Кошки. Породы, стерилизация

Творческое развитие личности. Развитие творческой личности: Что выделяет творца из толпы

Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Развитие творческого потенциала, воображения и креативности личности и коллектива является отдельным направлением, которое исследуется в рамках Теории решения изобретательских задач. В целом эта проблема рассматривается нашим сайтом в отдельном тренинге «Творческое мышление». В данном же уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Педагогика ТРИЗ

Г. С. Альтшуллер призывал «учить творчеству». Задание ТРИЗ педагогики он видел не только в обучении узкого круга специалистов, которым это нужно в первую очередь, но и в создании новой педагогической концепции. Согласно ей, начиная с детского сада, нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные изобретательские задачи. Современные цели ТРИЗ педагогики более конкретны:

  • Развитие потребности в познании окружающего мира;
  • Формирование системного диалектического мышления;
  • Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ);
  • Способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Как научное направление ТРИЗ педагогика сформировалась в конце 80-х гг. прошлого века, но методические поиски и разработка продолжаются и по сей день. Если же говорить о старте направления, то он был дан фантастическим рассказом Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором представлено, как будет проводиться обучение в недалеком будущем. Тезисное изложение принципов, вмещенных в этом произведении, мы приводили, когда говорили о сферах использования ТРИЗ.

Изначально ТРИЗ педагогика всецело зависела от нужд преподавания самой теории. Но со временем она выделилась в самостоятельную область, которая сегодня является одной из наиболее развивающихся. С 1998 г. в Челябинске ежегодно проходят конференции посвященные ТРИЗ-педагогике, где представляются последние разработки в отрасли, а учителя и все интересующиеся делятся опытом. Издавался печатный сборник «Педагогика+ТРИЗ», позже материалы стали публиковаться на профильных сайтах в Интернете. Сегодня в помощь педагогам и всем желающим научиться ТРИЗ собраны специальные материалы, организованные как картотеки и сборники задач. Применить их в своей практике может каждый, поскольку диапазон тем варьируется от физики до искусства.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить 2 направления:

  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ) была разработана Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Включает в себя анализ основных концепций развития творческой личности, выработки жизненной стратегии (ЖСТЛ-3) и идеальной творческой стратегии («максимального движения вверх»), а также комплекс практических материалов (деловые игры, задачники, картотеки) для воспитания качеств, необходимых креативному человеку.
  • Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусман и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их функционирования, механизмы торможения и развития коллективов, и на основе этого выделили принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

«По второй своей специальности я - писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ». В 1966 г. в Институте математики СО АН СССР Г. С. Альтшуллер, знакомя слушателей с ТРИЗ, впервые включил в семинар краткий курс по развитию творческого воображения. Спустя 20 лет, на семинаре в Новосибирске, этой теме была отведена уже треть времени.

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Дальнейшая работа, открытие других методов и приемов значительно разнообразили РТВ и она заняла важное место в системе ТРИЗ. Генрих Саулович писал: «Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническому творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

  • Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Прогностические функции научно-фантастической литературы;
  • Оператор РВС (параметрический оператор);
  • Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ);
  • Фантограммы;
  • Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • Ступенчатое конструирование;
  • Метод ассоциаций;
  • Метод тенденций;
  • Метод скрытых свойств объекта;
  • Взгляд со стороны;
  • Изменение системы ценностей;
  • Ситуационные задания;
  • Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей);
  • Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»;
  • Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Другое определение МФО - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце, а модернизирован американцем Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов).
  3. Выбирается фокальный объект - на нем фокусируется мысль.
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Является одним из методов решения простейших противоречий. Известен еще по применению в своей практике британским физиком Дж. Максвеллом.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  • Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Детальнее о методе читайте здесь.

Оператор РВС - инструмент управления психологическими факторами. Разрабатывался Альтшуллером с 50-х гг. Суть данного метода в уходе от привычного, шаблонного мышления. Данная техника не предназначена для окончательного решения задачи. Цель применения РВС, если говорить современным языком, заключается в избавлении от стереотипов, выходе за привычные рамки.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

  1. Выбирается исходный объект.
  2. Выделяются три его количественных характеристики (параметра): размер, время и стоимость.
  3. Определяются исходные значения этих параметров.
  4. Анализируются изменения значений выбранных параметров по каждому Р, В, С:
  • 1) Р - (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • 2) Р - 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • 3) В - (∞): увеличение времени действия объекта или на объект до бесконечности;
  • 4) В - 0: уменьшение времени действия до нуля;
  • 5) С - (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • 6) С - 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

Рассмотрение остальных методик и теорий выходит за рамки данного урока. Развитию творческих способностей посвящен самостоятельный раздел нашего сайта: «Творческое мышление». А в рамках данного курса рекомендуем вам пройти специальное упражнение на тренировку воображения:

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел - теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой - подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. - ЖСТЛ-3 - уже можно считать самостоятельной теорией.

