Кошки. Породы, стерилизация

Ритм определение для детей. Виды музыкального ритма (ритмические матрицы)

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм . Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

1 и 2 и

Четверть

1 и

Восьмая

или

Шестнадцатая

или

В два раза меньше восьмой


Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.


Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.


Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».


Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату .


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1


№2


Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1


№2


Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

Мелодическая структура в музыке во многом зависит от ритма, именно этому показателю мы подчас обязаны хорошим настроением, когда хочется кивать в такт или отстукивать ногой сильную долю в любимой песне. При этом бывает непросто объяснить, что представляет собой ритм в музыке, это требует специальных познаний, хотя бы начального музыкального образования. Однако если задаться целью и желанием, то можно объяснить этот вопрос и широкой публике, пользуясь популярными понятиями и развёрнутыми определениями. Само по себе слово «ритм» применяется не только в музыке, это обширное понятие, которое настолько прочно вошло в жизнь, что расценивается как нечто само собой разумеющееся.

Для успешной медитации тоже необходимо подключиться к ритму, останется только выбрать, какой именно больше подходит для вхождения в резонанс с окружающим миром. Кому-то больше нравится ритм волн, другим — биение человеческого сердца. Ритм сам по себе очень важен для достижения гармонии, и музыка помогает достичь этой цели.

Временная организация музыки один из самых изменчивых элементов музыки. Существование ритма в музыке позволяет проводить аналогии с другими видами искусства, использующими в качестве важного элемента выразительности.
Большую роль в формировании понятий и определений ритмической организации музыки сыграла поэзия. Для классической теории метра характерно использование определений заимствованных из теории стихосложения. Например, ритмическую организацию мотивов представляют в виде ямба, хорея и амфибрахия.
Такое переплетение понятий не случайно и возникает из необходимости хоть каким-то образом организовать самую загадочную вещь во вселенной – время.
В отличие от других элементов ( , и т.д.) временная организация музыки очень мало изучена и те знания, которые мы можем использовать, для развития своих музыкальных способностей условны. Эти знания могут быть использованы только на начальной стадии обучения в качестве вспомогательного средства при освоении настоящей, живой музыки.
Обычно время в музыке представляют 4 основными категориями

Также можно добавить в этот список такое понятие, как агогика (от греч. увод, отклонение) – замедления и ускорения помогающие раскрытию смысла .
Каждая из этих временных категорий по-разному реализуется в различных стилях музыки. Например, в раннем джазе метр не играл большой роли, а главное значение придавалось разнообразию ритмов и акцентов. В прогрессивном роке и авангарде можно встретить другую тенденцию: усиление роли метра при
Что же такое ритм с музыкальной точки зрения?
Музыкальный ритм - это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка. Само слово ритм происходит от греческого слова течение.

Важным условием понимания ритма является тот факт, что существование ритма невозможно отдельно от остальных элементов музыкальной ткани, таких как , гармония и т.д. (кроме ударных инструментов, хотя фактура там тоже есть).
Ритм в музыке проявляется как на уровне мелких единиц (длительностей), так и на уровне крупных (частей формы или многочастного произведения).
Существует две больших системы деления ритма утвердившиеся в современной музыке:

1. Бинарная (двоичность)
2. Троичность
3. Особые виды ритмического деления

Двоичную, троичную, а также систему деления на 5 я рассматривал .
Интересен тот факт, что на заре зарождения системы ритмического деления нормой была система деления на три, а не на два. Затем бинарность вытеснила троичность, а затем они стали равноправными.
Система деления на 5, 7, 9 и т.д. изначально рассматривалась как экзотическая и использовалась скорее интуитивно, чем осознанно (лишнее подтверждение этому образование “нетранскрибируемых” ритмов в импровизациях современных мастеров). Однако постепенно они стали стандартным способом разнообразить ритмические фигуры.
Важными элементами, характеризующими ритм, являются также: соизмеримость и повторность.
Соизмеримость длительностей - понятие относительное, зависящее от близости или удаленности отдельных звуков по их временной значимости. Так, можно говорить о близости или соизмеримости четвертной и восьмой, четвертной и половинной, половинной и восьмой, всех их вместе между собой. Гораздо сложнее говорить о соизмеримости при восприятии на слух шестьдесятчетвертой и целой длительностей. То есть соизмеримость должна быть “правильной», в противном случае получится аритмичная музыка (об этом в отдельной статье).

Попробуйте представить чередование целой и тридцать второй. Слух не сможет упорядочить данную ритмическую фигуру, поскольку при восприятии ритма он опирается на повторность.
Конечно, большую роль играет также метр, поскольку повторность может совпадать или не совпадать с ним.

Длительности крупнее целой
В современной музыке эталоном ритма является целая длительность , поскольку ее деление дает все остальные. Однако то, что часто упускают из вида – это относительность любого типа длительностей. Целая может длиться столько же, сколько и восьмая при определённом темпе. Условность в обозначении длительностей и опора на целую – это система, которая сформировалась не так давно, но очень популярна, потому что позволяет очень быстро понять и структурировать большое количество ритмов без необходимости углубляться в дебри. Длительности типа лонги и бревис (равны двум и четырем целым) только усложняют восприятие и понимание ритма. Как правило, в произведении 16 (18) кратное деление это максимум, который технически доступен для большинства исполнителей, по этой причине использование крупных длительностей лишено смысла.
Хотя математически существует неисчислимое количество ритмических фигур на практике они, как правило, формируются в соответствии с определёнными законами внутренней организации.
Что такое организация ритма?
Возьмем два примера:

Если прохлопать первый и второй, то можно без труда заметить, что первый гораздо легче для восприятия, поскольку имеет определенную периодичность в чередовании длинных и коротких длительностей.
Таким образом, музыкальный ритм складывается из взаимосвязанных элементов таких как: повторность, организация, соизмеримость и т.д.

Rating 4.39 (57 Votes)

Что необходимо знать для того, чтобы ясно чувствовать ритм музыки?

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Ритм

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 - 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже - это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, ">фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) - это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется ">акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной ">долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе - на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

Метр

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром .

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер - это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 / 4 » (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты - четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность - тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» - длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Такт

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт - это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт - неполный. Общая длина его - четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли - не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.


И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.


1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.



Загрузка...