Кошки. Породы, стерилизация

Ключевая категория социологии. Категории социологии и их характеристика

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

Социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

Собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.);

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное» (1.1), через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследований. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями «социальные действия и взаимодействия», «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон – это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;

Законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;

Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;

Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;

Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые – отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т. е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т. е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.


| |

Несмотря на большое количество толкований предмета социологии, все они сводятся к тому, что социология изучает социальную действительность (главным субъектом которой является человек), для того чтобы лучше понять социальные связи и взаимодействия, социальные отношения. Делает она это с помощью специальных категорий, которые позволяют описывать социальную действительность и адекватно воспринимать ее.

Категории социологии - это общие понятия, которые воспроизводят определенные свойства общества и его составляющих (объекта) как целостной социальной системы. Исследование любого процесса, что происходит в обществе, требует выяснения сути самого общества, исследуемого процесса и явлений, что с ними связан этот процесс. Это делается с помощью специальных категорий, которые принято типологізувати так:

  • «категории определенности (социальные отношения, социальные общности, социальные группы, индивиды, социальные действия и т.п.). Они отвечают на вопрос «что это такое? чем оно является по отношению к обществу как объекта изучения?»;
  • категории предопределенности (интересы, потребности, нормы, ценности). Они отвечают на вопрос «почему индивид поступает именно так, а не так? чем обусловлено его действия?»;
  • категории выбора (стимулирование, мотивация, ценностно-нормативное регулирование). Они отвечают на вопрос «что необходимо сделать, чтобы человек действовал в соответствующий способ?».

Следовательно, категории определенности дают представление о сущности составляющих общества как социальной системы, а категории предопределенности и выбора объективного выяснения явлений и процессов, которые непосредственно влияют на роль и статус индивидов в общественной жизни.

Центральным и основополагающим понятием социологии является «социальное» . Проблема социального пронизывает всю историю развития социологической мысли. Рассматривая ее, чаще всего акцентируют внимание на том, что социальное - это эффект совместного, который возникает вследствие сознательного взаимодействия индивидов . Но общее наблюдается и в стадных совокупностях животных или в семьях насекомых. Очень наглядно это проявляется, например, у пчел, муравьев и др.

М. Вебер выделил как квинтэссенцию социального так называемое ожидания , т.е. ориентацию на соответствующую реакцию . Г. Осипов считает, что социальное - это совокупность каких-либо свойств и особенностей, которые формируются индивидами или сообществами в процессе совместной деятельности в конкретных условиях і проявляются в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлений и процессов общественной жизни. Социальное возникает тогда, когда поведение одного индивида подпадает под влияние другого индивида (группы индивидов) непосредственно или косвенно. Именно в процессе взаимодействия они влияют друг на друга и способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем социальных свойств, которые являются предметом социологического изучения.

Следует отличать понятие «социальное» в широком и узком смысле. В широком понимании «социальное» является синонимом «су -
общего» и означает все то, что относится к обществу, в отличие от природы. В узком смысле «социальное» означает только те аспекты общественной, которые определяются положением индивидов, социальных групп в социальной структуре общества, отношениями между социальными группами и между отдельными индивидами как представителями разных классов, наций, социальных организаций, профессионально-квалификационных и других социальных групп.

Ключевым понятием является социальные отношения - устоявшаяся, такая, что исторически сложившаяся за конкретных условий, места и времени, система связей между отдельными индивидами и социальными общностями, которые берут определенную участие в экономической, политической и духовной жизни, имеют определенный социальный статус, образ жизни, источники и уровни доходов и личного потребления. Эти отношения складываются по поводу места и роли человека в обществе, образа их жизни, условий существования. Они оказываются в результате сопоставления положения отдельных индивидов, социальных групп в социальной структуре через коммуникационные связи между ними, то есть через взаимный обмен информацией, оценки собственного положения по сравнению с положением других с целью влияния на результаты их деятельности, коррекции поведения и интересов.

Социальные отношения могут быть экономическими, политическими, правовыми, нравственными и т.д.

Например, экономические отношения - это материально опосредованные отношения, складывающиеся в процессе производства, учета, распределения и потребления.

Политические отношения - это отношения между классами, нациями и другими социальными группами, основным содержанием которых является завоевание, удержание и использование власти.

