Кошки. Породы, стерилизация

Мышление внимание чувства и эмоции. Контрольная работа мышление эмоции и мотивация

Мотивации, эмоции, сознание. Потребности и мотивации. Эмоции, их роль в поведении и механизмы. Сознание, подсознание, сверхсознание. Все формы поведения имеют определенную причину (мотив), т.е. направлены на удовлетворение потребностей. И.М.Сеченов – потребность, это побуждение и цель поведения человека и животных, причина «хотения». И.П.Павлов - потребность, это детерминанта поведения, «рефлекс цели», сила, побуждающая организм к определенному поведению. П.В.Симонов – потребность, форма связи организма с внешним миром и источник его активности. П.В.Симонов выделил три основные группы потребностей. 1. Биологические (в пище, воде, жилище, безопасности и т.д.) направлены на обеспечение индивидуального и видового существования и обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. 2. Социальные (у животных зоосоциальные) - это потребности принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, следовать поведенческим, нравственным и эстетическим нормам общества, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида. 3. Идеальные - это потребности познания окружающего мира, составляют биологическую основу для саморазвития и творчества. Потребность в новизне - стремление к поиску новых стимулов, информации, исследовательская деятельность. Потребность в компетентности - стремление повторять одно и то же действие до успеха его исполнения, является основой для овладения инструментальными навыками и других видов обучения. Потребность преодоления - «рефлекс свободы» по И.П.Павлову, стремление преодолеть возникающие ограничения, побуждение к расширению среды обитания. Иерархическая лестница потребностей человека по А.Маслоу: 1. Физиологические потребности (пища, вода, секс, сон, тепло и др.). 2. Потребность в безопасности (уверенность в защите, порядке, предсказуемость окружения, определенность будущего). 3. Потребность в любви и принадлежности кому-то (стремление любить и быть любимым, иметь семью, включенность в группу, желание иметь друзей). 4. Потребность в самоуважении и уважении других (оценка своих достижений, успех в глазах других). 5. Потребность в самореализации (максимальное использование своих способностей, достижение полной личностной состоятельности). – Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. – Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. – Иногда между 4-м и 5-м уровнями иерархии помещают такие потребности, как когнитивную (познавательную) и эстетическую (стремление к гармонии). Мотивации - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Три основные группы мотиваций: 1. биологические, которые свойственны человеку и животным; 2. социальные, свойственные человеку и частично животным; 3. интеллектуальные и духовные - свойственные только человеку. Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант гомеостаза, т.е. они формируются на основе биологических потребностей - голода, жажды, полового чувства и др. Например, при снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются хеморецепторы, информация от них поступает в латеральные ядра гипоталамуса (центр голода), а от него передается в кору головного мозга возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает все большие и большие участки коры, что обеспечивает формирование пищевого поведения. Имеющиеся в данный момент мотивации можно разделить на главные (доминирующие) и подчинённые. Например, потребность в пище - это доминирующая мотивация, а вкусовые ощущения подчинённые мотивации (мотивы). Доминирующие мотивации называют основными (ведущими), а подчинённые мотивы - производными (ситуативными). Доминирующая мотивация преимущественно неосознанна. например, в состоянии голода - желание еды, как таковой; подчинённый мотив обычно более осознан (возникает желание сладкого, солёного, острого и т.д.). Физиологические механизмы доминирующая мотивация - учение о доминанте (А. А. Ухтомский, 1904) . Мотивационные эффекты возникают при стимуляции зон самораздражения (область латерального гипоталамуса). Ответная реакция (от поискового поведения - до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения) зависит от силы раздражени (Д.Олдс, 1960). Эмоции (от лат. «emoveo» -возбуждать, волновать) определяют личное отношение человека к окружающему миру и к себе. Эмоции - это субъективные реакции организма на воздействия внешних или внутренних раздражителей которые проявляются в виде удовольствия, радости, страха, гнева и т.д. Эмоции являются общими реакциями организма (объединяют все его функции в поведенческий акт) на жизненно важные воздействия. Эмоции влияют на поведение не специфично, а через общие психические состояния, изменяя все психические и физиологические процессы. Биологическое значение эмоций - выполнение сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция - сигнализируют о полезности или вредности воздействия, успешности или неудачи выполняемого действия. Регуляторная функция - формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей. Классификация эмоций. Эмоции делят на: положительные, связанные с чувством удовольствия (приятные чувства) и отрицательные - неудовольствия (неприятные чувства). стенические (радость, воодушевление, гнев), которые возбуждают, повышают работоспособность, силу, и астенические (страх, тоска, печаль), которые ослабляют, снижают работоспособность. низшие и высшие. Низшие связаны с витальными потребностями (гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом самосохранения). Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти эмоции развиваются на базе сознания и оказывают тормозящее влияние на низшие эмоции. По длительности - краткосрочные (гнев, испуг) и длительные (настроение). Структурным субстратом эмоций является лимбикогипоталамический комплекс Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг Пейпеца» через гиппокамп, либо через гипоталамус, тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область эмоциональных ощущений. Множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия со структурами лимбической и ретикулярной систем играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний. Теории эмоций. Эволюционная теория эмоций (Ч. Дарвин) эмоции появились в процессе эволюции как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Вегетативные реакции, сопровождающие эмоциональные состояния, являются рудиментами реальных приспособительных реакций. по теории Н.Н.Ланге, У.Джеймса первопричинами эмоций являются органические изменения. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем (как их следствие) возникает сама эмоция. Когнитивно-физиологическая теория (С. Шехтера) - эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и его когнитивной оценки. Если событие вызывает физиологическое возбуждение, то у индивида возникает необходимость оценить ситуацию, которая его вызвала. Тип эмоции, зависит не от ощущения, возникающего при возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию. Биологическая теории эмоций (П.