Кошки. Породы, стерилизация

Пантелеимонов монастырь: такая простая непростая афонская обитель. Русский на афоне пантелеимонов монастырь Русский на афоне свято пантелеимонов монастырь музей

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение - чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее - Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва.

Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря

чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества. Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.

Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.

Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол - звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.

К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.

В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.

В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.

16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.

В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.

В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.

Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).

Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и (известным также под именем «Палэомона́стиро».

Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.

Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.

Семен Иванович Антонов - будущий старец Силуан - родился в 1866 г. в простой крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911-м в схиму.

«Одни грехи принес я в монастырь», — вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», писал преподобный, — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», — отвечал ему гость обители.

Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».

«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», — ответил отец Мефодий.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.

Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.

27 июля (9 августа) - великомученика и целителя Пантелеимона - престольный праздник.

Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Обитель также называют Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь или просто Руссик.
На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. Раньше она располагалась дальше от моря, где сегодня стоит «старый Руссик», или «монастырь Фессалийца», основанный в начале XI века богатым христианином из Фессалии. В это время на Святую Гору стали приходить первые русские монахи, обосновываясь в монастыре Ксилургу. Вскоре он переполнился и не мог больше вмещать в себя всех желающих, поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалийца. Обитель Ксилургу была преобразована в скит и остается им до сего дня.

До конца пятнадцатого века насельниками обители были в основном греки. После освобождения Руси от монголо-татарского ига начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору.
После непродолжительного периода расцвета монастырь беднеет. К середине XVIII века Руссик пустеет. Григорович-Барский, паломник-монах и писатель восемнадцатого века при первом своем посещении Святой Горы застал в монастыре всего четырех монахов – двоих русских и двоих болгар, а во второй раз – никого. Впоследствии монастырь вновь попадает в руки греков. В 1667 году епископ Иериссонский Христофор выстроил небольшой храм на новом месте у моря, освященный в честь Вознесения Господня. В этом месте в 1800 – 1820 годах и был построен с помощью правителей балканских и придунайских княжеств нынешний Пантелеимонов монастырь. Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти прошлого века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Монастырь находился в бедственном положении. А с 1840 года в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составили большинство братии, вследствие чего в 1875 году после долгих лет – был вновь избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. Щедрые дары и пожертвования русской царской семьи способствовали быстрому возрождению обители. К концу XIX века в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов, много русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.
Соборный храм монастыря был построен в 1821 году. Он увенчан типично русскими куполами – «луковками» с позолоченными крестами. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 году, службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском.

Напротив входа в собор находится трапезная вмещающая до 800 человек, построенная в 1890 году.

К собору пристроен придел Успения Богородицы, к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана. В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского. К сожалению, после разрушительного пожара из 8 храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь 2: прп. Саввы и свт. Николая.
Монастырю принадлежит ещё 2 храма за его пределами, а также 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия. Монастырю также принадлежит подворье Хромица, скит Богородицы (Ксилургу), скит Новая Фиваида и Старый Руссик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава св. великомученика Пантелеимона , частицы Честного Креста, а также мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы и преподобного Силуана, удивительного старца нашего времени.
Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке хранится более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг.

Братия монастыря насчитывает около 90 монахов.

Расположен в 15 км от Кареи на юго-западной стороне Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - св. вмч. Пантелеймона.
Настоятель - архимандрит Иеремия.
Занимает девятнадцатое место в святогорской иерархии.
Братство составляет 80 монахов.

Монастырь св. вмч. Пантелеймона находится на берегу залива. Современный монастырь св. вмч. Пантелеймона связан с тремя центрами: монастырем Пресвятой Богородицы Ксилургу, монастырем Фессалоникийца и, наконец, с монастырем Святого Пантелеймона.

Основание монастыря

Согласно старому русскому преданию, распространенному в XVI веке, монастырь Божией Матери Ксилургии был основан святым равноапостольным Киевским князем Владимиром (960–1015 гг.) после принятия христианства на Руси (998 г.).

