Кошки. Породы, стерилизация

Рене Декарт – знаменитый француз и ученый. Великий мыслитель Декарт Рене: краткая биография

Декарт Рене (31.03.1596 – 11.02.1650) – французский философ, физик, математик, механик. Создал аналитическую геометрию, алгебраические символы, механицизм, метод радикального сомнения.

Основные этапы жизни

Ученый родился во французском городе Лаэ, который позже был переименован в Декарт. Его родители принадлежали к древнему дворянскому роду, однако не были богатыми. Мать скончалась, когда мальчику был год. Отец служил судьей, воспитанием троих детей (Декарт был самым младшим сыном) занималась бабушка со стороны матери.

Мальчик рос хилым, но активно интересовался всем происходящим вокруг. Учился в заведении Ла Флеш, где его учителем был математик Жан Франсуа. Уже тогда у юноши сформировалось неприятие философских устоев того времени. Получив среднее образование, Декарт изучал право в университете Пуатье. Затем служил в армии, в связи с этим был в Голландии, Венгрии, Бельгии, Чехии, участвовал в нескольких сражениях, относящихся к Тридцатилетней войне. Во время военной службы познакомился с И. Бекманом, который оказал существенное влияние на самоопределение начинающего ученого. По натуре Декарт был молчалив, несколько высокомерен, предпочитал уединение, был активен лишь в общении с близкими людьми.

В родной стране в 1628 году Декарт подвергается осуждению иезуитами за свободомыслие, из-за чего переезжает в Голландию, где полностью уходит в научный труд на целых двадцать лет. Все это время он общается с ученым сообществом через своего друга М. Мерсенна, работает в различных направлениях – от анатомии до астрономии. Свой первый труд «О мире» он написал в 1634 году, но книга не была издана в связи с преследованием церковью Галилея. В 1635 году от связи со служанкой родилась дочь Декарта – Франсина, которая в пятилетнем возрасте скончалась от скарлатины.


Декарт спорит со шведской королевой Христиной (копия картины П. Дюмениля, 1884 г.)

Первая изданная работа – «Рассуждение о методе» 1637 года – считается началом новой европейской философии. В 1644 году выходит трактат «Первоначала философии», в нем Декарт сформулировал свои основные тезисы. Церковь по-прежнему неодобрительно относилась к трудам ученого, и в 1649 году он по приглашению королевы перебрался в Швецию, где вскоре умер от воспаления легких. Есть другая версия причины его смерти – отравление католическими служителями.

После смерти работы Декарта были запрещены церковью к прочтению, а его философию нельзя было преподавать на французской земле. После кончины останки Декарта были перезахоронены в Париже лишь через 17 лет, в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Несмотря на то, что еще в конце XVIII века было решено перенести прах ученого в Пантеон, он до сих пор покоится в аббатстве.

Вклад в науку

Декарт критиковал схоластику, положил начало совершенно новой философии, основной смысл – в двойственности души и тела, материального и идеального. Его учение заложило основы таких методов познания, как рационализм и механицизм.

Рационалистическое и скептическое мировоззрение Декарта способствовало возникновению философского направления картезианства. В своих трудах он доказывает существование Бога, рассуждает о любви и ненависти, закладывает основы этики. Учения Декарта повлияли на взгляды таких мыслителей, как Спиноза, Локк, Юм, Паскаль и др.

Основные рационалистические требования по Декарту состоят в следующем:

  • брать за основу лишь истинное и очевидное, начинать с положений, в истинности которых не может быть никаких сомнений;
  • любая проблема должна быть расчленена на необходимое для ее успешного решения количество частей;
  • двигаться от наиболее известного, доказанного к наименее известному и недоказанному;
  • недопустимы любые пропуски в логической цепочке, результаты и заключения должны быть перепроверены.

Ученый много работал над изучением живых организмов, которые считал сложными машинами. Признавал наличие души только у человека. Исследовал строение органов, рефлекторные механизмы. Декарт дал понятие рефлекса, выявил произвольные и непроизвольные движения, что позволило в дальнейшем развить данное направление физиологии.


