Кошки. Породы, стерилизация

Эссе учителя дополнительного образования. Понятие о профессии педагога дополнительного образования

После окончания школы я поступила на юридический факультет Тюменского государственного университета, продолжая заниматься в танцевальном коллективе первокурсников, выступать на концертах, защищая честь университета. В Тюмени я познакомилась с будущим мужем. Он учился на хореографическом отделении института культуры и работал в Доме Культуры хореографом детской группы. Посещая его занятия с детьми, наблюдая за педагогическим процессом, все больше убеждалась, что танцевальное искусство — это не просто увлечение, это вид профессиональной деятельности. Педагогика стала смыслом моей жизни.

В 2013 г. закончила бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области», «Образование детей старшего дошкольного возраста». Получив высшее образование, мы переехали в Сургут. Началась моя педагогическая деятельность в Центре детского творчества.

Я занимаюсь с детьми 4-10 лет, и это не случайный выбор. В этом возрасте ребенку нравится все, чем он занимается, начинают проявляться способности к определенным видам деятельности, начинают формироваться интересы. Быть свидетелем и помощником в этом занимательном процессе доставляет мне огромное удовольствие. Понимание того, что я могу выявлять любовь и способность детей к танцам в столь раннем возрасте, развивать эти способности, давать детям возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого счастье, делает и меня счастливым человеком.

Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник).

Я как педагог решаю важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет мне чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Я свою работу организую на основе культурно-исторического и личностно-деятельностного подходов.

Процесс обучения направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Я стараюсь выстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаю основам мастерства через игру, труд и творчество. Составляю план мероприятий таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».

В процессе воспитательной работы с детьми, прививаю базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и творчеству, содействую эстетическому развитию.

В работе придерживаюсь дидактических принципов: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности, доступности, наглядности. Но основным принципом в работе с детьми считаю принцип гуманного отношения и любви к детям.

В своей речи В.В. Путин сказал такие слова: «Любовь к детям выражается в качестве знаний, которые учитель дает ученику, потому истинная любовь заключается в том, чтобы так поработать с ребенком, чтобы он имел жизненную перспективу, получил знания, необходимые ему для личного успеха в жизни, для получения образования, и дорогу в жизнь получил, эффективный билет в жизнь, дающий возможность себя реализовать». Мне близка эта позиция.

Для себя я определила миссию педагога: «Любить детей и свое дело. Передавать детям знания и прививать навыки, которые дадут возможность им реализовать себя в жизни».

Эссе педагога «Моё призвание – педагог»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Лев Николаевич Толстой

