Кошки. Породы, стерилизация

Подготовка к венчанию. Основные этапы и рекомендации

Церковное богослужение, во время которого освещается и благословляется христианский брак, называется венчанием или церковным обрядом бракосочетания. Его суть – в благословлении будущих супругов на счастливую семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Это таинство не должно быть данью моды или обязательным элементом свадьбы. Такое решение принимается осознанно, каждый супруг должен отдавать себе отчет в том, что с этим человеком готовы быть всю жизнь.

Для чего нужно венчание в церкви

Первоначально у славян церемония венчания была наделена магическим смыслом – защитить новоиспеченных супругов от сглаза, порчи, нечистой силы. Готовились к ней заранее: шили специальную одежду, головные уборы, готовили обережные блюда. С возникновением христианства на Руси церковный обычай продолжил существование. Считалось, свадьба в церкви приносит супружеской паре счастье, достаток, оберегает от неприятностей.

Смысл венчания – не только в согласии заботиться друг о друге, но и в решении совместно воспитывать детей, согласно христианским традициям. Венчание – это таинство, после которого брак не подлежит разводу. В настоящее время молодые решаются на освящение брака в церкви по ряду причин:

  • супружеская пара получает благословение от Бога;
  • появляются внутренние силы для создания крепкой семьи;
  • защита брачного союза от бед, неприятностей;
  • появление прочной связи на духовном уровне;
  • ответственность за потомство;
  • получение защиты от Бога в радости и горе.

Что нужно для венчания

Перед проведением таинства необходимо пообщаться со священником и подготовить венчальную пару икон, свечи, рушник. Обязательны обручальные кольца. Особенности:

  • Согласно православным канонам, невесте надевают серебряное украшение, а жениху – золотое. Объясняется это тем, что женщина олицетворяет образ Церкви, поэтому должна, как серебро, излучать свет и благодать. Мужчина же считается образом Христа, Божественную Славу которого символизирует золото.
  • В будущем вещи, использованные при обряде, будут помогать. Так, свечи можно зажечь в период семейных проблем, а иконы будут придавать сил, оберегая супругов.

Какие должны быть иконы

Иконы, необходимые для благочестивой традиции, называются венчальной парой. Согласно традициям, молодожены должны получить благословение от родителей, при этом невесту благословляют иконой Пресвятой Богородицы, а жениха – иконой господа Вседержителя. В настоящее время допускается использование любого рукописного изображения Пресвятой Богородицы и Христа. Часто для этих целей используют венчальную икону Казанской Божьей Матери.

Условия венчания в православной церкви

Не каждый официальный брак может быть благословлен и освещен. Существует ряд противопоказаний и ограничений для венчания в церкви, среди которых возраст новоиспеченных супругов. Так, будущая жена должна быть старше 16 лет, а будущий муж – 18 лет. Согласно церковным канонам, есть дни недели и праздники, в которые нельзя совершать священнодействие.

Когда можно венчаться

Многие супруги планируют венчаться в день регистрации брака в ЗАГСе. Это серьезное намерение, с которым не стоит торопиться. Лучше отложить это решение до рождения ребенка или по истечению нескольких лет совместной жизни. Выбирая дату проведения таинства, важно помнить, что не всегда можно совершить церковный обряд венчания. Неприемлемые для этого дни: вторник, четверг: они предшествуют постным дням. Нельзя венчаться в субботу – накануне выходного.

В престольные, двунадесятые праздники, многодневные посты венчание запрещено. Это:

  • Рождественский пост: 28.11-06.01;
  • Сырная седьмица;
  • Петров пост зависимости от даты Пасхи длится 8-42 дня;
  • Успенский пост: 14.08-27.08;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Святки (07.01-19.01);
  • Масленица;
  • Светлая неделя после Пасхи.

Даже если вы определились с датой, не входящей в пост, стоит сходить в храм и дополнительно уточнить у батюшки, чтобы не возникло недоразумений. Среди других ограничений проведения церковного обряда бракосочетания: ночное время, «критические» дни у женщин и непереходящие праздники, такие как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха.

