Кошки. Породы, стерилизация

Казахи в монголии. Монгольское нашествие на Казахстан: последствия

В аймаках Баян-Улгий (88,7 % населения) и Ховд (11,5 %), а также в столице Улан-Баторе .

Казахи в Монголии
Всего:
Язык казахский , монгольский
Религия ислам суннитского толка
Входит в Казахи
Родственные народы каракалпаки , ногайцы
Происхождение тюркское

История

Основная группа казахов, расселившихся в западной части Монголии, были кереи подразделения абак . Большинство из них прибыло на эту территорию из Синьцзяна в 60-70-е годы XIX века . Основные причины переселения были напрямую связаны с восстаниями тайпинов (1850-1864) и дунган (1862-1878) в Китае. С целью разрешения земельных проблем восставших китайское правительство прибегло к политике «освоения новых земель». Оно коснулось и кочевий казахов в Синьцзяне . Здесь начали появляться земледельцы из числа дунган и китайцев. Оказавшаяся без земли часть казахов была вынуждена мигрировать в Монголию . То есть, внутренняя нестабильность в крае способствовала масовому переходу казахов через Монгольский Алтай. «Мусульманское восстание в Западном Китае было выгодным для воинственных казахов-киреев. Они перешли реку Кыран, перевалили через Алтайские горы и заняли урянхайские земли до Булгына и Саксая», - пишет путешественник Г. Е. Грумм-Гржимайло. Предводителями переселенцев стали Жылкышы Актайулы (1820-1890) и Кобеш Айтбайулы (Кобеш-батыр) (1802-1888) .

Численность и расселение

Численность казахов в Монголии по результатам переписи 2010 года составила 101 526 человек (3,86% населения страны), по данным промежуточной перепси населения 2015 года 117,8 тыс. чел. (3,85% населения Монголии). Казахи проживают на территории 21 края Монголии, в 181 населенном пункте, главным образом в Западной Монголии . Наибольшей их концентрацией отличаются аймаки Баян-Улгий (88,7 % населения) и Ховд (11,5 %). Казахи также составляют 90% населения 4-го микрорайона Налайхского района Улан-Батора .

Монгольские казахи в большинстве своём ведут кочевой образ жизни и занимаются преимущественно скотоводством.

Репатриация

В рамках программы репатриации, из Монголии в Казахстан в 90-е годы переехало до 20 000 казахских семей. Поскольку монгольские казахи пользуются кириллицей, они обычно также знакомы с русским языком , а потому в целом интегрируются в Казахстане лучше китайских или иранских казахов, но хуже чем казахские выходцы из стран СНГ (Узбекистан , Туркмения). Именно монгольские казахи стали первыми «оралманами » в Казахстане в 1991 году, расселившись на территории Талды-Курганской области.

По данным монгольской стороны за 20 лет (с 1995 по 2015) гражданство Казахстана получили 40 тыс. монгольских граждан .

Образование

В девять часов вечера в Монголии выходит час радионовостей на казахском языке . Книги и телевидение отсутствуют. Казахские школы в Монголии в основном существуют в Баян-Улгийском аймаке, где многие предметы преподаются на казахском языке . В остальных районах Монголии, казахский язык в основном преподается внутри семей. В местах дисперсного расселения казахов наблюдается их частичная монголизация. В аймаке издаётся казахскоязычная газета «Жаңа өмір» (Новая жизнь).

См. также

Примечания

  1. Перепись населения Монголии 2010 года
  2. Официальный сайт Баян-Улгий аймака Архивная копия от 27 апреля 2007 на Wayback Machine
  3. История Казахстана за 8 класс (XVIII в. - 1914 г.) Авторы: З. Е. КАБУЛЬДИНОВ, А. Т. КАЙЫПБАЕВА
  4. ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КАЗАХОВ В МОНГОЛИЮ (70 Г.XIX - 20Г.ХХВВ.)