К.Анохин) - положительные эмоции при удовлетворении потребности возникают в том случае, если параметры полученного результата совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. Если параметры, полученного результата, не совпадают с запрограммированными, то возникают отрицательные эмоции, Потребностно- информационная теория эмоций П.В.Симонова (1998) Эмоция является функцией величины актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения. Э=f [П (Ин - Ис)] где Э - эмоция, ее сила, качество и знак; f - функция, П - величина и специфика потребности (для человека не только витальные, но и социальные, духовные; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе приобретенного опыта; Ин информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис - информация о средствах, которыми субъект располагает в данный момент времени. Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные - когда информация в избытке. Объективной реальностью, которая получает субъективное отражение в эмоциях человека (и высших животных), яыляется потребность и вероятность ее удовлетворения. Сознание Сознание - это субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта, и сознаваемые им как определенная субъективная реальность. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт - есть процесс осознания действительности. Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю. Сознание связывается с существованием и активностью речевых функций, обеспечиваемых в основном левым полушарием мозга. Высшая форма индивидуального сознания связана с анализом суждений, за словесной формой которых скрываются паттерны возбуждений в коре мозга. Согласно П.В.Симонову, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению и передачи знаний. Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания (внутреннего «Я» судящего о собственных поступках). Соотношение сознания, подсознания и сверхсознания. Бессознательное, неосознаваемое –это процессы, происходящие в коре больших полушарий, результат деятельности которых не осознается (не вербализуется). Бессознательное можно определить как высшую нервную деятельность, которая осуществляется без участия сознания. Среди бессознательных психических явлений выделяют подсознательное (подсознание) и сверхсознательное. Подсознание – это совокупность процессов (инструментальные рефлексы, динамические стереотипы, интеллектуальные навыки), которые первоначально формируются осознано, а затем после доведения их реализации до автоматизма, вытесняются в сферу бессознательного. Сознание может отключаться от окружающей обстановки, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды продолжает осуществляться на уровне подсознания. На уровне подсознания протекает и рефлекторная регуляция внутренних органов. Сверхсознание (интуиция, озарение) – это творческая активность, не контролируемая сознанием. Оно играет решающую роль в научных открытиях, в создании художественных произведений, определяет интуитивное (немотивированное) поведение. Функциональная асимметрия мозга Анатомические исследования показали, что полушария головного мозга по структуре подобны друг другу (симметричны). Однако, клинические и физиологические данные свидетельствуют об их функциональной асимметрии. Функциональная асимметрии полушарий по отношению к речевым функциям была обнаружена П.Брока (1863) - у больных страдающих потерей речи (моторной афазией) повреждения мозга находились в левой лобной доле (центром Брока). К.Вернике(1876) показал, что поражение височной извилины левого полушария человека (зона Вернике) приводит к нарушению понимания речи (синдром сенсорной афазии). Г.Липман, (1900) обнаружил, что поражение лобной области левого полушария приводит к неспособности человека выполнять целенаправленные движения по команде (апраксия), причем это не связано с непониманием речи. В 30-х годах XX века стало известно, что у больных с повреждениями верхней теменной коры правого полушария нарушается ориентация в пространстве, исчезает способность к восприятию знаковой информации. Например, возникает агнозия на лица (неспособность узнавать людей в лицо), хотя узнавание предметов или ситуаций могло сохраняться. Р.Сперри (60-е годы XX века) исследовал возможность перехода навыка, приобретенного одним полушарием, в другое. Рассекали мозолистое тело у кошек и обезьян, закрывали один глаз и учили распознавать квадрат, затем с «необученного» глаза снимали повязку и надевали ее на «обученный». Квадрат животные не узнавали, т.е. необученный глаз оставался необученным. Полушария можно научить двум противоположным навыкам. Это явление было обнаружено и у людей, после операции у пациентов (больных эпилепсией) наблюдались признаки раздвоения личности. Демонстрация картинок разного содержания раздельно в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие реагирует на слайды с выражением печали, а левое – на слайды радостного содержания, т.е. правое полушарие в большей степени связано с негативными эмоциями (при снижении его активности возникает эйфория), а при ослаблении функции левого полушария больные пессимистичны. Специализация правого полушария состоит в восприятии и обработке сложной зрительной и пространственной (невербальной) информации, функция левого полушария - восприятие и оценка вербальной. Правое полушарие обеспечивает создание образов (образное мышление), а левое мыслит (логическое мышление). Возможно, что в функциях полушарий представлены различные способы познания: левое полушарие отвечает за осознанные, логические процессы мышления, а правое полушарие за интуитивное мышление. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Импринтинг. Формирование высших психических функций человека (восприятие, память, язык, стереотипы поведения и др.) происходит в процессе длительного развития. В раннем онтогенезе они развиваются на основе предметной деятельности – ребенок ощупывает предметы, пробует их на вкус, затем осваивает язык жестов, считает с помощью пальцев. По мере созревания мозга эти операции свертываются и приобретают «характер внутренних умственных действий» (Выготский Л.С., 1999). В онтогенезе имеются особые периоды, во время которых факторы среды могут стать особенно важными (ключевыми) в результате запечатления (импринтинга) и, в дальнейшем, оказывать существенное влияние на всю последующую жизнь. Впервые на птицах было показано, что формирование специфического для данного вида поведения (например, следование за матерью, выбор полового партнера, пение и некоторые другие) происходит только в так называемые чувствительные периоды развития. Это явление К. Лоренц назвал импринтингом (запечатлением). Импринтинг – это биологический принцип образования нейронных структур, которые в определенные периоды онтогенеза формируются под воздействием внешних сигналов. Например, запечатление образа матери у только, что вылупившихся птенцов, которое побуждает птенцов следовать за матерью.