Изучение социальных отношений дает возможность заключать о взаимосвязи социальных сообществ и людей как представителей этих общин. Такие выводы делаются с различными свойствами и признаками: отношением к средствам производства и общественной собственности, местом в социальной структуре, роли в группе, степени обеспечения социальными благами, уровнем культуры, образования и квалификации, содержанием и условиями труда, средствами к существованию и размером личных доходов, потребностями, интересами, мотивами, ценностями и ценностными ориентациями. Общественные отношения опосредствуют социальные отношения, то есть отношения между людьми, которые устанавливаются в процессе определенной деятельности (политической, экономической, правовой) и делают людей не абстрактными, а конкретными индивидами. Поэтому социальные отношения невозможно выделить в чистом виде, как это можно сделать с экономическими, политическими, правовыми и т.д. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или сообществ при определенных социальных условий создает специфические социальные отношения.

Субъектом конкретного действия может быть только индивид, а не группа, сообщество или населения в целом, потому что только индивид может четко ставить цели, свободно выбирать необходимые средства ее достижения. Совокупность социальных отношений - это вся жизнедеятельность общества. В ней определяется место отдельного индивида или группы, сообщества, динамика их взаимоотношений и поведения в социальной среде, отношение к отдельных составляющих этой среды, мотивация действий и удовлетворение ними, ценностно-нормативная система и т.д. Это все подлежит изучению и социологическом анализа. От правильного анализа социальных отношений во многом зависит своевременное решение проблем жизнедеятельности общества, своевременное уменьшения социального напряжения до безопасного уровня.

Социальные отношения формируются в процессе социальной деятельности, т.е. совокупности действий отдельных личностей в социальной организации в связи с достижением определенных целей, реализацией интересов и удовлетворением потребностей.

Социальная деятельность - это процесс, который включает цель, средство и результат. Типы и формы социальной деятельности выделяются по субъектом, объектом, функциями и целями (индивидуальная, общественная, идеологическая, политическая, производственная, научная, воспитательная, репродуктивная, творческая и т.п.).

Социальная организация является своеобразной физиологией общества (механизм возникновения социальных противоречий, столкновения интересов различных групп, борьба исторически отживших форм организации общественного труда с новыми, более прогрессивными) и воссоздает историческую динамику его развития.

Личность изучается социологией не с точки зрения неповторимости (это является предметом психологии), а с позиции ее социально типичных качеств как субъекта социальных действий.

Личность как социальный тип характеризуется целой системой понятий, выражающих ее внутреннюю структуру и внешнее поведение.

Прежде всего это потребности - объективно и субъективно необходимые требования личности (группы) к условиям ее существования и источников развития.

Одни потребности характеризуют человека как біосоціальну существо (потребность в еде, отдыхе, сне), другие - как отдельного индивида (потребность в самоидентификации, безопасности, уважении, саморазвития). Эти потребности изучают психология и социальная психология. Для них потребность - состояние отдельного индивида, которому чего не хватает. Социология же изучает потребности человека как социального типа, то есть представителя социальной группы. Это потребности в справедливости (справедливой оплате труда), в гарантии прав (трудовой занятости, возможности повышения квалификации), в самоутверждении, самовыражении (должности, творческой работе) и т.д.

Это касается и интереса. Для психолога интерес - это проявление познанной необходимости, целевая направленность личности, ее эмоциональные переживания.

Социологи понимают интерес как осознанное, избирательное отношение личности или группы до любого объекта, который имеет для них жизненную значимость, ибо связан с удовлетворением их потребностей.

Интерес - это прежде всего осознание индивидом своего социального положения, то есть принадлежности к определенной социальной группе, и своего места в системе социальных позиций. Это может быть место в сфере профессионального разделения труда, в системе управления общественными процессами, в семье и т.д. Итак, социальный интерес является основным звеном, которое связывает реальное состояние с отражением его в сознании человека.

Социальные отношения существуют и реализуются в пределах социальной структуры общества, которая содержит совокупности социальных общностей, групп различного типа.

Социальная структура с ее многочисленными підструктурами (социо-профессиональными, соціостатусними, соціорегіональними, соціоетнічними) является внутренним устройством общества и отражает его будто в статике.