ЖСТЛ-3 раскрывается через Игру - человек, стремящийся к развитию, вынужден играть, вступать в борьбу с противниками - внешними и внутренними факторами. Стратегия дает направление и описывает типичные шаги в этой Игре, позволяющие выиграть. Описание этих шагов, а их 88, достаточно объемно, чтобы приводить его в этом уроке, поэтому всем, кто заинтересовался стратегией развития творческой личности, рекомендуем прочитать книгу «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности» на внешнем ресурсе.

А вот на 6 качествах необходимых творческому человеку остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

  1. Достойная цель. Не достигнутая другими, значительная, полезная. Лишь осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении.
  2. Планы. Нужно сформулировать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута. Об одном из вариантов составления подобного плана мы писали раньше.
  3. Работоспособность. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать. Вспомните Т. Эдисона, который спал по 4 часа, а остальное время уделял работе. Еще один отличный пример - Ж. Верн, который в качестве эпистолярного наследия оставил, помимо своих произведений, 30 тыс. тетрадок с записями энциклопедического характера. Сбор научной информации был и его хобби, и подспорьем в писательстве. Неудивительно, что многие из его фантастических идей позже были воплощены в жизнь.
  4. Техника решения задач. У каждого изобретателя она своя. Альтшуллер систематизировал опыт и предложил ТРИЗ, но ведь и до него многие ученые успешно справлялись с противоречиями.
  5. Умение «держать удар». Ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели. Т. Форд до глубокой ночи работал над своим первым автомобилем после того, как возвращался с работы на заводе. Тот же Т. Эдисон провел около 10 тыс. экспериментов пока получил рабочий прототип электрической лампочки.
  6. Результативность. Если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах человек должен видеть результат. Если же его нет, концепцию нужно пересмотреть - может быть, что цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

Теория развития творческих коллективов

Последователи Альтшуллера заинтересовались развитием не только творческой личности, но и объединений людей - групп и коллективов. Применительно к ним была разработана теория развития творческих коллективов. В трудах, которые легли в ее основу, чаще всего встречается понятие «научный коллектив», хотя авторы - Б. Л. Злотин и А. В. Зусман утверждают, что проанализировали разные коллективы - от семьи до социума.

Детально принципы теории развития творческих коллективов изложены в книгах «Основы теории развития коллективов» и «Решение исследовательских задач». Используя материалы последней, мы лишь коротко разберем некоторые важные моменты.

Научные коллективы проходят определенные этапы развития:

Этап 1. Возникновение идеи. Развитие любого коллектива идет от создания идеи, открытия. Постепенно вокруг автора собирается небольшой коллектив единомышленников, подстегиваемых энтузиазмом. На данном этапе задача, стоящая перед коллективом, заключается в донесении своих взглядов до научного общества и принятия их. Этот процесс не всегда происходит легко, ведь новые идеи могут идти вразрез с уже принятыми идеями, и, как следствие, задевать интересы других, более сильных коллективов. В такой период коллектив держится на неофициальных, личных связях и авторитете лидера.

Этап 2. Признание. Когда идея получает официальное признание и поддержку общества начинается второй этап развития коллектива. Создается формальная структура - лаборатория, кафедра, научное объединение. Есть официальный руководитель и штатное расписание. Работа получает финансирование, и с этого момента включается мощный фактор развития - положительная обратная связь; увеличение финансирования - увеличение количества людей - рост отдачи - увеличение финансирования и т.п. Появляется конкуренция, возникают первые факторы торможения, связанные с трудностями быстрой мобилизации ресурсов, подготовки людей.

Этап 3. Замедление развития. Коллектив продолжает расти, идут публикации, пишутся отчеты, выпускается научная продукция, защищаются диссертации, но все это требует все больше и больше средств при все более скромных результатах. Фактор развития остался прежний - растущая потребность общества, а фактор торможения - исчерпание ресурсов развития данной теории, концепции, парадигмы. Это - объективное явление. Главное противоречие третьего этапа: интересы коллектива и общества расходятся, но, в противоположность первому этапу, теперь цели общества прогрессивны - ему нужно развитие, пусть даже ценой полной реорганизации или расформирования данного коллектива, а цели коллектива реакционны - он стремится затормозить опасное для себя развитие.

