Кошки. Породы, стерилизация

Обряд венчания в православной церкви: что нужно знать и делать. Таинство венчания

Церковное богослужение, во время которого освещается и благословляется христианский брак, называется венчанием или церковным обрядом бракосочетания. Его суть – в благословлении будущих супругов на счастливую семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Это таинство не должно быть данью моды или обязательным элементом свадьбы. Такое решение принимается осознанно, каждый супруг должен отдавать себе отчет в том, что с этим человеком готовы быть всю жизнь.

Для чего нужно венчание в церкви

Первоначально у славян церемония венчания была наделена магическим смыслом – защитить новоиспеченных супругов от сглаза, порчи, нечистой силы. Готовились к ней заранее: шили специальную одежду, головные уборы, готовили обережные блюда. С возникновением христианства на Руси церковный обычай продолжил существование. Считалось, свадьба в церкви приносит супружеской паре счастье, достаток, оберегает от неприятностей.

Смысл венчания – не только в согласии заботиться друг о друге, но и в решении совместно воспитывать детей, согласно христианским традициям. Венчание – это таинство, после которого брак не подлежит разводу. В настоящее время молодые решаются на освящение брака в церкви по ряду причин:

  • супружеская пара получает благословение от Бога;
  • появляются внутренние силы для создания крепкой семьи;
  • защита брачного союза от бед, неприятностей;
  • появление прочной связи на духовном уровне;
  • ответственность за потомство;
  • получение защиты от Бога в радости и горе.

Что нужно для венчания

Перед проведением таинства необходимо пообщаться со священником и подготовить венчальную пару икон, свечи, рушник. Обязательны обручальные кольца. Особенности:

  • Согласно православным канонам, невесте надевают серебряное украшение, а жениху – золотое. Объясняется это тем, что женщина олицетворяет образ Церкви, поэтому должна, как серебро, излучать свет и благодать. Мужчина же считается образом Христа, Божественную Славу которого символизирует золото.
  • В будущем вещи, использованные при обряде, будут помогать. Так, свечи можно зажечь в период семейных проблем, а иконы будут придавать сил, оберегая супругов.

Какие должны быть иконы

Иконы, необходимые для благочестивой традиции, называются венчальной парой. Согласно традициям, молодожены должны получить благословение от родителей, при этом невесту благословляют иконой Пресвятой Богородицы, а жениха – иконой господа Вседержителя. В настоящее время допускается использование любого рукописного изображения Пресвятой Богородицы и Христа. Часто для этих целей используют венчальную икону Казанской Божьей Матери.

Условия венчания в православной церкви

Не каждый официальный брак может быть благословлен и освещен. Существует ряд противопоказаний и ограничений для венчания в церкви, среди которых возраст новоиспеченных супругов. Так, будущая жена должна быть старше 16 лет, а будущий муж – 18 лет. Согласно церковным канонам, есть дни недели и праздники, в которые нельзя совершать священнодействие.

Когда можно венчаться

Многие супруги планируют венчаться в день регистрации брака в ЗАГСе. Это серьезное намерение, с которым не стоит торопиться. Лучше отложить это решение до рождения ребенка или по истечению нескольких лет совместной жизни. Выбирая дату проведения таинства, важно помнить, что не всегда можно совершить церковный обряд венчания. Неприемлемые для этого дни: вторник, четверг: они предшествуют постным дням. Нельзя венчаться в субботу – накануне выходного.

В престольные, двунадесятые праздники, многодневные посты венчание запрещено. Это:

  • Рождественский пост: 28.11-06.01;
  • Сырная седьмица;
  • Петров пост зависимости от даты Пасхи длится 8-42 дня;
  • Успенский пост: 14.08-27.08;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Святки (07.01-19.01);
  • Масленица;
  • Светлая неделя после Пасхи.

Даже если вы определились с датой, не входящей в пост, стоит сходить в храм и дополнительно уточнить у батюшки, чтобы не возникло недоразумений. Среди других ограничений проведения церковного обряда бракосочетания: ночное время, «критические» дни у женщин и непереходящие праздники, такие как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха.

Препятствия к браку

Обязательным условием венчания является заключение официального брака. Брачующиеся должны быть крещеными православными христианами. Хотя в этом правиле есть исключение: допускается непровославный христианин к венчанию при условии, что рожденные дети будут крещены в православие. Другие ограничения, когда таинство не проводится, включают:

  • некрещеных;
  • атеистов;
  • живущих в гражданском браке;
  • людей с кровным или духовным родством;
  • четвертый по счету официальный брак;
  • психические расстройства и заболевания.