  • 1.8 Особенности философии Средних веков. Августин Блаженный.Схоластика. Фома Аквинский
  • 1,9. Эпоха Возрождения. Антропоцентризм и Гумманизм
  • 1.10. Основные особенности философии Нового времени. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта
  • 1.11. Английская философия 17-18 веков гоббс локк беркли юм
  • 1.13.Исторические корни и основные черты немецкой классической философии
  • 1.15. Философская система г. Гегеля и ее структура. Диалектика Гегеля
  • 1.16 Философия Ницше Фридрих
  • 1.17. Диалектический материализми социальная философия марксизма.
  • 1.19. Русская религиозная философия в.С.Соловьев и н.А.Бердяев
  • 1.20 Основные черты современной западной философии
  • 1.23.Западная религиозная философия. Неотомизм
  • 1.24.Фил-я экзинстенциализма к.Ясперс и м.Хайдегер. Экзинстенциализм ж.П.Сарта и а.Камю
  • 1.25.Психоанализ: главные идеи и основные понятия(Фрейд)Фрейд о бессознательном Неофрейдизм. К.Юнг о коллективном бессознательном
  • 2.1 .Проблема бытия в истории философии. Виды бытия материальное и идеальное.
  • 2.2. Пространство и время как философские категории. Теория относительности о связи пространства времени и массы.
  • 2.4. Проблема человека в истории философии. Философия о происхождения человека. Концепция происхождения человека в естествознании, религии, дарвинизме и марксизме.
  • 2.6. Концепции соотношения социального и биологического в человеке. Человек: индивид,личность, индивидуальность.
  • 2.7. .Структура сознания. Мышление, язык, эмоции, воля. Сознание, подсознательное и бессознательное.
  • 2.10. Представление о государстве в истории философии. Гражданское общество и государство.
  • 2.11 . Человек и исторический процесс. Проблема субьекта истории. Роль личности в истории.
  • 2.12. Концепции общественного развития. Общественно-экономические формации(к. Маркс) и цивилизации (а.Тойнби)
  • 2.13 Деятельность и ее виды. Субьекты и обьекты деятельности. Понятие практики.
  • 2.16. Чувствительное и рациональное познание. Формы чувств и рациональное познание. Рациональность и иррациональность в познавательной деятельности.
  • 2.17.Проблема истины в познании. Понятие объект, абсолют и относит истины.Критерии истины
  • Методы научного познанияПроблема, гипотеза, теория
  • Научные факты
  • Эмпирические методы познанияОсновой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
  • 2.19. Проблема смысла жизни человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Проблема судьбы человека в истории философии.
  • 2.20. Ценность ориентации человека в мире. Иерархия ценностей. Ценности человека и человечества. Понятие идеала.
  • 2. 21.Этические проблемы в истории ф-фии.Свобода и ответств-ть.Мораль и право.Экзистенциализм о свободе и ответственности личности.
  • 1.Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара.
  • 2,24. Научно технический прогресс и общественное развитие. Отношение к техническому прогрессу и нтр. Философия техники. Технический детерминизм. Сциентизм и антисциентизм.
  • 2,5Сознание его происхождение и сущность
  • 2.7. .Структура сознания. Мышление, язык, эмоции, воля. Сознание, подсознательное и бессознательное.

    Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозгу – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически-абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах.

    Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические представления и идеи, в конечном счете возникают на основе данных, полученных в процессе отражения.

    Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.

    Сознание включает в себя не только познавательные , но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.

    В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо указать на самосознание. Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т. д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.

    В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.

    1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.

    2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.

    3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.

    4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

    С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. Понятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с пониманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности человека.

    Эмоции - это субъективные реакции животных и человека на внешние и внутренние раздра­жители, которые проявляются в виде неудовольствия или удовольствия, радости, страха, гнева и т. д. Эмоции тесно связаны с понятиями «потребности» и «мотивации», поскольку именно с воз­можностью их удовлетворения или неудовлетворения связаны проявления эмоций. С физиологи­ческой точки зрения эмоции - это активные состояния структур мозга, регулирующие поведение таким образом, чтобы достичь максимально положительных результатов на фоне минимизации отрицательных.

    Различают эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные состояния, или настроения - это субъективные переживания, отражающие от­ношение данного индивидуума к окружающему миру и к самому себе, например радость, грусть, ярость и др. Изменения же в организме, сопровождающие эмоциональные состояния, называются эмоциональными реакциями. К ним относятся улыбка, смех, плач. Эмоции же, порождаемые со­циальными или духовными потребностями, принято называть эмоциональными отношениями, или чувствами. От эмоциональных состояний их отличает направленность на конкретный объ­ект. К ним относятся любовь, ненависть, ревность, зависть.

    В отличие от животных, человек способен не только непосредственно воспринимать предметы и явления с помощью органов чувств, но и анализировать их свойства, находить общее и разли­чия, а также создавать новые образы и синтезировать ситуации, т. е. ему свойственно мышление.

    Мышление - это процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности с ее связями, отношениями, закономерностями. Оно позволяет не только связать какие-то объекты и явления на основе имеющегося опыта, но и спрогнозировать развитие ситуации. Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с языком, речью.

    В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

    Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

    Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

    Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

    В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

    Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

    Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

    Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

    Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

    Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

    Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

    Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

    Язык - это социальное средство хранения и передачи информации, для которого характерна системность организации единиц языка, хотя строение, словарный состав и другие характеристи­ки языков могут различаться. Язык прежде всего реализуется и существует в речи.