Каждый педагог дополнительного образования выбирает дорогу к мастерству: кто-то начинает её с красного диплома в педагогическом институте или колледже: кто-то по зову сердца и складу ума постигает педагогику через самообразование или систему повышения квалификации.
Как же пришла к этому я? Ещё учась в десятом классе, я сама для себя решила буду работать в детском саду. Мне очень нравилось, когда я видела, как моя мама готовится к занятиям и утренникам.Она была воспитателем. Мне всегда хотелось быть похожей на неё. Я тогда считала, что это самая интересная и нужная профессия.
После окончания школы я поступила в Кинешемское педагогическое училище. Закончив его, вернулась в родной город по распределению. Работала воспитателем, старшим воспитателем, методистом по воспитательной работе и педагогом дополнительного образования.
За эти годы было много исканий, радостей и огорчений. Приходилось много работать над собой, многому учиться. Случилось и так, что я уходила из образования на более высокооплачиваемую работу, но не смогла без детей – вернулась!
Сегодня дополнительное образование рассматривается государством как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Оно не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей ярче и насыщеннее. Зачастую именно дополнительное образование является главным приоритетом в выборе жизненного пути.
Я горжусь тем,что являюсь педагогом дополнительного образования. Считаю что случайных людей здесь,как и в школе, быть не должно. Педагогами должны работать люди по призванию – ведь это огромный труд и ответственность. Именно здесь, как ни в какой другой профессии важны личные качества педагога: это доброта, великодушие, такт, умение видеть хорошее в каждом ребенке, умение заинтересовать, увлечь, иногда просто выслушать и поддержать в трудную минуту.
Я думаю, призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь педагога (воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования) не может существовать без творчества. Потребности современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям.
Я люблю свою работу. Получаю удовольствие от неё. Для меня важно иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Просто быть с ними. Детей-воспитанников я называю «моими детьми». Я учу их творить, помогать друг другу, видеть прекрасное, быть добрее. И надеюсь на то, что «мои дети» найдут свою дорогу в жизни, найдут своё призвание.
Я стараюсь быть доброй и строгой, открытой и понимающей, сочетать требовательность с искренней доброжелательностью. Быть для них помощником и проводником в мир творчества.
Я люблю своих воспитанников . Чтобы их поддержать, подбодрить, повысить самооценку, использую не только похвалу и признание успеха. Стараюсь показать достоинства каждого ребенка, предлагаю задания на выбор по уровню сложности. Очень радуюсь, когда удаётся раскрыть их творческие способности. Мы с ними принимаем участие во многих конкурсах и выставках, и получаем огромное удовольствие от проделанной работы. Мне приятно видеть их достижения, успехи, их рост.
Чтобы идти в ногу со временем, я занимаюсь самообразованием, посещаю курсы, семинары, участвую в конкурсах. Я благодарна судьбе за то, что стала педагогом.
Вот уже более 20 лет я работаю в образовании и думаю, это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не жалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда молодой и энергичной. Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание, а это значит, что я счастливый человек. Мне радостно видеть,что дети меня любят. Думаю, что это наивысшая оценка для любого педагога, даже если нет у него никаких наград. Ведь любовь детей и есть высшая награда!

Эссе педагога дополнительного образования Бойко Татьяны Николаевны. Эссе подготовлено в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года - 2018", в номинации - ВОСПИТАТЕЛЬ. Эссе - это представление деятельности педагога в профессию. В своё представление я включила материал о своих родителях, учёбе и путь прихода в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель года – 2018»

Педагог дополнительного образования

Бойко Татьяна Николаевна

МБОУ ДО ДДТ

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

«Я – педагог. Я – воспитатель»

Каждого человека судьба ведёт своей дорогой. И у каждого она своя, правильная, трудная, извилистая, но своя. Первыми моими учителями были, конечно же, мои родители. Их мудрость и родительские посылы сопровождают меня на протяжении всей жизни и бесспорно помогают мне принимать окружающий мир таким, какой он есть. Мой папа, Попов Николай Петрович, жизнелюбивый, ответственный человек. Это человек транслирующий только самое доброе, правильное, ценное. Весь свой многосторонний и многообразный кладезь знаний, навыков, ценностей старался передать нам, его детям. Мама, Попова Ольга Васильевна, добрая, улыбчивая и скромная женщина, хранительница домашнего очага, к которому мы стремимся и сегодня, хотя бы на минутку, зарядиться её позитивом, живым интересом к нашей жизни и нашим успехам. А ещё моя мама настоящая труженица, она Ветеран труда. Я горжусь своими родителями. Именно их любовь к нам, детям, их честность, патриотизм, любовь к своей малой родине, сформировали во мне стержень жизненных приоритетов, правильного поведения, человеческих ценностей.

Окончив школу, я поступила в индустриально – педагогический техникум. Педагогическую практику проходила в Скосырской школе. В этой школе было всё мне знакомо и учителя, и дети, так как я оканчивала именно её. Техникум я окончила в 1990 году с красным дипломом, однако педагогика на тот момент меня не увлекала. И лишь спустя многие годы, уже получая высшее образование, на лекции по геодезии и природопользованию педагог так смогла увлечь моё внимание своими знаниями, методами подачи материала, что я сидела и впервые пожалела о том, что я не работаю педагогом. Я думала: «А ведь мне есть о чём рассказать детям, мне есть, что им дать». К сожалению, время стёрло из памяти имя этого педагога, но именно её лекция стала поворотной в моей жизни.