Схема рефлекса, «Трактат о человеке»

Математику он считал основой всех наук, универсальным методом познания. В приложении «Геометрия» к «Рассуждениям о методе» Декарт изложил основы аналитической геометрии, позволяющей изучать фигуры средствами алгебры. Впервые применил метод координат, математические обозначения, которые используются в современной науке, открыл понятие функции. «Геометрия» была настольной книгой многих ученых и оказала мощное влияние на математические работы второй половины XVII столетия. Его именем названы многие математические термины (Декартов лист, Декартово дерево, Декартов овал, Декартово произведение, система координат).

В физике взгляды Декарта основывались на понятии движущейся материи, он не признавал пустоты и атомов. Способствовал развитию знаний о движении, теплоте, магнетизме и других процессах. В оптике он сформулировал закон преломления света, благодаря которому стало возможным значительно усовершенствовать оптические приборы, в свою очередь продвинувшие вперед астрономию, микроскопию. Его признали ведущим математиком и оптиком своего времени. Именем Декарта назван лунный кратер, астероид.


Рисунок Декарта, изображающий наблюдение радуги, 1637

Любопытные факты

  • Декарт был настолько болезненным ребенком, что даже в строгой иезуитской школе ему разрешали вставать позже остальных учеников.
  • Шведская королева Христина, являвшаяся поклонницей ученого, уговорила его переехать в Стокгольм, где заставляла подниматься в пять утра и обучать ее науке. Хрупкое здоровье Декарта не вынесло таких нагрузок и сурового северного климата.
  • Система координат, открытая Декартом, снизила количество дуэлей во Франции. В те времена нередки были кровавые споры из-за мест в театре, обозначение рядов и мест минимизировало разбирательства.
  • При перезахоронении во Франции было обнаружено, что исчез череп Декарта, который передавался из рук в руки, позже появился на шведском аукционе, затем был передан в парижский музей. Есть также предположения, что коллекционеры присвоили себе челюсть и палец Декарта.
  • В районе кратера на Луне, названного в честь ученого, постоянно наблюдаются сильнейшие магнитные аномалии и лунотрясения.
  • Русский академик И. Павлов считал Декарта предшественником своих исследований и поставил ему памятник в виде бюста рядом со своей лабораторией в Институте физиологии.

Рене Декарт – уроженец Франции, выдающийся механик, физик, физиолог, философ, математик. Рене был рожден в Лаэ в 1596 году 31 марта.

Когда мальчику был 1 год, его мать ушла из жизни. Род его – небогатые старинные дворяне. Отец был судьей и проживал в другом городе, и ему было некогда заниматься ребёнком. Воспитанием занималась бабушка Декарта.

У мальчика наблюдалось большое желание постигать новое, открывать неизведанное. Поэтому он закончил школу Ла Флеш. В то время у Рене были проблемы со здоровьем, и ему делали смягчения в строгом режиме. В Пуатье, в 1616 году он получил образование бакалавра по праву.

Спустя год, Декарт отправился служить в армию. Был участником непродолжительного сражения в Праге, военных действий во время революции в Голландии. Там же он и познакомился с Исааком Бекманом. В 1619 году был открыт универсальный метод, или зовущийся по другому, метод Декарта. Метод Декарта являлся рационалистическим, дедуктивным методом. Рационализм – направление философии, считающее разум решающим или единственным источником истинного знания.

Рене Декарт в 1633 году отказался от своей работы «Мир» из-за неодобрения церковью Галилея. Знаменитая работа «Рассуждение о методе» была написана в 1637 году. Она состояла из нескольких частей: правила изучения оптических явлений, основы аналитической геометрии и др. В этой работе Рене ввел понятие мнимых отрицательных корней, показатель степени, каноническую форму уравнений, неизвестные (x,y,z), постоянные(a,b,c), систему координат, открыл закон преломления света. Позже, в 1641 году были написаны «Размышления о первой философии», а спустя три года – «Первоначала философии». Они предполагались автором как сумма всех его теорий. Всю жизнь он подвергался гонениям за отвержение учений XVI-XVII веков.

