Кошки. Породы, стерилизация

Проходной балл в щукинское училище. Как поступить в щукинское училище

Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т.д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
Конкурс в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место.

Если вы считаете, что у вас все-таки есть о чем сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя.

Что вы умеете делать на настоящий момент?
Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками?
Вы хоть раз ставили спектакль?
Вы хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку?
Вы представляет себе практически, чем вам предстоит заниматься?
Если да, то идем дальше.

Выбор театрального ВУЗа:
Не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер или другие). Поступать надо сразу во все театральные ВУЗы данного города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете ВУЗ, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где- то вам удастся пройти все три тура резко возрастают.

Однако, конечно и обязательно, вам необходимо узнать все о театральных институтах города. Кто набирает курс (это очень важно), что за человек, что сделал, что ему нравится и не нравится, что такое "школа" данного ВУЗа (Щепкинское училище кардинально отличается от Щукинского и МХАТовского ). Чтобы попытаться понять "Школу" - просмотрите как можно больше спектаклей в театре-шефе. Заранее посетите кафедру, познакомьтесь с педагогами, спросите их рекомендации, попросите разъяснить их аспекты условий приема (за спрос денег не берут, а вас, может быть, запомнят). Главное - без наглости.

Для того чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех театральных институтах вам необходимо пройти сначала творческий конкурс, то есть прослушивание. Без этого у вас документы не возьмут. Это естественно, иначе учебная часть потонула бы в аттестатах и справках сотен абитуриентов. Что такое прослушивание? Оно обычно проводится в три тура. У каждого ВУЗа свои критерии для туров, их не лишне узнать.

Часть 1 - Прослушивание. Что это?
Часть 2 - Программа. Какая она должа быть?
Часть 3 - Технические подробности. Одежда, макияж.
Часть 4 - Практические советы для подготовки и поступления.

ЧАСТЬ 1 - ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый вопрос, который задает человек, ни с того ни с сего собравшийся поступать "в театральный " есть следующий:
" ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ И ЧТО ТАМ СО МНОЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?"
Отвечаем:

Прослушивание это такое занятное мероприятие, на котором вы должны прочитать НАИЗУСТЬ стихи, басню и прозаический отрывок перед представителями театрального института, которые, на основании этого, будут оценивать степень вашего таланта.
Прослушивания состоят из
-отборочной консультации" - считайте тур, в некоторых вузах заменяется 1 туром.
- 1 тур
- 2 тур
- 3 тур.
- конкурс

С каждой ступенькой абитуриентов становится все меньше, а конкрус и давка локтями все больше. Задания на турах тоже разнятся от вуза к вузу. В некоторых, например, на втором туре проверяют пластику и вокал, и не зщаставляют уже читать программу, в других это происходит на третьем туре с обязательной читкой программы, в третьих это вообще проверяют между делом и особенно не зацикливаются. Что не отменяет вашей обязанности быть готовыми в любой момент к любому испытанию.

Как это происходит?
(волокита нетворческая)

О дате начала прослушиваний или отборочных консультаций вы узнаете, позвонив в приемную комиссию вуза (см. наш справочник). В назначенный день вы с утреца приходите в институт. Обычно первые туры проходят в порядке живой очереди.
Сами понимаете, толпа желающих поступить - невообразима. Очередь будет большая, так что расчитывайте, что проведете в институте целый день. Для организации дикой толпы жаждущих, приемные комиссии обычно используют такую форму, как составление списка очереди. Это может быть- простой список
- ваша личная запись-анкета.
Задав громкий вопрос в толпу абитуры: "Где здесь записываются?" - вы получите ответ, куда и к кому вам направить свои стопы. Обычно все бумажки вы можете получить у студентов того же вуза, которые помогают в работе приемной комиссии, они же вас будут вызывать на прослушивание. Либо те же бумажки и списки составляются прямо на кафедре или комнате приемной комиссии.
Записались - можете расслабиться часа на два и пообщаться с будущими конкурентами. Но далеко не убегайте, потому что периодически будет появляться студент и выкликать 10 или 5 имен, которые пойдут сейчас прослушиваться.Наконец, вызывают вас. Идите, куда поведут, старайтесь успокоить свои нервы и восстановить внезапно сбившееся дыхание. Помните - во всяком случае вы точно уйдете отсюда живыми.:)) Вас и еще 9 испуганных товарищей ведут в какую-нибудь комнату, сажают на стулья и начинают вызывать по одному. Прослушивать вас может как и будущий мастер курса, так и (на первых турах) другие педагоги этого курса. Обычно перед тем, как слушать вашу программу, педагог или мастер задаст вам несколько вопросов: как вас зовут, что будете читать, сколько вам лет, чем вы занимались раньше.