Правила

Поведение в церкви должно быть почтительным и уважительным в отношении святынь и друг друга. Здесь не допускаются громкие разговоры, смех, перешептывания. Про мобильные телефоны тоже нужно забыть: отключить аппарат или поставить на беззвучный режим. Находясь в центре церкви, нельзя поворачиваться спиной к святым образам. Все внимание должно быть направлено на молитву, ведь от этого зависит последующая семейная жизнь.

Подготовка

Чтобы выбрать церковь для венчания, нужно пройтись по разным храмам и почувствовать «свое» место. Важно также найти священника по душе, побеседовать с ним, обсудить все детали. Затем за несколько недель нужно записаться на венчание. Вопрос стоимости нужно заранее обсудить: в одних храмах это фиксированная сумма, в других – добровольное пожертвование.

Жениху и невесте следует подготовиться к венчанию не только материально, но и духовно: исповедоваться и причаститься. Без этих процедур пара не сможет получить в церкви благословения от Бога. Новобрачные должны молиться, просить спасения, прощения у обиженных, отпустить обиды, отдать долги. Только после того как их души очистятся, супруги допускаются к причастию.

Молитвы

С вниманием и благоговением отнеситесь к молитвам, ведь венчание – это не просто обряд. В течение всего таинства Церковь молится только о невесте и женихе, за исключением молитвы за воспитавших родителей. Служители церкви, брачующиеся, свидетели, гости и все присутствующие должны своими словами, мыслями, молитвами просить у Бога счастья и крепкой семьи для супругов. Важно сосредоточиться на главном.

Выбор наряда для невесты

Платье для венчания должно закрывать плечи и руки и быть не выше колен. Глубокое декольте не желательно, но можно использовать накидку, ажурную шаль, болеро, палантин. Цвет наряда лучше выбрать светлый, от темных и ярких – отказаться. Сарафаны, брючные костюмы не уместны для этого случая. Голова невесты должна обязательно быть покрыта. Шляпа для этого случая не подходит, так как на церемонии на брачующихся одевают церковные венцы.

Обувь может быть любой, главное, чтобы она была удобной. Всю процедуру нужно стоять на ногах. Венчание длится долго, поэтому от высоких каблуков и неудобных туфлей лучше отказаться. Макияж должен быть легким, неброским. С накрашенными губами запрещено целовать иконы, крест, венец. Подвенечное платье хранят с венчальными свечами, иконами, крестильными рубашками. Его нельзя продавать, дарить или кому-то отдавать.

Как проходит венчание

Во время Божественной Литургии подчеркивают важность Таинства брака и то, с какой душевной чистотой нужно подходить к его заключению. После этого следует обручение – скрепление взаимных обещаний супругов перед Господом. Небесный брак проходит в церкви и означает, что муж принимает жену от самого Бога. Закрепляется обручение венчальными кольцами, которые надевает священник сначала жениху, затем невесте, произнося при этом молитвы. После супруги троекратно меняются кольцами в честь Пресвятой Троицы. Завершается все молитвой об Ангеле хранителе для новой семьи.

Затем наступает венчание:

  • Брачующиеся держат в руках свечи и торжественно шествуют за священником с кадильницей к алтарю. Это означает, что на своем жизненном пути они должны следовать и соблюдать заповеди Господни.
  • Пару встречает Хор с пением псалма 127, в котором благословляется супружество.
  • Молодожены становятся на белый или розовый плат, расположенный перед аналоем.
  • Жених и невеста еще раз подтверждают добровольное решение вступить в брак, хранить верность и связать союз на небесах.
  • Процедура венчания начинается с литургического возгласа: «Благословенно Царство…»
  • Затем читают молитвы, после которых наступают важнейшие минуты таинства – все, о чем просилось в молитвах, совершается, скрепляя и освещая будущую семью.
  • Священник возлагает венец на жениха, и дает ему приложиться к образу Спасителя. Таким же образом он благословляет невесту, дав ей поцеловать икону Пресвятой Богородицы.
  • Батюшка читает молитву о принятии венцов непорочными и неоскверненными в Божьем Царстве.
  • После – послание Апостола Павла к Ефесянам, который мужья и жены должны полностью знать.

Супруги, украшенные венцами, предстают перед лицом Самого Бога в ожидании благословения. Наступает торжественная минута. После чтения молитв священник дает испить вина сначала жениху, а затем невесте. Каждый делает по 3 глотка. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их епитрахилью, и сверху кладет свою руку. Такой жест означает, что посредством руки священнослужителя муж получает жену от самой Церкви навечно в земном мире.

Молодая пара 3 раза обходит вокруг аналоя, с этого момента началось их совместное шествие рука об руку. Завершая движения, батюшка снимает венцы с супружеской четы, подносит им крест для целования и вручает образ Спасителя жениху, а образ Пресвятой Богородицы – невесте. Великое таинство венчания длится 45–60 мин. Церковное бракосочетание завершается свадебной трапезой для супругов, гостей, свидетелей.