Препятствия к браку

Обязательным условием венчания является заключение официального брака. Брачующиеся должны быть крещеными православными христианами. Хотя в этом правиле есть исключение: допускается непровославный христианин к венчанию при условии, что рожденные дети будут крещены в православие. Другие ограничения, когда таинство не проводится, включают:

  • некрещеных;
  • атеистов;
  • живущих в гражданском браке;
  • людей с кровным или духовным родством;
  • четвертый по счету официальный брак;
  • психические расстройства и заболевания.

Правила

Поведение в церкви должно быть почтительным и уважительным в отношении святынь и друг друга. Здесь не допускаются громкие разговоры, смех, перешептывания. Про мобильные телефоны тоже нужно забыть: отключить аппарат или поставить на беззвучный режим. Находясь в центре церкви, нельзя поворачиваться спиной к святым образам. Все внимание должно быть направлено на молитву, ведь от этого зависит последующая семейная жизнь.

Подготовка

Чтобы выбрать церковь для венчания, нужно пройтись по разным храмам и почувствовать «свое» место. Важно также найти священника по душе, побеседовать с ним, обсудить все детали. Затем за несколько недель нужно записаться на венчание. Вопрос стоимости нужно заранее обсудить: в одних храмах это фиксированная сумма, в других – добровольное пожертвование.

Жениху и невесте следует подготовиться к венчанию не только материально, но и духовно: исповедоваться и причаститься. Без этих процедур пара не сможет получить в церкви благословения от Бога. Новобрачные должны молиться, просить спасения, прощения у обиженных, отпустить обиды, отдать долги. Только после того как их души очистятся, супруги допускаются к причастию.

Молитвы

С вниманием и благоговением отнеситесь к молитвам, ведь венчание – это не просто обряд. В течение всего таинства Церковь молится только о невесте и женихе, за исключением молитвы за воспитавших родителей. Служители церкви, брачующиеся, свидетели, гости и все присутствующие должны своими словами, мыслями, молитвами просить у Бога счастья и крепкой семьи для супругов. Важно сосредоточиться на главном.

Выбор наряда для невесты

Платье для венчания должно закрывать плечи и руки и быть не выше колен. Глубокое декольте не желательно, но можно использовать накидку, ажурную шаль, болеро, палантин. Цвет наряда лучше выбрать светлый, от темных и ярких – отказаться. Сарафаны, брючные костюмы не уместны для этого случая. Голова невесты должна обязательно быть покрыта. Шляпа для этого случая не подходит, так как на церемонии на брачующихся одевают церковные венцы.

Обувь может быть любой, главное, чтобы она была удобной. Всю процедуру нужно стоять на ногах. Венчание длится долго, поэтому от высоких каблуков и неудобных туфлей лучше отказаться. Макияж должен быть легким, неброским. С накрашенными губами запрещено целовать иконы, крест, венец. Подвенечное платье хранят с венчальными свечами, иконами, крестильными рубашками. Его нельзя продавать, дарить или кому-то отдавать.

Как проходит венчание

Во время Божественной Литургии подчеркивают важность Таинства брака и то, с какой душевной чистотой нужно подходить к его заключению. После этого следует обручение – скрепление взаимных обещаний супругов перед Господом. Небесный брак проходит в церкви и означает, что муж принимает жену от самого Бога. Закрепляется обручение венчальными кольцами, которые надевает священник сначала жениху, затем невесте, произнося при этом молитвы. После супруги троекратно меняются кольцами в честь Пресвятой Троицы. Завершается все молитвой об Ангеле хранителе для новой семьи.

Затем наступает венчание:

  • Брачующиеся держат в руках свечи и торжественно шествуют за священником с кадильницей к алтарю. Это означает, что на своем жизненном пути они должны следовать и соблюдать заповеди Господни.
  • Пару встречает Хор с пением псалма 127, в котором благословляется супружество.
  • Молодожены становятся на белый или розовый плат, расположенный перед аналоем.
  • Жених и невеста еще раз подтверждают добровольное решение вступить в брак, хранить верность и связать союз на небесах.
  • Процедура венчания начинается с литургического возгласа: «Благословенно Царство…»
  • Затем читают молитвы, после которых наступают важнейшие минуты таинства – все, о чем просилось в молитвах, совершается, скрепляя и освещая будущую семью.
  • Священник возлагает венец на жениха, и дает ему приложиться к образу Спасителя. Таким же образом он благословляет невесту, дав ей поцеловать икону Пресвятой Богородицы.
  • Батюшка читает молитву о принятии венцов непорочными и неоскверненными в Божьем Царстве.
  • После – послание Апостола Павла к Ефесянам, который мужья и жены должны полностью знать.

