Кошки. Породы, стерилизация

Культура нового времени и просвещения кратко. Развитие культуры в новое время

Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.

XVII век стал началом коренных изменений в мировой ис­тории. XV111 век известен прежде всего как эпоха Просвещении

В XVII веке имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640 - 1660; 1688 - 1689) и Тридцатилетняя война (1618 - 1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуаз­ным индивидуализмом, наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубин­ные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области, с одной стороны, наблю­дается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII век часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолют­ной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но, по сути, ук­репилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Гол­ландия, которая в XVII веке стала настолько сильной и могуще­ственной, что увядающая монархическая Испания уже не по­мышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолют­ной монархии, последняя была далеко не абсолютной, посколь­ку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристокра­тией вынуждена была опираться на буржуазию.

XVII век стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны.

В течение примерно трех столетий - с середины XVII века и до середины XX века - Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Фран­ция приобрела политическую гегемонию в Западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчет­ливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В целом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток - прежде всего Китай. Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятель­ной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутвер­ждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.



На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII веке выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

Однако следует признать, что это усиление было относи­тельным - лишь по сравнению с эпохой Ренессанса.

Сохранению тенденции к секуляризации способствовали:

Раскол католицизма;

Появление протестантизма.

Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими пилениями культуры. Ее теснили набиравшие силу националь­ный и политический факторы.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприят­ными они оказались для науки.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, V. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли.

В математике и физике настоящую революцию осуществи­ли в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Нью­тон и др., в астрономии - И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям назван­ных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира - жидкости, газа, и твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, теле­скоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим след­ствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астро­номия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

По своей значимости наука, по меньшей мере, уравновешена с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средство познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию приходят английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) и фран­цузский философ Р. Декарт (1596 - 1650).

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней. В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает глав­ным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологиче­ский кризис.

Некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632 - 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобраз­но: "Этика, доказанная в геометрическом порядке". 6. XVII столетие стало и веком искусства. По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искус­ство переживает подъем во всех европейских странах, а Фран­ция теперь смотрится предпочтительнее.

Искусство испытало воздействие дифференциации, последствия которой следующие:

Религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излиш­ней патетики;

- среди художников исчезают универсальные личности, харак­терные для эпохи Возрождения;

Наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.
Внутри искусства также идет процесс дифференциации, из­меняются существующие жанры и возникают новые. В живопи­си полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригиналь­ных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567 - 1643), напи­савший оперу "Орфей". Возникают кантаты и оратории.

Главным стилями в искусстве XVII века выступают:

- барокко;

- классицизм.

Некоторые искусствоведы считают, что в это же время воз­никает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точ­ка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тен­денции признается.

XVII столетие стало "золотым веком" театра.

В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре "Глобус".

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562 - 1635), написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является "Собака на сене". Выдающимся представителем испанского ба­рокко стал Педро Кальдерой (1600 - 1681), создавший интерес­ные произведения в разных жанрах - комедию "С любовью не шутят", драму "Стойкий принц", а также философскую драму "Жизнь есть сон", посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспе­чили три великих имени: П. Корнель (1606 - 1684J, Ж. Расин (1639 - 1699), Ж.Б. Мольер (1622 - 1673).

Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в ϶ᴛᴏт период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них будет вполне самостоятельным. XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен прежде всего как эпоха Просвещения.

XVII столетие с полным правом можно назвать судьбоносным. В ϶ᴛᴏм оно существенно отличается от Возрождения, хотя и будет прямым его продолжением. Несомненно, роль Возрождения в последующем развитии западного мира огромна. Важно заметить, что однако, при всем этом основной пафос Ренессанса был направлен на отрицание Средневековья. В контексте этого Возрождение означало прежде всего революцию в сознании.

В эпоху Средневековья главной и по сути единственной реальностью был Бог, кᴏᴛᴏᴩый в ϲʙᴏем абсолютном бытии как бы растворял и поглощал бытие природы и человека. Возрождение радикальным образом изменило ситуацию. Стоит заметить, что оно вновь восстановило, реабилитировало и утвердило существование природы и человека. Природа теперь перестает быть всего исключительно символом, знаком или даже просто намеком на более глубокую реальность, каковой будет Бог, и вновь — как в эпоху Античности — становится действительной реальностью, подчиняющейся ϲʙᴏим собственным законам.