Сколько раз можно венчаться в православии

Венчание – ответственное решение двух взрослых любящих людей. Это шаг, который скрепляет брачные узы и делает их неразрывными. Если же присутствует чувство страха или неуверенности, лучше повременить. Решившись на таинство, не стоит воспринимать его как красивый церковный обряд, а тем более – как обязательный элемент свадьбы. Это нечто большее. Иисус в Библии сказал, что союз, Благословленный Богом, люди разрушить не могут, но бывают ситуации, когда церковный брак все же распадается.

Не существует такого понятия, как «развенчание», но церковь все же признает возможность расторжения венчанного союза. Согласно церковным канонам, христианину не позволителен, но терпим второй брак. Разрешение на него можно получить, только написав прошение на имя правящего архиерея и представив необходимые документы. Затем следует беседа со священником для объяснения причин расторжения первого брака. Церковь разрешает повторный брак:

  • вдовцам;
  • тем, кто остался с маленькими детьми;
  • если один супруг никогда не состоял в браке, а второй был разведен не по своей инициативе;
  • после супружеской измены;
  • в случае уголовного наказания одного из супругов;
  • при наличии заболевания, не совместимого с появлением детей (СПИД, сифилис);
  • в отсутствие супруга более 3 лет;
  • при тяжелой душевной болезни, несовместимой с семейной жизнью (в т.ч. наркомании, алкоголизме).

По церковным правилам повторное таинство ведет к отлучению от причастия на 1-2 года, при третьем венчании – до 5 лет. Второй и третий брак храм трактует как измену и многоженство. Священнодействие будет проходить уже не так, как при первом венчании. Молитвы будут не только о счастье супружеской жизни, но и требующие покаяния тех, кто отступил от церковных правил супружества. В третий раз разрешено вступать в брак только из-за исключения беспорядка в личной жизни и блуда. Это не является нормой для верующего человека. Четвертый брак не рассматривается церковью никак: он запрещен.

Видео

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Обряд венчания является не только красивой и древней традицией, но и ответственным шагом на пути к созданию крепкой и счастливой семьи. Иногда к этому важному шагу, пара приходит спустя годы, только тогда, когда люди окончательно убедились в своих чувствах и намерении прожить вместе всю оставшуюся жизнь.
Существуют определенные дни для проведения венчания в церкви. Самым удачным днем для таинства Венчания считается 1-вое Воскресенье после Пасхи, которое в народе именуется Красной горкой, в 2017 году этот день выпадает на 23-е апреля, а в 2018 году этот день выпадает на 15-е апреля.Для удобства определения даты составлен календарь венчания на 2017 — 2018 год . Из календаря венчания Вы узнаете, в какие дни согласно канонам Русской Православной Церкви можно проводить обряд венчания, а в какие дни нет (календарь в конце статьи), а начнем с того, кому можно и кому нельзя венчаться в Церкви.

Кому можно венчаться в Церкви

1. Основные требования для молодоженов — быть членами Церкви (быть крещеными людьми, носить нательный крестик);
Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии.

2. Иметь в наличии свидетельство из ЗАГСА о государственной регистрации брака. Этот пункт объясняется очень просто – ЗАГС не распишет людей, которые уже находятся в браке и не имеют официального развода. Кроме этого, ЗАГС не распишет людей, которые не способны к браку (умалишенных, больных), людей, которые состоят в близком родстве, людей которые не достигли брачного возраста, насильно принуждаемых к браку. От себя отмечу, наличие свидетельства о регистрации для венчаемых — вынужденная мера. От части это требование навязывается церкви государственными органами. Во времена наших дедов, достаточно много обвенчанных пар были без официальной бумаги, а некоторые пары умудряются обвенчаться без государственного свидетельства и сейчас (например если батюшка Вас очень хорошо знает, а роспись в ЗАГСе Вы планируете после венчания)

Кому нельзя венчаться в Церкви


1. Людям, находящимся в браке более чем 3 раза. В церкви нормой считается первый раз. Второй раз венчают в Церкви неодобрительно и допускают второй брак по снисхождению к человеческим немощам (сам обряд при этом несколько меняется, например не одеваются венцы). Третий раз венчают в исключительных случаях, если причина на то уважительна и человек покаялся. В четвертый раз не повенчают никого – даже вдовство после третьего брака не дает права совершить венчание в четвертый раз. Государственная регистрация в этом случае не имеет подобного ограничения – и может зарегистрировать хоть шестой или седьмой по счету брак;
2. Духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха вовсе не может быть жены в силу данных им обетов. Нарушение этого правила — грозит лишением священного сана;
3. Монахам и монахиням после принесения ими обетов также нельзя венчаться в Церкви;
4. Виновным в расторжении предыдущего брака. Например, виновный в измене, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак;
5. Тем, кто не попадает в определенные возрастные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения венчания нужно считать наступление гражданского совершеннолетия (возраст, в котором разрешено заключение брака в ЗАГСе). В церковном брачном праве установлен и верхний предел для вступления в брак: для мужчин - 70 лет, для женщин - 60 лет;
6. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей;
Когда получение благословения родителей невозможно по причине их неверия, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Епископ вправе благословить брак и в том случае, если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам.