Супруги, украшенные венцами, предстают перед лицом Самого Бога в ожидании благословения. Наступает торжественная минута. После чтения молитв священник дает испить вина сначала жениху, а затем невесте. Каждый делает по 3 глотка. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их епитрахилью, и сверху кладет свою руку. Такой жест означает, что посредством руки священнослужителя муж получает жену от самой Церкви навечно в земном мире.

Молодая пара 3 раза обходит вокруг аналоя, с этого момента началось их совместное шествие рука об руку. Завершая движения, батюшка снимает венцы с супружеской четы, подносит им крест для целования и вручает образ Спасителя жениху, а образ Пресвятой Богородицы – невесте. Великое таинство венчания длится 45–60 мин. Церковное бракосочетание завершается свадебной трапезой для супругов, гостей, свидетелей.

Сколько раз можно венчаться в православии

Венчание – ответственное решение двух взрослых любящих людей. Это шаг, который скрепляет брачные узы и делает их неразрывными. Если же присутствует чувство страха или неуверенности, лучше повременить. Решившись на таинство, не стоит воспринимать его как красивый церковный обряд, а тем более – как обязательный элемент свадьбы. Это нечто большее. Иисус в Библии сказал, что союз, Благословленный Богом, люди разрушить не могут, но бывают ситуации, когда церковный брак все же распадается.

Не существует такого понятия, как «развенчание», но церковь все же признает возможность расторжения венчанного союза. Согласно церковным канонам, христианину не позволителен, но терпим второй брак. Разрешение на него можно получить, только написав прошение на имя правящего архиерея и представив необходимые документы. Затем следует беседа со священником для объяснения причин расторжения первого брака. Церковь разрешает повторный брак:

  • вдовцам;
  • тем, кто остался с маленькими детьми;
  • если один супруг никогда не состоял в браке, а второй был разведен не по своей инициативе;
  • после супружеской измены;
  • в случае уголовного наказания одного из супругов;
  • при наличии заболевания, не совместимого с появлением детей (СПИД, сифилис);
  • в отсутствие супруга более 3 лет;
  • при тяжелой душевной болезни, несовместимой с семейной жизнью (в т.ч. наркомании, алкоголизме).

По церковным правилам повторное таинство ведет к отлучению от причастия на 1-2 года, при третьем венчании – до 5 лет. Второй и третий брак храм трактует как измену и многоженство. Священнодействие будет проходить уже не так, как при первом венчании. Молитвы будут не только о счастье супружеской жизни, но и требующие покаяния тех, кто отступил от церковных правил супружества. В третий раз разрешено вступать в брак только из-за исключения беспорядка в личной жизни и блуда. Это не является нормой для верующего человека. Четвертый брак не рассматривается церковью никак: он запрещен.

Видео

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Правила венчания в православной церкви уходят своими корнями глубоко в древность, начало идет еще с IX-X веков. Этот обряд несет не только невероятную красоту, но и глубочайший смысл. Обряд венчания соединяет мужчину и женщину перед лицом Бога, чтобы между ними сохранилась любовь и уважение на всю оставшуюся жизнь.

На сегодняшний день многие супружеские пары неверно понимают саму суть таинства венчания и преподносят его в качестве торжественной части своей свадьбы, при этом даже не задумываясь, что это не просто формальность.

Решиться на столь серьезный шаг могут лишь те пары, которые верят в вечную любовь на земле и на небесах. Влюбленные должны обоюдно решиться на этот процесс.

Хочется сказать еще о том, что этот обряд относится к одному из 7 таинств, благодаря которым человек получает благодать от Святого Духа.

Правила венчания

Если влюбленная пара испытывает друг к другу огромную любовь и доверяют друг другу, чтобы пройти вместе таинство, они должны ознакомиться с правилами прохождения этого обряда в православной церкви.

Без соблюдения этих правил венчание не может быть проведено:

  1. Основанием для проведения венчания является свидетельство о браке;
  2. Главная роль отводится мужу, который должен беззаветно любить свою супругу. Женщина же в свою очередь должна повиноваться и во всем соглашаться со своим мужем.

