Кошки. Породы, стерилизация

Князи киевской руси в хронологическом порядке. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей

· Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.

· ОлегВещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира , объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.

· Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей ), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.

· Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение.

· Святослав ( 962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. з аключил с ней мир.

· Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия .

Причины принятия христианства :

1. необходимость укрепления государства и его территориального единства;

2. необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;

3. нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Причины выбора христианства в его православном варианте :

1. прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;

2. международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);



3. терпимость православия к местным традициям.

Последствия принятия христианства (православия) на Руси :

1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;

2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;

3. Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;

4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

5. православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.

· Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г .) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре . В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион . Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.

Краткая редакция Русской Правды , помимо Правды Ярослава , включала Правду Ярославичей , созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.

· Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г . принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г .), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.

· Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев .

Рюриковичи.

862 –1598гг.

Киевские князья.

Рюрик

862 – 879гг.

IХ В. – образование Древнерусского государства.

Олег

879 – 912гг.

882г. – объединение Новгорода и Киева.

907г., 911г. – походы на Царьград (Константинополь); подписание договора Руси с греками.

Игорь

912 – 945гг.

941г., 944г. – походы Игоря на Византию. /первый – неудачный/

945г. – договор Руси с греками. /не так выгоден, как Олега/

Ольга

945 –957гг.(964г.)

/регетша малолетнего князя Святослава/

945г. – восстание в земле древлян. Введение уроков и погостов.

Святослав

I 957 –972гг .

964г. – 966г. – разгром камских болгар, хазар, ясов, косогов. Присоединение Тмутаракани и Керчи, открыт торговый путь на Восток.

967г. – 971г. – война с Византией.

969г. – назначение своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.

Ярополк

972 – 980гг.

977г. – смерть князя Олега в борьбе с братом Ярополком за лидерство на Руси,бегство князя Владимира к варягам.

978г. – победа Ярополка над печенегами.

980г. – поражение Ярополка в битве с князем Владимиром. Убийство Ярополка.

Владимир I Святой

980 – 1015гг.

980г. – языческая реформа /единый пантеон богов/.

988 –989гг. – принятие христианства на Руси.

992г., 995г. – битвы с печенегами.

Святополк Окаянный

1015 - 1019гг.

1015г. – начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство малолетних князей Бориса и Глеба по приказу Святополка.

1016г. – битва князей скятополка и Ярослава под Любичем. Бегство святополка в Польшу.

1018г. – возвращение Святополка в Киев. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019гг. –война ярослава со Святополком.

Ярослав Мудрый

1019 –1054гг.

Нач. XIв. – составление « Русской Правды » (Правды Ярослава), состоявшей из 17 статей, (по мнению академика Б. А. Рыбакова, это была инструкция о штрафах за скандалы и драки).

1024г. – битва Ярослава с братом Мстиславому Листвена за контроль над всеми территориями Руси.

1025г. – раздел Русского государства по Днепру. Мстиславу восточная, а Ярославу западная часть государства.

1035г. – смерть Мстислава Владимировича. Переход его удела Ярославу.

1036г. – образование Киевской митрополии

1037г. – начало строительства храма Св. Софии в Киеве.

1043г. – неудачный поход Владимира Ярославича на Византию.

1045г. - начало строительства храма Св. Софии в Новгороде.

Изяслав I Ярославич

1054 – 1073гг., 1076 – 1078гг.

1068г. – поражение Ярославичей на р. Альте от половцев.

1068 – 1072гг. – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях. Дополнение «Русской Правды» «Правдой Ярославичей».

Святослав

II 1073 –1076 гг.

Всеволод

1078 – 1093гг.

1079г. – выступление Тмутараканского князя Романа Святославича против Всеволода Ярославича.

Святополк II Изяславич

1093 – 1113гг.

1093г. – разорение Южной Руси половцами.

1097г. – съезд русских князей в Любиче.

1103г. – разгром половцев Святополком и Владимиром Мономахом.

1113г. – кончина Святополка II, восстание горожан, смердов и закупов в Киеве.

Владимир Мономах

1113 – 1125гг.

1113г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира Мономаха о «закупах» /должниках/ и «резах» /процентах/.

1113 –1117гг. – написание «Повести временных лет».

1116г. – поход Владимира Мономаха с сыновьямина половцев.

Мстислав Великий

1125 – 1132гг.

1127 – 1130гг. – борьба Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка их в Византию.

1131 – 1132гг. – успешные походы на Литву.

Усобицы на Руси.

Московские князья.

Даниил Александрович 1276 – 1303гг.