Я окончила университет. Судьба привела меня в Дом детского творчества. Говорят, что счастлив человек, когда его увлечение совпадает с его работой. Значит – я счастливый человек. Я очень люблю рукоделие и сказать, что я пришла на работу, было бы не правильно. Я пришла по зову души, пришла за мечтой. Наш Дом детского творчества – это особый мир, это мир творчески увлечённых педагогов и детей. Именно этот тандем дает вдохновение для новых творческих достижений, педагогических находок, ведь педагог дополнительного образования - это творец, скульптор, художник, наставник и воспитатель. Труд педагога дополнительного образования - это не только подготовка к занятиям, но и, бесспорно, увлеченность своим предметом.

Когда дети мне говорят: «Вы, наверное, знаете всё на свете!», я отвечаю – «Нет, но если вы у меня спросите, а я не буду знать ответа, то на следующем занятии я отвечу на ваш вопрос». Я считаю, что педагог должен не только обладать такими качествами, как терпение, внимание, тактичность, сдержанность и эрудированность, но и должен оттачивать свое мастерство, быть настоящим профессионалом. Поэтому в педагогической деятельности обязательно должно присутствовать непрерывное самообразование и самосовершенствование. Осуществляя свою педагогическую деятельность, темой самообразования я выбрала направление «Метод проектной деятельности на занятиях творчеством».

Так, работая по этой теме, для детей дошкольного возраста, разработан и реализуется практико – значимый проект «Метод проектной деятельности при обучении детей дошкольного возраста». Итогом реализации проекта является выпуск брошюры, автором которой является каждый обучающийся.

Семь лет я учу детей прикладному творчеству. С дошколятами мы мастерим поделки, вяжем, лепим, играем, познаем мир и родной край.

Работа педагога, воспитателя невозможна без любви к своему делу, без любви к детям. Любовь к детям и помогает мне в работе каждый день. Я люблю детей, как своих, стараюсь все делать для их комфортного пребывания на занятиях. Дети бывают разные, каждый со своими привычками и характером. Но я их люблю такими, какие они есть. Считаю важным позволить детям быть самими собой, дать им возможность раскрыть свои лучшие качества, научить их радоваться каждому сотворённому его руками творческому воплощению, поверить в свои силы. Педагогу необходимо видеть в каждом ребенке что-то необыкновенное, ведь любой ребенок по-своему талантлив.

С детства помню назидания папы: «Умеешь делать, научи другого, тогда и люди будут помнить тебя». Я определила свою педагогическую роль и следую её принципам: «Люблю детей и своё дело». Передаю детям свои знания и навыки, которые дадут им возможность быть настоящей личностью, помогут реализовать себя в окружающем мире.

Педагог дополнительного образования – это, пожалуй, самая лучшая профессия и это обо мне: «Я – педагог! Я – воспитатель!».


«Только личность может действовать на развитие и определение личности».
К.Д. Ушинский.

Воспитание творческой личности, развитие нравственного, компетентного человека будущего – одна из важнейших задач современного образования. На мой взгляд, одним из наиболее ярких, эмоционально-насыщенных средств эстетического воспитания и художественного образования детей является театр. Ведь театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению компетентной и успешной личности, так как театральная деятельность базируется на тесном взаимодействии и интеграции разных видов искусств, (театра, хореографии, литературы, изобразительного искусства). Это способствует созданию такой образовательной среды, которая благотворно влияет на формирование самостоятельного и независимого мышления, творческого потенциала личности. Позволяет войти в пространство возможного и невозможного – посредством игры…

Кто он, человек будущего? Какие вопросы он ставит для себя? Что для него важно? Как направить его, не навредив его уникальности, индивидуальности? Где взять ориентиры? Как пробудить потребность на самопознание и потребность доставать в себе то лучшее, что есть в нём и смело являть это миру? Как заложить тот фундамент, на котором прорастает смелость решать проблемы, а не бежать от них? Я думаю, каждый из педагогов, а тем более педагогов дополнительного образования, задаёт себе эти вопросы, и не раз. И я не исключение. Стать столь мудрым Педагогом, как сама Жизнь, вряд ли возможно… Но прикоснуться к этой рискованной профессии, и кое-что понять – задача оказалась для меня вполне выполнимая… И как не стать при этом «бурчащим» или всезнающим (кому как удобно) «нафталином», служа делу более 20 лет? Откуда брать ресурсы для бесконечного обновления себя и открытий в профессии педагога дополнительного образования ?!..