Муж несет ответственность еще и за дальнейшую связь семьи с церковью. Развенчаться удастся только лишь в экстренных случаях, к которым относится измена или душевная болезнь. В последнем случае в венчании могут отказать.

В древние времена, после того, как пара просила священника обвенчать их, тот выносил эту просьбу на народное вече. По прошествии времени, если никто не сообщал о невозможности этой процедуры, то священник спокойно венчал влюбленных. За всю жизнь человек не может венчаться более 3 раз. Обряд может проводиться только между крещенными людьми и их свидетелями, на всех должен быть крестик.

Если же кто-то из молодых не имеет информацию о том, крещен он или нет, то ответ остается за священником. Положительный результат обычно следует в том случае, если молодые обещают родить детей и воспитывать их по православным обычаям. Таинство может проводиться между мужчиной, возраст которого не меньше 18 лет и женщиной, которой должно быть не меньше 16.

Венчание представляет собой только православный обряд, поэтому к нему не допускаются люди других религий и атеисты. Не разрешается венчание между людьми, которые состоят в родственных отношениях, даже в 4 поколении. А также не стоит венчаться крестным родителям или крестникам.

Если женщина ждет ребенка или родители не дали молодым благословение, в венчании отказать не могут.

Когда разрешается проводить обряд

Православный календарь разрешает проводить церемонию венчания в течение всего года, за исключением больших постов. Церемонии проводятся по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Лучше не проводить таинство 13 числа.

Если говорить о счастливом времени для церемонии, то считается, что это время:

  • после Покрова;
  • от Крещения до Масленицы;
  • между постами Петровым и Успенским;
  • на Красную горку.

Большинство пар стремятся обвенчаться в день своего бракосочетания, но правильным такое желание назвать нельзя. Священники стараются отговорить от такого решения и рекомендуют обвенчаться после рождения детей или в годовщину свадьбы.

Чем позднее вы обратитесь в церковь с пожеланием обвенчаться, тем осознаннее будет ваше решение. Год, в который вы проведете церемонию станет памятным для вашей семьи.

Организация венчания

Хочу рассказать вам некоторые секреты по подготовке к обряду:

  • Во-первых, определитесь с церковью и священником. Не стоит думать, что такой выбор сделать очень просто. К храму нужно отнестись с особым трепетом, молодым должно быть в нем комфортно душой. Выберете ли вы величественный собор или деревенскую церквушку, зависит только от вас;
  • Во-вторых, поговорите с батюшкой и обсудите все организационные моменты. Вы должны сразу найти общий язык, ведь это так же крайне важно. Священники с радостью идут на контакт и беседуют с молодоженами, некоторые могут отговорить вас от венчания или посоветуют перенести его, вы должны обязательно прислушаться к советам.

Подготовка к обряду

Священник назначит для вас время и дату. В церкви может проходить обряд сразу у нескольких пар, если вас такой момент не устраивает, то следует заранее обговорить его. Фотограф на венчание может прибыть вместе с оператором и это тоже стоит обдумать заранее.

Важно! За неделю до обряда молодые должны начать свой пост и перестать употреблять в пищу мясо, спиртные напитки, прекратить курить, также рекомендуется воздержаться от интимной близости. Перед процедурой влюбленная пара должна причаститься, посетить богослужение и исповедаться.

Иконы для венчания можно приобрести заранее – это должна быть Божья Матерь и икона Спасителя, которых следует заранее освятить. Так же священнику заранее отдаются кольца, свечи, 2 белых полотенца и 4 носовых платка. По церковным обычаям кольцо для жениха должно быть изготовлено из золота, а для невесты из серебра.

Наряд невесты

Хочется отметить, что для подвенечного платья невесты существуют определенные правила:

  1. Не подойдут слишком облегающие и короткие платья, но и пышные наряды не стоит приобретать;
  2. Рукава должны быть ниже локтей, голые плечи и декольте строго запрещаются;
  3. Для того, чтобы скрыть открытые части тела используйте накидку;
  4. Голову необходимо покрыть платком или фатой;
  5. Нельзя использовать слишком ароматные духи и яркий макияж;
  6. В руках невесты должна быть свеча.

В качестве обуви я бы посоветовала туфли на невысоком каблуке с закрытым носом, ведь венчание представляет собой очень долгую церемонию. Если верить народному преданию, то платье невесты должно быть с длинным шлейфом и чем он длиннее, тем дольше молодые проживут счастливую жизнь.

