Кошки. Породы, стерилизация

Общие и специальные способности талант и одаренность. Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Одарённость и талант»

г. Караганда, 2008

Определения понятия «способности»

Прежде чем освятить вопрос способностей, стоит дать их определение:

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.

Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. (С.Л. Рубинштейн)

Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется.

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Формирование и развитие способностей

Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие процессы такого механизма еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшествующей работы мысли - как средства ее деятельного развития.

Всякие способности в процессе развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы они была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми, осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетический слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существеннейшим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха - как закрепленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия как процесса - является закрепляющаяся в слухе генерализованная система определенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений, всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных восприятии и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой) в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответственно, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности. Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компонентом способности к освоению языков является способность к генерализации отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения, и в результате - перенос этих отношений на другие случаи. Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий анализ.

…Ни одна способность не является актуальной способностью к определенной деятельности, пока она не вобрала в себя, не инкорпорировала систему соответствующих операций, но способность никак не сводится только к такой системе операций. Ее необходимым исходным компонентом являются процессы генерализации отношений, которые образуют внутренние условия эффективного освоения операций. Актуальная способность необходимо включает оба этих компонента. Продуктивность непосредственно зависит от наличия соответствующих операций, но функционирование самих этих операций в свою очередь зависит от вышеуказанных внутренних условий; от характера этих последних зависит эффективность усвоения и функционирования (применения) операций, входящих в состав или структуру способности. Это строение способностей объясняет трудности, с которыми сталкиваются в жизни суждения о способностях людей. О способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо слаженной и исправно функционирующей системы соответствующих операций или способов действия в данной области. Но, наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что продуктивность и одаренность людей не прямо, не механически совпадают, что люди, как будто чрезвычайно одаренные, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто не очень даровитые, оказываются весьма продуктивными. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации отношений, существенных для данной сферы деятельности, и обработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо обработанная и слаженная система операций и из - за несовершенства этого компонента способностей продуктивность оказывается относительно незначительной; в других же случаях, наоборот, на базе генерализованных (аналитико-синтетических) процессов невысокого уровня достигается относительно высокая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций. Продуктивность, конечно, важна как таковая, сама по себе, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека.

Понятие одаренности

В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями».

«Ненадёжность выводов по изучению одарённости в большой мере объясняется узостью и механистичностью применяемых методов. Чаще всего употребляются тесты с количественными, а не качественными показателями. Совершенно недостаточно использованы методы биографический, анализа продуктов деятельности, школьных наблюдений и естественного эксперимента». - критиковал много лет назад методики выявления и изучения данного вопроса С.Л. Рубинштейн. Изменились ли с тех пор методы по изучению данного явления? Какие подходы возникли?

Дадим определения понятия «одаренность»:

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.

Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)

Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В.Н. Дружинин)

Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Воображение как составляющая таланта

способность одаренность талант воображение

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

Новизна воспринятого «что-то»;

Осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

Импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче

Энергопотенциал в структуре таланта

Определение энергопотенциала, на мой взгляд, было введено в структуру таланта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этом понятии прямая связь с психодинамическими концепциями личности, например с идеей Фрейда о том, что талант - это продукт сублимации либидо, разрядка психической энергии по особенным каналам, для поддержания гомеостаза личности, в некотором роде механизм самосохранения для высокоэнергетичной системы, «аварийный клапан». Таким образом, можно представить талант как функциональную систему, счастливый результат соединения компонентов личности, в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.

Может сложиться впечатление, что только внутренние генетические факторы позволяют человеку быть талантливым, но оно несомненно ошибочно. Ведь главное качественное отличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности. Что же позволяет таланту реализоваться, а не оставаться просто потенциальной возможностью, как это бывает довольно часто у людей просто с высокими способностями? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть волю, как один из ключевых элементов структуры таланта.

Талант и воля

С.Л. Рубинштейн, описывая природу воли применяет понятие волевого действия.

Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания, порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком, представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которые повлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано её реализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случай довольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность.