Юрий Данилович 1303 –1325гг.

Иван Калита 1325 – 1340гг.

Семен Гордый 1340 – 1355553гг.

Иван II Красный 1353 –1359гг.

Дмитрий Донской1359 –1389гг.

Василий I 1389 – 1425гг.

Василий II Темный 1425 – 1462гг.

Иван III 1462 – 1505гг.

Василий III 1505 – 1533гг.

Иван IV Грозный 1533 – 1584гг.

Федор Иванович 1584 – 1598

Окончание династии Рюриковичей.

Смутное время.

1598 – 1613гг.

Борис Годунов 1598 – 1605гг.

Лжедмитрий I 1605 – 1606гг.

Василий Шуйский 1606 – 1610гг.

«Семибоярщина» 1610 – 1613гг.

Династия Романовых.

1613 –1917гг.

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

    Становление (начальный период)

  • Упадок и распад

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

    объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

    защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

    приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

    В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

    Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

    небесная – поклонение явлениям природы;

    земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

    подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

    Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

    Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

    Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

    Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

    У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

    Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

    Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

    Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

    христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

    православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

Рюрик……………………………………………………………………………..…3

Князь Олег……………………………………………………………………………..……..5

Князь Игорь……………………………………………………………………………..……7

Княгиня Ольга………………………………………………………………………………….9

Князь Святослав………………………………………………………………………..……13

Князь Ярополк………………………………………………………………………………16

Князь Владимир………………………………………………………………………..…..17

Литература…………………………………………………………………………..19

"История в некотором смысле есть священная книга народов:
главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;
скрижал откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение настоящего и пример будущего.»

Н. М. Карамзин

Рюрик

Образование Русского государства относится к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г) и других летописцев. Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В. Н. Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие-либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н. М. Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.

Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен - словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.

Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, недалеко от современного Белоозерска, в область финского народа веси, а Трувор - в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.

Следовательно, как повествует Н.М. Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».

Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.«Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге - до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» Н.М. Карамзин).

К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика - Аскольд и Дир, - возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.

Следовательно, как пишет Н.М. Карамзин, «...варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик - на севере, Аскольд и Дир - на юге».

В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так-то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.

Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.

Князь Олег

Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: «Вот сын Рюрика - ваш князь».

Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал:»Да будет Киев матерью городов Российских» (летопись).

Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.

На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем.

К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.

В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.

Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями («море крови»), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.

Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым.

Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.

Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.

Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат.

Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).

Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора «Повесть временных лет», говоря, в частности, о «приписывании» Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царьград, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г.

Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современникагорь уже в зрелом возрасте принял власть.

Князь Игорь

Смерть Олега ободрила побежденных древлян, и они в 913 г. попытались освободиться от Киева. Игорь усмирил их и прибавил дань. Но вскоре новые враги, сильные числом, страшные дерзостью и грабительством, явились на Русь. Это были печенеги. Они, как и другие народы, - гунны, угры, булгары, авары, - пришли с востока. Всех этих народов, кроме угров, больше нет в Европе.

Печенеги вели кочевой образ жизни, занимались грабежом. Они надеялись опустошить Киев, но встретились с сильным войском и вынуждены были удалиться в Бессарабию. Этот народ наводил ужас на соседей. Византийцы за золото и деньги использовали печенегов против угров, булгар и особенно славян. Почти два века в землях южнее Руси господствовали печенеги. Заключив мир с Игорем, они пять лет не тревожили русских, но с 920 г., как пишет Нестор, начали вторгаться в просторы Руси.

Княжение Игоря не ознаменовалось никакими великими событиями до 941 г., до войны русских с византийцами. Игорь, как и Олег, хотел прославить свое княжение воинскими подвигами. Если верить летописцам, то Игорь на десяти тысячах судов в 941 г. вошел в Русское (Черное) море. Он опустошил окраины Царьграда, обратил в пепел храмы, селения, монастыри. Но вскоре подошли византийские войска и флот. Они нанесли Игорю ощутимый урон и он с большими потерями покинул империю.

Игорь не унывал. Он хотел отомстить византийцам. В 943 - 944 гг. состоялся новый поход на Византию, но та откупилась богатыми дарами. Игорь возвратился в Киев. В 944 г. Русь и Византия заключили мир.

К старости Игорь действительно хотел мира. Но корыстолюбие дружины не позволило ему насладиться спокойствием. «Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобой, будем довольны». Ходить «в дань» значило собирать налоги.

Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился к древлянам. Там они изрядно пограбили местное население. Большая часть войска была отправлена в Киев, а Игорь еще хотел «побродить» по древлянской земле и пограбить народ. Но древляне, доведенные до крайности, напали на Игоря, привязали его к двум деревьям и разорвали надвое. Войско тоже было уничтожено. Во главе восставших древлян стоял князь Мал.

Так бесславно закончил свою жизнь Игорь. Он не имел в войне с византийцами тех успехов, какие добился Олег. Не было у Игоря и свойств его предшественника, но он сохранил целостность державы, основанной Рюриком и Олегом, отстоял честь и выгоды в договорах с Византией.

Однако народ укорял Игоря за то, что тот дал возможность опасным печенегам утвердиться по соседству с русскими и за то, что этот князь любил собирать со своих людей чрезмерную дань.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном однонациональным.

Княгиня Ольга

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда - воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря),и Свенельда - воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. Прежде всего она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.

На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. А вот в соседнем городе, более древнем, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.

Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград.Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

Умерла Ольга в 969 г. Народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы.

Князь Святослав

Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. Он пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу русского оружия, столь счастливого при Олеге. Святослав собрал войско. Среди своих воинов жил он, как и они, в суровых условиях: ел конину, сам жарил ее, пренебрегал холодом и ненастьем северного климата, не знал шатра, спал под открытым небом. Гордый Святослав всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести - никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (на врага).

В 964 г. Святослав покорил вятичей, которые платили дань Хазарскому каганату. Племя вятичей вошло в состав славянских народов Древней Руси, освободившись от гнета хазар. Прожив зиму на реке Итиль (Волга), весной 965 г. Святослав стремительно напал на столицу Хазарии город Итиль (Балангиар) и»одолел»его. Жители города разбежались. Столица хазар оказалась пуста.

В 965 г. воины Святослава вошли в земли ясов (осетин) и касогов (черкесов). Штурмом покорили хазарскую крепость Семикару и вышли к Сурожскому (Азовскому) морю. Несмотря на то, что здесь стояли мощные крепости Тмутаракань и Корчев (Керчь), их защитники не стали сражаться со Святославом. Они, прогнав хазарских наместников, перешли на сторону русичей. Святослав не стал пока беспокоить греческую Тавриду (Крым), так как не хотел ссориться с Византией.

Свои силы князь направил на неприступную крепость Саркел (Белая Вежа). Штурмом одолев крепость, Святослав покорил и этот хазарский город, тем самым значительно ослабил своих давних врагов - хазар и печенегов. Трофеи были большими, великой была слава древнерусского полководца.

В 967 г. с 60 тысячами воинов Святослав пошел войной на Болгарию. Перешли Дунай. Города сдались победителю. Болгарский царь Петр умер»от горести". Русский князь начал властвовать в древней Мизии. Там он жил, не думая, что его собственная столица находится в опасности. На Русь в 968 г. напали печенеги. Они подошли к Киеву, где находилась Ольга с детьми Святослава. В осажденном городе не хватало воды. Одному воину удалось пробраться из Киева к войску русичей и сообщить о бедствии. Святослав отомстил печенегам.

Вскоре Святослав снова устремился к берегам Дуная. Ольга просила сына немного подождать, не покидать ее, так как чувствовала себя плохо. Но он не послушал совета. Через четыре дня Ольга умерла. После смерти матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение - перенести столицу государства на берега Дуная. Он отдал Киев сыну Ярополку, другому сыну, Олегу - Древлянскую землю. У Святослава был еще третий сын - Владимир, родившийся от Ольгиной ключницы, прислуги Малуши. Новгородцы избрали его себе в князья.

Святослав вторично завоевал Болгарию, но вмешались византийцы, которые боялись грозного соседа. Византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец и дипломат, начал переговоры со Святославом. Но русский витязь отклонил мирные условия и уходить из Болгарии не собирался. Тогда Цимисхий начал вооружаться. Навстречу Святославу выступили прославленные византийские полководцы Варда Склир и патриций Петр. Весной 970 г., не став дожидаться прихода неприятеля, Святослав сам вступил во Фракию - коренную византийскую землю. На стороне русичей воевали также болгары, печенеги. Всадники Святослава смяли конницу Склира.

Русичи и болгарские отряды взяли Адрианополь. Бой под стенами города магистр Склир проиграл начисто. Дорогу на столицу Византии Константинополь защищать практически было некому. Объединенные силы «варваров», как их называли византийцы, под руководством Святослава перешли Македонию, разгромили войско магистра Иоанна Куркуаса и разорили всю страну.