    Идея системности языка была введена в научный обиход швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857--1913). Его подход положил начало новому направлению -- структурализму, позднее глубоко проникшему в разные науки: лингвистику, литературоведение, социологию. На психологию разработки Соссюра также оказали сильное влияние. Он провел строгое различие между языком и речью. Язык -- это надиндивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива. Язык -- предмет изучения лингвистики, речь -- психологии.

    Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Она выполняет коммуникативную, регу­лирующую и программирующую функции

    Воля - одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

    Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

    1,Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».2,Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.3,Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

    Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

    1инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;2стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;3тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

    Сознание человека (психология) - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

    Философское определение.

    Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

    Мне эти формулировки нравятся не очень. Ведь любое определение должно описывать некоторое явление так, чтобы можно было точно сказать - оно отражает суть происходящего. Необходимо сформулировать - понятие

    Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

    Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз. (Энциклопедия «Кругосвет»)

    Можно возразить, бессознательное - область, где происходят процессы, принципиально не доступные сознанию, без специальных способов доступа, например, гипноза. Тогда возникает встречный вопрос, а как стало понятно, что это область, где вообще что-то есть? Ну, в состоянии гипноза (изменённое состояние сознания) человек выдаёт иногда, с точки зрения другого человека,- бред, иногда, каким-то образом связанную информацию. Как понять, что это не игры сознания - просто в изменённом, заторможенном состоянии? Никто не нашёл в сером веществе такую область, которую можно как-то назвать, и сказать,- там хранится всё, что мы называем - бессознательное. И как точно различить подсознательное и бессознательное?

    Подсознательное - характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

    Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п.

    Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль.

    Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание - это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное),- всё, что под водой. Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу.

    2.8. . Природа, общество и культура.

    Человек принадлежит природе, он ее частичка. Он поднимается над природой как социальное существо, способное жить, действовать, обеспечивать свое существование только в обществе и во взаимодействии с природой. Он оказывается способным к человеческим видам деятельности, овладевая культурой. Культура делает человека личностью, индивидуальностью. В человеке соединены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность.

    Природа, общество, культура - составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

    На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было незначительным, ее "присутствие" в природе - едва заметным. Первые виды производственной деятельности - собирательство, охота, рыболовство - являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную деятельность животных. Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в зачатках социальной организации. "Окультуривание" природы по-настоящему началось с неолитической революции - с появлением земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда. И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами, каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.

    И тем не менее эта нагрузка носила локальный характер и природа в большинстве случаев восстанавливалась, преодолевая негативные последствия воздействия культуры. Силы человека были ничтожны по сравнению с мощью естественных стихий, и анклавы окультуренной природы в пределах ойкумены (обитаемой части суши) оставались островками, мало менявшими общую картину планеты.

    Человек в течение многих тысячелетий довольно плохо представлял себе мир, в котором он живет. Он не выделял себя из природы и переносил на нее представления, сложившиеся у него о себе самом и своем ближайшем окружении в процессе его повседневной жизни. Так рождалось мифологическое сознание с его антропоморфизмом и поклонением различным силам природы, от которых зависело существование людей. Дальнейшее развитие шло от "мифа к логосу". Преодолевая мифологию, возникавшая философия впервые постаралась построить общую объективную картину мира как самостоятельного, находящегося в вечном движении и подчиненного естественной необходимости бытия.

    Качественное изменение произошло с возникновением индустриального производства, использующего машинную технику и опирающегося на науку. Новая эпоха написала на своем знамени, что знание - сила, а человек - истолкователь и преобразователь природы.

    Познавая ее, человек может реализовывать свои знания в технических устройствах, во много раз усиливающих возможности его воздействия на природу, ее преобразование в интересах человека, и тем самым добиваться господства над природой

    Таким образом, взаимоотношение культуры - общества - природы подошло к критической точке: дальнейшее продолжение прежней тенденции развития неминуемо ведет к нарастанию экологического кризиса, означающего, что человечество подрывает естественные основы своего существования как биологического вида. Это - катастрофа, гибель цивилизации, а может быть, и человечества.