Еще больше повезло человеку. В эпоху Ренессанса происходит невиданное возвышение и самоутверждение человека. При этом ϶ᴛᴏ самоутверждение происходит главным образом в сознании и самосознании. В практическом смысле оно имеет место прежде всего в религии и искусстве. В религии его результатом становится протестантизм , кᴏᴛᴏᴩый действительно представляет собой религию нового времени и нового человека. При этом и здесь возникшее движение Контрреформации, перешедшее в религиозную войну, существенно ограничило масштабы распространения новой религии.

Самые большие и глубокие изменения произошли в искусстве. Именно в нем идеалы и ценности гуманизма получили наиболее полное практическое воплощение. В деле возвышения и прославления человека искусство Возрождения не знает себе равных.

В социально-политической области результаты были менее значительными. Происшедшая в Нидерландах революция (1566-1609) хотя и стала первой успешной буржуазной революцией, но имела локальное значение, поскольку появившаяся в ее результате Голландская республика смогла утвердиться исключительно на части территории Нидерландов — в северных провинциях.

В целом в эпоху Ренессанса преобладал художественно-эстетический, эмоционально-поданныеческий взгляд на человека и мир, на отношения между ними. Человек воспринимался как существо совершенное и ϲʙᴏбодное, а его отношения с миром виделись бесконфликтными и гармоническими. При этом когда в XVI в. в жизнь людей вторглись крестьянские, религиозные и национально-оϲʙᴏбодительные войны, эпидемии чумы, голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний оптимизм уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму. Ярким свидетельством тому будет творчество У. Шекспира, его поворот от комедии к трагедиям.

XVII век — в отличие от ϲʙᴏего предшественника — оказался гораздо более спокойным. В нем также имели место большие потрясения, главными из кᴏᴛᴏᴩых стали Английская буржуазная революция (1640-1660: 1688-1689) и Тридцатилетняя война (1618-1648) При этом в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом. наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, кᴏᴛᴏᴩые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. По϶ᴛᴏму XVII в. часто называется эпохой абсолютизма. При всем этом возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об ϶ᴛᴏм свидетельствует эволюция Англии, кᴏᴛᴏᴩая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но по сути укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, кᴏᴛᴏᴩая в XVII в. стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней ϲʙᴏего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной, поскольку королевская власть в ϲʙᴏей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.

Не менее важные и сложные процессы идут в культуре. Прежде всего XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей ϲʙᴏю национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при ϶ᴛᴏм уступает ϲʙᴏи ведущие позиции в культуре Франции. В течение примерно трех столетий — с середины XVII в. и до середины XX в. — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в ϶ᴛᴏм процессе играет европейская культура. В целом же в XVII в. Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай.

Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате кᴏᴛᴏᴩого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. В наибольшей степени сложными и противоречивыми они оказались для религии.

На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII в. выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

При этом при ближайшем рассмотрении следует признать, что ϶ᴛᴏ усиление было относительным — исключительно по сравнению с эпохой Ренессанса. В целом же возникшая еще в позднем Средневековье и резко возросшая в эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и несколько ослабла. Ее сохранению способствовали многие факторы. Прежде всего сам раскол католицизма и появление протестантизма в различных его формах. Возникший религиозный плюрализм вел к разъединению людей, к ослаблению их единства, а вместе с данным — к ослаблению религиозного чувства. В том же направлении действовала дифференциация культуры, благодаря кᴏᴛᴏᴩой все области культуры становились независимыми прежде всего по отношению к религии. Религия при ϶ᴛᴏм утрачивала роль универсального, всепроницаюшего и объединяющего начала. Стоит заметить, что она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.

Об ослаблении религиозного фактора свидетельствует тот факт, что в Тридцатилетнюю войну возникали союзы, кᴏᴛᴏᴩым не мешала противоположная религиозная принадлежность: для борьбы с кальвинистской Голландией католическая Франция объединялась с протестантской Англией. Принадлежность Франции и Австрии к католицизму не мешала им воевать между собой.