В системе установок и мотиваций талантливого человека существуют несомненно такие, которые никогда не воспринимаются сознательно. Те же, что получили осознанную связь с объектом действительности зачастую оказываются в условиях как субъективного, внутреннего сопротивления, так и сопротивления внешнего. Когда же конфликт противоречивых тенденций оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие, разрядку. Может быть именно благодаря аффективному состоянию талант получает способность претворить в действительность те свои намерения, которые нам кажутся практически неосуществимыми? Вероятно в некоторых случаях это происходит именно так. Но всё-таки большинство талантливых людей решали тяжелейшие задачи благодаря долгому и упорному труду, который был возможен лишь при наличии сильных волевых качеств. Всем известно выражение «муки творчества», но мало кто осознаёт, что сложный волевой творческий акт так же труден, как и физическое напряжение штангиста. Это в равной степени относится и к деятельности учёного и к труду художника. Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой противоположности между чувствами, интеллектом и волей. Один и тот же процесс может быть (и обычно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.

Список литературы

1. Акимов И., Клименко В., О природе таланта. т. 1, Ст.М, 1994 г.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М. Знание, 1991 г.

3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979

5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1990

6. Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М., Школа-пресс, 1993

7. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2 т, т 2. М., Педагогика, 1999

8. Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Прос., 2000

9. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знание, 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Определения понятия "способности", формирование и развитие способностей. Исследование одаренности: понятие и определения одаренности. С.Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика. Исследования детской одаренности авторитетами современной психологии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2007

    Характеристика понятия одаренности, Отличительные черты способностей и одаренности. Виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, творческая. Сходство гениальных людей с помешанными. Исключительные способности и таланты гениев.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Уровни и развитие специальных способностей, их взаимосвязь с возрастом. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными. Маттоиды по Ч. Ломброзо.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Теоретические аспекты определения термина "способности" и различие подходов к их исследованию. Влияние имеющихся у человека умственных способностей на поиск им новых способов решения задач. Возрастные и топологические предпосылки развития одаренности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2014

    Исследование понятия способности, одаренности, таланта и гениальности. Анализ психоэмоциональной сферы одаренного ребенка. Обзор основных особенностей познавательных психических процессов. Характеристика взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Изменения социальной ситуации и психологические трудности, влияющие на развитие детей младшего школьного возраста. Условия формирования способностей и одаренности. Изучение особенностей ментальных репрезентаций у одаренных и обычных младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

    Одаренность как уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Психологическая характеристика актуальной одаренности и ее связь со способностями. Виды и диагностика одаренности.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Cпособности, одаренность и талант, взаимосвязь и различия в этих явлениях. Многие считают, что талант человека предопределен свыше, и на его развитие повлиять никак невозможно - он либо есть, либо его нет. Исследования в области психологии показывают, что все на земле обладают задатками к развитию таланта. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно прилагать со своей стороны никаких усилий. Какие задатки заложили в ребенка мама и папа, с такими он и будет жить дальше. Но нельзя говорить о том, что если в семье не было известных художников, а родители просто умеют хорошо срисовывать картинки из детских журналов, то в их семье никогда не будет талантливого ребенка. Если задатки даны нам от природы и мы начинаем их развивать, то можно уже отметить появление способностей к выбранной деятельности у ребенка. Одаренность ребенка многие века привлекала внимание философов, педагогов.

Еще в античные времена проблеме одаренности уделялось немало внимания. Так, например, Конфуций размышлял об особо одаренных детях и предлагал отбирать их и интенсивно развивать. Платон требовал полностью передать воспитание в руки государства и выступал за власть духовной аристократии, при которой интеллектуально одаренные люди после интенсивных занятий математикой и философией принимались бы в среду правящих. Платон полагал, что надо специально отбирать и развивать наиболее способных детей. По его мнению, общество должно заставить одаренных людей изучить все то, что полезно государству. Педагогика развивалась, и рос интерес к одаренным детям. У педагогов в отношении детей существуют разные мнения: так, например, Дж. Локк считал, что ребенок - это чистый лист, на котором воспитатель пишет знания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, полагал, что ребенок одарен от природы, и цель педагога - не мешать его развитию.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не знающих специальных, или каких-то особых методов воспитания, вырастают обычные дети. К этим же выводам приводят современные и наблюдения в начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч и многие уже стали взрослыми. И, наоборот, там, где в обычных семьях нашли и смогли применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастали таланты, выдающиеся люди и гении. Сотни случаев воспитания животными в течение многих столетий наблюдений показали абсолютную утрату человеческого интеллекта и способностей у детенышей любых родителей, независимо от генов. Это также наглядно демонстрирует преобладание фенотипа, то есть, окружающей среды и условий воспитания над генотипом, различиями генов у человека.