Проблемы социальной структуры принадлежат к так называемых фундаментальных знаний, то есть тех, что затрагивают сущность социальных явлений и процессов, закономерности формирования и развития которых изучает социология.

Социальное явление - это элемент социальной реальности, любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай. Это все то в социальной действительности, которая проявляет себя, существует, есть.

Последовательная смена явлений, состояний, изменения в развитии будь-чего, вообще движение, развитие любого явления естьсоциальным процессом. В социологии социальный процесс - это взаимодействие людей, которая определяет функционирование и изменения в человеческих отношениях, в положении социальных групп, отдельных индивидов, то есть в социальной структуре. Это может быть серия социальных явлений, связанных между собой структурными ли причинными (функциональными) зависимостями, которые способствуют перехода к определенной социальной системы, подсистемы, любого социального объекта из одного состояния в другое.

Социальные процессы отличаются по объектом, (человечество, су -
общество, класс, организация, малая группа); по степенью управления (стихийные, естественно-исторические, целеустремленные).

Социальные процессы могут характеризовать:

  • изменения в структуре личности (формирование установок, ценностных ориентаций, мотивации поведения);
  • взаимодействие нескольких индивидов (общение, личностные конфликты);
  • внутренне - и межгрупповая взаимодействие (адаптация, сплачивание, совместная работа).

Выделяют процессы функционирования, что обеспечивают воспроизведение качественного состояния объекта, и процессы развития, что обусловливают переход объекта к качественно новому состоянию. Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным.

Если такие процессы сопровождаются положительными сдвигами по сравнению с прошлым, то есть накоплением общественно значимого содержания, то имеет место прогресс - переход от низшего к высшему, более совершенного.

Результатом социального прогресса являются такие социальные отношения, рівнодійна которых имеет тенденцию максимального приближения к требованиям тех или иных социальных законов.

Социальный закон - это выражение существенных, необходимых и постоянно повторяющихся взаимосвязей и отношений между социальными явлениями и процессами, а прежде всего между деятельностью социальных общностей и действиями отдельных индивидов, обусловливающие возникновение, функционирование и развитие социальных систем.

Г. Осипов определяет социальный закон как относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, социальной организацией и личностью, городом и селом.

С. Фролов трактует социальные законы как объективные правила, которые существуют независимо от сознания и регулируют поведение людей по отношению друг к другу, основу которых составляют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремление людей к удовлетворению собственных потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д.

Социальные законы разделяют на общие і специфические. Общие изучает философия, а специфические - социология. Любой из социальных законов выражает отношения между различными индивидами, социальными сообществами и проявляется не вообще, а в конкретной форме - в их социальной деятельности.

В. Андрущенко и В. Волович выделяют социальные законы, которые:

  • констатируют сосуществования социальных явлений (если есть явление «А», то должно быть и явление «Б», например, индустриализация и урбанизация общества предопределяют сокращение занятости в сельском хозяйстве;
  • проявляют характер тенденций развития, влекущих за собой изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому, например: изменение производительных сил требует изменения характера производственных отношений, изменение содержания труда - изменения ее характера и т.д.;
  • обнаруживают связь между социальными явлениями (функциональные законы), то есть связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования;
  • фиксируют причинная связь между социальными явлениями, например: важным и необходимым условием социальной интеграции является рациональное сочетание общественных и личных интересов;
  • определяют возможность или вероятность связей между социальными явлениями, например: уровень разводов в разных странах колеблется согласно колебаний экономических циклов.

В зависимости от уровня действия социальные законы можно классифицировать на такие, что:

  • действуют на уровне социальных институтов (диалектическое единство человека и социальной среды; определяющая роль коллектива в развитии личности; постоянное совершенствование коллектива; ведущая роль производственного коллектива в системе коллективов);
  • определяют развитие составляющих социальной структуры су -
    общества:
    ускоренный рост городского населения; рост доли населения, занятого в сфере обслуживания; уменьшение количества крестьян и приближение их труда по содержанию и характеру к индустриальных видов труда; повышение темпов роста количества интеллигенции; увеличение внутрішньокласових отличий по сравнению с міжкласовими;
  • действуют на уровне конкретных социальных систем : самосовершенствование систем; пропорционален их развитие; диалектическое единство объективных и субъективных факторов в процессах управления социальными системами.