Участники проекта "По пути Чингисхана" стартовали в Алматы, и, доехав до Республики Алтай (Россия), остановились в поселке Кош-Агач, где выступили с музыкальным концертом. Этим же вечером сюрпризом для всей команды стало возвращение голландца Роберта Эрмерса, он сам был безмерно счастлив вернуться в ряды путешественников. На следующее утро группа отправляется к границе Монголии. На фото тюрколог Напил Базылхан показывает на карте северную дорогу, которая богата древними памятниками

От российского Кош-Агача до пограничного села Ташанты 45 километров. На границе пришлось прождать несколько часов


Пока решаются формальности с документами, группа знакомится с байкерами из Польши


Тут же недалеко расположился дальнобойщик Михаил, который везет битум для строительства дорог Монголии. Как в дальнейшем показала практика, такие люди как Михаил - самые желанные люди в этой стране


Гостиница возле пограничного поста Монголии, где можно поесть. К тому времени все сильно проголодались и домашняя еда была бы в самый раз


Но каждому досталось всего по 2-3 манты и чашки чая


Зато сюрпризом стал выставленный хозяйкой гостиницы счет - около 400 долларов за обед


Организатор Бахытгуль: "Пришлось торговаться до 120 000 тугриков (12 000 тенге). В следующий раз мы будем есть по меню с ценами"


На всей территории Монголии лишь 5% автомобильных дорог с твердым покрытием, все остальные - сплошь грунтовые. Ездить по ним - сущее мучение


Наконец, появившаяся асфальтированная дорога говорит о приближении к городу Баян-Ольгей


Яркие машины c казахстанским флагом привлекают внимание и многие останавливаются, чтобы познакомиться. Мулла Куандык со своей семьей


Его дочери говорят только на казахском


На горизонте появляется долгожданный город


Певица Асем: "Я немного волнуюсь, как примут и встретят нас здешние казахи"



Необычные такси-мотоциклы смогут доставить в любую точку Монголии, цена - 400 тугриков за километр (40 тенге)



Коршуны играют роль местных ворон


Казахи Монголии в основном исповедуют ислам, однако есть и те, кто придерживается буддизма


Мулла Абдулла


Почти в каждом дворе стоят по одной-две юрты


На ночлег участники остановились в этнической гостинице, где вместо обычных комнат гостей заселяют в юрты. Внутри юрты есть все необходимое: кровати, стулья, стол, электричество, печка и даже подключен WiFi. Душевая, туалет и баня находятся в отдельном здании


Рисунки на оленьих камнях


Каменные изваяния «Бага харгай» VIII-IX вв. Монголия. Баян-Ульгийский аймак Сагсай (фото Бауыржана Булатханова)


Общая численность этнических казахов в Монголии составляет больше 140 тысяч человек, это примерно 5% всего населения страны. Из них в Баян-Ольгийском аймаке проживают около 90 тысяч человек, которые делятся на два рода: абак керей и найман. Рассказывает женщина: "Мы из рода абак керей, коренные жители этих краев. Всю свою жизнь посвятили скотоводству, это единственный доход нашей семьи"




Летом люди живут в юртах, а в холодное время возвращаются в зимовки



В Монголии существуют казахские школы, но родному языку в основном учат внутри семьи


Шолпан показывает детскую кроватку "бесик" младшего сына


Напиток, которым угощает Шолпан, называется горячий курт. Он считается лечебным средством от простудных заболеваний и туберкулеза


"Алтай Керей" Hand Craft - небольшой магазинчик национальных казахских вещей, выполненных в кочевнической технике. Стоимость изделий от 3 до 45 тысяч тенге


На втором этаже магазина находится мастерская


Все стежки и швы выполняются вручную. Одно покрывало может занять несколько месяцев кропотливой работы




В это время в Монголии проходил ежегодный национальный монгольский праздник Наадам, который состоит из трех спортивных игр: стрельбы из лука, скачек и борьбы (фото Бауыржана Булатханова)


Монгольская национальная борьба "бөх". До начала соревнования все борцы выходят на середину и взмахивая руками, словно крыльями, в танце изображают полет гордой птицы. Этот танец символизирует силу и гордость. В конце состязания танец исполняют только победители (фото Бауыржана Булатханова)


Экипировка борцов: сапоги, трусы и короткая жилетка с длинными рукавами, но с открытой грудью (фото Бауыржана Булатханова)


Открытый костюм борцов объясняет старая монгольская легенда, которая гласит, что одна женщина, одетая мужчиной, победила самого сильного борца. И побеждала всякого, кто бросал ей вызов, так были повержены все сильнейшие. Позором для мужчин стало, когда они узнали, что их победила обычная женщина. С тех самых времен, чтобы избежать повторного позора и не допустить женщину к состязаниям, было решено оголять грудь (фото Бауыржана Булатханова)