Монастырь упоминается в документах, начиная с XI века. Обитель была расположена между монастырями Ватопед и Пантократор, и населена в основном русскими монахами. По этой причине монастырь стали называть Монастырь Россикон (или Русик). В связи со значительным ростом численности монахов в 1169 году Священный Кинот, после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия, дал разрешение на основание второй обители в монастыре Фессалоникийца, который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Располагался этот монастырь на старой дороге, соединяющей Карею с нынешним монастырем. Это место еще называли «Нагорный» или «Старый Русик». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в густом лесу братство русского монастыря находилось 700 лет.

Одновременно русским инокам выделялись кельи в Карее. Что же касается прежнего места нахождения монастыря (Ксилургу), то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице. Как следует из подписей на церковных документах настоятеля Лаврентия - «игумена св. Пантелеимона Фессалоникийца», - монастырь был посвящен св. Пантелеймону.

История Пантелеймоновского монастыря: ранний период

О раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что сильный пожар в XIII веке уничтожил не только имущество, но и все документы. В XIII веке связи монастыря Фессалоникийца с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, были прерваны. Изредка сюда, спасая от уничтожения, удавалось вывозить из Руси иконы, рукописи и церковную утварь. В результате, братия монастыря пополнялась в основном греками. Подтверждение этому можно найти в монастырских актах, которые игумен монастыря подписывает по-гречески.

Подробнее

Неоднократно помощь приходила из Византии. Здесь особенно заметна роль императоров Андроника II (1282–1328 гг.), Иоанна V (1341–1376 гг.) и Мануила II (1391–1425 гг.) Палеологов. Здесь речь шла о передаче монастырю денежных средств и земельных наделов с соответствующими грамотами на право владения. Позднее разностороннюю поддержку обители деньгами и дарением подворий на протяжении 142 лет оказывали сербские правители.

Сербский король Стефан Урош IV Душан после посещения в 1345 году Святой Горы, помимо разносторонней экономической поддержки монастыря, содействовал назначению игуменом сербского богослова Исаии.

В 1509 году сербская княгиня Ангелина обратилась к великому князю Василию III с предложением стать ему покровителем монастыря Фессалоникийца: «…Все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Поскольку мать Василия III Софья являлась представительницей последней византийской династии Палеологов, великий русский князь поддержал это обращение и стал официальным покровителем монастыря Фессалоникийца.

В ХV веке ежегодную значительную помощь обители оказывали валашские воеводы.

Пантелеймон в период испытаний

После освобождения России от татаро-монгольского ига (середина XV века), число русских монахов вновь существенно превысило всех остальных, находящихся в монастыре.

Период турецкого владычества подверг монастырь Фессалоникийца серьезным испытаниям. Иногда обитель оказывалась полностью заброшенной. В 1574–84 годах монахи были вынуждены покинуть монастырь, и помощь в размере 500 рублей, посланная Иваном Грозным, так и не нашла получателя. В 1591 г. русский патриарх Иов, а в 1592 году великий князь Федор Иванович разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря Фессалоникийца.

Однако и в последующие годы ситуация не изменилась к лучшему. В письме Вселенского патриарха Кирилла I Лукариса (1620 г.) отмечается, что «… монастырь находится в тяжелом положении, долги растут и по этой причине монахов сажают в тюрьму. Церковь и стены, окружающие монастырь, разрушены. Отцы лишены даже самого необходимого».

Это вынудило Священный Кинот в конце XVII века взять русский монастырь под свою опеку.

К концу XVIII века монастырь после краткого периода подъема вновь обеднел и был вынужден отдать в залог многие свои земельные владения и часть церковной утвари. Известный путешественник и паломник В. Г. Григорович-Барский во время первого своего посещения монастыря (1727–1728 гг.) встретил здесь только двух монахов русских и двух болгар, а во время второго (1744 г.) - вообще не встретил никого. Это было следствием непрерывной череды войн России с Турцией, когда приток россиян на Святую Гору практически прекратился.

В результате, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и переселиться к небольшой Воскресенской церкви, построенной в 1667 году епископом Христофором Иерисским на берегу моря, где сегодня находится нынешний монастырь св. вмч. Пантелеймона или Русик.

История на новом месте русской обители начинается с 1765 года.

Монастырь св. Пантелеймона в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в 1803 году специальной грамотой Вселенского патриарха Каллиника был объявлен общежительным.