Несколько умерила ϲʙᴏю активность инквизиция. XVI в. она закончила сожжением Д. Бруно. В XVII в. она хотя и запретила учение Н. Коперника, но ϶ᴛᴏт запрет действовал временно — с 1616 г. по 1628 г. Инквизиция также совершила суд над Г. Галилеем (1633) однако до костра дело не дошло.

Наконец, в XVII в. была подвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно кᴏᴛᴏᴩой государство будет не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. В наибольшей степени благоприятными они оказались для науки.

См.также : Искусство Нового времени

Отметим, что театр в XVII в.

XVII столетие стало «золотым веком» театра. В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы кᴏᴛᴏᴩого ставятся в известном театре «Глобус».

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой ϶ᴛᴏго театра считается Лопе де Вега (1562-1635) написавший около 200 пьес, из кᴏᴛᴏᴩых наиболее известной в наши дни будет «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой (1600-1681), создавший интересные произведения в разных жанрах — комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр , также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606-1684), Ж. Расин (1639-1699), Ж.Б. Мольер (1622-1673)

Трагикомедия Корнеля «Сид», раскрывающая конфликт чувства и долга, предполагала утверждение классического стиля. Трагедии Расина «Британика», «Федра» и др. также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами. Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером. Стоит заметить, что он создал жанр социаль- но-бытовой комедии. Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра. Многие его пьесы — «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Скупой» и др. — идут в театрах и в наши дни. В 1680 г. в результате слияния театров Расина и Мольера возник известный театр «Комеди франсез», ставший признанной школой актерского и режиссерского искусства.

В целом XVII столетие стало действительно поворотным и судьбоносным. Стоит заметить, что оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития. Стоит заметить, что оно стаю также эпохой невиданного подъема и расцвета художестве иной культуры.

Характерные черты культуры нового времени.

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Эпоха охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания.

    XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма;

    XVIII – век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта – «третьего сословия» и его идеологов;

    XIX столетие характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.

Период Нового времени охватывает два этапа :

1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

Для культуры Нового времени характерны следующие черты:

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности.

6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.

7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.)

Развитие культуры в новое время

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцве­та европейской культуры, которая в данный период развива­ется под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Ита­лии, это течение распространяется затем во всœех странах Европы. В корне гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродете­лей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистичес­кого индивидуализма. Культура в своем развитии ориенти­руется на возвращение к античности, усвоение ее класси­ческого наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитекту­ра, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Ма­киавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-

ских вопросов, рассмотрением социально-политических про­блем. В числе представителœей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.
Размещено на реф.рф
Возрождение проникает и в культурное раз­витие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

В XVI-XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всœего в естествознании). Ученые накапли­вают фактический материал, полученный в результате на­блюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену ав­торитету, что означает зарождение экспериментальной на­уки современного типа. Развитие астрономии вследствие де­ятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира - гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов клас­сического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качествен­но новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обо­сновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе ʼʼРассужде­ние о методеʼʼ сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейс­кой культуре - рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко - стиль, обладающий очень чув­ственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший дра­матизм и экспрессивность. При этом и здесь со второй поло­вины XVII века ощущается воздействие рационализма, ко­торый нашел свое воплощение в классицизме, направле­нии, основанном на превалировании разумного над чув­ственным. Строгие, пропорциональные, симметричные фор­мы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе - вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половинœе XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всœей Европе.

XVIII столетие часто именуется в науке ʼʼэрой Просве­щенияʼʼ. Данное интеллектуальное движение затронуло всœе сферы жизни общества и стало настоящим интернациональ­ным явлением. В чем заключаются причины его возникно­вения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образо­вывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные до­стижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всœесилии человеческого разума, вера в возможность пере­стройки общественной жизни в соответствии с рационали­стическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителœей - Гоббс, Локк, Вольтер, Мон­тескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф-ферсон и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент со­временной цивилизации. Общей чертой для всœех просвети­телœей был настоящий ʼʼкульт наукиʼʼ. Οʜᴎ считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителœей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к бо­лее совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен-тричным, в рамках которого западная цивилизация призна­валась эталоном, который было крайне важно распространить на весь мир.
Размещено на реф.рф
Огромную роль в идеологии Просвещения сыг­рала концепция гражданского общества, возникшая на ос­нове теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой об­щество передает часть своих прав государству. Что же каса­ется государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки мож­но отнести разработку концепции разделœения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она состоит по сути в том, что три составляю­щие (ветви) власти: установление законов (законодатель-

ная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всœех спорных ситуаций (судебная власть), - не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разде­ляться, дополнять и сдерживать друг друга.

