Кошки. Породы, стерилизация

Таможенно тарифное регулирование осуществляется. Структура таможенно-тарифных методов

Основными элементами механизма регулирования тарифов служат таможенные пошлины, которые определяют размер оплаты по экспортным и импортным товарам, для чего и существуют таможенные тарифы. Это перечень ставок, составленный в единой системе. Они могут быть простыми и сложными, импортными и экспортными.

Сложные таможенные тарифы

Это установление более двух ставок по каждому из товаров, что будет зависеть от страны его происхождения. Самая высокая ставка считается автономной. Её называют генеральной, что предполагает применение к товарам государств, которые не заключили торговые соглашения и договоры. Низкая ставка - конвенционная. Она бывает минимальной и налагается на товары стран, которые торгуют в режиме благоприятствования, и по отношению к ним низкие таможенные тарифы - это результат заключения определённых торговых договоров.

Также предусматривается возможность ситуации, когда вводятся дополнительные компенсационные или антидемпинговые пошлины. Такие таможенные тарифы - это исключение из правил, которое их лишь подчёркивает, потому что уровень их иногда превышает даже максимум ставок, причём значительно. Существует и тарифная квота, которая регулирует количество товара, ввозимого в страну беспошлинно или же по сниженной ставке. - это систематизированные таможенные пошлины, применяющиеся к обложению товаров при импорте (а иногда и при экспорте) из той или иной страны. Они являются классическим инструментом для регулирования всей внешней торговли.

Функции

Существует определение, что таможенные пошлины - налоги, которые взимаются при пересечении границ и повышают цены экспортируемых или импортируемых товаров, оказывая тем самым влияние и на объём, и на структуру оборота внешней торговли. К основным функциям таможенных тарифов относятся следующие:

  1. Первая - фискальная, относящаяся и к импорту, и к экспорту, поскольку все таможенные пошлины - доходная статья госбюджета.
  2. Вторая функция - защитная (или протекционистская). Она относится только к импорту, и благодаря ей государство охраняет местных производителей от иностранной конкуренции, которая иногда очень нежелательна.
  3. Третья функция - балансировочная, она относится только к экспорту и установлена для того, чтобы предотвратить нежелательный экспорт товаров, цены на которые внутри страны ниже мировых по тем или иным причинам. Таможенные пошлины обычно классифицируют по способу взимания, по объекту обложения, по характеру, по типам ставок и по способу вычисления.

Способ взимания

В чем особенности применения таможенных тарифов по способу взимания? Их разделяют на адвалорные, когда пошлина начисляется в процентах к стоимости товаров (например, 25% от таможенной стоимости); специфические, когда пошлина имеет установленный размер за единицу товара (например, $15 за 1т); комбинированные, когда сочетаются уже перечисленные виды таможенных тарифов (например, 25% от таможенной стоимости, но не более $15 за 1т).

Если товары имеют разные качественные характеристики, но являются одной товарной группой, чаще всего применяется адвалорная пошлина, аналогичная пропорциональному налогу продаж, который и применяется во всех подобных случаях. Специфические же обычно накладывают на все стандартизированные товары. Несколько иначе применяют таможенный тариф Таможенного который и создан был для отмены всяческих пошлин в торговле между странами договора.

Объект обложения: импортные пошлины

По объекту обложения таможенные пошлины разделяются на импортные, экспортные и транзитные. Импортные пошлины представляют собой налоговые платежи на товары, которые ввозятся на территорию государства. Эти деньги идут в доход государственного бюджета, а сами пошлины регулируют объёмы импорта, поэтому наиболее распространены по всему миру. Импортные пошлины влияют на экономику как инструмент стимулирования отечественных производств, поскольку дают прибавку к стоимости товара из-за рубежа. К слову, этот механизм работает ещё и как инструмент политических санкций.

Политическая ситуация очень влияет на размеры импортных пошлин. Государство может одинаковые товары из разных стран облагать пошлинами с применением разных таможенных тарифов: от минимального для стран, отношения с которыми складываются благоприятно, до максимально повышенных пошлин для тех государств, в отношениях с которыми существует напряжённость. Ещё таможенные тарифы зависят от категории товара и его рыночной стоимости.

Экспортные и транзитные пошлины

Когда экспортные товары пересекают границу государства, при выпуске на них иногда накладываются пошлины. Случается это крайне редко, только с целью сокращения экспорта и пополнения бюджета, а также в случае слишком больших различий внутренних цен, которые регулируются, и свободных на мировом рынке.