По правилам игры борец считается проигравшим, если коснется земли, например, локтем или коленом. Народное правило гласит: "нельзя тревожить землю" (фото Бауыржана Булатханова)


Монгольские борцы считаются самыми сильными. К примеру, в Японии живут и выступают на татами 33 монгольских сумоистов (фото Бауыржана Булатханова)



Казахский беркутчи на национальном празднике Наадам (фото Бауыржана Булатханова)


Из-за опоздания по графику на один день вместо северной дороги колонна движется по южной. Эта дорога менее интересная, но более короткая и безопасная. Через 37 км от города Баян-Ольгей, среди каменных скал, перед взором участников предстает озера Толбо-Нуур


По дороге группе приходится остановливаться из-за проколотых шин. Организатор Бауыржан Булатханов: "В нашей группе за всю поездку было всего пять проколов. Учитывая дороги Монголии, где камни остры как лезвие ножа, 5 единиц - это ничто. Все же хорошие шины не подкачали"


К подъезду к городу Ховд


Здесь небольшой привал для замены проколотых шин и заправка



Буддисткий храм в селе Дарви, возле него группа разбивает лагерь на ночлег



Наутро город Алтай







Каменное изваяние «Дэнгийн сүм» VIII-IX вв. возле краеведческогой музея города Алтай



На высокогорном плато между поселками Алтай и Баянхонгор колонна машин, вдруг потеряв друг друга из вида, разъехалась в разные стороны. Это был самый страшный момент за всю экспедицию: оказаться одним в незнакомой степи, где за много-много километров нет ни одной живой души, было жутковато. Прошло полтора часа прежде, чем все участники воссоединились вновь


Фотограф Рустем Рахимжан: "Когда мне сказали, что случилось, я только проснулся и сидел в машине с квадратной головой"


Музыкант Абулхаир Абдрашев при встрече обнимает отца: "Я был так переполнен эмоциями, что просто сказал ему, как сильно его люблю"


Причин разбивки колонны было несколько, - говорит Бауыржан. - Первое - это огромное количество разветвленных дорог. Второе - пыль, которая закрывает обзор и не видно автомашин, идущих сзади. И третье - неопытность водителей при движении в колонне


Только утром я говорил, что каждый немного вырос и научился работать слаженно, а тут все повели себя как дети, начали играть в гонки. Но я рад, что все мы нашлись, все здоровы и автомобили в полном порядке. Хотя и переживал, что с таким отношением, мы рискуем вообще не добраться до Улан-Батора


Уставшие и изможденные дорогой, участники добираются до небольшого населенного пункта и решают разбить рядом лагерь


До наступления темноты нужно успеть поставить палатки и приготовить ужин



Чем ближе к Улан-Батору, тем колоритнее становятся таксисты


Монголия славится на весь мир своей обработкой шерсти. Кашемир, изготавливаемый здесь, популярен в таких странах, как Италия, Франция, Англия и Россия



Сырое козье молоко считается менее опасным, чем коровье, так как козы более стойки к заболеваниям. Из козьего молока делают рассольные сыры, в том числе и брынзу




Это была последняя остановка перед третьим этапом путешествия. Только под утро колонна прибудет на родину великого полководца Кюльтегина, но об этом и других приключениях участников проекта "По пути Чингисхана" вы сможете узнать в заключительном репортаже "Великая Монголия"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

Монгольские казахи являются народом тюркского происхождения. Их называют по-разному: казак, казах или хасаг. Но большинство казахов не любят, когда их называют «хасаг», сравнивая это с «хужаа» - так монголы называют китайцев.

Сами казахи говорят и пишут, что 120 лет назад, преодолев Алтайские горы, они поселились в здешних местах. Но в первой половине 19-го века на территории нынешнего аймака Баян-Улгий не было ни одной казахской семьи, здесь жили одни урианхайцы.

