Кошки. Породы, стерилизация

Уровни мировоззрения. Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения . В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

- Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

- Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

- Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

- Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения . В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения . Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззренческие вопросы: кем человек создан. Особенность мировых вопросов заключается в том, что на них в данный момент или в принципе не может не быть однозначного ответа.

1) жизненно практический или уровень обыденного создания;

2) теоретически или научный.

На формирование первого уровня влияют навыки, обычаи, традиции, уровни профессиональной и духовной культуры и так далее. Этот уровень нередко противоречив и обладает определёнными недостатками (необоснованностью, непродуманностью, несистематичностью и так далее). Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне, к которому относится философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержание, так и способов достижения обобщенных знаний.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Идеализм – это направление в философии, которое за основу считает идеальное, субъективное, психическое и т.Д

Основной вопрос философии и различные варианты его решения.. под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых.. субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания (ФЗ)
Основными разделами философского знания являются: 1) Онтология: этот раздел изучает бытие и небытие, пространство и время, развитие движения, изменения и так далее. 2) Гносеология

Основные мировоззренческие формы
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология– это форма мировоззрения, возникшая на ранних этапах развития человечества, основой которой является ве

Функции философии
Связь философии с жизнью проявляется в философиях, которое она выполняет. 1) Мировоззренческая является главной философией, так она совпадает с её содержанием. Эта философия призвана форми

Понятие бытия, субстанции, материи
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается э

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, противоречия, сущность закона
Противоположности – такие черты, стороны предмета, которые взаимно – дополняют и взаимоотрицают друг друга, не могут существовать друг без друга. Противоположности применяются: 1)

Это его функции
это место в определённом процессе. Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой ко

Возможность и действительность, их взаимосвязь
Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют разные стороны одного и того же предмета. Возможность – это тенденции, предпосылки возник

Природа сознания
Понятие сознания возникло в древности, и оно отождествлялось с понятием души; под душой древние понимали всю совокупность психических процессов: способность видеть, слышать, чувствовать, переживать

Уровни и формы отражения действительности
Отражение – способность объектов воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. зависимость отражения от отображ

Сознание человека и психика животных
Сознание человека отличается от психики животных 2 обстоятельствами: 1.Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2.Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью созна

Рациональное познание или абстрактное мышление
Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

Понятие социальной структуры общества
Для качественной характеристики общества исследуется понятие социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодейств

Теория социальной стратификации
В западной социологии на основе классообразующих признаков возникла теория социальной стратификации (при анализе понятия социальной структуры общества), разработанная Питиримом Сорокиным. Данная те

Человек как личность
Для качественной характеристики личности используется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек - это понятие, относящиеся к человеческому роду в целом и выражающие те социальные ха

Социализация личности
Процесс формирования личности вне общества вообще не возможен. Социализация – это процесс, начинающийся с детства и продолжающийся всю жизнь; Социализация

Эллинестический
Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость

Критерий прогресса - показатель степени развития общества
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует

Формационное развитие общества
Создателем является Карл Маркс. «Существует пять форм: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Фо

Цивилизационный подход развития общества
Этот подход основали русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби. Идея цивилизации

Культура и цивилизация
Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты : знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический .

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание . 1. Мировосприятие . Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание . Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение . Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация .

Вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение

Философия

Справедливость

Гуманизм

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

Вопрос 2: Предмет и функции философии

Предмет философии: философия как учебная дисциплина.

Основные функции философии:

1. мировоззренческое (отвечает на вопросы).

2. методологическое (научное знание подразделяется на знание о мире и знание о знании).

Метод - универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении практических вопросов, исследованиях независимо от объекта исследования.

Методология - это дедуктивных суждений где в качестве большой посылки используются общие принципы. Например, для того чтобы решать богословские проблемы среднековые теологи использовали идеи античных философов, через 1,5тыс. лет после того как они покинули.

Вопрос 3:Природа философского знания, проблемное поле философии

Есть две области человеческих знаний, которых никогда не устаревают, это математика и философия, все остальное так или иначе становиться архаичным. Подлинно философское знание рефлексивна, это - метафизика (И.Кант).