Транзитными пошлинами облагаются товары, перевозимые транзитом сквозь территорию государства. Используются они тоже очень и очень редко, чаще всего как инструмент торговой войны. Также таможенные тарифы могут быть изменяющимися - сезонными, и применяться для того, чтобы оперативно регулировать торговлю между странами продуктами сезонного характера (чаще это сельскохозяйственная продукция). Товары, которые производились с использованием субсидий, тоже при импорте облагаются пошлиной - компенсационной.

Классификация товаров

Важнейший организационный принцип, по которому выстроены таможенные тарифы, - классификация товаров. Именно так выглядит Единый таможенный тариф с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, которая была разработана СТС. Его сутью являются классификационные схемы, в основе которых лежат национальные таможенные тарифы.

Используют Единый таможенный тариф более ста государств, что и определяет эффективность их экономики. Товары, которые обращаются в международной торговле, сгруппированы в шесть подразделений, среди которых - разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. На каждый товар определён особый денежный сбор при пересечении границ. В нашей стране к относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налоги на добавленную стоимость, взимаемые при ввозе товаров; акциз и таможенные сборы.

Специальная пошлина

Такой сбор осуществляется как защитная или ответная мера в определённых случаях.

1. Если товары ввозятся в страну с неприемлемыми условиями и в таких количествах, которые причинят вред отечественному производителю.

2. Для прекращения деятельности внешнеэкономических партнёров, нарушающих интересы государства недобросовестной конкуренцией.

3. Как ответная мера на недружественные или дискриминационные действия иностранных государств и действия их в союзах против России.

Размер таможенного тарифа этой пошлины не прописан специально, поскольку он устанавливается отдельно в каждом случае. Кроме того, размеры таких пошлин соотносятся с величиной выявленного ущерба, установленного расследованием.

Ввозные пошлины

Ставки всех ввозных пошлин определены правительством РФ в тех пределах, который предусматривает Закон "О таможенном тарифе". Существует свод ставок, которые применяются к товарам, перемещающимся через границу России. Они систематизированы в рамках российской внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая разработана на основе ГС (Гармонизированная система кодирования и описания товаров).

Последнюю рекомендовала Международная торговая палата в 1991 году и КН ЕС (Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура ЕС). Ставки вывозных пошлин, а также перечень товаров, к которым они применяются, устанавливает правительство РФ. В рамках внешнеэкономической деятельности России применяется не только пошлина на ввоз, вывоз и международный транзит товаров, но также действуют многие виды тарифных льгот.

В России сейчас

Во Всемирной таможенной организации (ВТамО) один раз в пять лет утверждается следующее издание номенклатуры ГС. С 1 января 2017 года введено шестое издание ГС, основанное на пятом, которое вступило в силу в 2012 году. Однако различия в этих редакциях имеются. Формально ВТО выступает за то, чтобы соблюдался режим максимального благоприятствования, который не предусматривает увеличения таможенных тарифов. Однако на деле происходит почти обратное. Именно этим и объясняются многие изменения.

В октябре 2016 года решением Совета ЕЭК установлено, что одновременно с новым изданием номенклатуры ГС будет в новой редакции применяться и ТН ВЭД ЕАЭС, а также это касается и Единого таможенного тарифа (ЕТТ ЕАЭС). В перечне отдельных товаров появились изменения ставок ввозных пошлин. Это коснулось и промышленных, и сельскохозяйственных товаров.

Таможенно-тарифное регулирование — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национальных торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это принцип одностороннего установления гос-вом таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу.

Функциями таможенно-тарифного регулирования:

.Протекционистская функция — защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

.Фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет.

Балансировочная, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);

.Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

.Тамож. конвенция о междунар. перевозке грузов с применением книжки МДП;

Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, Единый таможенный тариф (ЕТТ) в рамках ЕС, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура — это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен.

Сложный (многоколонный) тамож. тариф по каждому товару уст. две или большее число ставок тамож. пошлин. Сложный тамож. тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкур. борьбе на мировом рынке. он дает возможность гос-ву проводить дифференцированную таможенную политику.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

.Рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

.Защита нац. производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

.Создание усл. для прогресс. изменений в структуре произ-ва и потребл. товаров;

.Пополнение доходов государства;

.Обеспеч. условий для облегчения доступа нац. экспортерам на рынки др. стран.

Таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

Адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г.);

Комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г.).

По объекту обложения:

.импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары.

.экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары.

Транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

Сезонные — пошлины, которые примен. для оперативного регулир. междунар. торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые — пошлины, которые примен. в случае ввоза на террит страны товаров по цене более низкой, чем их норм. цена в экспортирующей стране.

Компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

По происхождению:

.автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

По типам ставок:

Постоянные — тамож. тариф, ставки которого единовременно установлены органами гос-ной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

Переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

.номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.

Эффективные — реальный уровень тамож. пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, налож. на имп. узлы и детали этих товаров.

Таможенная пошлина уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если декларант просрочил с подачей декларации, сроки уплаты таможенной пошлины будут исчисляться со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные пошлины уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Доп-е: Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости и количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифных квот влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины. На одни товары действуют количественные ограничения (мясо, нефть и нефтепродукты при ввозе в особую свободную зону в Калининградской области), на другие — стоимостные квоты (сигареты, ювелирные изделия)

Таможенная стоимость — стоимость товара (товаров и транспортных средств), опред. в соответствии с законом РФ «О таможенном тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и спец. Тамож. статистики, а также применении иных мер гос. регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторг. сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами гос-ва; является основой для исчисления тамож. пошлины, акцизов, тамож. сборов и налога на добавленную ст-ть.

Тариф. эскалация — повыш. уровня тамож. обложения товаров по мере роста степени их обработки. Характерна практически для всех развитых стран, и отсутствует практически во всех развивающ. странах, за исключением Тайваня и Китая.

Россия

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности России является одним из важнейших экономических методов управления. Таможенно-тарифная политика России регулируется законом РФ «О таможенном тарифе» и «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»;

Принятием данного закона была установлена главная цель — это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. Вопросы таможенно-тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации реализуется преимущественно путем применения двух инструментов:

Корректировки ставок импортных таможенных пошлин (возможно применение как в целях протекционизма, так и в целях либерализации);

Применения мер защиты внутр. рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных) в основном в форме пошлин (в целях протекционизма).

Таможенный союз. 27 ноября 2009 года в Минске президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) подписали пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного Союза.

В рамках Таможенного союза будут созданы:

.Единая система регулирования внешней торговли;

.единое таможенное администрирование;

.Единые органы управления таможенного союза;

.единый торговый режим с третьими странами.

Единство правил применения и контроля всеми государствами таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб.

Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

Вклю­чает элементы административного регулирования, его можно отнести к экономическим способам регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности. Это положение обусловлено тем, что уровень тарифов таможенных пошлин напрямую влияет на уровень цен ввозимых и вывозимых товаров, что, в свою очередь, влияет на их конкурентоспособность и позволяет государству регулировать потоки ввозимых и вывозимых товаров и услуг.

Правовой основой мер таможенно-тарифного регулирования являются:

Таможенный кодекс РФ;

Закон о таможенном тарифе;

Налоговый кодекс РФ;

Таможенный тариф РФ.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, устанавливаемых Правительством РФ, систематизированных в со­ответствии с Товарной номенклатурой ВЭД. Правительство Рос­сийской Федерации, устанавливая ставки таможенных пошлин, влияет на цены ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную (ой) территорию (и) товаров. Таким образом, экономическим спосо­бом решаются следующие задачи: регулируются потоки товаров через таможенную границу РФ; защищаются законные интересы товаропроизводителей и потребителей.

Таможенная пошлина – это обязательный сбор, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся их условием. Функции таможенной пошлины:

- протекционистская (защитная) – относится к импортным пошлинам, с помощью которых государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочная – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых;

- фискальная – относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам, т.к. они являются одной из статей доходной части бюджета. Виды таможенных пошлин:

По происхождению:

Автономные – устанавливаются государствами в одностороннем порядке (являются результатом решений законных органов власти);

Конвенционные – устанавливаются в соответствии с международными соглашениями (например, в рамках ГАТТ - ВТО) и содержат более низкие ставки таможенных сборов.

По способу взимания:

Специфические - пошлина, ставка которой указывается в денежном выражении, которое привязывается к физическому измерению конкретного товара. Например, десять рублей - за один центнер мяса. Физическое измерение товара может быть указано в единицах веса, объема, в штуках и в других конкретных величинах. Специфические пошлины применяются практически во всех странах на отдельные товары.

Адвалорные – пошлина, ставка которой устанавливается в процентах к таможенной цене облагаемого товара. Например, 10% с цены товара. Правила ВТО рекомендуют всем членам ВТО использовать этот вид таможенных пошлин в виду простоты расчета и возможности использования в качестве индикатора при сравнении степени защиты национального рынка в ходе торговых переговоров. В настоящее время свыше 96% ставок пошлин, применяемых всеми странами, являются адвалорными.