Регулируя социальные процессы, разрабатывая прогнозы, необходимо учитывать, прежде всего, действия таких законов:

  • закон наименьших затрат, по которому каждая система развивается в том направлении, где встречает наименьшее сопротивление внешней среды;
  • закона эволюционного потенциала, который заключается в следующем: что високоспеціалізованішою есть определенная форма социальных связей и что больше она приспособлена на данной стадии развития к внешней среды, то меньше ее возможности (потенциал) до перехода в новую стадию;
  • закона эффективности (за Е. Торндайком) , согласно которым вероятность появления реакции и ее интенсивность больше, если она подкрепляется успехами;
  • закона социального сравнения, что отражает общественные связи между индивидами (социальными группами) на основе общих жизненных сравнений собственного уровня жизни с уровнем жизни других людей или неким эталоном: «каким бы малым не был чей-то дом, - писал К. Маркс, - но пока дома, что его окружают, будут так же маленькими, он будет удовлетворять все требования, предъявляемые к жилья. Но когда рядом с маленьким домиком появляется дворец, то домик уменьшается до маленькой хижины, и жители сравнительно маленького домика чувствовать в своих четырех стенах все более некомфортно, с все большим неудовольствием, все более униженно». Этот закон имеет большое значение для организации стимулирования: справедливая, посильная для преодоления дистанция формирует эффект состязательности, несправедливая (чрезмерно большая) - пассивность, негативные эмоции, даже отчаяние;
  • закона подъема потребностей, за которым с удовольствием одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развиты. Этот закон характеризует объективный характер динамики человеческих потребностей (угасания одних, появление других, их развитие, замена) по мере совершенствования материального производства, изменения условий и образа жизни. Подъем потребностей - это прежде всего их ошляхетнення, одухотворение;
  • закон свободного времени, который заключается в том, что для повышения эффективности общественной деятельности государство должно выделять часть совокупного времени как свободное время. Но свободное время, не заполненный общественно полезными или лично значимыми занятиями, становится тормозом развития личности и общества. Отсюда вытекает потребность рациональной организации использования свободного времени, повышение культуры досуга;
  • закона больших чисел, что отражает логику количественных изменений в социальных системах. Он гласит, что совокупность действий большого количества случайных факторов (причин, условий) приводит к результату, почти независимого от одного конкретного случая. Это закон, который отражает связь статистических показателей (параметров) выборочной и генеральной совокупности. Будучи массовыми явлениями, социальные процессы и действия людей (спрос, удовольствие, общественное мнение и т.п.) подчиняются статистическим закономерностям.

Фактическое значение статистических показателей, полученных выборочно, всегда отличается от так называемых теоретических значений, характерных для генеральной совокупности. Закон больших чисел заключается в том, что фактические данные по мере увеличения количества обследований все больше приближаются к теоретически ожидаемых значений, поскольку в случае увеличения объема выборки происходит взаимное «погашения» индивидуальных отклонений от уровня генеральной совокупности и проявляется закономерность, которая лежит в основе явления, что изучается.

По закону больших чисел для каждого параметра генеральной совокупности может быть рассчитан минимальный объем выборочной совокупности, когда разница между теоретическими и фактическими значениями параметров не превышает заданной величины.

Особенность социальных законов в том, что в них четко прослеживается объективность. Например, закон пропорционального развития социальных систем устанавливает необходимость изменения всех элементов системы, для того чтобы она обрела нового качества (прогрессивно развивалась), не выражает взгляды тех или иных ученых (или науки вообще), а объективную природу связей элементов в системах. Если этот закон нарушается, то независимо от намерений субъекта происходит торможение тех элементов, которые непропорционально вырвались вперед. Производство как социальная система развивается успешно, если совершенствуется не только техника и технология, но и его социальные аспекты, социальная инфраструктура. В то же время, хотя действие социальных законов является объективной, она связана с субъективным фактором и реализуется (в отличие от законов природы) только через деятельность людей.

Сегодня отношение социологов к законам несколько изменилось. Если раньше считалось, что закон определяет развитие определенных систем на все времена, то сейчас его воспринимают лишь как тенденцию, которая может иметь место в будущем, а может и не иметь. Недавние представления о том, что общество развивается по раз и навсегда данным законам, не выдержало проверки жизнью. Предсказание - это не пророчество.