ВНИМАНИЕ №1 От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и сидящей комиссии.:)) Т.е., как говорят в театре, "не умирайте".

ВНИМАНИЕ № 2 Никогда не признавайтесь в том, что вы занимались в театральной студии или с каким-нибудь педагогом (если этот факт присутствует в вашей биографии). Объяснить почему это так - невозможно.
Поэтому примите за аксиому: ВЫ НИГДЕ НИКОГДА НИ С КЕМ РАНЬШЕ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ. Ну, можете соврать что-нибудь про школьный КВН в 7 классе:)) . Далее вы начинаете читать свою программу. О составлении программы мы поговорим ниже. Вы видите, что товарищи в комиссии что-то пишут, смотрят в потолок, иногда даже смотрят на вас. Не обращайте внимания. Для них прослушивание - не дикий стресс, как для вас, а рутинная надоевшая до смерти работа. О вашей успешности или неуспешности их реакция ровным счетом ничего не говорит. Вы отчитали, вам сказали спасибо. Вы садитесь, дослушиваете остальных и удаляетесь в коридор. Затем выходит студент или студентка и объявляет, кто прошел на следующий тур, а кто нет. Все. Как видите, ничего страшного:)). Предположим, вы прошли все три тура, далее идет конкурс - самое обидное мероприятие, где "летят щепки", т.е. последний отсев. Тут отбор самый строгий, а напряжение - самое высокое. Бывает, что комиссия заседает до 12 ночи.Далее идет сочинение и коллоквиум. Мероприятия уже гораздо менее значимые, но все-таки, постарайтесь не написать сочинение на 2 и имейте что сказать на коллоквиуме. Поясняем, коллоквиум - это мероприятие, на котором будут проверять вашу общую эрудицию, информированность в истории театра, знание того, что такое система Станиславского, Михаила Чехова, кто такой Мейерхольд и Таиров, общие знания литературы, драматургии в частности, и истории. В общем, такая вольная беседа... Ну уж не лопухнитесь:))

ЧАСТЬ 2 - ПРОГРАММА

Программа это СТИХИ, БАСНЯ, ПРОЗА, выученные наизусть. И не в одном экземпляре, а в нескольких. Ибо в любой момент вам могут сказать: "Прочтите что-нибудь еще" или "А другого чего-нибудь нет?" От того, как вы составите себе программу зависит то, что о вас подумают на прослушивании.