Основную помощь в строительстве нынешнего монастыря в конце XVIII и начале XIX века оказал господарь Молдовлахии Иоанн Каллимах (1758–1761 гг.) и его преемник Скарлат Каллимах (1773–1821 гг.). Жизнь Скарлата Каллимаха оказалась тесно связанной с монастырем св. Пантелеймона. Находясь на должности переводчика у турецкого султана Махмуда II (1785–1839 гг.) он сильно заболел. И исцелиться от тяжелой болезни ему удалось только после того, как он приложился к мощам св. вмч. Пантелеймона. Мощи эти были доставлены из обители в Константинополь игуменом Саввой Пелопоннесским, первым игуменом монастыря Св. Пантелеймона. После своего чудесного выздоровления и назначения на место валашского господаря (1809–1819 гг.) в знак благодарности Скарлат Каллимах начинает финансировать строительство Соборного храма, часовен, келий, гостиницы и больницы. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским патриархом Григорием V.

Отмечая благотворительность и большие заслуги семьи Каллимах перед обителью, которая продолжалась вплоть до начала Греческой Национально-освободительной революции 1821 года, Вселенский патриарх Каллиник V в 1806 году специальным указом переименовал монастырь Св. Пантелеймона в Каллимахидон (монастырь Каллимахов).

Важно, что обитель Фессалоникийца сохранилась, но впоследствии получила название Старый Русик и сегодня принадлежит монастырю Св. Пантелеймона как скит.

Русская Православная Церковь и Русик

С началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок. Но, начиная с 1840 года, монастырь вновь начал принимать монахов из России, число которых настолько возросло, что они стали составлять большинство. В 1875 году русские монахи впервые в этот период истории монастыря избрали Макария Сушкина настоятелем, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря составляло около 2 000 человек (при общей численности афонской общины 10 000 человек).

В XIX - начале ХХ века Русская Православная Церковь была надежной опорой обители.

Для приюта русских богомольцев, посещающих Святой Афон, монастырь имел подворья в Одессе и Константинополе. Через одесское подворье монастырь ежегодно посещало до 30 тысяч человек. В качестве контрольной меры использовалось рекомендательное письмо от соответствующего епархиального начальства.

Существенную помощь и поддержку монастырю, помимо Священного Синода, оказывали русское правительство и императорская семья (в размере около 100 тысяч золотых рублей ежегодно). В 1845, 1867 и 1881 годах монастырь посетили Их Императорские Высочества, соответственно, Великий Князь Константин Николаевич, Великий Князь Алексей Александрович, Великий Князь Константин Константинович.

Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию со штатом в 30 человек.

Пантелеймон: новейшая история

После революции 1917 года помимо того, что сюда полностью прекращает поступать всяческая материальная помощь и поток монахов из России, коммунистические идеологи не допускали даже мысли о связях с Афоном, а страны-гаранты международного статуса Афона крайне подозрительно относились ко всем новоприбывающим из России. И незначительное пополнение продолжалось только за счет русских эмигрантов, проживавших в Западной Европе. Коммунистическая власть в России конфисковала все имущество Пантелеймонова монастыря (подворья, лавки и т. д.). Более того, она сделала все возможное для того, чтобы президент Турции Кемаль Ататюрк в 1924 году передал подворье монастыря св. Пантелеймона в Константинополе «дружественному советскому государству» в обмен на широкую экономическую, военную и политическую поддержку.

Подробнее

Тяжелое экономическое положение монастыря Св. Пантелеймона еще более усугубилось сильными пожарами 1927 и 1968 годов.
Лишь в 1948 году патриарху Алексию, в рамках празднования 500-летия со дня провозглашения Патриаршества в России, удается установить контакты с представителями Греческой Церкви, приглашенными на юбилейные торжества. Один из вопросов, интересовавших русского патриарха, касался разрешения на прибытие на Афон русских монахов. И только в 1970 году архимандрит Авель и монах Виссарион получают разрешение советских и греческих властей прибыть на Святую Гору. Архимандрит Авель сумел не только завоевать доверие и уважение греческой монашеской братии (дело для того времени непростое), но и стать в 1975 году, после довольно долгого перерыва, игуменом монастыря Св. Пантелеймона. Начиная с 1979 года и по настоящее время настоятелем монастыря является архимандрит Иеремия, которому в октябре 2014 года исполняется 99 лет.