Социологические исследования помогают устанавливать характер и уровень развития социальных отношений, формы проявления социальных законов в различных сферах жизнедеятельности общества, выявлять факторы, которые противодействуют реализации законов, и на этой основе разрабатывать систему практических мер для устранения этих факторов. Знание законов необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе. На основании научного изучения форм проявления и механизмов действия социальных законов осуществляется социальное регулирование.

Социальное регулирование - это сознательное вмешательство в социальные процессы и социальные изменения, которое осуществляется в различных формах и имеет целью поддержание равновесия в социальной системе, ее развитие через ввод в нее регуляторов (норм, правил, целей и т.д.).

Предметом эмпирического социологического исследования, которое обобщает социальные факты, является определение закономерности, то есть степени вероятности определенного события или явления или их взаимосвязи. Более слабым видом закономерности есть тенденция, которая показывает основное направление развития события мере приближения реального процесса к объективной закономерности. В процессе многократного повторения близких тенденций оказываются более-менее устойчивые связи между ними, которые формируются в законы, которые являются предметом теоретического социологического исследования.

Законы как знание о сущности, всеобщность и необходимость явлений отражает именно социологическая теория. Ее составляющими являются категории и понятия, которые используются для описания фактов.

Однако нельзя допускать социологического редукционизма - теоретической и методологической ориентации, которая сводит специфику человеческого бытия лишь к его социологического аспекта, попытки толковать все без исключения формы деятельности человека категориями социологии.

Социология не ограничивается рассмотренными категориями. Она заимствует многие понятий из других наук, например, с экономической теории (производительные силы, трудовые ресурсы), философии (субъект, коллективность), психологии (установка, ориентация, мотивация) и т.д.

Взаимообогащение понятийного аппарата - процесс необходимый и объективный. Он свидетельствует о гибкость и динамичность знаний. Для социологии это имеет особенно важное значение, поскольку она сама находится все еще в процессе становления.

Вопрос 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

Мне известны следующие основные концепции, раскрывающие специфику социологии. Основные концепции можно разделить на три группы. Концепцией так называемой первой группы считаю, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете изучения, а в том, как она изучает этот предмет (общество). То есть методы изучения более важны, чем в других науках. Концепция второй группы заключается в рассмотрении социологии как науки о социальном взаимодействии, социальных связей, социальных отношениях, а также о социальных системах в целом. Третья группа раскрывает специфику социологии как науки о социальном поведении. При этом социология предстает как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении социальных общностей и личности, в них включенной.

В основе социологии лежат такие категории как «общество», «гражданское общество», «социальная система», «социальная структура», «социальная общность» и так далее. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией является понятие «социальное». Раскроем понятия, лежащие в основе этих категорий.

· Общество - выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество).

· Гражданское общество - понятие, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и деполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Гражданское общество - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов.

· И раскроем такое понятие как «социальное» - отражает взаимообусловленность индивидного ("атомарного", "ядерного") бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной статики и социальной динамики, с другой. Все остальные категории, содержащие слово «социальное», только расширяют и уточняют это понятия.

Вопрос 3. Какие социальные институты Вы знаете?

Мне известны следующие социальные институты. Политические институты - государство, партии и т.д. Экономико-социальные институты - собственность, деньги, банки и т.д. Социакультурные и воспитательные институты. Нормативно-ориентирующие и нормативно-санкционирующие институты. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.

Вопрос 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?

Современные ученые трактуют глобальный мир следующим образом. Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые решением глобальной проблемы человечества видят единство мира. Другие считают предметом исследования целостность бытия человечества. Ученые первой группы признают в качестве глобальных проблем такие, как: рост численности населения, обеспеченность населения Земли водой и продовольствием, кризис управления, несбалансированный экономический рост разных стран мира, возможность ядерной войны, всемирное потепление, озоновые дыры, парниковый эффект, мировые болезни: СПИД, рак и т.д. В последние пару лет добавилась проблема «Птичьего гриппа». В свете событий последних лет в мире все острее встает проблема распределения топливных ресурсов стран востока со сверхдержавами и все более реальнее стоит проблема применения оружия массового поражения. К этому понятию можно отнести ядерное, химическое оружие. Ученые второй группы делятся на два направления. Все страны будут идти путем западной цивилизации, что будет способствовать прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства и т.д. - это виденье одних ученых. Другие ученые считают, что следование западу приведет к таким проблемам как наркомания, пьянство, к развитию криминала. В целом современные ученые трактуют глобальный мир по-разному. Во многом мнение конкретного ученого зависит о той культуры, в которой он вырос. Но, наверное, с развитием глобальной сети Интернет будет меняться и трактовки глобального мира. Сейчас, на мой взгляд, ситуация в мире напоминает ситуацию, которая складывалась в середине 20-го века, но если тогда накал отношений был между Германией и СССР, то сейчас между США и станами востока.