…Не буду лукавить, что педагогом стать – вначале не входило в мои жизненные планы. О чем могут мечтать студентки творческого ВУЗа театрального отделения? Со здоровыми амбициями? Минимум – Прима театра… Успех в студенческих работах окрыляет! Но «чья-то рука» (а скорее всего, моя) предложила другой путь… И мне повезло. Повезло с самого начала попасть в Детскую театральную школу г. Волгодонска, где режиссёром был Николай Николаевич Задорожный, ученик М.О. Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей К.С. Станиславского. Именно там, я считаю, произошёл перелом в сторону театральной педагогики.

Через год, окунувшись в атмосферу бескрайней доброжелательности, высочайшего мастерства работы детей и взрослых, педагогов, выпускников «Этюд-студии» и самого Мастера, у меня появилась мечта…

Именно там пришла идея о том, что когда-нибудь я смогу создать свою студию, свой детский театр. Театр, в котором играют дети! Но велико ещё было желание самой поиграть на сцене, а не уходить на «тренерскую» работу… Тогда мне было 23 года… Но, честно могу сказать: я видела уровень, планку работы с детским коллективом небывалой высоты и мастерства! И подобного больше не встречала нигде, спустя 20 с лишним лет… Эта «встреча» стала для меня ориентиром, как это может и должно быть! Возмутительно профессионально, неподражаемо вкусно и серьёзно! И мечты имеют свойство сбываться!

Именно с этой «планки» началось моё шествие по педагогическим просторам…

Далее, многие годы совмещая актёрскую и педагогическую деятельность, вкусив все «трудности и прелести» интеграции общего и дополнительного образования, я научилась ставить цели и достигать их, искать пути решения поставленных задач. Этому же вместе со мной учились и дети самой обычной школы, с которыми я занималась актёрским мастерством. Работая в команде молодых педагогов, мы вместе изучали все «нововведения в образовании», вместе создавали авторскую уникальную программу, соединившую в себе Детскую студию, Детский театр и Студенческий театр, которая победила во Всероссийском конкурсе образовательных программ. Занятия были комплексными, проводились целыми классами общеобразовательной школы и по подгруппам…

Учителя школы обожали «творческие» классы. Дети, приобретая навыки продуктивного коммуникативного общения и совместной творческой деятельности в неформальной обстановке, постепенно менялись, становились другими: дружными, инициативными, активными, хотя это были далеко не самые лучшие классы, и учились не всегда на «пятёрки». И все это во второй половине 90-х, когда в стране была полная неразбериха… Невзирая на невыплату зарплат и полуголодное существование на общем фоне… На занятиях, репетициях мы старались создавать для детей ситуацию успеха (участие в концертах, этюдах, постановках) и востребованности, пока «взрослые» играли в игры по развалу страны…

Мы верили, то, что мы делаем, не зря, что детям и нам надо, несмотря ни на что, жить дальше, и мало того – состояться в будущем! Пусть уже в новой, изменённой стране…

Долго в приоритете у меня всё же оставалась актёрская деятельность… А наши дети-студийцы, смотря на нас, своих педагогов, играющих в спектаклях, учились, восхищались, подражали. Мы были для них примером того, как надо «быть». Нас называли «практикующими педагогами». И мы понимали эту ответственность. Жертвенность? Ничуть! Мы были счастливы, молоды, полны надежд и просто любили то, что мы делали. И понадобилось время, переосмысление себя, прежде чем я смогла уйти полностью на «тренерскую» работу – в педагоги дополнительного образования.

Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело!