Урианхайцы и казахи являются совершенно разными народами. Эти национальности появились в ходе исторических процессов. Монгольские казахи отделились и переехали в Монголию не из Казахстана, как понимают это сегодня, а из Синьдзяна. В середине 19-го века они жили на территории от подножий Алтайских гор до Синъдзяна. В летний сезон они, пройдя через Алтайские горы, проводили лето на территории урианхйцев, а осенью снова кочевали на юг через Алтай. Они проживали в окрестностях истоков рек Бухтарм и Эрчис в Синьдзяне. Сегодняшние казахи, проживающие в аймаке Баян-Улгий, отделились и переселились в Монголию именно оттуда.

Переселение казахов имело следующие причины:

  • В 1850-х годах в Китае произошло восстание тайпинов, которое также коснулось мусульман и охватило весь Синьдзян. В результате этих событий люди были вынуждены бежать за Алтайские горы.
  • Ещё одной причиной стал конфликт между племенами. Более мелкие племена, чтобы не впасть в зависимость от более крупных, двинулись в направлении Алтайских гор.
  • Третьей и главной причиной было то, что в 18-ом веке маньчжурское господство ещё не достигло горных районов Алтая и эти земли стали благопрятным пристанищем для людей, ищущих свободу. Казахи в поисках земель, пригодных для пастбищ, пошли на соглашение с урианхайцами и в летнее время пасли свой скот в окрестностях озера Даян. Но со временем они стали оставаться там и на зимовку.

Таким образом, казахи постепенно стали оседать на землях урианхйцев и со второй половины 19-го века, а точнее с 1869 года они полностью переселились туда. С 1870 года между урианхайцами и казахами начали возникать земельные споры, которые со временем превратились в вооружённые конфликты. Известны даже случаи, когда казахи подавали маньчжурскому правителю прошение о выдаче им земель.

Крупные урианхайские князья давали казахам землю в аренду, а взамен получали скот, золото и драгоценности, меха и топливо. До 1911 года казахи входили в состав Маньчжурии, а после революции 1911 года по Указу Богдо хана они вошли в состав автономной Монголии. В результате победы народной революции в 1921 году казахи получили земли и такие же права, как и урианхайцы.

В 1930 году ЦК партии и правительство МНР приняло постановление о выделении казахам отдельной территории. Согласно постановлению, южная граница территории является государственной границей, на востоке и севере охватывает Дэлүүн, Хонгор өлөн, Хатуу, Улгий, а землями южнее Орогта казахи могли владеть с урианхайцами на равных правах. С 1930-х годов партия и правительство стали строить школы, больницы, магазины и т.д. в местах проживания казахов. Но, несмотря на это, казахам не сиделось спокойно на одном месте, к тому же ими неоднократно проводились диверсионные работы. Весной 1931 года предводители казахских племён вместе со своими людьми начали переезжать обратно через Алтайские горы. Сотрудники партии и правительства, которые хотели этому помешать, были убиты. Ситуация иногда обострялась и превращалась в вооружённый конфликт.

Племена, которые переехали, вернулись обратно в 1932 году. Они потеряли весь скот и были на грани нищеты. Казахские князья принимали разные меры, чтобы отделить монгольских казахов от их земель, - вплоть до сговора с гоминьдановцами. В 1943-1948 годах на западных окраинах Монголии происходили беспорядки, которые были вовремя подавлены.

Мы все знаем об Османе. О нём я напишу позже. До 1931 года казахи входили в состав аймака Чандмань уул, а в 1940 году был создан отдельный аймак Баян-Улгий. В 1991 году, после распада СССР, Республика Казахстан, которая входила в его состав, объявила о своей независимости. Более 20 тысяч казахских семей переехали жить в Казахстан. Но вскоре большинство из них вернулось назад, не найдя там счастливой жизни. Вот такова краткая история вхождения казахов в состав Монголии.

Среди экспонатов Национального исторического музея в Улан-Баторе есть традиционные костюмы народов Монголии, в том числе казахские женский и мужской наряды. И это неудивительно, ведь казахи давно стали частью Монголии. Интересно, что жузово-родовая тематика, которая так будоражит наших сограждан в Казахстане, совсем не имеет той силы и интереса здесь. Одна моя собеседница не знает, из какого она рода, вторая вспомнила это не сразу. Им гораздо важнее, что они - казашки.