Деятельность и идеи просветителœей нанесли серьезный удар по устоям ʼʼстарого порядкаʼʼ. Οʜᴎ сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу обще­ственного устройства. Их политические и социальные тео­рии легли в основу многих современных общественно-по­литических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

Развитие культуры в новое время - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие культуры в новое время" 2017, 2018.

Новое время - с XVII до начала XX века - это историческая эпоха, в течение которой культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом как особом типе культуры. В предшествующие эпохи культура Европы еще не была "европейской" в этом смысле, а в наше время она уже перестала быть специфически "европейской", т. е. особым социокультурпым миром, объединяющим страны Европы в отличие от всех других.

Контуры новоевропейской культуры стали обрисовываться в XVII столетии. Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, была уже зародышем культуры нового типа. Она проложила дорогу к переосмыслению догматов христианства. Протестантизм самим фактом своего существования утвердил возможность различных толкований священного писания. Несмотря на яростное сопротивление церкви и репрессии против отступников oт "истинной веры" (инквизиционные костры, Варфоломеева ночь), державшаяся на протяжении нескольких веков в Западной Европе монополия папства на посредничество в общении человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обществе изменилась. Английская революция в XVII и затем французская в XVIII веке - вехи, ознаменовавшие наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

В борьбе с церковью были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ему принадлежит мысль, что наука должна строиться на наблюдениях и экспериментах и пользоваться математическим языком. Именно на основе этой методологии Ньютон (родившийся, кстати, в год смерти Галилея - 1642 г.) создал классическую механику. Выдающиеся мыслители ХVII в. - Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. - освободили философию от схоластики и повернули ее лицом к науке. Основой философского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Вместо того, чтобы исходить из истин веры как заранее заданных аксиом, они стали рассматривать их как следствия, которые вытекают (или не вытекают!) из создаваемых ими философских систем. Постепенно общественная мысль все больше обретала независимость от религии. Навсегда сохранив свои христианские корни, христианские ценности и идеалы, европейская культура с течением времени взрастила на них дух либерализма и даже, как это ни странно, атеизма. Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но прежде безраздельному владычеству ее над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из ее областей, различным образом взаимодействующая с другими областями, но не господствующая над всеми ними.

С XVII века берет начало и другая особенность культуры Нового времени - ее миогонациоиальность, многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам, и это, с одной стороны, обогатило европейскую культуру традициями и опытом народного творчества, а с другой - сделало достижения культуры более доступными для народов Европы. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры, единой в своем многообразии. Живописцы Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Пуссен, драматурги Лопе де Вега, Мольер, композитор Глюк, "отец новой педагогики" Ян Коменский - творчество каждого из этих гениев XVII в. национально и вместе с тем составляет достояние всей европейской культуры в целом. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых по разному находят выражение два больших художественных стиля в европейском искусстве того времени - барокко и классицизм. Подобно тому, как расцвет античной культуры опирался на разнообразие культурной жизни в греческих государствах-полисах, так и расцвет европейской культуры явился результатом взаимообмена между культурными достижениями европейских государств. Контакт и взаимодействие культур - это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.