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1) "Трагедийность" и "распереживаемость". Абитуриенты, особенно девушки, часто очень неадекватно оценивают свои внешние и внутренние психологические данные. Их очень часто тянет в трагедию и они считают, что трагический, эмоциональный отрывок в их исполнении и есть НАСТОЯЩАЯ демонстрация их таланта. И начинается. Выходит такая тихая-тихая девушка, с перепуганными детскими глазами, скромная и застенчивая и вдруг объявляет: Цветаева "Могила" :)) Начинается абсолютно замогильный текст про могилу, прочитанный сбивающимся тоненьким голоском и нервно трясущимися руками. Честное слово, очень трудно удержаться от смеха.:)) Либо обратный вариант. Тоже выходит такая 16-летняя нимфетка в мини-юбке и сексапильными губами в яркой помаде и тоже объявляет Цветаеву. И начинается. С завывающими интонациями, упирая на все возможные прилагательные, закатывая глаза она изо всех сил изображает из себя трагическую актрису и выдавливает типа слезу. Тоже очень смешно выглядит:)), потому что рассуждать про разбитую любовь, порушенную жизнь и т.п. может только тот человек, который через это прошел или хотя бы рядом постоял. У 16-летних это выглядит настолько смешно, что словами не передать:)) (типа, мы с ним встречалиСЯ три дня, была великЫЯ лУбов, а потом он ушел к моей ПА-а-адру-у-уге...). Короче, вывод: берите тот текст, тот материал, который вы способны понять. Не почувствовать смутно и сумбурно, а именно понять каждое слово, каждую запятую. Пусть это будет не Цветаева, а Агния Барто, но главное, чтобы это было (стало) ваше. Чтобы чуждый текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наигрыш, стремление "показаться" будут верным залогом того, что вас выгонят еще с 1 тура.
Автор этих строк лично был свидетелем следующего случая. Слушалась десятка на первом туре. Страсти кипели прям шекспировские. Кто-то не читал, а прям кричал, кто-то плакал и т.п.:)) Высокие, высокие отношения, в общем:))... И вышла девушка, не отличающаяся ни особенными внешними данными, ни чем-то таким харизматическим. Она просто села на стул и спокойным абсолютно голосом прочитала какой-то отрывочек из Чехова (грешна, не помню) про какой-то дом. Весь отрывок заключался в том, что там шло описание дома, который стоял в косой улочке, сам кособокенький и старенький... и т.д. ... Она просто рассказала нам про этот дом, и мы его мигом представили себе. Всё. Без страстей, без эмоций, без криков и воплей. Результат: девушка прошла на второй тур, и никто больше.
2) Короче, здраво оцените свое возможное театральное амплуа (типаж). Кто вы - романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Понятно, что девушка с объемами 110-90-120 при росте 160 вряд ли сможет играть Джульетту. Поэтому НЕ НАДО учить ее монолог, если вы, конечно, не хотите насмешить комиссию. Может быть вам стоит выучить, например, Зощенко или Шукшина, проявив свой комический талант? Или что-нибудь из репертуара "возрастных железных дам" (типа Вассы Железновой), если у вас не комический талант, а более... характерный? Представьте себя на месте режиссера и подумайте, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многоплановый типаж - замечательно!! Учите несколько разноплановых отрывков и предъявляйте все.
3) Подготовка длиннющих отрывков на 2-3 страницы.
Не рассчитывайте на то, что вас будут слушать часами. Отрывок (особенно прозаический) должен емко, коротко и сразу докладывать о вас и ваших способностях. Не надо думать, что вот сейчас я прочту вступление, а минуты через три у меня пойдет тот самый надрывный кусок, где я и покажусь во всей красе. Вас могут просто не дослушать и прервать. Поэтому, выбирая отрывок выбирайте его сразу с того самого куска, который вы хотите прочесть. Не обязательно читать весь текст автора, вы можете его сократить, вырезать некоторые предложения, абзацы. Главное, чтобы логика не потерялась.Ваш отрывок должен иметь логическое начало - развитие - и какое-то завершение.
4) Напряженное желание выпендриться. Многие думают, что если они найдут отрывок, "который никто до них не читал", это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И вот начинается чтение из Милорада Павича, поиск басен у Дениса Давыдова и проч.
Во-первых, не надо предполагать, что вас будут прослушивать малообразованные люди:)) Уж в том, что касается басен, басня Давыдова "Голова и ноги" не является для них открытием уж точно:)) И новинки литературы до них доходят с той же скоростью, если не ранее, чем до вас.

Выбор отрывка для себя должен производиться не по принципу оригинальности, а по принципу близости вам. Можно читать и Павича, если вы его понимаете и сумеете передать его художественные особенности. Можно читать псалмы Давидовы, если вы правильно освоили ритмику библейского стиха. Но если вам близок, например, Пушкин, зачем из пустого оригинальничания читать Борхеса?