В ожидании своего

Мы встречаемся с Алией в самом заметном здании Улан-Батора, его современном символе - 25-этажной башне Blue sky в центре города. Моя собеседница молода и успешна, работает в международной компании, водит машину. Алия окончила университет по специальности “Дизайнер интерьера”, защитила магистерскую степень по международным экономическим отношениям. Она - казашка. Такие девушки, как она, ходят, например, по улицам Астаны или Алматы, вот только мы не в Казахстане, а в столице Монголии.

Мне нравится здесь жить. Никогда не чувствовала дискриминации, живем так же, как монголы, никакой разницы, - начинает рассказ за чашкой кофе Алия. - У нас в семье шесть человек. Мои братья и сестра создали семьи с монгольскими казахами. Я тоже жду своего единственного (смеется).

- Ваши родители примут, если выберете не казаха?

Нет, не примут. Я сама этого не хочу. У нас ведь другие традиции и правила - казахские. Конечно, мои родители не говорят, чтобы я вышла за того или этого. Они просто верят, что я выйду замуж за казаха. Я знаю, что некоторые полагают: раз мы городские казахи, то выходим замуж и женимся на монголах. Это не так.

Традиции предков

Родители Алии - выходцы из провинции, или, как здесь говорят, из аймака Баян-Улгий. Это место интересно тем, что здесь сосредоточено почти все население этнических казахов Монголии. Сама она родилась в Эрдэнэте - в одном из крупнейших городов Монголии. Говорит, что в их семье стараются придерживаться всех казахских традиций:

У нас такие же традиции, как у всех казахов: очень важны свадьба, рождение ребенка и так далее. Мы не смешиваем монгольские и казахские традиции. Например, есть Цаган Сар - монгольский праздник, это Новый год (отмечается в первых числах марта) - по сути, то же самое, что и Наурыз. Но мы отмечаем Наурыз.

- Много ли чая с молоком вы пьете, едите конину, как и большинство казахов?

Я более гибкая в этих вопросах. Но, например, мои родители действительно любят чай с молоком. Вообще-то я полгода назад перестала есть мясо - куриное, говядину, баранину… Но это касается только меня, другие казахи, разумеется, едят конину.

- Готовите бешбармак, казы, жая?

Да, у меня в холодильнике сейчас лежат казы, хотя я сама не ем - это запас для гостей. Тут нет специальных казахских магазинов, поэтому казы мне привезли из Баян-Улгия.

Непростые вопросы

Алия превосходно владеет монгольским, язык - основной проводник в социальную среду, он дает массу преимуществ в учебе, работе, повседневной жизни. При этом она остается все же другой, не такой, как все:

Когда родители звонят, они говорят со мной на казахском, а я отвечаю по монгольски. Но мы прекрасно понимаем друг друга. Все мои друзья-казахи говорят на очень хорошем казахском. Я понимаю и могу ответить, но мне комфортнее говорить по-монгольски. Если постоянно буду использовать казахский, переживаю, что мои позиции в монгольском значительно ухудшатся. Но в будущем планирую улучшить родной язык.

- Бывали в Казахстане?

Нет и, если честно, не хочу. Мои ровесники думают, что жить в Казахстане не так безопасно, как в Монголии. Родственники три года назад перебрались в Астану, но произошла трагедия - брата убили... Убийца так и не был найден. Хотя я знаю, что Астана - огромный, современный, развитый город, лучше, чем Улан-Батор.

- Может, ваши дети захотят вернуться на родную землю?

Не знаю… Папа постоянно говорил о переезде. Но потом решили подождать, что будет дальше. Первая волна переселенцев, говорят, хорошо устроилась, они сейчас богатые, а у тех, кто поехал позже, жизнь, увы, не так хороша. Теперь перестали говорить об отъезде.

- Значит, у вас есть родственники в Казахстане?

Сестра моего отца там живет, но мы до сих пор никогда не встречались и не общаемся.

- Интересуетесь казахстанскими новостями?

У меня нет никакой информации о Казахстане, но я работаю в международной компании, и недавно наша штаб-квартира из России переехала в Казахстан. Когда шеф казахстанского офиса приехала с визитом в Улан-Батор, я с удивлением увидела, что она - скандинавка! А я ждала кого-то из казахов.

- Какая у вас мечта?

Хочу создать свой бизнес. Поняла, что я по натуре бизнес вумен (смеется) .