Пантелеймон сегодня

В настоящее время в монастыре проводится капительный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ сюда прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также перечислены значительные средства благотворителями России и Украины. Российское правительство выделило 1 млрд. рублей на восстановительные работы. Оказывалась и оказывается существенная помощь и греческим правительством.

Монастырский собор

С архитектурной точки зрения монастырь отличает отсутствие укреплений, характерных для других афонских монастырей. Многоэтажные здания, предназначенные для многочисленной братии, окружают старый компактный центр - квадратное здание с главным Соборным храмом, который начали строить в 1812 году и завершили в 1821. Посвящен Соборный храм святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы.

Подробнее об архитектуре монастыря

Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковки куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с указом 1875 года, песнопения во время службы ведутся на двух языках - греческом и церковнославянском. Эта традиция сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря - отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. В трапезной могут одновременно присутствовать около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (длина окружности одного из них составляет 8,70 метра, а вес - 13 тонн).

Часовни, кельи и церкви

Кроме собора, на территории монастыря и за его пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы, в которой ранее служба велась на греческом языке. Есть также часовня св. Митрофана Воронежского со службой на церковнославянском языке. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, св. Сергия, св. Димитрия, Архангельская, св. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. свв. Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня св. Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом.

В южном крыле располагаются две часовни - св. Саввы и св. Николая.

За пределами монастыря находятся еще две часовни. Одна - свв. московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа - на кладбище, другая - Преображенская - в нынешнем архонтарике.

У монастыря есть также 5 келий - св. Евфимия, свв. Бессребреников, Живоносного Источника, св. Стефана и св. Георгия. Келии св. Стефана и св. Георгия находятся в Карее, причем келья св. Георгия является представительством монастыря.

Кроме того, монастырю св. Пантелеймона принадлежат также общежительное подворье Хромицы или Хромитиссы, неподалеку от Уранополиса, общежительный скит Ксилургу или Богородицы недалеко от монастыря Пантократор, Старый Русик, Новая Фиваида или Гурноскит и Палеомонастиро (Старый Монастырь), который в настоящее время закрыт.

Всего церквей в монастыре св. вмч. Пантелеймона 25. Вне монастыря в разных местах монастырской земли, в скитах и при келиях - до 40 церквей.

Монастырские святыни

В Соборном храме находятся несколько частей Животворящего Древа Креста Господня и части свв. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. прмч. Стефана Нового, св. прмц. Параскевы, св. вмц. Марины, св. Иосифа Обручника, св. апостола Фомы, прп. Симеона Столпника, св. мчч. Георгия Победоносца, Димитрия Мироточивого, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, сщмч. Харалампия. Здесь же находится значительная часть от камня, отваленного от Гроба Господня, из которого сделан семисвечник.

По просьбе греческих властей чудодейственные мощи св. Пантелеймона были доставлены в Константинополь в 1744 году, где тогда свирепствовала чума. Святой целитель в который раз показал свою силу - жители города были спасены от смертельной опасности.

В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных, правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

В часовне Покрова Пресвятой Богородицы хранятся мощи св. вмч. Пантелеймона, св. Иоанна Предтечи, св. апп. Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, свв. Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, Космы и Дамиана, Кирилла, Трифона и многих других. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона вмч. и целителя Пантелеймона и икона сщмч. Харлампия, замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие - подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Библиотека

Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1 320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются Евангелие и шестнадцать Речей Григория Богослова. Кроме отдела рукописей в библиотеке содержится более 20 000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и весьма ценные старые издания.

Монашеский быт

В монастыре соблюдаются правила, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные. Они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а в воскресные дни, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни.

Смирение считается основной ее добродетелью. Святых Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам, или в случающийся на седмице праздник. В будни, в свободное от Богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

Большей частью трапеза состоит из выращенных овощей. Рыба предлагается только по праздникам. В понедельник, среду и пятницу трапеза бывает один раз в день и без масла. Исключения - праздничные дни.