ЧАСТЬ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

На прослушивание лучше всего являться в неброской, "нормальной" повседневной одежде. Для девушек ОБЯЗАТЕЛЬНА ЮБКА. Подчеркиваю, не миниюбка до признаков пола, а нормальная юбка в пределах колен. Приготовьтесь к тому, что если вы пришли в макси, вас могут попросить поднять подол до колен и показать ноги. Сие не есть сексуальное домогательство, а элементарная проверка, не совсем ли кривые ли ноги у абитуриентки. Раздражает также чрезмерная сексуальность в одежде. Вы пришли не на кастинг "Мисс мира" или стрип-шоу. Вас просят показать не сиськи, пардон, а талант:) Для мужчин не рекомендуется приходить в прикиде Дэцла, скина, рокера. Вызывает антипатию. Джинсы (брюки), рубашка с галстуком или без, либо сдержанных расцветок свитер... Необшарпанно, чистенько, прилично. В общем, вы понимаете. Рекомендуется также быть выбритым, а не с месячной щетиной, только если вы не считаете, что растительность на вашем лице придает вам тот самый неповторимый стиль, который вы стремитесь продемонстировать. То же самое касается волос - не допускайте засаленных лохм:)) или голого затылка, выбритого в полосочку:)). Если длинные волосы и небритость действительно вам идет и стильно - ради бога. В крайнем случае, если вы понравитесь комиссии, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

Соизмеряйте стиль своей одежды с тем, что вы собираетесь читать.

Девушки, реально оцените ваш макияж. Если не понимаете о чем я, походите по вузам до начала прослушиваний и посмотрите на студенток. В большинстве своем у них очень скромный макияж, практически незаметный. Зато каждое лицо - оригинально. Не делайте так, чтобы тонны помады, туши и углем подведенные брови загораживали истинное ваше лицо, которое при умеренной косметике будет свежеее, оригинальнее.

Часто смотришь на абитуриенток, тусящихся во двориках театральных вузов, и понимаешь, что никого и запомнить-то невозможно, настолько их макияж стандартен: последний номер "Космополитена" в домашнем исполнении:)). Как в какой-то книге высмеивалось: "В двери вошла еще одна Мерилин Монро" ... Не уподобляйтесь:)).

ЧАСТЬ 4. КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ?

1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений.
Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год).
В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов.
На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей.
Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:))
Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

5. Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗБОРУ ТЕКСТА (ну очень некоторые:))
Приступая к разборке текста, возьмите в руки карандаш и подчеркните подлежащее и сказуемое. Это - главное, о чем говорится в предложении и что вы должны донести до зрителей.
- Выберите главные предложения (1-3) в целом отрывке. Это то, к чему вы должны стремиться, выстроить весь интонационный и ритмический рисунок отрывка.
- Помните, что интонационная точка (полная точка) может стоять у вас только в конце отрывка. Но никак не в середине и никак не после каждого предложения. В письменном виде очень трудно объяснить интонационное различие последней (большой) точки от точки промежуточной. Ну, скажем, до тех пор, пока вы не добрались до конца отрывка, точка в конце предложения произносится с меньшим понижением тона, чем в конце отрывка. Точка в конце отрывка напоминает камень, который вы бросаете в глубину озера. Точка в середине отрывка больше даже напоминает запятую, не должно чувствоваться смыслового окончания, а скорее должно даваться ощущение дольнейшего продолжения, как будто вы вместо точки видите там союз "и".
- В стихотворном тексте всегда идет повышение интонации и пауза в конце стиха (т.е. строчки, для тех, кто не знает). Помните, главное отличие стиха от прозы - его ритмичность (повторяемость сходных явлений через равные промежутки:))
Надеемся, что через какое-то время в нашей библиотеке появятся статьи по сценической речи. А пока на сем позвольте пожелать вам успехов на вступительных экзаменах и откланяться:))

Ежегодно театральные вузы столицы принимают у себя тысячи желающих перенять опыт у признанных мэтров актерского искусства. В погоне за мечтой девушки и юноши штурмуют двери приемных комиссий, однако горящих глаз и энтузиазма недостаточно для того, чтобы получить заветное удостоверение студента. В условиях жесткой конкуренции для поступления в будущие альма-матер предъявляются серьезные требования. Несмотря на это, конкурс из года год остается невероятно высоким, а условия поступления обрастают всё новыми и новыми мифами и байками, что может сбить с толку неподготовленных абитуриентов.

  • Как поступить в театральный?
  • Какие экзамены сдавать в театральный вуз?
  • Что нужно чтобы поступить в театральное училище?