Вопрос 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Социальное неравенство, на мой взгляд, это основная проблема общества, решением которой начали заниматься с появления классов в обществе. А расслоение общества началось с появлением первого государства. На протяжении истории мы наблюдаем разные пути решения. Примером могут послужить революционные восстания, но как только революция затихала, проблема опять начинала накапливаться. В редких случаях высший класс принимал меры (реформа, сокращения налогов, принятие законов и т.п.), что сокращало уровень социального неравенства. Если переход между классами возможен (существует мобильность), то возможно сглаживать эту проблему. Существует мнение, что решение данной проблемы приведет к утопии: никто не будет работать дворниками, шахтёрами и другими мало привлекательными профессиями и мир погрузится в хаос. Но сейчас решения для данной проблемы можно найти в роботах. Роботы будут выполнять всю однородную работу. Но даже тогда социальное неравенство не искоренится, но уровень проблемы заметно снизится. Развитие общества достигнет своего пика. Выходит, что социальное неравенство - это, своего рода, двигатель общества. Задача общества держать социальное неравенство на конкретном уровне.

Вопрос 6. Раскройте понятие «социальная стратификация»

Само понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где это понятие обозначает и описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Социальная стратификация - это расслоение людей. Расслоение обозначает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и нищих. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В более сложных обществах неравенство было значительным, иногда очень сильным. Оно разделило людей по стратам, то есть по доходам, уровню образования, власти, социальному престижу. Формирование социальных страт в обществе - это и есть стратификация. Наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из определяющих черт демократического государства.

Вопрос 7. Как происходит процесс социализации личности?

Рассмотрим процесс социализации личности. Но для начала дадим определение термину «социализация»: это процесс, в ходе которого индивидуумом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивидуума как личности. При рождении человек не имеет своего собственного Я, то есть не является личностью. В возрасте около полутора лет начинают использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ своего собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, процесс социализации личности возможен только в процессе взаимодействии с другими личностями. Без общества процесс социализации личности невозможен. Человек, который вырос среди животных за пределами человеческого общества, не является личностью, он не имеет собственного Я.

Вопрос 8. Какие виды субкультур Вы знаете?

Мне знакомы следующие виды субкультур: Субкультура -- культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

В СССР молодёжные субкультуры в целом были малоразвиты. Причиной этого была цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. А вот знакомые мне субкультуры

Старые субкультуры, существовавшие еще в СССР: байкеры, гопники, люберы, неформалы; Музыкальные: альтернативщики, антипоперы, зижуал кидс, готы, джанглисты, кельтская субкультура, кибер-готы, металлисты, моды, панки, растаманы, рокеры, рэйверы, рэпперы, скинхеды, стрейт-эйджеры, фолкеры, хип-хоп, эмо-киды; Футбольные: ультрас, футбольные хулиганы; Технические: геймеры, демосцена, марио бой, отаку, хакеры; Политические: анархисты, антифа, битники, веганы, зелёные, НС-скинхеды, Нью-Эйдж, хиппи, яппи; Сексуальные: гомосексуалы, лесбиянки, трансвиститы; Другие: нудисты, падонки, реконструкторы, религиозные субкультуры фурри, художники граффити.

Вопрос 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?

Социальные движения проходят следующие стадии в процессе своего развития: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации и стадия распада движения

Вопрос 10. Каковы причины девиантного поведения?

К причинам девиантного поведения можно отнести, прежде всего, нарушения хода социализации личности. К примеру, когда ребёнок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливой. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим людям, отсутствуют ориентации на будущие, беспокойство и тревога, отклоняющие поведение.

Вопрос 11. Какова природа социального конфликта?

Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силы социальных изменений, которые в условиях классово антагонистических формаций в социально-экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. Но один из создателей современной науки о конфликтах - конфликтология, Р. Даарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. А причиной является стремление к доминированию. В свою очередь русский социолог Питирим Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, Это, прежде всего, потребность в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Таким образом мы видим, что природу социальных конфликтов разные люди видят по-разному.

социология девиантный неравенство конфликт

Вопрос 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных факторах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. При этом в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу вопросов. Существует множество видов опросов: основными способами считают письменный способ или анкетирование и устный или интервьюирование. Анкетирование может быть как индивидуальным, так и групповым. Групповой анкетированный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой 15 - 20 человек. Это обеспечивает полную возвращаемость анкет по сравнению с индивидуальным анкетированием. Интервью - это метод получения первичной социальной информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы. Во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе. В-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».

Категория социального факта

В любой науке, в социологии в том числе, основой научного знания признается категория факта. Вопрос научного понимания этой исходной единицы социологического анализа рассматривал один из основоположников социологии как науки французский мыслитель Дюркгейм в своей работе «Метод социологии». Он подчеркивал, что любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемых другими науками. Эту категорию фактов, не изучаемых другими науками, а изучаемых социологией, Дюркгейм назвал социальными фактами. Для Дюркгейма было совершенно очевидным, что материя социальной жизни не может объясняться ни биологическими, ни психологическими факторами. Она требует иного подхода. Отсюда знаменитый тезис Дюркгейма, выражающий требование «социальное объяснять социальным».

В современной социологии факт — это не просто констатация какого-либо единичного явления или веши. Социальный факт — это объективный результат и форма взаимодействия людей, социальных групп, классов, иных социальных общностей. Еще Гегель подчеркивал, что в отношении социального факта речь должна идти не просто о любом взаимодействии, а о том, которое указывает на связь с его определенным целым, образующим (организующим) и объясняющим это целое, то есть раскрывающим его социальную значимость.

Эмпирическое выражение социального факта может быть сведено к его широкой и всесторонней научной интерпретации: описанию, измерению, накоплению, апробации и т.д. Теоретическое выражение заключается в том, чтобы, с одной стороны, выработать руководящую идею отбора фактов, с другой — вычленить в них существенное содержание и новые обобщения.

Признание понятия социального факта в качестве исходной единицы научного анализа является необходимым, но недостаточным условием полноты начального социологического знания. Любое социальное целое есть результат взаимодействия в нем совокупности природно-исторических, социально-экономических, культурологических и иных социальных факторов, то есть своеобразных движущих сил совершающихся общественных процессов и необходимых условий бытия социальных фактов. Поэтому социология наряду с фактами призвана исследовать и факторы, выявля ть их разнообразие, характер взаимодействия и качество. Социология тем и отличается от других общественных наук, что она изучает не те или иные стороны или аспекты общественных отношений (экономических, политических, моральных и т.п.), а всю их совокупность в каждом отдельном явлении, в каждой отдельной точке социального пространства. Более того, совокупность факторов, составляющих целое, для социолога интересна не сама по себе, не как их статистическая совокупность. Социология прежде всего анализирует те факты, которые определяют направление и содержание развития целого: факторы созидания (конструктивные), факторы разрушения (деструктивные), факторы препятствия. Выявление этих качеств дает социологии основание для разработки конкретных программ преобразования исследуемого объекта в заданном, социально значимом направлении.

Многообразие факторов, изучаемых социологией, Конт подразделил на два больших класса: статичные, то есть сохраняющиеся неизменными на протяжении длительною периода истории, но оказывающие влияние на целое (климат, географическая среда, расовые и национальные различия, антропологические характеристики людей, структурные элементы социума и др.), и динамичные, то есть связанные непосредственно с деятельностью людей и ее результатами и находящиеся в постоянном изменении и развитии (экономика, политика, торговля, культура, производство, воспитание, нравственность, образ жизни и т.п.).

Классификация Конта явилась в определенной мере методологическим указанием для многих последующих социологов в рамках так называемых школ «одного фактора» в Западной Европе (механической, биологической, психологической, географической, ра- сово-антропологической и др.), которые, следуя известной в философии традиции искать исходный «кирпичик» мироздания, такой поиск в социологии сводили к той же цели.