Почему не венчают в пост?

Это объясняется тем, что во время поста верующим людям положено посещать богослужения, а не устраивать брачный пир. Раньше браком называли только свадьбу, а само слово «брак» происходит от славянского слова «брашно», в переводе означающее «пир» или «еда». Пост – это время воздержания, в том числе и супружеского. Не положено во время поста посещать увеселительные места – человек должен морально очистится за это время. Если посмотреть на календарь венчания, то в году больше дней, когда не венчают, чем дней, когда венчание разрешено.
На кануне венчания, православные христиане должны придерживаться поста, перед таинством следует также посетить литургию, исповедоваться и причастится.

Пережитки язычества дают о себе знать и по сей день, проявляясь всякими небылицами и всевозможными суевериями. Само слово «суеверие» (образовано от «суе» - напрасно и «вера», буквально переводиться как «напрасное верование») - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Существует, например, суеверия, что случайно упавшее кольцо во время венчания или погасшая венчальная свеча предвещает несчастья: развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено также и суеверие, что тот из молодоженов, кто первым вступит на расстеленный рушник, будет главой семьи.
Распространено суеверие и о том, что нельзя венчаться в мае, а от старшего поколения даже о том, что и в Киеве (не говоря уже о селах или пригородах) часто доводиться слышать «будете потом всю жизнь маяться» и т.д.
Вообще относительно даты свадьбы суеверий очень много. Например, общее количество свадеб в високосный год — заметно падает, и связано это исключительно с суевериями. 2016 год является високосным и многие почему-то считают, что вступать в брак или венчаться в таком году не желательно. Год, который идет после високосного 2017-й считается у нас в народе годом Черной вдовы, а значит опять таки не благополучным для брака. Итак, мы имеем бредовую ситуацию, – в которой целых два года из четырех по непонятным причинам считаются неудачными. Вот, что говорит церковь на эту тему: « «високосный год» является календарным, необходимое для вычисления точных астрономических дат. Поэтому люди, считающие високосный год неудачным для каких-либо дел и начинаний (например — брак), впадают в грех, ибо суеверие как раз и состоит в том, что естественным предметам, приписывается сверхъестественное значение. «Дьявол, стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням» » (Святитель Иоанн Златоуст)
Подобные вымыслы и суеверия не должны волновать верующего человека. А если Вы идете на такой шаг как Венчание – Вы должны быть верующими людьми. К таким случайностям как падение кольца или угасание свечи нужно относиться именно как к случайностям.

Что надо принести с собой на Венчание

Итак, Вы выбрали день и Вам назначили удобное для Вас время. Заранее Вам будет необходимо подготовить:

1. Бутылка красного вина (Кагор);

2. Маленький каравай или хлеб (оставляется в Церкви), не во всех храмах это обязательный пункт;

3. 2 свечи, 5 рушников (венчальный набор);

4. 4 носовых платочка (два — свидетелям держать венцы и два — молодоженам держать свечи);

5. пара икон: Спаситель и Божья Матерь

6. Кольца (как символ вечности брачных уз)

Кольца Вы отдадите священнику или его помощникам, и они будут освещены на престоле. Рушники Вы также отдаете перед венчанием помощникам. Из 5-и рушников – один должен быть большой, его расстелют Вам под ноги при совершении таинства. На один кладется каравай или хлеб, еще два накидывают на иконы, с которыми Вы будете выходить из храма, и последний рушник – будет использован для связывания Ваших рук во время Таинства.

Вы должны понимать, что не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и рушники для них. Заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах или в православных магазинах. Сейчас продают уже готовые, укомплектованные венчальные наборы, хотя на самом деле для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Вся видимая красота – нужна только для Вас и не влияет на количество «благодати», которую Вы получите. Самое главное во время венчания — Ваша молитва.