Чтобы не попасть в ловушку слухов, рассеянных по просторам Интернета, специально для студентов курса Актерское мастерство для поступающих рассмотрим, какие требования предъявляют приемные комиссии самых рейтинговых театральных учебных заведений Москвы при поступлении на актёрский факультет.

Общие требования к поступающим в театральный вуз:

  • В первую очередь, всем выпускникам школ требуется предоставить сведения об успешной сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Минимальный порог для рассмотрения документов: 38 баллов по русскому языку и 40 баллов по литературе. (Отдельные категории граждан, к которым относятся обладатели высшего образования, иностранцы, имеющие среднее специальное образование по специальности «Актер драматического театра и кино» и, в последнее время, постоянные жители Республики Крым или г. Севастополя, могут поступать без результатов ЕГЭ. Для данных лиц высшие учебные заведения проводят собственные тестирования.)
  • К стандартному пакету при подаче документов: также относят аттестат, подтверждающий наличие среднего/высшего образования, медицинскую справку, копию паспорта и набор стандартных фотографий (обычно 4-8 шт.). Юношам дополнительно нужно принести копию прописного свидетельства или военного билета.
  • Начальный отбор происходит в апреле - июне, а главным вступительным испытаниям обычно отводится июль - начало августа. Процесс поступления делится на несколько этапов: консультации - прослушивания, конкурсный отбор, в некоторых случаях проходит собеседование.
  • Обязательным условием является отсутствие органических недостатков речи и голоса.

Особенности вступительных испытаний в театральные вузы:

Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина

«Щепка», как часто называют это училище, считается одним их самых консервативных театральных школ. К тому же, актерское мастерство является здесь единственным направлением подготовки.

Процесс поступления состоит из следующих этапов: отборочная консультация, 3 ступени предэкзаменационных консультаций и вступительные экзамены.
На отборочной консультации оценивается чтение наизусть басни, стихотворения и отрывки из прозы (не менее 2-х произведений в каждом жанре). В случае если абитуриент заинтересует педагогов, ему предложат пройти «экзамен на профпригодность». Обязательным условием для прохождения этого раунда является исполнение 2-3 песен или романсов, в отдельных случаях могут попросить исполнить танец. Возможно так же оценка знаний актёрского мастерства, культуры речи, пластики и собеседование (темы: культура, искусство, политика, общественная жизнь, международная обстановка и др.).

Театральный институт имени Бориса Щукина

Абитуриент на специальность «Актер драматического театра и кино» сначала должен успешно преодолеть три отборочных тура, к которым необходимо подготовить 2-3 басни (одна из них обязательно должна принадлежать авторству И.А. Крылова), 3-4 стихотворения и 2-3 фрагмента художественной прозы. И только после этого оцениваются результаты экзаменов по общеобразовательным предметам, творческим и профессиональным испытаниям.
Будьте готовы выступить с чтецкой программой, участвовать в этюдах, показать свою музыкальность и пластичность.
В качестве испытания профессиональной направленности проводится собеседование, для которого желательно ознакомиться со списком литературы, представленным на официальном сайте училища.

Российский университет театрального искусства - ГИТИС

Первое, что следует запомнить: РАТИ-ГИТИС является самостоятельным учебным заведением, т.е. он не относится ни к одному театру, что отличает его, например, от Школы-студии МХАТ. Таким образом, в университете не существует единой школы: особенности обучения зависят от студии или мастерской.
На очное отделение отбор проходит в 3 тура, после которых абитуриент допускается к прохождению вступительных экзаменов (2 испытания творческой направленности: мастерство актера и собеседование).
На прослушивание следует подготовить небольшие отрывки из следующих литературных жанров: басня, стихи, проза, монолог. Обратить внимание следует как на классическую, так и на современную отечественную и зарубежную литературу. Помимо этого, приемная комиссия обратит особое внимание на способность к импровизации: например, члены комиссии могут предложить прямо на месте разыграть небольшую простую сценку, спеть песню или исполнить танец.
Что касается собеседования, то оно призвано оценить ваш уровень культуры и познания в области искусств. Однако готовьтесь к возможной смене темы разговора: могут спросить про характеристику театрального процесса или же завести разговор о семье, родителях и хобби. На официальном сайте РАТИ- ГИТИС в разделе «Информация для поступающих» представлен список обязательных для прочтения произведений, с которым следует ознакомиться.