Как проходит обряд венчания

Начинается обряд исключительно после службы и состоит он из 2 этапов: обручение и венчание. Раньше эти этапы разделяли временем, чтобы пара могла спокойно расстаться после обручения, если вдруг они передумают венчаться. На сегодняшний день все 2 этапа проходят в один день.

Обручение

Этот этап проходит у входа в церковь. Невеста стоит слева от жениха. Священник читает молитву и 3 раза благословляет влюбленных, после этого дает им в руки зажженные свечи. Далее, батюшка вновь читает молитву и обручает пару кольцами. Кольцо снимают с пальца жениха и надевают на палец невесты, так делают 3 раза, в итоге золотое кольцо остается на руке невесты, а серебряное на пальце жениха. После этого пара может смело называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник вводит пару в храм и ставит на белое полотенце, перед алтарем. Батюшка обязательно спрашивает, пришли ли молодые в церковь по доброй воле или нет. Свидетели берут венцы и возводят над головами влюбленной пары.

После прочтения молитвы молодым дают чашу с вином из которой они должны испить, этот акт символизирует то, что теперь они будут делить поровну и горести, и радости.

Руки молодых связывают полотенцем и обводят их вокруг алтаря 3 раза. Батюшка подводит молодых к Царским вратам алтаря и читает назидания на всю жизнь. После этого можно поздравить молодых, а в церкви раздается красивый колокольный звон, как символ новой семьи.

Сакраментально. Оно является одним из семи таинств, которые могут совершить люди друг к другу. Благодаря этому великому таинству мы передаем себя, свои желания, стремления, свою жизнь во власть любимого человека. И эти действия полностью освящаются в православной церкви. После венчания на супругов возлагаются обязательства, непременно требующие выполнения. Во время венчания батюшка благословляет молодоженов к счастливой семейной жизни, к продолжению рода, воспитанию детей.

Венчаясь, супруги берут обязательство перед Богом хранить свой союз. В наши дни церковные браки не юридические, посему венчаются, как правило, люди, которые до этого прошли регистрацию в ЗАГСе. Как происходит венчание в православной церкви, в чем заключается таинство и как происходит подготовка к церемонии. Давайте разбираться.

Основные правила

При венчании обычно присутствуют родственники молодоженов. Ранее это таинство требовало родительского благословления. Сегодня же это совсем необязательное условие. Совершается таинство только настоящим священником. Правила предусмотрены некоторые ситуации, в которых венчание запрещено православной церковью. Таких запретных пунктов всего шесть:

  1. Не венчают пару, если один из супругов состоял в браке уже более трех раз.
  2. Отказ в венчании получают и близкие (кровные) родственники до 4-й степени родства.
  3. Обязательное условие – супруги должны быть крещенными.
  4. Не венчают атеистов, да и смысл таким людям венчаться и давать клятвы перед Богом, в которого они не веруют?
  5. Отказывают паре, в которой один из молодоженов состоит в брачных отношениях.
  6. Не венчаются люди с монашеским обетом или те, кто принял священный сан.

Венчание – таинство, состоящее из двух частей. Сперва молодоженов священник обручает, затем – венчает.

Непременное условие для венчающихся – чтобы каждый молодожен был православным христианином. При этом жениху должно исполниться на момент венчания 18 лет, невесте – 16.

Традиции

В народе есть много традиций, связанных с венчанием. Все они имеют скрытый смысл, который сводится к одному – защитить молодоженов и уберечь их от всего негативного. К примеру, если во время таинства падает обручальное колечко – это очень плохой знак, сулящий распад семье или смерть одного из супругов.

Ни при каких условиях нельзя никому передавать или дарить рушник, которым венчались молодожены. Он – символ жизненной дороги, поэтому супруга должна хранить рушник дома, как зеницу ока.

Непременно, когда таинство закончится, сделайте храму подарок за то, что именно здесь совершили ритуал вашего венчания. По сложившейся много веков назад традиции, вы можете подарить полотенце изо льна, в нее – завернуть буханочку хлеба (непременно свежего).

Свечи, которые останутся после венчания, нужно, как и рушник, хранить всю жизнь. Зажигаются они крайне редко, и только во время сложных ситуаций, например, если слишком трудные роды, или когда дети болеют.