Механизмы торможения

Анализ третьего этапа развития коллективов позволяет выявить конкретные механизмы торможения, что очень важно так, как может помочь в борьбе с ними. Вот некоторые из них:

  • Культ иерархических пирамид. Ученый, специалист из свободного мыслителя превращается в нижнее звено многоступенчатой иерархической пирамиды.
  • Стабилизация иерархии. Введение «стажных» почестей. Большой стаж работы на одном месте превращается в наилучшую характеристику члена коллектива. Введение ограничений на приток молодежи, на занятие определенных постов в иерархии молодыми.
  • Делегирование полномочий «вверх». Право принятия решений переводится с естественного уровня (той ступени, где возникла проблема) на одну-две ступени иерархии вверх. Это обеспечивает усиление аппарата, но приводит к его перегрузке мелкими проблемами, решить которые один руководитель не может физически.
  • Создание иллюзии всемогущества аппарата. Многолетняя ложь, искусственные оценочные критерии создают иллюзию успешности всех начинаний аппарата. Вырабатывается волюнтаристский стиль управления, пренебрежение экономикой, серьезным изучением вопросов, поиском альтернативных путей.
  • Наказуемость инициативы. Наказание за ошибку становится велико, а за бездействие не наказывают. Любое действие становится намного опаснее бездействия, поэтому тормозится. Методы «непринятия решений» известны: перепасовка в разные службы, волокита и т.д.

Механизмы антиторможения

Несмотря на нежелание структуры меняться, история показывает, что рано или поздно дальнейшая эволюция приходит на смену застою. Чтобы преодолеть негативные факторы (торможение), принимаются следующие меры:

  1. Принятие решений на естественном уровне - там, где проблема возникла.
  2. Разукрупнение подразделений до уровня, когда каждый член коллектива может увидеть свой вклад в конечный результат.
  3. Соблюдение принципа оплаты по результатам труда.
  4. Постановка перед коллективом единой большой общественно-полезной цели, с которой увязаны личные интересы каждого члена коллектива.
  5. Воспитание у каждого члена коллектива чувства значимости, создание атмосферы дружбы и творчества.

В данном занятии представлены теоретические аспекты методов развития творческой личности, разработанные и органично вписанные в структуру ТРИЗ. Для получения ощутимого результата нужно практиковаться в их применении, в частности, решая открытые, творческие задачи. Ссылки на соответствующие материалы вы сможете найти в следующем уроке. Также полезным для выработки навыков креативности будет прохождение специального тренинга на нашем сайте.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В каждом заложен свой потенциал, требующий развития в дальнейшем. И зная основные факторы, влияющие на развитие творческой личности, можно её взрастить, одарив мир очередным гением. Благодаря опросам известных специалистов в сфере психологии, сейчас легко определить задатки людей с ранних лет.

Кто же это – творческая личность?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Ответ на этот вопрос достаточно прост – это человек, познающий окружающий его мир при помощи раскрытия собственного потенциала через творческую деятельность. В каждом из нас заложено творческое начало, которое является одним из внутренних психологических факторов людей. Из данного суждения можно сделать вывод, что любой человек способен творить, независимо от его возраста, пола или расы.

Как определить творческая вы личность или нет?

Как правило, человек творческий обладает некоторыми признаками, выделяющими его среди других. В своё время немецкий психиатр Карл Леонгард провёл масштабный опрос населения с целью выявить особенности и черты характера людей, способных к творчеству.

Результаты опроса показали, что людям, склонным творить, свойственны:

  • Гипертимностъ;
  • Эмотивность;
  • Психологическая подвижность;
  • Экзальтированность.

Гипертимностъ выражается в частой бодрости, подъёме духа и оптимизме. Люди, обладающие таким качеством, в буквальном смысле не могут усидеть на месте! Они постоянно находятся в возбуждённом состоянии, увлечены делами или решением проблем.

Эмотивность является эстетической составляющей характера, она позволяет своему носителю тонко чувствовать переживания других людей, а также оказывать им сочувствие и поддержку.

Психологическая подвижность проявляется в аффективном поведении, частых сменах настроения. То есть, индивид находился в приподнятом настроении, и буквально через пару минут потухнуть и загрустить.

Экзальтированность – это повышенное чувственное восприятие происходящей действительности. Такая персона будет сильно радоваться маленькому счастью или уходить в депрессивное состояние из-за неудачи.