Метафизика буквально за пределами природы, за пределами природы находится разум. Значит, философия - это наука рефлексивно исследующее основание разума. Никакая другая наука не имеет соответствующего понятийного аппарата (средств) для исследования «вечных» философских вопросов, которые веками ставят перед собой человек и человечество: (что есть мир, как целое?; место человека в мире?; смысл человеческой жизни?; основание и границы человеческого познания?; смысл истории?; «И.Кант считал что основные философские вопросы таковы: что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Что есть человек?»). - мировоззренческие вопросы.

[Рефлексия - это внутренняя отражение. Философская рефлексия - это исследование разума своих оснований. Каждый человек рано или поздно задается мировоззренческими вопросами. Заглядывая в себя он порою не находит ответа на них, здесь могут помочь три формы культуры - религия, искусство и философия. Они говорят на разных языках, религия говорит на символе и мифологии, искусство на языке худ.образов, философия на языке понятий. Философская одаренность по Платону это способность души припоминать то, что она видела в мире эйдосов. Душа философа это делает лучше других: обращаясь к себе даже с частными вопросами, она получает ответы на уровне всеобщего.].

Вопрос 4:Происхождение философии

Философия возникла в древнем обществе на западе и востоке одновременно 6-7в. до н.э. Европейская модель возникновение философии:

Философия возникла в античном мире в 6-5вв. До н.э.

Процесс возникновения:

1. полисная греческая цивилизация имела развитую досуговую сферу, поэтому свободные граждане дискутировали свое свободное время «трудились только рабы; свободные граждане использовали свободное время для наслаждения от своего ума и телесности, последняя обладала эстетической ценностью;» представители богатых родов путешествовали на Восток и приносили в полис философские идеи подчеркнутые в Китае, Индии, эти идеи становились материалом для обсуждения полестрах (общ.баня).

2. До укоренения и распространения философской тематики в полисной культуре преобладала мифология. Постепенно в 4-3вв. Философская тематика вышла на первый план, а мифология сохранилась, но утратила свои приоритеты.

3. Каста жрецов, оракулов располагала монополией на положительное знание, но философия сделала систему распространения знания более демократичной.

Современная философия разнообразна по направлениям, концепциям, т. к в ней представлены все по-настоящему философские учения, тексты (за 2,5 тыс.лет философское развитие человечества).

Вопрос 5:Основные особенности философии:

1)понятийный характер философского знания (античные философы считали что философское знание держится на понятиях, понятие - это эпистемы, т.е отражение сущности).

2)Основная забота философии - это всеобщее, т.е задачи найти некоторые всеобщее основания в мире, в жизни.

3)Диалогичность философии: философия выполняет в обществе объединяющею роль, т.к создает единые ментальные основания для человеческого взаимопонимания, сотрудничества, но особо важно то, что философии осуществляется это функция на уровне всеобщего.

Вопрос 6:Структура философского знания.

СФЗ выделяется по разным основаниям:

1. по проблемным областям: - онтология (наука о бытии (материалистическая онтология))

гносеология (научное учении о познании)

аксиология (учение о ценностях).

Антропология (наука о бытие)

2. По типам философствования (что в центре фил.картины мира): - антропоцентризм (человек)

Социоцентризм

Космоцентризм (порядок)

Натурцентризм (природа, однако философия рефлексивна она исследует не природу как таковую а то как природа может быть отражена в человеческом сознании).

Теоцентризм (бог)

3. по историко-культурным основаниям: - античная философия, средневековая философия, немецкая классическая философия.

«Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления»; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной юридической деятельности:

- «применять философские принципы и законы, формы и методы познания ф юридической деятельности».

- «владеть навыками, использование философским методов для философско-правового анализа».

4. по философским школам и направлениям (материализм, идеализм).

Материализм -это философия с точки зрения которой первично материя, а осознание вторично (яв-ся свойством высокоразвитым). Материалисты не отрицают идеальное, но настаивают, что идеальное должно носит что-то материальное. Материалисты считающие что мысль материально это вульгарные материалисты.

Идеализм - это философия согласно которой первичен дух (абсолютный дух Гегеля --(объективный идеализм): первично надличностное сознание, мировой дух, мировая воля.), сознание, ощущения (субъективный идеализм: вещи - комплексы ощущений субъекта), материя, вещи вторичны, идеи, идеальное могут существовать без материального носителя.