Тем не менее, устаревшие взгляды будут еще долго влиять на мышление всех воспитателей и ученых - всех, кто получил традиционное педагогическое образование. Поэтому они никогда не смогут воспитывать детей одаренными: это противоречит их мировоззрению. Только когда родители поймут эту главную истину, они сумеют освободить способности своего ребенка, защитить его одаренность.

Конечно, было бы неверным отрицать наличие некоторых различий в исходных задатках. Но, согласитесь, получив строительный материал в объеме достаточном для строительства, скажем, международного аэропорта «Шереметьево», нерадивые хозяева могут полностью утратить его и не суметь построить даже заурядный склад. Даже простое предположение в пользу генетической одаренности оказывается совершенно не очевидным и по другим причинам. Оказалось, что с момента рождения ребенка, пусть даже с каким-то определенным генотипом до момента, когда можно выявлять одаренность - дистанция огромного размера. Например, не только вес мозга увеличивается почти в два раза, но и, похоже, согласно данным последнего десятилетия, обновляются нейроны.

Понятие одаренности не получила общепризнанного определения. Самым распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна. Он формулирует его так: "Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни". Оно подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмен, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности штернивського определения. Несмотря на это, определение В. Штерна остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.

Одаренность - это как природный дар, который человек получает, то наследственно обусловлено. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития. Природные задатки организма сами по себе не детерминируют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развитии не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение: внутреннее всегда опосредованное внешним и неотделимо от него.

Одаренность проявляется лишь через свою соотнесенность с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние задатки и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности особенно существенное значение имеет оптимальность уровня требований, предъявляемых при деятельности человека, например, требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими, однако посильными.

Специальная одаренность определяется соотнесением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотнесение является не только абстрактным, но и реальным связью, обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общую и специальную одаренность является наиболее дискуссионным.

Ч. Спирмен, отстаивая положение о существовании общей одаренности, в своей теории "двух факторов" рассматривает ее как "общую одаренность" (genetal ability), или "общий фактор" (general factor), рядом со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В. Штерн, Э. Мейман и др. Решительными оппонентами этой точки зрения Т. Циген, Э.Торндайк, то есть представители ассоциативной психологии. Общей способности интеллекта или одаренности не существует, утверждает Т. Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое "комбинирования". Бывают не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С. Л. Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должно соотноситься с условиями развития.

С целью установления соотношения умственного и хронологического возраста В. Штерн ввел понятие 10 - интеллектуального коэффициента. Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако, по сути, 10 устанавливает только уровень развития, достигнутый на конкретном его этапе. В то же время практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие в соотнесении с условиями жизнедеятельности.

В психологическом учении о личности способности и одаренность являются важными составляющими общей структуры личности. Они связаны с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития личности в процессе его воспитания и общественно-практической деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства. Каждая специальная способность - это синтез определенных свойств личности, образующие ее готовность к активному и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом же общего развития является одаренность, которую С.Л. Рубинштейн называет "общей способностью".

Таким образом, по вопросам о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотнесения общего и специального развития, что особенно важно для детской педагогической психологии. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако, не следует забывать об их относительный характер, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес придается тем или иным разновидностям деятельности и понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности. Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается в основном как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренность говорится: о так называемой общую одаренность или специальную. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в той или иной человека; каков ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч.Спирмен, согласно которой "умственная одаренность" определяется количеством "умственной энергии".

Одаренность и способности людей отличаются не в количественном, а в качественном отношении. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, а другая - во второй, но и на уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности заключается не в ранжировании людей по уровню одаренности, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способная конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Талант - это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в глазах музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта во многом зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к избранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен необходимости в творчестве.

Гениальность - высший уровень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества.

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая производительность, овладевание культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение способностей.

2. Охарактеризуйте соотношение задатков и способностей.

3. Определите, что такое общие способности.

4. В чем проявляются особенности специальных способностей?

5. Определите компоненты педагогической деятельности и педагогических способностей.

6. Назовите и охарактеризуйте уровне развития способностей.

7. Какие особенности проявления таланта, гениальности, одаренности?

8. В чем проявляется высшая степень талантливости?

Литература

1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород, 1994.

2. Василькевич Х.М., Костюк Г.С. О способности // Развитие идеи С. Костюка в современных психологических исследованиях. Наук, зал ин-та психологии. - М.: 2000. Изд. 20. - Ч.И.