Психологические особенности творца:


1. Эмоциональность. Реакция на любые события, происходящие вокруг – эмоциональная, живая, яркая, но при этом адекватная, разумная.

2. Мышление без устойчивых стереотипов . Все отклики на любое воздействие – самостоятельные, человек сам создаёт своё мнение, не опираясь на чужое.

3. Плохой самоконтроль . Свобода мысли порождает развязные действия, поэтому сдерживать себя в таких ситуациях крайне сложно.

4. Свежие идеи, новизна. Восприятие событий с другой точки зрения и создание нового персонального мнения.

5. Сосредоточенность. Внимание направлено на существующую проблему и её решение.

6. Полное принятие себя. Такие люди не боятся в чём-то отличаться от остальных, полностью принимают себя такими, какие они есть.

7. Способность видеть альтернативные решения . Креативщиков всегда отличало иное мышление, которое порой приводит к новым открытиям.

8. Вера в себя и собственные решения. Самоуверенность помогает продолжать развивать свой потенциал, несмотря на любые жизненные преграды.

Американский психолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию о связи врождённой одарённости и потребности в самореализации. И характерные особенности личности, перечисленные выше, являются тому доказательством.

Но не стоит опираться лишь на эти данные, так как научно подтверждено, что природой заложено множество вариаций и сочетаний качеств творческой личности. Поэтому, не расстраивайтесь, если не обладаете всеми теми психологическими особенностями, описанными в данной статье. Может быть, именно вы окажетесь тем творцом, что откроет в себе новые черты, способствующие успешной творческой деятельности?

Творчество как средство развития личности

Одним из главных средств развития личности всегда было творчество. Тяга к нему заложена в нас природой, оно, по сути, и есть часть нас. Поэтому, для развития индивидуальности так значима естественная функция творца.

Творение – создание новейшего мышления, материальных ценностей, это изобретение того, что не существовало. Поэтому креативность создаёт саму личность. Она определяет всё её будущее существование. Ведь не зря одарённость становится побудителем к выбору своего будущего.

Факторы развития творческой личности


Воспитать творческого человека самостоятельно вполне реально, используя общеизвестные факторы такого развития.

Многогранность интересов и увлечений станет одним из них. Сюда также можно отнести периодическую смену обстановки и окружения.

С самого детства ребёнка лучше всего приучать к разнообразному труду, давать ему возможность попробовать реализовать желания в действительность, обучать различным видам творчества и не ущемлять его интересы. Некоторая смена обстановки поможет вашему чаду преодолеть барьер затруднительного общения со сверстниками, привьёт ему общительность и коммуникабельность.

Благодаря этим манипуляция, подрастающее поколение видит, что весь мир – абсолютно разный! Такой ребёнок не станет останавливаться на одном видении мира, он захочет узнать о нём куда больше. Недаром многие известные творцы с детства не боялись пробовать себя в чём-то новом и не естественном для себя, это только способствовало росту их способностей.

Также к факторам развития творческой личности относится чувство комфорта наедине с собой . Не каждый способен пережить одиночество, но человек творчества всегда найдёт, чем себя занять в такие моменты, и время с собой только принесёт ему очередные идеи и задумки. А ещё в такие моменты будет время задуматься над полученной информацией, осмыслить её и переварить.

Немало важной причиной роста творческого потенциала является пример старших рядом с индивидом. Именно на них он будет ровняться, и ставить самоидентификацию. С раннего детства важно приучить ребёнка к труду, тогда он не будет бояться испачкать руки или лениться. Но главное, научить малыша ценить свой труд, и работу других людей.
Хорошим фактором развития творческой личности станут развивающие игры с детьми.

Только занимаясь своим ребёнком, можно воспитать из него настоящую личность. Во время разнообразных игр довольно легко выявить предпочтения и таланты вашего малыша, а в дальнейшем их развить.

Развитие личности человека и его творческой индивидуальности

Любому человеку необходимо создавать поводы для раздумий, чтобы он смог формировать собственные выводы о той или иной ситуации. Подходя к ситуации с разных сторон, моно оценить все выходы из неё, выбрав наиболее правильный и безопасный. Именно такие моменты создают индивидуальность.

Если же вы станете решать проблемы за кого-то, то только окажите ему большую “медвежью услугу”. Только разобравшись с проблемами один на один, можно взрастить самостоятельность, которая так необходима в будущей жизни.

Характерные проблемы творческого развития личности

  1. Отсутствие мотивации.

С такой проблемой сталкивается большинство людей, им не хватает толчка к решительным действиям. Разрешить эту задачу поможет самопознание, поиск стимула к изменениям и прогрессу. Хорошей практикой окажется попытка заинтересовать индивида чем-либо, ведь если будут желание и интерес, то и мотив тоже.