Школа-студия МХАТ

Отборочные прослушивания осуществляются традиционно в 3 этапа. Необходимо заранее подготовить интересную программу, состоящую из 3 отрывков из прозы, 3-4 стихотворений и 3 басен.
На специальность «Актёрское искусство» проводятся следующие вступительные испытания: творческое и профессиональное. Собеседование отсутствует.
На творческом конкурсе оценивается исполнение литературного произведения (стихотворение, басня или проза), рекомендуется подготовить исполнение нескольких фрагментов из разных жанров. Особых предпочтений для выбора материала нет.
На профессиональном испытании поступающий проходит проверку голоса и речи, музыкальности (исполнение песни, выполнение упражнений на ритмичность) и пластичности (танец, выполнение упражнений на пластику и координацию движений). На данный вид экзамена необходимо принести спортивную одежду и обувь.
К числу особенностей при поступлении в одну из самых популярных школ сценического мастерства можно отнести то, что приемная комиссия учитывает индивидуальные достижения абитуриентов - подтвержденные соответствующими документами, - и начисляет за них дополнительные баллы. Однако к числу учитываемых достижений относится только одно – наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Во ВГИКе тоже готовят по специальности «Актёр драматического театра и кино», однако особый акцент в Институте кинематографии делается на подготовке будущих звезд кино и телевидения. Поэтому если театру вы предпочитаете телевизионные и киносъемки, то подавать документы предпочтительно именно сюда.
Испытания творческой направленности осуществляются в 3 тура: фото - и видеопробы, профессиональное испытание (чтение наизусть стихотворения, басни или прозы, проверка музыкальности и пластических данных) и индивидуальное собеседование.

Как можно заметить, этапы поступления в главных Вузах столицы практически не отличаются:

  • несколько туров предэкзаменационных прослушиваний
  • основные вступительные испытания, в которые входят оценка по двум критериям: профессиональные навыки и результаты академической успеваемости.

Для тех, кто хочет заранее подготовиться ко всем неожиданным заданиям приемной комиссии и подобрать свою программу для прохождения творческих конкурсов, предлагаем пройти обучение на курсах Актерское мастерство для поступающих в театральные вузы Москвы в студии «Твоя сцена».

На занятиях этого курса делается упор на актерское мастерство и сценическую речь, осуществляет подбор и анализ литературного материала.

Поступление в театральный институт для многих современных абитуриентов является мечтой. Первой ступенью подготовки является актерская школа при профильном ВУЗе. Статистика показывает, что большую часть поступающих составляют девушки в возрасте до 30 лет. Среди самых популярных училищ выделяют ГИТИС, МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища. Представители сильного пола в этой профессии в дефиците, поэтому они проходят особый отбор.

Предисловие

Следует оценить несколько параметров:

  • какими умениями вы обладаете;
  • сколько раз вы выступали перед аудиторией;
  • пытались ли вы хоть раз поставить спектакль;
  • присутствовали вы хоть раз на репетиционной или съемочной площадке;
  • имеете ли вы практическое представление о профессии, которую выбрали.

Какая актерская школа вам подойдет?

Первым делом следует выбрать город, в котором вы планируете поступать в театральный ВУЗ. Сдавать документы следует во все профильные училища населенного пункта, поскольку результат вступительных экзаменов зависит не только от таланта абитуриента, но и от предпочтений мастера. При подаче одновременно в несколько училищ вы увеличиваете собственные шансы на прохождение всех туров испытаний.

Следует заблаговременно уточнить информацию по профильным училищам, в которые вы планируете подавать документы. От того, кто набирает курс, и какую программу он применяет, выбирается и школа актерского мастерства , в которой вам предстоит проходить подготовку. Каждый ВУЗ предъявляет к своим студентам уникальные требования. Понять «школу» театрального училища можно через спектакли, поставленные ее учениками.

Педагоги рекомендуют заранее посетить кафедру, наладить контакт с преподавателями, аккуратно уточнить их рекомендации и советы относительно поступления. Не каждый педагог станет отвечать на расспросы, но, возможно, вас запомнят.

