Кошки. Породы, стерилизация

Помочь ребенку быстрее заговорить. Как помочь ребенку заговорить

Не все дети начинают говорить в одно и то же время. В одних это происходит достаточно рано. Им еще и года нет, а они уже знают больше ста слов. Другие молчат и в два с половиной года, а потом внезапно начинают лепетать, да так, что никто остановить не может.

Заговоры помогут ребенку вовремя заговорить

Эта ситуация часто вызывает волнение у родителей. Как они не стараются, а их чадо звуки произносит, а от внятных слов от него не слышно. Заговор, чтобы ребенок заговорил, способен помочь, но обо всем по порядку.

Не следует расстраиваться и в первую очередь думать о плохом развитии вашей крохи. Волноваться стоит лишь после 3 лет, когда ребенок не заговорил, да и то не так сразу. У некоторых деток это случается очень поздно. Так стоит ли заранее принимать радикальные меры?

Когда ваше дитя молчит, тогда как его ровесники уже вовсю рассуждают, а современные методики не помогают и врачи разводят руками, можно попробовать решить проблему, читая молитвы и старославянские заговоры. Их действенность доказана с древних времен.

Преимущественно с просьбой помочь ребенку быстрее заговорить или лучше разговаривать молитвы шлют святым Иоанну Златоусту, Иоанну Рыльскому, Пресвятой Богородице, Матроне Московской. Но, дабы обращение не было напрасным, следует быть полностью уверенным в том, что это поможет.

Разговаривать со святым желательно перед его иконой. И не важно, в церкви она или нет, исполнена мастерски иконоживописцем, вышитая или просто взята из газеты. Если же иконы нет, то следует, представив образ святого, мысленно всей душой ощутить связь с ним, и лишь потом читать слова молитвы, чтобы научить ребенка разговаривать.

А если слова молитвы не помните и не имеете их под рукой, то даже в таком случае можно говорить со святым, используя слова, которые идут из глубины вашего сердца. Важно помнить: еще никому, кто обратился за помощью, имея чистые помыслы, отказано не было. Обращение верующих всегда будет услышано.

Молитва Иоанну Златоусту, чтобы ребенок заговорил:

«О святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило,молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, ветиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудрого образ, правды ревнителям - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым - терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасаеши. Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем,да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Поможет ребенку развязать язык и такое обращение к Иоанну Златоусту. Его надо шептать над малышом 7 раз, когда тот заснет:

«Как ярко Златоустьев огонь горит – так свободно и хорошо раб Божий (имя) говорит. Перед своими, перед чужими, перед ближними, перед дальними. Без запинок, без заминок, без каши во рту, без стеснения, без смущения. Иоанн, помоги рабу Божьему (имя), чтобы речь его как мед лилась, как пламя горела, как песня слух услаждала!»

Помните, что молитва Иоанну Златоусту, чтобы ребенок заговорил, поможет! А вот чем вера будет сильнее, тем быстрее сбудутся задуманные пожелания.

Заговоры, чтобы малыш говорил

Родители, желающие, чтобы их наследник заговорил, обязательно шли в церковь, где поставив свечки под образами, читали молитвы, чтобы научить ребенка разговаривать. Но вместе с тем они не забывали и о народных способах. На Руси издавна использовался заговор, чтобы ребенок заговорил. Нашептывались разные слова. Все зависело от того, какую проблему надо решить, чтобы научить ребенка хорошо говорить.

На питье

Такие нашептывания применяются лишь с целью способствования тому, чтобы малыш стал разговаривать, научился выражать мысли. Заговор, чтобы ребенок быстро заговорил, не нашептывается тогда, если существуют определенные очевидные препятствия становлению его речи.

Примеры заговоров:

  1. «Как текла водица, да в чашку попала. Так и ты лепетал, да заговорил»;
  2. «Журчит ручей, не угомонится, на берегу сидит птица. Водица говорит птице. Птица слушает и по миру несет. Так и ты (имя) сидел да слушал, водицу хлебал и заболтал».
    А вот еще действенный заговор. Вечером, перед тем как класть малыша спать, надо зажечь свечу, приготовить ребенку питье и над ним 3 раза произнести:
  3. «Господи, поможи мне, пусть раб Божий (имя), которого я зачала, выносила и родила, говорить научится, да перестанет как рыба молчать. Аминь».