2. Незаинтересованность.

В данном случае всё немного сложнее, ведь если ты в чём-то не заинтересован, то переубедить тебя почти не реально. Здесь советуется дать больше свободы выбора. Чтобы персона сама смогла выбрать для себя интересное занятие.

3. Боязнь быть непонятым .

Да, порой, чтобы создавать новейшие идеи, приходится обойти старые мнения и уже давно сложившиеся стереотипы. Но тот, кто найдёт в себе эту смелость, обязательно добьётся успеха в деле!

4. Неуверенность в себе.

Чтобы действовать, придётся поверить в себя. Если сам в себя не веришь, то кто поверит в тебя?

Что выделяет творца из толпы?


Многие выдающиеся психоаналитики и философы пытались выявить признаки творческих людей и разгадать загадки об их таланте. Например, Реймонд Бернар Кеттел, американский теоретик, провёл своё личностное исследование. Ему удалось узнать 16 особых качеств, определяющих творческих людей. К ним относятся: добродушие, открытость, смелость, независимость, эмоциональность. Наиболее ярко выраженным оказался “синдром Питера Пена”. Участвующие в опросе в большинстве случаев оказались взрослыми детьми.

Детский синдром выражался в невинном восприятии мира, яркости впечатлений и доверчивости. С другой стороны эта черта характера приносила и негативный окрас в виде капризности и легкомыслия.

Стимулируем развитие творческой личности

Итак, для воспитания личности с креативными задатками стоит придерживаться нескольких правил:

1. Развивающие игры.

В них происходит примерка разных ролей на себя. Дети знакомятся с всевозможными развитиями игр и различными задачами, требующими выполнения. Это помогает узнать предрасположенности вашего чада к определённым видам занятости.

2. Выход в свет.

Взаимодействие со сверстниками всегда оставалось важным этапом в созревании ребёнка. Без должного общения, он не сможет научиться правильным действиям в социуме.

3. Воспитание вкуса.

Посещение музеев и галерей поспособствует зарождению вкуса у малыша. Хороший вкус окажется залогом адекватного восприятия мира.

4. Приучение к труду.

Творить способен лишь тот, кто не боится трудиться. Трудолюбие прививается с детства, стоит привлекать ребёнка к совместной работе и учить помощи.

5. Познание мира и природы.

Любознательность – качество, поддающееся воспитанию. Его появлению поспособствует всестороннее обучение.

Будущее любой страны зависит не только от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Поэтому понятно внимание современных учителей к талантливым, одарённым, творчески мыслящим детям и методам их обучения.

Творческие люди поражают воображение. Удивительно и то, что они появляются во все времена, даже в невыносимых исторических условиях. Можно ли приоткрыть тайну становления творческой личности? Что помогает этому становлению? Есть ли что-то общее в воспитании этих людей? А как обстоит дело с детьми? Может быть, есть возраст, когда освоить основы творческого мышления легче и проще, чем в более почтенном возрасте? Кто же они – воспитатели талантливых людей?

Оказывается, талантливые воспитатели – сознательно или интуитивно – избегали воздействовать на ребёнка “в лоб”. Они использовали чудо – загадку, тайну, необычное явление, при встрече с которым возникает сильное, необычное впечатление, удивление и радость, которые пробуждают у ребёнка любознательность и часто оставляют след на всю жизнь. Для становления творческой личности необходимо творческое воспитание в детстве. Но все ли дети способны к творчеству? Или творчеству стоит учить лишь тех, кто зарекомендовал себя школьными успехами? Какая стратегия окажется наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети у тех мам, которые, углубляясь в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращают внимание на ребёнка. Но для психологов картина не является неожиданной. Всё дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность того, что ребёнок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребёнка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он – главный досуг, почти стопроцентная.

В зависимости от семейного воспитания у детей появляются свои определённые цели, которые условно можно разделить на три группы:

  • формальные (главенствуют у детей): хочу получить 5, хочу быть первым по предмету, хочу выучить 45 английских слов;
  • смысловые (более важные цели): хочу научиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова;
  • творческие (самые важные): хочу сочинить своё стихотворение на английском языке.

Очень важно создать условия для развития творческих способностей не только дома, но и в школе. Ни для кого не секрет, что для учебной деятельности важнее конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важнее дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов. Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть новое в старом.