3. Вовченко А.В. О способности человека. Талант // Внеклассное время. -2003. - №6. - С.45-47.

4. Доброволъсъка Л.П., Яремчук СВ. Способности как один из главных критериев естественного отбора // Педагогика и психология. - 2001. -№ 2. - С.73-78.

5. Проблема способностей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. - М.: Просвещение, 1962.

6. Психология одаренности детей и подростков (Способности к литературному творчеству). - М.: Наука, +2000.

7. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шариков. - М.: Просвещение, 1991.

8. СобчикЛ.М. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Просвещение, 1998..

9. Способности и склонности: Комплексное исследование / Под ред. З.А. Голубевой. - М.: Просвещение, 1989.

Ю.Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Наука, 1961.

Креативность и творчество

Часто можно встретить отождествление понятий креативность и творчество, одаренность, талантливость. Нередко случается, что мы диагностируем выборку, и оказывается, что те, кто реально занимаются творчеством, создают некий значимый продукт показывают низкие результаты по тестам креативности, а высокие результаты у тех, кто этого не демонстирует.

Почему так? Творчество и талант, а тем более гениальность не являются лишь способностью к созданию большого количества разных идей, продуктов. Встает вопрос о качестве этой продукции.

Несмотря на то, что креативность определяют как творческие способности индивида, если посмотреть на тесты креативности, то можно заметить, что креативность сводится к синтетической способности: способности создавать много, быстро, разнообразно, оригинально.

Наиболее известен тест Торренса. Вот как он сам описывает, что это такое:

"Креативность (творческость), - пишет Е. П. Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

Однако если взглянуть на сам тест, то вот какие характеристики становятся определяющими: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Творчество включает в себя 2 стратегии: синтетическую и аналитическую.

Притом, вторая – аналитическая не менее, а, возможно даже, более важна для творчества. Способность видеть недостатки, улучшать, соотносить с идеальным образом – все это аналитические способности. Так или иначе, можно видеть, что существуют художники, ученые с разными стилями. Есть те, которые создают много произведений и быстро. Их часто называют плодовитыми. Есть те, которые способны долго и скрупулезно создавать годами один единственный шедевр.

Потому, когда говорят, креативность, необходимо очень внимательно смотреть, что под этим подразумевается.

Понятие «одаренность» очень близко понятию «способности ». Остановимся немного на этом. Слово «способность» имеет в русском языке по меньшей мере два значения. По толковому словарю Д.П.Ушакова: 1) природное дарование, 2) возможность, умение что-нибудь делать. Прилагательное «способный» обычно понимается в первом словарном значении (например, «способная ученица», «способный молодой ученый»). В таком случае этот термин и «одаренность» так тесно связаны, что не всегда их можно различить. По существующей в психологии традиции, слово «одаренность» может обозначать качественно своеобразное у каждого индивида сочетание таких способностей, их единство.



Одаренность – совокупность, система способностей, обеспечивающая возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.


III. Одаренность, наследственность, среда

Концепцию врожденного таланта довольно трудно доказать или опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий одаренных людей дает основания для сомнения в ее априорной справедливости (Howe, 1996). Если одаренность базируется на неких генетических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить заранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим признаком можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например музыкальная одаренность, хотя этот талант может реализовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импровизатор). Наконец, одаренным должно быть относительно небольшое количество детей, в противном случае концепция теряет смысл, поскольку невозможно предсказать успех того или иного индивида.

В специальном исследовании Сосняк провела подробные опросы 21 выдающегося американского пианиста и их родителей в самом начале их карьеры (Sosniak, 1990). Оказалось, что в раннем возрасте не было заметно каких-либо признаков будущих достижений. Даже после шести лет интенсивной подготовки только для очень небольшого числа музыкантов можно было прогнозировать будущие успехи. Похожие выводы были получены в лонгитюдных исследованиях известных музыкантов, математиков и спортсменов (теннисистов, пловцов). В одной работе по музыкальным способностям (Howe et al., 1995) были охвачены 257 детей, из которых несколько впоследствии достигли больших успехов. Родителей просили указать, когда ребенок впервые запел, начал заниматься музыкой, стал проявлять интерес к занятиям и т. д. Оказалось, что ни один из признаков не отличал группу преуспевших от других детей, далее такой, как интерес к звукам и получение удовольствия от них. Исключение составил признак раннего начала пения (разница была невелика). Причем в этих случаях родители пели для ребенка и в присутствии ребенка задолго до того, как ребенок начал петь сам.