До венчания

Конечно, это великое таинство требует соблюдения нескольких правил, которые выполняются непосредственно перед браковенчанием. Подготовка к таинству начинается с проявления искренних чувств будущих супругов, перед таинством молодожены должны очиститься друг перед другом, открыть свои сердца друг другу.

Не так давно венчаться имели право только целомудренные люди. В наше время все, конечно, изменилось. Но церковь требует раскаяния от молодоженов, которые вступили в интимные отношения до брака. До обряда молодые должны причаститься и исповедаться.

Хорошо продумайте, когда и где вы желаете обвенчаться. В связи с тем, что в наши дни венчание – достаточно модная и востребованная церемония, во многих храмах можно предварительно записаться на таинство.

Что можно, а что нельзя

Не венчают в посты. Также под запретом для венчания Пасхальная неделя, время святок. Также не венчают во вторник, четверг и субботу. Не забывайте, что ежегодно церковный календарь меняется, соответственно, меняются и дни, в которые обряд не проводят. Поэтому лучше заблаговременно обо всем разузнать. Для этого обратитесь к служителям храма, в церковную лавку.

Непосредственно перед венчанием, начиная с полуночи, нельзя ничего есть, пить. Отказаться следует от курения, не вступать в половые отношения. Чтобы венчание прошло как можно лучше, воспользуйтесь следующими советами:

  • Наденьте удобную обувь, не стоит обувать туфли на высоких и неудобных каблуках, потому как вам придется выстоять на ногах не один, и не два часа.
  • Голова невесты обязательно должна быть покрыта.
  • На телах молодоженов непременно должны быть крестики (лучше те, которыми их крестили).
  • Колечки отдаются священнику еще до начала браковенчания, он их святит, прикладывая на Престол.
  • Не забудьте прихватить с собой белое полотно или полотенце, оно необходимо для того, чтоб на него стали молодожены.

Если кто-то из родственников опоздал на литургию, то войти в церковь можно будет только к началу венчания.

Каждая супружеская пара, которая желает обвенчаться, непременно должна прийти в церковь со свидетелями. Шаферы обычно держат венцы над головами браковенчающихся. Главное условие – чтобы свидетели были крещенными.

Снимать на видео- или фотоаппарат в церкви, как правило, запрещено.

В чем венчаться

Подготовка подразумевает и выбор венчального наряда. Одежда для события, которое будет проходить в православной церкви, требует особого внимания. Лучше, если девушка облачиться в платье светлых тонов или белый наряд. Категорически следует отказаться от темных (коричневых, фиолетовых) и уж тем более черных нарядов. Смысл здесь, кажется, понятен. Белое и светлое – символизируют чистоту, целомудрие. Черное и темное – траур.

Что касается длины, которую должна иметь одежда невесты, желательно, чтобы длина была в пол. Максимум – до колен. И, кстати, как вы уже догадались, брючные одеяния для таинства никак не подходят.

Предпочтительно, чтобы для обряда в православной церкви девушка остановила свой выбор на закрытом платье.

Непременно закрытой должна оставаться спина, зона декольте и плеч.

Запреты

Милые девушки! Запомните, наряд, в котором венчались вы и ваш суженный, нельзя продавать, дарить или сдавать в аренду. Эти наряды хранят, как мощнейший оберег.

В православной церкви, на таинство, представительницам прекрасной половины нельзя находиться с непокрытыми головами. Выбирая прическу, непременно учтите этот немаловажный момент. Кстати, о прическах. Не нужно их делать для церкви слишком высокими. Лучше не отказываться от традиционной фаты, однако ею непременно должна быть закрыта макушка невесты.

С декоративной косметикой тоже не переборщите. Не стоит выбирать слишком яркие оттенки, лучше отдать предпочтение натуральности и светлым ноткам. И еще один немаловажный момент. Запомните, губы не должны быть накрашенными! Вы можете стереть косметику, у входа в церковь, а потом, когда закончится обряд и вы покинете стены храма, снова подкраситесь.

Облачение жениха должно быть строгим. Что касается цвета, то особых правил для женихов не существует. Однако лучше все-таки отдавать предпочтения светлым тонам. Смысл здесь такой же, как и с цветами нарядов невест. Церемония не приемлет повседневную, спортивную, джинсовую одежду. И еще – никаких головных уборов на женихе.