Педагогам нужно организовать обучение таким образом, чтобы ребёнку было интересно учиться, чтобы он смог раскрыть свой потенциал, поощрять его любознательность, творческие порывы, проявлять внимание и терпимость к его суждениям и идеям. Беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи. Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Немалая часть детей с ранним развитием способностей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы невостребованными. Поэтому учитель, работающий с такими детьми должен обладать следующими качествами:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

Независимо от того, какие способности имеются у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап – игровой . На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность”.

Второй этап – проявление индивидуальности . Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На данном этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста посещают кружок, секцию или студию, где с ними индивидуально работают наставники. Быстрота успехов ребенка является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый – этап мастерства . На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основная задача педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание умения жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, среди которых педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут в этом процессе основными помощниками:

  • На этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
  • Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
  • Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
  • Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
  • Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
  • Проводить уроки творчества для одаренных детей.
  • Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение.
  • Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка.
  • Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
  • Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления творчески мыслящих детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.

Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах). Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Формы, методы, приёмы развития творческих способностей

Данные формы, методы, приёмы помогут организовать учителю свою деятельность таким образом, чтобы уроки стали интересными, познавательными, способствовали развитию творческих способностей каждого, в том числе и одарённого, ребёнка

Типы творческих ученических работ

  • исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы);
  • сочинение (стихотворения, сказки, задачи, составление словарей);
  • художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, выставка);
  • техническое произведение (поделка, модель, макет, фигура);
  • зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
  • педагогическое произведение (проведённый в роли учителя урок, составленный кроссворд, придуманная игра, викторина);
  • методологическое произведение (план занятий по данной теме, тест или проверочное задание для учеников)
  • Выделяют три параметра диагностики и оценки выполнения творческих работ:
  • оригинальность – степень отличия ученического ответа от общепринятых норм, толкований, стереотипов;
  • творческая продуктивность – количество и качество идей, содержащихся в ответе;
  • мировоззренческая глубина, т.е. степень “проникновения” учащихся в основы мироздания и обнаруженный уровень его самопознания.

Методы учебного познания

Перечисленные методы отнесены к познавательным условно, поскольку их применение приводит также к созданию учениками образовательной продукции, т.е. креативному результату.

  • Метод вживания

Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

В момент наилучшего “вживания” задайте вопросы как бы самому себе. Например: “Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?” Запишите главные результаты познания, полученные вами методом “вживания”

  • Метод образного видения

Эмоционально-образное исследование объекта.

“Геометрический город” – город сказочных фигур, можно выполнять в виде плоских или объёмных фигур. “Цветная математика”. На что похож жёлтый треугольник, синий квадрат и т.д. Затем составить картину. Можно подобрать подходящие цвета к дням недели, числам, словам.

  • Метод символического видения

Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

Например: голубь – символ мира, блин – символ масленицы. Учитель предлагает наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Игра-соревнование “Поиск клада”. Предложить детям спрятать клад в классе (группами), нарисовать план его поиска (Тема “План и карта” по окружающему миру) и организовать игру-соревнование: кто быстрее его найдёт.

  • Метод конструирования понятий, правил

Работа начинается с актуализации уже имеющихся у обучающихся представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии или правиле, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия, правило, которое записывается на доске.

  • Метод прогнозирования

Применяется к реальному объекту или процессу.

Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменения помещённого во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, зарисовки. Учитель предлагает задание: нарисовать росток таким, каким он будет через 3 дня, через неделю, месяц и т.д. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Креативные методы

  • Метод гипотез

Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится.

Что произойдёт, если исчезнут окончания в словах или сами слова? Что произойдёт, если все объёмные фигуры станут плоскими? Что произойдёт, если хищники станут травоядными?

  • Метод образной картины

Создание целостного образа познаваемого объекта. Ученик мыслит разными масштабами, соотносит свои знания из разных областей, чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.

Например, изобразить картину мира с помощью рисунков, символов, ключевых терминов, показать связи между объектами. Предлагая такое занятие 2 – 3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения. Можно предложить “оживить” цифру, букву, слово, т.е. нарисовать цветной рисунок, изобразить с помощью звука, слова, тела и т.д.

  • Метод гиперболизации

Увеличение объекта познания или его частей, качеств.

Придумать самое длинное слово, самое большое число. Создать книгу рекордов.

  • Метод агглютинации

Соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить.

Например, горячий снег, вершина пропасти, бегающее дерево.