Далее, в 2006 году, уже в родном Томске, слегка преобразовав эту «модель» взаимодействия с детьми, на базе Центра планирования карьеры рождается мой замечательный коллектив – Театр-студия «Синтез» … Во Дворце творчества детей и молодёжи, он приобретает ту форму и то содержание, которое я всегда хотела, о котором мечтала. Ещё с юности. Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело! Первое, что надо было создать – это программа! План! Инструкция! За дело! Три предмета: «Актёрское мастерство», «Сценическая речь» и «Основы сценического движения» – основные, и два дополнительных – «Хореография» и «История театра. История костюма». На 5 и более лет обучения… Появился слоган «К нам приходите, стать лучше сумейте в Театре, в котором играют Дети!», который, как нельзя лучше, отображает суть…

В первый год работы во Дворце «синтезят» было 24 человека. Спустя шесть лет – более 70! Возраст – от 8 до 17! Четыре группы. Близкие по возрасту и годам обучения. «Младшие», «Средние» и «Старшие». Примерно поровну. То, что число студийцев растёт год от года, и уже приходится делать «отбор», так как не можем вместить всех желающих, конечно, без ложной скромности, это показатель и для меня, как для педагога… Дети остаются. Приходят новые, и тоже остаются. Приходят вновь и вновь. И даже выпускники, пройдя пятилетнее обучение, занимаются дальше…

Сначала – намерение. Это работает.

Конечно, дети идут «на педагога». Часто, при смене педагога или руководителя, коллектив или организация «идут в упадок», или, наоборот, всё начинает сверкать новыми красками, фонтанировать идеями, возможностями… Всё идёт от человека. А тем более – от руководителя. Вернее, от его намерений. Сначала намерение – потом возможности для реализации. А не иначе. А в нашей профессии – особенно! Это работает!

Недавний пример. Не успела я подумать о благотворительной деятельности, мол, «надо бы, пора бы», как почти сразу поступило предложение участия детей в гала-концерте «Особой моды» Регионального конкурса молодых дизайнеров для моделей с ОВЗ. «Это же возможность дать детям урок доброты, принятия инаковости, внести, так сказать, свою лепту…», – подумала я. Дети поддержали. В этом году нас приглашают вновь. И мы снова пойдём.

Или вот ещё пример. В 2014-2015 годах я загорелась создать большой проект, попробовать свои силы, выиграть грант. Благодаря друзьям, коллегам, единомышленникам, он состоялся – «Международный реально-виртуальный конкурс «Созвездие.ru» уверенно заявил о себе. Он объединил усилия детей, педагогов, ведущих специалистов России в области искусства. Это не было лёгким делом. Но я получила «прибыль» в виде колоссального опыта. И несомненный рост, благодаря всему новому. И дети моего «Синтеза», как и тысячи других участников конкурса, стали самыми активными участниками.

Не учить, а делиться тем, что знаешь!

Главный мой методический принцип преподавания основ актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. Уметь смотреть и видеть. Слушать и слышать.

Умение решать сложные задачи – компетенция будущего!

По прогнозам аналитиков World Economic Forum на первом месте в 2020 году, как и в 2015 (именно тогда проводилось это исследование), по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Я очень люблю слово «задача» и часто применяю его на занятиях. Дети понимают, что значит: «Твоя задача сделать так, чтобы он…». Впоследствии они учатся ставить задачи друг другу, себе. Она всегда конкретна. Она направлена на партнёра. Умение понять задачу героя в этюде или пьесе и найти способы достичь своей цели – очень важный навык, который пригодится им в будущей жизни, в любой другой профессии, а не только на сцене.

Креативности и критическому мышлению – виват!

Усложнение процессов во всех областях требует нестандартных решений. К сожалению, этому не учат в современной школе (и во многих вузах). Вот мнение Татьяны Черниговской, известного ученого в области нейронауки и психолингвистики: «Так ли мы учим детей?.. Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное – Гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает Гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать». Абсолютно согласна! Вот эту «нестандартность» я особенно приветствую в детях! Умение «не смотреть на соседа», или «выйти за рамки привычного» – очень ценно.