Потом этот напиток он должен выпить. Свечку гасить не надо. Дайте ей полностью догореть. И так несколько вечеров подряд. Для каждого раза понадобится другая свеча (их покупают в церкви, они могут быть и самые маленькие). Одни дети начинают говорить после первого сеанса, а кому понадобится и два-три. Малыши обычно хорошо реагируют на такой заговор, чтобы ребенок быстро заговорил, и ведут себя, как будто они уже до этого разговаривали всегда.

Такой ритуал над молоком считается более сильным и применяется, если родители хотят, чтобы у их чада быстрее развязался язык.

Молоко нужно заговорить с вечера, дать ребенку выпить утром

Примеры нашептываний:

«По полю корова ходила. Клевер жевала, траву-мураву щипала. Ходила, не гуляла, на молочко собирала. Собрала запас, дала молочко для нас. Ты (имя) походи-погуляй, молочко попивай да говорить начинай. Болтай без умолку, от зари до темна, песни пой».

Или вот еще как вариант:

«Корова молоко в теле растит, мать дите под сердцем носит. Корова отдает, мать не бросит. Ходила, носила, родила и говорить научу. Молоко пьешь, по губам течет, да вниз капает. То слова твои (имя) изо рта стекают, да мы не поймем, не слышим. Ты (имя) утрись полотенчиком и вслух говори, ясно да четко, умно да причудливо, от утра до темна, всем на радость».

Заговоры над молоком, способствующие тому, чтобы ребенок заговорил, считались действенными, и произносились в период, когда луна пребывает в растущей фазе. Молоко следует приготовить вечером, а заговоренный напиток он должен выпить утром.

Если почти 3-летний малыш еще не заговорил, или же произносит что-то непонятное, читали сильный заговор над парным молоком:

«Горячее струится, пить будешь, пропаришься да насытишься. Мало дам, не хватит, захочешь еще – попроси. Словами скажи, не ручками ухватывай. Как молоко взяла у коровы, так и слова возьму у тебя (имя), по-другому не пойму».

При проведении магических ритуалов, помогающих ребенку хорошо говорить, необходимо всегда помнить: действуют они лишь тогда, когда об их проведении никто из посторонних не знает.

На мед

Случается, когда дитя упорно не хочет говорить, а врачи не находят от чего это происходит. Обычно в таком случае считалось, что его сглазили. Родителями в первую очередь читалась молитва, чтобы научить ребенка разговаривать, и Иоанну Златоусту. Также считалось, что от такой напасти поможет нашептывание на мед.

Ритуалов было два. При первом малышу следовало проглотить заговоренный продукт, а втором – выплюнуть. В первом случае использовали мед из своей пасеки или взятый у диких пчел. Для второго мед покупался обычно на базаре и даже не в своем селе, т. к. этот пчелиный продукт не должен был иметь привязки ни к родственникам, ни к знакомым.

Вторую разновидность ритуала использовали, когда были уверены, что дитя сглазили. Заговор читали перед сном, произнося такие слова:

«Как чужое — не ешь, плюй. Вместе с чужим медком да зло выплюнешь и слова придут. А мед растает да к тому пойдет, кто без добра смотрел, с лютой завистью да со злобою».

Если предполагалось, что малыш не сможет выплюнуть мед, то им смазывали в его ротик, проговаривая:

«Мажу-чищу, печать молчания стираю, да медом заливаю. В меду увязнет, с губ сойдет. Мед чужое возьмет, тебе (имя) речь вернет».

На травы

Нашептывание, позволяющее добиваться быстрых результатов.

Для ритуала нужна трава полынь

Сразу из полыни или повей-травы изготавливали метелку. Слова произносили при убывающей луне ночью, над спящим крохой:

«Луна росла, на убыль пошла. На глазах тает, за собой манит. Трава росла, да засохла во поле. К себе зовет да дурманит. Беру траву да мету тишину, луне отдаю. Луна берет, с собой несет. Трава берет, в землю кладет. По осени трава сохнет, с ней и тишь пропадет. А луна уйдет – воротится, с болтовней народится».