О личной жизни Декарта почти ничего не известно. Он был неженат, имел мало знакомых, был в обществе тихим и замкнутым. С помощью своих знакомых Декарт следил за политическими и научными делами.

В 1649 году он поступил на службу шведской королеве. На службе Рене Декарт состоял учителем. Но из-за тяжелого графика и климата, Рене подхватил простуду и скончался от пневмонии в 1650 в Стокгольме.

Вариант 2

Декарт - поистине великий человек, философ, физиолог, математик, физик и механик, автор аналитической геометрии и современной символики в алгебре, создатель механицизма и принципа виртуальных скоростей в физике, основополагающий метода радикального сомнения философии и предтеча рефлексологии, талантливый Рене Декарт.

Родился 31.03.1956 года во французском городе Ла-Э-ан, именуемом сегодня его фамилией. Был третьим сыном в бедной семье, при этом его мать умерла, когда Рене было 1 год, отец практически отсутствовал дома, т.к. работал судьёй и советником парламента. Воспитывала парня бабушка. Рос болезненным, но очень любопытным ребенком, увлекающимся с самого детства науками.

Учился в иезуитском коллеже, затем в университете Пуатье. После направился в Париж, где углубился в познание математики. В 1617 стал военнослужащим и участвовал в ряде сражений. Далее был вынужден покинуть Францию из-за обвинений в отклонении от действующей, на то время, религии. В 1628 году переезжает в Голландию, где 20 лет своей жизни отдает всевозможным наукам.

В 1634 году написал книгу «Мир», но по причине давления со стороны власти, в печать ее не выпустил, но вскоре написал еще ряд книг.

В 1635 году у Рене родилась дочь вне брака, прожившая 5 лет, что потрясло ученого, т.к., по его мнению, большего горя он не знал.

1649 переезжает жить в Стокгольм, надоев терпеть длительные преследования власти за вольномыслие. Получив новое место жительство, Декарт заболел простудой и умер, но бытует мнение об отравлении со стороны католической церкви, т.к. ученый враждебно к ним относился и имел собственное мнение по поводу вероисповедания и философской политики.

По истечению 17 лет прах Декарта перевезли в родной Париж.

Научная деятельность

В 1637 году напечатана книга «Рассуждение о методе» об аналитической геометрии, алгебре и оптике, с верным законом преломлении света. Данные Декарта про математику дали большую основу для современности, а его изучения в этой сфере открыли много возможностей.

Исследования ученого в физике направлены более к механике, оптической науке и к строению Вселенной.

Вывел понятие о рефлексе в психологии и принципы его деятельности. Определил значения «аффект» и «страсть».

Осуществил множество открытий в философии. Доказывал, что существует Бог и выяснял основу мира.

7 класс. По математике. По философии

  • Жизнь и творчество Михаила Булгакова

    Русская литература XX века включает в себя множество знаменитых представителей творческой интеллигенции, среди которых особое место занимает имя Михаила Булгакова, выдающегося прозаика и драматурга.

  • Турция - сообщение доклад

    Турецкая Республика, государство, расположенное в, основном, на Юго-Западе Азии, не является лидером среди стран ни по численности населения, ни по площади территории. Несмотря на это

  • Христофор Колумб - сообщение доклад

    Христофор Колумб являлся известным мореплавателем, который родился и вырос на территории Испании. Именно он открыл Америку. Также известно, что Христофор был первым мореплавателем, который пересек

  • Доклад про Казахстан (сообщение)

    Казахстан одно из самых интересных государств, куда можно съездить отдохнуть и полюбоваться на местные достопримечательности. Эта страна раскинулась от Прикаспийской низменности до Алтая

  • Профессия электрик - доклад сообщение

    Специальность электрика возникла в завершении девятнадцатого века, в те времена появилось применение электричества и электрических станций. И, чтобы контролировать электрические станции

Рене Декарт – французский математик, философ, физик, физиолог, авторитетнейший метафизик Нового времени, ученый, заложивший основы аналитической геометрии, современной алгебраической символики, новоевропейского рационализма. Декарт, родившийся 31 марта 1596 г. в г. Лаэ французской провинции Турень, был сыном советника, потомком обедневшего дворянского рода де Карт, давшего впоследствии название картезианству – философскому направлению.