Великолепие храмового убранства – росписи на стенах, иконы, профессиональный хор и колокольный звон по завершению — все это нужно для создания праздника, как собственно и свадебный фотограф , который по Вашему желанию все это красиво отснимет. От себя еще добавлю – что на фото или видеосъемку венчания нужно брать благословение, спросив заранее разрешение у батюшки, который будет Вас венчать. Съемку не запрещают, но фотограф-оператор должен быть незаметным во время венчания и не должен мешать никому из присутствующих. Я, к примеру, вовремя съемки венчания не использую вспышки и снимаю только на сверх светосильных объективах и открытых диафрагмах. Заказывая услуги фото на свадьбу — помните что Венчание -это в первую очередь таинство, а не фотосессия — и Ваш фотограф должен быть профессионалом.

Сейчас повсеместно таинство венчания начинается с обручения. Обручение происходит ближе к входу и только после него пара заходит в центр храма. Во время обручения священник дает в руки обручаемым две зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. После этого он надевает кольца, первое одевает жениху, потом второе — невесте, и трижды (в образ Святой Троицы) меняет кольца на их руках.
После того как молодая пара входит в храм – священник спрашивает по доброй ли воле и желанию совершается брак. Далее произносятся три молитвы, в них испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Затем выносятся венцы (которые в народе называют короны, потому как они всегда украшены подобно коронам) — и возлагаются над головами молодых. Венец — это образ венца Царства Небесного, а еще это символ мученичества. Жизнь не бывает безоблачной и простой и для того, что бы прожить ее вместе до конца нужно обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах свидетели не держат венцы над головами, их надевают на головы.

Главный момент венчания происходит, когда священник трижды благословляет молодоженов словами: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» Затем выносится чаша с вином (красное вино в ней – символ крови Христа, а сама чаша символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней). Священник в три приема дает испить из чаши невесте и жениху. Затем он связывает их руки рушником и трижды обводит вокруг столика с иконами, под пение свадебного хора. Круг — символ вечности и неразрывности, ведь таинство совершено навечно. Ход следом за священником – это образ служения Церкви.
Под конец — священник дает молодым поцеловать крест, иконы, а затем вручает им иконы в руки и говорит небольшую проповедь — наставление. После наставление молодые могут поцеловаться, а родные и близкие, которые пришли — подойти и поздравить молодую христианскую семью.

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или по другой серьезной причине (например, смерть одного из супругов). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Календарь венчания на 2017 год (розовым помечены разрешенные дни)

Календарь венчания 2017 и 2018 годов созданы в справочных целях и могут содержать неумышленные неточности, кроме этого календари не учитывает храмовые праздники конкретной церкви (в разных храмах – это разные даты), прежде чем выбирать дату окончательно, обязательно, заранее – посоветуйтесь с Вашим священником!

Календарь венчания на 2018 год (розовым ячейки — разрешенные дни для венчания)

Видео: В какие дни нельзя венчаться.Священник Игорь Сильченков

Видео: Таинство Венчания в Русской Православной Церкви. Пошаговая инструкция

Общие пояснения: В какие дни можно венчаться, а в какие нет

Таинство Венчания не совершается :

Во вторник и четверг — на протяжении всего года;

В субботу — на протяжении всего года;

Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;

Во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

Праздники:

Двунадесятые, не переходящие праздники:

Двунадесятые переходящие праздники для 2017 года:

Двунадесятые переходящие праздники для 2018 года:

Великие церковные праздники:

Церковные многодневные посты в 2017 году:

Церковные многодневные посты в 2018 году:

Сплошные седмицы в 2017 году:

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 25 февраля 2017 г;

Сплошные седмицы в 2018 году:

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея – начинается за 2 недели до Великого Поста с 29 января по 3 февраля 2018 г;

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 февраля по 17 февраля 2018 г;

Церковные однодневные посты, дни в которые также не повенчают:

Значение сего обряда во все века сложно переоценить, ведь значения семьи в нашей жизни пожалуй самое главное что есть.

Таинство брака в Православной Церкви

Таинство венчания (брака) установлено православным катехизисом (руководством вероучения христиан), в котором содержатся порядок подготовки к венчанию и проведения обряда, венчальные молитвы, дни, подходящие для венчания, обстоятельства, при которых запрещается проводить обряд, и другие Божественные установления. Обещание венчающихся перед Церковью сохранять супружескую верность является основанием благословления их супружеского союза, рождения детей и их христианского воспитания.

Брачный союз первой супружеской пары Адама и Евы благословил Бог, дав им завет плодиться и размножаться. Завет Бога и Таинство брачного союза отражается в книге Бытия и Евангелии, где великая тайна брака сравнивается с тайной союза Церкви с Христом. Подчеркивая высоту брачного союза в глазах Бога, Иисус Христос неоднократно уподобляет образ обитания в Царствии Небесном брачному пиру и торжеству.