Во время этого с губ дитя метелкой сметалась «молчанка». Начинали нашептывать, как только Луна начинала идти на убыль, а прекращали за сутки перед началом Новолуния.

Обряды

Они также способны подтолкнуть ребенка хорошо говорить. Предлагаемый обряд относится к наиболее действенным. Проводится он на рассвете в день полнолуния. На застланном льняной чистой скатертью столе надо расположить иконы. Придерживаться такого порядка:

  1. Посередине – Иисуса Христа, с правой стороны — Казанской Божьей Матери, с левой – Всех Святых.
  2. Напротив — установить большие церковные свечи. Все зажечь.

Расстелив молитвенное полотно черного цвета, следует опуститься на колени, перекреститься, поклониться три раза и обратиться к Господу с такими словами:

«Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, стань мне, рабу(е) Твоему(ей) (ваше имя), в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя ребенка). Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Казанская, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя). Святой князь Георгий Владимировской, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя)».

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Иисус Христос по земле ходил, Иисус Христос притчи говорил. Легко слово из уст Его шло. Так и младенцу (имя) говорить скоро и легко. Господь со Своею силою в помощь младенцу (имя) встал, речи младенцу (имя) дал. Матерь Божия в помощь приходила, речью младенца (имя) наделила. Язык развязала, слово в уста вложила. Князь Георгий в помощь встал, уста и язык укреплял, силой молитвы открывал, младенцу (имя) помогал. Слово в младенце (имя) пребывает, слово добавляет. Язык и подъязык Господь развязал, чтоб младенец (имя) быстро говорил, немотой не страдал. Аминь. Аминь. Аминь».

Затем свечам следует дать возможность догореть, а иконы возвратить на прежнее место. Ножницы в раскрытом состоянии заворачиваются в молитвенную ткань и прячутся под матрац на кровать малыша. Через две недели их достают и в период заката закапывают поглубже, а полотно прячут в доме.

Весь комплект молитв и заговоров, приведенных в этом материале – действенный. Однако использовать их надо свято веруя в то, что делаете.

Никто, даже друг, не должны знать, что вы обратились за помощью к магии. Заговор, чтобы ребенок заговорил, должен проводиться в тайне. Иначе это может отрицательно сказаться на процессе, и вы не получите ожидаемой помощи.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».


ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.


  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.


  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.


Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему?

Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все, что происходит вокруг? Или напротив... вы чрезмерно опекаете его, ему просто незачем говорить, все понимают его и без слов!
Развитие речи самых маленьких детей зависит от нескольких условий, одними из важных являются: нормальное строение речевого аппарата, постоянное приглашение к разговору и – как давно доказано учеными – уровня развития мелкой моторики, так как центры, отвечающие за ловкость и движение пальцев, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь. Стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.

Обратите внимание, соблюдены ли все эти условия у вашего малыша.

1. Ваш ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет ее изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно или у него повышенное слюноотделение - это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда ребенка рано отнимают от груди.

Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:

– Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удерживать его в воздухе. Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок». Очень полезны дудки, свистелки и т. д.

– Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, чтобы он как можно сильнее втягивал щеки.

Упражнение «Усики». Пока малыш рисует или смотрит телевизор, пусть подержит во рту соломинку для коктейля, так, чтобы кончики соломинки торчали в стороны, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.

– Имитировать звуки. Малышам нравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машинки, звонков и сирен.

2. У вашего ребенка недостаточная концентрация слухового внимания, он плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана) - постарайтесь привлекать его внимание к каждому звуку и слову. Почаще читайте малышу вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и обратите его внимание на шутку.

Побольше разговаривайте с крохой. Озвучивайте свои действия, при этом старайтесь говорить простыми предложениями и употреблять понятные ребенку слова: «сейчас осень», «на улице холодно», «идет дождик», «мы идем на прогулку». Постепенно вовлекайте молчуна в диалог, спрашивайте его: «Что возьмем на прогулку, велосипед или ведерко?». Показывайте ребенку окружающие его вещи, называйте их, причем не просто «смотри листок», а «смотри какой зеленый листок», не « дай мне мяч», а «дай мне красный круглый мяч» и т. п. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите фразы несколько раз.