Комбинированные - пошлина, сочетающая адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

По объекту обложения:

Экспортные;

Импортные;

Транзитные.

По характеру:

Сезонные – назначаются на продукцию сезонного характера.

Антидемпинговые;

Компенсационные - нейтрализуют экспортные субсидии иностранных конкурентов. Ответные пошлины устанавливаются в ответ на повышение таможенных тарифов контрагентами по международной торговле.

В современных условиях более широко применяются нетарифные методы таможенного регулирования. Нетарифных торговых ограничений насчитывается около пятидесяти. Наиболее распространенными среди них являются:

Квотирование экспорта и импорта (экспортно-импортные квоты устанавливают количественные ограничения на вывоз и ввоз товаров через границы страны);

Добровольное ограничение экспорта (осуществляется путем сокращения вывоза продукции из страны в ответ на каких-либо уступки контрагентов, имеющие политический или экономический характер);

Контроль дотаможенного продвижения товаров;

Антидемпинговые меры (вплоть до запрета ввоза продукции экспортеров, уличенных в демпинге);

Установление санитарных норм стандартов на ввозимую в страну продукцию;

Дипломатическая поддержка национальных экспортеров и отечественных производителей;

Валютные оговорки (ограничения) и т.д.

Лекция 10. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД.

План лекции:

    Понятие, значение и виды таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Понятие, значение таможенной стоимости товаров и способы ее определения.

1. Понятие, значение и виды таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Одной из функций таможенных органов является обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В сфере осуществления этой функции возникают таможенно-тарифные отношения.

Выделим характерные черты таможенно-тарифных правоотношений .

1. Таможенно-тарифные правоотношения являются отношения организационными. Государственные органы в пределах своей компетенции путем издания различных нормативных актов становятся организаторами и координаторами таможенно-тарифной политики в целом.

2. Одним из субъектов таможенно-тарифных правоотношений всегда выступают таможенные органы, что обусловливает государственно-властный характер таких отношений. Таможенно-тарифные отношения носят императивный, государственно-властный характер прежде всего потому, что они непосредственно затрагивают отношения собственности и связаны со специфической стадией общественного воспроизводства - отношениями перераспределения.

3. Поскольку возникновение, изменение и прекращение таможенно-тарифных отношений регулируются соответствующими нормативными актами, издаваемыми компетентными государственными органами, эти отношения практически всегда носят правовой характер.

4. Таможенно-тарифные отношения представляют собой денежные отношения. Выделение такой особенности таможенных отношений связано с действием закона стоимости и спецификой товарно-денежных отношений.

Следует различать понятия «объект» и «предмет» таможенно-тарифного регулирования. Как известно, объект - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности его субъектов, т.е. волевое фактическое поведение субъектов по осуществлению их прав и обязанностей. Объектом таможенно-тарифного регулирования является порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования. Таким образом, предмет таможенного регулирования представляет собой цель, ради которой субъекты вступают в таможенно-тарифные правоотношения, т.е. материальные блага, способные удовлетворить потребности их участников. 1

Предметом таможенного регулирования являются товары и транспортные средства. Деление предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением последних от уплаты таможенных налогов (ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Следует отметить, что в таможенном законодательстве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для международных грузовых или пассажирских перевозок. В случае, когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно должно быть отнесено к категории товаров. Транспортные средства (не являющиеся товарами) становятся предметами таможенных правоотношений в связи с осуществлением таможенного контроля.

Таможенно-тарифные отношения имеют характер организационных, государственно-властных, правовых и денежных отношений .

Особенности таможенно-тарифного регулирования предполагают наличие ряда специфических черт у его предмета. Предмет таможенно-тарифного регулирования, как правило, должен иметь стоимость и потребительную стоимость. Поэтому с предметов, утративших при перевозке свои товарные качества (а, следовательно, и свою потребительную стоимость - разбитая посуда, испортившиеся овощи и фрукты и т.п.), по общему правилу, таможенная пошлина не взимается. Однако при этом они не выводятся из сферы таможенного контроля. Важнейшими целями такого контроля являются:

а) осуществление фитосанитарного, ветеринарного, радиоактивного и других видов пограничного государственного контроля (например, перевозимые из одной страны в другую останки человека не облагаются таможенной пошлиной и иными таможенными платежами, но они в обязательном порядке подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору и, следовательно, являются предметом правоотношений, связанных с проведением контроля на таможенной границе);

б) выяснение дальнейшей судьбы товара, утратившего свою потребительную и меновую стоимость. В некоторых случаях такой товар может быть продан в другом качестве без уплаты причитающихся налогов. Например, попавший в аварию автомобиль может быть продан на запчасти или на металлолом, разбитая посуда может быть реализована как стеклобой. Эта задача может осуществляться таможенными органами совместно с налоговой службой.