История обряда венчания

В старозаветный период первый обряд венчания упоминается в описании брака Исаака и Ревеки – переговоры слуги жениха с отцом невесты о предстоящем венчании, дарение Исааком подарков Ревеке, устройство брачного пира. Затем традиции дополняются брачным договором, благословлением венчающихся в присутствии друзей жениха (брачных сынов) и подруг, сопровождающих невесту.

Традиции дополняются символическими ритуальными действиями: 7-ю благословлениями раввина на брак, благопожеланиями гостей, одеванием золотого кольца женихом на палец невесты, чтением брачного контракта в присутствии раввина и свидетелей, 7-дневным пиром с передачей женихом невесте оговоренного приданного.

Ветхозаветные и греко-римские традиции и ритуалы оказали влияние на зарождающийся новозаветный христианский обряд венчания: таинство и святость венчания, установление Богом вечного союза полов. Апостол Павел называет сторонников запрещения браков лжеучителями.

Христианская Церковь, не отвергая старозаветные и греко-римские традиции, придает им новый смысл, но ритуалы Х-ХIII веков утеряны. В XIV- XIX веках появляются и постепенно отшлифовываются следующие традиции, основавшие современный обряд венчания:

  • XIV век – совершение Таинства брака мирскими священниками, обмен кольцами женихом и невестой, причащение венчающихся Преждеосвященными Дарами.
  • XV век – 3-кратное благословение новобрачных зажженными свечами.
  • XVI век – новобрачные просят благословения эпископа, архиерей выдает им “венечную память” с указанием священнику прихода проверить отсутствие канонических препятствий к венчанию (сватовства, кумовства, принадлежности к роду и племени). После проверки («обыска») заключается семейный сговор, священник в доме жениха провозглашает молитву “жениху по невесту ехать”, сопровождает, жениха в дом невесты, где читает молитвы, частично сохранившиеся в современном обряде. Родители благословляют новобрачных и вместе с ними направляются в церковь, где совершается Таинство венчания.
  • XVII век – в брачном договоре в случае развода предусматривается денежная компенсация.
  • XVIII век – Таинство венчания проводится в 2 этапа (обручение и венчание), промежуток между которыми продолжается 6 недель. Таинство венчания совершает священник прихода одного из молодоженов. В 1765-1775 г.г. выдача архиереем «венечной памяти» и временной разрыв между обручением и венчанием (за исключением венчаний родственников императора) отменяются.
  • XIX век – акт венчания подтверждают своими подписями в храмовой метрической книге свидетели жениха и невесты.

Канонические препятствия для венчания, или кому нельзя

Катехизис четко определяет исчерпывающие причины, препятствующие проведению церковного брака:

  • 4-е по счету венчание жениха или невесты;
  • венчание троюродных сестер и братьев;
  • кто-либо из молодоженов – атеист, руководствующийся проведением обряда венчания не духовными, а посторонними побуждениями;
  • кто-либо из венчающихся не крещен и не изъявляет намерения принять Крещение;
  • один из претендентов на венчание не оформил расторжение заключенного гражданского брака или не имеют согласия архиерея на расторжение существующего церковного брака и благословения на новый церковный брак;
  • венчание крестных отца и матери одного ребенка или крестника с крестным родителем;
  • исповедование кем-либо из венчающихся нехристианской религии;
  • венчание принявших обет монашества или рукоположенных священников и дьяконов;
  • отсутствие благословения родителей у венчающихся несовершеннолетнего возраста;
  • психическое или физическое заболевание, явившейся причиной отказа государственной регистрации брака.

Венчание по канонам католической или протестантской церкви или присоединение какого-либо супруга, венчавшегося по нехристианскому обряду, к Православной Церкви по их желанию остается в силе по православным канонам. При достижении совершеннолетия благословение родителей не обязательно, венчании может проводиться без их благословения.

Дни года, в которые не производится обряд венчания

Без благословения архиерея и при отсутствии чрезвычайных причин обряд венчания не может проводиться в нижеперечисленные дни:

  • все дни 4-х многодневных постов (Великого 49 дней от Чистого понедельника до конца Страстной недели; апостольского 1-5 недель через 1 неделю после дня Св. Троицы до 12.07; Успенского 2 недели 14-27.08; Рождественского 40 дней с 28.11 по 06.01);
  • 7 дней перед Великим постом (дни Сырной масленицы);
  • 1 неделя после Пасхи (дни Светлой седмицы);
  • 12 дней Святок (07-18.01);
  • все субботы, четверги и вторники;
  • накануне двунадесятых, престольных и великих праздников;
  • за день и в день празднования Воздвижения Креста Господня (10-11.09 и 26-27.09) и Усекновения главы И. Предтечи.