3. У вашего ребенка слабо развита мелкая моторика, он не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у него не получается держать в руках карандаш - помогите ему, научите завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Покажите двухлетке, как лепить фигурки из пластилина и соленого теста, рисовать цветными карандашами, красками и мелками, собирать конструкторы, пирамидки, пазлы, играть в «пальчиковые» игры (например, в «сороку-белобоку»), перебирать крупу, камешки, песочек, переливать воду из одного стаканчика в другой и т. п.

4. У вашего малыша проблемы с физиологическим слухом – проверьте:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1–2 метрах от него и успокаиваться при звучании вашего голоса.
3–4 месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на Вашу улыбку, жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
В возрасте от 7 до 12 месяцев должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. А если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. Это чревато задержкой речевого развития, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.

Когда нужно всерьез начинать беспокоиться?

Специалисты выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:

1. Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука, одному и тому же объекту, например, звук «Ба» должен всегда означать «Бабушка».
2. Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
3. Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
4. Не понимает и не может ответить на простые вопросы.
5. Не может назвать кого-то из членов семьи.
Если Вы обнаружили у своего малыша один или несколько из этих признаков, следует незамедлительно обратиться к логопеду.
Поможем заговорить нашим детям вместе!!!

Ваш логопед Мария Новожен

09.09.2011 14:53:27,

Как помочь ребёнку заговорить?

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми; и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Дети всегда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отношения, благодаря чему они становятся собственными словами маленького человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и, прежде всего, стремиться к тому, чтобы ребенок, активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.

Ниже приведены несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3лет . Все они основаны на включении речи ребенка в его действия, общение с взрослыми восприятие разнообразных впечатлений.

Совместное рассматривание предметов.

Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом - живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: "Киса, киса, иди сюда"». Или: "Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу... Поехала машинка, давай скажем вместе - поехала машинка" и пр.

Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку ("Ладушки", "Сороку-ворону", детские стихи А.Барто, "Курочку-Рябу" и т.д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: "Я люблю свою... лошадку". Или: "Жили-были дед... и баба". Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок "подсказывает" взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.

Рассматривание картинок.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. "Это кто? - спрашивает взрослый. - А это кто? Что он делает", "А где птичка?", "Покажи дерево"... Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту, же картинку.

Поручения.

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка - как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба - принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети. Более сложное поручение - найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех и более предметов. Еще труднее ребенку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: "Принеси сначала мишку, а потом мячик". Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом.


Syda Productions / Фотобанк Лори

Почему-то мысли о будущих долгих и важных разговорах волновали меня перед рождением первенца больше всего, и развивать речь дочери я стала с первых же дней ее жизни.

Сначала это были монологи. Я набралась терпения, трещала без умолку – и ждала .

Мои усилия не прошли даром. В год и четыре месяца девочка повторяла за мной простые слова: «пол», «вода», «заяц». Через три месяца спокойно произносила «собака» и «машина». В два года говорила простыми фразами, стала выговаривать «р».

Пришла я к такому результату во многом интуитивно. Получилась довольно простая схема, позволяющая шаг за шагом помочь ребенку освоить речь.

Шаг 1. Живите в режиме радио

Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.

«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, - прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева. - Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».

«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, - рассказала логопед АНО «Центр культуры «Хорошевский» Ольга Хорева. - Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам ».

Шаг 2. Валяйте дурака

Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной. и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.

«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, - подчеркивает Ольга Хорева. – Для артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме . Так начинается становление звуков».

Шаг 3. Повторяйте все по много раз

Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в , с улыбкой, без нажима.

Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».

Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.

«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева. – Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов . Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода». И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».

Оксана Кузьмина / Фотобанк Лори

Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка

Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).

«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы . Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».

Шаг 5. Просите расшифровать просьбу

Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».

«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос . Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам. Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.

«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями. Это тоже , и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.

Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова . К двум годам в норме это уже происходит.

Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о . Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.



Загрузка...