У Цимисхия оставался один шанс - дипломатия. И он его использовал. Прибывшие византийские послы «выкупили» мир богатыми дарами и расходами на военные нужды. Святослав дал слово не вмешиваться больше в болгарские дела.

Но не таков был Цимисхий. 12 апреля 971 г. императорские полки неожиданно окружили столицу Болгарии - город Преслав, который защищал небольшой гарнизон русичей. В ожесточенных сражениях все они погибли. 17 апреля Цимисхий быстрым маршем подошел к Доростолу, где находился князь Святослав. Немногочисленное его войско показало образцы мужества и стойкости. Настоящее воинское искусство защиты и нападения продемонстрировал Святослав. Непрекращающиеся сражения шли до 22 июля. Было потеряно почти все войско русов - 15 тысяч убитых, но воинское счастье было все-таки на стороне Святослава. Цимисхий сам запросил мира (видимо, против него зрел заговор, и он вынужден был спасать свой трон).

По сказаниям, Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.

Святослав возвращался в Киев с отрядом изнуренных воинов. По мнению Нестора, жители Переяславца дали знать печенегам, что русский князь возвращается в Киев с великим богатством и малочисленной дружиной.

Несмотря на небольшое число изнуренных воинов, гордый Святослав решил сразиться с печенегами у порогов Днепра. В этом бою он и погиб (972 г.). Князь печенегов Куря, отрубив голову Святославу, из черепа сделал чашу. Только немногие русские воины во главе с воеводой Свенельдом спаслись и принесли в Киев горестную весть о гибели князя.

Таким образом, скончался знаменитый ратоборец. Но он, образец великих полководцев, как пишет Н.М. Карамзин, не является великим государем, так как славу побед уважал больше государственного блага, и характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка.

Князь Ярополк

По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве. Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде. Ярополк не имел власти над уделами своих братьев. Вскоре открылись пагубные последствия такого раздела, и брат пошел на брата. Ярополк решил идти на земли древлян и присоединить их к Киеву. Олег собрал воинов и выступил навстречу брату (977 г.), но его войско было разбито, а сам он погиб. Ярополк искренне оплакивал смерть брата.

Собрав дружину, Владимир через два года возвратился в Новгород и сменил наперсников Ярополка, сказав им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!» (летопись).

У Ярополка в Полоцке была прелестная невеста Рогнеда. Владимир, готовясь отнять у брата державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки. Рогнеда, верная Ярополку, ответила, что не может соединиться браком с сыном рабыни. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил отца Рогнеды - Рогволода, двух его сыновей и женился на Рогнеде. Затем он пошел к Киеву. Ярополк закрылся в городе, а потом покинул его, уйдя в город Родню (где Рось впадает в Днепр).

Через некоторое время Ярополк, слабый духом, при содействии своего воеводы Блуда, вошедшего в сговор с Владимиром, пришел к нему. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника племени Варяжского пронзили мечами грудь Ярополкову...» Н.М. Карамзин).

Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв четыре года киевским владетелем и три года главой всей Руси, «оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека».

Ярополк был женатым еще при своем отце, но сватался и за Рогнеду: многоженство не считалось беззаконием в языческой Руси.

Князь Владимир

Владимир скоро доказал, что родился быть государем великим. Он изъявил отменное усердие к языческим богам, соорудив нового Перуна с серебряной головой. На берегу Волхова был поставлен вновь отстроенный богатый город Перунов.

Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 - 983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов - мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.

Владимир уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить - убить мужа, но ей это сделать не удалось: Владимир отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город, построенный для них и названный Изяславлем.

Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.

В 988 г., собрав многочисленное войско, Владимир пошел на судах к греческому Херсону (на месте Севастополя), чтобы принять христианскую веру, но своеобразным путем - используя силу оружия. Осадили город, - изнуренные жаждой (после порчи Владимиром начинавшегося за городскими стенами водопровода) горожане сдались. Затем Владимир объявил византийским императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны. В случае отказа обещал взять Константинополь. Брак состоялся.

В том же 988 г. на Руси было принято христианство - важная веха в истории нашего государства. В Киеве возвели первую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.

Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.

В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами. Война с печенегами окончилась единоборством русского юноши небольшого роста, но большой силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил о землю...» (из летописи). Радостный Владимир в память этого случая заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша «переял» у врагов «славу» (возможно, легенда).

В течение трех лет (994 - 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.

Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгород). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.

Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости.

Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.

Слава Владимира осталась в былинах и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.

Литература

1. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

2..Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»

3. Карамзин Н.М. «Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», М.: изд. "Правда", 1989 год.

4. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», М.: изд. «Рассвет»,1992 год.

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.



Загрузка...