Например, во втором полугодии 2015 г. выбрать день венчания можно только из 65 дней в июле-ноябре месяцах, в декабре нет дней, разрешенных для венчания.

Кроме выбора дня венчания необходимо договориться со священником о часе венчания, т.к. практически обвенчаться можно только с 14 до 17 часов. Это связано с тем, что венчание не проводится в темное время суток. Невеста должна до венчания посетить литургию, которая проводится с 13 до 14 часов, а после 17 часов в церкви начинается вечернее богослужение. Таким образом, молодоженам для венчания отводится во втором полугодии 2015 г. 66 х 3 = 198 часов.

Подготовка к обряду венчания

Прежде всего, молодожены выбирают Православную Церковь, в которой священник не находится под каноническим запретом, не является монахом или отцом одного из молодоженов и может провести Таинство венчания отдельно для данной пары. Учитывая ограниченное количество часов венчания в храме, нужно сделать предварительную запись заранее.
До венчания необходимо зарегистрировать светский брак и проверить, не имеется ли причин, запрещающих венчание. В договоренный со священником день венчания до начала Таинства пара должна пройти совместное Причастие, подготовка к которому включает:

  • 1-3-дневный пост, исключающий мясные и молочные продукты;
  • 100-процентный сухой пост и отказ от курения с 24 часов до Причастия;
  • 3-дневный отказ от половой жизни;
  • чтение перед Причастием 3-х канонических молитв.

При подготовке к венчанию требуется закупить обручальные кольца, рушник, венчальные свечи и иконы, платок для покрытия головы невесты, пройти Божественную литургию. Невесте следует обуть удобную на низком каблуке обувь, обойтись без украшений и минимальной косметикой. Венчающиеся должны надеть нательные крестики.

Отношение Церкви к расторжению брака

Церковь считает развод нарушением порядка, установленного Богом, т.к. венчание объединяет плоть супругов в единое целое, человек не должен разъединять сочтенное Богом. Разрушение брака является следствием жестокосердия и немощи человека, который не всегда может прислушаться к запрету Бога.

Церковь, проявляя снисходительность к немощи человека, осуждает его за расторжение брака, но в допускает исключения в течение всей его жизни максимум три рази при снятии архиереем благословения, данного раннее, и согласии проведения венчания повторно. Разрешение архиерей может дать только в случае получения развода в светском браке и при отсутствии канонических причин, препятствующих новому браку.

Первоначально Бог указал только прелюбодеяние, которое допустил кто-либо из супругов, причиной распада венчанного брака, но со временем перечень причин расширился и, кроме прелюбодеяния, включает:

  • новый брак супруга;
  • принятие супругом неправославной веры;
  • наличие пороков, неприемлемых для человеческого естества;
  • самокалечение, приведшее к неспособности половой жизни;
  • пропажа без вести;
  • действия одного супруга, приводящие к ущербу здоровью или угрозе смерти другого супруга или своих детей;
  • заболевание психики, признанное неизлечимым, алкоголизм, сифилис, проказа, СПИД, наркомания;
  • аборт по инициативе супруги, не получившей согласия отца ребенка.

Как показала практика, перечень причин, допускающих распад брака, не может быть исключительным и постепенно расширяется.

Обряд венчания включает обручение и само венчание.

Обручение с благословлением Церкви подтверждает искренность намерений, обещаний и чувств венчающихся, т.к. они удостоверяются перед всеми прихожанами. Обручение производится в определенной последовательности.

Жених и невеста становится соответственно справа и слева от алтаря, повернув к нему лица. Священник через Царские врата выносит из алтаря крест и Евангелие, а дьякон обручальные кольца, которые при совершении Литургии оставлялись на Престоле. Священник благословляет обручающихся зажженными свечами три раза. Если обряд венчания молодыми совершается впервые, священник передает им символизирующие целомудрие зажженные свечи. Священник с молодыми входит внутрь храма и совершает каждение, возглашая «благословен Бог наш», (кадильный дым – символ благодати Бога, окутывающей молодых подобно дыму). После чтения «обычного начала» начинается великая ектенья (прилежное моление) с прошениями о даровании венчающимся детей, ниспослании совершенной любви и благословении непорочной жизни, сохранении в единой вере и единомыслии. В кратких молитвах восхваляется Бог, испрашивается у него благословение венчающимся. Священник с золотым кольцом в руке три раза провозглашает об обручении жениха, творя крестное знамение над его головой, и надевает золотое кольцо на палец его руки. Аналогичные действия производятся с невестой с серебряным кольцом. После трехкратного обмена кольцами, символизирующего отдачу жениха и невесты друг другу, золотое кольцо переходит к невесте, передавая мужественный дух женской слабости. Оканчивается обряд заключительной молитвой, испрашивающей благословение и сугубой ектеньей с прошением об обручении.