Есть специальные упражнения, приёмы в актёрском мастерстве, направленные на поиск нестандартных решений. И дети их очень любят, и в 10, и в 13, и в 16 лет… Например, сочинение и воплощение этюдов. Из трёх слов. Не связанных между собой, например, снег, черепаха, гвоздь. Задача – придумать и связать их в одну историю, то есть по всем законам драматургии – завязка, кульминация, развязка. Убедительно напоминаю им, чтобы «не шли на поводу у стереотипов, найдя непривычное значение для простых слов, вещей». И они находят! Не только придумывают, связывают воедино, но и представляют «свой продукт» на сцене, то есть самостоятельно распределяют между собой роли, договариваются о целях, задачах, о действии ими же созданных героев – они творят! Пусть «здесь и сейчас», сиюминутно… Это тренинг! Это «инвестиции в будущее»! Опыт! Потом вместе обсуждаем, разбираем. Рефлексия! Создавая, тренируются и мыслительные, и коммуникативные, и регулятивные способности ребёнка. И… нестандартное мышление. И они это делают с большой радостью и удовольствием! Не иначе гении!

Когнитивная гибкость и эмпатия – также в приоритете. Понимать и сопереживать чувствам другого, с уважением относиться к внутренним процессам. Это важно! Лишь бы чувствовали! А как человеку будущего без этого?..

Конечно, участие в постановках, спектаклях – это то, к чему они стремятся. Всё как у взрослых – попасть «в главные роли», в «основной состав» … И при этом я взращиваю в коллективе, по-другому не скажешь, атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу. Атмосферу не конкуренции, а сотрудничества! Театр – искусство коллективное, синтетическое. Здесь важен каждый! Они сами (в том числе) выбирают друг друга на роли или выдвигают себя, аргументируют свой выбор. Так дети учатся принимать мнение другого. Отдыхают ли в летнем лагере или веселятся на праздниках, трудятся – репетируют, спорят, творят и вытворяют – но они знают – «мы – команда»!

Достигнув достаточно высокого профессионального уровня, я поставила себе задачу, чтобы коллектив, руководителем которого являюсь, вышел на международный уровень. Реализовалось на второй же год! И стало уже ежегодной доброй традицией! Мы в тренде – на фестивалях и конкурсах разных уровней – от городского до международных, съёмки на ТВ, поездки на фестивали в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д.… Конечно, это создание и ситуации успеха, и веры в себя, и подведение неких итогов работы – для всех. А наша театральная смена в загородном летнем лагере! Почти всем коллективом! Легко! Было бы намерение!..

В работе я намеренно не ставлю себе профориентационных задач. Хотя «старших и средних» больше половины. Скорее – наоборот. И не потому, что плохо отношусь к профессиям «актёра, режиссёра» … Я просто знаю, что идти туда надо, если без этого не можешь жить, то есть нет выбора. Иначе там делать нечего! «А если есть выбор – лучше не ходите», – говорю я детям. Наверное, это правильно. Пусть лучше, вдоволь наигравшись в игры в детстве, вступят во взрослую жизнь, и сами уже решат «быть или не быть» … Пусть всё будет в радость! Убеждена, что не только в любой профессии они смогут применить свои умения «жить на сцене», но и в любой жизненной ситуации, так как знания, опыт театральной педагогики – универсальны! Они помогают воспитать мудрого, грамотного, понимающего человека. И в данной ситуации, в нашей стране, я считаю, это намного важнее!

Таким образом, театральная педагогика – эта та область для меня, где наиболее полным образом сконцентрированы и проявляются все лучшие качества, которые есть в людях. Это область, где можно воспитать и развить те качества, какие ты хочешь видеть в себе в будущем. Где даётся возможность проявить себя каждому, участвуя в общем процессе, решаются задачи социализации и кооперирования с величайшим намерением – отдавать, с неизбывной потребностью развиваться самому.

Неважно, что кто-то поёт, а кто-то просвещает, кто-то… Мы все что-то пробуждаем в людях, детях… Хочу уметь трогать за самое нутро тех, кто “имеет уши и слышит”. Словами!.. Но ведь форма не важна. Важно лишь, сколько ясности, простоты и чистоты мы можем нести своим делом, самим собой в мир.