Как школа актерского мастерства отбирает студентов

Подаче документов для обучения в театральном институте предшествует творческий конкурс. Он проходит в форме прослушивания. Данный этап невозможно пропустить, без него документы приемная комиссия не станет рассматривать. Стандартное прослушивание состоит из трех туров, причем у каждого ВУЗа существуют свои требования к участию в испытаниях. Педагоги рекомендуют уточнить требования к абитуриентам заранее, чтобы не провалить экзамены с порога.

Прослушивание проходит в форме занятия, на котором каждый абитуриент по памяти читает стихи, рассказывает басни и отрывок из прозаического произведения. На основании выступления приемная комиссия делает свой вывод. Первый этап прослушивания составляет отборочная консультация. На ней отсеивают тех абитуриентов, которые не вписываются в представление мастеров о будущих актерах. Далее следует второй и третий туры, а также конкурс.

С каждым шагом потенциальных студентов остается все меньше. Задания для каждого тура являются разными в зависимости от ВУЗа. Второй тур может служить проверкой вокала и пластики кандидатов или же быть проверкой программы, составленной абитуриентами самостоятельно. Вы должны в любой момент быть готовы к прохождению различных испытаний, потому что приемная комиссия может попросить сымпровизировать. На нормальных курсах актерского мастерства (по системе Станиславского) это умение рахвивается через этюды.

Качественная подготовка, уверенность в себе и усердие - это то, без чего невозможно поступить в престижный театральный ВУЗ.

Поступить в Щукинское училище — задача вовсе не из простых. Если вы мечтаете здесь учиться, придется постараться, чтобы достигнуть своей цели. В вузе давно сложились свои традиции и история, работает закоренелый состав преподавателей, и место здесь найдется далеко не для каждого.

Итак, вы решили поступить во что бы то ни стало. Вот вам инструкция как максимально вложиться в этот процесс.

  1. Запишитесь на прослушивание. Сделать это вы можете самостоятельно в вывешенных списках в течение пяти дней перед его началом.
  2. Придите на прослушивание. Длится оно несколько дней, поэтому если вы не успели или не смогли прийти в первый день, можете попробовать на следующий. Запускают в зал по 10 человек. Вас попросят встать в центре и исполнить какое — нибудь стихотворение, басню, или прозу. На этом этапе отсеивается большая часть абитуриентов. Те, кому повезет, должны на сайте училища посмотреть, когда будет проходить следующий тур.
  3. Далее туры будут еще сложнее. На следующем этапе вероятнее всего будет оценивать сам мастер. Вас попросят спеть и исполнить танец. Здесь будут оцениваться все: харизма, голос, внешность, пластика.
  4. Потом будут еще более сложные задания. Комиссия предложит вам исполнить этюд, на ее усмотрение. Потом состоится собеседование, где будут оценивать ваши интеллектуальные способности, а также знание театра и литературы. На сайте института вы можете выбрать, какого героя вы бы хотели сыграть из предложенных пьес. На каждом этапе отсеиваются сотни участников, остаются только 15 — 20 человек.
  5. За каждое испытание поступающему выставляются баллы, плюсуются еще баллы за ЕГЭ по русскому и литературе. Общее их количество и сказывается на поступлении. Те, у кого они выше, имеют и выше шансы. Однако поступить — это еще полдела. Нужно продержаться хотя бы первый курс. Многие отсеиваются практически сразу в начале обучения за профнепригодность. Если вы не поступили в этом году, не отчаивайтесь, попробуйте в следующем. Заядлые студенты каждый раз пробуют попасть в желанный список. Так что, если поставили себе цель поступить на актерский факультет, то придется особо постараться. При Щукинском училище работают двухмесячные курсы. Там вам могут помочь поработать над вокалом, актерским мастерством, пластикой, репертуаром.

Обратите внимание

Вас могут попросить исполнить один и тот отрывок, только в разных стилях. Например, представить, что вы на войне или в ночном клубе.

Потренируйтесь над разными вариантами репертуара. Выбирайте тот, который вам наиболее подходит по типажу. Если вы девушка, то лучше выглядеть естественно. Надеть платье до колена и минимум косметики на лице.

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.



Загрузка...