Методы организации учения

  • Метод ученического целеполагания и планирования

Ученик выбирает из предложенных учителем или формулирует сам цель своей работы, планирует также свою деятельность на какой-либо период (урок, день, неделю или на тему, раздел, творческую работу)

  • Метод создания образовательных программ

(Очень важен в работе с одарёнными детьми). Для составления учеником индивидуальных образовательных программ применяется следующий алгоритм:

  • зачем мне нужно заниматься предметом;
  • чему я хочу научиться (за определённый период – 1 четверть…);
  • какие темы я буду изучать углубленно;
  • какие главы, параграфы, задания, опыты я предполагаю изучить или выполнить (перечень);
  • самые интересные для меня вопросы и проблемы, которые я: нашёл в учебнике, услышал от других, придумал сам;
  • тема моей творческой работы по предмету;
  • что я буду делать, как заниматься предметом;
  • что мне необходимо для занятий (материалы, приборы, книги);
  • в чём будут состоять мои результаты занятий к концу 1 четверти;
  • как я планирую проконтролировать и оценить результаты своих занятий.
  • Метод нормотворчества

Памятки “Как ухаживать за кошкой?”, “Как решать задачу?” и т.д.

  • Метод взаимообучения

Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

Методы рецензий, контроля, рефлексии, самооценки

  • Метод проектов

Цель – получить новый продукт, решить научную, техническую или проблему.

К организации работы по проекту предъявляются следующие требования:

  • проект разрабатывается по инициативе учащихся, тема проекта для всего класса может быть одна, но пути реализации разные;
  • проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (одноклассников, родителей, знакомых);
  • работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации;
  • проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
  • проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;
  • проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя, цели проекта сужены до решаемой задачи;
  • проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Темы проектов: жизнь и творчество выдающихся людей; архитектура будущего; конструирование планет с заданными свойствами; крупнейшие озёра мира; исследование развития комнатного растения; берёза и сосна в жизни людей; сравнение сосновой и еловой шишки и др.

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Сложно определить, где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком. Но намного сложнее узнать, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. И роль родителей и педагога является в этом непростом процессе решающей. Ещё Л. Н. Толстой говорил: “Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться, и, наоборот, чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем дольше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок, тем легче будет учиться ученик”.

Думаем, исследуем, творим.

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили.

Современное общество испытывает потребность в творческой , самостоятельной,активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся ,которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализациии успешной социализации.

В соответствии собщественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального вниманияявляется развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

В основемоейработы с учащимися по развитию творческих способностей лежитСократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», котороепредставлено виде авторскогопедагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделатьпо-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, атворчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективн о значимаили же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

ü Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

ü Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

ü Оригинальна, комбинирует различные находки.

ü Работа приносит ей удовольствие.

ü Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

ü Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития(творчества) , взяв за основусистему развивающего обученияс направленностью на развитиетворческих качеств личности(идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления) .Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии : воспитание общественно-активнойтворческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построениеправового демократического общества.

Задачи :

Ø формирование творческого потенциала личности посредством использования различныхвидовдеятельности в рамках программы «Творческая мастерская».,

Ø поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат.

  • развитиеиндивидуальныхособенностейкаждогоребёнка;
  • повышениекоммуникативнойкомпетентностиучащихся;
  • развитиесамоуваженияиформированиеадекватнойсамооценки;
  • формированиепотребностивтворческойсамореализацииличности;

· формированиеуважительногоотношениякличностидругихлюдей.

Развитие творчестваосуществляется посредством

  1. игровых форм работы, КТД,
  2. педагогических проб,
  3. интерактивных экспедиций,
  4. творческих презентаций,
  5. проектной и исследовательской деятельности,
  6. техник креативности.

Всегда стараюсь творчески подходить к организациипроектной деятельности, активно использую интегрированныепроекты, применяю информационные технологии. Считаю, чтопродукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученикиразрабатываютмультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ, участвуют в дистанционномФестивале исследовательских и творческих работ учащихся«Портфолио» (опубликованы на сайте http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556957).

Проекты, выполненные при моем сопровождении,отмечены на Всероссийском уровне:Сборник эссе «Жизнь как подвиг опубликован на сайте «Интерне-педсовета», на сайте газеты «Благовест».

В 2008-2009 на финальном туре Олимпиады мои учащиеся. работали над Всероссийским проектом «Московский приход» (выпуск газеты о Храме мученицы Татианы при Университете: статьи,заметки). Журнал опубликован на сайте: http://pravolimp.ru/pages/21

За последние три года моими учащимися было подготовлено более 170 творческих работ. Из них 67 были представлены для участия в творческих конкурсах на Всероссийском уровне.