Мало, господа, только сердце отдавать… Нужно расти самому. И воспитывать лишь на собственном примере!

Анна Ивановна Григорова,
педагог дополнительного образования,
ДТДиМ, г. Томск

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Деятельность педагога дополнительного образования предполагает специализацию на обучении детей вне школьной обязательной программы. Такой работник должен заниматься в первую очередь с объединениями учеников, например кружками по интересам. Зачастую работа педагога дополнительного образования предполагает курирование секций, студий. Такой взрослый должен направлять доверенный ему клуб, помогая детям реализовывать свой потенциал.

Важно и нужно

Педагог, занимающийся с детьми вне строго ограниченных рамок школьной программы, должен ориентироваться в области интересов доверенной ему молодежи, а также здраво оценивать способности тех, кто находится под его кураторством. Профстандарт педагога дополнительного образования предполагает умение работать с группами детей и способность комплектовать из них объединения, внутри которых работа будет слаженной и успешной.

Сложно и ответственно

Работать в такой специализации непросто. Занимающиеся дополнительным образованием детей педагоги должны самостоятельно определять оптимальные методики, формы для взаимодействия с доверенными им лицами. Нужно уметь подобрать такие воспитательные средства, которые покажут положительный результат при взаимодействии с конкретной группой, имеющей свои специфические особенности.

В то же время стандарт педагога дополнительного образования предполагает умение организовывать мероприятия с участием большого числа лиц, а также способность и опыт проведения постоянных занятий с группой учеников. Концерты, выставки, праздничные вечера - все это ложится именно на такого учителя, чьей основной задачей становится развитие творческого потенциала каждого доверенного ученика.

Должен…

Как следует из действующих на территории нашей страны стандартов, педагоги дополнительного образования - это такие лица, которые работают с учащимися вне рамок общеобразовательной программы, в то же время образовательная система должна учитываться при разработке каждого занятия. Ответственный за кружок, секцию учитель не просто должен поддерживать ее в рабочем состоянии. Именно педагоги дополнительного образования - это те люди, которые призваны заинтересовать учеников и сохранить их интерес при длительном посещении объединения.

…и обязан

Учитель должен с педагогической точки зрения уметь обосновать, почему он отдает предпочтение той или иной форме взаимодействия с группой. Задача педагогов дополнительного образования - это не только творческое развитие учеников, но еще и применение для этого новых, результативных методов, показывающих наилучшие результаты.

Научная работа для веселого времяпрепровождения

Не секрет, что педагоги дополнительного образования - это люди, которые должны профессионально, научно подходить к вопросу создания непринуждённой атмосферы. Дополнительное - это необязательное образование, поэтому учитель - то лицо, которое больше всех заинтересовано в высокой посещаемости его кружка. А это возможно только тогда, когда детям интересно. В то же время учитель обязан применять только педагогические методики. Вот и получается, что план педагога дополнительного образования - это целая научная работа, посвященная вопросу о том, как сделать познание нового для детей веселым и увлекательным процессом.

Долгий путь к успеху

Любой учитель, занятый в сфере дополнительного образования, должен уметь применять педагогические методики, психологические и физиологические. При этом педагог года дополнительного образования - это такой лучший учитель в своей области, который чувствует баланс между целесообразностью, затратами сил и времени и результативностью.

Новейшие технологии и проверенное опытом

В своей работе педагог дополнительного образования (вакансии, кстати, показывают, что такие специалисты получают довольно низкую зарплату) должен уметь применять новейшие технологические средства, вычислительные машины. Не будет лишним пользоваться источниками в интернете для поиска самых интересных решений и методик организации занятий. Образовательные ресурсы, которые должен применять в своей работе учитель, довольно разнообразны, и лучшие результаты показывают специалисты, пользующиеся советами разных изданий.

В то же время вакансии педагогов дополнительного образования наглядно демонстрируют, что в большинство современных школ принимают на работу только тех учителей, кто умеет обращаться с компьютером. Ситуация складывается таким образом, что администрация поощряет новые подходы к образовательному процессу, новые методы подачи информации детям так, чтобы им было интересно, и персонал должен подстраиваться под эти требования.

