали люди неразрушимым. В веке будущем, когда «будет собрана пшеница», т.е. собраны ото всех веков люди, творившие правду и любившие Бога, не будет более опасности кому-либо возлюбить тварь более Творца, и тогда вновь, как в Раю, разрушимое станет неразрушимым. Но никто этого вечного неразрушимого естества не будет обоготворять. Все будут зреть лишь славу Божию и в свете Ее неизреченном видеть всю жизнь и находить вечное обновление своей неумирающей жизни...

11. Это состояние на земле невозможно для нас, ибо мы все время возлюбляем что-нибудь или кого-нибудь более Бога. Сердце наше «прелюбодейно» в самом глубоком (религиозном) смысле. Оттого «род» человеческий назван Спасителем (никогда напраслины не говорившим) «родом прелюбодейным и грешным» (). Падшее человечество привязано к преходящим ценностям, прилипло к сластям сего мира, к его призрачному богатству, к его столь же призрачной славе... Не будь червей, ржавчины, моли, саранчи, смрада, тления, страданий, смерти – мир был бы живым адом. Некоторым людям кажется как раз наоборот: не будь на этой земле болезней и печалей, был бы «рай». Но – то был бы ад. Греховность плоти земной покрывается печалями земли. Благословенная соль страданий предохраняет дух человеческий от разложения и смерти вечной. Предохраняет в тех людях, которые понимают и принимают узкий путь Христов.

Оттого так благословенны, «оправданны и вожделенны вкупе» (как говорит псалом), для праведника все пути Господни (). Оттого блажен Крест жизни каждого живущего на преходящей земле человека.

12. Наивысшее выражение человеческой жизни есть наиполная преданность ее Богу. Человек, освобождаясь от гордыни житейской, «от похоти очей и от похоти плоти» () (от всего «материализма»), делается все более и более «прозрачным» для Бога, доступным для вселения чистейшего Духа Божия. И когда сделается человек совершенно прозрачным, свободным от всякой гордыни, от всякого темного пристрастия к себе и к миру – собственность Божия, т.е. весь мир, сделается его собственностью, и он, «ничего не имеющий» и даже сам себе не принадлежащий, по слову апостола, будет «всем обладать» (). будет почивать в человеке и сделает его жизнь покоем и богатством. Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие.

13. Порядок жизни временной человеку дан, как лестница, или трамплин для перехода в вечную жизнь. Лишь «верный в малом» (во временном) будет «верен... во многом» (в вечном) (). Уже здесь, на земле, надо обучиться вечной жизни.

Ничто, отделенное от Бога, в себе жизни вечной не имеет. Кто не привьется к Лозе Божьей (), тот не будет жить. По лестнице земной жизни, по трамплину земных ценностей (отталкиваясь от них) мы переходим в Царствие Божие. Но если в неверном направлении оттолкнулся человек от ценностей мира (например, отчаявшийся человек, самоубийца), он падает в пропасть.

14. Материальный мир есть «посох» для больной души, ее точка опоры, точка приложения первичных сил духа, – посох, который помогает идти к Богу, при умении им пользоваться. Все в мире сотворено и все попускается для пользы человеку, и из всех, даже самых тяжелых и болезненных проявлений земной жизни (а иногда более всего именно из них), человек может сотворить себе путь к достижению райской земли.

15. Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель.

16. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье.

Есть собственность корыстная и есть – некорыстная. Корыстная – это эгоистическая; некорыстная – евхаристическая собственность. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. Лишь эта духовно-легкая, не обременяющая дух, не пригвождающая к временной жизни, не влекущая ко греху собственность может быть названа «благословенной». Она поистине благословенна, в чем бы ни выражалась, – обладание талантом, способностью, вещью, землею, человеком. Все это благословенно, когда – в Боге. И все это проклято, когда заслоняет Бога и мир делает богом.

17. Евхаристическая собственность есть все, за что люди могут благодарить Бога и – человека, через которого дает что-либо. В этой благодарности не только вера в Бога, но и признание Его Хозяином жизни. Чрез это благодарение за жизнь и за все, благодарение, достигающее своего свершения и предела в Евхаристии, человек востекает к новой жизни, к Царствию Божьему. Бесконечно малые ценности земли сей, осоленные благодарением Богу, делаются евхаристической собственностью человека и остаются навеки «за ним», как нечто новое, большое, перенесенное за врата вечности.

18. Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но – злое обладание или злое пожелание обладаний.

19. Человек призван к обладанию () землею, человек должен наследовать () землю.

Деньги. Тяжелая тема

Тема денег - тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще - бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это - особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

И я… Еще и прихварывать начал.

А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею. чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те - это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали - слава Богу! Нет - тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка - товар, ей и цена есть. А молитва - дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву - грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам - Господа, а вы мне - серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

Денежные отношения - сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы - это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Виталий пишет:"Без денег будете лежать старый и больной в нашей нищей больнице. " Вспомнился один рассказ о садовнике, который все что зарабатывал раздавал бедным,больным и прочим нуждающимся.И вот внушил ему лукавый такую мысль:зачем ты все раздаешь,нужно и о себе подумать,на черный день откладывать,вдруг ты заболеешь,когда-то состаришься,а у тебя и нет денег ни на что.С тех пор прекратилась милостыня,все деньги копились на черный день.И день этот настал,садовник заболел.Болезнь была серьезной,лекарства не помогали,деньги тратились на докторов.Однажды доктор сказал,что нужно ампутировать ноги,операцию назначили на следующий день.Всю ночь несчастный молился и раскаивался,и вот явился ему Ангел Божий сказав:"Ты уповал на деньги,а не на Бога,ну и что,помогли тебе деньги,исцелили они тебя?Разве нуждался ты в чем-либо,раздавая милостыню,разве болел?"Садовник раскаялся, пообещав никогда больше не копить денег и на утро, врач придя оперировать,увидел его совершенно здоровым.

Благодарю за статью! Подобные темы необходимо поднимать и искать ответы именно с опорой на Священное Писание. Подобные публикации помогают выработать правильное отношение к материальным благам. К деньгам как к средству, а не как к цели.

Очень вовремя, отец Андрей. Держась за деньги мы хватаемся за воздух и лишаемся Истинной опоры. Не притронувшись к ним Господь показал нам, что деньги - не Царствия Божьего вещь. И достигнув своего абсолютного могущества, деньги исчезнут пред Славой Его. Уже сейчас Господь смотрит любим ли мы ближнего своего как самого себя. И возлюбим Господа Творца нашего превыше всего.



Загрузка...