В обители устроены синодики, в которые вписываются имена братии и благодетелей на вечное поминовение на проскомидии Божественной Литургии, а в одной из церквей учреждено на вечное время неусыпаемое чтение Псалтыри по усопшей братии и благодетелях, и о здравии и спасении живых. По сообщению древних путеводителей братство монастыря Св. Пантелеймона насчитывало около 3 000 человек, в настоящее время в монастыре около 80 монахов.

Описание:

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был .

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info .

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: [email protected] .

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Страна: Греция Дочерняя организация:

Интервью наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) после посещения Святой Горы Афон.

Отец Алексий, Вы в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывали в конце мая на Святой Горе Афон. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от поездки.

Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000-летие русского присутствия на Афоне. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».

Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу - всё засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.

С благодарностью я размышлял о людях, чьей заботой так преобразился наш монастырь на Святой Горе. Большой знаковой поддержкой, на мой взгляд, было участие Российского государства в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря.

27 мая мы встречали на Афоне Святейшего Патриарха Кирилла. От Святых врат к собору великомученика Пантелеимона Патриарх шел по дорожке, украшенной лавровыми листьями. На следующий день к празднованию Собора Преподобных Русских Святогорцев в обитель прибыл Президент России. У Святых врат Владимира Владимировича под праздничный колокольный звон встречал игумен монастыря схиархимандрит Иеремия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал Президента у входа в соборный храм. Глава государства молился вместе с братией монастыря и многочисленными гостями, а по окончании торжественного богослужения получил в дар от насельников монастыря икону Всех святых русских государей. Известно, что за 1000-летнюю историю нашей страны около 150 ее правителей были причислены к лику святых. Как вы, наверное, знаете, за посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Для нас, церковных людей, очень важно и значимо видеть духовное устремление нашего Президента, единение государства с Церковью. Владимир Владимирович молился вместе с нами в храме, призывая Божию милость на свой народ.

Слава Богу, что мы православные!

Несомненно. Мы приобщились лишь малой части духовной жизни Афона и в очередной раз почувствовали, насколько это непросто. Взять хотя бы ночные богослужения: это очень тяжело, хотя и можно присесть во время службы в стасидии. Я спросил у одного мужчины, который каждый год бывает на Афоне (он врач, семейный человек, замечательный специалист своего дела), зачем он ездит на Святую Гору? И он ответил мне, что даже когда не всё понятно в богослужении на греческом языке, тянешь четочку на службе, а благодать, которая присутствует здесь, потом питает тебя целый год. Еще он сказал, что без этой духовной поддержки не смог бы противостоять всем искушениям, которые случаются в его жизни. Возможно, и нам, монахам, не всё можно применить у себя из духовного опыта афонитов, но ведь это как в семейной жизни: необязательно перенимать у образцовой семьи всё, что видишь. Подчас это и невозможно. Возьми то, что можешь взять. Что не можешь взять, не бери, укоряй себя, и исполняй, что можешь исполнить. Для нас важно, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, но они живут истинной подвижнической жизнью.

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживает более ста русских насельников. Почему так важно для нас русское присутствие на Святой Горе Афон?

В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. Так вот Пантелеимонов монастырь на Афоне - это русская монашеская свеча пред Богом. У наших паломников есть здесь свой уголок, они могут прибыть на Святую Гору, услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно им, когда-то тоже приехали из России и посвятили свою жизнь Христу. Мы не оспариваем первенства греков, мы заимствовали православную веру у Византии, но для нас важно, что когда-то на Афоне было до 5000 русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет - наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

Сегодня наша молитва на Афоне вновь окрепла, и мне кажется, это очень много значит для русских людей. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни мы видим, как церковные, а порой и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Они приезжают подчас буквально на несколько дней, паломничают по монастырям, прикладываются к святыням, питаются этим воздухом, на какие-то часы отрешаются от своих суетных забот, и Божия благодать питает и врачует их.

И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл освящал собор великомученика Пантелеимона в Старом Русике, Его Святейшество говорил, что это великолепие не должно быть забыто, что богослужения должны совершаться здесь регулярно, и что мы будем продолжать посылать на Афон людей, чтобы здесь служить Богу, потому что это очень важно для нашей Церкви и нашего народа.

Справка

Свято-Пантелеимонов монастырь - один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии.

Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим - учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

Среди святынь обители - часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.



Загрузка...