XVIII столетие, вошедшее в историю как век Просвещения, определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. В это время начинается и в последующие столетия возрастающими темпами продолжает идти индустриализация общественного производства. На новый качественный уровень поднимается техническая культура обще-ства. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально-сословному обществу приходит общество капиталистическое. Это коренным образом изменяет не только материальный базис культуры, но и все ее содержание. Культура Нового времени обращается лицом уже не столько к небу и Богу, сколько к земле, к обществу и человеку. Она осмысливает происходящие социальные перемены и перспективы будущего, создавая духовные предпосылки для дальнейшего развития общества. Существенное место в ней занимают проблемы, связанные с обоснованием экономических, политических правовых, нравственных принципов общественной жизни, с поиском более совершенных форм ее организации (идеи английской политической экономии, утопический социализм). В искусстве появляется сентиментализм и романтизм - стили, выражающие различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, который рождается буржуазным предпринимательством. Протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение своих земныx обязанностей приходятся здесь как нельзя более кстати. Они способствуют формированию добросовестного отношения к труду, к семье, к собственности, без чего было бы немыслимо развитие капитализма. Динамичность, активность, нацеленность на получение выгоды становятся если не всецело одобряемыми, то, во всяком случае, более или менее оправдываемыми культурой нормами человеческого поведения. Вместе с тем в европейской культуре утверждается представление о природе как арене преобразующей деятельности человека, развивается чувство хозяина природы, потребительское отношение к ней.

На небывалую прежде высоту поднимается - что в немалой степени также связано с подготовкой и осуществлением социальных и политических преобразований общества - авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса.

Особенно возрастает в это время престиж философии, высоко поднятый такими гениями, как Беркли и Юм в Англии, Вольтер, Руссо, Гольбах, Дидро во Франции, Кант, Фихте, Гете в Германии. Им принадлежат идеи, составившие фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся и остаются на протяжении всего Нового времени "властителями дум" в обществе. Европейская культура в целом приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования со свойственными ей формами экономических и политических отношений. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Общество осознает необходимость сделать просвещение более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой.
Ускоряются темпы технического прогресса. Грандиозные перемены происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Механизация строительных работ, применение металлических конструкций и новых материалов (цемент, бетон) позволяет придать невиданные прежде масштабы городскому строительству. Входит в жизнь использование электричества для освещения, передача энергии на большие расстояние и энергетического обеспечения производства. Появляются пароходы, железные дороги, фотография, фонограф, пишущая машинка, телеграф, телефон, а концу столетия - автомобили, кинематограф, радиосвязь. Новые средства транспорта и связи, сохранения и передачи информации принципиально меняют условия коммуникации людей.

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика. Больших успехов достигает естествознание. Разрабатываются термодинамика, теория электричества, статистическая физика, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов и другие фундаментальные естественнонаучные теории. В биологии возникает клеточная теория, теория эволюции. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, Накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже достаточно ясно установлена, и дальнейшее развитие научного знания должно лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать оставшиеся в ней "белые пятна".

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм. Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющий дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенс и др.). В изобразительном искусстве религиозная тематика уходит на второй план. Получают распространение романтико-героические полотна (Делакруа, Жерико), реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, сатири-ческая графика, исторические сюжеты (Гойя, Энгр, Констебль, Тернер, Коро, Милле, Курбе, Домье, Менцель и др.).

Однако уже в середине XIX века, на фоне, казалось бы, радующих глаз перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества.

Разочарование в идеалах, утрата веры в непреходящие жизненные ценности, потеря общезначимых социальных, нравственных эстетических ориентиров все явственней сказываются в европейском искусстве последней трети ХХ столетия. Расцветает салонная живопись, ублажающая взор красивостью и изысканностью декоративных пейзажей и обнаженных "венер". Возникает примитивизм, который подражает первобытному искусству и детскому творчеству, пытаясь простейшими средствами передать свежесть и остроту художественного восприятия мира Стремление запечатлеть мгновение, мимолетное зрительное впечатление, рождаемое преходящими состояниями и явлениями окружающей среды, воплощается в живописи импрессионизма Негативное отношение к миру буржуазных ценностей заставляет многих писателей уходить в неоромантическое изображение экзотики дальних cтpaн или далекого прошлого путешествий и приключении, героями которых являются яркие, сильные личности (Дюма, Брег Гарт, Стивенсон, Конрад) Во всех формах художественного творчества приобретет популярность символизм, наполняющий изображаемые явления тайным мистическим смыслом (напр., известная картина Бёклина "Остров мертвых"). С 1880-х годов в моду входит термин "Декаданс" (так назывался французский журнал, начавший издаваться в эти оды). Декаденты говорили о сумерках культуры, упадке нравов, деградации искусства, бессилии человека перед лицом мрачных роковых сил, управляющих его судьбой. Под декадансом стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе ощущение приближающегося распада и заката культуры



Загрузка...