Для всех и каждого

Между прочим, специализированное образование нужно не только детям для реализации творческого потенциала. Довольно велик в наше время спрос на педагогов дополнительного профессионального образования. Их задача - занятия со взрослыми. Преимущественно это специальное профессиональное образование - повышение квалификации, расширение базы зданий об используемых в своей сфере методиках. Но не только: учителя для взрослых в рамках дополнительного образования также могут давать своим ученикам возможности для творческой самореализации.

Знания и опыт: совместная работа

С кем бы ни работал учитель, его задача - использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой - нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.

Уделяя внимание каждому

Задача занимающегося дополнительными образовательными программами учителя - внимательно относиться к каждому, кто изъявил желание записаться в кружок или секцию. При этом именно педагог - гарант соблюдения свобод, прав, положенных по Конституции каждому гражданину страны вне зависимости от возраста.

Одновременно с этим специалист в сфере дополнительного образования должен готовить образовательные программы и воплощать их в жизнь таким образом, чтобы все доверенные ему ученики развивались и открывали для себя что-то новое. Для этого нужно уметь прорабатывать программу, план, прикладывать усилия для воплощения в реальность задуманного.

Творческий подход к творческим личностям

Основная задача дополнительной образовательной программы - помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя - те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.

Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, - это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя - мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.

Помогать и направлять

Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача - обучить детей самостоятельности. Очень важно, чтобы школьники осознали - исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации.

В то же время дополнительное обучение - это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования - дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.

Анализ и оценка

Педагог дополнительного образования должен быть в курсе достижений доверенных ему воспитанников. Его задача - вовремя уметь поддержать, повлиять и стимулировать в достижении поставленных целей. Кроме ощутимой помощи и поддержки задача учителя - проанализировать происходящее в жизни воспитанника, ученика, для чего необходимо уметь применять свои педагогические навыки и специфические профессиональные знания.

Еще одна важная задача педагога дополнительного образования - это умение оценить эффективность программы и понять, насколько успешно доверенные ему воспитанники овладевают навыками, заложенными в дополнительный образовательный курс вне рамок школьного обучения. При этом творческая деятельность также должна анализироваться и оцениваться совместными усилиями взрослых и детей. Все это позволяет активизировать познавательный интерес. Профессионалы рекомендуют прибегать к новейшим компьютерным технологиям, чтобы стимулировать интерес школьников и сделать процесс анализа более наглядным и точным.

Специальный поход

Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.

Шаг за шагом: только вперед

Педагог должен не просто уметь собрать свою группу в классе, но и знать, как можно мотивировать участников кружка на массовое мероприятие. В его зоне ответственности будет организация такого события и поддержка интереса в группе участников. Для этого придется прибегнуть к опыту и знаниям, накопленным в области массовой работы. Одновременно с этим такой специалист должен уметь выступить в методическом совете, на собрании педагогов, выразить свое профессиональное мнение, провести презентацию составленного плана работ. Словом, несмотря на факт того, что дополнительное образование не входит в обязательную программу, ответственный поход в такой работе нужно практиковать нисколько не менее тщательно, нежели при работе в рамках установленной законами программы.

Работаем с детьми и их родителями

Дополнительное образование - это в первую очередь работа с детьми, но все же педагог вынужден контактировать и с их родителями. В частности, регулярно нужно организовывать родительские собрания, общаться со старшим поколением, донося информацию об их чадах, их потенциале, возможностях, нуждах. Учитель должен консультировать родителей, помогать им, а также оказывать посильную помощь в создании диалога между поколениями, что особенно сложно в подростковом бунтарском возрасте.

Безопасность - на первом месте

Педагог охраняет жизнь доверенных ему воспитанников и отвечает за их здоровье в рамках организованных им занятий. Он должен соблюдать правила безопасности, охраны труда, законы и порядки, установленные в нашей стране. В некоторых случаях педагог также координирует работу тех, кто ниже его по должности в своей школе и тоже занимается дополнительным образованием школьников.



Загрузка...