Основные функции таможенно-правового механизма - фискальная и регулятивная - предопределили дуализм таможенного права, регулирующего общественные отношения, которые могут быть сведены к двум основным видам:

а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;

б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.

В теории таможенного права под таможенно-тарифным регулирова нием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета. Таможенно-тарифные меры представляют такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин.

Признавая таможенный тариф «ключевым элементом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» Г.В. Арутюнян указывает на два значения термина «таможенный тариф» - это таможенный документ, а в ряде случаев термин «таможенный тариф» необходимо отождествлять с терминами «таможенная пошлина» и «ставка таможенной пошлины» 2 . В предлагаемом читателям учебнике мы используем два значения термина «таможенный тариф», причем с указанием на одно из них в каждом конкретном случае. Термин «таможенно-тарифное регулирование» используется и в российском законодательстве.

Инструментом таможенно-тарифного регулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенного тарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном режиме» от 21 мая 1993 г., с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Данный Закон воспринял целый ряд положений Закона СССР «О таможенном тарифе» от 26 марта 1991 г., который, однако, следует признать утратившим юридическую силу в связи с принятием нормативного правового акта с равной юридической силой и регулирующим однородные общественные отношения. Таможенный тариф России - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.

Обеспечение таможенно-тарифного регулирования предполагает обязанность управомоченных лиц к уплате таможенных платежей. Прежде чем выполнить эту таможенную операцию необходимо определить понятие «таможенная стоимость товаров» и способы ее определения.

    Понятие, значение таможенной стоимости товаров и способы ее определения.

Нормативным правовым актом, который закрепляет положения о таможенной стоимости является Закон РФ «О таможенном тарифе». Иначе говоря, именно в этом нормативном правовом акте закреплена правовая основа таможенной стоимости товаров (ст. 12-17). А в ст. 18-24 Закона РФ «О таможенном тарифе» закреплена правовая основа порядка определения таможенной стоимости товаров. Система, определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России, порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, устанавливается Правительством РФ.

Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу России при перемещении товара через таможенную границу России. Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации установилась Государственным таможенным комитетом РФ (ныне устанавливается Федеральной таможенной службой). Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости.

Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, может использоваться таможенным органом только в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами России.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить ему нужные для этого сведения. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством России либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом. Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам). Таможенный орган по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из выше перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию России товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы России.

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

    расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию России: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

    страховая сумма;

    расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

    стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

    соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупате лем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;

    инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров; материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);

    инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории России и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;

    лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

    величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории России.

Метод определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:

    существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством России; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;

    ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

    продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

    данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;

    участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом; при этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков: один из участников сделки (физическое лицо или должностное лицо одного из участников сделки) является одновременно должностным лицом другого участника сделки; участники сделки являются совладельцами предприятия; участники сделки связаны трудовыми отношениями; один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала; оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица; участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо; один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки; участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными то варами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

    проданы для ввоза на территорию России;

    ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

    ввезены примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях.

В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу ее обоснованность.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных выше. Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений. В случае, если при применении этого метода выявляются более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.

Определение таможенной стоимости по методу оценки на осно ве вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории России без изменения своего первоначального состояния. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории России не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в России в связи с ввозом или продажей товаров; обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы, понесенные в России. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость.

При использовании метода оценки на основе сложения стоимо сти в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

    стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

    общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы России, и иных затрат;

прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Россию таких товаров. При применении резервного метода таможенный орган России предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

    цена товара на внутреннем рынке России;

    цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

    цена на внутреннем рынке России на товары российского происхождения;

    произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Определение таможенной стоимости предполагает установление страны происхождения товаров, осуществляемое в соответствии сост. 25-32 Закона РФ «О таможенном тарифе» и ст. 29-38 главы 6 «Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» Таможенного кодекса РФ 2003 г.

Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. По запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение об определении страны происхождения товаров.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

    полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

    продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

    животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

    продукция, полученная в данной стране из выращенных ней животных;

    продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

    продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции морского промысла, полученная судном данной страны;

    продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

    отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

    продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию России, особо не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков. Не отвечают критериям достаточной переработки:

    операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

    операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

    простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;

    смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии достаточной переработки:

    выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

    изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.



Загрузка...