Венчание создает основание для семейной жизни в лоне и под покровом Православной Церкви. В начале венчания священника с кадилом выходит в центр храма, за ним следуют молодые с горящими свечами. Хор исполняет 127-й псалом, прославляя венчание, благословленное Богом. Молодые становятся на плат перед аналоем. Священник обращается к венчающимся со словами поучения, задает им вопросы, получает подтверждение, что они искренне желают быть супругами и не связаны обещаниями другой невесте или жениху, и начинает венчание возгласом “Благословенно Царство”. Великая ектенья (мирная) провозглашает прошения о душевном и физическом благосостоянии венчающихся, произносятся 3 молитвы о них. Происходит главное действие Таинства венчания – священник крестообразно знаменует венцом жениха, затем невесту и венчает их. Произносится тайносовершительная молитва, богородский прокимен (один стих псалма), 230-е зачало из «Послания Павла к Уфесянам», Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11), ектеньи (сугубая и просительная), молитва о новобрачных. Церковный хор, венчающиеся и присутствующие на венчании провозглашают молитву «Отче наш». Священник над принесенной молодым чашей вина читает молитву о благословении сочетающихся браком, совершает крестное знамение над чашей, жених и невеста три раза принимают ее, символизируя общность предстоящих радостей и скорбей. Священник трижды проводит венчающихся вокруг аналоя под исполнение торжественных тропарей (молитвенных песнопений о сущности венчания). В заключение Таинства священник снимает венцы с обвенчанных, приветствует их, призывая соблюдать Божьи заповеди, произносятся 2 заключительные молитвы, новобрачные целуются, поздравляя друг друга. После отпуста (окончания обряда) и заключительной молитвы обвенчанные целуют иконы Спасителя и Божьей Матери и принимают поздравления с бракосочетанием от присутствующих.

Особенности венчания в греко-католической Церкви в Украине

Венчание в греко-каталической Церкви отличается некоторыми более демократичными деталями обряда. Перед венчанием проводится курс обучение в объеме 19 занятий, исповедаться и накануне венчания принять причастие. Для оформления брака дополнительно предоставляются справка о проведенном обучении и протокол подготовки к обряду.

Язык богослужения, как правило, украинский. Но в храме Пресвятой Евхаристии по договоренности со священником для иностранцев, не владеющих украинским языком, венчание проводится на русском и пяти европейских языках.

Вместо оплаты за обряд церковь принимает добровольное пожертвование, а не обязательный строго регламентированный платеж, размер пожертвования определяют новобрачные в соответствии со своими материальными возможностями, желанием пригласить праздничный хор и использовать другие атрибуты, подчеркивающие важность венчания.

Венчание с верующим другой религии требует благословения и согласия эпископа, который индивидуально рассматривает каждую конкретную ситуацию.

Женские менструальные циклы не считаются препятствием для посещения церкви и проведения Таинства венчания.

Причины, препятствующие церковному браку, строго не регламентируются, при возникновении определенных сложностей они рассматриваются индивидуально с соблюдением правил Греко-католической Церкви.

Отличие светского брака от церковного

Светский брак не всегда заключается на основе любви жениха и невесты друг к другу, не редки случаи браков по расчету. Венчание в Церкви предполагает единение душ и следование заповедям Бога. В этом суть Таинства венчания. Церковь не считает светский брак греховным, т.к. он не является греховным прелюбодеянием и предусматривает определенные нормы поведения в семейной жизни, установленные светскими законами. В отличие от светского брака, сожительство, которое модно называть гражданским браком, является по церковным канонам грехом, являющимся основной причиной невозможности венчания. Супруги, прожившие много лет в светском невенчанном браке, могут при желании пройти Таинство венчания особым чином, несколько отличающимся от канонического венчания.

Светский брак предусматривает широкий круг причин для развода, более половины светских браков оканчиваются разводами. Церковь строго ограничивает расторжение церковного брака исключительными обстоятельствами и не использует понятие «развенчание», хотя может, в порядке исключения, благословить второй и третий брак. Ответственность супругов в церковном браке несравнимо выше, чем в светском, т.к. они отвечают перед объективным Божьим судом, а не перед субъективными законами, созданными человечеством. Это подтверждает неофициальная статистика, проведенная выпускником духовной семинарии в г. Пушкино. Венчанные браки распадаются в 68% случаев из-за неверности одного из супругов, а причинами разводов светских браков являются различие в характерах, утрата взаимоуважения, фактическое отсутствие брачных отношений, несложившаяся брачная жизнь и прочие причины.

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в православной церкви. Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.



Загрузка...