Первым заведением, где он получал образование, была иезуитская коллегия Ла Флеш, куда отец устроил Рене в 1606 г. Религиозный характер обучения парадоксальным образом ослабил доверие Декарта к схоластической философии. В стенах коллегии судьба свела его с М. Мерсенном, который стал его другом и, будучи математиком, впоследствии служил связующим звеном между Декартом и научным сообществом.

Окончив иезуитскую школу, он поступил в университет Пуатье, где в 1616 г. им была получена степень бакалавра права. В следующем году Декарт подался в военнослужащие и побывал во многих местах Европы. Находясь в 1618 г. в Голландии, Рене свел знакомство с человеком, который в большой степени повлиял на его становление как ученого – это был Исаак Бекман, известный физик и натурфилософ. Ключевым для научной биографии был, по признанию самого Декарта, 1619 год, и, вероятнее всего, речь идет об открытии универсального метода познания, заключавшегося в математических рассуждениях, объектом которых были результаты практических опытов.

Вольнолюбие Декарта не ускользнуло от внимания иезуитов, которые выдвинули ему обвинение в ереси. В 1628 г. опальный ученый на два десятка лет покидает родную Францию, переехав в Голландию. В этой стране он не имел постоянного места жительства, переезжая из одного города в другой. Первая книга программного содержания, «Мир», была написана в 1634 г., но ученый принял решение не издавать ее: на слуху у всех был Галилей , который чуть было не стал жертвой инквизиции. В 1637 г. увидело свет его сочинение «Рассуждение о методе», которую многие исследователи считают стартом новоевропейской философии.

Основной философский труд Декарта - «Размышления о первой философии», написанные на латыни, - был опубликован в 1641 г., еще через три года вышли его «Первоначала философии», в которых были соединены воедино натурфилософские и метафизические воззрения. Последняя работа философского содержания, «Страсти души», была опубликована в 1649 г. и заметно повлияла на развитие европейской мысли. Уделял большое внимание Декарт и занятиям математикой, которые также сыграли огромную роль в развитии этой науки. В 1637 г. увидел свет его труд «Геометрия»; с введением нового метода координат о нем стали говорить как об основателе аналитической геометрии.

Труды Декарта издавались во Франции благодаря благосклонности кардинала Ришелье, но голландскими богословами они были осуждены. Вконец устав от долгих лет травли, ученый ответил согласием на приглашение королевы Швеции Кристины, с которой его связывала многолетняя переписка, и в 1649 г. переехал в Стокгольм. Жесткий график (чтобы выполнять поручения монаршей персоны, преподавать ей, ему приходилось подниматься в пять утра), холодный климат привели к тому, что он сильно простудился и скончался 11 февраля в 1650 г. от пневмонии. Есть версия, связывающая смерть Декарта с отравлением мышьяком: якобы на преступление пошли силы, опасавшиеся, что под влиянием свободолюбивого наставника Кристина не станет католичкой.

После смерти главные работы ученого вошли в список запрещенной литературы, а философию Декарта запретили изучать во французских учебных заведениях. Останки Декарта через 17 лет после похорон перевезли на родину, в часовню аббатства Сен-Жермен де Пре. В 1792 г. планировалось перезахоронить его прах в Пантеоне, однако эти намерения так и остались неосуществленными.

Декaрт Рене (Descartes Rene) (латинизированное имя - Картезий;
Cartesius Renatus), род. 31.3.1596, Лаэ (Турень) - ум. 11.2.1650, Стокгольм.

Французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провел двадцать лет в уединенных научных занятиях. В 1649 по приглашению шведской королевы переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввёл многие современные алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи. Ввёл представление о рефлексе.