Самый светлый праздник - Наурыз

Другая моя собеседница, Асем , в прошлом году окончила Монгольский государственный университет в Улан-Баторе по специальности “Международные экономические отношения”. Очень активная, занимается волонтерскими проектами, владеет английским и французским языками. Имя Асем ей дала родная тетя. Вся родня - тоже из Баян-Улгийского аймака:

Мои бабушка и дедушка работали в сельском хозяйстве, разводили скот. Как и у большинства людей того времени, у них не было возможности получить образование. У деда по отцу было 8 детей. А уже мой отец учился в Казани. Он и мама работают учителями, живут в Улгие. У меня есть два младших брата. Большинство родственников проживают в Улгие. В Казахстане у нас только дальние родственники по линии деда. Так как старшее поколение уже ушло, связь с родней утрачена...

Слышу, как Асем говорит с кем-то по телефону на казахском языке.

- Получается, у вас есть возможность использовать казахский язык в Монголии?

Да, я, например, живу в городе с подругой, с которой дружу со старших классов. Она тоже казашка. В других ситуациях я разговариваю по-монгольски, а в семье общаемся по-казахски. Но для нас очень сложно говорить на стопроцентно чистом языке, мы все равно добавляем монгольские слова…

Помимо языка монгольские казахи стараются придерживаться и своих традиций. Мол, пока есть старшее поколение, которое показывает молодым, чем жили предки, за традиции можно не беспокоиться:

Наурыз для нас - самый большой и светлый праздник. Появление на свет ребенка, свадьба - все это важно. Но традиции интегрированы на новый уровень, могут встречаться элементы западной культуры. При этом казы мы не можем готовить - никто нас не учил, даже мои родители не умеют. Люди из сельской местности более подкованы в этом вопросе, а мы, городские, может, более ленивые (смеется) . Поэтому казы готовят только по очень-очень торжественным праздникам, таким как свадьба или Наурыз.

Мы прогуливаемся в Национальном парке культуры и отдыха в Улан-Баторе и продолжаем беседу. Ни Асем, ни ее родители никогда не бывали в Казахстане, но она всегда следит за тем, что происходит в нашей стране.

- Вы слышали о программе возвращения этнических казахов в Казахстан?

Это одна из самых обсуждаемых тем в Улгие и в нашей семье. Слышала, что кто-то действительно добился лучшей жизни, другие вернулись назад в Монголию, потому что не смогли адаптироваться на новом месте. Когда переезжаешь, никто не может гарантировать, что найдешь престижную работу, жилье и так далее. Хорошо, когда есть, например, близкие родственники, которые на первых порах помогут. У меня нет чувства, что я должна ехать в Казахстан, но стараюсь обращать внимание на все, что с ним связано.

При этом молодая девушка всеми силами старается сохранять “все казахское” и прививать любовь более молодому поколению:

Считаю, что мы не должны терять нашу идентичность, не должны забывать родной язык. Наоборот, нужно показывать другим национальностям то лучшее, что в нас есть. Ведь мы живем вместе на монгольской земле, мы граждане этой страны и у нас есть перед ней ответственность.

- Чувствуете ли какой-то негатив к себе из-за того, что не монголка?

Люди никогда не скажут это прямо в лицо, но когда, например, речь идет о приеме на работу, это может произойти. Мой дед говорил, что раньше такого не было. Естественно, мы чувствуем страх, что в один день исчезнем или постепенно окажемся без своей идентичности. Сейчас одна из обсуждаемых тем - религия. Это на повестке дня у всего международного сообщества. Казахи - мусульмане. Монголы же - буддисты. Мы сохраняем традиции религиозного характера, но не на 100 процентов религиозны.

И напоследок о том, как казахское музыкальное творчество проникло в Монголию. Моя собеседница говорит, что ее знакомые заслушиваются песнями Кайрата НУРТАСА и других наших современных исполнителей. Все-таки - зов крови.

Язык фактов

. В монгольском парламенте - Великом государственном хурале - два этнических казаха: Бакей Агыпар и Алмалик Тлейхан

. Согласно распространенной статистике, в Баян-Улгие проживает 97 тысяч казахов. Но есть утверждение, что всего в Монголии до 200 тысяч этнических казахов



Загрузка...