Некоторые требования также выдвигаются и к наряду гостей, которые планируют присутствовать, когда проводится церемония в православной церкви. Женщины должны находиться в храме с покрытыми головами, в закрытой одежде. Каждый гость должен иметь нательный крестик.

Венчальная церемония

Как только войдете в храм, следует помолиться. После этого жених становится с правой стороны, невеста – с левой. За ними – свидетель со свидетельницей. Колечки для венчания во время литургии лежат справа от святого престола. Выносятся они диаконом. После тройного благословения, молодые берут в руки свечечки, если это первый брак молодых. не предполагает вручения свечей.

Далее следует обручение. После произнесенных слов священник делает над головой супруга крестное знамение, одевает обручальное кольцо на безымянный палец на правой руке. После этого тот же ритуал происходит с невестой. Далее кольца еще три раза меняются на руках жениха и невесты.

Следующее таинство – венчание. Священник также произносит слова, сперва над женихом, потом – над невестой. После чего венцом крестообразно знаменует жениха, в конце знамения жених обязательно целует образ Христа. Далее наступает очередь невесты совершить то же самое. Только в конце целует она образ Пресвятой Богородицы.

Процесс венчания

Все время, пока происходит таинство венчания, свидетели держат над головами венчающихся венцы. Кстати, по правилам нет строгих указаний, нужно ли эти венцы держать строго над головами, или можно надевать на головы.

У общей чаши особый смысл — она означает общую судьбу, с радостями, скорбями и утешениями, тоже общими.

После испития вина, священник соединяет правые руки молодоженов, они покрываются епитрахилью. Сверху епитрахили священных своей рукой берет за руки молодоженов и три раза ведет их по кругу возле аналоя.

Когда молодожены заканчивают шествие, священником снимаются с них венцы и говорит приветственную торжественную речь. Далее молодожены следуют до царских врат, чтобы поцеловать лики святых: жених – икону Спасителя, невеста – Божьей Матери. Также существует традиция, согласно которой молодые прикладываются к иконам покровителей брака.

Трещащие свечки во время таинства венчания сулят не совсем спокойную супружескую жизнь молодоженам. И еще, как гласит поверье, чья свеча больше сгорит, тому супругу и скорее предназначено уйти в мир иной.

Первая ночь и ее ритуалы

Когда-то первая после таинства венчания была весьма значимой и особенной. Ее проведение имело несколько регламентаций. Давайте вспомним эти обряды.

Итак, брачное ложе молодых. Готовить его непременно должна была мать молодого, или его крестная мать. Остальных родственников нельзя было впускать в комнату к молодым.

Перед тем как оставить молодоженов наедине, комната и постель трижды обрызгивались крестообразно священной водой.

Если при подготовке ложа на нем обнаруживали подклады (иголки, зерна, шерсть и так далее), молодоженам ни в коем случае нельзя было ложиться в эту постель. Такими действиями кто-то пытается рассорить супругов, сделать их бесплодными.

Своеобразным оберегом и защитой было следующее деяние. До наступления брачной ночи мать жениха всем показывала комнатку для молодоженов, хвасталась перинами и так далее. Но, когда наступало время уходить в покои, мать уводила молодых совершенно в другое, заранее подготовленное и потаенное местечко, о котором никто, кроме нее не знал. Смысл такого обряда в защите молодоженов.

Чтобы во время бракосочетания молодой семье никто не навредил и не сделал ничего плохого, самым старшим членом семьи читался специальный заговор.

Сколько стоит венчание

Как бы грустно ни было, но сегодня венчание имеет коммерческую выгоду. На него храмы устанавливают собственные расценки, которые могут варьироваться в зависимости от дня недели, праздника, времени и так далее. Так, если один из молодоженов уже состоял в браке, стоимость услуги «венчание» возрастает, потому как перед самим таинством священнику еще следует прочесть покаянную молитву.

Также больше заплатить придется в том случае, если в этот день или время вы хотите быть в церкви сами, без других венчающихся пар.

Чтобы стоимость венчания не стала для вас неприятной неожиданностью, заранее съездите в храм, в котором вы планируете венчаться. Разузнайте все у служителей храма, расспросите, сколько это будет стоить и что необходимо иметь при себе во время проведения таинства. Удачи вам, и будьте счастливы!



Загрузка...