В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотворил материю, движение и покой.
Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («... я мыслю, следовательно, я существую...»). Пытался доказать существование бога как источника объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врождённых идеях.

В «Геометрии» (1637) Декарта широкое применение получило понятие переменной величины.
Переменная величина у Декарта выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.
Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Декарта действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И.Ньютон; отрицательные числа получили у Декарата реальное истолкование в виде направленных ординат.
Декарт значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (х, у, z, ...) и коэффициентов (а, b, с, ...),
а также обозначения степеней (х4, a5, ...).
Запись формул у Декарта почти ничем не отличается от современной. Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений; сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней (правило Декарта); поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода); указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и его корни находятся с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо.
В аналитической геометрии, которую одновременно с Декартом разрабатывал П.Ферма, основным достижением Декарта явился созданный им метод координат (декартовы координаты). В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии (названные позднее Г.Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов, и исключил «механические» (трансцендентные) кривые.

В «Геометрии» Декарт изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т.н. овалам Декарта. Заложив основы аналитической геометрии, сам Декарт продвинулся в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства.
Тем не менее его «Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики.
В переписке Декарта содержатся и другие его открытия: вычисление площади, ограниченной циклоидой, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмич. спирали.
Из рукописей Декарта видно, что он знал (открытое позднее Л.Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и ребер выпуклых многогранников.

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) - сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известны иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея . Теория Коперника , принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:

* «Начала философии» (1644)
В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
* Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
* В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
* Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни очень сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Её выдвинул Айки Пиз , германский учёный.
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре.
В честь учёного назван кратер на Луне.
Научная деятельность
Математика
В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.
Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся в канонической форме (в правой части - нуль).
Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».
Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.
В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.
Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.
Мнимые числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от воображаемых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.
Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный приём.
Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.
Механика и физика
Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.
* Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).
* Исследовал законы удара, впервые чётко сформулировал закон инерции (1644).
* Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается.
* В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги.
* Первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).
* Дал теорию магнетизма.
* Вместе с конкретным научным открытием было совершено ещё одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной (как это формулируется в Новое время - рефлективной) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать.
* Рене Декарт также создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.
* Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
* Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.
Философия
Метод радикального сомнения
Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всем». Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона. Математические науки процветали во Франции в XVII столетии.
Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны:
* с одной стороны - эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,
* с другой - мистицизм, находящий особое упоение именно в туманной расплывчатости неотчётливого знания.
Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то дело шло не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Началах философии» следующим образом:
«Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всем том, в чём найдем хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её различия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным все, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всем другом ещё сомневаемся».
Таким образом найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достоверности. Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического, внутреннего критерия ясности и раздельности представления, мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт, а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, - мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон, считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение, а синтез, есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первый намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта, - именно вопроса о значении априорных синтетических суждений.
Доказательство существования Бога
Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.
Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
* во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;
* во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.
Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».
Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.
Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции.
Обе эти субстанции - дух и материя - для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.
Этические взгляды
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
* идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
* идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
* идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
* наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».
В письмах к Шаню по просьбе королевы Кристины Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
* «Что такое любовь?»
* «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
* «Какая крайность хуже - беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»
Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви - любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, все же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть - признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака. Фулье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
Философское наследие
Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному
* голландской (Барух да Спиноза),
* немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц) и
* французской (Николь Мальбранш) школами.
Для философского мировоззрения Декарта характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом - предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в картезианстве.
Для картезианства характерно также развитие рационалистического математического (геометрического) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую»; " Cogito, ergo sum. "), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследстии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:
* к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
* и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
Основные труды
* «Рассуждение о методе…» (1637)
o Ренэ Декарт. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637)*
o Ренэ Декарт. Рассуждение о методе - текст трактата на русском и французском языках
* «Размышления о первой философии…» (1641)
* «Начала философии» (1644)
* Разыскание истины посредством естественного света
Интересные факты
* Великий физиолог И. П. Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории (Колтуши), потому что считал его предтечей своих исследований

Загрузка...