Согласно еще одному объяснению, предлагаемому концепцией врожденного таланта, генетически предопределенные способности обнаруживаются в легкости обучения каким-то навыкам. Там, где от обычных людей требуются значительные усилия, люди с врожденными способностями овладевают навыками без видимых трудностей. Однако специальные исследования также не подтверждают эту точку зрения. Сравнение группы успешных музыкантов с другими детьми показало, что не обнаруживается достоверной разницы во времени тренировки, необходимой для достижения определенного уровня развития способностей, которые требуются для перехода из одного класса в другой в британских музыкальных школах. Самый важный вывод заключается в том, что групповые различия в уровне достижений были не больше, чем можно было бы ожидать, исходя из групповых отличий во времени, потраченном на упражнения.

Возможное объяснение: эмергенез. Эмергенная, или эмергенетическая, черта - это и есть признак, определяемый данным набором. Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты, поэтому у монозиготных близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом. У родственников эти наборы уже не идентичны, они пусть и немного, но изменены, что нарушает уникальную конфигурацию генов. Таким образом, сходство по проявлению эмергенной черты у родственников обнаруживается не чаще, чем у случайных людей. Это приводит к тому, что свойства, определяемые такой конфигурацией генов, встречаются в семьях пробандов не чаще, чем в популяции. Наличие таких свойств может объяснить, почему подчас дети одних и тех же родителей так сильно отличаются друг от друга.

Брамвелл проверил исследование Гальтона (1869) о наследовании гениальности и пришел к выводу, что из всех профессий, описанных этим ученым, только у судей имеется тенденция к повышенной частоте встречаемости в отдельных семьях. По специально разработанной шкале {Creative personality scale) провели исследование творческих способностей личности, в ходе которого были обследованы более 1700 индивидов. Выяснилось, что для монозиготных близнецов, выросших отдельно, характерны умеренно высокие значения корреляции творческих способностей (0,54).

Изучение роли генотипа и среды в показателях, относящихся, по мнению описавших их авторов, к креативности, ведется с конца 60-х гг. В первых работах влияния генотипа на большинство показателей креативности обнаружено не было.

При подсчете среднего внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по 11 показателям креативности авторы другого исследования пришли к выводу, что генотип обусловливает не более четверти дисперсии этих показателей: среднее внутрипарное сходство оказалось равно 0.57 у МЗ близнецов и 0.44 у ДЗ близнецов; соответственно, показатель наследуемости равен 0.26.

Аналогичные результаты были получены и при обобщении данных 10 исследований дивергентного мышления: внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов, вычисленные при этом обобщении, равнялись соответственно 0.61 и 0.5, что позволяет заключить, что генотип определяет 22% дисперсии показателей дивергентного мышления.

Невысокий уровень генетической обусловленности индивидуальных различий, относящихся к креативности и дивергентному мышлению, указывает на то, что формирование творческих способностей человека в значительной степени связано со средовыми особенностями развития.

При этом многие исследователи склонны считать, что и те невысокие показатели наследуемости, которые обнаруживаются при генетическом анализе креативности, относятся не столько к специфике творческих особенностей человека, сколько к общему интеллекту, до некоторой степени измеряемому тестами креативности. Так, в одной из работ при обследовании близнецовой выборки по 5 показателям креативности только один из показателей (словесные ассоциации) продемонстрировал связь с генотипом. Этот же показатель оказался наиболее тесно связан с результатами выполнения двух интеллектуальных тестов - теста Равена и словарного теста. Иначе говоря, чем выше показатель креативности коррелирует с интеллектом, тем в большей степени его изменчивость оказывается связана с генотипом.

В то же время, корреляции между интеллектом и креативностью не такие высокие.

Средовые влияния:

Но одаренность не есть нечто данное, это не только совокупность различных способностей. Она развивается, т.е. предстает в динамике. И здесь нужно говорить о средовых факторах, таких как биографические факторы, факторы детского развития и т.д. Джон Нэш не любил в детстве математику, у Эйнштейна были плохие отметки в школе.

Концепция импрессинга (Эфроимсон, 1991). Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и шкалу ценностей.

Пример импрессинга:

В качестве примера импрессинга приводят биографию А. Эйнштейна. В возрасте 12 лет он прочитал небольшую книжку по евклидовой геометрии на плоскости, которая произвела на него колоссальное впечатление и сыграла определяющую роль в развитии его интересов. Эту книгу читали еше сотни подростков, и ни на кого она не произвела такого действия.