Каждая из таких школ, решая вопрос о движущих силах социального развития, прежде всего факторов, которые, по их мнению, в конечном итоге определяют качества общественных систем и способности человека, подчеркивала, таким образом, одностороннее преимущество или решающую роль одного из них и на этой основе создавала обособленные социологические концепции. Впоследствии «однофакторный» подход был вытеснен более развитым «системным», однако научный вклад, который эти школы внесли в развитие общественной мысли, оказался достаточно значительным. Во-первых, они продвигали социологию к более глубокому пониманию ее собственной специфики и метода, развивая и обогащая его; во- вторых, факторный анализ явился одним из наиболее эффективных методов современного социологического исследования, поскольку позволял не только достигать необходимой целостности знания о предмете, но и определять в нем действительно необходимые, решающие факторы в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого социального пространства и времени.

Категория социального действия

Одна из базовых категорий социологии, которая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности. Он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым лишь в том случае, когда индивид осознает смысл и цели своих поступков, делает свободный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при этом на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. Однако это не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии является, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — это базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание этого исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении своей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в этой области является диалектика, то есть наиболее полный, свободный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету...» ". Диалектический метод включает в себя в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, которые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), ибо общество — это организация, которая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно поэтому в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило, два уровня познания — теоретический и эмпирический.

С одной стороны, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными свойствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения которых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности.

В социологии, как и в любой другой науке, основной единицей научного знания признается категория факта. Любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда она имеет предметом своего изучения категории фактов, не изучаемых другими науками. Эта категория фактов, которая является предметом изучения лишь социологии, называется социальными фактами.

Определение 1

Социальный факт – это объективный результат, форма взаимодействия людей, социальных групп, классов и других социальных общностей и объединений.

Социальный факт может выражаться, как в возможности его всесторонней научной интерпретации, так и в анализе и обобщении информации об общественных явлениях и закономерностях.

Социальные факторы

Однако признание понятия социального факта в качестве основной единицы научного знания это недостаточное условие для полноты социологического знания.

Для построения объективной картины реальности необходимо также учитывать влияние на социальную жизнь общества природно-исторических, социально – экономических, культурологических и других социальных факторов.

Они являются движущей силой совершающихся общественных процессов и необходимым условием существования социальных фактов. Именно поэтому социология наряду с фактами занимается исследованием факторов, их разнообразия и особенностей влияния на развитие общественных явлений.

Категория социального действия

Еще одной базовой категорией социологии является категория социального действия, которая включает в себя глубокое и полное понимание предмета социологии как науки. Впервые это понятие ввел Вебер, он выделил четкие критерии его социальности. Он считал, что поведение человека лишь тогда становится предметом изучения науки, когда тот осознает смысл и цель своих поступков и действий, осознанно и свободно выбирает для себя цель деятельности, ориентируясь при этом на поведение окружающих его людей, на их возможные ожидания и действия. Это не единственное социальное действие по Веберу. Не менее важным он считал ценностно-рациональное действие, которое базируется на осознанной ориентации и твердой вере в принятые в обществе идеалы и убеждения.

Продолжил изучение и обоснование категории социального действия американский ученый – социолог Парсонс. Он дал обоснование тому, что социальное действие – это основная, базовая единица социологического анализа.

Социальное взаимодействие

Более глубокое понимание характеру социального действия, как категории социологии, придал американский социолог и культуролог П. Сорокин, который определил в качестве единицы анализа категорию не просто социального действия, а социального взаимодействия.

По мнению ученого вся общественная жизнь, социальные процессы являются результатом различных комбинаций социального взаимодействия. Согласно его теории структура социального взаимодействия состоит из трех элементов:

  1. Минимум двух человек, которые взаимодействуют друг с другом.
  2. Непосредственных действий индивидов.
  3. Проводников действий индивидов. К ним Сорокин относил язык, письменность, музыку, живопись, предметы быта и т.д. Наличие или отсутствие подобных проводников предоставляет возможность оценивать интенсивность социального взаимодействия между людьми.

Замечание 1

Каждая наука в процессе своего существования и развития оперирует определенными категориями, и социология не является исключением. Категория это наиболее важные, существенные, отражающие основные цели и содержание науки представления и понятия, отражающие сущность и цель существования науки как таковой.



Загрузка...