Современныеформы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности. Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции , участие в мероприятиях научной направленности .

Учащиеся принимают участие в научных конференциях, становятся победителями, работы учащихся публикуются на страницах газет, журналов, сборников научных конференций.

Статья

Публикация

Федотова Ю. «Православный подтекст поэтики «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Севастьянова А. «Фразеологизмы библейского происхождения»

Публикация в журнале«Русский язык»// Издательский дом «Первое сентября»,№ 15, 2009

Гладкая Н. «Особенности лирической прозаической миниатюры В.П. Астафьева»

Яблочкина А.«Образы благочестивыхсупругов в житиях святых»

Потапов Н. «Язык компьютерных игр»

Сборник Материалов VII городской молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал города-XXI веку»

Развить творческие способности позволяюттехнологии (техники)креативности:

Метод смыслового видения.

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.

Синквейн – пишется в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, как правило, синоним 1 строки.

Метод символического видения

Ментальные карты

*Майндмэппинг (mindmapping , ментальные карты) является эффективной техникойвизуализации мышления. Ее используютв процессе выработкиновых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты (лист ватмана) записывается ключевое понятие (СКАЗКА), ученики записывают в процессе урокавозникающие у них мысли и чувства.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правила проведения:

ü Критика запрещена.

ü Придумывайте как можно больше идей

ü Подхватывайте и развивайте идеи других.

Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) -один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно . Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа : информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и

подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп

1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею

Мыслительные стулья Диснея.

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

Стул мечтателя

Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

Стул критика .

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческиеспособности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуютсянаиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работыу учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Есть люди, которые очень часто говорят, что они творческие, но при одном только взгляде на них, их слова ставятся под сомнение. А есть люди, которые действительно не видят себя в творчестве и никак не хотят быть к нему отнесенные. Кто же такие творческие личности, и как можно развить в себе творческие способности?

Мыслить творчески получается не у всех, и это знает каждый. В настоящее время стали модные такие слова как креатив, творческий подход, саморазвитие, эпатаж. И все это относиться к творческим личностям. Придумать новую идею, а также «украсить» и воплотить в жизнь старые замыслы, могут не все, и тем более не каждый. Такой креативный подход может быть только у творческого, и иногда странного человека. Сейчас каждый хочет в себе развить творческий потенциал, но иметь талант и тягу к творчеству – это не одно и тоже. Это у человека в крови, это и есть талант, который при огромных усилиях и маленьких задатках, возможно развить.

Творчески развиваем личность

  • Проводить много времени с «такими же». Как только вы начнете крутиться возле творческих людей, вы и сами почувствуете некий подъем, и к вам даже прилетит муза. Ученые доказали, если вы будете находиться в кругу творческих личностей как можно дольше, рано или поздно ваш творческий потенциал, если он хоть чуточку есть – раскроется.
  • Гибкость, которая подразумевает не прогибание под обстоятельства, а полное изменение своих привычек, которые должны быть без запретов, никаких табу, условностей. Творчество в любом его проявлении этого не терпит.
  • Особенное видение. Творческие люди всегда видят немного больше обычного человека, это и видеть главное, и рассмотреть недостающие детали, для собрания общего. Сам по себе творческий процесс очень уникален, эти люди мыслят креативно, и разнообразно, не так как все.
  • Какую бы цель не поставил перед собой творческий человек, он всегда к ней идет, и даже если на его пути встречаются промахи, ошибки и неудачи, он никогда не опускает руки, а всегда, с гордо поднятой головой, идет, даже если необходимо начать все сначала. Такое упорство к достижению намеченных планов также влияет на мыслительные процессы, которые заставляют продумывать все до мелочей.
  • Долой стереотипам. Творческие люди даже выглядят по другому, а это все из-за лишения стереотипов, как таковых. Никаких запретов, только желание и творческий подход ко всему.
  • Постоянное самосовершенствование. Творческая личность очень , и всегда найдет лазейку того, чего не знает, а значит это еще один путь к познанию и совершенствованию. Такой подход очень хорош для всех людей, это развивает много мыслительных процессов человека, уверенность, психологический настрой, эмоциональный фон, успешность, удовлетворенность жизнью – все это можно обрести через узнавание чего-то нового.

Активность. Забудьте про лень, для творческих людей активная жизненная позиция – самый лучший двигатель творчества. Они могут не спать ночами, а заниматься любимым делом, познавать что-то новое, увлекаться чтением, просмотром арт – фильмов, и т.д. горящие глаза и активность – вместе идут рука об руку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки



Загрузка...