    Природа дает урок культуре. Усвоить этот урок, сделать соответствующие выводы - задача культуры, иначе человеку будет некомфортно на его родине - планете Земля. Всю культуру следует настроить на то, чтобы не дать человеку испоганить природу, а действительно ее окультурить. Это относится не только к природе, окружающей человека, но и к природе самого человека.

    Творчество культуры не идентично творчеству истории, но культура является ее активным началом. Она формирует субъекта деятельности, а также творит новое и вносит это новое в исторический процесс. Но будет ли это "новое" принято историей и окажет ли влияние на историю, будет ли иметь какие-то социальные последствия, зависит от многих обстоятельств.

    Урок № 16-17.

    Тип: Урок-семинар.

    Дидактическая задача урока: Ознакомить учащихся с новыми знаниями.

    Место урока в теме: Это последний урок в изучении конечного мозга. Изучен головной мозг человека, его строение и функции. учащиеся знакомы с законами высшей нервной деятельности. На данном уроке они будут знакомить друг друга с высшими психическими функциями человека. Данный урок позволит расширить кругозор учащихся, даст им возможность приобрести практические навыки по тренировке и определению своих способностей.

    Ценности: Жизнь. Здоровье. Познание. Творчество. Компетентность.

    Цели:

    Образовательная: Научить работать с дополнительной литературой, на основе закрепления материала предыдущих уроков формировать целостное представление нервной деятельности.

    Развивающая: развить у учащихся самостоятельность, активность, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

    Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать познавательный интерес.

    Средства:

    Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесные.

    2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – частично-поисковые.

    3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.

    4. Методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль.

    Приёмы: Выступления учащихся с опережающими заданиями.

    Формы: Индивидуальная.

    Оборудование: Портреты И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского.

    № п/п Структура занятия Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Деятельность учащихся (ожидаемый результат)
    1. 2. 3. 4. 5. Организационный момент: А) приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих) Актуализация знаний, мотивация на изучение нового семинара. - изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами великих учёных: И. М. Сеченова и И. П. Павлова. - Физиологические основы поведения человека исследовал А. А. Ухтомский. Сейчас мы послушаем какой вклад внесли эти учёные в разработку учения о высшей нервной деятельности. - высшая нервная деятельность обеспечивает наиболее совершенное приспособление организма к внешней среде. Её материальной основой является функция коры большого мозга с подкорковыми ядрами, которые обеспечивают высшие психологические функции: познавательная, эмоциональные и волевые процессы, речь, мышление, сознание, внимание. Сейчас вы подробнее познакомитесь с этими процессами в ходе выступления отдельных учащихся. Закрепление. Подведение итогов (рефлексия). Домашнее задание. Повторить §26. Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных. Ставит цели и задачи урока. Создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся. Предоставляет слово учащимся готовящим выступления об учёных. Поддерживает учащихся репликами, жестами. Организует внимание учащихся, способствует созданию доброжелательной атмосферы во время выступления учащихся. Создаёт условия для развития монологической речи. Организует активное обсуждение услышанного. Провоцирует размышления над тем что они сегодня сделали и как оправдались их ожидания. Формируется чёткая обратная связь на уровне личности учащегося. Записывает домашнее задание на доске. Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных. Учащиеся, выполняющие опережающие задания, выслушивают по своей теме. Выступающие демонстрируют навыки публичного выступления. Остальные активно слушают выступления, воспринимают и осмысливают материал. Анализируют информацию, формулируют вопросы и задают их выступающим. Реализуют свои творческие способности. Делятся своими мнениями друг с другом, формулируют вывод урока. Оценивают свой уровень знаний, анализируют значимость информации данного урока для себя. Записывают домашнее задание в дневниках.

    Приложения к уроку № 16 – 17.



    Темы выступлений учащихся.

    I. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

    1) И.М. Сеченов

    2) И.П. Павлов

    3) А.А. Ухтомский

    II. Особенности высшей нервной деятельности человека.

    1) Речь, ее роль в познании и труде, в развитии высших психических функций.

    2) Связь мышления и речи, речь как инструмент мышления.

    3) Память, ее физиологические основы. Типы памяти, способы ее тренировки.

    4) Воображение

    5) Внушение и внушаемость. Внимание. Воспитание внимания.

    6) Мотивации и эмоции.

    7) Биологические ритмы. Экология человека.

    8) Сон и бодрствование, значение сна для человека.



    Загрузка...