5. по предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия, этика, эстетика, философия истории.

Человек и его бытиё.

Человек и его бытие основные концепции человеческой антропологии(марксизм).

Аксиологическая проблематика.

Диалектика

Этика Сократа.

Сократ - это философ, который не оставил письменного наследия, но его идеи сохранились на тысячалетия на философских текстах Платона, Диогена Лаерцкого и другие. Его вклад в истории философской жизни:

I. Он основоположник диалектики как метода мышления (до Сократа деаликтические формы мышления в анитчной философии проявлялись стихийно, например, «наивная диалектика Милетцской школы»: «большое малое, притяжение отталкивание, живое мертвое, влажное сухое»; Сократ сформулировал основные методы введения диалога, тем самым положив начало диалектической традиции философской мысли). Диалектика - это метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности - это такие стороны процесса, которые друг друга отрицают, но при этом друг друга обусловливают, взаимно дополняют, составляя единое целое.

Методы ведения диалога по Сократу.:

· арабское (майефтика) - это родовспамажении мысли с помощью наводящих вопросов (участник диалога не заявляет прямо о своей позиции, а с помощью наводящих вопрсов создает впечатление что оппонент сам пришел к тем выводам которые выгодны).

· Ирония - это доведение до абсурда мысли оппонента при видимом согласии с ним.

Соотношение право и морали

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей воле, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мыслей и совести не может предоставлятся в принципе. Однако в нормах международного права о правах человека и в Конституции РФ такое право предоставляется право на свободу мысли и совести, такие формулировки противоречат высше описанным принципам поэтому не случайно эти нормы в их реализации чрезвычайно коллегиальна. А также используются для злоупотребления правом тоталитарными секциями, порнографами и так далее. У Канта мораль и право это взаимодополняющие способы нормативного регулирования отношений поведения и отношения. Однако мораль и право это разные способы праворегулирования. У атичной аксеологии имется гносеологические отношения. Моральные нормы - это внутренний регулятор поведения, а правовые нормы - это внешние регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкций, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Практическая свобода - это свобода реализованная в поступке.

Праизвол- свобода без правил, фактически, несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений, потому что нет органичений, нет свободы как феномена. Нету зла нету добра. Разум налагая на себя органичения создает тем самым пространство своей свободы.

45 вопрос: Постструктуралистская концепция соотношения своды и права, её влияние на современную юриспруденцию

В 60-х годах 20 века постструктуралисты Гваттари, Мишель и другие создали концепцию оказавшую сильное влияние на правосознание 20 века: «свободным является только поступок основанный на безумии, идеалом свободного человека являтеся шизоид». С этой точки зрения: если право на свободу это естесственное неотъемлемое право человека то путем к свободе является безумие, а проявлением свободы является дивиантное отклоняющее поведение.

вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем на смысл жизни, на смысл истории, на основания, границы человеческого познания.

Философия - это теоретическая рефлексия на мировоззрение.

Мировоззрение складывается стихийно , а философия носит характер учения.

В центре мировоззрения - субъект его носитель, т. е мировоззрение это своего рода призма, через которую индивидуальный или коллективный субъект воспринимают мир.

С. С. Алексеев о Юридическом мировоззрении: это основа законодательной, правоприменительной и право пользовательской деятельности. На его основе гражданин может «приватизировать» свои права.

Уровни мировоззрения(3 уровни):

Теоретический уровень мировоззрения - это знания, основанные на науке (научно обоснованные знания), оно носит понятийный характер.

Сакральный уровень мировоззрения - это система идеалов и ценностей (как религиозных, так и светских).

Обыденный уровень мировоззрения - это система обычаев, суеверий, стандартов повседневных практик.

«Сакральный» значит - священный.

Типы мировоззрения выделяются по различным основаниям:

По историческим (первобытная, феодальная и т. д)

По социокультурным (сословным, мещанский и т. д)

Мировоззрение по социальным признакам (профессиональным и т. д)

В юридическом мировоззрении мы можем выделить такие же уровни и типы.

К числу идеалов относятся такие ценности:

Справедливость

Гуманизм

Права человека и их охрана, защита

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.



Загрузка...