Другой пример - это случай из биографии Софьи Ковалевской. Как-то в подростковом возрасте она с семьей выехала летом на дачу, и ей досталась комната без обоев. Стены были оклеены страницами учебника математики. Ее настолько заинтересовали эти необычные стены, что она принялась с огромным интересом их изучать, что дало толчок к развитию страсти к математике.

IV. Концептуальные способности, как основа интеллектуальной одаренности

Марина Александровна Холодная в последние годы предложила свою модель интеллектуальной одаренности. Не смотря на то, что она применяют данную модель лишь к интеллекту, нам кажется целесообразным распространять ее и на другие виды одаренности.

При изучении интеллектуальной одаренности мы сталкиваемся с некоторым ключевым противоречием: не всякий интеллектуально одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком. Иными словами, имеет место эффект инверсии в развитии одаренности в виде изменения одного состояния на прямо противоположное (был одаренным – перестал быть одаренным, не был одаренным – стал одаренным) (Холодная, 2011).

Данное противоречие вынуждает сформулировать два основных вопроса:

во-первых, почему дети с явными признаками одаренности «не превращаются» в одаренных взрослых и, во-вторых, почему из обычных детей «получаются» одаренные взрослые.

Ответ, на наш взгляд, заключается в следующем: в основе одаренности

ребенка и взрослого лежат разные психические ресурсы. Соответственно проблему одаренных детей необходимо переформулировать и рассматривать ее под новым углом зрения: каковы механизмы и факторы развития интеллектуальной одаренности с точки зрения превращения детской одаренности в одаренность взрослого человека (или, если подойти к этой проблеме в более прагматическом плане, то каковы условия превращения детей – одаренных и неодаренных – в одаренных взрослых).

1. Во-первых, на первый план выходит содержательный аспект интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний – декларативных, процедурных, неявных, а также способов экспликации

и преобразования знаний). Соответственно ключевой аспект интеллектуальной

одаренности – это способность порождать некоторое объективно новое содержа-

ние и выражать его в адекватных знаковых либо материализованных формах.

2. Во-вторых, важную роль играет метакогнитивный опыт (механизмы непроизволь-

ной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности).

3. В-третьих, в ментальных ресурсах одаренного взрослого человека интегрируются его познавательные, эмоциональные, мотивационные и духовно-ценностные состояния, формируя уникальный по своему составу индивидуальный интенциональный опыт (Холодная, 2002, 2011).

- на когнитивном уровне «автономные» субъекты, по сравнению с «зависимыми», обладают более высокой сформированностью интегральных когнитивных структур и характеризуются более высокой способностью выделения гештальтов;

- на метакогнитивном уровне «автономные» субъекты, по сравнению с «зависимыми», характеризуются более высоким уровнем сформированности непроизвольного и произвольного контролей, а также большей вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события и более адекватной восприимчивостью по отношению к необычным аспектам происходящего.

Многочисленные исследования «экспертов» (компетентных лиц) показыва-

ют, что знания экспертов организуются вокруг принципов и обобщений, которые

позволяют включать элементы ситуации в какие-либо категории. Эти принципы

и обобщения не заданы в проблемной ситуации, они выводятся из опыта субъекта. Подобные обобщенные «индивидуальные метазнания» не привязаны к

наличным условиям, поэтому у экспертов появляется возможность различных

вариантов их применения с последующим накоплением процедурных знаний.

Есть основания предполагать, что ключевую (системообразующую) роль

в системе ментальных ресурсов одаренного взрослого играют концептуальные

способности. Концептуальные способности – это психические качества, обе-

спечивающие возможность порождения некоторого нового ментального содер-

жания, не представленного в актуальных обстоятельствах и отсутствующего в

усвоенных индивидуальных знаниях.

Эмпирические критерии концептуальных способностей: 1) выявление имплицитных признаков и связей; 2) конструирование новых представлений и идей, включая концептуальные метафоры; 3) выстраивание некоторого множества интерпретаций ситуации, в том числе альтернативных; 4) создание авторских текстов (ментальных нарративов). Нарратив - исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции.

V. Развитие одаренности

Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.

– это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, и . В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Талант как природный дар и уровень способностей

Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» - уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Может, все же патология?

Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», - уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.

Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?

Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

  • Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
  • Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» - резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
  • В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
  • Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.

Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?



Загрузка...